На главную | База 1 | База 2 | База 3

     

Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПРИКАЗ


от 22 сентября 2016 года N 277


Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования

(с изменениями на 25 сентября 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.03.2020, N 0001202003040033);

приказом Минтранса России от 25 сентября 2020 года N 395 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.10.2020, N 0001202010190035).


Во исполнение пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2014 года N 1065 "Об определении уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, а также порядок ведения государственного реестра экспертов-техников, и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 43, ст.5901)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые требования к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования.

2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 60 дней со дня его официального опубликования.



Министр
М.Ю.Соколов



Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации

19 октября 2016 года,

регистрационный N 44083

     

     

     

     

Требования к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования

          УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
 Минтранса России
от 22 сентября 2016 года N 277

     
Требования к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования

(с изменениями на 25 сентября 2020 года)

1. Требования к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования (далее - Требования) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2014 года N 1065 "Об определении уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, а также порядок ведения государственного реестра экспертов-техников, и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации".

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст.1720; 2003, N 26, ст.2566; 2005, N 1, ст.25; N 30, ст.3114; 2006, N 48, ст.4942; 2007, N 1, ст.29; N 49, ст.6067; 2008, N 30, ст.3616; N 52, ст.6236; 2009, N 1, ст.17; N 9, ст.1045; N 52, ст.6420, 6438; 2010, N 6, ст.565; N 17, ст.1988; 2011, N 1, ст.4; N 7, ст.901; N 27, ст.3881; N 29, ст.4291; N 49, ст.7040; 2012, N 25, ст.3268; N 31, ст.4319, 4320; 2013, N 19, ст.2331; N 30, ст.4084; 2014, N 30, ст.4224; N 45, ст.6154; 2015, N 48 (ч.1), ст.6715.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 43, ст.5901.



2. Требования устанавливают требования к знаниям, умениям и уровню профессионального образования экспертов-техников, а также требования к их профессиональной аттестации и основания ее аннулирования.

3. Профессиональная аттестация экспертов-техников (далее - профессиональная аттестация) проводится в целях подтверждения необходимых знаний, умений кандидата в эксперты-техники (далее - кандидат) для осуществления независимой технической экспертизы транспортных средств и последующего включения сведений об эксперте-технике в государственный реестр экспертов-техников в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минюста России от 11 сентября 2017 г. N 160 "Об утверждении Порядка ведения государственного реестра экспертов-техников" (зарегистрирован Минюстом России 18 сентября 2017 г., регистрационный N 48196) (далее - приказ Минюста России N 160).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2020 года приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336)

4. Профессиональная аттестация осуществляется Межведомственной аттестационной комиссией (далее - МАК). Состав МАК утверждается Министром транспорта Российской Федерации.

5. МАК формируется в составе представителей Минтранса России, Минюста России, МВД России, Банка России, профессионального объединения страховщиков, уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, а также общественных организаций и экспертов в области независимой технической экспертизы транспортных средств.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2020 года приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336)

6. Эксперт-техник должен знать:

федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, независимой технической экспертизы транспортного средства, безопасности дорожного движения, в том числе:

Положение Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 года N 433-П "О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства" (зарегистрировано Минюстом России 1 октября 2014 года, регистрационный N 34212) (далее - Правила проведения независимой технической экспертизы);

Единую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденную Положением Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 года N 432-П "О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства" (зарегистрировано Минюстом России 3 октября 2014 года, регистрационный N 34245) (далее - Единая методика);

методы исследований по установлению объема и характера повреждений транспортного средства и причин их возникновения;

методы идентификации транспортных средств и проверки достоверности идентификационных параметров;

основы технической эксплуатации транспортных средств;

виды, характер и классификацию повреждений транспортных средств в дорожно-транспортных происшествиях;

основные виды, классификацию и конструкцию транспортных средств, их основных узлов, агрегатов и систем;

технологию восстановительного ремонта транспортных средств;

номенклатуру конструктивных и эксплуатационных материалов, используемых в автомобилестроении, при эксплуатации и ремонте транспортных средств;

методы измерений, конструкцию средств измерения и правила их применения при диагностировании транспортных средств;

методы проведения статистических наблюдений и обработки их результатов;

методы установления средней стоимости аналога транспортного средства по данным имеющихся информационно-справочных материалов, в целях определения его доаварийной стоимости;

методы установления годных остатков транспортных средств и определения их стоимости;

методологию применения информационных баз данных и программно-расчетных комплексов, используемых в независимой технической экспертизе.

