ФЕДЕРАЛЬНАЯ
СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
|
УТВЕРЖДЕНО
приказом Федеральной службы
по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 27 января 2016 г. № 30
|
РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
«РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ
РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ»
(РБ-110-16)
Введено в действие
с 27 января 2016 г.
Москва
2016
Настоящее руководство по безопасности при использовании
атомной энергии содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору по разработке программ обеспечения качества
при транспортировании радиоактивных материалов.
Выпускаются впервые*.
________
*)
В разработке принимали участие: Плеханов В.Ш., Самошкин Ю.А., Кулешова Е.В.,
Курындин А.В., Аникин А.Ю. (Федеральное бюджетное учреждение
«Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности»).
Разработано в целях содействия соблюдению требований
федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Требования к
программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии» (НП-090-11),
утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору от 7 февраля 2012 г. № 85, и «Правила безопасности при
транспортировании радиоактивных материалов» (НП-053-04),
утвержденных постановлением Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору от 4 октября 2004 г. № 5, а также с учетом
рекомендаций МАГАТЭ.
Приказ Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору от 27 января 2016 г. № 30 «Об утверждении
руководства по безопасности при использовании атомной энергии «Рекомендации по
разработке программ обеспечения качества при транспортировании радиоактивных
материалов».
1. Руководство по безопасности при использовании атомной
энергии «Рекомендации по разработке программ обеспечения качества при
транспортировании радиоактивных материалов» (РБ-110-16) (далее - Руководство по
безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21
ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной
энергии» в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в
области использования атомной энергии «Требования к программам обеспечения
качества для объектов использования атомной энергии», утвержденных приказом
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7
февраля 2012 г. № 85 (далее - НП-090-11),
и требований пункта 1.2.6 федеральных норм и правил в области использования
атомной энергии «Правила безопасности при транспортировании радиоактивных
материалов», утвержденных постановлением Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору от 4 октября 2004 г. № 5 (далее - НП-053-04).
2. Настоящее Руководство по безопасности содержит
рекомендации по разработке программ обеспечения качества (далее - ПОК) при
межобъектовом транспортировании ядерных материалов и (или) радиоактивных
веществ (далее - радиоактивные материалы (РМ)) наземными, воздушными, водными
путями и всеми видами транспорта.
3. Действие настоящего Руководства по безопасности
распространяется на ПОК, разрабатываемые при осуществлении деятельности в
области использования атомной энергии, связанной с транспортированием РМ при
подготовке, загрузке, отправке, перевозке (включая временное (транзитное)
хранение), разгрузке и приемке в конечном пункте назначения грузов РМ и
упаковок (за исключением внутреннего, то есть без выезда на пути сообщения
общего пользования, транспортирования РМ по территории предприятия, где эти
материалы производятся, используются и хранятся).
4. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для
применения специалистами, участвующими в осуществлении деятельности, связанной
с обеспечением качества при транспортировании РМ, а также специалистами
Ростехнадзора при осуществлении регулирования безопасности при использовании
атомной энергии.
5. Требования федеральных норм и правил в области
использования атомной энергии (далее - ФНП) могут быть выполнены с
использованием иных способов (методов), чем те, которые содержатся в настоящем
Руководстве по безопасности, при обоснованности выбранных способов (методов)
для обеспечения безопасности.
6. В ПОК рекомендуется приводить следующие разделы:
«Введение», «Нормативные ссылки», «Список сокращений», «Термины и определения»,
«Политика в области качества», «Организационная деятельность», «Управление
персоналом», «Управление документацией», «Контроль проектирования
(конструирования)», «Управление закупками оборудования, комплектующих изделий,
материалов, полуфабрикатов и программных средств, а также предоставляемых
услуг», «Производственная деятельность», «Метрологическое обеспечение»,
«Обеспечение качества программных средств и расчетных методик», «Обеспечение
надежности», «Управление несоответствиями», «Аудиты (проверки)».
Рекомендуемое содержание указанных разделов приведено в
главе III
настоящего Руководства по безопасности.
В ПОК допускается не включать разделы, в соответствии с
которыми деятельность не осуществляется, при условии указания в этих разделах
причин отсутствия соответствующих функций в деятельности организации.
7. Состав разделов ПОК может быть дополнен в зависимости от
характера деятельности, осуществляемой в организации-разработчике ПОК при
транспортировании РМ, разделами с соответствующим описанием порядка реализации
организационных и технических мероприятий по обеспечению качества.
8. По каждому направлению деятельности, приведенному в ПОК,
рекомендуется привести ссылки на документы, использованные при разработке
соответствующих мероприятий (например, ФНП, другая нормативная и техническая
документация (далее - НД), документы по стандартизации, документированные
процедуры, разработанные в организации).
9. Разработка и утверждение ПОК осуществляется в соответствии
с действующим в организации-разработчике ПОК порядком разработки, утверждения и
документального оформления стандартов организации (при его наличии).
III.
Рекомендуемое содержание разделов программы
обеспечения качества при транспортировании
радиоактивных материалов
10. В разделе «Введение» рекомендуется привести:
1) цель (назначение) ПОК, связанную с необходимостью
определения организационных и технических мероприятий по обеспечению качества,
влияющих на безопасность и обеспечивающих соблюдение требований, установленных
в НД;
2) область распространения (применения) ПОК, которая
включает деятельность, связанную с транспортированием РМ, и применяемую при ее
осуществлении документацию, а также персонал, который обязан в своей работе
руководствоваться требованиями ПОК;
3) основание для разработки ПОК (перечень основных
документов, в соответствии с которыми разработана ПОК, в том
числе НП-090-11,
НП-053-04,
документы международных
организаций, членом которых является Российская Федерация,
включая МАГАТЭ, ИСО).
10.1. В разделе «Введение» рекомендуется привести краткую
информацию о действующей в организации системе менеджмента качества (или
системе менеджмента, или системе качества, или системе обеспечения качества)
(далее - СМК) с указанием области ее распространения (применения), сведений о
сертификате (сертификатах) соответствия СМК установленным требованиям и сроке
его (их) действия (при наличии такого сертификата (сертификатов), ссылок на
документированные процедуры СМК.
