2.6.1.
Ионизирующее излучение, радиационная безопасность
Санитарные правила СП 2.6.1.01-04
Обеспечение радиационной безопасности
портов Российской Федерации при заходе и
стоянке в них атомных судов, судов
атомно-технологического обслуживания
и плавучих энергоблоков атомных
теплоэлектростанций
(СПРБП-04)
Москва
МОРКНИГА
2018
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 11.02.2004 № 5 «О введении в действие Санитарных правил СП 2.6.1.01-04
«Обеспечение радиационной безопасности портов Российской Федерации при заходе и
стоянке в них атомных судов, судов атомно-технологического обслуживания и
плавучих энергоблоков атомных теплоэлектростанций СПРБП-04» (вместе с «СП
2.6.1.01-04. Санитарные правила ...», утв. Главным
государственным санитарным врачом РФ 28.01.2004) (Зарег. в Минюсте РФ
04.03.2004 № 5607) - М.: МОРКНИГА. - 2018. - 14 с.
ГЛАВНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2004 года № 5
О введении в действие Санитарных правил
СП 2.6.1.01-04 «Обеспечение радиационной безопасности
портов Российской Федерации при заходе и стоянке в них
атомных судов, судов атомно-технологического обслуживания
и плавучих энергоблоков атомных теплоэлектростанций
СПРБП-04»
На основании Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650) и Положения о
государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 554
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295),
постановляю:
Ввести в действие с 1 июля 2004 года Санитарные правила СП
2.6.1.01-04 «Обеспечение радиационной безопасности портов Российской Федерации
при заходе и стоянке в них атомных судов, судов атомно-технологического
обслуживания и плавучих энергоблоков атомных теплоэлектростанций СПРБП-04»,
утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 28
января 2004 года.
Г. Онищенко
УТВЕРЖДЕНЫ
Главным государственным
санитарным врачом
Российской Федерации,
28 января 2004 года
|
Дата
введения: 1 июля 2004 года
2.6.1. Ионизирующее излучение, радиационная безопасность
Санитарные правила СП 2.6.1.01-04
Обеспечение радиационной безопасности портов Российской
Федерации при заходе и стоянке в них атомных судов,
судов атомно-технологического обслуживания и плавучих
энергоблоков атомных теплоэлектростанций
(СПРБП-04)
I. Общие положения и область применения
1.1. Настоящие Санитарные правила устанавливают
санитарно-гигиенические, организационные и технические требования по
обеспечению радиационной безопасности портов Российской Федерации при заходе и
стоянке в них атомных судов и самоходных и несамоходных судов
атомно-технологического обслуживания (далее - АТО).
1.2. Санитарные правила распространяются также на плавучие
энергоблоки атомных теплоэлектростанций (далее - ПЭБ) при их транспортировке.
1.3. Санитарные правила не распространяются на порты
базирования ПЭБ, на торговые суда с обычными двигательными установками,
перевозящие на борту радиоактивные материалы, упакованные в установленном
порядке.
1.4. Санитарными правилами устанавливаются требования к
специальному оборудованию, сооружениям и службам порта, которые должны быть
предусмотрены в связи с его специальным назначением, а также системы мер
радиационной безопасности и организации радиационного контроля, которые должны
обеспечить безопасность нахождения судна в акватории порта, сохранность
имеющихся на его борту грузов и оборудования, безопасность экипажа судна,
работников порта, защиту окружающей среды и населения.
1.5. Санитарными правилами не регламентируются требования к
оборудованию, сооружениям и службам специальных портов базирования, связанные с
ремонтом атомных судов и обращением с ядерным топливом и радиоактивными
отходами, кроме их передачи на берег.
II. Нормативные ссылки
Настоящие Правила разработаны на основании и с учетом
следующих законов и нормативных актов:
• Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. I), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. I),
ст. 2700);
• Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране
окружающей природной среды» (Собрание законодательства Российской Федерации,
2002, № 2, ст. 133);
• Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ
«Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; 2001, № 29, ст. 2949;
2002, № 1 (ч. I), ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 46 (ч.
