Приказ МЧС России от 7 июня 2016 г. № 312 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры" (в редакции, актуальной с 23 сентября 2019 г., В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"1, Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 8682, постановлениями Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг"3, от 21 ноября 2011 г. № 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности"4, от 31 января 2012 г. № 69 "О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры"5 приказываю: Утвердить прилагаемый Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры. _____________ 1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 19, ст. 2716, № 30 (ч. I), ст. 4590, № 43, ст. 5971, № 48, ст. 6728; 2012, № 26, ст. 3446, № 31, ст. 4322; 2013, № 9, ст. 874, № 27, ст. 3477; 2014, № 30 (ч. I), ст. 4256, № 42, ст. 5615; 2015, № 1 (ч. I), ст. 72, № 27, ст. 3951, № 29 (ч. I), ст. 4339, ст. 4342, № 29, (ч. I), ст. 4389, № 44, ст. 6047; 2016, № 1 (ч. I), ст. 51. 2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2882; 2005, № 43, ст. 4376; 2008, № 17, ст. 1814, № 43, ст. 4921, № 47, ст. 5431; 2009, № 22, ст. 2697, № 51, ст. 6285; 2010, № 19, ст. 2301., № 20, ст. 2435, № 51 (ч. III), ст. 6903; 2011, № 1, ст. 193, ст. 194, № 2, ст. 267, № 40, ст. 5532; 2012, № 2, ст. 243, № 6, ст. 643, № 19, ст. 2329, № 47, ст. 6455; 2013, № 26, ст. 3314, № 52 (ч. II), ст. 7137; 2014, № 11, ст. 1131, № 27, ст. 3754; 2015, № 4, ст. 641, № 11, ст. 1588; 2016, № 1 (ч. I), ст. 211. 3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 22, ст. 3169, № 35, ст. 5092; 2012, № 28, ст. 3908, № 36, ст. 4903, № 50 (ч. VI), ст. 7070, № 52, ст. 7507; 2014, № 5, ст. 506. 4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6931; 2012, № 17, ст. 1965, № 36, ст. 4916, № 37, ст. 5002, № 39, ст. 5267; 2013, № 24, ст. 3014, № 44, ст. 5764; 2015, № 1 (ч. II), ст. 279, № 19, ст. 2820, № 41 (ч. III), ст. 5670. 5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 7, ст. 854; 2015, № 11, ст. 1607, № 19, ст. 2820.
Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (утв. приказом МЧС России от 7 июня 2016 г. № 312) I. Общие положенияНаименование функции 1. Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении лицензирования деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) при исполнении государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (далее - государственная функция). Наименование органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) 2. Государственная функция исполняется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) и его территориальными органами (далее - подразделения лицензирующего органа). Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля 3. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля, размещен на официальном сайте МЧС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.mchs.gov.ru) (далее - официальный сайт МЧС России), а также в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Федеральный реестр государственных услуг) и в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг). Предмет государственного контроля (надзора) 4. Предметом государственного контроля является проверка соответствия лицензиата лицензионным требованиям, сведений о деятельности лицензиата, содержащихся в его документах, состояния используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности технических средств, оборудования, соответствия работников лицензиата лицензионным требованиям, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, принимаемых лицензиатом мер по соблюдению лицензионных требований, исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований. Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) 5. Должностные лица подразделений лицензирующего органа при исполнении государственной функции обязаны: своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований; при проведении проверки в рамках исполнения государственной функции соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы лицензиата, в отношении которого проводится проверка; проводить проверку на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) подразделения лицензирующего органа о ее проведении (далее - распоряжение) в соответствии с ее назначением; проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения о проведении проверки; представлять лицензиату (иному уполномоченному им лицу) копии документов о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры - в случае, если данное согласование предусмотрено законодательством Российской Федерации; осуществлять проверку в соответствии с принципами законности и презумпции добросовестности; не препятствовать лицензиату (иному уполномоченному им лицу) присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; представлять лицензиату (иному уполномоченному им лицу), присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки; знакомить лицензиата (иного уполномоченного им лица) с результатами проверки; учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов лицензиата; запрашивать у лицензиатов, получать от них сведения и документы, необходимые для проведения проверки и представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации; выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований; принимать меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании лицензиатами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; соблюдать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; не требовать от лицензиата документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации; перед началом проведения выездной проверки по просьбе лицензиата ознакомить его с положениями настоящего Административного регламента; осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у юридического лица, индивидуального предпринимателя; запрашивать документы и (или) информацию, включенную в перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. № 724-р "Об утверждении перечня документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (надзора) при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 18, ст. 2647) (далее - Перечень), от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация в рамках межведомственного информационного взаимодействия; информировать лицензиата (иное уполномоченное им лицо) о несоответствии представленных им документов и (или) информации документам и (или) информации, полученным в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также запрашивать письменные пояснения у лицензиата (иного уполномоченного им лица) при выявлении таких случаев; знакомить лицензиата (иное уполномоченное им лицо) с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия; вносить информацию в единый реестр проверок в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. № 415 "О правилах формирования и ведения единого реестра проверок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 19, ст. 2825). 6. При осуществлении проверок соответствия лицензиатов лицензионным требованиям должностные лица подразделений лицензирующего органа не вправе: проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к требованиям в области лицензируемой деятельности; осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении лицензиата (иного уполномоченного им лица); требовать представления документов, информации, если они включены в Перечень, не являются объектами проверки и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов; распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации; проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке; требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов; отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений; осуществлять выдачу лицензиатам предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю; требовать от лицензиата представления документов, информации до даты начала проведения проверки. Подразделение лицензирующего органа после принятия распоряжения о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия; превышать установленные сроки проведения проверки. 7. При осуществлении проверок соответствия лицензиатов лицензионным требованиям должностные лица подразделений лицензирующего органа вправе истребовать документы и информацию, необходимую для осуществления государственной функции. Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному контролю 8. Лицензиат (иное уполномоченное им лицо) при проведении проверки имеет право: присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; получать от должностных лиц подразделений лицензирующего органа, проводящих проверку, информацию, которая относится к предмету проверки и представление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации; знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц подразделений лицензирующего органа, проводящих проверку; привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке; обжаловать действия (бездействие) должностных лиц подразделений лицензирующего органа, проводящих проверку, повлекшие за собой нарушение прав лицензиата при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; знакомиться с документами и (или) информацией, полученными должностными лицами подразделений лицензирующего органа, проводящих проверку, в рамках межведомственного информационного взаимодействия; представлять дополнительные документы и (или) информацию для подтверждения ранее представленных им документов и (или) информации при выявлении случаев несоответствия документам и (или) информации, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия должностными лицами подразделений лицензирующего органа, проводящих проверку; представлять документы и (или) информацию, включенную в Перечень, по собственной инициативе. 9. Лицензиат (иное уполномоченное им лицо) при проведении документарной проверки обязан предоставить должностным лицам подразделений лицензирующего органа, проводящим документарную проверку, сведения и документы, относящиеся к осуществлению деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры. 10. Лицензиат (иное уполномоченное им лицо) при проведении проверки обязан: предоставить должностным лицам подразделений лицензирующего органа, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки; обеспечить доступ проводящим выездную проверку должностным лицам подразделений лицензирующего органа и участвующим в выездной проверке экспертам, представителям экспертных организаций на территорию, в используемые лицензиатом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, а также к оборудованию, используемому лицензиатом в ходе осуществления деятельности; предоставить по запросу должностных лиц подразделений лицензирующего органа, проводящих проверку, сведения об используемой продукции и сертификатах, применяемых при осуществлении лицензионной деятельности, а также сведения об объектах, на которых лицензиат выполнял работы по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры; при выявлении случаев несоответствия представленных им документов и (или) информации документам и (или) информации, полученным в рамках межведомственного информационного взаимодействия должностными лицами подразделений лицензирующего органа, проводящих проверку, предоставлять письменные пояснения. Описание результата осуществления государственного контроля 11. Результатом исполнения государственной функции является составление должностными лицами подразделений лицензирующего органа акта проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований. 12. В случае выявления при проведении проверки нарушения лицензиатом лицензионных требований результатами исполнения государственной функции являются: выдача лицензиату (иному уполномоченному им лицу) предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований; возбуждение дела об административном правонарушении (при наличии оснований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях); приостановление действия лицензии; возобновление действия лицензии; прекращение действия лицензии в случае наличия решения суда об аннулировании лицензии. Исчерпывающие перечни документов и (или) информации, необходимых для осуществления государственного контроля и достижения целей и задач проведения проверки 12.1. Исчерпывающий перечень документов и (или) информации, истребуемых в ходе проверки лично у проверяемого лицензиата, подтверждающих: а) наличие у лицензиата зданий, помещений и сооружений в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 30, ст. 3579; 2012, № 29, ст. 3997; 2013, № 27, ст. 3477; 2014, № 26, ст. 3366; 2015, № 29, ст. 4360; 2016, № 27, ст. 4234; 2017, № 31, ст. 4793), принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании; б) наличие у лицензиата необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности пожарной техники (первичных и мобильных средств пожаротушения), огнетушащих веществ, средств связи, оборудования, спецодежды, инструмента и технической документации, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям; в) наличие у лицензиата: юридического лица - специалиста, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности, имеющего документ, подтверждающий получение высшего образования или среднего профессионального образования по специальности "пожарная безопасность", либо документ, подтверждающий получение иного высшего образования или среднего профессионального образования и наличие стажа работы в Государственной противопожарной службе на руководящих должностях не менее 3 лет, либо документ, подтверждающий прохождение профессионального обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательной программе пожарно-технического профиля; индивидуального предпринимателя - документа, подтверждающего получение высшего образования или среднего профессионального образования по специальности "пожарная безопасность", либо документа, подтверждающего получение иного высшего образования или среднего профессионального образования и наличие стажа работы в Государственной противопожарной службе на руководящих должностях не менее 3 лет, либо документа, подтверждающего прохождение профессионального обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательной программе пожарно-технического профиля; г) наличие у участвующих в действиях по тушению пожаров работников лицензиата - юридического лица соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования (квалификации, подтвержденной документом о прохождении профессионального обучения); д) отсутствие медицинских противопоказаний для исполнения должностных обязанностей у лиц, указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта; е) повышение квалификации лиц, указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта, в области лицензируемого вида деятельности не реже 1 раза в 5 лет; ж) выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, установленных нормативными правовыми актами и нормативными документами по пожарной безопасности; з) применение лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности продукции, соответствие которой нормативным требованиям подтверждено декларацией о соответствии или сертификатом соответствия; и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к предоставлению информации для государственного статистического учета пожаров и их последствий в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3649; 1995, № 35, ст. 3503; 1996, № 17, ст. 1911; 1998, № 4, ст. 430; 2000, № 46, ст. 4537; 2001, № 33, ст. 3413; 2002, № 1, ст. 2; № 30, ст. 3033; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 19, ст. 1839; № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; 2005, № 14, ст. 1212; № 19, ст. 1752; 2006, № 6, ст. 636; № 44, ст. 4537; № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2007, № 18, ст. 2117; № 43, ст. 5084; 2008, № 30, ст. 3593; 2009, № 11, ст. 1261; № 29, ст. 3635; № 45, ст. 5265; № 48, ст. 5717; 2010, № 30, ст. 4004; № 40, ст. 4969; 2011, № 1, ст. 54; № 30, ст. 4590, 4591, 4596; № 46, ст. 6407; № 49, ст. 7023; 2012, № 53, ст. 7608; 2013, № 7, ст. 610; № 27, ст. 3477; 2014, № 11, ст. 1092; 2015, № 1, ст. 88; № 10, ст. 1407; № 18, ст. 2621; № 27, ст. 3951; № 29, ст. 4359, 4360; № 48, ст. 6723; 2016, № 1, ст. 68; № 15, ст. 2066; № 22, ст. 3089; № 26, ст. 3887; 2017, № 22, ст. 3069, № 27, ст. 3938, № 31, ст. 4765; 2018, № 31, ст. 4861; № 45, ст. 6824). 