Распоряжение Министерства культуры РФ от 27 июля 2016 г. № Р-948 Во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 21.07.2015 № Пр-1441 (пп. "б" п. 1), от 08.12.2015 № Пр-2508 (пп. 12 п. 1), поручений Правительства Российской Федерации от 01.03.2016 № ДК-П12-1123, от 25.04.2016 № ДК-П12-2459: 1. Ввести в действие прилагаемые методические рекомендации субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры. 2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать и утвердить методические рекомендации по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры с учетом средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на культуру. 3. Распоряжение Министерства культуры Российской Федерации от 29.04.2016 № Р-547 признать утратившим силу.
Приложение
Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры В соответствии с п. 2 ст. 44 Конституции Российской Федерации о праве граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, а также со ст. 1; ст. 12; ст. 30; ст. 37; ст. 39; ст. 40 Федерального закона "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"1, определяющими права граждан на доступ к культурным ценностям, права и обязанности субъектов культурной деятельности, исходя из принципов, определенных в "Основах государственной культурной политики", утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808, необходимо обеспечить: территориальное и социальное равенство граждан в реализации их права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры; развитие инфраструктуры культурной деятельности; создание благоприятной культурной среды в малых городах и сельских поселениях, включая создание клубной сети киновидеопоказа; создание развитой сети театральных, концертных, выставочных залов; использование цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания. Во исполнение нормативно-правовых актов Российской Федерации по обеспечению доступности услуг организаций культуры необходимо руководствоваться единой методикой по определению нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах культуры, что позволит преодолеть диспропорции обеспеченности и создать условия для развития сети организаций культуры. I. Общие положения1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения доступности организаций культуры путем оптимального размещения сети организаций культуры с учетом норм минимально необходимых видов организаций культуры и нормативов обеспеченности населения организациями культуры, где "норма" - это минимально допустимое количество сетевых единиц, а "норматив" - это составляющие нормы, указывающие на объем сети (в единицах) и минимальное значение количества населения, для которого установлены данные нормы, а также время, затраченное на доступ к организациям культуры. Под "сетевой единицей" следует понимать организацию культуры независимо от формы собственности, оказывающую услуги в пределах одного здания (помещения), а также ее филиалы либо отделы, оказывающие услуги в отдельно стоящих зданиях, в том числе иных населенных пунктах, либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов. 2. Условия оптимального размещения видов организаций культуры устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходя из полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере культуры в пределах собственных средств с учетом рекомендуемой нормативной потребности. 3. Расчет нормативной потребности субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в объектах культуры должен предусматривать: - вид объекта исходя из его функционального значения, специализации, профиля; - нормативное значение (количество) сетевых единиц различных функциональных видов организаций культуры, обеспечивающих комплекс услуг в соответствии с полномочиями в сфере культуры органов государственной власти и органов местного самоуправления; - нормативное значение (количество) населения, для которого должны быть обеспечены услуги организаций культуры; - показатель территориальной доступности (время в пути до объекта). При расчете нормативной потребности в строительстве объектов культуры необходимо учитывать их мощность (количество мест на 1 000 чел.). Рекомендуются показатели мощности (количество мест в зале) в театрах, концертных залах и учреждениях культуры клубного типа из расчета количества мест на 1 000 жителей в соответствии с Приложением, которое является неотъемлемой частью данных методических рекомендаций. 4. Условия оптимального размещения объектов культуры должны учитывать: - существующую обеспеченность населения объектами культуры; - функциональное многообразие организаций культуры; - специфику территории, в том числе: культурно-исторические особенности; численность, плотность и демографический состав населения; природно-климатические условия; транспортную инфраструктуру и социально-экономические особенности развития региона; - прогноз изменения демографического состава населения и бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации (муниципального образования). - критерии доступности услуг организаций культуры для населения. Критерии доступности услуг организаций культуры: - возможность выбора организаций культуры; - развитие выездных, электронных, дистанционных и иных форм предоставления услуг; - возможность получения гражданами услуг организаций культуры исходя из уровня их доходов и с учетом установленных льгот; - сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек и занятий любительским искусством; - полнота, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления услуг организациями культуры; - наличие организаций культуры для детей; - наличие в организациях культуры условий предоставления услуг людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности. 