I), ст. 4436);
• Федеральный закон от 23.11.1995№ 174-ФЗ «Об
экологической экспертизе» (Собрание законодательства Российской Федерации,
1995, № 48, ст. 4556; 1998, № 16, ст. 1800);
• Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ
«О радиационной безопасности населения» (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1996, № 3, ст. 141);
• Нормы радиационной безопасности (НРБ-99).
СП 2.6.1.758-99, утвержденные Главным государственным санитарным врачом
Российской Федерации 02 июля 1999 г. (письмом Минюста России от 29.07.1999 №
6014-ЭР признаны не нуждающимися в государственной регистрации);
• Основные санитарные правила обеспечения радиационной
безопасности (ОСПОРБ-99). СП
2.6.1.799-99, утвержденные Главным государственным санитарным врачом
Российской Федерации 27.12.1999 (письмом Минюста России от 01.06.2000 № 4214-ЭР
признаны не нуждающимися в государственной регистрации);
• Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами
(СПОРО-2002). СП
2.6.6.1168-02, утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 23.10.2002 № 33. Зарегистрированы в
Минюсте России 06.12.2002, регистрационный № 4005.
III. Основные требования по заходу в порты
3.1. В порту для каждого типа судна с учетом метеорологических
и гидрологических условий должны быть определены безопасные места (отдаленные
якорные стоянки), где судно:
• может быть временно размещено, если условия в порту или
его окрестностях считаются неподходящими для немедленного следования к назначенному
причалу;
• может быть поставлено при возникновении аварийной
ситуации, связанной с опасностью распространения радиоактивных веществ.
Эти места должны быть выбраны таким образом, чтобы при
проектных радиационных авариях радиоактивные выбросы не оказывали влияния на
радиационную обстановку на территории порта и в жилой зоне, и должны быть
достаточно отдалены от обычных навигационных путей так, чтобы не был нанесен
вред другим судам.
3.2. Перед заходом судна в порт проверяются:
• ядерная энергетическая установка (далее - ЯЭУ) и ее
оборудование (для атомных судов и плавучих энергоблоков), все системы,
обслуживающие хранилища радиоактивных веществ, а также судно в целом;
• уровни мощности дозы гамма-, нейтронного излучения и
радиоактивного загрязнения поверхности на корпусе, в служебных помещениях,
хранилищах радиоактивных веществ и трюмах судна, а также уровни объемной
активности воздуха в помещениях судна и на выбросе системы специальной
вентиляции, которые не должны превышать контрольных уровней;
• резервные источники энергии для ЯЭУ и систем,
обслуживающих хранилища радиоактивных веществ, находящиеся в состоянии
готовности;
• условия хранения на судне радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов.
3.3. Емкости (цистерны) для сбора жидких радиоактивных
отходов (далее - ЖРО) должны иметь незаполненный резерв, достаточный для
обеспечения стоянки атомного судна в порту, а цистерна для сбора вод
санпропускника должна быть опорожнена до подхода судна к порту.
3.4. При заходе в порт (выходе из порта) и стоянке в порту
мощность ЯЭУ атомных судов должна быть снижена до минимального уровня,
необходимого для обеспечения собственных потребностей и маневренности судна.
3.5. Плавучий энергоблок транспортируется с заглушенными
реакторами.
3.6. Вентиляция защитной оболочки и других помещений
контролируемой зоны (далее - КЗ) при заходе в порт и в период стоянки должна
быть переведена на работу с выбросом воздуха через фильтры.
3.7. Ремонт ЯЭУ, связанный с раскрытием защитной оболочки,
перегрузка ядерного топлива и другие технологические операции с ядерным
топливом и радиоактивными отходами должны производиться только в портах
базирования.
