Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулированияМИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(с изменениями на 25 сентября 2020 года)
Документ с изменениями, внесенными: приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.03.2020, N 0001202003040033); приказом Минтранса России от 25 сентября 2020 года N 395 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.10.2020, N 0001202010190035).
Во исполнение пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2014 года N 1065 "Об определении уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, а также порядок ведения государственного реестра экспертов-техников, и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 43, ст.5901)
приказываю: 1. Утвердить прилагаемые требования к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования. 2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 60 дней со дня его официального опубликования.
Министр
19 октября 2016 года, регистрационный N 44083
Требования к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования УТВЕРЖДЕНЫ (с изменениями на 25 сентября 2020 года)
1. Требования к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования (далее - Требования) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2014 года N 1065 "Об определении уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, а также порядок ведения государственного реестра экспертов-техников, и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации". ________________ Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст.1720; 2003, N 26, ст.2566; 2005, N 1, ст.25; N 30, ст.3114; 2006, N 48, ст.4942; 2007, N 1, ст.29; N 49, ст.6067; 2008, N 30, ст.3616; N 52, ст.6236; 2009, N 1, ст.17; N 9, ст.1045; N 52, ст.6420, 6438; 2010, N 6, ст.565; N 17, ст.1988; 2011, N 1, ст.4; N 7, ст.901; N 27, ст.3881; N 29, ст.4291; N 49, ст.7040; 2012, N 25, ст.3268; N 31, ст.4319, 4320; 2013, N 19, ст.2331; N 30, ст.4084; 2014, N 30, ст.4224; N 45, ст.6154; 2015, N 48 (ч.1), ст.6715.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 43, ст.5901.
2. Требования устанавливают требования к знаниям, умениям и уровню профессионального образования экспертов-техников, а также требования к их профессиональной аттестации и основания ее аннулирования. 3. Профессиональная аттестация экспертов-техников (далее - профессиональная аттестация) проводится в целях подтверждения необходимых знаний, умений кандидата в эксперты-техники (далее - кандидат) для осуществления независимой технической экспертизы транспортных средств и последующего включения сведений об эксперте-технике в государственный реестр экспертов-техников в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минюста России от 11 сентября 2017 г. N 160 "Об утверждении Порядка ведения государственного реестра экспертов-техников" (зарегистрирован Минюстом России 18 сентября 2017 г., регистрационный N 48196) (далее - приказ Минюста России N 160). (Пункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2020 года приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336) 4. Профессиональная аттестация осуществляется Межведомственной аттестационной комиссией (далее - МАК). Состав МАК утверждается Министром транспорта Российской Федерации. 5. МАК формируется в составе представителей Минтранса России, Минюста России, МВД России, Банка России, профессионального объединения страховщиков, уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, а также общественных организаций и экспертов в области независимой технической экспертизы транспортных средств. (Пункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2020 года приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336) 6. Эксперт-техник должен знать:
федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, независимой технической экспертизы транспортного средства, безопасности дорожного движения, в том числе:
Положение Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 года N 433-П "О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства" (зарегистрировано Минюстом России 1 октября 2014 года, регистрационный N 34212) (далее - Правила проведения независимой технической экспертизы);
Единую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденную Положением Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 года N 432-П "О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства" (зарегистрировано Минюстом России 3 октября 2014 года, регистрационный N 34245) (далее - Единая методика);
методы исследований по установлению объема и характера повреждений транспортного средства и причин их возникновения;
методы идентификации транспортных средств и проверки достоверности идентификационных параметров;
основы технической эксплуатации транспортных средств;
виды, характер и классификацию повреждений транспортных средств в дорожно-транспортных происшествиях;
основные виды, классификацию и конструкцию транспортных средств, их основных узлов, агрегатов и систем;
технологию восстановительного ремонта транспортных средств;
номенклатуру конструктивных и эксплуатационных материалов, используемых в автомобилестроении, при эксплуатации и ремонте транспортных средств;
методы измерений, конструкцию средств измерения и правила их применения при диагностировании транспортных средств;
методы проведения статистических наблюдений и обработки их результатов;
методы установления средней стоимости аналога транспортного средства по данным имеющихся информационно-справочных материалов, в целях определения его доаварийной стоимости;
методы установления годных остатков транспортных средств и определения их стоимости;
методологию применения информационных баз данных и программно-расчетных комплексов, используемых в независимой технической экспертизе. 7. Эксперт-техник должен уметь:
использовать средства измерения, применяемые при диагностировании и ремонте транспортных средств;
проводить фото- и видеосъемку транспортных средств;
фиксировать наличие, вид, характер, объем (степень) повреждений деталей (узлов, агрегатов) и систем транспортного средства, устанавливать необходимые методы, технологии их восстановления и определять трудоемкость необходимых работ;
проводить расчет восстановительных расходов с применением программно-расчетных комплексов;
оформлять документацию в соответствии с Правилами проведения независимой технической экспертизы. 8. Эксперт-техник должен соответствовать одному из следующих требований к профессиональному образованию:
иметь высшее образование по направлениям подготовки, специальностям, входящим в укрупненные группы направлений подготовки, специальностей "Техника и технология наземного транспорта" и дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации в области независимой технической экспертизы транспортных средств; ________________ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 года N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2013 года, регистрационный N 30163), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 года N 63 (зарегистрирован Минюстом России 28 февраля 2014 года, регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 года N 1033 (зарегистрирован Минюстом России 3 сентября 2014 года, регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 года N 1313 (зарегистрирован Минюстом России 13 ноября 2014 года, регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 года N 270 (зарегистрирован Минюстом России 22 апреля 2015 года, регистрационный N 36994) и от 1 октября 2015 года N 1080 (зарегистрирован Минюстом России 19 октября 2015 года, регистрационный N 39355).
