Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования "Об утверждении Временного регламента организации планирования контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов" (в редакции, актуальной с 17
декабря 2012 г., В целях совершенствования организации планирования деятельности Росприроднадзора по обеспечению государственного контроля и надзора в области природопользования и охраны окружающей среды (далее - контрольно-надзорная деятельность), а также контроля за соблюдением лицензионных требований, приказываю: 1. Утвердить прилагаемый Временный регламент организации планирования контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов (далее - Временный регламент). 2. Заместителям руководителя Росприроднадзора, начальникам структурных подразделений центрального аппарата и руководителям территориальных органов Росприроднадзора принять Временный регламент к руководству и исполнению. 3. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата Росприроднадзора оказывать территориальным органам методическое руководство при осуществлении планирования контрольно-надзорной деятельности. 4. Управлению экономики и финансов (Новиков В.В.) обеспечить сбор, свод и корректировку проектов планов контрольно-надзорной деятельности территориальных органов и центрального аппарата Росприроднадзора в порядке, установленном Временным регламентом, а также обеспечить своевременное размещение утвержденных планов контрольной надзорной деятельности на официальном сайте Росприроднадзора. 5. Признать утратившим силу приказ Росприроднадзора от 16.06.2010 № 174 и приказ Росприроднадзора от 29.06.2011 № 480. 6. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Временный регламент организации планирования контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов (утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере
природопользования I. Общие положенияРегламентация планирования контрольно-надзорной деятельности обусловлена основной задачей Росприроднадзора - обеспечением комплексного государственного контроля (надзора) за выполнением требований законодательства Российской Федерации, международных норм и правил в области природопользования и охраны окружающей среды. Временный регламент организации планирования контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов (далее - Регламент) разработан в целях методического обеспечения планирования деятельности Росприроднадзора по государственному контролю и надзору в сфере природопользования и охраны окружающей среды, планирования лицензионного контроля в рамках компетенции Росприроднадзора, а также в целях планирования бюджетных расходов на обеспечение контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 (далее - Положение). Данный документ не регламентирует планирование ведомственного контроля за деятельностью территориальных органов и подведомственных организаций, осуществляемого Росприроднадзором во исполнение пункта 6.4 Положения, а также планирование осуществления контроля и надзора в отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемого Росприроднадзором во исполнение пунктов 5.1.10, 5.1.13, 5.1.13.1 и 5.1.16 Положения. Настоящий Регламент устанавливает единые подходы к планированию контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с нормами Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон). II. Основные задачи и принципы планирования контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов1. Основными принципами организации планирования контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов являются: 1.1. Планирование контрольно-надзорных мероприятий строго в соответствии с полномочиями, определенными в пункте 5.1 Положения за исключением подпунктов 5.1.10, 5.1.13, 5.1.13.1 и 5.1.16 Положения, и в соответствии с требованиями Закона. 1.2. Планирование путем составления ежегодных планов контрольно-надзорной деятельности территориальных органов и центрального аппарата Росприроднадзора. 1.3. Организация планирования контрольно-надзорных мероприятий на основе единых подходов и методологии согласно действующему законодательству, обеспечение единого формата планов и порядка их согласования и утверждения. 1.4. Планирование расходов на плановые и внеплановые контрольно-надзорные мероприятия (подготовка финансово-экономических обоснований к ежегодным планам с учетом внеплановых контрольно-надзорных мероприятий). 1.5. Обеспечение информационного доступа к планам контрольно-надзорных мероприятий Росприроднадзора путем размещения на официальном сайте Росприроднадзора в сети "Интернет". 1.6. Скоординированность действий по планированию с иными контрольными (надзорными) органами. 