Рекомендуется указать, что:
1) пересмотр ПОК осуществляется не реже одного раза в пять
лет, а внесение в них необходимых изменений и дополнений осуществляется:
при существенных изменениях требований к обеспечению
безопасности и (или) качеству выполняемых работ и предоставляемых услуг при
транспортировании РМ в связи с изменением действующих или выходом новых НД или
технологической документации;
при изменении организационной структуры
организации-разработчика ПОК или границ ответственности подразделений и
организаций, участвующих в транспортировании РМ;
по результатам аудитов (проверок) выполнения ПОК, анализа
несоответствий, результативности корректирующих и предупреждающих действий;
по предложениям вышестоящих организаций и органов
государственного регулирования безопасности;
2) в случае обнаружения в ПОК недочетов (например,
редакционного характера) руководство организации-разработчика ПОК принимает
меры по их устранению путем корректировки ПОК;
3) ПОК и их изменения утверждаются и вводятся в действие
соответствующим организационно-распорядительным документом.
11. В разделе «Нормативные ссылки» приводят все НД, на
которые есть ссылки в ПОК.
12. В разделе «Список сокращений» приводят сокращения,
встречающиеся в ПОК, с их расшифровкой и при необходимости с пояснениями.
13. В разделе «Термины и определения» приводят термины,
важные для понимания ПОК, и их определения (если возможно их неоднозначное
толкование).
14. В разделе «Политика в области качества» рекомендуется
привести сведения о политике в области качества организации-разработчика ПОК,
включающей:
1) установление приоритета обеспечения безопасности при
осуществлении деятельности в области использования атомной энергии, связанной с
транспортированием РМ;
2) основные цели в области качества и методы их достижения,
направленные на обеспечение соблюдения требований к качеству выполнения работ
при осуществлении деятельности, связанной с транспортированием РМ;
3) обязательства руководства организации в области качества,
в которых рекомендуется отразить аспекты, связанные с:
периодическим анализом результативности ПОК для
подтверждения соответствия применяемых методов и выполняемых мероприятий по
обеспечению качества поставленным руководством целям в области качества;
ознакомлением с политикой в области качества всего персонала
организации-разработчика ПОК и персонала организаций, выполняющих работы и
оказывающих услуги при транспортировании РМ (далее - подрядные организации), и
внесением в должностные инструкции работников положений, устанавливающих
ответственность и полномочия в части выполнения мероприятий из ПОК, относящихся
к выполняемой этим персоналом работе;
выделением необходимых финансовых, материально-технических,
людских и информационных ресурсов для обеспечения качества при осуществлении
деятельности, связанной с транспортированием РМ.
15. В разделе «Организационная деятельность» рекомендуется
привести:
1) перечень основных документов, определяющих организационно-правовую
форму организации-разработчика ПОК;
2) наименования правовых актов, составляющих правовую основу
транспортирования РМ (например, международный договор, постановление
Правительства Российской Федерации, договор о праве пользования РМ, разрешение
на передачу РМ);
3) информацию о наличии у организации-разработчика ПОК и
других организаций, выполняющих работы, связанные с транспортированием РМ, в
том числе у грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, необходимых
лицензий и разрешений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) схему организационной структуры организации-разработчика
ПОК в части, относящейся к выполнению ПОК;
5) основные сведения о функциональных обязанностях,
полномочиях, границах разделения ответственности, порядке взаимодействия
должностных лиц, руководящих работами, связанными с транспортированием РМ,
выполняющих и оценивающих их, включая информацию о распределении
ответственности лиц (подразделений), выполняющих работы и осуществляющих
контроль их качества;
6) основные сведения о функциях и взаимодействии
подразделений организации, участвующих в реализации ПОК;
7) основные сведения о порядке взаимодействия с заказчиком,
вышестоящими организациями (при их наличии), подрядными организациями, органами,
осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии,
органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной
энергии;
8) информацию о финансовых гарантиях ответственности за
возмещение убытков и вреда, причиненного радиационным воздействием при
транспортировании РМ;
9) требования к программам обеспечения качества подрядных
организаций (при необходимости);
10) основные принципы управления качеством, которые
рекомендуется формулировать с учетом следующих положений:
деятельность по обеспечению качества и обеспечение ее
необходимыми ресурсами осуществляется на основе дифференцированного подхода,
учитывающего классификации перемещаемых упаковок, транспортных пакетов,
грузовых контейнеров, РМ, грузоподъемных машин и механизмов (далее - ГПМ), а
также выполняемых работ по их влиянию на безопасность персонала и окружающей
среды;
принимаемые технические и организационные решения
соответствуют требованиям проектной и конструкторской документации (далее -
ПКД), НД и обосновываются расчетами, исследованиями, испытаниями, апробацией,
прежним опытом выполнения подобных работ, а также оценкой достигнутого уровня
развития науки, техники и производства;
изменения в организационной структуре для исключения их
возможного отрицательного влияния на безопасность и качество деятельности при
транспортировании РМ обосновываются заранее, тщательно планируются и
оцениваются после их осуществления руководством организации;
при изменении требований действующих НД или вводе в действие
новых НД проводятся анализ влияния на безопасность и качество выполняемых работ
при транспортировании РМ выявленных отступлений от новых требований, разработка
и реализация мероприятий по устранению и (или) компенсации влияния отступлений
на безопасность и качество проводимых работ;
между руководителями, исполнителями работ и работниками,
осуществляющими контроль выполнения работ, устанавливается разграничение
полномочий и обязанностей, исключающее их дублирование, при этом
ответственность за качественное выполнение конкретной работы лежит на
непосредственных исполнителях;
деятельность, осуществляемая в рамках СМК, согласовывается с
мероприятиями, предусматриваемыми ПОК.
