Письмо Минстроя РФ от 17 марта 1997 г. № БЕ-19-17/24 Минстроем России в целях повышения эффективности государственного контроля за качеством проектной и строительной продукции подготовлен и утвержден "Порядок взаимодействия федеральных и территориальных государственных органов строительного комплекса Российской Федерации, осуществляющих функции надзора (контроля) и оказания услуг участниками инвестиционно-строительной деятельности". Указанный документ определяет основные принципы взаимодействия на федеральном и региональном уровне органов государственной вневедомственной экспертизы, государственного архитектурно-строительного надзора, лицензирования строительной деятельности, ценообразования, сертификации и маркетинга в строительстве. Минстрой России направляет "Порядок" и считает целесообразным, чтобы на его основе были разработаны и утверждены с учетом местных особенностей соглашения о взаимодействии указанных органов в субъектах Российской Федерации.
Приложение
Порядок взаимодействия федеральных и территориальных государственных органов строительного комплекса Российской Федерации, осуществляющих функции надзора (контроля) и оказания услуг участникам инвестиционно-строительной деятельности(утв. Минстроем РФ 10 марта 1997 г.) I. Общие положения1.1. Настоящий Порядок направлен на повышение эффективности работы федеральных и территориальных государственных органов и служб строительного комплекса Российской Федерации, осуществляющих функции надзора (контроля) в области проектирования и строительства, а также оказывающих необходимые услуги организациям и предприятиям-участникам инвестиционно-строительной деятельности, путем установления и укрепления практического взаимодействия этих органов и служб. В систему указанных органов и служб строительного комплекса Российской Федерации входят: на федеральном уровне: Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при Минстрое России (Главгосэкспертиза России); Главная инспекция Государственного архитектурно-строительного надзора Минстроя России (Главгосархстройнадзор); Федеральный Лицензионный Центр при Минстрое России (Федеральной Лицензионный Центр); Управление совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве Минстроя России (Управление ценообразования); Федеральный научно-технический центр сертификации в строительстве Минстроя России (Центр сертификации); Межрегиональный центр по ценообразованию в строительстве и промышленности строительный материалов Минстроя России (МЦЦС Минстроя России); Государственное Федеральное предприятие - Маркетинговый Центр Минстроя России (Маркетинговый Центр). на региональном уровне: территориальные органы государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации (органы госэкспертизы); территориальные инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации (органы Госархстройнадзора); территориальные органы лицензирования строительной деятельности субъектов Российской федерации (органы лицензирования); региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС); региональные испытательные лаборатории по сертификации (органы сертификации); региональные дочерние предприятия Маркетингового центра (маркетинговые центры). 1.2. Федеральные государственные органы и службы надзора (контроля) и оказания услуг осуществляют свою деятельности в соответствии с задачами и функциями, возложенными на Минстрой России Правительством Российской Федерации, обеспечивая реализацию государственной политики в области строительства, архитектуры и градостроительства, разработку форм и методов государственного регулирования в этих сферах, адекватных новым экономическим условиям, содействие формированию и развитию рыночных отношений, осуществляют Организационно-методическое руководство и координацию деятельности территориальных органов госэкспертизы, Госархстройнадзора, лицензирования, ценообразования, сертификации и маркетинга. 1.3. Территориальные государственные органы и службы надзора (контроля) и оказания услуг осуществляют свою деятельность в соответствии с возложенными на них задачами и функциями во взаимодействии между собой и с федеральными органами и службами, обеспечивая реализацию государственной политики в области строительства, архитектуры и градостроительства на территориях соответствующих регионов-субъектов Российской Федерации, исходя из особенностей и специфики местных условий. 1.4 При взаимодействии государственные органы и службы надзора (контроля) и оказания услуг руководствуются законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, федеральными и региональными нормативно-правовыми актами и нормативными документами в области строительства, методическими рекомендациями Минстроя России по соответствующим направлениям деятельности, а также настоящим Порядком. II. Основы взаимодействияГосударственные органы и службы надзора (контроля) и оказания услуг осуществляют взаимодействие в практической работе на основе принятия ими на себя обязательств по выполнению следующих функций: на федеральном уровне: 2.1. Главгосэкспертиза России, Главгосархстройнадзор, Федеральный Лицензионный Центр, Управление ценообразования, МЦЦС Минстроя России, Центр сертификации и Маркетинговый Центр: 2.1.1. Совместно вырабатывают принципы взаимоотношений и партнерства территориальных органов госэкспертизы, Госархстройнадзора, лицензирования, ценообразования, сертификации и маркетинга. 