Постановление Правительства РФ от 10 мая 2017 г. № 543 "О порядке оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон" (в редакции, актуальной с 23
ноября 2019 г., В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые Правила оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон. 2. Министерству энергетики Российской Федерации до 1 января 2018 г. утвердить методику проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон. 3. Пункт 1 настоящего постановления вступает в силу с 1 июля 2018 г.
Правила оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон(утв. постановлением Правительства РФ от 10 мая 2017 г. № 543) I. Общие положения1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения 110 кВ и выше и (или) объектами по производству электрической энергии суммарной установленной мощностью 25 МВт и более, в том числе объектами по производству электрической энергии, функционирующими в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (далее - объекты электроэнергетики), а также субъектов электроэнергетики, являющихся субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (далее - субъекты электроэнергетики), к работе в отопительный сезон (далее - оценка готовности). 2. Настоящие Правила не распространяются на принадлежащие субъектам электроэнергетики на праве собственности или ином законном основании объекты по производству электрической энергии, для которых одновременно соблюдаются следующие условия: 100 процентов объема производства электрической энергии на объекте по производству электрической энергии за предшествующий календарный год использовались для удовлетворения собственных производственных нужд объектов основного промышленного производства субъекта электроэнергетики, владеющего на праве собственности или ином законном основании указанным объектом по производству электрической энергии; объекты основного промышленного производства указанного в абзаце втором настоящего пункта субъекта электроэнергетики соединены с объектом по производству электрической энергии через принадлежащие такому субъекту электроэнергетики на праве собственности или ином законном основании объекты электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется передача электрической энергии, произведенной на объекте по производству электрической энергии, для обеспечения потребления объектов основного промышленного производства; через объекты электросетевого хозяйства указанного в абзаце втором настоящего пункта субъекта электроэнергетики, входящие в состав объекта по производству электрической энергии, за предшествующий календарный год не осуществлялся переток электрической энергии третьим лицам; максимальная установленная (номинальная) мощность единицы генерирующего оборудования объекта по производству электрической энергии составляет менее 50 МВт. 3. Оценка готовности осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации ежегодно и направлена на предупреждение нарушения энергоснабжения потребителей электрической энергии при функционировании объектов электроэнергетики в сложных технологических режимах, возникающих в период, характеризующийся повышенными электрическими и тепловыми нагрузками в условиях низких температур наружного воздуха. 4. Для оценки готовности используется: а) информация, содержащаяся в базе данных об авариях в электроэнергетике, порядок систематизации которой определен Правилами расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 г. № 846 "Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике"; б) информация, представляемая субъектами электроэнергетики в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса; в) информация, представляемая в соответствии с перечнем представляемой субъектами электроэнергетики информации, формой и порядком ее представления, установленными Министерством энергетики Российской Федерации. 4.1. В случае непоступления в Министерство энергетики Российской Федерации от субъекта электроэнергетики в установленный срок информации, предусмотренной подпунктами "а" - "в" пункта 4 настоящих Правил, при оценке выполнения таким субъектом условий готовности к работе в отопительный сезон, установленных разделом IV настоящих Правил (далее - условия готовности), соответствующие условиям показатели готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон (далее - показатели готовности) получают балльную оценку 0. 5. Уровень готовности субъекта электроэнергетики к работе в отопительный сезон (далее - уровень готовности) устанавливается Министерством энергетики Российской Федерации в зависимости от индекса готовности субъекта электроэнергетики к работе в отопительный сезон (далее - индекс готовности), который рассчитывается Министерством в отношении субъекта электроэнергетики на основании данных о выполнении субъектом электроэнергетики условий готовности и соответствующей каждому условию готовности информации, предусмотренной пунктом 4 настоящих Правил. При этом: а) уровень готовности "Не готов" устанавливается в случае, если индекс готовности меньше 0,95; б) уровень готовности "Готов с условиями" устанавливается в случае, если индекс готовности меньше 1 и больше либо равен 0,95; в) уровень готовности "Готов" устанавливается в случае, если индекс готовности равен 1. 6. В целях расчета индекса готовности Министерством энергетики Российской Федерации разрабатывается и утверждается методика проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон (далее - методика), которая устанавливает порядок расчета показателей готовности весовые коэффициенты показателей готовности, перечень специализированных индикаторов и порядок их расчета, с помощью которых определяется выполнение субъектами электроэнергетики каждого из условий готовности (групп условий). 