12.2. Исчерпывающий перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в ходе проверки в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с Перечнем: сведения из Единого государственного реестра юридических лиц; сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей; сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства; сведения об учете организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (содержащая общедоступные сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости). Запрос указанных сведений осуществляется подразделениями лицензирующего органа у Федеральной налоговой службы и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в рамках межведомственного информационного взаимодействия. II. Требования к порядку осуществления государственного контроля (надзора)Порядок информирования об исполнении функции 13. Информирование по вопросам исполнения государственной функции осуществляется подразделениями лицензирующего органа: посредством размещения информации о порядке исполнения государственной функции на официальном сайте МЧС России, на официальных сайтах территориальных органов МЧС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальные сайты территориальных органов), в Федеральном реестре государственных услуг, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг; посредством размещения на информационных стендах в подразделениях лицензирующих органов; посредством телефонной связи, а также при устных или письменных обращениях в подразделения лицензирующих органов. 14. Информация о месте нахождения, графике работы подразделений лицензирующего органа, справочных телефонах, адресах официальных сайтов, а также электронной почты, обращение в которые необходимо для исполнения государственной функции, размещаются на официальном сайте МЧС России, Федеральном реестре государственных услуг, Едином портале государственных услуг и на информационных стендах подразделений лицензирующего органа. 15. Пункт утратил силу согласно приказу МЧС России от 22 июля 2019 г. № 381. 16. На официальных сайтах МЧС России и его территориальных органов размещается следующая информация и документы о порядке осуществления государственной функции: текст нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственной функции; текст настоящего Административного регламента; график работы подразделений лицензирующего органа. 17. В случаях устных обращений граждан по вопросам исполнения государственной функции должностные лица подразделений лицензирующего органа подробно и в корректной форме информируют обратившихся по интересующим их вопросам. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о фамилии, имени, отчестве (последнее - при наличии), должности и специальном звании (при наличии) лица, принявшего телефонный звонок. 18. При невозможности самостоятельно и компетентно ответить на поставленные вопросы лицо, принявшее телефонный звонок, должно переадресовать (перевести) его на другое должностное лицо или сообщить обратившемуся лицу телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию. 19. Пункт утратил силу согласно приказу МЧС России от 22 июля 2019 г. № 381. 20. Пункт утратил силу согласно приказу МЧС России от 22 июля 2019 г. № 381. 21. Пункт утратил силу согласно приказу МЧС России от 22 июля 2019 г. № 381. Срок осуществления государственного контроля (надзора) 22. Срок проведения плановой или внеплановой проверки не может превышать двадцати рабочих дней. 23. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностного лица (должностных лиц) подразделений лицензирующего органа, проводившего (проводивших) проверку, срок проведения плановой проверки может быть продлен руководителем подразделения лицензирующего органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, а в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов. Срок проведения документарной и выездной проверок в отношении юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, обособленному подразделению, представительству юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестидесяти рабочих дней. III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной формеАдминистративные процедуры исполнения государственной функции 24. Исполнение государственной функции включает следующие административные процедуры: формирование ежегодного плана проведения проверок; издание распоряжения о проведении проверки; проведение мероприятий по контролю в рамках проведения проверки; оформление итогов проверки; принятие мер по результатам проверки; регистрация и учет проверок; приостановление и возобновление действия лицензии; прекращение действия лицензии; организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований. 24.1. Основанием для начала процедуры направления запроса и получения на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации, приведенных в Перечне, является наступление периода проведения проверки. 24.2. Направление запроса и получение на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации, приведенных в Перечне, осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 323 "О направлении запроса и получении на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 17, ст. 2418). 24.3. В рамках межведомственного информационного взаимодействия подразделениями лицензирующих органов посредством направления межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, запрашиваются документы и (или) информация, указанные в пункте 12.2 настоящего Административного регламента. 24.4. В случае отсутствия технической возможности осуществления межведомственного информационного взаимодействия в электронной форме запросы и ответы на них направляются на бумажном носителе с использованием средств почтовой или факсимильной связи. 25. Пункт утратил силу согласно приказу МЧС России от 22 июля 2019 г. № 381. Формирование ежегодного плана проведения проверок 26. Деятельность должностных лиц подразделений лицензирующего органа осуществляется в соответствии с: ежегодными планами проведения плановых проверок (далее - ежегодный план); планами-графиками должностных лиц подразделений лицензирующего органа, составляемыми ежемесячно с учетом должностных обязанностей (далее - планы - графики). 27. Ежегодные планы и планы-графики хранятся в течение трех лет. 28. Ежегодный план разрабатывается не позднее 20 августа года, предшествующего году проведения плановых проверок, и утверждается руководителем (заместителем руководителя) подразделения лицензирующего органа до 20 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок. 29. В ежегодном плане указываются следующие сведения: наименование подразделения лицензирующего органа, осуществляющего конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки подразделением лицензирующего органа совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов; наименования лицензиатов - юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества (последнее при наличии) лицензиатов - индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения лицензиатов - юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями; цель и основание проведения каждой плановой проверки; дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки. 30. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, проекты ежегодного плана на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде направляются должностными лицами подразделений лицензирующего органа в соответствующий орган прокуратуры заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (при наличии). 31. Должностные лица подразделений лицензирующего органа рассматривают поступившие предложения органов прокуратуры по проектам ежегодных планов и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы. 32. Утвержденные ежегодные планы в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляются подразделениями лицензирующих органов для обобщения в МЧС России. 33. Пункт утратил силу согласно приказу МЧС России от 22 июля 2019 г. № 381. 34. Пункт утратил силу согласно приказу МЧС России от 22 июля 2019 г. № 381. 35. Обобщенный ежегодный план размещается на официальном сайте МЧС России за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации. 36. Ежегодный план до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, публикуется подразделениями лицензирующих органов на их официальных сайтах в сети Интернет (при наличии), а также размещается на информационных стендах в помещениях подразделений лицензирующих органов, непосредственно участвующих в осуществлении государственной функции. 