Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ (в
редакции, актуальной с 4 сентября 2020 г., В соответствии с частью 5 статьи 90 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278; 2008, № 30, ст. 3616;. 2011, № 30, ст. 4590), а также подпунктом 5.2.147 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. № 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 47, ст. 6586; 2016, № 2, ст. 325, № 25, ст. 3811, № 28, ст. 4741, № 29, ст. 4816), приказываю: 1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения государственной инвентаризации лесов. 2. Настоящий приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 06 июня 2011 г. № 207 "Об утверждении Порядка проведения государственной инвентаризации лесов" (Зарегистрирован в Минюсте России 22 июля 2011 г., регистрационный № 21452). 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководителя Федерального агентства лесного хозяйства И.В. Валентика.
Порядок проведения государственной инвентаризации лесов (утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ 1. Порядок проведения государственной инвентаризации лесов (далее - Порядок) разработан в соответствии с частью 5 статьи 90 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278; 2008, № 20, ст. 2251, № 30, ст. 3597, ст. 3599, ст. 3616, № 52, ст. 6236; 2009, № 11, ст. 1261, № 29, ст. 3601, № 30, ст. 3735, № 52, ст. 6441; 2010, № 30, ст. 3998; 2011, № 1, ст. 54, № 25, ст. 3530, № 27, ст. 3880, № 29, ст. 4291, № 30, ст. 4590, № 48, ст. 6732, № 50, ст. 7343; 2012, № 26, ст. 3446, № 31, ст. 4322; 2013, № 51, ст. 6680, № 52, ст. 6961, ст. 6971, ст. 6980; 2014, № 11, ст. 1092, № 26, ст. 3377, ст. 3386, № 30, ст. 4251; 2015, № 27, ст. 3997; № 29, ст. 4350, ст. 4359; 2016, № 1, ст. 75, № 18, ст. 2495, № 26, ст. 3875, ст. 3887, № 27, ст. 4198, ст. 4294) (далее - Лесной кодекс). 2. Государственная инвентаризация лесов осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства в соответствии с подпунктом 5.4.5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 40, ст. 5068, 2011, № 6, ст. 888, № 14, ст. 1935, № 41, ст. 5740; 2012, № 13, ст. 1530, № 28, ст. 3905; 2013, № 13, ст. 1964, № 24, ст. 2899, № 45, ст. 5822; 2014 № 5, ст. 507, № 46, ст. 6370; 2015, № 2, ст. 491, № 47, ст. 6586, ст. 6593; 2016, № 2, ст. 325, № 28, ст. 4741, № 29, ст. 4816) в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, наземными и аэрокосмическими способами с использованием материалов дистанционного зондирования Земли и методов математической статистики. 3. Целями государственной инвентаризации лесов являются: своевременное выявление и прогнозирование развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса; оценка эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; информационное обеспечение управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов; информационное обеспечение управления в области федерального государственного лесного надзора (лесной охраны). 4. Для достижения целей государственной инвентаризации лесов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, Федеральным агентством лесного хозяйства проводятся следующие мероприятия: а) определение количественных и качественных характеристик лесов; б) дистанционный мониторинг использования лесов; в) оценка качества проведения и эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использованию лесов наземными способами; г) формирование федеральных информационных ресурсов. 5. Планирование объектов и объемов работ по государственной инвентаризации лесов осуществляется ежегодно в IV квартале года, предшествующего проведению работ, с учетом наличия архивов данных дистанционного зондирования Земли. Работы по определению количественных и качественных характеристик лесов планируются в границах конкретных лесных районов с учетом необходимости завершения их в возможно короткий срок. Работы по дистанционному мониторингу использования лесов планируются в многолесных регионах с интенсивным уровнем использования лесов, большими объемами заготовки древесины, высокой долей арендованных лесных участков и проводятся на лесных участках, на которых использование лесов осуществлялось в текущем и в предшествующем годах. Работы по оценке качества проведения и эффективности мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, использования лесов наземными способами планируются в не менее 10 % лесничествах субъекта Российской Федерации. 6. При определении количественных и качественных характеристик лесов Федеральным агентством лесного хозяйства выполняются: а) получение и анализ исходных данных на лесничество (объект работ) (материалов последнего лесоустройства, данных государственного лесного реестра, иных материалов); б) получение (приобретение) материалов дистанционного зондирования Земли (цифровых космических снимков давностью съемки не более 3-х лет с учетом года проведения работ с пространственным разрешением, обеспечивающим необходимое качество проведения соответствующих работ) на 100 % площади лесничества (объекта работ); в) создание цифровой основы лесничества (объекта работ) на базе материалов лесоустройства, данных дистанционного зондирования Земли, государственного лесного реестра, материалов из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства; г) актуализация цифровой основы по данным дистанционного зондирования Земли и данным государственного лесного реестра с целью внесения изменений, произошедших в лесах под воздействием антропогенных и природных факторов после выполнения работ по таксации лесов; д) стратификация лесов для расчета необходимого количества постоянных пробных площадей и картографирования лесов, изготовление актуализированных карт-схем лесных страт, вычисление площадей страт; е) статистическое размещение постоянных пробных площадей на актуализированной цифровой основе, определение местоположения (координат) постоянных пробных площадей; ж) закладка постоянных пробных площадей и проведение на них исследований и измерений породного состава, возраста, диаметров и высоты деревьев, состояния деревьев, напочвенного покрова, подлеска и подроста, наличия сухостоя и захламления, степени разложения валежа и пней, наличия и степени повреждения отдельных деревьев вредителями леса, пожарами и другими негативными воздействиями, характера лесовосстановления и других показателей; з) определение количественных и качественных характеристик лесов в результате комплексной обработки данных стратификации и постоянных пробных площадей; и) анализ и обобщение результатов, подготовка ежегодных отчетов по субъектам Российской Федерации в разрезе лесничеств (объектов работ) по результатам работ; к) определение количественных и качественных характеристик лесов посредством проведения специальных обследований в лесах, расположенных в зонах техногенного загрязнения, в которых ограничена хозяйственная деятельность. 