Распоряжение Правительства РФ от 29 июня 2016 г. № 1364-р 1. Утвердить прилагаемую Стратегию повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года. 2. Роспотребнадзору совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 6-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации план мероприятий по реализации Стратегии, утвержденной настоящим распоряжением.
Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 июня 2016 г. № 1364-р) I. Общие положенияСтратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия) ориентирована на обеспечение полноценного питания, профилактику заболеваний, увеличение продолжительности и повышение качества жизни населения, стимулирование развития производства и обращения на рынке пищевой продукции надлежащего качества. Стратегия является основой для формирования национальной системы управления качеством пищевой продукции. Потребительский рынок пищевой продукции представляет собой важнейшую часть современной экономики Российской Федерации и требует комплексного и системного развития. Сложившаяся в Российской Федерации система нормативно-правового регулирования отношений в области обеспечения качества и безопасности пищевой продукции была связана с унификацией и гармонизацией национальных норм безопасности пищевой продукции с международными стандартами и выполнением обязательств Российской Федерации как члена Всемирной торговой организации и Евразийского экономического союза. Однако несовершенство правовых и организационных механизмов в отношении качества пищевой продукции приводит к тому, что на российском рынке имеет место оборот продуктов, не отвечающих потребностям большинства населения, а также фальсифицированной пищевой продукции. Потребление пищевой продукции с низкими потребительскими свойствами является причиной снижения качества жизни и развития ряда заболеваний населения, в том числе за счет необоснованно высокой калорийности пищевой продукции, сниженной пищевой ценности, избыточного потребления насыщенных жиров, дефицита микронутриентов и пищевых волокон. Также несанкционированное использование в процессе сельскохозяйственного производства лекарственных препаратов для ветеринарного применения, преднамеренно вводимых в организм продуктивных животных, приводит к загрязнению пищи и к негативным последствиям для здоровья человека (появление возбудителей инфекционных заболеваний с новыми свойствами, повышение тяжести течения и последствий перенесенных инфекций, антибиотикорезистентность, аллергические реакции), требующим увеличения затрат на их лечение, в том числе с оказанием высокотехнологичной медицинской помощи. Такую ситуацию усугубляет отсутствие единой информационной системы прослеживаемости качества пищевой продукции на протяжении всех процессов производства и обращения пищевой продукции, позволяющей определить происхождение пищевой продукции, отследить использование лекарственных препаратов для ветеринарного применения и средств защиты растений, идентифицировать организации, ответственные за каждый этап в цепи ее производства и обращения. Препятствием к повышению эффективности контроля соответствия пищевой продукции обязательным требованиям является в том числе недостаточность необходимых методов определения показателей качества. Проблемой обеспечения качества пищевой продукции также является практически полное отсутствие в Российской Федерации производства пищевых ингредиентов и субстанций (витаминов, аминокислот, пищевых добавок, ферментных препаратов, биологически активных веществ, заквасочных и пробиотических микроорганизмов, пребиотических веществ и др.). Требует совершенствования существующая система методов контроля как самих пищевых добавок, так и пищевых добавок в составе пищевой продукции. В настоящее время разработанные методы контроля охватывают более половины регламентированных к применению пищевых добавок (консерванты, антиокислители, пищевые красители, синтетические подсластители и др.). Однако эти методы требуют доработки в части увеличения диапазонов определения и расширения перечня исследуемой продукции для целей их использования при выявлении фальсификации пищевой продукции. Стратегия направлена на создание условий для формирования и реализации комплекса мер по актуализации нормативной базы, созданию механизмов стимулирования предпринимательского сообщества на изготовление и обращение продукции, отвечающей современным требованиям, и обеспечению информированности населения о качестве пищевой продукции, учитывающих необходимость совершенствования и развития продовольственного рынка страны. В Стратегии используются следующие понятия: качество пищевой продукции - совокупность характеристик пищевой продукции, соответствующих заявленным требованиям и включающих ее безопасность, потребительские свойства, энергетическую и пищевую ценность, аутентичность, способность удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях использования в целях обеспечения сохранения здоровья человека; безопасность пищевой продукции - состояние пищевой продукции, свидетельствующее об отсутствии недопустимого риска, связанного