5. Оптимальное территориальное размещение сетевых единиц организаций культуры может быть достигнуто путем их укрупнения (присоединения) за счет организаций, загруженных менее чем на 50 % (за исключением учреждений, расположенных в сельской местности), а также за счет создания организаций, предоставляющих комплексные услуги, в том числе на условиях государственно-частного партнерства. 6. Размещение объектов культуры, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, должно предусматриваться при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов города. Региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального и местного значения, а также расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности социальных объектов для населения субъекта Российской Федерации и муниципального образования.2 В целях обеспечения доступности нормативы градостроительного проектирования должны предусматривать размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов культуры в составе жилых зон и отдельно стоящих объектов культуры в составе общественно-деловых и рекреационных зон. 7. Физическая доступность услуг государственных и муниципальных организаций культуры обеспечивается за счет шаговой и транспортной доступности, а также путем информационно-коммуникационных технологий доступа к электронным ресурсам (виртуальным экскурсиям, спектаклям, концертам) и путем организации гастролей. Порядок обеспечения условий доступности организаций культуры для инвалидов устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.3 II. Нормы и нормативы размещения библиотек1. В соответствии с законодательством Российской Федерации в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками4. Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ, а также сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают: - финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов соответственно государственных и муниципальных библиотек; - реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание; - условия доступности для инвалидов библиотек субъектов Российской Федерации и муниципальных библиотек.5 Органы местного самоуправления не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.6 Рекомендуемые нормы и нормативы размещения библиотек: Таблица 1
2. Нормы размещения государственных библиотек субъектов Российской Федерации. В целях реализации прав граждан на библиотечное обслуживание в каждом субъекте Российской Федерации создаются государственные библиотеки, обеспечивающие потребность в доступе к информации и знаниям на базе универсального комплектования библиотечных фондов, в том числе на основе обязательного экземпляра документов, в соответствии с полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, к которым относится "организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации, комплектования и обеспечения сохранности их библиотечных фондов"7. 3. Нормы размещения общедоступных муниципальных библиотек осуществляются в рамках полномочий органов местного самоуправления по организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов. 4. Нормы размещения библиотек в городских округах и городских поселениях. В городском округе и городском поселении создается общедоступная библиотека, которая наделяется статусом центральной библиотеки и осуществляет функции по обеспечению комплектования, обработки и хранения библиотечных фондов, создания и ведения электронного каталога и специализированных баз данных, методического обеспечения библиотечной деятельности, популяризации литературы и чтения. В жилых районах городского округа и городского поселения создаются филиалы центральной библиотеки или ее структурные подразделения, осуществляющие функции выдачи документов библиотечного фонда и популяризацию книги и чтения. 5. В городских округах и городских поселениях создается самостоятельная детская библиотека для обслуживания детей дошкольного возраста и учащихся общеобразовательных школ с универсальным фондом документов при условии, если количество детей до 14 лет составляет не менее 15 тыс. чел. При условии меньшего количества детского населения - детская библиотека может действовать в составе общедоступной библиотеки, как филиал или структурное подразделение центральной библиотеки. В городском поселении, которое является административным центром муниципального района, нецелесообразно создавать самостоятельную детскую библиотеку ввиду исключения дублирования функций детской библиотеки, созданной на уровне муниципального района. При условии, когда в состав муниципального района входят городские поселения, не являющиеся административным центром, но имеющие количество детей не менее 15 тыс. чел., то в таких городских поселениях целесообразно создать самостоятельную детскую библиотеку. Если у населения городского округа или городского поселения есть объективная потребность в создании молодежной библиотеки (ходатайство общественности, инициатива молодежных организаций), то собственник (учредитель) имеет право создать молодежную библиотеку или перепрофилировать под данную функцию иную общедоступную библиотеку. 