Постановление Правительства Москвы от 25 апреля 2017 г. № 231-ПП (в редакции, актуальной с 13
апреля 2018 г., В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. № 296-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы", в целях организации работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в городе Москве Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Порядок организации и проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в городе Москве (приложение). 2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Кульбачевского А.О.
Приложениек постановлению
Правительства Москвы Порядок организации и проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в городе Москве I. Общие положения1. Порядок организации и проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы) в периоды неблагоприятных метеорологических условий в городе Москве (далее - Порядок) разработан в соответствии с федеральными законами от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" и от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. № 899 "Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам", РД 52.04.52-85 "Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях", утвержденным 1 декабря 1986 г. Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды (далее - Методические указания), постановлением Правительства Москвы от 8 ноября 2005 г. № 866-ПП "О функционировании Единой системы экологического мониторинга города Москвы и практическом использовании данных экологического мониторинга", постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. № 296-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы", а также в целях защиты населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей, а также в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду выбросов в периоды метеорологических условиях, способствующих накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха (неблагоприятных метеорологических условий, далее - НМУ) в городе Москве. 2. Порядок определяет общие правила организации и проведения работ по регулированию выбросов в периоды НМУ и является обязательным для Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - Департамент) и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, использующих в границах города Москвы производственные объекты - территории со стационарными источниками выбросов (далее - производственные территории) и имеющие нормативы выбросов (предельно допустимых выбросов (далее - ПДВ) и (или) временно согласованных выбросов (далее - ВСВ) для каждого конкретного стационарного источника выбросов), установленные приказом Департамента Федеральной службы в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее - природопользователи). В Порядке указаны правила представления информации о НМУ в городе Москве, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления Департаменту и природопользователям (далее - заинтересованные лица) (на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. № 899 "Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам"). Данные правила предназначены для использования заинтересованными лицами при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городе Москве в период НМУ. В зависимости от ожидаемого уровня загрязнения атмосферы составляются предупреждения трех степеней опасности (первой, второй и третьей степени), которым должны соответствовать три режима работы природопользователей в периоды НМУ. II. Прогнозирование НМУ, порядок передачи предупреждений о наступлении НМУ, информирование природопользователей о НМУ3. Прогнозирование НМУ для города Москвы осуществляется Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - ФГБУ "Центральное УГМС"). 4. Составление прогноза НМУ для города Москвы осуществляется ФГБУ "Центральное УГМС" с учетом текущей синоптической и метеорологической ситуации в период с 13.00 до 15.00 часов местного времени текущего дня. Уточнение прогноза НМУ для города Москвы производится до 10.00 часов местного времени следующих суток. Непредставление уточненного прогноза НМУ свидетельствует о прекращении НМУ опасной степени по истечении периода, указанного в первичном сообщении, содержащем информацию о НМУ. 5. Прогноз НМУ, уточненный прогноз НМУ для города Москвы размещаются на официальном сайте в сети Интернет ФГБУ "Центральное УГМС" www.ecomos.ru в течение одного часа с момента составления данного прогноза для использования заинтересованными лицами при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городе Москве в период НМУ. 6. Прогноз НМУ, уточненный прогноз НМУ для города Москвы предоставляется ФГБУ "Центральное УГМС" в Департамент по телефонам: (495) 695-84-74, (495) 620-26-63, факс: (495) 691-83-43, e-mail: mosecom-info@eco.mos.ru. 7. Департамент регистрирует поступившие прогнозы о НМУ с указанием даты и времени их получения. 8. Департамент в течение часа после получения прогноза о НМУ для города Москвы размещает его на своем официальном сайте www.mos.ru/eco для использования природопользователями и сотрудниками Департамента при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городе Москве в период НМУ. 9. Для отслеживания информации о НМУ природопользователи назначают ответственных лиц, которые обязаны довести прогноз НМУ до сведения всех подразделений и производств, осуществляющих регулирование выбросов, незамедлительно зарегистрировав прогноз в журнале (приложение 1 к настоящему Порядку). III. Порядок разработки, согласования и проведение природопользователями мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ10. Разработка мероприятий по регулированию выбросов осуществляется непосредственно природопользователями с учетом специфики конкретных производств. При разработке мероприятий учитываются особенности рассеивания примесей в атмосфере и в связи с этим вклад различных источников выброса в создание концентраций примесей в приземном слое атмосферного воздуха. Мероприятия по уменьшению выбросов по форме в соответствии с приложением 2 к настоящему Порядку (далее - план мероприятий) разрабатываются и утверждаются природопользователями. 11. Необходимая эффективность мероприятий по уменьшению выбросов в период НМУ (далее - мероприятия по уменьшению выбросов) устанавливается в соответствии с обеспечением снижения концентраций вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферы по первому, второму и третьему режиму не менее, чем на 15 - 20 процентов по производственным территориям при условии, что после выполнения настоящих мероприятий максимальные приземные концентрации вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферу от действующих источников загрязнения производственной территории на границе санитарно-защитной зоны, ближайшей жилой застройки и территорий с повышенными требованиями к охране атмосферного воздуха, не превышают 1 ПДК при трех режимах НМУ (далее - до требуемого уровня). 12. В периоды НМУ следует добиваться необходимого для каждого из трех режимов работы производственной территории снижения концентраций при наименьших усилиях. Учитывается также приоритетность загрязняющих веществ, а также уровень фактического загрязнения воздуха в городе, технологические возможности производства, пылегазоулавливающего оборудования, особенности метеорологического режима. 13. Мероприятия по сокращению выбросов могут быть общими, применимыми для любого природопользователя, и специфическими, относящимися к конкретным производствам (приложение 6 Методических указаний). 14. Если в результате расчетов рассеивания максимальные приземные концентрации вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферу от действующих источников загрязнения производственной территории при нормальных условиях, составляют менее 0,1 ПДК на границе нормативной санитарно-защитной зоны и ближайшей жилой застройки, для таких производственных территорий при разработке мероприятий по сокращению выбросов для трех режимов НМУ достаточно разработать только мероприятия общего характера (пункт 5.1 Методических указаний). Данные мероприятия носят организационно-технический характер, их можно быстро осуществить, они не требуют существенных затрат и не приводят к снижению производительности производственной территории, обеспечивают сокращение концентраций загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы примерно на 15 - 20 процентов. 15. При разработке мероприятий по сокращению выбросов учитываются следующие условия: - выбор эффективных и практически выполнимых мероприятий по уменьшению выбросов; - выполнение мероприятий по уменьшению выбросов не должно вести к образованию не учтенных источников загрязнения атмосферы и вредных (загрязняющих) веществ, а также снижать эффективность работы социально значимых объектов; - обеспечение снижения концентраций вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферы по первому, второму и третьему режиму не менее 15 - 20 процентов по производственной территории до требуемого уровня. 16. Заявление о согласовании плана мероприятий подается природопользователем, представителем природопользователя (уполномоченный природопользователем в установленном порядке) в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы (далее - Портал). Заявление должно содержать: - если природопользователь юридическое лицо, то: полное и сокращенное наименование юридического лица в соответствии с учредительными документами, государственный регистрационный номер записи регистрации природопользователя, подтверждающий факт внесения сведений о природопользователе в единый государственный реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), контактный номер телефона и адрес электронной почты, сведение о местонахождении отдельной производственной территории и ее наименование; - если природопользователь индивидуальный предприниматель, то: ФИО индивидуального предпринимателя в соответствии с учредительными документами, государственный регистрационный номер записи регистрации природопользователя, подтверждающий факт внесения сведений о природопользователе в единый государственный реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), номер телефона и адрес электронной почты, сведения о местонахождении отдельной производственной территории и ее наименование. Заявление заполняется посредством внесения соответствующих сведений в интерактивную форму. Интересы природопользователя могут представлять иные лица, уполномоченные природопользователем, являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Согласование плана мероприятий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предоставляется после получения стандартного или полного доступа к подсистеме Портала "личный кабинет" в качестве физического лица и обеспечения регистрации усиленной квалифицированной электронной подписи