16. В разделе «Управление персоналом» рекомендуется описать
порядок подбора, комплектования, подготовки, переподготовки, поддержания,
повышения квалификации, проверки знаний, аттестации, допуска к самостоятельной
работе персонала, участвующего в выполнении работ, на которые распространяются
ПОК, который предусматривает в соответствии с действующими процедурами:
1) определение потребностей в количестве персонала, уровне
его подготовки и квалификации при подборе и комплектовании с учетом:
действующей структуры управления и штатного расписания
организации-разработчика ПОК;
объемов планируемых работ;
положений отраслевых тарифно-квалификационных справочников;
2) разработку, анализ и корректировку программ подготовки,
переподготовки, поддержания на необходимом уровне и повышения квалификации
персонала, его предаттестационной подготовки, а также программ (вопросов)
проверки знаний персонала, обеспечивающих изучение требований по безопасности и
качеству выполняемых им работ и оценку уровня имеющихся знаний;
3) обучение персонала по программам групповой и
индивидуальной подготовки;
4) систематический контроль профессиональных знаний, навыков
и аттестацию персонала в процессе его трудовой деятельности (включая проверку
знаний НД, инструкций по охране труда работников до их допуска к
самостоятельной работе, а в дальнейшем периодически в соответствии с
графиками);
5) изучение новых требований к обеспечению безопасности и
качеству при вводе в действие новых или изменении действующих НД, а также
проверку знаний этих требований у работников в соответствии с должностными
обязанностями;
6) допуск к самостоятельной работе только обученных и
аттестованных работников, имеющих соответствующую квалификацию, подтвержденную
при аттестации и (или) проверке знаний, и имеющих разрешения на право ведения
работ в области использования атомной энергии (при необходимости, установленной
требованиями должностной инструкции);
7) проведение инструктажей работников в установленном
порядке с их документальным оформлением (в том числе проведение инструктажей
работников, привлекаемых к проведению разовых операций по погрузке, перевозке и
разгрузке грузов, перед выполнением этих работ);
8) допуск прикомандированного персонала к работам, связанным
с транспортированием РМ, при условии, что он прошел подготовку, дающую право
замещения соответствующей должности, проверку знаний и его квалификация соответствует
установленным требованиям к выполняемой работе;
9) ведение документации (записей) по управлению персоналом
(включая разработку учебных планов и программ, расписаний учебных занятий, заполнение
журналов учета посещаемости занятий, оформление протоколов экзаменационных
комиссий, удостоверений о проверке знаний) в соответствии с разработанными
формами и процедурами;
10) контроль качества и анализ результативности
деятельности, связанной с управлением персоналом;
11) формирование, поддержание и самооценку уровня культуры
безопасности в подразделениях, анализ полученных результатов, разработку и
реализацию мероприятий по повышению ее уровня.
16.1. В разделе «Управление персоналом» рекомендуется
привести информацию о том, что:
1) подбор, комплектование, подготовка, поддержание на
необходимом уровне и повышение квалификации персонала осуществляются в
соответствии с:
планами, установленными квалификационными требованиями к
персоналу, и учетом возможности дальнейшего профессионального роста работника;
медицинскими и психофизиологическими показаниями;
специальностью, полученной в учебном заведении;
опытом предыдущей работы;
необходимостью формирования и подготовки резерва руководящих
кадров;
2) обучение персонала осуществляется в соответствии с
программами, разрабатываемыми с учетом уровня начальной подготовки и опыта
обучаемых работников, возлагаемых на них обязанностей и предусматривающими
рассмотрение следующих вопросов:
обеспечение безопасности, охраны труда при транспортировании
РМ с учетом специфики осуществляемой деятельности и выполняемых работ;
меры предосторожности, которые необходимо соблюдать для
обеспечения ограничения облучения персонала, выполняющего работы, связанные с
транспортированием РМ, и других лиц, которые могли бы пострадать в результате
его действий;
культура безопасности;
дифференцированный подход;
получение практических навыков по выполнению работ,
связанных с транспортированием РМ, с использованием технических средств обучения;
организация и проведение технического обслуживания и ремонта
(далее - ТОиР) транспортных средств, упаковочных комплектов, грузовых
контейнеров, резервуаров, схем креплений контейнеров (далее - средства
транспортирования РМ) и ГПМ;
изучение характерных несоответствий, причин их возникновения
и принимаемых мер по их устранению и предупреждению (включая анализ имевших
место ошибок персонала);
меры предосторожности, которые необходимо соблюдать при
транспортировании РМ;
подготовка персонала к действиям в предаварийных ситуациях и
при авариях (в том числе путем проведения противоаварийных, противопожарных
тренировок и тренировок по действиям в чрезвычайных ситуациях);
3) работники, ответственные за сопровождение груза, проходят
обучение по дополнительным вопросам (или программам), связанным с умением
пользоваться дозиметрическими и радиометрическими приборами и производить ими
необходимые измерения, а также правильно оценивать радиационную обстановку,
которая может сложиться при транспортировании РМ;
4) водители транспортных средств проходят специальную
подготовку для получения свидетельства о подготовке водителя, перевозящего
опасные грузы;
5) составным элементом обучения персонала физической защиты
при транспортировании РМ является формирование у него культуры физической
защиты;
6) программы подготовки, переподготовки, поддержания на
необходимом уровне и повышения квалификации персонала, его предаттестационной
подготовки, а также программы (вопросы) проверки знаний персонала с целью их
улучшения подвергаются систематическому анализу и корректировке на основе:
отчетов о нарушениях в работе, содержащих информацию об
ошибках и нарушениях, допущенных персоналом, и их анализа;
актов внутренних проверок и записей в журналах, содержащих
замечания к деятельности и указания на ошибки персонала;
актов и предписаний федеральных органов исполнительной
власти (их территориальных органов) в области государственного регулирования
безопасности при использовании атомной энергии, содержащих указания на ошибки и
нарушения, допущенные персоналом;
7) требования к квалификации работников, объемам знаний и
практических навыков, права и ответственность персонала устанавливаются в
должностных инструкциях специалистов и руководителей, квалификационных
характеристиках рабочих или других документах организации.