иметь высшее образование и дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки в области независимой технической экспертизы транспортных средств. 9. Кандидат для прохождения профессиональной аттестации направляет в Федеральное бюджетное учреждение "Агентство автомобильного транспорта" (или его филиалы, расположенные по адресам, опубликованным на официальном сайте www.rosavtotransport.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") (далее - ФБУ "Росавтотранс"), осуществляющее организационно-техническое обеспечение работы МАК, заявление в произвольной форме о прохождении профессиональной аттестации с приложением следующих документов (копий):
регистрационную карточку кандидата в эксперты-техники, осуществляющего независимую техническую экспертизу транспортных средств (далее - регистрационная карточка) (приложение к настоящим Требованиям);
копии документов об образовании и о квалификации с приложениями, подтверждающих наличие высшего образования;
копии документов о квалификации с приложениями, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам получения дополнительного профессионального образования, в соответствии с пунктом 8 настоящих Требований;
копию трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности (при наличии); (Абзац в редакции, введенной в действие с 30 октября 2020 года приказом Минтранса России от 25 сентября 2020 года N 395)
две фотографии размером 4x6 см;
опись представляемых документов.
Документы должны быть представлены на бумажном, а также электронном носителях информации. В случае наличия у кандидата сведений о трудовой деятельности, полученных в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, данные сведения предоставляются в форме электронного документа. (Абзац в редакции, введенной в действие с 30 октября 2020 года приказом Минтранса России от 25 сентября 2020 года N 395)
Копии представленных документов заверяются в установленном порядке. 10. В заявлении о прохождении профессиональной аттестации кандидатом указываются:
фамилия, имя и отчество (последнее при наличии);
адрес места жительства;
данные документа, удостоверяющего личность;
номер телефона;
почтовый адрес;
адрес электронной почты;
согласие кандидата на обработку персональных данных;
дата составления заявления.
Заявление подписывается кандидатом.
В случае изменения ранее представленных сведений кандидат (эксперт-техник) в течение тридцати календарных дней с момента возникновения изменений должен направить на адрес электронной почты, опубликованный на официальном сайте ФБУ "Росавтотранс" www.rosavtotransport.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", копии документов, подтверждающих соответствующие изменения. (Абзац дополнительно включен с 15 марта 2020 года приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336)
В случае изменения сведений о трудовой деятельности кандидата (эксперта-техника), эти сведения, полученные в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, направляются в форме электронного документа. (Абзац дополнительно включен с 30 октября 2020 года приказом Минтранса России от 25 сентября 2020 года N 395) 11. В день поступления заявления ФБУ "Росавтотранс" регистрирует заявление и проводит проверку наличия всех необходимых документов на соответствие перечню, приведенному в пункте 9 настоящих Требований. 12. В течение трех рабочих дней со дня проверки документов в целях подтверждения необходимых знаний и умений ФБУ "Росавтотранс" направляет кандидату контрольное задание на электронную почту, указанную в заявлении, а в случае отсутствия электронной почты - на почтовый адрес письмом с уведомлением о вручении. (Пункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2020 года приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336) 13. В состав контрольного задания должны быть включены десять контрольных вопросов и условие по составлению экспертного заключения в области независимой технической экспертизы транспортных средств по одной из категорий (L, М, N), установленных приложением N 1 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", фото и иные материалы, содержащие информацию, необходимую для составления экспертного заключения в области независимой технической экспертизы транспортных средств, отвечающего Правилам проведения независимой технической экспертизы и Единой методике. Контрольное задание считается выполненным, если количество правильных ответов на контрольные вопросы составляет не менее восьми и экспертное заключение выполнено в соответствии с Правилами проведения независимой технической экспертизы и Единой методикой. (Пункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2020 года приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336) 14. Количество вариантов и содержание контрольных заданий утверждаются решением МАК. 15. Кандидат представляет выполненное контрольное задание по месту подачи заявления в срок, не превышающий двадцати одного календарного дня с даты получения им указанного контрольного задания. 16. Копии документов, указанных в пункте 9 Требований, и копию выполненного контрольного задания ФБУ "Росавтотранс" направляет для рассмотрения членам МАК в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты представления кандидатом выполненного контрольного задания. 17. МАК рассматривает документы и принимает решение о профессиональной аттестации либо о непрохождении профессиональной аттестации в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней с даты представления в ФБУ "Росавтотранс" кандидатом выполненного контрольного задания. 18. Государственные судебные эксперты, аттестованные по соответствующей экспертной специальности, включаются в государственный реестр экспертов-техников в порядке, установленном приказом Минюста России N 160. Сведения об аттестации государственных судебных экспертов, вносимые в государственный реестр, включаются в протокол очередного заседания МАК. (Пункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2020 года приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336) 19. Кандидат при голосовании не присутствует. 20. МАК принимает решение о непрохождении профессиональной аттестации по следующим основаниям:
несоответствие кандидата требованиям, указанным в пункте 8 настоящих Требований;
отсутствие или ненадлежащее оформление документов, указанных в пункте 9 настоящих Требований;
невыполнение или выполнение контрольного задания, результаты которого не соответствуют Правилам проведения независимой технической экспертизы и Единой методике.