6. Нормы размещения межпоселенческих (районных) библиотек. В соответствии с полномочиями муниципального района для библиотечного обслуживания населения создается межпоселенческая библиотека с филиалами в сельских поселениях, если иное (самостоятельная библиотека в сельском поселении) не установлено законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального района и сельского поселения в соответствии с частью 3 ст. 15 ФЗ № 131 (в редакции от 27.05.2014 № 136-ФЗ). Межпоселенческая библиотека - центральная библиотека муниципального района, которой органами местного самоуправления присвоен статус межпоселенческой. Межпоселенческая библиотека выполняет функции координационного и методического центра для библиотек, созданных на территории муниципального района, по организации библиотечного обслуживания населения, в том числе проживающего в населенных пунктах, не имеющих стационарных библиотек; по формированию универсального фонда документов; по ведению сводного электронного каталога, сбора и обработки библиотечной статистики. Ввиду вышеизложенных функций, связанных не только с обслуживанием населения, но и с исполнением специализированных библиотечных операций в интересах всех библиотек муниципального района, а также в соответствии с установленными полномочиями муниципального района, межпоселенческая библиотека создается независимо от количества населения, проживающего в муниципальном районе. Детская библиотека на уровне муниципального района создается в целях качества обслуживания детей, формирования специализированного фонда и методического обеспечения библиотек, обслуживающих детей. На базе межпоселенческой библиотеки может быть сформирована централизованная библиотечная система, объединяющая библиотеки сельских поселений. 7. Нормы размещения библиотек в сельских поселениях. Для обслуживания жителей сельских поселений библиотека создается исходя из расчета 1 сетевая единица на 1 тыс. жителей, независимо от количества населенных пунктов, входящих в состав сельского поселения. Организационная структура библиотечного обслуживания сельских населенных пунктов должна предусматривать в административном центре сельского поселения общедоступную библиотеку с детским отделением, либо, при условии передачи полномочий по библиотечному обслуживанию на уровень муниципального района, филиал межпоселенческой библиотеки с детским отделением. Центральная библиотека сельского поселения (либо межпоселенческая библиотека) организует работу филиала на базе специализированного помещения или пункт книговыдачи на базе приспособленного помещения, в котором могут проводиться мероприятия по популяризации книги и чтения. Филиалы общедоступной библиотеки, либо пункты книговыдачи (по потребности) могут размещаться в сельских населенных пунктах, входящих в состав городского округа (или городского поселения). Филиалы, или структурные подразделения центральной библиотеки, могут размещаться как в отдельно стоящих зданиях, так и во встроенных помещениях, либо в помещениях иных учреждений культуры, находящихся на территории жилого района и принимаются к расчету в качестве сетевых единиц. Органы местного самоуправления сельских поселений имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для организации библиотечного обслуживания в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 281-ФЗ). Решение о реорганизации или ликвидации муниципальной библиотеки, расположенной в сельском поселении, может быть принято только с учетом результатов опроса жителей данного сельского поселения.8 8. Условия доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Слепые, слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках.9 В целях обеспечения доступности библиотечных услуг для инвалидов по зрению следует предусматривать зоны обслуживания в учреждениях и на предприятиях, где учатся и работают инвалиды по зрению, лечебных и реабилитационных учреждениях. 