с вредным воздействием на человека и будущие поколения; энергетическая и пищевая ценность продукции - показатели, характеризующие наличие и количественное содержание в продукции пищевых и минорных биологически активных веществ, определяющих его биологическую и физиологическую ценность, калорийность и усвояемость; потребительские свойства пищевой продукции: физико-химические показатели - нормируемые физико-химические характеристики конкретных видов пищевой продукции; органолептические показатели - характеристики, определяемые с помощью зрительной, вкусовой, обонятельной и слуховой сенсорных систем и соматосенсорной системы; микробиологические показатели - содержание пробиотических и (или) технологических микроорганизмов в декларированных количествах; аутентичность - совокупность физико-химических и микробиологических показателей, их абсолютные количественные значения и интервалы, а также их изменения, обусловленные природными свойствами сырья и допустимым технологическим воздействием при получении готовой продукции, которые позволяют идентифицировать пищевую продукцию. II. Цели и задачи СтратегииЦелями Стратегии являются обеспечение качества пищевой продукции как важнейшей составляющей укрепления здоровья, увеличения продолжительности и повышения качества жизни населения, содействие и стимулирование роста спроса и предложения на более качественные пищевые продукты и обеспечение соблюдения прав потребителей на приобретение качественной продукции. Достижение указанных целей Стратегии предусматривается осуществить путем реализации следующих задач: совершенствование и развитие нормативной базы в сфере качества пищевой продукции, включая правовые аспекты, связанные с эффективными компенсационными механизмами защиты прав потребителей; совершенствование и развитие методологической базы для оценки соответствия показателей качества пищевой продукции; обеспечение мониторинга качества пищевой продукции; совершенствование государственного регулирования в области качества пищевой продукции, в том числе в части обеспечения государственного контроля (надзора) и применения мер административной ответственности за несоблюдение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) требований к качеству пищевой продукции; создание единой информационной системы прослеживаемости пищевой продукции; разработка и внедрение системы управления качеством пищевой продукции; создание механизмов стимулирования производителей к выпуску пищевой продукции, отвечающей критериям качества и принципам здорового питания; создание условий для производства пищевой продукции нового поколения с заданными характеристиками качества; возрождение в Российской Федерации производства пищевых ингредиентов; актуализация действующих нормативов содержания в пищевой продукции пищевых добавок, вкусоароматических веществ, биологически активных веществ, остатков лекарственных средств для ветеринарного применения и средств защиты растений; приоритетное развитие научных исследований в области питания населения, в том числе в области профилактики наиболее распространенных неинфекционных заболеваний и разработки технологий производства, направленных на повышение качества пищевой продукции; продвижение принципов здорового питания. III. Направления реализации задач в области повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации1. Совершенствование и развитие нормативной базы в сфере качества пищевой продукции, включая правовые аспекты, связанные с эффективными компенсационными механизмами защиты прав потребителей В целях установления обязательных требований к качеству пищевой продукции необходимо: предусмотреть правовое регулирование вопросов качества пищевой продукции в целях повышения качества жизни и (или) сохранения здоровья граждан в рамках технического регулирования, осуществляемого в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; расширить перечень показателей безопасности пищевой продукции за счет новых потенциально опасных контаминантов химической и биологической природы, создающих риск жизни и здоровью человека или недопустимый риск жизни и здоровью будущих поколений, и обосновать нормативы их содержания в отдельных видах пищевой продукции, а также актуализировать методологию оценки риска для здоровья человека при воздействии контаминантов, содержащихся в пищевой продукции; в области обеспечения энергетической и пищевой ценности пищевой продукции разработать показатели и уровни содержания основных пищевых веществ и методики определения данных показателей и интерпретации полученных результатов в целях получения валидных данных для различных видов пищевой продукции; в области потребительских свойств пищевой продукции и аутентичности разработать показатели, характеризующие основные физико-химические, микробиологические и органолептические свойства и иные приемлемые критерии идентификации для различных видов пищевой продукции; предусмотреть для отдельных видов пищевой продукции введение сортности или аналогичных характеристик, градаций качества в зависимости от используемого сырья и ингредиентов; внести