Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р (в редакции, актуальной с 30
марта 2018 г., 1. Утвердить прилагаемые: Стратегию развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия); план мероприятий ("дорожную карту") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. 2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации и иных программных и плановых документов. 3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления учитывать положения Стратегии при принятии в пределах своей компетенции решений о мерах стимулирования развития малого и среднего предпринимательства.
Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года(утв. распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р) I. Общие положенияСтратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) подготовлена в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации". Стратегия представляет собой межотраслевой документ стратегического планирования в сфере развития малого и среднего предпринимательства и является основой для разработки и реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства. II. Современное состояние и проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Российской ФедерацииМалый и средний бизнес в Российской Федерации, будучи новым экономическим явлением 25 лет назад, в настоящее время состоялся и является важнейшим способом ведения предпринимательской деятельности. Малые и средние предприятия - это 5,6 млн. хозяйствующих субъектов, рабочие места для 18 млн. граждан. Около одной пятой валового внутреннего продукта Российской Федерации, а во многих субъектах Российской Федерации треть и более валового регионального продукта создаются такими организациями. Сектор малого предпринимательства сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг населению. Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью - в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве. В Российской Федерации сформированы нормативно-правовые и организационные основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Создана Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства. В 2015 году дополнительные меры по поддержке малых и средних компаний рассматривались на заседании Государственного совета Российской Федерации. Меры, направленные на поддержку самозанятости и реализацию инвестиционного потенциала малого и среднего бизнеса, включены в перечень реализуемых Правительством Российской Федерации в 2015 - 2016 годах первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. Реализуется ряд масштабных программ финансовой поддержки, в рамках которых во всех регионах страны предприниматели имеют возможность получать субсидию для возмещения затрат на ведение бизнеса, микрозаймы, гарантию по кредиту или кредит на льготных условиях. Для малых предприятий предусмотрены специальные налоговые режимы, позволяющие оптимизировать систему учета и налоговых платежей. Приняты меры по расширению доступа малых предприятий к закупкам товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд компаний с государственным участием, включая установление квоты на осуществление указанных закупок. В субъектах Российской Федерации сформирована сеть организаций, образующих инфраструктуру информационно-консультационной и имущественной поддержки предпринимательства. Развернута работа по пересмотру административных процедур, связанных с регулированием предпринимательской деятельности, в рамках планов мероприятий ("дорожных карт") национальной предпринимательской инициативы. В 2015 году создан государственный институт развития малого и среднего предпринимательства - акционерное общество "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (далее - Корпорация). Предусмотрено формирование Федеральной налоговой службой единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, который будет содержать сведения не только о категории субъекта малого и среднего предпринимательства, но и о видах деятельности, производимой продукции, действующих лицензиях. Вместе с тем вклад малого и среднего предпринимательства в общие экономические показатели в Российской Федерации существенно ниже, чем в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран. Малое и среднее предпринимательство в Российской Федерации - это в первую очередь микробизнес (95,5 процента общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства). Число средних предприятий сравнительно невелико. На малые и средние предприятия приходится только 5 - 6 процентов общего объема основных средств и 6 - 7 процентов объема инвестиций в основной капитал в целом по стране. Производительность труда на малых и средних предприятиях в Российской Федерации, по оценке Министерства экономического развития Российской Федерации, отстает от уровня развитых стран (США, Японии, стран Европейского союза) в 2 - 3 раза. В последние годы динамика развития малого и среднего предпринимательства является отрицательной. Доля малых и средних предприятий в обороте предприятий по экономике в целом, по данным Федеральной службы государственной статистики, поступательно