индивидуального предпринимателя или юридического лица в подсистеме "личный кабинет" в соответствии с приложением 4 постановления Правительства Москвы от 7 февраля 2012 г. № 23-ПП "О доступе физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц к подсистеме "личный кабинет" государственной информационной системы "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы". Для получения доступа к подсистеме "личный кабинет" индивидуальные предприниматели и юридические лица используют сертифицированные средства электронной подписи в соответствии с требованиями, установленными приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 796 "Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам удостоверяющего центра". От имени юридического лица получение доступа к подсистеме "личный кабинет" и авторизация в подсистеме "личный кабинет" осуществляются пользователем - представителем юридического лица. Доступ к подсистеме "личный кабинет" обеспечивается при наличии у природопользователей квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, выданного аккредитованным удостоверяющим центром в порядке, установленном Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ "Об электронной подписи". При согласовании плана мероприятий природопользователь имеет возможность получать информацию о ходе выполнения согласования в "личном кабинете" природопользователя на Портале. К заявлению прилагаются скан-копии (в формате pdf) следующих документов, подписанные электронной подписью в соответствии с действующим законодательством: - план мероприятий; - пояснительная записка к плану мероприятий с обоснованием данного плана мероприятий; - информация о выполнении завершенных этапов плана снижения выбросов, оформленная согласно приложению 3 к Административному регламенту предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городе Москве", утвержденному постановлением Правительства Москвы от 26 июля 2016 г. № 465-ПП "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" в городе Москве", при наличии у природопользователя утвержденных в установленном порядке и действующих временно согласованных выбросов; - документ, подтверждающий полномочия представителя природопользователя действовать от имени природопользователя. Если в результате расчетов рассеивания максимальные приземные концентрации вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферу от действующих источников загрязнения производственной территории при нормальных условиях, составляют менее 0,1 ПДК на границе нормативной санитарно-защитной зоны и ближайшей жилой застройки, для таких природопользователей предоставляется пояснительная записка, состоящая из следующих разделов: - характеристика производственных процессов, в результате которых производятся выбросы; - инвентаризация источников выбросов, утвержденная природопользователем; - план-график контроля выбросов в периоды НМУ (приложение 3 к настоящему Порядку). Для остальных природопользователей предоставляется пояснительная записка, состоящая из следующих разделов: - характеристика производственных процессов, в результате которых производятся выбросы; - технология проведения каждого из мероприятий по уменьшению выбросов с обоснованием выбранных мероприятий, их экономическая оценка (связанная с сокращением производства); - расчеты и оценка степени эффективности мероприятия по уменьшению выбросов на источнике загрязнения производственной территории по каждому выбрасываемому вредному (загрязняющему) веществу на данном источнике выбросов, эффективность мероприятия по уменьшению выбросов в целом по каждому источнику выбросов, эффективность мероприятий по уменьшению выбросов по каждому режиму работы в периоды НМУ производственной территории, результаты расчетов вносятся в план мероприятий; - расчеты рассеивания вредных (загрязняющих) веществ с представлением таблиц "Максимальные расчетные концентрации загрязняющих веществ при нормальных условиях с указанием всех источников выбросов и процентного вклада данного источника выбросов в максимальную концентрацию загрязняющего вещества" и "Перечень вредных веществ, подлежащих нормированию с указанием суммарной мощности (г\с) и валового выброса в целом по производственной территории (т\г)"; - инвентаризация источников выбросов, утвержденная природопользователем; - карта-схема производственной территории и близлежащей жилой застройки с указанием точек контроля (отбора проб в периоды НМУ) и источников выбросов и нанесенной нормативной санитарной защитной зоной; - таблица "Характеристика выбросов вредных веществ в атмосферу в периоды НМУ", содержащая показатели сокращения выбросов каждого конкретного вещества в периоды НМУ в целом по производственной территории (Таблица п. 2.1 приложения 2 Методических указаний); - план-график контроля выбросов в периоды НМУ (приложение 3 к настоящему Порядку). 18. План мероприятий согласовывается Департаментом на следующие сроки: - на пять лет, при наличии утвержденных нормативов ПДВ и при условии, что достижение нормативов ПДВ обеспечивается природопользователем; - на один год, при наличии у природопользователя утвержденных в установленном порядке и действующих ВСВ и информации о выполнении завершенных этапов плана снижения выбросов (если нормативы ПДВ не обеспечиваются природопользователем); - на срок не более двух лет для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют ввод в эксплуатацию новых или реконструированных объектов со стационарными источниками выбросов, при наличии нормативов ПДВ, установленных, в том числе на период ведения строительных работ, в составе утвержденной проектной документации строительства (реконструкции) зданий, сооружений и иных объектов. 