2. Для целей настоящего Регламента используются следующие понятия: 2.1. Подконтрольные объекты - объекты контроля (надзора), которые включены в утвержденные Минприроды России списки конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащие федеральному государственному экологическому контролю, в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 285 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю" (далее - списки). К подконтрольным объектам по лицензионному контролю относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели (лицензиаты), имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности. При планировании контрольно-надзорных мероприятий на очередной плановый период (год) в приоритетном порядке в проекты планов включаются лицензиаты, включенные в списки. К подконтрольным объектам по морскому контролю относятся юридические лица (их филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения), осуществляющие свою деятельность во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на береговой линии в границах территории, примыкающей к морю, в устьевых областях рек, впадающих в моря (устьевые участки рек с частью их бассейна и устьевым взморьем), в пределах водоохранных зон морей, их прибрежных защитных полос, морских и речных портов и земельных участков прибрежных полос, занятых используемыми ими или принадлежащими им объектами хозяйственной и иной деятельности, оказывающих влияние на состояние морской среды, а также являющиеся водопользователями. 2.2. Контрольно-надзорная деятельность (далее - КНД) - совокупность действий должностных лиц Росприроднадзора, связанных с организацией и проведением проверок подконтрольных объектов на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе проверок лицензионных требований. 2.3. План КНД Росприроднадзора и его территориальных органов - ежегодный план проведения плановых проверок, формируемый в соответствии со статьей 9 Закона (далее - план, планы). 3. Территориальные органы Росприроднадзора (далее - ТО) - департаменты Росприроднадзора по федеральным округам (далее - департаменты) и управления Росприроднадзора по субъектам Российской Федерации (далее - управления), а также центральный аппарат Росприроднадзора (далее - ЦА) осуществляют планирование контрольно-надзорной деятельности в соответствии с настоящим Регламентом по соответствующей форме (приложения 1 к настоящему Регламенту) и в сроки, указанные в Графике планирования (приложение 2 к настоящему Регламенту). 4. При формировании планов необходимо учитывать следующие особенности: 4.1. В отношении хозяйствующих субъектов, являющихся членом саморегулируемой организации, контрольно-надзорные мероприятия могут проводиться в отношении не более чем десяти процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с частью 10 статьи 9 Закона. 4.2. Планирование лицензионного контроля в сфере компетенции Росприроднадзора осуществляется в рамках планирования КНД Росприроднадзора. Проверки в рамках осуществления лицензионного контроля включаются в ежегодный план КНД каждым ТО и затем в ежегодный план КНД ЦА. При этом обеспечивается выполнение требований ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является: 1) истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии; 2) истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата. 4.3. Если в отношении подконтрольного объекта планируется не только соблюдение требований действующего законодательства, но и проверка лицензионных требований в графе "Цель проведения проверки" плана делается соответствующая запись ("Соблюдение хозяйствующим субъектов требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, соблюдение лицензионных требований"). 4.4. При планировании проверки каждого подконтрольного объекта учитывается комплексность проверки соблюдения им требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а также соблюдения лицензионных требований в сфере компетенции Росприроднадзора. 4.5. Управления планируют осуществление проверок в отношении юридических лиц, которые осуществляют свою деятельность на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. 4.6. Департаменты планируют осуществление проверок в отношении юридических лиц, которые осуществляют свою деятельность на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, а также на территориях нескольких субъектов Российской Федерации в границах соответствующего федерального округа (юридические лица, имеющие филиалы и/или представительства, обособленные структурные подразделения, далее - вертикально-интегрированные компании или ВИК). В этом случае срок проведения плановой проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней согласно ст. 13 Закона. 4.7. Департаменты, осуществляющие полномочия по морскому контролю, преимущественно согласно подпунктам 5.1.6 и 5.1.7 Положения ("за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе"; а также "за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе"), осуществляют планирование проверок с соответствующей записью в графе "Цель проведения проверки" плана. При планировании морского контроля в обязательном порядке планируется участие подведомственных Росприроднадзору федеральных бюджетных учреждений - дирекций по техническому обеспечению надзора на море. 4.8. ЦА осуществляет планирование контрольно-надзорной деятельности по всем видам контроля и надзора в отношении любого из подконтрольных объектов, включенных в утвержденные планы ТО, в том числе в отношении лицензиатов, путем планирования непосредственного участия в проверках ТО. При этом проект