снижается. Падение показателя только в 2014 году по сравнению с 2013 годом составило 1,8 подпунктов - с 34,2 процента в 2013 году до 32,4 процента в 2014 году. В 2014 году доля экспорта малых и средних предприятий в общем объеме экспорта Российской Федерации, по данным Федеральной таможенной службы, составила около 6 процентов. В то же время вклад малых и средних предприятий в экспорт развитых стран довольно значителен - их доля в общем объеме экспорта, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, составляет от 25 до 35 процентов. В отдельных развивающихся странах вклад малых и средних предприятий в экспорт продукции еще выше - в Южной Корее - около 40 процентов, в Китае - более 50 процентов. Остается низкой инновационная и инвестиционная активность малых и средних предприятий. Наблюдается рост уровня неформальной занятости в сфере малого и среднего предпринимательства, что связано в первую очередь со сложными процедурами государственного регулирования, административным давлением, высоким уровнем финансовой нагрузки. Малый и средний бизнес развивается на территории Российской Федерации неравномерно. Распределение субъектов малого и среднего предпринимательства по регионам характеризуется высокой степенью концентрации. Согласно статистическим данным на 10 субъектов Российской Федерации с наибольшим количеством малых и средних предприятий - юридических лиц приходится около 46 процентов общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства - юридических лиц. Схожая картина наблюдается в разрезе индивидуальных предпринимателей. Низкий платежеспособный спрос и слабый уровень развития бизнес-инфраструктуры на отдельных территориях (в первую очередь на территориях монопрофильных городов и муниципальных образований, удаленных от административных центров) препятствуют ведению предпринимательской деятельности в качественно новых форматах. В Российской Федерации только 4,7 процента граждан трудоспособного возраста являются начинающими предпринимателями (данные проекта "Глобальный мониторинг предпринимательства 2014"). В странах БРИКС фиксируется более высокое значение показателя (Бразилия - 17,2 процента, Китай - 15,5 процента, Индия - 6,6 процента, ЮАР - 7 процентов). В США доля граждан, начинающих собственный бизнес, в общей численности трудоспособного населения составляет 13,8 процента. Остается нерешенным вопрос доступа малых и средних предприятий к финансовым ресурсам для целей развития бизнеса. По данным Центрального банка Российской Федерации, в 2015 году доля малых и средних предприятий в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составила 16,9 процента (среднемировой уровень - 23 процента). Сильное негативное воздействие на сектор малого и среднего предпринимательства оказали кризисные явления. Рост процентных ставок и кризис ликвидности - эти и другие смежные факторы отрицательно повлияли на себестоимость продукции и рентабельность бизнеса, инвестиционные планы и финансовую устойчивость малых и средних предприятий. В условиях действия кризисных явлений в экономике в конце 2014 года и в 2015 году обострилась ситуация со спросом на продукцию малых и средних предприятий. Отдельные меры проводимой государственной политики в социально-экономической сфере не до конца обеспечили учет интересов малых и средних предприятий. Среди таких мер - отмена льготы по налогу на имущество организаций для плательщиков специальных налоговых режимов, введение торгового сбора, произвольные изменения схем размещения нестационарных торговых объектов в отдельных субъектах Российской Федерации и ряд других мер. Более того, система административно-правового регулирования в отдельных отраслях и сферах остается недружественной по отношению к небольшим предприятиям и не учитывает специфику ведения предпринимательской деятельности в рамках малых форм хозяйствования. В сочетании с высоким уровнем фискальной нагрузки указанные обстоятельства не позволяют предприятиям, находящимся на начальных этапах деятельности, увеличить рынок сбыта продукции, повысить доходность и таким образом обеспечить переход из микробизнеса в малый или средний бизнес. Недостаточное внимание к специфике деятельности малого и среднего бизнеса при разработке и реализации регуляторных решений снижает уровень доверия предпринимателей к государству, создает дополнительные стимулы к уходу бизнеса в теневой сектор экономики, нивелирует положительные эффекты от реализации мер государственной поддержки. С учетом социально-экономических и внешнеэкономических условий возникает необходимость определения долгосрочной позитивной программы деятельности в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Стратегия рассматривается как механизм, который позволит скоординировать действия органов власти всех уровней, представителей предпринимательского сообщества и организаций инфраструктуры поддержки и обеспечить на этой основе соответствие принимаемых мер ожиданиям бизнеса и общества в целом по отношению к созданию благоприятных и комфортных условий для реализации предпринимательского потенциала граждан. III. Миссия и цель Стратегии.