9. Пользователям библиотек, независимо от места проживания, должен быть обеспечен доступ к культурным ценностям на основе цифровых коммуникационных технологий10, для чего рекомендуется на базе универсальной и детской библиотек субъекта Российской Федерации, центральных библиотек городского округа, городского поселения, муниципального района и сельского поселения организовать точку доступа к полнотекстовым информационным ресурсам. Для организации точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам в библиотеке оборудуется место с выходом в сеть Интернет и предоставлением доступа к оцифрованным полнотекстовым информационным ресурсам, на право пользования которыми библиотека заключает договоры (соглашения) с собственниками этих ресурсов. К полнотекстовым информационным ресурсам, доступ к которым библиотека получает бесплатно, относятся: - фонды Национальной электронной библиотеки, которая объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей. НЭБ включает: каталог всех хранящихся в фондах российских библиотек изданий; централизованный, ежедневно пополняемый архив оцифрованных изданий, как открытого доступа, так и ограниченных авторским правом; - фонды Президентской библиотеки. III. Нормы и нормативы размещения музеев1. Нормы и нормативы размещения музеев устанавливаются в зависимости от наличия предметов и коллекций, которые отнесены (или могут быть отнесены) к государственной или негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации в целях хранения, сохранности и популяризации культурного наследия. Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения музеев: Таблица 2
2. 3а сетевую единицу принимаются музеи, являющиеся юридическими лицами, а также музеи-филиалы без образования юридического лица и территориально обособленные экспозиционные отделы музеев независимо от формы собственности (ведомственные, частные) при условии, если их фонды вошли в государственную или негосударственную часть музейного Фонда Российской Федерации. К расчету сетевых единиц принимаются музеи, являющиеся юридическими лицами, а также музеи-филиалы без образования юридического лица и территориально обособленные экспозиционные отделы музеев независимо от формы собственности. Экспозиционные отделы, расположенные на общих участках с головным музеем (например, в пределах одного музеефицированного кремля, монастыря, усадьбы), рассматриваются как необособленные и не считаются отдельной сетевой единицей, кроме случаев, когда они принадлежат различным дирекциям. Объектом деятельности краеведческого музея является документация и презентация исторического, природного и культурного развития определенного населенного пункта или географического региона. Основными фондами такого музея являются связанные с историей региона экспонаты, в числе которых могут быть, например: археологические находки; произведения искусства или ремесла; документы и изобразительные материалы, фиксирующие исторические события местности; предметы быта; мемориальные предметы, связанные со знаменитыми земляками; материалы, отражающие экономическое и техническое развитие региона.11 Художественный музей - это исследовательское и научно-просветительское учреждение искусствоведческого профиля, осуществляющее комплектование, экспонирование, хранение, изучение, реставрацию и популяризацию произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Тематические музеи могут быть любой профильной группы: политехнический, мемориальный, военно-исторический, историко-бытовой, археологический, этнографический, литературный, музыкальный, музей науки, техники, кино, архитектуры, боевой (трудовой) славы. 3. Порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных музеев, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.12 Решения об управлении музейными предметами и музейными коллекциями, находящимися в государственной собственности субъектов Российской Федерации, принимаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено государственное регулирование в области культуры.13 4. Органы местного самоуправления имеют право на создание музеев.14 В муниципальном образовании музеи создаются при наличии музейных предметов и коллекций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации независимо от количества населения. В муниципальных образованиях, в целях оптимизации затрат на содержание административно-управленческого аппарата и персонала научных работников, могут быть созданы филиалы, или структурные подразделения государственных музеев, оказывающие услуги в отдельно стоящих зданиях либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов, либо в помещениях иных населенных пунктов, которые должны учитываться в качестве сетевой единицы муниципального образования, так как они обслуживают местное население. В муниципальном районе может быть организовано несколько музеев в зависимости от состава и объема фондов. Районные музеи могут иметь филиалы или структурные подразделения в населенных пунктах сельских поселений. Филиалы районного музея в сельских поселениях принимаются к расчету в качестве сетевой единицы. 5. Органы местного самоуправления сельских поселений имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для создания музеев в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования. При условии наличия музейного фонда и достаточности местного бюджета по решению органа местного самоуправления может быть создан краеведческий музей, а также тематические музеи, посвященные памятным историческим событиям, мемориальные музеи, технические музеи, музеи народной культуры. Художественные коллекции могут входить в состав краеведческого музея или на их основе может быть создан художественный музей (галерея). Самостоятельные художественные музеи муниципальных образований должны приниматься к учету как сетевая единица тематического музея. 