7. Принятие решения Министерством энергетики Российской Федерации о готовности субъекта электроэнергетики к отопительному сезону (далее - решение о готовности) основывается на результатах мониторинга, проводимого в соответствии с разделом II настоящих Правил, и данных о несвоевременном выполнении команд субъекта оперативно-диспетчерского управления о пуске оборудования из состояния резерва, представляемых субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. 8. Субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике обязаны представлять в Министерство энергетики Российской Федерации данные об авариях в электроэнергетике, систематизацию которых они осуществляют в соответствии с Правилами расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 г. № 846 "Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике", и данные о несвоевременном выполнении команд субъекта оперативно-диспетчерского управления о пуске оборудования из состояния резерва. Порядок и сроки представления указанной информации субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике устанавливаются методикой. II. Мониторинг готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон9. Мониторинг готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон (далее - мониторинг готовности) представляет собой деятельность Министерства энергетики Российской Федерации, осуществляемую им с привлечением экспертных организаций, по сбору, обработке, анализу и оценке информации о выполнении субъектами электроэнергетики условий готовности. 10. Мониторинг готовности проводится на основании информации, предусмотренной пунктом 4 настоящих Правил, в том числе с учетом итогов работы комиссии, сформированной в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил. 11. Мониторинг готовности осуществляется непрерывно в течение всего года. Ежемесячные результаты мониторинга готовности в течение отопительного сезона размещаются на официальном сайте Министерства энергетики Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным. 12. При проведении мониторинга готовности осуществляется оценка специализированных индикаторов, установленных методикой для каждой из групп условий готовности. В случае достижения установленной величины специализированных индикаторов Министерство энергетики Российской Федерации формирует комиссию по оценке выполнения условий готовности (далее - комиссия). Положение о комиссии и состав комиссии утверждаются приказом Министерства. Состав комиссии формируется из числа работников Министерства и при необходимости в состав комиссии могут быть включены представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и (или) экспертных организаций. Продолжительность работы комиссии не может превышать 5 рабочих дней. Итоги работы комиссии оформляются протоколом. III. Решение о готовности субъекта электроэнергетики к работе в отопительный сезон13. Решение о готовности оформляется соответствующим приказом Министерства энергетики Российской Федерации с выдачей паспорта готовности субъекта электроэнергетики к работе в отопительный сезон (далее - паспорт готовности) по форме согласно приложению. При принятии решения о готовности также учитываются итоги работы комиссии в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил. 14. Решение о готовности принимается не позднее 5 ноября текущего года. Индекс готовности рассчитывается на основании информации, предусмотренной пунктом 4 настоящих Правил и полученной до 1 ноября текущего года. 15. Паспорт готовности выдается субъекту электроэнергетики не позднее 5 дней со дня принятия Министерством энергетики Российской Федерации решения о готовности. 16. Информация о результатах оценки готовности и выдаче паспорта готовности размещается на официальном сайте не позднее 5 дней со дня принятия решения о готовности. Информация об итогах прохождения отопительного сезона размещается на официальном сайте не позднее 30 апреля текущего года. 17. В случае если на момент принятия решения о готовности субъект электроэнергетики не выполнил условия готовности, предусмотренные разделом IV настоящих Правил (уровень готовности "Не готов" или "Готов с условиями"), такой субъект электроэнергетики формирует план мероприятий по обеспечению выполнения соответствующих условий готовности с указанием состава мероприятий и сроков их выполнения (далее - план мероприятий) и направляет его в Министерство энергетики Российской Федерации в течение 10 дней со дня оформления решения о готовности. 18. В случае, указанном в пункте 17 настоящих Правил, субъект электроэнергетики ежемесячно (если иная периодичность не установлена планом мероприятий), не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Министерство энергетики Российской Федерации информацию о выполнении плана мероприятий. IV. Условия готовности к работе в отопительный сезон19. К группе условий готовности "Производство и отпуск энергии" относятся следующие условия: а) обеспечение готовности генерирующего оборудования к несению нагрузки в пределах величины располагаемой электрической мощности и регулированию реактивной мощности в пределах паспортного регулировочного диапазона; б) обеспечение готовности генерирующего оборудования, предназначенного для работы в режиме отпуска тепловой энергии, к несению тепловой нагрузки в пределах закрепленной договорами о поставке тепловой мощности; в) проведение в течение 12 месяцев до даты оценки готовности опробования котлоагрегатов и (или) газовых турбин тепловых электростанций, работающих на газе и использующих резервное (аварийное) топливо, с фактическим переводом их на работу на резервном (аварийном) топливе; г) выполнение в соответствии с утвержденными в установленном порядке инвестиционными программами годового плана ввода в эксплуатацию новых и реконструированных объектов электроэнергетики (с прохождением их комплексного опробования), влияющих на обеспечение готовности к производству электрической и тепловой энергии и передаче электрической энергии (мощности) потребителям в предстоящий отопительный сезон; д) готовность гидромеханического оборудования к маневрированию в условиях низких температур; е) подпункт "е" пункта 19 утратил силу согласно постановлению Правительства от 13 ноября 2019 г. № 1451. 