37. Сводный ежегодный план до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, публикуется на официальном сайте МЧС России. 38. Планирование проверок осуществляется на основе сведений из реестра лицензий и сроков исполнения ранее выданных предписаний об устранении нарушений лицензионных требований. 39. Основанием для включения проверки лицензиата в ежегодный план является: истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или о переоформлении лицензии; истечение трех лет со дня окончания проведения должностными лицами подразделений лицензирующего органа последней плановой проверки лицензиата. 40. Должностные лица подразделений лицензирующего органа ежемесячно составляют планы-графики. 41. При планировании количества проверок, проводимых должностными лицами подразделений лицензирующего органа, в плане-графике должностного лица подразделения лицензирующего органа, осуществляющего государственную функцию, составляемом ежемесячно, учитываются следующие стадии осуществления государственной функции: подготовка (ознакомление с документами по лицензиату, в том числе с документами предыдущих проверок); проведение проверки; оформление результатов проверки; производство по делу об административном правонарушении, участие в судебных заседаниях по рассмотрению дел об административных правонарушениях и жалоб на решения должностных лиц подразделений лицензирующего органа; прием граждан, связанный с проведением проверок; участие в проверках в отношении лицензиата, осуществляемых непосредственно органами прокуратуры в рамках прокурорского надзора. Издание распоряжения о проведении проверки 42. Проверка в отношении лицензиата проводится на основании распоряжения о проведении плановой (внеплановой) проверки. 43. При проведении проверки комиссией в распоряжении о проведении проверки первым указывается должностное лицо, возглавляющее комиссию. 44. Изданное распоряжение о проведении проверки регистрируется в журнале по учету проверок в течение трех рабочих дней. 45. Должностное лицо подразделения лицензирующего органа готовит проект уведомления о проведении проверки (далее - уведомление) и передает его на подпись руководителю (заместителю руководителя) подразделения лицензирующего органа. 46. Проверка может проводиться только тем (теми) должностным лицом (должностными лицами), которое (которые) указано (указаны) в распоряжении о проведении проверки. 47. В случае болезни должностного лица, являющегося единственным указанным в распоряжении о проведении проверки лицом, уполномоченным на проведение проверки, отсутствия его на рабочем месте по уважительной причине, руководителем (заместителем руководителя) подразделения лицензирующего органа издается новое распоряжение о проведении проверки в порядке, установленном настоящим Административным регламентом. 48. Издание нового распоряжения руководителя подразделения лицензирующего органа в связи с продлением срока проведения плановой проверки оформляется на основании мотивированного рапорта должностного лица (должностных лиц) подразделения лицензирующего органа, проводившего (проводивших) проверку. 49. Распоряжение о продлении срока проведения проверки должно быть подписано до окончания ранее установленного срока проверки. 50. О продлении срока плановой проверки лицензиат, в отношении которого проводится проверка, уведомляется подразделением лицензирующего органа любым доступным способом. 51. Заверенная печатью копия распоряжения о проведении проверки одновременно с предъявлением служебного удостоверения вручается под роспись должностным лицом подразделения лицензирующего органа, проводящим проверку, лицензиату, в отношении которого проводится проверка. 52. По требованию участвующих в проверке лиц должностное лицо подразделения лицензирующего органа обязано представить информацию о подразделении лицензирующего органа, должностным лицом которого проводится проверка, в целях подтверждения своих полномочий. 53. После подписания распоряжения готовится уведомление о проведении проверки, которое направляется лицензиату: 1) О проведении плановой проверки лицензиат уведомляется подразделением лицензирующего органа не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты лицензиата, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен лицензиатом в подразделение лицензирующего органа, или иным доступным способом; 2) при проведении внеплановой проверки - не менее чем за двадцать четыре часа до начала проведения проверки посредством факсимильной связи или электронной почты. 54. Одновременно с уведомлением направляется заверенная печатью подразделения лицензирующего органа копия распоряжения о проведении проверки. 55. Копия распоряжения о проведении проверки, представляемая или направляемая лицензиату (иному уполномоченному им лицу), в отношении которого проводится проверка, заверяется печатью издавшего его подразделения лицензирующего органа. Проведение мероприятий по контролю в рамках проведения проверки 56. Проверки осуществляются в форме плановых документарных и выездных проверок и внеплановых выездных проверок лицензиатов. Внеплановые выездные проверки проводятся без согласования с прокуратурой субъекта Российской Федерации, за исключением проведения внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в пункте 2 части 10 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". 57. При проведении мероприятий по контролю в рамках проведения документарных проверок, плановых проверок и внеплановых выездных проверок лицензиата проверяются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состояние используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемым работам, оказываемым услугам, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований. Проведение плановых проверок 58. Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения плановой проверки, является наступление периода времени календарного года, в течение которого соответствующему подразделению лицензирующего органа надлежит провести запланированную в установленном порядке проверку лицензиата. 59. Плановая проверка проводится по месту нахождения лицензиата и месту осуществления им деятельности, указанному в лицензии. 60. Во время проведения плановой проверки лицензиата при осуществлении им деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры осуществляется анализ документов, используемых при осуществлении лицензируемой деятельности, исполнение предписании, постановлении, представлении и предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований должностных лиц подразделений лицензирующего органа, в том числе осуществляется проверка документов и (или) информации, указанных в пункте 12.1 настоящего Административного регламента. Проведение внеплановых проверок 61. Основаниями для начала проведения внеплановой выездной проверки, являются: 1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного подразделением лицензирующего органа предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований; 2) поступление в подразделения лицензирующего органа обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований; 3) истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; 4) наличие ходатайства лицензиата о проведении подразделением лицензирующего органа внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания подразделения лицензирующего органа; 5) наличие распоряжения о проведении проверки, изданного подразделением лицензирующего органа в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. 62. Внеплановая проверка проводится по месту нахождения лицензиата и месту осуществления им деятельности, указанному в лицензии. 63. Проведение внеплановой проверки согласовывается с органом прокуратуры посредством направления заявления типовой формы, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, о согласовании подразделения лицензирующего органа с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки лицензиата (далее - заявление типовой формы) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (при наличии). 