Решение о непрохождении профессиональной аттестации должно содержать указание на основание его принятия. 21. Аннулирование профессиональной аттестации эксперта-техника осуществляется МАК по следующим основаниям: 1) установление факта представления экспертом-техником при прохождении им профессиональной аттестации недостоверной информации; 2) повторное нарушение следующих требований нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области независимой технической экспертизы транспортных средств, совершенное в течение одного года со дня информирования эксперта-техника о выявлении первичного нарушения указанных требований: а) превышение предела статистической достоверности результатов экспертизы, установленного пунктом 3.5 Единой методики; б) неуказание или неверное указание в акте осмотра транспортного средства в нарушение пункта 1.1 Единой методики информации о: характеристиках поврежденных элементов транспортного средства (расположение, вид и объем повреждений); предварительном установлении принадлежности повреждений транспортного средства к рассматриваемому дорожно-транспортному происшествию; дефектах эксплуатации транспортного средства, повреждениях доаварийного характера, следах ранее проведенного ремонта; в) отсутствие в экспертном заключении информации об исследовании обстоятельств дорожно-транспортного происшествия и установлении причин возникновения повреждений транспортного средства, предусмотренной главой 2 Единой методики; г) нарушение пункта 4.1 Единой методики при расчете размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов); 3) представление экспертом-техником заявления об аннулировании профессиональной аттестации, а также поступление в МАК информации о признании эксперта-техника недееспособным, безвестно отсутствующим, смерти эксперта-техника, объявлении эксперта-техника умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу. (Пункт 21 в редакции, введенной в действие с 15 марта 2020 года приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336) 22. О решениях, принятых МАК, кандидат (эксперт-техник) информируется ФБУ "Росавтотранс" в письменной форме либо в форме электронного документа посредством направления уведомления на адрес электронной почты в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
Кандидат (эксперт-техник) считается проинформированным с даты получения им заказного письма с уведомлением о вручении либо сообщения на адрес электронной почты способом, обеспечивающим фиксирование получения его адресатом. (Абзац дополнительно включен с 15 марта 2020 года приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336) 23. Эксперт-техник, в отношении которого принято решение об аннулировании его профессиональной аттестации, вправе подать повторное заявление о прохождении профессиональной аттестации в ФБУ "Росавтотранс" не ранее чем по истечении 6 месяцев со дня аннулирования профессиональной аттестации. (Пункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2020 года приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336) 24. Кандидат имеет право на обжалование решения о непрохождении профессиональной аттестации в течение шестидесяти календарных дней с даты принятия указанного решения. МАК рассматривает жалобу в срок, не превышающий девяносто календарных дней при участии кандидата, в том числе с использованием видеосвязи. По результатам рассмотрения жалобы МАК принимает решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы. В случае удовлетворения жалобы по отказу в профессиональной аттестации МАК принимает решение о профессиональной аттестации эксперта-техника. При этом датой профессиональной аттестации считается дата удовлетворения жалобы. В случае неявки кандидата на заседание МАК, в том числе проводимое с использованием видеосвязи, без представления документов, подтверждающих невозможность участия в заседании, а также отказа от участия в заседании, в удовлетворении жалобы отказывается. (Пункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2020 года приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336) 25. Решения о профессиональной аттестации, о непрохождении профессиональной аттестации, аннулировании профессиональной аттестации, об удовлетворении жалобы, отказе в удовлетворении жалобы принимаются на заседании МАК и оформляются протоколом заседания МАК (далее - протокол). Протокол составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр протокола вместе с регистрационной карточкой направляется в течение пятнадцати рабочих дней с даты проведения профессиональной аттестации кандидата в Минюст России, второй экземпляр хранится в Минтрансе России, третий экземпляр хранится в секретариате МАК. (Пункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2020 года приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336) 26. Копии протоколов размещаются на официальных сайтах Минтранса России: www.mintrans.ru и ФБУ "Росавтотранс": www.rosavtotransport.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приложение. Регистрационная карточка кандидата в эксперты-техники, осуществляющего независимую техническую экспертизу транспортных средствПриложение
|