6. Определение предельно допустимых антропогенных нагрузок на объекты культурного наследия, в которых размещены музеи, осуществляется на основе разработанных Министерством культуры Российской Федерации Методических рекомендаций "По разработке нормативов посещаемости музеев-заповедников в зависимости от их возможностей по приему посетителей"15, направленных на повышение эффективности работы по обеспечению сохранения и презентации культурного и природного наследия. IV. Нормы размещения театров1. Нормы и нормативы размещения театров устанавливаются с учетом потребностей населения в жанрах театрального искусства, в том числе возрастных особенностей зрительской аудитории. В соответствии с "Концепцией долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года"16, театр - это организация, осуществляющая театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве, а также развития театрального искусства, предусматривающего расширение доступности театрального искусства для различных групп населения. Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения театров: Таблица 3
2. 3а сетевую единицу принимаются театры (театры-студии), являющиеся юридическими лицами, либо филиалы театров. Учитывается в качестве одной сетевой единицы театр, в котором действует нескольких театральных трупп (работающих на разных языках или имеющих самостоятельный репертуар), объединенных общей администрацией и представляющих единый баланс. Если на одной театральной площадке работают театры различной жанровой направленности, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, то каждый из них учитывается в качестве самостоятельной сетевой единицы. 3. Минимальный перечень подвидов театров составляют театры драмы, музыкальные театры, театры юного зрителя, театры кукол и театры по видам искусств. Музыкальный театр, включающий в себя такие жанровые виды как опера, балет, оперетта, мюзикл, рекомендуется создавать при наличии на территории субъекта Российской Федерации учебного заведения, выпускающего соответствующих исполнителей (консерватории или другого профильного ВУЗа, училища). Прочие театры по видам искусств (пантомимы, миниатюр, танца, песни, и т.п.) или по целевой группе (молодежный театр, детский театр) создаются в целях обеспечения доступности населения к различным жанрам театрального искусства. 4. Субъекты Российской Федерации в зависимости от демографических особенностей территории и кадрового потенциала могут создавать как драматические театры отдельных видов (драмы, комедии), так и объединенные по жанрам драматические театры. В административных центрах национальных республик целесообразно создание театра с репертуаром на родном языке. В целях выравнивания диспропорций по обеспечению доступности населения к театральному искусству и на основании полномочия муниципальных органов власти по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры в муниципальных образованиях создаются театры. В городских округах устанавливается норматив количества театров различной направленности, объединяющий несколько жанровых видов (драмы и комедии, музыкально-драматический), при обязательном наличии в репертуаре спектаклей для детей и молодежи. В городских поселениях органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для создания театров в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования. 5. В территориях с высокой плотностью населения и наличием кадрового состава профессиональных театральных актеров (наличием профессионального учебного заведения) количество театров может быть увеличено по решению учредителя. V. Нормы и нормативы размещения концертных организаций1. В соответствии с "Концепцией развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации до 2025 года"17 формирование и развитие общественных потребностей в академическом музыкальном искусстве, расширение аудитории концертов академической музыки для различных категорий и групп населения должно осуществляться путем создания концертных организаций и концертных коллективов академической направленности. Нормы и нормативы размещения концертных организаций устанавливаются в соответствии с потребностями населения в области академической музыки. Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения концертных организаций: Таблица 4
2. Концертная организация - это организация, осуществляющая создание, показ (публичное исполнение) и (или) организацию показа концертных программ. К концертным организациям относятся: - филармонии - основной вид концертной организации в области академической музыки, имеющей в своем распоряжении один или несколько филармонических концертных залов и (или) творческих коллективов, и организующей гастроли иных творческих коллективов филармонической направленности (оркестры, хоры, ансамбли); - филармонический концертный зал - специальная площадка, отвечающая акустическим стандартам исполнения академической музыки, или вид концертной организации, выполняющей функции формирования и удовлетворения общественных потребностей в академическом музыкальном искусстве; - самостоятельные концертные коллективы, являющиеся юридическими лицами. К концертным коллективам относятся симфонические оркестры, оркестры народных, духовых инструментов, хоровые капеллы, народные хоры, хореографические и фольклорные ансамбли и т.