64. Внеплановая выездная проверка лицензиата по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 61 настоящего Административного регламента, может быть проведена только после согласования с органами прокуратуры. Внеплановые выездные проверки по другим основаниям, указанным в пункте 61 настоящего Административного регламента, проводятся без согласования с органами прокуратуры. 65. При осуществлении внеплановой проверки проверяется: исполнение мероприятий, которые были предписаны ранее выданным предписанием об устранении нарушений, или по устранению несоответствия лицензионным требованиям; информация о нарушении, которая явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки. 66. О проведении внеплановой проверки лицензиат, в отношении которого проводится проверка, уведомляется подразделением лицензирующего органа не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. Проведение документарной проверки 67. Документарная проверка проводится в соответствии с распоряжением о проведении плановой (внеплановой) документарной проверки. 68. Проверку вправе осуществлять только те должностные лица подразделения лицензирующего органа, которые указаны в распоряжении о проведении проверки. 69. Должностные лица подразделений лицензирующего органа формируют комплект документов о лицензиате из числа имеющихся в распоряжении подразделения лицензирующего органа документов. 70. Должностные лица подразделений лицензирующего органа рассматривают документы лицензиата, имеющиеся в распоряжении подразделения лицензирующего органа, в том числе акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах мероприятий по контролю, осуществленных в отношении лицензиата. 71. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении подразделения лицензирующего органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить выполнение лицензиатом лицензионных требований, подразделение лицензирующего органа направляет в адрес лицензиата мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы, относящиеся к предмету проверки. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения о проведении плановой (внеплановой) документарной проверки. 72. Лицензиат (иное уполномоченное им лицо) обязан направить в подразделение лицензирующего органа указанные в запросе документы в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса. Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью лицензиата (при ее наличии) и подписью руководителя лицензиата (иного уполномоченного им лица). Лицензиат вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. Абзац третий пункта 72 утратил силу согласно приказу МЧС России от 22 июля 2019 г. № 381. 73. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных лицензиатом документах, либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у подразделения лицензирующего органа документах и (или) полученных в ходе осуществления лицензионного контроля, ответственное должностное лицо подразделения лицензирующего органа готовит лицензиату письмо с требованием в течение десяти рабочих дней дать необходимые пояснения в письменной форме. 74. Лицензиат (иное уполномоченное им лицо), представляющий в подразделение лицензирующего органа пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах, вправе представить дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. 75. Должностные лица подразделения лицензирующего органа рассматривают полученные от лицензиата письменные пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов, по существу выявленных несоответствий и противоречий. 76. При проведении документарной проверки ответственные должностные лица подразделения лицензирующего органа не вправе требовать у лицензиата сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены подразделением лицензирующего органа от иных государственных органов. 77. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений подразделение лицензирующего органа установит признаки нарушения обязательных требований, должностные лица подразделения лицензирующего органа вправе провести выездную проверку. Проведение выездной проверки 78. Выездная проверка проводится на основании распоряжения о проведении выездной проверки. 79. Выездная проверка проводится по месту нахождения лицензиата и месту осуществления им деятельности (место нахождения филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений), указанному в лицензии. 80. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным: 1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении подразделения лицензирующего органа; 2) оценить соответствие деятельности лицензиата обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю. 81. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностным лицом подразделения лицензирующего органа, обязательного ознакомления лицензиата (иного уполномоченного им лица) с распоряжением о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом проверки, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и условиями ее проведения. 82. Лицензиат (иное уполномоченное им лицо) обязан предоставить должностным лицам подразделений лицензирующего органа, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц подразделений лицензирующего органа и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в здания, строения, сооружения, помещения, а также к оборудованию, используемому лицензиатом в ходе осуществления деятельности. Оформление итогов проверки 83. По результатам проведения проверки составляется акт проверки. Акт проверки составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается всеми должностными лицами, фактически осуществлявшими проверку. 84. В случае невозможности подписания акта проверки отдельными членами комиссии в акте проверки делается отметка о причине отсутствия соответствующей подписи. 85. В случае несогласия члена комиссии с содержанием акта проверки он излагает в письменной форме свое особое мнение, которое прилагается к акту проверки. 86. К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников лицензиата, на которых возлагается ответственность за соблюдение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы и их копии. 87. Лицензиатом (иным уполномоченным им лицом) на обоих экземплярах акта делается запись об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. 88. В случае отсутствия лицензиата (иного уполномоченного им лица), а также в случае отказа лицензиата (иного уполномоченного им лица) дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки в обоих экземплярах акта делается соответствующая отметка об этом, которая удостоверяется подписями членов комиссии. В этом случае один экземпляр акта направляется лицензиату заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в лицензионном деле. 89. В случае, если проведение внеплановой проверки согласовывалось с органами прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки. 90. Результаты проверки, содержащие информацию ограниченного доступа, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 91. Лицензиат (иное уполномоченное им лицо) в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в подразделение лицензирующего органа в письменной форме возражения. При этом лицензиат (иное уполномоченное им лицо) вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в подразделение лицензирующего органа. 92. Ответственным за проведение проверки лицензиата должностным лицом подразделения лицензирующего органа в журнале учета проверок лицензиата осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности ответственных должностных лиц подразделения лицензирующего органа и ставятся их подписи. При отсутствии у лицензиата журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись. 93. По окончании проверки все материалы формируются в отдельное дело и подлежат хранению в подразделении лицензирующего органа в порядке, определенном для хранения соответствующих документов. Принятие мер по результатам проверки 94. В случае выявления в результате проведения проверки нарушений лицо, назначившее проверку, принимает в отношении лицензиата следующие решения: о выдаче лицензиату предписания об устранении выявленных нарушений; о возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении его в рамках производства по делам об административных правонарушениях. В случае необходимости принимается решение о передаче материалов по подведомственности, в том числе для решения вопроса о рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях. 95. Решение направляется лицензиату не позднее пяти рабочих дней со дня его принятия. 