16.2. В разделе «Управление персоналом» рекомендуется
указать, что приоритетным направлением процесса обучения персонала являются
формирование и поддержание у него культуры безопасности с учетом рекомендаций
МАГАТЭ, предусматривающие:
1) обеспечение приоритета безопасности при принятии любых
решений и выполнении любых действий;
2) установление руководителями всех уровней атмосферы
доверия и таких подходов к коллективной работе, которые благоприятствуют формированию
у персонала чувства ответственности и установлению самоконтроля при выполнении
всех работ, влияющих на безопасность;
3) понимание каждым работником влияния его деятельности на
безопасность и последствий, к которым может привести несоблюдение или
некачественное выполнение требований нормативных документов, производственных и
должностных инструкций;
4) осознание каждым работником недопустимости утаивания
ошибок, необходимости выявления и устранения их причин, постоянного
самосовершенствования, обучения и внедрения передового опыта, в том числе опыта
иностранных государств;
5) установление такой системы поощрений и взысканий по
результатам производственной деятельности, которая стимулирует открытость
действий работников и не способствует утаиванию ошибок в их работе;
6) строгое соблюдение дисциплины при четком распределении
полномочий и личной ответственности руководителей и непосредственных
исполнителей;
7) разъяснение целей в области качества, их непосредственной
связи с требованиями ПОК, а также важности правильного выполнения работ для
безопасности;
8) самоконтроль работниками своей деятельности, которая
влияет на безопасность, в том числе извлечение уроков из допущенных ошибочных
действий персонала и принятых им ошибочных решений.
17. В разделе «Управление документацией» рекомендуется
описать порядок работы с документами, используемыми в процессе выполнения работ
при транспортировании РМ, в соответствии с действующими процедурами,
обеспечивающий разработку, утверждение, согласование, ввод в действие,
тиражирование, классификацию, идентификацию, инвентаризацию, регистрацию,
пересмотр, внесение изменений, рассылку, хранение, отмену и уничтожение
документов, а также выявление и устранение в них несоответствий и
предусматривающий:
1) проверку наличия в документации на выполнение работ
требований к их качеству, параметрам процессов (в том числе к порядку их
контроля и метрологического обеспечения), а также своевременную разработку
исполнительной документации по результатам выполненных работ;
2) полноту, достоверность, непротиворечивость, однозначность
и обоснованность используемых документов, исключение возможности применения
документов, признанных утратившими силу, и/или недействующих документов,
своевременное обнаружение несоответствий и внесение необходимых изменений, а
также обеспечение рабочих мест действующими документами на основе:
проведения анализа и принятия решения о применении
документов в том случае, если они не противоречат требованиям ФНП и другой
документации;
проверки наличия на месте выполнения работ до их начала
необходимых действующих документов, регламентирующих порядок, способы
выполнения и контроля качества этих работ;
контроля записей регистрации, размножения, рассылки,
хранения, изъятия, уничтожения документов;
своевременной замены утративших силу документов и отдельного
хранения (в целях сохранения информации) отмененной или замененной
документации;
анализа необходимости корректировки других документов,
связанных с измененной, отмененной или замененной документацией;
доведения информации об изменениях в документах до сведения
всех работников, которые работают с такими документами;
составления документов на носителе информации, гарантирующем
ее удобочитаемость и сохранность;
идентификации и сохранения в течение установленного срока документов,
а также изменений и дополнений к ним;
3) применение идентифицированных в документированных
процедурах средств управления документацией.
17.1. В разделе «Управление документацией» рекомендуется
привести:
1) описание действующей в организации структуры НД,
предполагающей ее разделение на группы с учетом приоритета установленных в этих
НД требований безопасности;
2) виды документации, разрабатываемой при транспортировании
РМ, включая:
российские сертификаты (сертификаты-разрешения) на РМ (в том
числе сертификаты на конструкцию упаковок (или типов упаковок), перевозку
упаковок, перевозку в специальных условиях);
транспортный документ, сопровождающий груз;
маршрутный лист - при перевозке РМ автомобильным
транспортом;
погрузочный ордер - при перевозке РМ на судах морского и
речного флота;
заявку грузоотправителя, информацию для командира воздушного
судна - при перевозке РМ воздушным транспортом;
грузовые накладные;
декларацию отправителя опасных грузов;
программу радиационной защиты;
инструкции по эксплуатации средств транспортирования РМ и
ГПМ;
доверенность грузоотправителя на право сопровождения груза,
выдаваемую лицу, ответственному за сопровождение грузов, и документы,
удостоверяющие его компетентность (обученность) в обращении с РМ;
протоколы измерений радиационных характеристик средств
транспортирования РМ и ГПМ.
17.2. В разделе «Управление документацией» (или в приложении
к ПОК) рекомендуется привести перечень основных нормативных и технических
документов, применяемых в организации при транспортировании РМ (например, ФНП,
документы по стандартизации, инструкции, руководства, положения, документы
МАГАТЭ, ИСО).
17.3. В разделе «Управление документацией» рекомендуется
указать виды записей, ведущихся в организации при выполнении работ, связанных с
транспортированием РМ, и привести описание процедур, устанавливающих порядок
формирования, оформления и ведения записей, предусматривающий:
идентификацию записей в зависимости от их важности для
обеспечения безопасности и качества;
определение исполнителей, которые ведут записи по качеству;
назначение места и срока хранения записей;
определение порядка доступа к записям;
периодический анализ записей;
защиту, восстановление и уничтожение записей.