19. Департамент согласовывает план мероприятий в срок не позднее 15 рабочих дней с даты регистрации заявления в Департаменте и направляет природопользователю (представителю природопользователя) в "личный кабинет" на Портале информационное письмо по результатам его рассмотрения (приложения 4 и 5 к настоящему Порядку) в форме электронного документа (скан-копии). Согласование плана мероприятий направляется природопользователю (представителю природопользователя) в форме электронного документа (скан-копии) в "личный кабинет" на Портале, а также по желанию заявителя дополнительно выдается в Департаменте в форме документа на бумажном носителе. 20. При согласовании плана мероприятий Департамент устанавливает: - полноту составления разработанных мероприятий, обеспечивающих снижение концентраций загрязняющих веществ в приземном слое воздуха до требуемых уровней; - достоверность данных о параметрах и составе выбрасываемых загрязняющих веществ в атмосферу; - достоверность расчетов, подтверждающих количественное сокращение выбросов для каждого конкретного мероприятия; - достоверность расчетов, показывающих сокращение концентраций загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы для второго и третьего режимов работы природопользователей; - правильность обоснования возможных минимальных нагрузок на технологическое оборудование и процессы с целью возможного регулирования выбросов в периоды НМУ; - наличие средств контроля технологических процессов и выбросов на источниках выброса и на границе санитарно-защитной зоны. 21. Основания для выдачи Департаментом информационного письма с указанием причин отказа для устранения соответствующих замечаний в согласовании плана мероприятий (приложение 5 к настоящему Порядку): - неполнота и (или) недостоверность представленных сведений, указанных в пунктах 16 и 17 настоящего Порядка; - неполнота разработанных мероприятий, обеспечивающих снижение концентраций загрязняющих веществ в приземном слое воздуха до требуемых уровней; - недостоверность данных о параметрах и составе выбрасываемых загрязняющих веществ в атмосферу; - недостоверность расчетов, подтверждающих количественное сокращение выбросов для каждого конкретного мероприятия; - недостоверность расчетов, показывающих сокращение концентраций загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы; - отсутствие обоснования возможных минимальных нагрузок на технологическое оборудование и процессы с целью возможного регулирования выбросов в периоды НМУ. 22. При получении прогнозов НМУ природопользователи обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов, согласованные с Департаментом в соответствии с планом мероприятий в течение срока, указанного в прогнозе. Мероприятия по уменьшению выбросов осуществляются в зависимости от прогнозируемой степени опасности НМУ. Необходимым условием проведения мероприятий по уменьшению выбросов является обеспечение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, проводимого в соответствии с планом-графиком контроля выбросов непосредственно на источниках выбросов и на контрольных точках (граница санитарно-защитной зоны и/или жилой зоны) в периоды НМУ (приложение 3 к настоящему Порядку). IV. Контроль за выполнением мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ23. Контроль за выполнением природопользователями мероприятий по уменьшению выбросов осуществляется Департаментом в форме плановых и внеплановых проверок объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, в периоды НМУ, а также в ходе формирования и ведения Единого городского фонда данных экологического мониторинга совместно с ГПБУ "Мосэкомониторинг". ГПБУ "Мосэкомониторинг" в течение двух рабочих дней после окончания срока предупреждения о НМУ, в случае регистрации системой контроля промышленных выбросов несанкционированных сверхнормативных выбросов природопользователей, перечень которых утвержден приложением 3 к постановлению Правительства Москвы от 8 ноября 2005 г. № 866-ПП "О функционировании Единой системы экологического мониторинга города Москвы и практическом использовании данных экологического мониторинга", направляет на электронную почту и по факсу в соответствующее структурное подразделение Департамента информацию о нарушении, содержащую сведения о наименовании (Ф.И.О.) природопользователя и конкретной производственной территории, объеме и суммарной длительности сверхнормативных выбросов, а также фрагмент базы данных ЕГФДЭМ, содержащий дату, время сверхнормативных выбросов и их количественные характеристики по объектам хозяйственной деятельности, с целью контроля качества атмосферного воздуха и предотвращения угрозы жизни и здоровью населения на территории города Москвы в периоды НМУ. По фактам выявленных нарушений Департаментом принимаются меры административного воздействия в соответствии с законодательством. Приложение 1к Порядку Журнал для записи информации (предупреждений, оповещений) о неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ)
Приложение 2к Порядку
Приложение 3к Порядку
Приложение 4к Порядку Образец
Приложение 5к Порядку Образец
|