|
|
Показатель |
Единица измерения |
Источник информации |
2014 год |
2015 год |
2018 год |
2020 год |
2025 год |
2030 год |
I. Единый центр поддержки малого и среднего предпринимательства |
|||||||||
1. |
Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года |
процентов |
данные Росстата |
100 |
98 |
118 |
134 |
185 |
250 |
2. |
Оборот в расчете на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года |
процентов |
данные Росстата |
100 |
96,9 |
112 |
123,5 |
159 |
200 |
3. |
Доля обрабатывающей промышленности в обороте субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) |
процентов |
данные Росстата |
11,8 |
12,2 |
13,5 |
14,4 |
17 |
20 |
4. |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения |
процентов |
данные Росстата |
25,2 |
25,6 |
27,3 |
28,4 |
31,5 |
35 |
II. Рыночные ниши для бизнеса |
|||||||||
5. |
Количество нестационарных торговых объектов круглогодичного размещения и мобильных торговых объектов |
тыс. единиц |
данные Росстата и Минпромторга России |
191 |
195,5 |
200 |
264 |
286 |
286 |
6. |
Годовой объем закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства, в совокупном стоимостном объеме договоров, заключенных по результатам закупок, в том числе: |
процентов |
данные Минэкономразвития России |
- |
не менее 18 |
не менее 25 |
не менее 25 |
не менее 25 |
не менее 25 |
|
годовой стоимостной объем договоров, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства |
процентов |
данные Минэкономразвития России |
- |
не менее 10 |
не менее 15 |
не менее 15 |
не менее 15 |
не менее 15 |
III. Технологическое развитие |
|||||||||
7. |
Прирост высокопроизводительных рабочих мест на малых и средних предприятиях (накопленным итогом) |
тыс. единиц |
данные Росстата и Минэкономразвития России |
- |
- |
1250 |
1750 |
3000 |
4250 |
8. |
Доля экспорта малых и средних предприятий в общем объеме экспорта Российской Федерации |
процентов |
данные ФТС России |
6 |
6,5 |
7 |
7,5 |
9 |
12 |
IV. Доступное финансирование |
|||||||||
9. |
Доля кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей |
процентов |
данные Банка России |
18,4 |
17,3 |
19 |
20 |
22 |
23 |
V. Предсказуемая фискальная политика |
|||||||||
10. |
Коэффициент "рождаемости" субъектов малого и среднего предпринимательства (количество созданных в отчетном периоде малых и средних предприятий на 1 тыс. действующих на дату окончания отчетного периода малых и средних предприятий) |
единиц |
данные Росстата и ФНС России |
14,1 |
15 |
16,5 |
17,5 |
20 |
22,5 |
VI. Высокое качество государственного регулирования |
|||||||||
11. |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения |
единиц |
данные Росстата и ФНС России |
38,8 |
39 |
40 |
42 |
44 |
46 |
VII. Территориальное развитие |
|||||||||
12. |
Количество субъектов Российской Федерации, на территории которых зафиксирована положительная динамика количества зарегистрированных малых и средних предприятий |
единиц |
данные Росстата и ФНС России |
45 |
47 |
не менее 50 |
не менее 55 |
не менее 55 |
не менее 55 |
13. |
Доля средств, направляемая на реализацию мероприятий в сфере развития малого и среднего предпринимательства в монопрофильных муниципальных образованиях, в общем объеме финансового обеспечения государственной поддержки малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета |
процентов |
данные Минэкономразвития России |
1,6 |
2,6 |
не менее 5 |
не менее 10 |
не менее 10 |
не менее 10 |
VIII. Квалифицированные кадры |
|||||||||
14. |
Доля граждан, планирующих открыть собственный бизнес в течение ближайших 3 лет |
процентов |
опросные данные |
4,7 |
5 |
7 |
7,5 |
10 |
12,5 |
(утв. распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р)
Наименование мероприятия |
Вид документа |
Ответственный исполнитель |
Срок реализации |
Объем дополнительного финансирования, млрд. рублей (оценка) |
Ожидаемые результаты |
|
I. Единый центр поддержки малого и среднего предпринимательства |
||||||
1. |
Создание геомаркетинговой информационно-аналитической системы (бизнес-навигатора), направленной на: содействие в выборе рыночных ниш; предоставление доступа предпринимателей к исчерпывающей информации в отношении получения поддержки |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минэкономразвития России с участием АО "Корпорация "МСП" |
август 2016 г. |
- |
повышение уровня информированности субъектов малого и среднего предпринимательства о возможностях для развития бизнеса |