плана ЦА не подлежит согласованию с органами прокуратуры. ЦА планирование осуществляется преимущественно в отношении ВИК, осуществляющих свою деятельность на территориях нескольких федеральных округов. Если указанные в проектах планов департаментов проверки ВИК, осуществляющих свою деятельность на территориях нескольких федеральных округов, не согласовываются ЦА и не включаются в проект плана КНД ЦА, проверки данных ВИК должны быть исключены из всех проектов планов КНД ТО. В случае если ЦА принимает решение о проверке ВИК, осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких федеральных округов, и планирует включение его в план ЦА, то включение проверок данного юридического лица, его филиалов (и/или представительств, обособленных структурных подразделений) в проекты планов ТО согласовывается ЦА. В этом случае также срок проведения проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней согласно ст. 13 Закона. Включение ВИК в проекты планов департаментов и управлений должно быть согласовано ЦА, затем согласовано в установленном порядке с органами прокуратуры и отражено в утвержденных планах департаментов и управлений, а также в плане ЦА. 4.9. В план включаются как выездные, так и документарные плановые проверки. При этом в соответствующей графе плана указывается буквенно: "В" или "Д". 4.10. При планировании контрольно-надзорной деятельности должно обеспечиваться соблюдение требований Закона в части проведения плановых проверок не чаще, чем один раз в три года. 4.11. При подготовке проектов планов на следующий плановый период следует учитывать результаты прошлых лет в части соотношений плановых и внеплановых проверок. 4.12. Планы контрольно-надзорной деятельности департаментов и управлений готовятся на основании списков конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержденных Минприроды России. 4.13. Проекты планов КНД управлений, сформированные в соответствии с утверждёнными Минприроды России списками, выверенные на предмет исключения проверок объектов, срок проведения которых не наступил (не прошло 3 года с момента окончания плановой проверки) представляются в сроки, установленные Графиком планирования, в соответствующие департаменты для проверки: соответствия их утвержденным Минприроды России спискам; в целях исключения проверок объектов, срок проведения которых не наступил (не прошло 3 года с момента окончания последней проверки); в целях установления сроков проверок ВИК. 4.14. Департаменты направляют в ЦА проверенные проекты планов управлений и собственные планы департаментов в сроки, установленные Графиком планирования. 4.15. В соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489, планы КНД ТО утверждаются соответственно руководителями ТО после согласования в ЦА и после согласования в установленном порядке с органами прокуратуры. План КНД ЦА готовится на основе утвержденных планов ТО и утверждается руководителем Росприроднадзора в сроки согласно Графику планирования. 4.16. Утвержденные планы КНД ТО представляются в ЦА в сроки согласно Графику планирования. 4.17. ЦА формирует ежегодный план, включающий сведения утвержденных ежегодных планов ТО, до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, в сроки, определенные Графиком планирования. 4.18. Ежегодные планы размещаются на официальных сайтах Росприроднадзора и его ТО в сети "Интернет", за исключением сведений ежегодных планов, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации. III. Финансово-экономическое обоснование к плану проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей5. Подготовка проектов планов производится на основе расчета объема финансирования, планируемого к расходованию на исполнение функций Росприроднадзора по государственному контролю и надзору в плановом периоде (году), и обоснованного распределения общего финансирования, предусмотренного на текущее содержание Росприроднадзора и его ТО (далее - финансово-экономическое обоснование, ФЭО). За основу принимаются годовые объемы финансирования в рамках лимитов годовых бюджетных обязательств, доведенные Управлением экономики и финансов до ТО в начале года, предшествующего планируемому. 6. ФЭО составляется по установленной форме (приложение 3 к настоящему Регламенту) и является неотъемлемой частью планов КНД. 7. При подготовке ФЭО к плану на следующий плановый период следует учитывать расходы прошлых лет в части соотношения расходов на плановые и внеплановые проверки. 8. При формировании общего планового объема расходов на контрольно-надзорные мероприятия (с учетом проверок выполнения ранее выданных предписаний) целесообразно установить резерв бюджетных средств на проведение внеплановых проверок в объеме, не превышающем 30 % объема бюджетного финансирования на КНД. 9. При планировании КНД следует определять в общем объеме финансирования Росприроднадзора и его ТО расходы на ее осуществление, основывающиеся на численности государственных инспекторов согласно соответствующим штатным расписаниям и включающие: расходы по фонду оплаты труда; командировочные расходы (с расшифровкой); накладные расходы (включая расходы на оплату связи, канцтовары и т.