IV. Службы и сооружения порта, необходимые для приема
атомных судов, судов АТО и ПЭБ
4.1. Порт, предназначенный для приема атомных судов, судов
АТО и ПЭБ, должен располагать безопасными причалами и отдаленной якорной
стоянкой, где судно может быть поставлено при возникновении аварийной ситуации,
связанной с опасностью радиоактивного загрязнения окружающей среды.
4.2. Порт должен располагать причалом для долговременной
стоянки и обработки атомных судов, судов АТО и ПЭБ.
4.3. На причале должна быть предусмотрена возможность
установки защитного заграждения на случай возникновения аварийных ситуаций и
радиационных аварий.
4.4. Порт должен располагать запасом дезактивирующих средств
на случай возможных радиационных инцидентов и иметь возможность оперативно
организовать участок дезактивации.
4.5. Порт, предназначенный для приема атомных судов, судов
АТО и ПЭБ, должен иметь в своем составе службу радиационной безопасности (далее
- СРБ) - для портов базирования и портов регулярного захода, или лицо,
ответственное за радиационную безопасность и радиационный контроль, - для
портов разового захода.
4.6. В портах регулярного захода и портах базирования на
причале должна быть предусмотрена возможность приема на берег сточных вод
санпропускника и прачечной.
4.7. В портах базирования должна быть предусмотрена
возможность приема с судна твердых радиоактивных отходов (далее - ТРО) и ЖРО
различных категорий по объемной активности. Система удаления радиоактивных
отходов (далее - РАО) за пределы судна должна исключать загрязнение самого
судна, территории порта и окружающей среды.
4.8. Порты базирования должны иметь специальные цеха или
участки, выполненные в соответствии с требованиями ОСПОРБ-99,
для работы с радиоактивным оборудованием и отходами, хранилища для свежего и отработавшего
ядерного топлива, твердых и жидких РАО, системы и установки для обработки
(подготовки к захоронению) РАО и специальные средства для транспортировки
свежего и отработавшего ядерного топлива и отходов. В портах регулярного и
разового захода подобные объекты не требуются.
4.9. Для обеспечения возможности локализации и ликвидации
последствий радиационных аварий в порту, принимающем атомные суда, суда АТО и
ПЭБ, должны быть предусмотрены:
достаточное количество буксиров, готовых при необходимости к
выводу аварийного судна;
• комплект спецодежды и средств индивидуальной защиты для
персонала участвующего в противоаварийных работах, и экипажей буксиров;
• комплект индивидуальных дозиметров для персонала,
участвующего в противоаварийных работах, и экипажей буксиров;
• комплект индивидуальных противорадиационных аптечек для
персонала, участвующего в противоаварийных работах, и экипажей буксиров;
• аварийный комплект инвентаря, приспособлений, химических
реактивов, расходных материалов и медикаментов;
• емкости для сбора радиоактивных отходов, образовавшихся
при ликвидации аварии.
V. Меры безопасности при стоянке судна у причала
5.1. При стоянке у причала атомных судов, судов АТО и ПЭБ
должны предусматриваться надлежащее освещение в целях безопасности и охраны,
радиационный контроль, а также доступ необходимых специалистов на случай
аварии.
5.2. Во время стоянки судна в порту (кроме портов
базирования) запрещается проведение на нем ремонтных работ, связанных с
раскрытием защитной оболочки и возможным распространением радиоактивных веществ
за пределы контролируемой зоны судна.
5.3. Во время стоянки в порту (кроме портов базирования) на
судах АТО и ПЭБ не должны проводиться технологические операции, кроме погрузки
и выгрузки нерадиоактивных грузов.
5.4. При выходе технических параметров и характеристик ЯЭУ
за пределы безопасной эксплуатации реактор должен глушиться и судно отводиться
на отдаленную якорную стоянку.