7. Эксперт-техник должен уметь:

использовать средства измерения, применяемые при диагностировании и ремонте транспортных средств;

проводить фото- и видеосъемку транспортных средств;

фиксировать наличие, вид, характер, объем (степень) повреждений деталей (узлов, агрегатов) и систем транспортного средства, устанавливать необходимые методы, технологии их восстановления и определять трудоемкость необходимых работ;

проводить расчет восстановительных расходов с применением программно-расчетных комплексов;

оформлять документацию в соответствии с Правилами проведения независимой технической экспертизы.

8. Эксперт-техник должен соответствовать одному из следующих требований к профессиональному образованию:

иметь высшее образование по направлениям подготовки, специальностям, входящим в укрупненные группы направлений подготовки, специальностей "Техника и технология наземного транспорта" и дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации в области независимой технической экспертизы транспортных средств;

________________

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 года N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2013 года, регистрационный N 30163), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 года N 63 (зарегистрирован Минюстом России 28 февраля 2014 года, регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 года N 1033 (зарегистрирован Минюстом России 3 сентября 2014 года, регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 года N 1313 (зарегистрирован Минюстом России 13 ноября 2014 года, регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 года N 270 (зарегистрирован Минюстом России 22 апреля 2015 года, регистрационный N 36994) и от 1 октября 2015 года N 1080 (зарегистрирован Минюстом России 19 октября 2015 года, регистрационный N 39355).



иметь высшее образование и дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки в области независимой технической экспертизы транспортных средств.

9. Кандидат для прохождения профессиональной аттестации направляет в Федеральное бюджетное учреждение "Агентство автомобильного транспорта" (или его филиалы, расположенные по адресам, опубликованным на официальном сайте www.rosavtotransport.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") (далее - ФБУ "Росавтотранс"), осуществляющее организационно-техническое обеспечение работы МАК, заявление в произвольной форме о прохождении профессиональной аттестации с приложением следующих документов (копий):

регистрационную карточку кандидата в эксперты-техники, осуществляющего независимую техническую экспертизу транспортных средств (далее - регистрационная карточка) (приложение к настоящим Требованиям);

копии документов об образовании и о квалификации с приложениями, подтверждающих наличие высшего образования;

копии документов о квалификации с приложениями, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам получения дополнительного профессионального образования, в соответствии с пунктом 8 настоящих Требований;

копию трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности (при наличии);

(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 октября 2020 года приказом Минтранса России от 25 сентября 2020 года N 395)

две фотографии размером 4x6 см;

опись представляемых документов.

Документы должны быть представлены на бумажном, а также электронном носителях информации. В случае наличия у кандидата сведений о трудовой деятельности, полученных в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, данные сведения предоставляются в форме электронного документа.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 октября 2020 года приказом Минтранса России от 25 сентября 2020 года N 395)

Копии представленных документов заверяются в установленном порядке.

10. В заявлении о прохождении профессиональной аттестации кандидатом указываются:

фамилия, имя и отчество (последнее при наличии);

адрес места жительства;

данные документа, удостоверяющего личность;

номер телефона;

почтовый адрес;

адрес электронной почты;

согласие кандидата на обработку персональных данных;

дата составления заявления.

Заявление подписывается кандидатом.

В случае изменения ранее представленных сведений кандидат (эксперт-техник) в течение тридцати календарных дней с момента возникновения изменений должен направить на адрес электронной почты, опубликованный на официальном сайте ФБУ "Росавтотранс" www.rosavtotransport.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", копии документов, подтверждающих соответствующие изменения.

(Абзац дополнительно включен с 15 марта 2020 года приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336)

В случае изменения сведений о трудовой деятельности кандидата (эксперта-техника), эти сведения, полученные в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, направляются в форме электронного документа.

(Абзац дополнительно включен с 30 октября 2020 года приказом Минтранса России от 25 сентября 2020 года N 395)

11. В день поступления заявления ФБУ "Росавтотранс" регистрирует заявление и проводит проверку наличия всех необходимых документов на соответствие перечню, приведенному в пункте 9 настоящих Требований.