96. В случае принятия решения о выдаче предписания должностное лицо подразделения лицензирующего органа, ответственное за проведение проверки лицензиата, составляет предписание в двух экземплярах. 97. В предписании указываются: дата вынесения предписания; наименование и место нахождения, места осуществления лицензируемой деятельности и сведения о государственной регистрации лицензиата; ссылка на акт проверки, по результатам рассмотрения которого принято решение о вынесении предписания; содержание нарушения и ссылки на положения нормативных правовых актов Российской Федерации, требования которых были нарушены; сроки устранения нарушений; способы извещения об устранении и подтверждении факта устранения нарушений. 98. Предписание подписывается всеми должностными лицами подразделения лицензирующего органа, участвовавшими в проверке лицензиата. 99. Предписание об устранении выявленных нарушений является приложением к акту проверки и подлежит вручению лицензиату (иному уполномоченному им лицу) одновременно с вручением ему экземпляра акта проверки. Подготовка, оформление или вручение предписания об устранении нарушения после подписания и вручения акта проверки не допускаются. 100. Лицензиат вправе обжаловать предписание в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Факт обжалования акта проверки или предписания об устранении нарушения не является самостоятельным основанием для приостановления или прекращения исполнения требований, указанных в таком предписании. 101. В случае непредставления лицензиатом в установленные сроки уведомления об исполнении предписания лицо, назначившее проверку: уведомляет лицензиата о продлении сроков устранения нарушений (в случае наличия уважительных причин, не позволивших в установленные сроки устранить указанные нарушения) и направляет лицензиату повторное предписание; рассматривает вопрос о приостановлении действия лицензии, о привлечении лицензиата к административной ответственности, о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии. 102. Решение об аннулировании или приостановлении действия лицензии доводится до сведения лицензиата в письменной форме (с соответствующим обоснованием) в течение трех рабочих дней с даты его принятия. 103. Решение о возобновлении действия лицензии в случае приостановления ее действия может быть принято после представления лицензиатом (иным уполномоченным им лицом) в подразделение лицензирующего органа документов, подтверждающих устранение обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. 104. Решение о возобновлении действия лицензии оформляется приказом подразделения лицензирующего органа и соответствующая информация направляется лицензиату в течение трех дней с даты его подписания. 105. В случае, если по результатам проверки в отношении лицензиата возбуждено дело об административном правонарушении, то дальнейшие действия должностного лица подразделения лицензирующего органа, ответственного за проведение проверки, осуществляются в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 106. В случае принятия судом решения о приостановлении действия лицензии устанавливается срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанное решение оформляется приказом подразделения лицензирующего органа. 107. Если в установленный срок лицензиат не устранил грубые нарушения лицензионных требований, подразделение лицензирующего органа обязано обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Регистрация и учет проверок 108. Все проверки, проводимые должностными лицами подразделения лицензирующего органа, должны регистрироваться и учитываться. Регистрация и учет проверок возлагаются на должностных лиц подразделений лицензирующего органа руководителем (заместителем руководителя) подразделения лицензирующего органа, которыми издано распоряжение о проведении проверки. 109. Проведенная проверка в течение трех рабочих дней после подписания должностным лицом подразделения лицензирующего органа, проводившим проверку, акта проверки, регистрируется в журнале по учету проверок. 110. Должностное лицо подразделения лицензирующего органа по окончании каждой проверки обязано в течение трех рабочих дней доложить руководителю (заместителю руководителя) подразделения лицензирующего органа в устной форме об исполнении государственной функции. 111. В каждом подразделении лицензирующего органа обязанности по ведению и контролю, регистрации и учету проверок включаются в должностные обязанности одного или нескольких должностных лиц подразделения лицензирующего органа. 112. В подразделениях лицензирующего органа предусматривается ведение: журнала учета лицензиатов и лицензионных дел; журнала по учету проверок лицензиатов; журнала учета дел об административных правонарушениях и представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; учетные карточки личной консультации гражданина. Допускается ведение журналов в электронном виде при условии ежедневного сохранения дубликата информации на магнитном носителе и ежемесячной архивации на бумажном носителе (нарастающим итогом с начала календарного года в течение пяти лет). 113. Лицензионное дело формируется на каждого лицензиата и содержит правоустанавливающие документы, распоряжения, акты проверок со всеми приложениями, копии постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами подразделений лицензирующего органа, копии протоколов об административных правонарушениях, рассмотрение которых подведомственно судебным органам, копии предписаний об устранении нарушений и (или) по устранению несоответствия, оригиналы или копии других документов по вопросам лицензирования за последние пять лет. 114. Порядок хранения журналов (магнитных и бумажных носителей при ведении журналов в электронном виде), лицензионных дел, дел об административных правонарушениях, находящихся в производстве, планов-графиков определяет руководитель (заместитель руководителя) подразделения лицензирующего органа с учетом возможности оперативного доступа к необходимым материалам. Приостановление и возобновление действия лицензии 115. Приостановление и возобновление действия лицензии осуществляется в случае привлечения лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований и в случае назначения лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 116. Результатом исполнения административной процедуры является внесение сведений о приостановлении или возобновлении действия лицензии в реестр лицензий. 117. Решение о приостановлении или возобновлении действия лицензии оформляется приказом руководителя подразделения лицензирующего органа. 118. В течение трех рабочих дней после подписания приказа лицензиату вручается уведомление о принятом решении или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. 119. Сведения о приостановлении или возобновлении действия лицензии вносятся в реестр лицензий в день подписания приказа о приостановлении или возобновлении действия лицензии. Прекращение действия лицензии 120. Прекращение действия лицензии осуществляется на основании решения суда об аннулировании лицензии. 121. Результатом административной процедуры является внесение сведений о прекращении действия лицензии в соответствующий реестр лицензий, ведение которого осуществляется лицензирующим органом. 122. Решение о прекращении действия лицензии оформляется приказом руководителя подразделения лицензирующего органа. 123. В течение трех рабочих дней после подписания приказа о прекращении действия лицензии лицензиату вручается уведомление о принятом решении или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. 124. Сведения о прекращении действия лицензии вносятся в реестр лицензий в день подписания приказа о прекращении действия лицензии. Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований 125. В целях предупреждения нарушений лицензиатами обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, лицензирующий орган осуществляет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми лицензирующими органами программами профилактики нарушений обязательных требований в формах правового просвещения и правового информирования. 