п. 3. К расчету сетевых единиц принимаются организации всех форм собственности. В качестве сетевой единицы концертного зала могут учитываться площадки, отвечающие акустическим стандартам, которые входят в состав иных организаций культуры (филармоний, культурно-досуговых учреждений, специализированных учебных заведений). 4. В целях удовлетворения потребности населения в академической музыке концертные организации осуществляют гастроли. В соответствии с "Концепцией развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации до 2025 года", понятие "гастроли" включает в себя показ концертных программ вне места постоянной концертной деятельности исполнителя, в том числе в населенных пунктах собственного региона. VI. Нормы и нормативы размещения цирков1. В соответствии с "Концепцией развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года"18 государственная поддержка циркового дела должна базироваться на социально значимых принципах: обеспечение доступности циркового продукта для социально незащищенных слоев, жителей отдаленных регионов и населенных пунктов страны, не имеющих специально оборудованных помещений для показа цирковых программ; создание условий для развития любительского циркового движения и ряде других принципов, определяющих финансово-хозяйственную деятельность цирка. Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения цирков: Таблица 5
2. В "Концепции развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года" понятие "цирк" определяется как обобщенное наименование всех видов зрелищных номеров, аттракционов, программ, спектаклей, решаемых средствами цирковой выразительности, а также как специальное зрелищное сооружение с куполообразным покрытием и манежем, предназначенное для создания и (или) показа цирковых произведений. За сетевую единицу принимаются цирки (цирковые коллективы) всех форм собственности. 3. Во исполнение установленных полномочий по поддержке учреждений культуры и искусства субъекты Российской Федерации создают цирковые организации, которые в административных центрах субъектов Российской Федерации с населением свыше 1 млн чел. должны размещаться в стационарном специализированном помещении. В городах с населением от 500 тыс. чел. до 1 млн необходимо предусмотреть специально оборудованную площадку для цирковых представлений. 4. На основании полномочия муниципальных органов власти по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры в городских округах с населением от 100 до 500 тыс. чел. рекомендуется создать специально оборудованную цирковую площадку или цирковой коллектив на базе действующего объекта культуры. Строительство специализированного циркового помещения в городских округах с населением менее 500 тыс. чел. осуществляется при наличии потребности в таком помещении, утвержденной в нормативах градостроительного проектирования субъекта Российской Федерации. 5. При наличии потребности в услугах цирковых организаций в отдаленных районах Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов - цирковой коллектив может быть создан в рамках полномочий городских поселений. VII. Нормы и нормативы размещения учреждений культуры клубного типа1. В соответствии с полномочиями субъекта Российской Федерации по организации и поддержке учреждений культуры и искусства,19 и на основании полномочий органов местного самоуправления по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры, и по созданию условии для развития народного художественного творчества20 создаются учреждения клубного типа, которые действуют на основании Примерного положения, утвержденного решением Коллегии Минкультуры России от 29 мая 2002 г. № 10 с изменениями, внесенными в Положение письмом Министра культуры Российской Федерации от 22 сентября 2009 г. № 43-01-39/01. Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения учреждений культуры клубного типа: Таблица 6
2. Под учреждением клубного типа понимается организация, основной деятельностью которой является создание условий для занятий любительским художественным творчеством, предоставление населению услуг социально-культурного, просветительского и досугового характера. За сетевую единицу принимаются учреждения культуры клубного типа всех форм собственности. Минимальный перечень подвидов учреждений культуры клубного типа составляют: - республиканский (областной, окружной) Дом (Центр) народного творчества, который обеспечивает координацию деятельности учреждений культуры клубного типа, действующих на территории субъектов Российской Федерации, по развитию и сохранению народной культуры. Дом (Центр) народного творчества может иметь филиалы в муниципальных образованиях, являющихся центром бытования особых видов народной культуры; - республиканские (областные, окружные, муниципальные) научно-методические центры, национально-культурные центры, дома дружбы, дома ремесел, дома фольклора, Дома (Центры) культуры. Количество таких учреждений определяется в соответствии с нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации исходя из культурного разнообразия территории и уровня бюджетной обеспеченности. 