12. В течение трех рабочих дней со дня проверки документов в целях подтверждения необходимых знаний и умений ФБУ "Росавтотранс" направляет кандидату контрольное задание на электронную почту, указанную в заявлении, а в случае отсутствия электронной почты - на почтовый адрес письмом с уведомлением о вручении.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2020 года приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336)

13. В состав контрольного задания должны быть включены десять контрольных вопросов и условие по составлению экспертного заключения в области независимой технической экспертизы транспортных средств по одной из категорий (L, М, N), установленных приложением N 1 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", фото и иные материалы, содержащие информацию, необходимую для составления экспертного заключения в области независимой технической экспертизы транспортных средств, отвечающего Правилам проведения независимой технической экспертизы и Единой методике.

Контрольное задание считается выполненным, если количество правильных ответов на контрольные вопросы составляет не менее восьми и экспертное заключение выполнено в соответствии с Правилами проведения независимой технической экспертизы и Единой методикой.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2020 года приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336)

14. Количество вариантов и содержание контрольных заданий утверждаются решением МАК.

15. Кандидат представляет выполненное контрольное задание по месту подачи заявления в срок, не превышающий двадцати одного календарного дня с даты получения им указанного контрольного задания.

16. Копии документов, указанных в пункте 9 Требований, и копию выполненного контрольного задания ФБУ "Росавтотранс" направляет для рассмотрения членам МАК в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты представления кандидатом выполненного контрольного задания.

17. МАК рассматривает документы и принимает решение о профессиональной аттестации либо о непрохождении профессиональной аттестации в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней с даты представления в ФБУ "Росавтотранс" кандидатом выполненного контрольного задания.

18. Государственные судебные эксперты, аттестованные по соответствующей экспертной специальности, включаются в государственный реестр экспертов-техников в порядке, установленном приказом Минюста России N 160. Сведения об аттестации государственных судебных экспертов, вносимые в государственный реестр, включаются в протокол очередного заседания МАК.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2020 года приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336)

19. Кандидат при голосовании не присутствует.

20. МАК принимает решение о непрохождении профессиональной аттестации по следующим основаниям:

несоответствие кандидата требованиям, указанным в пункте 8 настоящих Требований;

отсутствие или ненадлежащее оформление документов, указанных в пункте 9 настоящих Требований;

невыполнение или выполнение контрольного задания, результаты которого не соответствуют Правилам проведения независимой технической экспертизы и Единой методике.

Решение о непрохождении профессиональной аттестации должно содержать указание на основание его принятия.

21. Аннулирование профессиональной аттестации эксперта-техника осуществляется МАК по следующим основаниям:

1) установление факта представления экспертом-техником при прохождении им профессиональной аттестации недостоверной информации;

2) повторное нарушение следующих требований нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области независимой технической экспертизы транспортных средств, совершенное в течение одного года со дня информирования эксперта-техника о выявлении первичного нарушения указанных требований:

а) превышение предела статистической достоверности результатов экспертизы, установленного пунктом 3.5 Единой методики;

б) неуказание или неверное указание в акте осмотра транспортного средства в нарушение пункта 1.1 Единой методики информации о:

характеристиках поврежденных элементов транспортного средства (расположение, вид и объем повреждений);

предварительном установлении принадлежности повреждений транспортного средства к рассматриваемому дорожно-транспортному происшествию;

дефектах эксплуатации транспортного средства, повреждениях доаварийного характера, следах ранее проведенного ремонта;

в) отсутствие в экспертном заключении информации об исследовании обстоятельств дорожно-транспортного происшествия и установлении причин возникновения повреждений транспортного средства, предусмотренной главой 2 Единой методики;

г) нарушение пункта 4.1 Единой методики при расчете размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов);

3) представление экспертом-техником заявления об аннулировании профессиональной аттестации, а также поступление в МАК информации о признании эксперта-техника недееспособным, безвестно отсутствующим, смерти эксперта-техника, объявлении эксперта-техника умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу.

