Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального "По вопросу лицензирования строительной и архитектурной деятельности" Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в рамках своей компетенции по вопросу лицензирования строительной и архитектурной деятельности разъясняет. В соответствии со статьей 3.2 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2010 года осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства разрешается по выбору исполнителя соответствующих видов работ на основании: 1) лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"); 2) выданного саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. До 1 января 2010 года после установления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624 (далее - Перечень) требование о наличии лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", не применяется в отношении иных видов работ по инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений, по проектированию зданий и сооружений, строительству зданий и сооружений. С 1 января 2010 года прекращается действие лицензий (в том числе лицензий, срок действия которых продлен) на осуществление следующих видов деятельности: 1) проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; 2) строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; 3) инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения. На основании изложенного Минстрой России доводит до сведения, что не подлежат применению при осуществлении деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства следующие информационно-методические документы: 1) письмо Минстроя России от 3 февраля 1992 г. № БФ-101/5 "О лицензировании строительной деятельности"; 2) письмо Госналогслужбы России от 23 июля 1992 г. № 01-1 "О государственном лицензировании строительной деятельности на территории РСФСР"; 3) письмо Госстроя России № АБ-5-340, Минкультуры России № 01-144/16-14 от 17 мая 1993 г. "О порядке выдачи лицензий на строительную деятельность, связанную с реставрационными работами"; 4) письмо Госстроя России от 1 июня 1993 г. № 5-346, Госгортехнадзора России от 2 июня 1993 г. № 06-22/115; 5) письмо Минстроя России от 19 июня 1996 г. № БЕ-19-21/1 "О порядке применения нормативных и методологических документов по лицензированию строительной деятельности"; 6) письмо Минстроя России от 16 декабря 1996 г. № 588 "Порядок регистрации в территориальных лицензионных центрах лицензий на осуществление строительной деятельности"; 7) письмо Минстроя России от 11 марта 1997 г. № БЕ-19-13/1 "О мерах по усилению влияния лицензионных органов на соблюдение налогового законодательства в строительстве"; 8) письмо Минстроя России от 13 марта 1997 г. № БЕ-19-14/1 "О мерах по усилению влияния лицензионных органов на соблюдение налогового законодательства в строительстве"; 9) Письмо Минстроя России от 17 марта 1997 г. № БЕ-19-17/24 "О Порядке взаимодействия федеральных и территориальных государственных органов строительного комплекса Российской Федерации, осуществляющих функции надзора (контроля) и оказания услуг участникам инвестиционно-строительной деятельности"; 10) Письмо Госстроя России от 15 апреля 1997 г. № БЕ-19-19/7 "О страховании рисков при лицензировании строительных работ". Дополнительно информируем, что в соответствии с пунктом 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 (далее - Правила № 1009), государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. При этом согласно пункту 2 Правил № 1009 издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. До вступления в силу Правил № 1009 действовали Положение о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. № 305 (далее - Положение № 305), и Правила подготовки ведомственных нормативных актов, утвержденные постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. № 722 (далее - Правила № 722). Согласно пункту 3 Правил № 722 ведомственные нормативные акты издаются в виде приказов, постановлений, инструкций, положений, разъяснений, указаний или в иных видах, предусмотренных положениями о соответствующих центральных Органах федеральной исполнительной власти. На основании пункта 2 Положения № 305 государственной регистрации подлежали нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие Межведомственный характер независимо от срока действия (постоянные или временные) и характера содержащихся в них сведений, в том числе с грифами "Для служебного пользования", "Не для печати", "Секретно". Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ № 763) установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. При этом в соответствии с пунктом 10 Указа № 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Аналогичная норма была предусмотрена пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 104 "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации", которым было установлено, что нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, принятые после 1 марта 1993 года и прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат официальному опубликованию в газете "Российские вести", если иное не предусмотрено законодательством. Официальное опубликование актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний; на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Таким образом, необходимость отмены информационно-методических документов, изданных в виде писем Минстроя России и Госстроя России отсутствует.
|