3. Нормы и нормативы размещения учреждений клубного типа на уровне субъекта Российской Федерации предусматривают наличие Дома (Центра) народного творчества. Нормы и нормативы размещения учреждений культуры клубного типа в городских округах и городских поселениях предусматривают наличие 1 Дома культуры на население от 10 до 200 тыс. чел. в зависимости от плотности населения и разнообразия культурно-досуговой инфраструктуры населенного пункта. Нормы и нормативы размещения учреждений клубного типа в сельских поселениях предусматривают наличие 1 Дома культуры в административном центре сельского поселения и наличие 1 Дома культуры на 1 тыс. чел. независимо от количества населенных пунктов в сельском поселении. Органы местного самоуправления сельских поселений имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для создания Домов культуры в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования. 4. С учетом плотности населения, функциональных задач и технической оснащенности учреждения культуры клубного типа в пределах одного муниципального образования могут различаться по мощностным характеристикам. При наличии потребности в Домах культуры выше рекомендуемого норматива, количество таких учреждений и условия их создания утверждаются в нормативах градостроительного проектирования субъекта Российской Федерации за счет собственных средств. 5. В целях обеспечения межпоселенческих функций по обеспечению досуга населения и создания условий для развития народного художественного творчества, на уровне муниципального района создается районный Дом культуры, обеспечивающий методическое руководство и творческую координацию развития самодеятельного искусства и народного творчества на территории муниципального района. 6. Центры культурного развития создаются на основании нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации21 и, согласно Плану мероприятий "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры", являются одним из показателей проведения структурных реформ в сфере культуры (раздел II "дорожной карты") в целях: выравнивания диспропорций по качеству предоставления и разнообразия услуг в сфере культуры для населения в малых городах и сельской местности; обеспечения максимальной вовлеченности населения в культурно-творческую деятельность; создания новых возможностей для творческой самореализации и культурного развития населения; создания условий для межнационального культурного обмена; повышения качества жизни населения. Данный вид учреждения культуры предусмотрен Общероссийским классификатором видов экономической деятельности,22 по разделу "Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений" по коду 90.04.2 "деятельность многоцелевых центров и подобных заведений с преобладанием культурного обслуживания". Рекомендуется создание центра культурного развития на уровне муниципального района. Создание Центров культурного развития в городских округах, городских поселениях и сельских поселениях осуществляется при наличии потребности по решению органов местного самоуправления за счет собственных средств. 7. С учетом плотности населения, функциональных задач и технической оснащенности учреждения культуры клубного типа в пределах одного муниципального образования могут различаться по мощностным характеристикам. 8. Нормы размещения передвижных многофункциональных культурных центров. Передвижной многофункциональный культурный центр является организацией культуры клубного типа, созданной для предоставления нестационарных культурно-досуговых, библиотечных, информационных, выставочных услуг, а также для проведения массовых мероприятий патриотической, образовательной и досуговой направленности. Комплекс представляет собой передвижную многофункциональную, высокотехнологичную площадку для обслуживания населения и проведения массовых мероприятий на открытой местности. Для муниципального района устанавливается норма - 1 транспортная единица для сельских населенных пунктов, входящих в состав городских округов (либо жилых районов города) и 1 транспортная единица на муниципальный район для обслуживания населенных пунктов, не имеющих стационарных учреждений культуры. В соответствии с законами субъектов Российской Федерации на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях количество специализированных транспортных средств может быть увеличено, в том числе могут быть предусмотрены транспортные средства со специфической функциональной направленностью (библиомобили, киномобили, автоклубы). VIII. Нормы и нормативы размещения муниципальных парков культуры и отдыха1. Органы местного самоуправления, в целях реализации полномочий по созданию условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения23 создают парки культуры и отдыха. 2. Парк культуры - это объект ландшафтной архитектуры, структура которого предусматривает рекреационную зону, зону аттракционов и зону сервиса. За сетевую единицу принимаются парки культуры и отдыха всех форм собственности. Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения парков культуры и отдыха: Таблица 7