126. Профилактика нарушений обязательных требований включает в себя: 126.1. Размещение на официальном сайте МЧС России перечней актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля лицензирующим органом, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов и нормативных документов. 126.2. Информирование лицензиатов по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. 126.3. Ежегодное обобщение практики осуществления государственного контроля по выполнению лицензиатами обязательных требований и профилактики их нарушений с размещением на официальном сайте МЧС России, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься лицензиатами в целях недопущения таких нарушений. 126.4. Направление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (приложение к настоящему Административному регламенту). 127. При наличии у подразделений лицензирующего органа сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с лицензиатами, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред жизни, здоровью граждан, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало угрозу указанных последствий, подразделение лицензирующего органа объявляет лицензиату (далее - предостережение) и предлагает лицензиату принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок подразделение лицензирующего органа. 128. Предостережение должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) лицензиата могут привести или приводят к нарушению этих требований. 129. Порядок составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи лицензиатами возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядок уведомления об исполнении такого предостережения определены Правилами составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. № 166 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 8, ст. 1239.). 130. Решение о направлении предостережения принимает руководитель (заместитель руководителя) подразделения лицензирующего органа или иное уполномоченное им должностное лицо на основании предложений должностного лица подразделения лицензирующего органа при наличии указанных в пункте 127 настоящего Административного регламента сведений. 131. Составление и направление предостережения осуществляется не позднее 30 дней со дня получения должностным лицом подразделения лицензирующего органа сведений, указанных в пункте 127 настоящего Административного регламента. 132. В предостережении указываются: наименование подразделения лицензирующего органа, который направляет предостережение; дата и номер предостережения; наименование лицензиата; указание на обязательные требования, нормативные правовые акты, включая их структурные единицы, предусматривающие указанные требования; информация о том, какие действия (бездействие) лицензиата приводят или могут привести к нарушению обязательных требований; предложение лицензиату принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований; предложение лицензиату направить уведомление об исполнении предостережения в лицензирующий орган; срок (не менее 60 дней со дня направления предостережения) для направления лицензиатом уведомления об исполнении предостережения; контактные данные подразделения лицензирующего органа, включая почтовый адрес и адрес электронной почты, а также иные возможные способы подачи возражений, уведомления об исполнении предостережения. 133. Предостережение не может содержать требования о предоставлении лицензиатом сведений и документов. 134. Предостережение направляется в бумажном виде заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным доступным для лицензиата способом, включая направление в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, принявшего решение о направлении предостережения, в том числе по адресу электронной почты лицензиата либо посредством Единого портала государственных услуг. 135. По результатам рассмотрения предостережения лицензиатом могут быть поданы в подразделение лицензирующего органа, направившего предостережение, возражения на такое предостережение (далее - возражения). 136. В возражениях указываются: наименование лицензиата; идентификационный номер налогоплательщика - лицензиата; дата и номер предостережения, направленного в адрес лицензиата; обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) лицензиата, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований. 137. Возражения направляются лицензиатом в бумажном виде почтовым отправлением в подразделение лицензирующего органа либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени лицензиата, на указанный в предостережении адрес электронной почты подразделения лицензирующего органа, либо иными указанными в предостережении способами. 138. Подразделение лицензирующего органа рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет лицензиату в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ. Результаты рассмотрения возражений используются подразделением лицензирующего органа для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод лицензиатов. 139. При отсутствии возражений лицензиат в указанный в предостережении срок направляет в подразделение лицензирующего органа уведомление об исполнении предостережения. 140. В уведомлении об исполнении предостережения (далее - уведомление) указываются: наименование лицензиата; идентификационный номер налогоплательщика - лицензиата; дата и номер предостережения, направленного в адрес лицензиата; сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований. 141. Уведомление направляется лицензиатом в бумажном виде почтовым отправлением в подразделение лицензирующего органа либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени лицензиата, на указанный в предостережении адрес электронной почты подразделения лицензирующего органа, либо иными указанными в предостережении способами. 142. Подразделение лицензирующего органа использует уведомление для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод лицензиата. IV. Порядок и формы контроля за осуществлением государственного контроля (надзора)Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами органа государственного контроля (надзора) положений настоящего Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению государственного контроля, а также за принятием ими решений 143. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по осуществлению государственной функции, осуществляется руководителем и должностными лицами подразделения лицензирующего органа, ответственными за организацию работы по осуществлению государственной функции, путем проведения проверок соблюдения и исполнения ответственными должностными лицами положений настоящего Административного регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также при проведении внутреннего аудита результативности осуществления государственной функции (далее - проверка). Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества осуществления государственного контроля, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством осуществления государственного контроля 144. Проведение плановых и внеплановых проверок осуществляется в целях выявления нарушений порядка осуществления государственной функции, в том числе своевременности и полноты рассмотрения обращений заявителей, обоснованности и законности принятия по ним решений. 145. План проведения проверок ежегодно утверждается приказом МЧС России и соответствующими приказами его территориальных органов. Порядок и периодичность осуществления плановых проверок качества осуществления государственного контроля устанавливаются приказом МЧС России. 146. Ежегодный план проверок утверждается руководителем МЧС России. 147. Внеплановая проверка полноты и качества осуществления государственного контроля проводится уполномоченными должностными лицами МЧС России на основании жалоб на решения или действия (бездействие) должностных лиц подразделений лицензирующих органов, принятые или осуществленные ими в ходе осуществления государственного контроля. 148. Результаты проверки оформляются в форме акта и подписываются уполномоченными должностными лицами МЧС России. Ответственность должностных лиц МЧС России за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе осуществления государственного контроля 149. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по исполнению административных процедур и соблюдению требований настоящего Административного регламента при осуществлении государственной функции должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за исполнением государственной функции, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций 150. Контроль за осуществлением государственной функции со стороны уполномоченных должностных лиц МЧС России должен быть постоянным, всесторонним и объективным. 151. Для осуществления контроля за осуществлением государственной функции граждане, их объединения и организации имеют право направлять в МЧС России и его территориальные органы индивидуальные и коллективные обращения с предложениями, рекомендациями по совершенствованию качества и порядка осуществления государственной функции, а также заявления и жалобы с сообщением о нарушении должностными лицами МЧС России и его территориальных органов, ответственными за организацию работы по осуществлению государственной функции, требований настоящего Административного регламента, законодательных и иных нормативных правовых актов. V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) МЧС России, должностных лиц МЧС РоссииИнформация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и (или) решений, принятых (осуществленных) в ходе осуществления государственного контроля 152. Заинтересованные лица имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и (или) решений должностных лиц органа государственного контроля, принятых (осуществленных) в ходе осуществления государственного контроля. 153. Информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и (или) решений должностных лиц подразделений лицензирующих органов, принятых (осуществленных) в ходе осуществления государственного контроля, а также о порядке обжалования размещается на информационных стендах в помещениях подразделений лицензирующих органов, на официальном сайте МЧС России и Едином портале государственных услуг. Предмет досудебного (внесудебного) обжалования 154. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются решения и действия (бездействие) должностных лиц подразделений лицензирующих органов, принятые (осуществляемые) ими в ходе осуществления государственной функции. Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается 155. Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют. 156. В случае, если в жалобе не указаны фамилия лица, направившего жалобу, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается. 157. В случае, если текст жалобы не поддается прочтению, ответ на нее не дается, о чем в течение 7 дней со дня регистрации жалобы сообщается лицу, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению. 158. При получении жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица подразделения лицензирующего органа, а также членов его семьи, должностное лицо подразделения лицензирующего органа вправе оставить жалобу без ответа по существу поставленных в ней вопросов, о чем обязано сообщить заявителю. 159. В случае, если в жалобе заинтересованного лица содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направленными жалобами, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель (лицо, его замещающее) подразделения лицензирующего органа вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направленные жалобы направлялись в одно и то же подразделение лицензирующего органа и одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется лицо, направившее жалобу. 160. В случае, если ответ по существу жалобы не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, лицу, направившему жалобу, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений. 170. Если в жалобе содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, жалоба подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией. Основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования 171. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц органа государственного контроля является несогласие заявителя с результатом осуществления государственного контроля. 172. Обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц органа государственного контроля осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. 173. Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа. 174. Заявитель в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование подразделения лицензирующего органа, в который направляет жалобу, либо фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) должностного лица подразделения лицензирующего органа, либо его должность. 175. В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к письменному обращению документы и материалы (либо их копии). 176. Обращение, поступившее в подразделение лицензирующего органа или должностному лицу подразделения лицензирующего органа в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 177. В обращении в форме электронного документа в обязательном порядке заявитель указывает адрес электронной почты (если ответ должен быть направлен в форме электронного документа) и почтовый адрес (если ответ должен быть направлен в письменной форме), наименование подразделения лицензирующего органа, в который направляется жалоба, либо фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) должностного лица подразделения лицензирующего органа, либо его должность, излагает суть предложения, заявления или жалобы. 178. Заявитель вправе приложить к обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме. 179. Если документы, имеющие существенное значение для рассмотрения жалобы, отсутствуют или не приложены к жалобе, решение принимается без учета доводов, в подтверждение которых документы не представлены. Права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы 180. Заявитель вправе обратиться в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения поданной жалобы. Органы государственной власти, организации и уполномоченные на рассмотрение жалобы лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке 181. Заявитель вправе обжаловать решения и действия (бездействие) должностных лиц: территориальных органов МЧС России - в МЧС России; МЧС России - Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Сроки рассмотрения жалобы 182. Срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней со дня ее регистрации в подразделении лицензирующего органа и завершается датой письменного ответа заявителю. 183. В случае направления запроса в другие государственные органы, органы местного самоуправления, иные организации либо их должностным лицам срок рассмотрения жалобы может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением лица, направившего жалобу. Результат досудебного (внесудебного) обжалования применительно к каждой процедуре либо инстанции обжалования 184. По результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) должностных лиц подразделения лицензирующего органа, реализованные в ходе осуществления государственной функции, и принятые ими решения руководитель (лицо, его замещающее) подразделения лицензирующего органа принимает одно из следующих решений: об удовлетворении жалобы заявителя; о частичном удовлетворении жалобы заявителя; об отказе в удовлетворении жалобы заявителя. 185. Если в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) должностных лиц подразделения лицензирующего органа, реализованные в ходе осуществления государственной функции, и принятые ими решения жалоба признается удовлетворенной или частично удовлетворенной, то принимается решение о применении мер ответственности к должностному лицу подразделения лицензирующего органа, допустившему нарушения в ходе осуществления государственной функции, повлекшие за собой жалобу. Приложение № 1к Административному регламенту Контактная информация МЧС России
Приложение № 2к Административному регламенту Контактная информация главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации
Приложение № 3к Административному регламенту Блок-схема исполнения государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры Приложение № 4к Административному
регламенту рекомендуемая форма ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
|