2.1.2. Осуществляют на взаимовыгодной основе обмен необходимой информацией на машинных носителях при формировании банков данных. 2.1.3. Проводят по мере необходимости совместные зональные совещания с руководителями территориальных государственных надзорных (контрольных) органов и служб по вопросам совершенствования их деятельности и взаимодействия. 2.1.4. Подготавливают при необходимости в увязке между собой проекты законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также нормативно-методические и организационные документы по соответствующим направлениям деятельности. 2.1.5. Осуществляют информационное обеспечение территориальных государственных органов и служб надзора (контроля) и оказания услуг, организовывают и проводят по согласованным планам обучение работников этих организаций в целях повышения их квалификации и профессионального уровня. на региональном уровне: 2.2. Органы госэкспертизы: 2.2.1. Ежеквартально направляют в органы Госархстройнадзора и маркетинговые центры сведения о проведенной экспертизе проектно-сметной документации на строительство конкретных объектов и принятых по ее результатам решениях с указанием заказчиков и разработчиков документации. 2.2.2. Сообщают в органы Госархстройнадзора и ценообразования данные об отступлениях от требований действующих нормативных документов в области строительства и ценообразования, выявленных при проведении экспертизы проектно-сметной документации для принятия соответствующих мер. 2.2.3. Направляют в органы лицензирования представления о приостановлении действия или аннулирования лицензий на право выполнения проектных работ и осуществления экспертно-консультационной деятельности в проектной сфере в случаях неоднократных нарушений организациями и предприятиями требований действующих нормативных документов, низкое качество проектирования и рассмотрения проектов, а также а случае невыполнения замечаний органа госэкспертизы по доработке проектной документации, носящих обязательный характер. 2.2.4. При выявлении нарушений требований строительных норм и правил составляют по установленной форме и направляют органам Госархстройнадзора протоколы о правонарушениях в области строительства для принятия мер об административной ответственности, а также принимают участие в рассмотрении соответствующих дел. 2.2.5. Договариваются в необходимых случаях с органами ценообразования (РЦЦС) об их участии в рассмотрении сметной документации, принимают участие в работе региональных межведомственных комиссий по вопросам, связанным с ценообразованием в строительстве. 2.3. Органы Госархстройнадзора: 2.3.1. Выдают разрешения на выполнение строительно-монтажных работ по конкретным объектам только при наличии соответствующих лицензий, согласованной и утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации, достаточной для оценки надежности и эксплуатационной безопасности объекта, включая положительное заключение государственной вневедомственной экспертизы и распорядительный документ об утверждении этой документации. 2.3.2. Ежеквартально представляют в органы лицензирования информацию об организациях и предприятиях, привлекавшихся к административной ответственности за правонарушения в области строительства, а также в органы госэкспертизы аналогичную информацию о проектных организациях. 2.3.3. Направляют в органы лицензирования являющиеся обязательными для исполнения представления о приостановлении действия или аннулировании лицензий за совершение правонарушений в области строительства. 2.3.4. При выявлении объектов, строящихся без положительного заключения государственной вневедомственной экспертизы и оформленного в установленном порядке распорядительного документа об утверждении проектно-сметной документации, а также без лицензий выдают предписания о приостановлении строительства до представления указанных документов. 2.3.5. В случае необходимости совместно с органами госэкспертизы и ценообразования участвуют в определении объектов-представителей жилищного, социально-культурного и производственного назначения для оценки и переоценки основных фондов. 2.3.6. Обеспечивают объективное рассмотрение дел об административной ответственности за правонарушения в области проектирования и строительства по соответствующим представлениям руководителей органов госэкспертизы, лицензирования и ценообразования, при необходимости привлекают их ответственных представителей к участию в рассмотрении конкретных дел. 2.4. Органы лицензирования: 2.4.1. Выдают лицензии на выполнение проектно-сметных и строительно-монтажных работ, производство строительных материалов, конструкций и изделий с учетом заключений органов госэкспертизы, Госархстройнадзора, а при необходимости органов ценообразования и сертификации. 