(Пункт 21 в редакции, введенной в действие с 15 марта 2020 года приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336)

22. О решениях, принятых МАК, кандидат (эксперт-техник) информируется ФБУ "Росавтотранс" в письменной форме либо в форме электронного документа посредством направления уведомления на адрес электронной почты в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.

Кандидат (эксперт-техник) считается проинформированным с даты получения им заказного письма с уведомлением о вручении либо сообщения на адрес электронной почты способом, обеспечивающим фиксирование получения его адресатом.

(Абзац дополнительно включен с 15 марта 2020 года приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336)

23. Эксперт-техник, в отношении которого принято решение об аннулировании его профессиональной аттестации, вправе подать повторное заявление о прохождении профессиональной аттестации в ФБУ "Росавтотранс" не ранее чем по истечении 6 месяцев со дня аннулирования профессиональной аттестации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2020 года приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336)

24. Кандидат имеет право на обжалование решения о непрохождении профессиональной аттестации в течение шестидесяти календарных дней с даты принятия указанного решения. МАК рассматривает жалобу в срок, не превышающий девяносто календарных дней при участии кандидата, в том числе с использованием видеосвязи.

По результатам рассмотрения жалобы МАК принимает решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы.

В случае удовлетворения жалобы по отказу в профессиональной аттестации МАК принимает решение о профессиональной аттестации эксперта-техника. При этом датой профессиональной аттестации считается дата удовлетворения жалобы.

В случае неявки кандидата на заседание МАК, в том числе проводимое с использованием видеосвязи, без представления документов, подтверждающих невозможность участия в заседании, а также отказа от участия в заседании, в удовлетворении жалобы отказывается.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2020 года приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336)

25. Решения о профессиональной аттестации, о непрохождении профессиональной аттестации, аннулировании профессиональной аттестации, об удовлетворении жалобы, отказе в удовлетворении жалобы принимаются на заседании МАК и оформляются протоколом заседания МАК (далее - протокол). Протокол составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр протокола вместе с регистрационной карточкой направляется в течение пятнадцати рабочих дней с даты проведения профессиональной аттестации кандидата в Минюст России, второй экземпляр хранится в Минтрансе России, третий экземпляр хранится в секретариате МАК.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2020 года приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336)

26. Копии протоколов размещаются на официальных сайтах Минтранса России: www.mintrans.ru и ФБУ "Росавтотранс": www.rosavtotransport.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".



Приложение
к Требованиям к экспертам-техникам,
осуществляющим независимую техническую
экспертизу транспортных средств, в
том числе требованиям к их
профессиональной аттестации, оснований
ее аннулирования


Рекомендуемый образец

          
Регистрационная карточка кандидата в эксперты-техники, осуществляющего независимую техническую экспертизу транспортных средств



1. Фамилия, имя, отчество (последнее при наличии)

2. Пол

3. Дата рождения

4. Гражданство

5. Место фактического проживания

6. Адрес регистрации по месту жительства

7. Адрес электронной почты (при наличии)

8. Место работы (при наличии):

8.1. Полное наименование юридического лица на русском языке

8.2. Сокращенное наименование юридического лица на русском языке

8.3. Адрес (местонахождение) юридического лица

8.4. Должность и фамилия, имя, отчество (последнее при наличии) руководителя (полностью)

9. Образовательная организация, в которой получено высшее образование:

9.1. Полное наименование образовательной организации

9.2. Адрес (местонахождение) образовательной организации

9.3. Дата выдачи и номер документа об образовании и о квалификации, подтверждающих получение высшего образования

10. Образовательная организация, в которой получено дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки в области независимой технической экспертизы транспортных средств (при наличии):

10.1. Полное наименование образовательной организации

10.2. Адрес (местонахождение) образовательной организации

10.3. Дата выдачи и номер документа о квалификации, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области

независимой технической экспертизы транспортных средств

11. Образовательная организация, в которой получено дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации в области независимой технической экспертизы транспортных средств (при наличии):

11.1. Полное наименование образовательной организации

11.2. Адрес (местонахождение) образовательной организации

11.3. Дата выдачи и номер документа о квалификации, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации в области независимой

технической экспертизы транспортных средств


Достоверность сообщенных сведений подтверждаю

Личная подпись

Дата заполнения "___" __________ 20___ г.".