3. Мощность парка по площади определяется в зависимости от объемов, предусмотренных для данного объекта в составе зоны рекреационного назначения в документах территориального планирования. Площадь планировочной структуры парка определяется в соответствии с концепцией развития парковой территории, утвержденной органом местного самоуправления. 4. При наличии потребности в парках культуры и отдыха в населенных пунктах с количеством жителей менее 30 тыс. чел. количество парков и условия их создания утверждаются в нормативах градостроительного проектирования субъекта Российской Федерации за счет собственных средств. IX. Нормы размещения зоопарков, ботанических садов1. Во исполнение установленных полномочий по поддержке учреждений культуры и искусства субъектов Российской Федерации и на основании полномочия муниципальных органов власти по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры создаются зоопарки (зоосады), которые различаются по площади, коллекции животных и ряду функций. Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения зоопарков (ботанических садов): Таблица 8
2. Зоопарк (зоосад, ботанический сад) создается на базе специализированной ландшафтной среды при условии наличия коллекции животных и растений для демонстрации населению различных видов фауны и флоры, ведения научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности по охране природы и животного мира. Зоосад выполняет те же функции за исключением научно-исследовательской. За сетевую единицу принимаются зоопарки всех форм собственности. 3. Мощность зоопарка (ботанического сада) по площади определяется в зависимости от объема коллекции и видов животных (растений). 4. При наличии потребности в зоопарках (ботанических садах) в населенных пунктах менее 250 тыс. чел. количество и условия создания зоопарков (ботанических садов) утверждаются в нормативах градостроительного проектирования субъекта Российской Федерации за счет собственных средств. X. Нормы и нормативы размещения кинотеатров и кинозалов1. В целях обеспечения доступности для населения киноискусства, на основании полномочий по созданию условий для организации досуга населения, органы местного самоуправления организуют (создают условия) для организации кинозалов. Таблица 9
2. 3а сетевую единицу принимаются площадки кинопоказа всех форм собственности, а именно кинотеатры и кинозалы, расположенные в специализированном кинотеатре. При наличии в кинотеатре нескольких кинозалов, к учету принимается каждый кинозал как сетевая единица. Также к расчету принимаются кинозалы, расположенные в учреждении культуры, либо в коммерческой организации. 3. Нормы и нормативы обеспеченности услугами кинопоказа предусматривают не менее 1 кинозала на 15 тыс. чел. в городском округе. В городском поселении рекомендуется 1 кинозал независимо от количества населения. 4. Для населенных пунктов, в которых отсутствуют стационарные кинозалы, органы местного самоуправления организуют кинопоказ на базе передвижных многофункциональных культурных центров. _____________ 1 ФЗ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от 09.10.1992 № 3612-1 2 Ст. 29.1; 29.2 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. (ред. от 30.12.2015) 3 Ст. 35 Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" 4 Ст. 14 - 15 ФЗ "О библиотечном деле" от 29.12.1994 г. (ред. 08.06.2015 г. № 151-ФЗ); 5 Ст. 12 ФЗ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от 09.10.1992 № 3612-1 6 Ст. 15 ФЗ "О библиотечном деле" от 29.12.1994 г., (ред. 08.06.2015 г. № 151-ФЗ) 7 П. 16 ст. 26.1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ) 8 Ст. 23 ФЗ № 78 "О библиотечном деле" от 29.12.1994 (ред. 08.06.2015 № 151-ФЗ) 9 П. 2. ст. 8 ФЗ "О библиотечном деле" от 29.12.1994 (ред. 08.06.2015 № 151-ФЗ) 10 Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" 11 Российская музейная энциклопедия, http://www.museum.ru/rme/sci_kray.asp 12 Ст. 29 Федерального закона "О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации" от 26.05.1996 № 54-ФЗ (в ред. от 23.02.2011 № 19-ФЗ) 13 Ст. 16, Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" 14 П. 1.1 ст. 14.1; п. 1.1 ст. 15.1; п. 1.1. ст. 16.1 от 6.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". 15 Режим доступа: https://yandex.ru/search 16 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 № 1019-р "О Концепции театрального дела в Российской Федерации" 17 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.11.2015 № 2395-р "О Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации до 2025 года"; 18 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 434-р "О концепции развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года" 19 П. 18 ст. 26.2 ФЗ № 184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" 20 П. 12 и п. 13.1 ст. 14; п. 19.1 и п. 19.2 ст. 15; п. 17 и п. 17.1 ст. 16 ФЗ № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 21 Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 2716-р "Об утверждении Программы создания центров культурного развития в малых городах и сельской местности Российской Федерации". 22 "Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. 23 П. 15 ст. 14; п. 20 ст. 16 ФЗ № 131 от 6.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
|