2.4.2. Ежеквартально направляют информацию о выданных лицензиях в органы Госархстройнадзора, госэкспертизы и маркетинговые центры, а также сообщают в их адреса сведения об организациях и предприятиях, не обратившихся за продлением ранее полученных лицензий. 2.4.3. Сообщают в органы Госархстройнадзора и маркетинговые центры о принятых решениях по приостановлению действия или аннулированию лицензий на выполнение любых видов строительно-монтажных работ, производство строительных материалов, конструкций и изделий, а по проектной и экспертно-консультационной деятельности также информируют органы госэкспертизы. 2.4.4. По представлениям органов Госархстройнадзора рассматривают вопросы о приостановлении действия или аннулировании лицензий за правонарушения в области строительства. 2.4.5. Выдают лицензии на экспертизу проектной документации (экспертно-консультационную деятельность) только на основании положительного заключения соответствующего территориального органа государственной вневедомственной экспертизы. 2.5. Органы ценообразования (РЦЦС): 2.5.1. Обеспечивают информационное и консультационное обслуживание всех участников строительства данными о текущем изменении цен на строительную продукцию и важнейшие виды ресурсов на основе регистрации и анализа складывающихся в регионе цен, представляют в Управление ценообразования (или в МЦЦС Минстроя России) в установленные сроки данные, необходимые для формирования федеральных показателей. 2.5.2. Формируют и развивают региональную нормативную базу по ценообразованию в строительстве в рамках общей концепции и методических документов Минстроя России в этой сфере и направляют органам госэкспертизы и маркетинговым центрам соответствующие документы по вопросам ценообразования. 2.5.3. Обеспечивают совместно с органами госэкспертизы методическое единство и правильность определения сметной стоимости строительства и при расчетах за выполненные работы. 2.5.4. Принимают участие в оценке и переоценке основных фондов, осуществляя ее на основе применения действующих нормативов определения стоимости строительства. 2.5.5. Участвуют в необходимых случаях в рассмотрении сметной документации, проходящей государственную вневедомственную экспертизу в составе экспортируемых проектов строительства. 2.6. Органы сертификации: 2.6.1. Направляют в органы госэкспертизы, Госархстройнадзора, лицензирования и маркетинговые центры информацию о прошедших сертификацию строительных материалах, изделиях и конструкциях, а также сведения об аккредитации строительных лабораторий. 2.6.2. При необходимости участвуют в процессе лицензирования организаций и предприятий строительных материалов и стройиндустрии в части оценки и подтверждения качества выпускаемой ими продукции. 2.7. Территориальные органы госэкспертизы, Госархстройнадзора, лицензирования, ценообразования, сертификации и маркетинга: 2.7.1. Осуществляют на договорной основе обмен необходимой информацией на машинных носителях при создании банков данных по вопросам своей деятельности. 2.7.2. Проводят по мере необходимости совместные рабочие совещания с организациями и предприятиями по вопросам качества и соблюдения организационно-правового порядка проектирования, строительства, определения сметной стоимости, ценообразования, лицензирования, маркетинга и сертификации. 2.7.3. При необходимости разрабатывают и принимают документы о взаимодействии территориальных надзорных (контрольных) органов и служб в регионе с учетом местных особенностей и положений настоящего Порядка. 2.7.4. Представляют в Федеральные государственные органы и службы надзора (контроля) и оказания услуг соответствующие отчетные данные и информацию согласно установленному порядку. 2.7.5. Направляют в Маркетинговый Центр официальную информацию по вопросам своей деятельности для формирования единого банка данных строительного комплекса Российской Федерации, включая: перечни организаций и предприятий, получивших лицензии на выполнение различных видов строительной деятельности; перечни организаций, привлекавшихся к административной ответственности за правонарушения в области строительства; перечни сертифицированных изделий и конструкций; перечни прошедших экспертизу проектов и т.п. Все организации, принимающие участие в формировании единого банка данных на сервере Маркетингового Центра, являются его полноправными пользователями. Виды передаваемой и получаемой информации, ее объем, периодичность предоставления и получения определяются соответствующим органом надзора (контроля) и оказания услуг совместно с Маркетинговым Центром на двухсторонней взаимовыгодной основе. 2.8. Экспертно-консультационный центр во взаимодействии с Маркетинговым центром и Главгосэкспертизой России на основании данных, указанных в п. 2.7.5, осуществляет отбор высокоэффективных проектов для их экспозиции на "Выставке инвестиционных проектов".
|