п. за исключением оплаты коммунальных услуг, налога на имущество и земельного налога), рассчитываемые пропорционально фонду оплаты труда госинспекторов. 10. После определения конкретных объектов, подлежащих выездным контрольно-надзорным мероприятиям в плановом году, производится уточнение необходимого объема финансирования, в том числе на командировочные расходы путем расчета необходимых расходов на проезд, проживание и суточных расходов (см. расшифровку пункта 3 приложения 3 к настоящему Регламенту). 11. ФЭО направляется одновременно с проектами планов КНД ТО на рассмотрение и согласование в ЦА, а затем уточненные ФЭО направляются вместе с утвержденными планами КНД в ЦА. При этом на официальном сайте ТО и Росприроднадзора в сети "Интернет" ФЭО не размещается. IV. Внесение изменений в планы КНД12. Внесение изменений в ежегодный план согласно пункту 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 (далее - Правила), допускается только в случае невозможности проведения плановой проверки деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица, прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, подлежащих проверке, а также с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.Внесение изменений в ежегодный план осуществляется в порядке, предусмотренном подпунктами "а" - "г" пункта 3 Правил и настоящим Регламентом.Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях согласно пункту 7 Правил направляются в 10-дневный срок со дня их внесения в соответствующий орган прокуратуры на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, а также размещаются на официальном сайте в сети "Интернет" в порядке, предусмотренном пунктом 6 Правил. 13. Внесение изменений в утвержденный руководителем ТО план КНД возможен только после письменного разрешения руководителя Росприроднадзора. Для получения письменного разрешения ТО направляют в ЦА документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменений в план КНД, предусмотренных пунктом 7 Правил.Внесение изменений в утвержденный план КНД должно быть завершено до 31 декабря текущего года. 14. При необходимости изменения также вносятся в утвержденный план КНД ЦА с обязательным размещением его на официальном сайте Росприроднадзора в сети "Интернет". 15. Внесение дополнений в ежегодный план проверок в течение календарного года действующим законодательством не предусмотрено. V. Ответственность16. Сбор проектов планов ТО, а также свод предложений структурных подразделений центрального аппарата по проекту плана ЦА осуществляет Управление экономики и финансов в сроки согласно Графику планирования. 17. Руководители департаментов и управлений несут персональную ответственность в рамках своей компетенции за достоверность, качество и своевременность представления информации в рамках планирования КНД согласно Графику планирования, в том числе в части финансово-экономического обоснования к утвержденным планам КНД, за согласование проектов планов КНД с иными контролирующими органами, с органами прокуратуры, а также за своевременность, полноту и качество размещаемой информации по утвержденным планам на официальных сайтах ТО в сети "Интернет". 18. Начальники структурных подразделений ЦА, участвующие в подготовке и согласовании проектов планов КНД, несут персональную ответственность за качество и своевременность согласования проектов планов КНД ТО, представление согласованных планов в Управление экономики и финансов, а также за своевременность и качество предложений к проекту плана КНД ЦА.
Приложение 1
____________ *(1) Если планируется проведение мероприятий по контролю в отношении объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, дополнительно указывается их наименование. *(2) Если планируется проведение мероприятий по контролю в отношении объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, дополнительно указывается их место нахождения. *(3) Указывается ссылка на положения федерального закона, устанавливающего основания проведения плановой проверки. *(4) Указывается календарный месяц начала проведения проверки.
Приложение 2График планирования
Приложение 3Финансово-экономическое обоснование к плану проведения плановых
проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей департамента (управления)
Росприроднадзора
* расшифровка на следующей странице ** планируемый объем расходов на исполнение плана КНД принимается за 70 % от общего объема расходов на КНД, при этом на внеплановые Расшифровка
|
№ п/п |
Основание для командировки (наименование подконтрольного объекта) |
Пункт назначения (город, п.г.т.) |
Количество человек |
Сроки (количество дней) |
Командировочные расходы (тыс. руб.) |
|||
Суточные |
Расходы по найму жилого помещения |
проезду к месту командировки |
Всего затрат |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого расходов на плановые командировки (70 %) |
Х |
Х |
Х |
|
|
|
|
|
Резерв на внеплановые командировки (30 %) |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|
|
Всего с учетом резерва на внеплановые командировки (100 %) |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|