2. |
Проведение информационной кампании, направленной на освещение деятельности АО "Корпорация "МСП" и реализуемых мер поддержки |
доклад в Правительство Российской Федерации |
АО "Корпорация "МСП" |
один раз в полугодие, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом |
- |
повышение уровня информированности предпринимателей о существующих мерах и программах поддержки |
II. Рыночные ниши для бизнеса |
||||||
Развитие конкуренции на локальных рынках |
||||||
3. |
Внедрение стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минэкономразвития России с участием Агентства стратегических инициатив (АСИ), Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, заинтересованных высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации |
ежегодно в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 г. № 1738-р |
- |
внедрение стандарта развития конкуренции в 85 субъектах Российской Федерации |
Стимулирование спроса на продукцию малых и средних предприятий |
||||||
4. |
Расширение участия малых и средних предприятий в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: |
|
АО "Корпорация "МСП", Минэкономразвития России |
|
- |
обеспечение прироста доли закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства не менее чем на 2,3 процента ежегодно |
1-й этап - обеспечение разработки и утверждения 35 конкретными заказчиками, определенными в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", программ партнерства с субъектами малого и среднего предпринимательства |
доклад в Правительство Российской Федерации |
декабрь 2016 г. |
- |
|||
2-й этап - методическое содействие организации закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства |
доклад в Правительство Российской Федерации |
декабрь 2017 г. |
- |
|||
5. |
Пункт утратил силу согласно распоряжению Правительства РФ от 30 марта 2018 г. № 547-р |
|||||
6. |
Разработка рекомендаций для организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, по "довыращиванию" поставщиков, в том числе по реализации мер финансовой и иной поддержки малых и средних предприятий в целях стимулирования их развития в качестве потенциальных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг конкретными заказчиками |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минэкономразвития России с участием АО "Корпорация "МСП" |
август 2017 г. |
- |
повышение уровня технологической и организационной готовности малых и средних предприятий к исполнению контрактов, заключаемых с отдельными видами юридических лиц |
7. |
Создание реестров надежных поставщиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, производственные мощности и профессиональная компетенция которых позволяют обеспечить исполнение договоров, заключаемых с отдельными видами юридических лиц |
доклад в Правительство Российской Федерации |
АО "Корпорация "МСП", Минэкономразвития России |
июль 2016 г. |
- |
совершенствование практики реализации программ партнерства между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства |
8. |
Расширение возможностей доступа малых и средних предприятий к закупкам, осуществляемым в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", путем установления исчерпывающего перечня способов закупки |
федеральный закон |
Минэкономразвития России, ФАС России |
сентябрь 2016 г. |
- |
увеличение количества участников закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц |
9. |
Установление исчерпывающего перечня документов, которые заказчики вправе потребовать в составе заявки от участников закупки, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также требований к указанным документам |
федеральный закон |
Минэкономразвития России, ФАС России |
декабрь 2016 г. |
- |
увеличение количества участников закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц |
Развитие торговли и потребительского рынка |
||||||
10. |
Установление прозрачных и единообразных правил и общих принципов организации нестационарной и мобильной торговли |
федеральный закон |
Минпромторг России, Минэкономразвития России, ФАС России |
сентябрь 2016 г. |
- |
снижение административных барьеров для развития предприятий в сфере торговли; легализация теневой торговли |
Повышение качества продукции российских малых и средних предприятий |
||||||
11. |