5.5. ЯЭУ должна находиться под контролем квалифицированного
персонала, несущего круглосуточную вахту.
5.6. При проведении грузовых операций с радиоактивными
грузами на причале должна быть организована контролируемая зона, в которую
должен быть ограничен доступ людей.
5.7. Грузовые операции с радиоактивными грузами, не
упакованными в стандартные упаковки, могут производиться только в портах
базирования на специальных причалах, с помощью специального
подъемно-транспортного оборудования и с выделением в случае необходимости
контролируемой зоны.
5.8. При проведении грузовых операций с радиоактивными грузами
должен производиться радиационный контроль на причале силами службы
радиационной безопасности порта совместно с СРБ судна и контроль окружающей
среды.
VI. Организация радиационного контроля при нахождении
судна в порту
6.1. Радиационный контроль на судне
6.1.1. Средства радиационного дозиметрического контроля
атомного судна, судна АТО или ПЭБ должны обеспечивать получение необходимой и
достаточной информации о радиационной обстановке на судне, облучении членов
экипажа и выбросах в окружающую среду при всех режимах эксплуатации судна и
проектных авариях.
6.1.2. Средства радиационного контроля судна должны
обеспечивать измерение и определение:
• мощности эквивалентной дозы гамма- и нейтронного
излучения;
• мощности поглощенной дозы бета-гамма-излучения в кожных
покровах;
• уровней радиоактивного загрязнения поверхностей;
• объемной активности бета-активных аэрозолей и газов в
помещениях;
• индивидуальных доз нейтронного и гамма-излучений;
• дозы от поступлений радионуклидов внутрь организма;
• радиоактивных загрязнений спецодежды и кожных покровов;
• объемной активности на выбросе и суммарного выброса
раздельно по бета-активным газам, бета-активным аэрозолям и йоду;
• объемной активности ЖРО;
• мощности дозы от контейнеров ТРО, хранящихся на судне.
6.1.3. Судно должно быть оснащено аппаратурой для измерения
активности и определения радионуклидного состава проб, находящихся в различных
агрегатных состояниях.
6.1.4. Все предупредительные и аварийные сигналы должны
автоматически фиксироваться системой радиационного контроля (далее - РК).
Система РК должна обеспечивать выдачу информации на судовые средства связи для
передачи ее судовладельцу и администрации порта в экстремальных случаях.
6.1.5. Должна быть предусмотрена возможность использования
системы централизованного радиационного контроля для ориентировочного прогноза
доз облучения населения и уровней загрязнения акватории и прибрежной территории
конкретного порта при проектных и запроектных авариях по алгоритмам,
учитывающим характеристики аварии, параметры выброса радиоактивных веществ и
метеоусловия в момент выброса.
6.2.
Радиационный контроль на территории порта
6.2.1. В портах разового захода радиационный контроль
осуществляется СРВ порта и органами госсанэпиднадзора.
6.2.2. СРБ порта должна иметь силы и средства для проведения
радиационного контроля при обследовании судна, а также для радиационного
контроля окружающей среды до и после захода и во время стоянки судна в порту.
6.2.3. Имеющиеся в распоряжении СРБ порта оборудование и
методики должны обеспечивать возможность контроля на территории и акватории
порта следующих факторов:
• мощность дозы ионизирующего излучения (носимыми
приборами);
• активность аэрозолей атмосферного воздуха (аспирационным и
седиментационным методами);
• радиоактивное загрязнение поверхностей (носимыми приборами
и методом снятия мазков);
• удельная активность снега (воды), растительности, почвы,
донных отложений, водорослей, сточных вод.
6.2.4. Перед заходом в порт атомного судна, судна АТО или
ПЭБ службой радиационной безопасности порта отбираются пробы д ля уточнения
фоновых концентраций основных дозообразующих нуклидов: (134)Cs, (137)Cs,
(60)Со, (90)Sr, (54)Mn, (152)Eu, (154)Eu. Измерение проб может проводиться в
лаборатории судна при участии представителя СРБ порта. Результаты измерений
передаются администрации порта.
6.2.5. Перед отходом судна проводятся повторный отбор проб и
измерение концентраций тех же нуклидов. При превышении контрольных уровней
проводятся гамма-спектрометрический и радиохимический анализы по специальной
программе.
6.2.6. При отсутствии нарушений нормальной эксплуатации на
судне в период его нахождения в порту СРБ порта должна периодически (один раз в
сутки) проверять величину мощности дозы излучения в грузовых трюмах и на
корпусе, чтобы убедиться в безопасности портового персонала при выполнении
грузовых операций.
6.2.7. В случае нарушения нормальной эксплуатации или
возникновения на судне аварийной ситуации с возможным выходом радиоактивности в
окружающую среду судно немедленно отводится на отдаленную якорную стоянку,
вокруг судна в радиусе 50 - 200 м организуется зона ограниченного доступа, в
случае необходимости организуется сан-пропускной режим. СРБ порта совместно с
СРБ судна приступают к проведению радиационного мониторинга в соответствии с
аварийным планом. Результаты радиационного мониторинга, проводимого СРБ судна
(при сохранении работоспособности судовой системы радиационного контроля),
передаются СРБ и администрации порта и центру госсанэпиднадзора.
VII. Защита экипажа и населения при
радиационной аварии в порту
7.1. Перечень возможных аварий для конкретного проекта судна
определяется проектной организацией, согласуется в установленном порядке и
является основой планирования защитных мероприятий.
7.2. Для любых аварий, связанных с повреждением ЯЭУ, систем
с радиоактивными средами и систем безопасности, в судовых эксплуатационных
документах должны быть приведены результаты оценки: радиационной обстановки на
судне и вне его, доз облучения экипажа судна и населения, выбросов и сбросов
радиоактивных веществ, загрязняющих окружающую среду. В том числе оценки должны
быть выполнены для чрезвычайно редких событий (опрокидывание, затопление,
столкновение, посадка на мель с креном более 30 градусов) и для аварий по общим
причинам (взрывы, пожары, падение вертолета и пр.).
7.3. При проектировании судна расчеты наиболее тяжелой по
последствиям аварии необходимо проводить исходя из наиболее неблагоприятных по
радиационным последствиям условий для распространения радиоактивного облака и
длительности выброса. Расчет производится для основных вариантов берегового
рельефа местности. В материалах проекта должны быть представлены данные о
возможном суммарном количестве и нуклидном составе радиоактивных веществ,
поступающих в воздушную среду и акваторию, а также изолинии:
• доз внешнего и внутреннего облучения экипажа атомного
судна и населения;
• плотности выпадения радиоактивных веществ;
• мощности дозы гамма-излучения на местности;
• объемной активности радионуклидов в воздухе по следу
облака;
• зоны радиационной аварии.
Кроме того, при необходимости должны быть выделены зоны
принятия мер по защите населения исходя из требований раздела 6 НРБ-99.
7.4. Защита экипажа и населения от воздействия ионизирующих
излучений в случае радиационных аварий должна обеспечиваться:
• созданием системы последовательных защитных барьеров между
основными источниками ионизирующих излучений и окружающей средой;
• созданием локализующих устройств и систем, предотвращающих
поступление радиоактивных веществ в окружающую среду;
• системой радиационно-гигиенического зонирования;
• работоспособностью средств радиационного контроля в
условиях прохождения аварий;
• наличием плана мероприятий по ограничению и ликвидации
последствий радиационных аварий и тренировками персонала по выполнению этих
мероприятий.
7.5. На судне должен быть план мероприятий при угрозе радиационной
опасности, согласованный с органами госсанэпиднадзора, а также расписание
действий персонала по тревоге «Радиационная опасность». План должен содержать
разделы по радиационной безопасности при нахождении судна в море и в порту.