20. К группе условий готовности "Системная надежность" относятся следующие условия: а) выполнение графика технического обслуживания средств диспетчерского технологического управления и систем их гарантированного электропитания, а также отсутствие на момент проверки длительно (более 25 суток) выведенного из работы оборудования средств диспетчерского и технологического управления из-за неисправности; б) выполнение графика технического обслуживания устройств технологической и релейной защиты, сетевой, противоаварийной или режимной автоматики; в) выполнение заданий по настройке параметров работы устройств релейной защиты, сетевой, противоаварийной или режимной автоматики, а также отсутствие на момент проверки длительно (более 25 суток) выведенных из работы таких устройств из-за неисправности; г) соблюдение требований к существующим диспетчерским каналам связи и передачи телеметрической информации с соответствующими диспетчерскими центрами субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике; д) соответствие установленным требованиям документов, определяющих порядок осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также действий персонала по предотвращению и ликвидации нарушений нормального режима, включая действия при превышении максимально допустимых перетоков в контролируемых сечениях электрической сети; е) выполнение заданий субъекта оперативно-диспетчерского управления по настройке срабатывания автоматики частотной разгрузки; ж) соблюдение требований к оборудованию электростанций, участвующему в общем регулировании, а также в нормированном первичном и автоматическом вторичном регулировании частоты и перетоков активной мощности, в случае, если законодательством в сфере электроэнергетики предусмотрено участие соответствующих объектов в регулировании частоты; з) соблюдение требований к функционированию оперативно-информационного комплекса в нормальных условиях и при возникновении нарушений в его работе; и) наличие разработанных и утвержденных в установленном порядке графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности), а также соответствующих выписок из указанных графиков на рабочих местах оперативного персонала, осуществляющего ввод графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности); к) выполнение заданий субъекта оперативно-диспетчерского управления по настройке срабатывания и объемам подключения потребителей к автоматике частотной разгрузки; л) соблюдение требований к существующим диспетчерским каналам связи и передачи телеметрической информации с диспетчерскими пунктами субъектов электроэнергетики и объектами электроэнергетики; м) отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора, либо его территориального органа (далее - орган федерального государственного энергетического надзора), создающих риск безопасной работы объектов электроэнергетики в условиях низких температур наружного воздуха и прохождения максимума потребления электрической энергии (мощности), отсутствие невыполненных мероприятий, разработанных по результатам расследования аварий с участием органа федерального государственного энергетического надзора, а также субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. 21. К группе условий готовности "Техническое состояние" относятся следующие условия: а) отсутствие фактов эксплуатации основного оборудования (котлов, паровых и газовых турбин, главных паропроводов, гидрогенераторов, турбогенераторов, основного электротехнического маслонаполненного оборудования) сверх назначенного в установленном порядке ресурса или срока эксплуатации без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению ресурса работы указанного оборудования или технического освидетельствования; а.1) обеспечение уровня технического состояния объекта, соответствующего удовлетворительному, хорошему или очень хорошему виду технического состояния, установленного методикой оценки технического состояния основного технологического оборудования и линий электропередачи электрических станций и электрических сетей; б) отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний органа федерального государственного энергетического надзора, создающих риск безопасной работы указанных объектов в условиях низких температур наружного воздуха и прохождения максимума потребления электрической энергии (мощности), отсутствие невыполненных мероприятий, разработанных по результатам расследования аварий с участием органа федерального государственного энергетического надзора, а также субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике; в) отсутствие фактов эксплуатации основного электротехнического маслонаполненного оборудования с высоким и очень высоким уровнем риска. 22. К группе условий готовности "Персонал" относятся следующие условия: а) организация работы по обучению и подготовке производственно-технического персонала; б) обеспеченность персонала эксплуатационной и оперативной документацией, инструкциями, положениями, данными по допустимым токовым нагрузками линий электропередачи и оборудования, схемами, перечнями сложных переключений в электроустановках и тепловых схемах, а также типовыми бланками (программами) переключений, соответствующих указанным перечням, утвержденным субъектом электроэнергетики; в) обеспеченность персонала эксплуатационной и оперативной документацией, инструкциями, положениями, данными по допустимым токовым нагрузкам линий электропередачи и оборудования, схемами и программами переключений. 