На главную | База 1 | База 2 | База 3

Методические рекомендации
по развитию сети образовательных организаций и обеспеченности
населения услугами таких организаций, включающие требования по
размещению организаций сферы образования, в том числе в сельской
местности, исходя из норм действующего законодательства
Российской Федерации, с учетом возрастного состава и плотности
населения, транспортной инфраструктуры и других факторов,
влияющих на доступность и обеспеченность населения услугами
сферы образования

Методические рекомендации Минобрнауки России от 04.05.2016 № АК-15/02вн

УТВЕРЖДАЮ

заместитель министра

образования и науки

Российской Федерации

А.А. Климов

4 мая 2016 года № АК-15/02вн

1. Общие положения

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) организация предоставления услуг дошкольного, общего, среднего профессионального образования и дополнительного образования детей является полномочием региональных органов исполнительной власти в сфере образования и органов местного самоуправления.

Вопросы размещения образовательных организаций с учетом плотности населения, его возрастного состава, транспортной доступности и иных параметров, отражающих доступность образовательных услуг, издания и применения нормативных технических документов в области строительства относятся к предметам ведения субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

1.1. При принятии решений в рамках территориального планирования в части размещения на территории субъектов Российской Федерации объектов сферы образования необходимо учитывать следующие нормативные правовые акты:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ;

- постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации";

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"";

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"";

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 марта 2011 года № 23 "Об утверждении СП 2.1.2.2844-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений"";

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2003 года № 2 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3.1186-03" (вместе с "СанПиН 2.4.3.1186-03. 2.4.3. Учреждения начального профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 января 2003 года);

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей'"';

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья'"' (санитарные правила, утвержденные данным документом, вводятся в действие с 1 сентября 2016 года);

- СП 42.13330.2011. "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89" (утверждены приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 года № 820);

- СП 59.13330.2012. "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (утверждены приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года № 5);

- СП 118.13330.2012. "Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" (утверждены приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/10);

- приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 года № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии";

- приказ Минобрнауки России от 13 марта 2015 года № 235 "Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей";

- приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 года № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи";

а также следующие письма Минобрнауки России:

1. "Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 9 апреля 2014 года № НТ-392/07;

2. "О порядке получения образования воспитанниками детских домов-интернатов" от 26 мая 2014 года № ВК-1048/07;

3. "О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью" от 20 августа 2014 года № ВК-1748/07;

4. "О центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" от 14 июля 2014 года № ВК-1440/07;

5. "О сохранении сети отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам" от 13 ноября 2014 года № ВК-2422/07.

1.2. При принятии решений по оптимальному размещению на территории субъектов Российской Федерации объектов социальной сферы необходимо учитывать следующие рекомендации.

1.2.1. В сфере общего образования

При установлении требований к размещению объектов социальной сферы установить не менее одной дневной общеобразовательной школы на 892 человека в городской местности, в сельской местности - на 201 человек.

Для реализации общеобразовательных программ дошкольного образования установить не менее одной дошкольной образовательной организации на 174 воспитанника в городской местности, в сельской местности - на 62 воспитанника.

1.2.2. В сфере дополнительного образования

Потребность в организациях дополнительного образования детей определяется исходя из необходимости обеспечения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными образовательными программами на уровне 70 - 75 %.

Количество организаций дополнительного образования детей рассчитывается пропорционально численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории субъекта Российской Федерации (при определении количества организаций дополнительного образования детей, расположенных в сельской местности, учитывается пешеходная доступность от места жительства обучающегося и [или] места нахождения образовательной организации, в которой обучающийся получает образование).

При расчете потребности в организациях дополнительного образования детей, реализующих дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств, учитываются следующие особенности.

Для субъектов Российской Федерации количество организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств) (далее - ДШИ) определяется исходя из необходимости обеспечения 12 % охвата детей в возрасте от 8 до 15 лет дополнительными предпрофессиональными программами в области искусств.

Количество ДШИ в населенных пунктах с численностью населения от 3 до 10 тыс. человек определяется в расчете одна ДШИ на населенный пункт.

Количество ДШИ в населенных пунктах с численностью населения свыше 10 тыс. человек определяется исходя из расчета охвата соответствующими программами не менее 12 % обучающихся 1 - 8-х классов общеобразовательных организаций.

1.2.3. В сфере среднего профессионального образования

Потребность в профессиональных образовательных организациях определяется исходя из необходимости обеспечения программами среднего профессионального образования населения в возрасте 15 - 19 лет, имеющих основное общее и среднее общее образование на уровне 50 % от их общего количества.

Количество создаваемых профессиональных образовательных организаций определяется также исходя из сложившихся социально-демографических, географических, экономических и других особенностей соответствующей территории.

12.4. В сфере организации образования детей-инвалидов с ОВЗ и психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи рекомендуется учитывать следующее:

- создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - ПМСЦ) возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, а также органы местного самоуправления;

- услуги, оказываемые психолого-медико-педагогическими комиссиями, в том числе на базе ПМСЦ, в соответствии со статьей 42 Федерального закона № 273-ФЗ, реализуются в рамках исполнения приказа Минобрнауки России от 20 сентября 2013 года № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" (далее - Приказ);

- количество психолого-медико-педагогических комиссий (далее - ПМПК) в соответствии с Приказом определяется органами государственной власти субъекта РФ в сфере образования из расчета одна ПМПК на 10 тыс. детей, проживающих на соответствующей территории, но не менее одной комиссии в субъекте РФ.

Количество создаваемых комиссий определяется также исходя из сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей соответствующей территории.

2. Примерные значения для установления критериев по оптимальному размещению на территориях субъектов Российской Федерации объектов образования даны в приложении.