показатели качества пищевой продукции в технические регламенты на отдельные виды пищевой продукции; обеспечить корректировку законодательства Российской Федерации в части определения качества пищевой продукции и принципов здорового питания; предусмотреть обязательность введения в стандарты организаций и технические условия показателей качества пищевой продукции не ниже нормативно установленных, в том числе требований национальных стандартов на аналогичные продукты, а также создать электронную базу данных стандартов организаций и технических условий в целях их доступности для государственных органов и потребителей; установить обязательность внесения в маркировку пищевой продукции обозначения стандарта или технического документа, в соответствии с которым произведена и может быть идентифицирована пищевая продукция; ввести обязательность обоснования сроков годности пищевой продукции. 2. Совершенствование и развитие методологической базы для оценки соответствия показателей качества пищевой продукции В целях разработки методической базы необходимо: обеспечить создание новых и (или) совершенствование действующих методов анализа новых контаминантов пищевой продукции химической и биологической природы, создающих риск жизни и здоровью человека, а также жизни и здоровью будущих поколений; разработать методы обоснования сроков годности пищевой продукции (на базе прогнозных лабораторных моделей и (или) опытных пилотных производств), позволяющие моделировать поведение возбудителей порчи, биологических контаминантов, а также оценивать сохранность эссенциальных пищевых и биологически активных веществ, пробиотических микроорганизмов с учетом риска жизни и здоровью человека; разработать методы оценки показателей качества пищевой продукции с точки зрения их соответствия целям приобретения и заявленным потребительским свойствам, рецептурам, техническим условиям и др.; в области энергетической и пищевой ценности продукции: обеспечить совершенствование действующих и (или) создание новых методов анализа и пробоподготовки для определения основных пищевых веществ для различных видов пищевой продукции; создать базу данных естественной вариабельности энергетической и пищевой ценности и других показателей качества пищевой продукции; установить требования к обязательности аттестации методик определения энергетической и пищевой ценности и других показателей качества пищевой продукции; в области потребительских свойств пищевой продукции и аутентичности: обеспечить совершенствование действующих и (или) создание новых методов анализа основных физико-химических, микробиологических показателей и органолептических свойств для различных видов пищевой продукции; обеспечить создание методов анализа пищевых и минорных биологически активных веществ для различных видов пищевой продукции; установить требования к обязательности аттестации (валидации) методик определения основных физико-химических, микробиологических показателей, а также к методикам дегустации органолептических свойств пищевой продукции; установить химические, физические, биохимические, генетические и другие маркеры, позволяющие идентифицировать происхождение, способ получения и (или) переработки пищевой продукции, а также разработать высокоспецифические методы их определения; актуализировать системы оценки эффективности биологически активных веществ. 3. Обеспечение мониторинга качества пищевой продукции В целях формирования общедоступного информационного портала мониторинга качества пищевой продукции необходимо: обеспечить мониторинг качества пищевой продукции с учетом спектра потенциально опасных контаминантов химической и биологической природы (включая остаточные количества веществ, используемых в сельскохозяйственном производстве в целях профилактики и лечения болезней продуктивных животных и растений, средств защиты растений, устойчивые к антибиотикам микроорганизмы), пищевой ценности и потребительских свойств; создать единую информационную систему результатов лабораторных исследований пищевой продукции, выполненных в рамках осуществления государственного контроля (надзора); обеспечить доступ заинтересованным лицам к результатам оценки качества пищевой продукции, проводимой надзорными органами. Для информирования потребителей, а также для повышения ответственности изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) необходимо создать общедоступную информационную базу о нарушителях, допустивших производство и выпуск в обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям качества, с последующим размещением сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". 