Аварийный план на случай нахождения судна в порту должен быть согласован с
портовым аварийным планом. В плане должны быть отражены:
• меры защиты персонала при выполнении аварийных работ;
• система санитарно-гигиенических и медицинских мероприятий
при угрозе и в случае переоблучения членов экипажа судна;
• санитарная обработка лиц, имеющих загрязнения одежды,
обуви и кожных покровов радиоактивными веществами;
• мероприятия по защите населения и внешней среды.
7.6. Администрация порта, в который допускается заход судов
и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками, должна
располагать планом мероприятий по защите работников порта и других лиц,
находящихся на территории порта и в его акватории, в случае аварии на таких
судах и плавсредствах и обеспечивать при необходимости его реализацию.
7.7. В портовый аварийный план рекомендуется включать:
• систему оповещения и связи и сигналы при возникновении
аварии;
• границы зоны ограниченного доступа в районе стоянки
аварийного судна;
• место отдаленной якорной стоянки, пути и организация
перемещения атомного судна от причала на отдаленную якорную стоянку;
• действия по оперативной оценке радиационной обстановки на
территории порта и на атомном судне, а также по административным ограничениям и
контролю доступа в радиационно-опасные зоны;
• состав аварийных формирований, их оснащение и места сбора;
• задачи ответственных лиц администрации порта и других
официальных организаций;
• пути эвакуации членов судового экипажа и работников порта,
не участвующих в противоаварийных действиях;
• мероприятия по оповещению, защите, в т.ч. проведение
йодной профилактики, и эвакуации населения в случае необходимости;
• мероприятия по радиационному контролю на территории и
акватории порта и в жилых зонах;
• медицинскую сортировку пострадавших, дезактивацию,
оказание медицинской помощи и организацию срочной эвакуации лиц со средней и
тяжелой степенью лучевой болезни в специализированные лечебные учреждения;
• мероприятия по оказанию медицинской помощи другим
пострадавшим при аварии;
• определение доз внешнего и внутреннего облучения у
пострадавших, остальных членов экипажа, работников порта и населения;
• мероприятия по дезактивации портовых территорий и
оборудования.
7.8. Портовое аварийное формирование должно быть готово для
работы в условиях радиационной аварии.
VIII. Обращение с радиоактивными отходами
8.1. Сброс твердых и жидких радиоактивных отходов в
акватории порта не разрешается. В порту допускается сброс вод санпропускника
после их радиационного контроля, если удельная активность сбросов не превышает
допустимой удельной активности радионуклидов в воде для населения,
установленной Нормами радиационной безопасности (НРБ-99).
При этом суммарная годовая активность сбросов от всех судов не должна превышать
пределов, установленных по согласованию с органами госсанэпиднадзора, а для
конкретного судна администрация порта на период его стоянки должна выделять
соответствующую квоту.
8.2. Допускаются газоаэрозольные выбросы, если объемная
активность на выбросе не превышает допустимой объемной активности в воздухе для
лиц персонала группы Б, установленной НРБ-99, а суммарный выброс
за год от всех судов не превышает установленного по согласованию с органами
госсанэпиднадзора значения допустимого выброса. При этом уровни внешнего и
внутреннего облучения лиц из населения не должны превышать соответствующей
квоты от годового предела дозы. Должен осуществляться радиационный контроль
газоаэрозольных выбросов.
8.3. Передача на берег ЖРО и ТРО может осуществляться только
в портах базирования.
8.4. Прием и передача ЖРО осуществляется с помощью
специальных съемных трубопроводов.
8.5. Все операции по выгрузке и
транспортировке радиоактивных материалов производятся при радиационном
контроле.
Главный
государственный санитарный врач
Российской Федерации,
Первый заместитель Министра
здравоохранения Российской Федерации
|
Г.Г.
Онищенко
|
СОДЕРЖАНИЕ