18. В разделе «Контроль проектирования (конструирования)»
рекомендуется описать порядок контроля ПКД, разрабатываемой при модернизации
средств транспортирования РМ и ГПМ, который предусматривает:
1) соблюдение в ПКД требований ФНП, НД, обеспечение и
контроль качества при проведении проектных и конструкторских работ путем:
анализа правильности принятых технических решений, полноты и
достоверности входных и выходных данных, используемых в процессе проектирования
(конструирования) средств транспортирования РМ и ГПМ, их систем (элементов),
проверки ПКД;
технического, метрологического контроля, нормализационного
контроля, рассмотрения (анализа) ПКД;
2) внесение любых изменений в конструкцию средств
транспортирования РМ и ГПМ только после:
проведения анализа влияния изменений на безопасность и
обеспечение качества выполняемых работ;
внесения изменений в ПКД, эксплуатационную документацию,
условия действия лицензии, замены сертификатов (сертификатов-разрешений) при
необходимости;
рассмотрения (утверждения, одобрения, согласования)
изменений в ПКД теми же организациями (подразделениями) и федеральными органами
исполнительной власти, которые рассматривали эту документацию до ее
корректировки (при их отсутствии - организациями (подразделениями),
выполняющими соответствующие функции, и федеральными органами исполнительной
власти, имеющими соответствующие полномочия);
анализа необходимости корректировки других документов,
связанных с измененной ПКД;
доведения информации об изменениях ПКД до сведения всего
персонала, работающего с этой документацией.
19. В разделе «Управление закупками оборудования,
комплектующих изделий, материалов, полуфабрикатов и программных средств, а
также предоставляемых услуг» рекомендуется описать порядок обеспечения качества
закупаемой продукции и услуг, предоставляемых подрядными организациями,
предусматривающий:
1) организацию закупок продукции и услуг в соответствии с
«Единым отраслевым стандартом закупок Госкорпорации «Росатом» методом
конкурентных процедур (проведением тендеров);
2) оценку и выбор подрядных организаций путем: проверки
наличия у потенциальной подрядной организации
необходимых лицензий и разрешений (в соответствии с
законодательством Российской Федерации);
оценки способности потенциальной подрядной организации
поставлять в установленные сроки продукцию или услуги в соответствии с
требованиями к их качеству (в том числе с учетом аудита СМК, состояния
производственной базы организации, анализа имеющегося опыта выполнения
аналогичных работ);
проверки наличия у организации программы обеспечения
качества, распространяющейся на выполняемые работы (предоставляемые услуги),
разработанной в соответствии с установленными требованиями (при условии, что
необходимость наличия у организации программы обеспечения качества, описывающей
заявленную деятельность, определена заказчиком при выполнении конкурентных
процедур закупки, регламентированных «Единым отраслевым стандартом закупок
Госкорпорации «Росатом»);
проверки наличия сертификатов соответствия на поставляемую
продукцию при необходимости;
3) проверку (контроль) закупаемой продукции (до ее использования)
путем:
анализа правильности проведения оценок соответствия
закупаемой продукции установленным требованиям, контроля наличия ярлыков,
паспортов, планов качества, сертификатов соответствия на продукцию, гарантий
изготовителя (поставщика);
контроля комплектности и правильности оформления поставочных
и сопроводительных документов;
контроля наличия установленных требований к качеству
закупаемой продукции и возможностей проверки этих требований, а также
требований к маркировке, консервации, упаковке, погрузке, транспортировке,
разгрузке и условиям хранения продукции;
контроля соответствия качества закупаемой продукции
установленным требованиям, включая проведение входного и операционного контроля
качества, испытаний;
4) управление поставками импортных материалов и
комплектующих изделий с учетом установленных требований и применение оценки
соответствия в форме решения о применении импортной продукции;
5) контроль предоставляемых услуг (выполняемых работ),
включающий анализ и приемку поставочной и отчетной документации, а также
поэтапную приемку услуг (работ) в соответствии с критериями, установленными в
договорной документации.
20. В разделе «Производственная деятельность» рекомендуется
привести следующую общую информацию:
о наименовании и характеристиках (в том числе химическом
составе, агрегатном состоянии, активности) перевозимого РМ;
10) согласование и утверждение в установленном порядке
конструктивного исполнения специальных транспортных средств (или специально
дооборудованных транспортных средств, которые предназначены только для
перевозки РМ) с оформлением допуска к их эксплуатации;
11) подготовку для временного (транзитного) хранения
упаковок, грузовых контейнеров, резервуаров и транспортных пакетов специально
выделенных мест на складах общего назначения или специально оборудованных
складов железнодорожных станций, портов, аэропортов, грузовых автостанций,
оборудованных средствами извещения о пожаре и пожаротушения в соответствии с
требованиями в области пожарной безопасности;
12) подготовку подъездных железнодорожных путей
грузоотправителя (грузополучателя), которые должны обеспечивать прием и
отправление в полном составе специальных поездов, состоящих только из вагонов с
РМ (при необходимости и вагонов сопровождения), их формирование и расформирование,
безопасное проведение маневровой работы, а также обеспечивать безопасный
пропуск специальных вагонов для перевозки РМ, экипировку и техническое
обслуживание этих вагонов;
13) организацию обеспечения приема грузополучателем
прибывшего (в его адрес) транспортного средства с РМ без его задержки;
14) разработку программы радиационной защиты и ее
согласование с организациями, участвующими в транспортировании РМ;
15) определение организации-грузоотправителя или
организации-грузополучателя, или организации-перевозчика, ответственной за
физическую защиту РМ при их транспортировании;
16) разработку инструкции о порядке действий по физической
защите в штатных и чрезвычайных ситуациях, а также планов взаимодействия
(положений по взаимодействию) с соответствующими органами или организациями,
ответственными за физическую защиту.
20.2. Рекомендуется указать, что при транспортировании РМ
предусматриваются:
о характере транспортирования РМ (транзитные,
экспортноимпортные перевозки, перевозки внутри Российской Федерации);
об используемых для перевозки РМ транспортных средствах,
упаковочных комплектах, грузовых контейнерах, резервуарах;
об используемых ГПМ для загрузки, выгрузки грузов с РМ.
20.1. В разделе «Производственная деятельность»
рекомендуется указать, что подготовка к выполнению работ, связанных с
транспортированием РМ, с учетом их специфики предусматривает:
1) оформление необходимой разрешительной и сопроводительной
документации;
2) выделение и инструктаж персонала, сопровождающего груз
(включая персонал физической защиты, водителей автомобилей), с назначением
ответственного за сопровождение грузов, а также выделение дозиметриста (если
лицо, ответственное за сопровождение груза, не обучено правилам пользования
дозиметрическими и радиометрическими приборами);
3) подготовку специальной аварийной бригады (в том числе
обеспечивающей возможность перегрузки груза из неисправного транспортного
средства) и ее необходимое оснащение;
4) разработку требований к такелажной оснастке,
транспортному средству, схемам и способам крепления изделий на транспортных
средствах;
5) разработку способов и схем погрузки, разгрузки груза, его
размещения и крепления на транспортном средстве, а также технологий выполнения
перегрузочных работ при необходимости;
6) подготовку ГПМ, транспортных средств (включая их
комплектование необходимым оборудованием, предназначенным для перевозки
грузов);
7) назначение и инструктаж лиц, ответственных за безопасное
производство погрузочных и разгрузочных работ;
8) оформление наряда-допуска на проведение погрузочных и
разгрузочных работ при необходимости;
9) разработку инструкций по эксплуатации средств
транспортирования РМ и ГПМ, применяющихся при транспортировании РМ;
1) маркировка, нанесение этикеток и предупредительных знаков
(знаков опасности) на контейнеры, упаковочные комплекты, резервуары и
транспортные средства в соответствии с установленными требованиями;
2) выполнение погрузочных и разгрузочных работ и
складирование при необходимости грузов на специально оборудованных площадках в
соответствии с технологическими картами (технологическими регламентами);
3) размещение и надежное крепление груза на транспортном
средстве, обеспечивающее его устойчивость при перевозке;
4) размещение персонала, сопровождающего груз, в
изолированных от груза служебных помещениях или отдельных специально
оборудованных для этих целей местах или вагонах;
5) радиационный контроль, осуществляемый в соответствии с
программой радиационной защиты, обеспечивающей возможность получения необходимой
информации о радиационных параметрах вблизи упаковок, транспортных пакетов,
контейнеров, резервуаров, транспортных средств, об их изменении в процессе
перевозки (включая любые происшествия и аварийные ситуации), а также уровнях
облучения лиц, занятых выполнением работ в ходе перевозки;
6) обеспечение готовности к ликвидации последствий аварий
при транспортировании РМ в соответствии с планом работ по ликвидации
последствий аварий, разрабатываемым с учетом конкретных условий
транспортирования и степени потенциальной радиационной опасности, возникающей в
результате возможной аварии при транспортировании РМ, в соответствии с планом
организации работ по ликвидации последствий аварий при транспортировании
радиоактивных материалов, а также с учетом аварийных карточек и аварийных
инструкций;
7) осуществление взаимодействия со структурами, органами или
организациями, ответственными за реагирование на чрезвычайные ситуации, в
соответствии с планами (положениями, соглашениями);
8) осуществление мониторинга перемещения и физической защиты
РМ в ходе их транспортирования в соответствии с инструкцией о порядке действий
по физической защите в штатных и чрезвычайных ситуациях, а также планами
взаимодействия (положениями по взаимодействию) с соответствующими органами или
организациями, ответственными за физическую защиту.
20.3. В разделе «Производственная деятельность» приводят
описание действующих процедур:
1) технического контроля средств транспортирования РМ, ГПМ,
а также их систем (элементов) с указанием областей контроля и контролируемых
характеристик изделий, применяемых аттестованных методик измерений,
контрольного и измерительного оборудования, видов и методов контроля, порядка
обработки результатов контроля и интерпретации полученных результатов;
2) авторского сопровождения и сервисного обслуживания (при
осуществлении этих видов деятельности).
20.4. В разделе «Производственная деятельность» приводят
описание порядка:
1) проведения технического освидетельствования систем
(элементов) средств транспортирования РМ и ГПМ с указанием НД, в которой
устанавливаются объем, методы и сроки проведения технического
освидетельствования;
2) проведения ТОиР средств транспортирования РМ и ГПМ,
предусматривающего:
планирование работ по ТОиР, включая осмотры и испытания;
разработку перечня необходимых запасных частей, специальных
инструментов и оборудования и контроль их наличия;
подготовку и содержание рабочих мест для проведения ТОиР в
соответствии с требованиями безопасности;
выполнение работ по дезактивации средств транспортирования
РМ и ГПМ, оборудования и помещений, загрязненных РМ;
контроль качества выполняемых работ;
регистрацию частоты возникновения отказов в работе и анализ
влияния на безопасность неисправностей применяемого оборудования, устройств и
оснастки для выявления причин их неисправностей, а также для разработки
(уточнения) программы профилактического технического обслуживания оборудования,
устройств и оснастки;
3) реконструкции, модернизации средств транспортирования РМ
и ГПМ, предусматривающего:
выявление проблем их эксплуатации;
принятие решения о необходимости реконструкции, модернизации
средств транспортирования РМ и ГПМ;
разработку проектно-сметной документации;
подготовку, рассмотрение и принятие решения по изменениям
ПКД и эксплуатационной документации;
ввод в эксплуатацию изделий после их реконструкции или
модернизации;
4) продления ресурса систем (элементов), обеспечивающего
поддержание в принятых пределах их характеристик (вследствие старения, износа,
коррозии, эрозии, усталости и других факторов) с учетом условий изменения
окружающей среды, в которой эксплуатируются системы (элементы), цикличности
нагрузок, периодичности планово-предупредительных ремонтов и технического
обслуживания, объемов и результатов испытаний;
5) обеспечения необходимых контроля (включая
эксплуатационный контроль металла), диагностики, испытаний и проверок систем
(элементов), важных для безопасности, которые предусматривают:
контроль состояния металла, включая предэксплуатационный,
периодический и внеочередной контроль, при эксплуатации систем (элементов),
проводимый неразрушающими и разрушающими методами с целью выявления,
регистрации и оценки изменения физико-механических характеристик и сплошности
металла;
проведение контроля, диагностики, испытаний и проверок
систем (элементов) с применением аттестованных средств и методик;
разработку требований к персоналу, осуществляющему контроль,
диагностику, испытания и проверки систем (элементов);
разработку требований к программам контроля, диагностики,
испытаний и проверок систем (элементов) и отчетной документации по их
проведению;
6) аттестации технологии ведения сварочных работ,
обеспечивающей подтверждение ее технологичности, проверку всего комплекса
свойств сварных соединений и эффективность методов их контроля и диагностики;
7) аттестации методик контроля и диагностики оборудования,
включающей разработку и выполнение программ необходимых экспериментальных
исследований, обработку их результатов, разработку и выполнение программ
аттестации методик, разработку отчетов (протоколов) аттестации методик.
21. В разделе «Метрологическое обеспечение» рекомендуется
описать порядок осуществления деятельности, направленной на получение
достоверных результатов измерения уровней радиационного воздействия на персонал
и окружающую среду при выполнении работ, связанных с транспортированием РМ, на
основе:
1) разработки перечней средств измерений (в том числе
контрольно-измерительных приборов, оборудования радиационного контроля),
контрольного и испытательного оборудования, применяемых при выполнении работ и
подлежащих поверке, калибровке и (или) аттестации, а также перечней применяемых
методик (методов) выполнения измерений;
2) получения, учета, идентификации, своевременной поверки
(калибровки), поддержания в работоспособном состоянии средств измерений (в том
числе путем организации и проведения их технического обслуживания и ремонта);
3) учета и аттестации испытательного оборудования,
осуществляемых в целях подтверждения возможности воспроизведения условий
испытаний в пределах допускаемых отклонений и установления пригодности
использования испытательного оборудования в соответствии с его назначением;
4) учета и аттестации методик (методов) измерений,
предусматривающих разработку и сопровождение перечней методик (методов)
измерений, разработку программ аттестации, включающих экспериментальные
исследования для аттестации испытательного оборудования, и методик (методов)
измерений, проведение экспериментальных исследований, обработку их результатов,
оформление результатов аттестации методик (методов) измерений;
5) проведения метрологической экспертизы разработанной
документации, предусматривающей проведение анализа и оценки технических и
организационных решений, относящихся к выбору измеряемых параметров,
установлению требований к точности измерений, выбору методов и средств
измерений и их метрологическому обслуживанию, разработке методик контроля,
измерений, обработке их результатов;
6) осуществления метрологического надзора за состоянием и
применением средств измерений, соблюдением требований в области
метрологического обеспечения, предусматривающего:
проверку состояния и правильности применения средств
измерений;
проверку состояния и применения эталонов и стандартных
образцов;
проверку наличия, состояния и правильности применения
методик выполнения измерений;
контроль соблюдения графиков поверки (калибровки) средств
измерений;
контроль соблюдения метрологических правил и требований по
обеспечению единства измерений;
ведение, учет и хранение необходимой учетно-отчетной
документации (записей) по видам деятельности, приведенным в данном подпункте.
22. В разделе «Обеспечение качества программных средств и
расчетных методик» рекомендуется описать действующие процедуры обеспечения
качества программных средств и расчетных методик, предусматривающие:
применение программных средств и расчетных методик,
используемых для обоснования безопасности и при выполнении работ, связанных с
транспортированием РМ, только при условии их верификации и аттестации в
установленном порядке;
верификацию и аттестацию расчетных методик и программных
средств до их применения (в том числе путем обоснования алгоритмов
математического обеспечения, проведения альтернативных расчетов, тестирования);
валидацию программных средств с целью определения
возможности их применения в конкретных условиях;
обеспечение условий, предотвращающих использование
нелицензионных или неаттестованных программных средств;
организацию регистрации, учета программных средств и
контроля за их обращением;
исключение возможности несанкционированного доступа к
программным средствам;
внедрение сервисных программ для автоматизации выпуска
документации.
Рекомендуется привести перечень программных средств (с
указанием сведений об их верификации и аттестации), используемых при
обосновании и (или) обеспечении безопасности деятельности, связанной с
транспортированием РМ, а также при оценке работоспособности применяемого
оборудования и устройств.
23. В разделе «Обеспечение надежности» рекомендуется привести
описание порядка выполнения установленных требований к надежности систем и
элементов, важных для безопасности, предусматривающего выполнение следующих
организационно-технических мер:
строгое выполнение требований НД и правил эксплуатации
средств транспортирования РМ и ГПМ;
проведение регулярного контроля технического состояния
средств транспортирования РМ и ГПМ в ходе проведения их проверок, технических
освидетельствований и испытаний, своевременное выявление и устранение причин
выявленных нарушений;
проведение плановых периодических или внеплановых (при
ухудшении технического состояния) воздействий на применяемые средства
транспортирования РМ и ГПМ в рамках системы ТОиР, включая их модернизацию, в
целях устранения выявляемых недопустимых изменений в их состоянии,
восстановления исправности и продления ресурса;
обеспечение соблюдения гарантийных условий поставщиков и
изготовителей средств транспортирования РМ и ГПМ;
документирование дефектов, повреждений и отказов при
эксплуатации средств транспортирования РМ и ГПМ с анализом их причин, частоты
возникновения и критичности влияния на безопасность деятельности, связанной с
транспортированием РМ;
применение транспортно-защитных устройств, средств защиты
персонала, средств контроля доступа, аварийного комплекта.
Рекомендуется привести описание порядка сбора, регистрации,
обработки, накопления, хранения, анализа и передачи информации о надежности
средств транспортирования РМ и ГПМ заинтересованным организациям.
24. В разделе «Управление несоответствиями» рекомендуется
описать порядок осуществления деятельности, направленной на своевременное
выявление, регистрацию, устранение и предупреждение возникновения
несоответствий, связанных с невыполнением установленных требований (в том числе
правил дорожного движения и перевозки опасных грузов), предусматривающий:
1) регистрацию всех выявленных несоответствий,
систематизацию их по количеству и характеру невыполнения установленных
требований и классификацию с учетом влияния на безопасность;
2) проведение анализа несоответствий с целью выявления их
причин (в том числе причин дорожно-транспортных происшествий, незапланированных
задержек в пути, нарушений водителями правил дорожного движения), существенных
факторов, отрицательно влияющих на качество выполнения работ, и определение
тенденций изменения причин и характера нарушений по результатам проведенного
анализа;
3) уведомление руководства организации о несоответствиях;
при этом Ростехнадзор и другие органы государственного контроля (надзора)
информируются о несоответствиях, влияющих на безопасность, устранение которых
возможно только при принятии специальных решений, требующих внесения изменений
в ФНП, а также при остановке работ по предписаниям органов государственного
контроля (надзора), выданным в порядке, предусмотренном законодательством
Российской Федерации;
4) исключение возможности использования (в том числе
случайного) средств транспортирования РМ, ГПМ, а также предоставления услуг
(выполнения работ), не соответствующих установленным требованиям, путем
возврата (замены) или изоляции (утилизации) изделий, не соответствующих
установленным требованиям, их идентификации (в том числе
маркировки) и физического разделения или оформления разрешения на отклонение от
требований ПКД, НД.
24.1. Рекомендуется привести:
1) порядок разработки, реализации и контроля выполнения
корректирующих и предупреждающих действий по предотвращению несоответствий, а
также анализа результативности выполненных корректирующих и предупреждающих
действий, предусматривающий:
изменение порядка входного контроля и контроля качества
выполнения работ;
изменение (уточнение) программы профилактического
технического обслуживания оборудования, устройств и оснастки;
доработку (изменение) НД или выпуск новых документов;
повышение квалификации исполнителей (в том числе
переподготовку и повторную аттестацию (проверку знаний) персонала,
ответственного за появление условий, отрицательно влияющих на качество
выполнения работ);
усиление ответственности за невыполнение (ненадлежащее
выполнение) должностных обязанностей;
претензионную работу с подрядными организациями (вплоть до
расторжения договоров с ними);
распределение обязанностей персонала по разработке,
реализации, анализу результативности корректирующих и предупреждающих действий;
документальное оформление и доведение до сведения
руководства и исполнителей результатов анализа причин возникновения
несоответствий и запланированных корректирующих и предупреждающих действий;
2) источники информации, которые являются исходными данными
для разработки корректирующих и предупреждающих действий, в том числе:
отчеты о нарушениях;
результаты самооценки, проведенной персоналом на всех
уровнях, в соответствии с установленными процедурами;
результаты технического обследования состояния средств
транспортирования РМ и ГПМ;
результаты инспекционных проверок (в том числе акты и
предписания федеральных органов исполнительной власти или органов
государственного регулировании безопасности при использовании атомной энергии);
результаты проверок (аудитов) выполнения ПОК.
25. В разделе «Аудиты (проверки)» рекомендуется описать
порядок проведения аудитов (проверок) выполнения ПОК (в том числе ПОК подрядных
организаций), предусматривающий:
1) проведение внутренних проверок выполнения ПОК в
подразделениях организации и внешних проверок выполнения ПОК подрядных
организаций:
для систематической оценки результативности выполнения ПОК;
после внесения значительных изменений в ПОК и/или если
требуется пересмотр ПОК;
при наличии претензий и рекламаций к качеству выполняемых
работ или предоставляемых услуг при транспортировании РМ;
для оценки выполнения подрядной организацией обязанностей и
требований в соответствии с НД и договором;
2) проведение плановой проверки выполнения ПОК в
соответствии с графиком проверок, утверждаемым руководством проверяющей
организации;
3) проведение внеплановой проверки выполнения ПОК в случае
выявления тенденции к снижению качества работ, проверки реализации
запланированных корректирующих и предупреждающих действий и оценки их
результативности;
4) проведение внешних проверок выполнения ПОК заказчиком,
вышестоящими организациями (при их наличии), а также уполномоченными
организациями, осуществляющими государственное управление использованием
атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании
атомной энергии в соответствии с порядком, установленным этими организациями.
25.1. В рамках деятельности, связанной с проверками
выполнения ПОК, рекомендуется предусматривать выполнение мер, обеспечивающих:
1) создание проверяющей комиссии с соответственно
подобранным, обученным и аттестованным персоналом, который непосредственно не
отвечает за выполнение проверяемой деятельности;
2) разработку проверяющей комиссией плана проверки
выполнения ПОК, утверждаемого руководством организации;
3) заблаговременное уведомление руководства проверяемого
подразделения (проверяемой подрядной организации) об объеме и сроках проведения
проверки выполнения ПОК; в случае проведения внеплановых проверок допускается
проведение проверки без предварительного уведомления;
4) проведение проверки выполнения ПОК и рассмотрение ее
результатов на совещании проверяющей комиссии с участием руководства
проверяемого подразделения (проверяемой подрядной организации);
5) оценку результативности выполнения ПОК в соответствии с
критериями, связанными с:
достижением целей, установленных в политике в области
качества;
обеспечением своевременного выявления проблем, касающихся
безопасности;
выполнением требований, установленных в НД и ПОК;
обеспечением качества выполняемых работ;
достижением запланированных результатов выполнения процессов
СМК и обеспечением их результативности;
наличием всей документации, необходимой для выполнения и
контроля выполнения работ;
реализацией в полном объеме процедур выполнения и контроля
выполнения работ;
результативностью выполненных корректирующих и
предупреждающих действий;
6) документирование результатов аудита выполнения ПОК в виде
отчета, содержащего анализ причин выявленных несоответствий, предложения по их
устранению, а также оценку результативности корректирующих и предупреждающих
действий, выполненных по результатам предыдущей проверки;
7) рассмотрение результатов проведения проверок выполнения
ПОК руководством организации (при проведении внешней проверки - руководством
проверяемой и проверяющей организаций);
8) разработку, выполнение и контроль выполнения планов
корректирующих и предупреждающих действий, включая при необходимости
корректировку или пересмотр ПОК;
9) выработку мероприятий по улучшению деятельности,
связанной с транспортированием РМ.
СОДЕРЖАНИЕ