4. Совершенствование государственного регулирования в области качества пищевой продукции, в том числе в части обеспечения государственного контроля (надзора) и применения мер административной ответственности за несоблюдение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) требований к качеству пищевой продукции В целях совершенствования государственного контроля (надзора) за соблюдением изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) обязательных требований к качеству пищевой продукции необходимо: предусмотреть государственную регистрацию пищевых добавок, ароматизаторов, растительных экстрактов в качестве вкусоароматических веществ и сырьевых компонентов, пробиотических микроорганизмов, стартовых культур и бактериальных заквасок, технологических вспомогательных средств, в том числе ферментных препаратов, наноматериалов и пищевой продукции, полученной с использованием нанотехнологий и отдельных видов функциональной пищевой продукции; усовершенствовать требования к маркировке пищевой продукции, содержащей пищевые добавки, ароматизаторы и ферментные препараты; предусмотреть особенности маркировки пищевых добавок, ароматизаторов, технологических вспомогательных средств, в том числе ферментных препаратов, изготавливаемых с использованием генетически модифицированных микроорганизмов; внедрить риск-ориентированный подход при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности пищевой продукции; усовершенствовать контроль качества пищевой продукции, полученной с использованием биотехнологий, включая генно-инженерно-модифицированные (трансгенные) организмы, в том числе генетически модифицированные микроорганизмы, и государственную регистрацию пищевой продукции, полученной с использованием генно-инженерно-модифицированных (трансгенных) организмов, в том числе генетически модифицированных микроорганизмов; актуализировать систему выпуска в обращение пищевых добавок, ароматизаторов, технологических вспомогательных средств, технологических микроорганизмов для использования в пищевой промышленности и последующего контроля в процессе их обращения; законодательно закрепить принцип ответственности изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) за обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям качества, в зависимости от степени его вины. 5. Создание единой информационной системы прослеживаемости пищевой продукции В целях создания единой информационной системы проcлеживаемости пищевой продукции необходимо: установить комплексные требования к единой информационной системе прослеживаемости пищевой продукции, включающие идентификацию участников соответствующих правоотношений на всех этапах производства и обращения пищевой продукции; предусмотреть использование современных технологий маркировки контрольными (идентификационными) знаками пищевой продукции, которые должны обеспечить ее идентификацию, содержать сведения о товаре, его производителе, импортере, продавце, задействованных в обороте; обеспечить формирование и ведение единой информационной системы прослеживаемости пищевой продукции на основе единых организационных, методологических и программно-технических принципов, обеспечивающих совместимость и взаимодействие существующих информационных реестров с иными информационными системами в информационно-телекоммуникационных сетях; обеспечить доступ к единой информационной системе прослеживаемости пищевой продукции потребителям и общественным объединениям потребителей в целях их своевременного информирования и минимизации рисков приобретения некачественной пищевой продукции. 6. Разработка и внедрение системы управления качеством пищевой продукции В целях обеспечения качества пищевой продукции на всех этапах ее жизненного цикла предусмотреть внедрение в организациях, осуществляющих изготовление и переработку пищевой продукции, систем менеджмента качества. 7. Создание механизмов стимулирования производителей к выпуску пищевой продукции, отвечающей критериям качества и принципам здорового питания В целях создания механизмов стимулирования предпринимательского сообщества на изготовление и выпуск в обращение качественной пищевой продукции, а также пищевой продукции, отвечающей принципам здорового питания, необходимо: разработать меры по повышению заинтересованности предпринимательского сообщества в производстве пищевой продукции для здорового питания, в том числе со сниженным содержанием жира, сахара и соли, а также специализированной, функциональной и обогащенной пищевой продукции; поддержать инициативу и пилотные проекты по разработке пищевой продукции для здорового питания, программ сотрудничества и партнерских взаимодействий с предпринимательским сообществом, налоговых льгот и иных преимуществ; провести мероприятия, направленные на повышение доверия населения к системам добровольной сертификации пищевой продукции. 