23. К группе условий готовности "Противоаварийная и аварийно-восстановительная деятельность" относятся следующие условия: а) наличие аварийного запаса оборудования и необходимых материалов для выполнения аварийно-восстановительных работ в соответствии с утвержденным субъектом электроэнергетики перечнем; б) наличие графика проведения и проведение в соответствии с таким графиком противоаварийных тренировок персонала по предотвращению аварийных ситуаций; в) выполнение субъектом электроэнергетики разработанного им плана подготовки к работе в отопительный сезон, включающего в себя в том числе проведение ремонта вспомогательного оборудования, зданий и сооружений; г) готовность субъекта электроэнергетики к проведению аварийно-восстановительных работ в условиях возникновения массовых нарушений электроснабжения потребителей; д) выполнение субъектом электроэнергетики графика проведения противоаварийных тренировок оперативного (дежурного) персонала, в том числе по вводу графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности), проводимых с участием субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, и выполнение мероприятий, разработанных по результатам тренировок; е) выполнение субъектом электроэнергетики графика проведения противоаварийных тренировок оперативного персонала и выполнение мероприятий, разработанных по результатам тренировок. 24. К группе условий готовности "Ремонтная деятельность" относятся следующие условия: а) выполнение субъектом электроэнергетики разработанного им плана подготовки к работе в отопительный сезон, включающего в себя в том числе проведение ремонта основного и вспомогательного оборудования, зданий и сооружений в соответствии с согласованными субъектами оперативно-диспетчерского управления сводными годовыми графиками ремонта и испытания оборудования, влияющего на готовность выработки и передачи электрической и тепловой энергии; б) отсутствие на момент принятия решения о готовности длительного (более 25 суток) аварийного ремонта основного оборудования, обеспечивающего несение электрической и тепловой нагрузки, характерной для периода максимума нагрузки; в) выполнение субъектом электроэнергетики в соответствии с согласованными субъектами оперативно-диспетчерского управления сводными годовыми графиками ремонта и испытания оборудования годового плана ремонта основного оборудования, влияющего на готовность передачи электрической энергии; г) отсутствие на момент принятия решения о готовности длительного (более 25 суток) аварийного ремонта основного оборудования, обеспечивающего передачу электрической нагрузки, характерной для отопительного сезона. 25. К группе условий готовности "Топливообеспечение" относятся следующие условия: а) наличие на тепловых электростанциях запасов основного и резервного (аварийного) топлива в соответствии с установленными нормативами; б) подпункт "б" пункта 25 утратил силу согласно постановлению Правительства от 13 ноября 2019 г. № 1451; в) подпункт "в" пункта 25 утратил силу согласно постановлению Правительства от 13 ноября 2019 г. № 1451; г) готовность к работе систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи на тепловых электростанциях. 26. К группе условий готовности "Передача энергии" относятся следующие условия: а) обеспечение готовности объектов электросетевого хозяйства к передаче электроэнергии в пределах длительно допустимых значений токовых нагрузок; б) обеспечение готовности электросетевого оборудования к регулированию реактивной мощности в пределах паспортного регулировочного диапазона; в) выполнение в соответствии с утвержденными в установленном порядке инвестиционными программами годового плана ввода в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов электросетевого хозяйства (с прохождением их комплексного опробования), влияющих на обеспечение готовности к передаче электрической энергии (мощности) потребителям в предстоящий отопительный сезон; г) готовность к работе схем плавки гололеда на воздушных линиях электропередачи. 27. К группе условий готовности "Оперативно-диспетчерское управление" относятся следующие условия: а) соответствие установленным требованиям документов, определяющих порядок осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также действий персонала по предотвращению и ликвидации нарушений нормального режима, включая действия при превышении максимально допустимых перетоков в контролируемых сечениях электрической сети; б) соблюдение требований к функционированию оперативно-информационного комплекса в нормальных условиях и при возникновении нарушений в его работе; в) выполнение расчетов параметров настройки устройств релейной защиты, относящихся к объектам диспетчеризации диспетчерского центра, и выдача соответствующих заданий субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии. 28. При проведении оценки готовности субъектов электроэнергетики, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами по производству электрической энергии, учитывается выполнение условий готовности, указанных в пункте 19, подпунктах "а" - "и" пункта 20, подпунктах "а" - "б" пункта 21, подпунктах "а" - "б" пункта 22, подпунктах "а" - "б" пункта 23, подпунктах "а" - "б" пункта 24 и пункте 25 настоящих Правил. 29. При проведении оценки готовности субъектов электроэнергетики, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства и объектами по передаче электрической энергии, учитывается выполнение условий готовности, указанных в подпунктах "а" - "д" и "з" - "к" пункта 20, подпунктах "б" - "в" пункта 21, подпунктах "а" - "б" пункта 22, подпунктах "а" и "в" - "д" пункта 23, подпунктах "в" - "г" пункта 24 и пункте 26 настоящих Правил. 30. При проведении оценки готовности субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике учитывается выполнение условий готовности, указанных в подпунктах "а" - "в", "л" и "м" пункта 20, подпунктах "а" и "в" пункта 22, подпунктах "а", "в" и "е" пункта 23 и пункте 27 настоящих Правил. Приложениек
Правилам оценки готовности (форма)
|