Стимулирование спроса на продукцию малых и средних предприятий на основе повышения ее качества, в том числе: проведение мероприятий по присвоению продукции, производимой малыми и средними предприятиями, российского знака качества и продвижению такой продукции на внутреннем и внешнем рынках; подготовка концепции реализации проекта "Сделано в России"; создание системы управления повышением качества продукции и услуг российских производителей на основе развития систем добровольной сертификации, региональных, выставочных и отраслевых знаков качества, института наименования мест происхождения товара |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минпромторг России, Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
март 2017 г. |
- |
создание дополнительных возможностей по продвижению продукции малых и средних предприятий на российском рынке |
III. Технологическое развитие |
||||||
Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность |
||||||
12. |
Расширение предоставления грантов малым инновационным предприятиям на финансовое обеспечение инновационных проектов, реализуемых ФГБУ "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" |
федеральный закон |
Минэкономразвития России, Минфин России |
июнь 2016 г. |
-* |
создание новых и поддержка существующих малых инновационных предприятий, реализующих инновационные проекты; создание и (или) модернизация рабочих мест на малых инновационных предприятиях, получивших поддержку |
федеральный закон |
май 2017 г. |
3** |
||||
Стимулирование кооперации малых и средних предприятий и крупных предприятий |
||||||
13. |
Расширение сети специализированных организаций, деятельность которых направлена на обеспечение встраивания малых и средних предприятий в цепочки поставщиков крупного бизнеса |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минэкономразвития России с участием АО "Корпорация "МСП" |
декабрь 2016 г. |
- |
обеспечение работы в субъектах Российской Федерации не менее 100 организаций, образующих инфраструктуру поддержки в сфере инноваций и промышленного производства |
Совершенствование системы поддержки экспортной деятельности малых и средних предприятий |
||||||
14. |
Разработка механизма поддержки экспорта продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на основе использования в этих целях инфраструктуры региональных центров поддержки экспорта |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минэкономразвития России с участием АО "Российский экспортный центр", АО "Корпорация "МСП", заинтересованных высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации |
декабрь 2016 г. |
- |
усиление координации мер поддержки экспорта, снижение издержек предпринимателей в связи с взаимодействием с организациями, осуществляющими поддержку экспорта |
Вовлечение малых и средних предприятий в мероприятия Национальной технологической инициативы |
||||||
15. |
Обеспечение приоритетной поддержки проектов малых и средних предприятий при реализации Национальной технологической инициативы |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минэкономразвития России с участием ФГБУ "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" |
март 2017 г. |
- |
включение в приоритетную группу получателей поддержки малых и средних предприятий, осуществляющих разработку технологий по направлениям Национальной технологической инициативы |
IV. Доступное финансирование |
||||||
Стимулирование развития кредитования |
||||||
16. |
Развитие стандартов кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минэкономразвития России с участием АО "Корпорация "МСП", Банка России |
август 2016 г. |
- |
улучшение условий кредитования малых и средних предприятий коммерческими банками |
17. |
Введение преференциальных коэффициентов аллокации капитала под кредиты малым и средним предприятиям |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минэкономразвития России с участием Банка России |
октябрь 2016 г. |
- |
увеличение объема кредитования малых и средних предприятий |
18. |
Увеличение максимально возможного объема финансирования, осуществляемого АО "МСП Банк" в рамках одного проекта |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минэкономразвития России с участием АО "Корпорация "МСП" |
декабрь 2016 г. |
- |
расширение возможностей финансирования инвестиционных проектов малых и средних предприятий |
19. |
Развитие системы страхования вкладов за счет распространения ее действия на вклады микропредприятий - юридических лиц |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минфин России, