На главную | База 1 | База 2 | База 3

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ
от 3 декабря 2015 г. № 17-3/ООГ-1710

Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение по вопросу определения базы для исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), и сообщает следующее.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулирует Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ).

Согласно статье 5 Федерального закона № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.

Положениями статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для самозанятых плательщиков страховых взносов, в том числе индивидуальных предпринимателей, исходя из их дохода, который заключается в следующем:

- в случае если доход плательщика не превышает 300 000 руб. за расчетный период - 1 МРОТ (5965 руб. на 2015 г.) × 26 % × 12 мес. = 18 610,8 руб.);

- в случае если доход плательщика превышает 300 000 руб. - 1 МРОТ × 26 % × 12 мес. + 1 % от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающей 300 000 руб.

При этом введено ограничение по размеру страховых взносов, а именно максимально возможная сумма страхового взноса, уплачиваемая самозанятыми плательщиками, определяется исходя из 8 МРОТ (5 965 руб. на 2015 г.) × 26 % × 12 мес. = 148 886,4 руб.

Устанавливая дифференцированный (в зависимости от суммы дохода) подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для самозанятых категорий плательщиков, законодатель исходил из необходимости снижения фискальной нагрузки для низкодоходных категорий плательщиков и одновременного обеспечения бюджетной сбалансированности системы пенсионного обеспечения.

В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).

Исходя из положений статьи 346.15 Налогового кодекса индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, при определении доходов учитывают:

- доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса;

- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса.

Таким образом, в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы, предусмотренные статьей 346.16 Налогового кодекса, в этих случаях не учитываются.

В связи с этим положения статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ об определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуального предпринимателя исходя из его дохода не увязываются с определением таким индивидуальным предпринимателем его налоговой базы при уплате соответствующего налога в зависимости от применяемого режима налогообложения.

Принимая во внимание, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются индивидуально возмездными обязательными платежами, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии, а также то, что не все индивидуальные предприниматели ведут учет расходов, формирование пенсионных прав не должно увязываться с конечным результатом предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей за год (прибыль, убыток).

 

Директор Департамента
развития социального страхования

Л.Ю. Чикмачева