7. Каждая постоянная пробная площадь должна иметь уникальный идентификационный номер из девяти цифр, в котором первая и вторая цифры, согласно их очередности, обозначают код лесного района в соответствии с перечнем лесных районов Российской Федерации, третья и четвертая - код субъекта Российской Федерации в соответствии с государственным лесным реестром, пятая и шестая - код лесничества (объекта работ) в соответствии с государственным лесным реестром, седьмая, восьмая и девятая - номер пробной площади, присвоенный по порядку в пределах лесничества (объекта работ). Федеральное агентство лесного хозяйства и его территориальные органы осуществляют ежегодный контроль качества закладки постоянных пробных площадей и измерений на не менее 5 % заложенных постоянных пробных площадях. 8. Периодичность повторных наблюдений на постоянных пробных площадях должна составлять 10 - 15 лет. 9. При дистанционном мониторинге использования лесов Федеральным агентством лесного хозяйства, его территориальными органами выполняются: а) получение и анализ исходных данных на лесничество (объект работ) (лесной план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества, договоры аренды лесных участков, договоры купли-продажи лесных насаждений, проекты освоения лесов, лесные декларации, технологические карты разработки лесосек, материалы отвода лесосек, акты осмотра мест рубок, отчеты об использовании лесов, данные статистической отчетности и иные материалы); при этом документы, поступившие после завершения работ по дистанционному мониторингу использования лесов, не рассматриваются; б) подготовка (формирование) на лесничество (объект работ) цифровой основы по материалам лесоустройства, топографическим картам и данным государственного лесного реестра; в) нанесение границ отводов лесных участков на цифровую основу по данным лесных деклараций, материалам отвода лесосек и иным материалам; г) использование цифровых космических снимков со сроком съемки: в год дистанционного мониторинга использования лесов и давностью до 2-х лет от года проведения работ, предшествующих году дистанционного мониторинга использования лесов, с пространственным разрешением, обеспечивающим качество проведения соответствующих работ; д) совмещение космических снимков с цифровой основой с нанесенными границами отводов лесных участков; е) контурное и аналитическое дешифрирование материалов аэрокосмической съемки с целью выявления нарушений законодательства Российской Федерации: рубка лесных насаждений без правоустанавливающих документов; рубка с превышением эксплуатационной площади лесосек; рубка за пределами отвода лесосек; рубка неэксплуатационных участков леса, в том числе семенных полос, групп и куртин; рубка лесных насаждений в различных категориях защитных лесов и особо защитных участков лесов, где рубки запрещены или ограничены; нарушения основных организационно-технических элементов рубок (превышение разрешенной ширины лесосеки, превышение разрешенной площади лесосеки, несоблюдение сроков и способов примыкания лесосек, несоблюдение направления лесосеки, несоблюдение количества зарубов (лесосек) в расчете на 1 км); незаконное использование лесов; ж) выборочная натурная проверка исполнителем работ результатов дешифрирования материалов аэрокосмической съемки; з) оперативное направление информации о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации в соответствующие органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, с целью организации соответствующих проверочных мероприятий, в том числе в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны); и) анализ и обобщение результатов, подготовка ежегодных отчетов по субъектам Российской Федерации в разрезе лесничеств (объектов работ) по результатам работ; к) натурные проверки результатов дешифрирования материалов аэрокосмической съемки на не менее 5 % лесных участков в каждом субъекте Российской Федерации, по которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации не согласны с результатами дешифрирования материалов аэрокосмической съемки. 10. При оценке качества проведения и эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использованию лесов наземными способами Федеральным агентством лесного хозяйства, его территориальными органами выполняются: а) получение и анализ исходных данных на лесничество (объект работ) (лесной план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества, договоры аренды лесных участков, договоры купли-продажи лесных насаждений, проекты освоения лесов, лесные декларации, технологические карты выполнения мероприятий и разработки лесосек, материалы отвода лесосек, отчеты об использовании лесов, об охране и о защите лесов, о воспроизводстве лесов и лесоразведении, проекты лесовосстановления, проекты лесоразведения, информация о выполнении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса, данные статистической отчетности и иные материалы); б) планирование (отбор) конкретных лесных участков (лесотаксационных выделов) для натурного обследования методом случайной выборки; в) натурное обследование лесных участков (лесотаксационных выделов), в которых мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов и использованию лесов были выполнены в течение года, предшествующего обследованию; г) оценка эффективности выполненных мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использованию лесов, соответствие их лесоводственным требованиям; д) оценка использования лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации; е) оперативное направление информации о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации в органы государственной власти с целью информационного обеспечения управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также в области федерального государственного лесного надзора (лесной охраны); ж) анализ и обобщение результатов, подготовка ежегодных отчетов по субъектам Российской Федерации в разрезе лесничеств (объектов работ) по результатам работ; з) натурные проверки результатов натурного обследования лесных участков (лесотаксационных выделов) на не менее 5 % лесных участков в каждом субъекте Российской Федерации, по которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации не согласны с результатами натурного обследования лесных участков. 11. При формировании федеральных информационных ресурсов Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет подготовку аналитических обзоров о состоянии лесов, их количественных и качественных характеристиках в границах по субъектам Российской Федерации, лесным районам, военным округам и в целом по Российской Федерации, если в их границах полностью завершены работы, предусмотренные подпунктом "ж" пункта 6 настоящего Порядка. 12. Федеральное агентство лесного хозяйства, его территориальные органы с целью организации проведения государственной инвентаризации лесов запрашивают информацию, указанную в подпунктах "а" пунктов 6, 9, 10 настоящего Порядка в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления. 13. Территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства участвуют в контроле за проведением государственной инвентаризации лесов, рассмотрении и приемке ее результатов. 14. Ежегодно по итогам выполнения мероприятий по государственной инвентаризации лесов, указанных в пунктах 6, 9, 10 настоящего Порядка, составляются отчеты по субъектам Российской Федерации, включающие результаты государственной инвентаризации лесов по лесничествам (объектам работ). 15. Копии отчетов государственной инвентаризации лесов по субъектам Российской Федерации, военным округам направляются Федеральным агентством лесного хозяйства в соответствующие заинтересованные органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. 16. Аналитические обзоры о состоянии лесов, их количественных и качественных характеристиках размещаются Федеральным агентством лесного хозяйства на официальном сайте Рослесхоза в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в I квартале года, следующего за годом их разработки. 17. Картографические материалы, цифровые картографические основы объектов работ, созданные при проведении государственной инвентаризации лесов, а также материалы космических съемок (аэросъемок), применяемые при проведении государственной инвентаризации лесов, подлежат включению Федеральным агентством лесного хозяйства в ведомственный картографо-геодезический фонд Федерального агентства лесного хозяйства. 18. Результаты государственной инвентаризации лесов используются для внесения документированной информации в государственный лесной реестр, при внесении изменений в лесные планы субъектов Российской Федерации, проведении лесоустройства, государственного лесопатологического мониторинга, государственного мониторинга воспроизводства лесов, плановых и внеплановых проверок исполнения субъектами Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, при осмотре мест рубок и выявлении нарушений лесного законодательства, при проведении обязательных проверок при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны). 19. Информация о нарушениях лесного законодательства, полученная при проведении государственной инвентаризации лесов, в оперативном порядке направляется Федеральным агентством лесного хозяйства, его территориальными органами, в соответствующие органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, для принятия мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 20. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации при получении информации о нарушениях законодательства Российской Федерации, выявленных при дистанционном мониторинге использования лесов, оценки качества проведения и эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использованию лесов наземными способами, обеспечивают ее проверку, в том числе в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны). В случае выявления фактов, свидетельствующих о нарушениях лесного законодательства, территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства направляют информацию о выявленных нарушениях лесного законодательства в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования. 21. На основании информации государственной инвентаризации лесов формируется база данных государственной инвентаризации лесов. Учет, архивация, систематизация, хранение, использование и предоставление информации, входящей в базу данных государственной инвентаризации лесов, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448; 2010, № 31, ст. 4196; 2011, № 15, ст. 2038, № 30, ст. 4600; 2012, № 31, ст. 4328; 2013, № 14, ст. 1658, № 23, ст. 2870, № 27, ст. 3479; № 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, № 19, ст. 2302, № 30, ст. 4223, ст. 4243, № 48, ст. 6645; 2015, № 1, ст. 84, № 27, ст. 3979, № 29, ст. 4389, ст. 4390; 2016, № 28, ст. 4558). 22. Основные результаты государственной инвентаризации лесов представляются ежегодно в следующем виде: отчеты, указанные в пункте 14 настоящего Порядка; актуализированные карты-схемы лесных страт; каталоги координат и паспорта постоянных пробных площадей; ведомости и альбомы изображений космических снимков с выявленными признаками нарушений лесного законодательства; акты и фотоотчеты натурного осмотра лесных участков; аналитические обзоры о состоянии лесов, их количественных и качественных характеристиках по субъектам Российской Федерации, лесным районам Российской Федерации, военным округам, и Российской Федерации в целом.
|