8. Создание условий для производства пищевой продукции нового поколения с заданными характеристиками качества В целях создания условий для производства пищевой продукции нового поколения с заданными характеристиками качества, в том числе специализированных, функциональных и обогащенных, органических пищевых продуктов, необходимо: обеспечить проведение научных исследований, направленных на медико-биологическое обоснование, разработку рецептур и составов, новых технологических приемов, а также на разработку инновационных упаковочных материалов для сохранения качества пищевой продукции; уточнить определения понятий в отношении специализированной, функциональной и обогащенной пищевой продукции в части, определяющей ее отличительные признаки, оценку эффективности и положительное влияние на здоровье человека; актуализировать действующие нормы, регулирующие требования к критериям и методам оценки эффективности свойств специализированной, функциональной и обогащенной пищевой продукции; разработать методологию подтверждения эффективности (пользы для здоровья) специализированной, функциональной и обогащенной пищевой продукции, в том числе с использованием современных геномных и постгеномных технологий; совершенствовать систему мониторинга качества и безопасности пищевой продукции и здоровья населения; актуализировать перечень разрешенных для использования в пищевой промышленности пищевых и биологически активных веществ в составе специализированной пищевой продукции и биологически активных добавок к пище, а также растений и продуктов их переработки, объектов животного происхождения, микроорганизмов, грибов и биологически активных веществ, запрещенных для использования в составе специализированной пищевой продукции и биологически активных добавок к пище; усовершенствовать системы прогнозирования рисков развития заболеваний, связанных с контаминацией пищевой продукции и нарушениями структуры питания. 9. Возрождение в Российской Федерации производства пищевых ингредиентов В целях возрождения производства в Российской Федерации пищевых ингредиентов необходимо: разработать комплекс мер по повышению заинтересованности предпринимательского сообщества в производстве пищевых ингредиентов, продуктов химического и биологического синтеза; разработать современные технологии производства пищевых ингредиентов и технологии переработки пищевой продукции, включая биотехнологии. 10. Актуализация действующих нормативов содержания в пищевой продукции пищевых добавок, вкусоароматических веществ, биологически активных веществ, остатков лекарственных препаратов для ветеринарного применения и средств защиты растений В целях актуализации действующих нормативов содержания в пищевой продукции пищевых добавок и других веществ необходимо: усовершенствовать порядок выпуска в обращение пищевых добавок, ароматизаторов, технологических вспомогательных средств, технологических микроорганизмов для использования в пищевой промышленности и последующего контроля в процессе их оборота; систематически обновлять перечни разрешенных для использования в сельскохозяйственном производстве лекарственных препаратов для ветеринарного применения и средств защиты растений; разработать требования к качеству пищевых добавок; разработать аналитические методы определения аутентичности пищевых добавок, состава ароматизаторов и содержащихся в них биологически активных веществ, а также пищевых добавок в пищевой продукции; осуществлять только после проведения аттестации методов контроля государственную регистрацию пищевых добавок, вкусоароматических веществ, биологически активных веществ, лекарственных препаратов для ветеринарного применения и средств защиты растений. 11. Приоритетное развитие научных исследований в области питания населения, в том числе в области профилактики наиболее распространенных неинфекционных заболеваний и разработки технологий производства, направленных на повышение качества пищевой продукции В целях развития научных исследований в области качества пищевой продукции необходимо обеспечить проведение фундаментальных, поисковых и проблемно-ориентированных прикладных научных исследований, направленных: на выявление и оценку воздействия пищевых продуктов на здоровье населения, создающих недопустимый (неприемлемый) риск для жизни и здоровья человека либо недопустимый риск для жизни и здоровья будущих поколений; на актуализацию норм физиологических потребностей и рекомендуемых величин суточного потребления пищевых и биологически активных веществ для различных групп детского и взрослого населения; на установление механизмов действия и метаболизма новых и потенциально опасных загрязнителей пищевой продукции химической и биологической природы (в том числе остаточных количеств веществ, используемых в сельскохозяйственном производстве), новых пищевых добавок, проведение оценки их риска для здоровья населения (включая риски опосредованного характера, обусловленные воздействием факторов окружающей среды, изменяющихся в результате взаимодействия с загрязнителями и пищевыми добавками, в первую очередь, антибиотикорезистентными микроорганизмами в пищевой продукции) и обоснование нормативов их содержания в пищевой продукции, а также на разработку системы мониторинга; на научное обоснование показателей энергетической и пищевой ценности с учетом расширения спектра показателей и определения интервалов нормы за счет минорных компонентов пищи и биологически активных веществ с установленным физиологическим действием для различных видов пищевой продукции; на научное обоснование ключевых показателей потребительских свойств для различных видов пищевых продуктов с учетом их интервалов, размерности и градации качества (сортности); на разработку высокочувствительных и прецизионных аналитических методов обнаружения, идентификации и количественного определения опасных, потенциально опасных загрязнителей пищевой продукции, а также пищевых добавок, биологически активных веществ в пищевой продукции; на разработку инновационных технологий глубокой переработки сельскохозяйственного сырья для получения новых видов специализированной, функциональной и обогащенной пищевой продукции; на создание доступных методов подтверждения заявляемой эффективности специализированной, функциональной и обогащенной пищевой продукции, в том числе с использованием современных геномных и постгеномных технологий; на медико-биологическое обоснование, разработку рецептур и составов, новых технологических приемов, а также на разработку инновационных упаковочных материалов для сохранения качества пищевой продукции; на разработку инновационных технологий ранней диагностики, прогнозирования, профилактики и диетотерапии алиментарно зависимых заболеваний; на разработку рекомендаций по алиментарной профилактике наиболее распространенных неинфекционных заболеваний на основе результатов мониторинга состояния питания и здоровья населения. 12. Продвижение принципов здорового питания В целях продвижения принципов здорового питания как важнейшего компонента здорового образа жизни необходимо обеспечить: организацию эпидемиологических исследований здоровья населения во взаимосвязи со структурой питания и качеством пищевой продукции; широкое освещение мероприятий по продвижению принципов здорового питания в средствах массовой информации. IV. Механизмы реализации СтратегииВ целях реализации Стратегии применяются правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические механизмы. Правовые механизмы предусматривают развитие и совершенствование законодательства Российской Федерации и внесение предложений по совершенствованию права Евразийского экономического союза. Организационно-управленческими механизмами являются: создание единой информационной системы прослеживаемости пищевой продукции; формирование общедоступной информационной системы мониторинга качества пищевой продукции; создание системы управления качеством пищевой продукции. Кадровые механизмы предусматривают: повышение престижа профессий, связанных с сельскохозяйственным производством, хранением и переработкой сельскохозяйственного сырья, технологиями пищевых производств; подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников сферы общественного питания, производства пищевой продукции, здравоохранения, образования и других социальных сфер деятельности. Научно-методические механизмы предусматривают: формирование системы организации научных исследований в области создания критериев и показателей качества пищевой продукции, разработки технологий производства пищевой продукции, обеспечивающих сохранение ее качества от производства до конечного потребителя; проведение проблемно-ориентированных и прикладных исследований в области разработки методов определения показателей качества пищевой продукции и оценки рисков новых контаминантов природного, технологического и антропогенного происхождения; проведение фундаментальных, поисковых и проблемно-ориентированных прикладных научных исследований, направленных на изучение роли питания, профилактики наиболее распространенных неинфекционных заболеваний; создание и изучение влияния на организм человека продуктов нового поколения с заданными характеристиками качества. Финансово-экономические механизмы предусматривают: создание необходимых организационно-финансовых механизмов для реализации Стратегии; создание гибкой системы стимулирования производителей продукции с заданными характеристиками качества; поддержку отечественных производителей пищевых ингредиентов и биологически активных веществ. V. Ожидаемые результатыРеализация Стратегии призвана способствовать: увеличению активного долголетия и ожидаемой продолжительности жизни населения; достижению массовой приверженности принципам здорового питания как одного из факторов здорового образа жизни; повышению доли качественной пищевой продукции в структуре продовольственного рынка, прежде всего отечественного производства; снижению удельного веса пищевой продукции, находящейся в обращении, способной привести к возникновению риска ее вредного воздействия на человека и будущие поколения; созданию целостной научной системы, обеспечивающей на постоянной основе комплексные исследования в сфере производства, обращения и потребления качественной пищевой продукции, в том числе связанные с передовыми технологиями; развитию кадрового потенциала в сфере производства пищевой продукции; созданию благоприятного инвестиционного климата для отечественного бизнес-сообщества в сфере производства пищевой продукции с учетом роста потребностей населения; снижению расходов на оказание медицинской помощи, обусловленных необходимостью лечения заболеваний населения, связанных с некачественным, в том числе неполноценным и нерациональным питанием; росту доверия потребителей к отечественной пищевой продукции за счет повышения ее конкурентоспособности, улучшения потребительских свойств продукции при сохранении уровня ее доступности для населения.
|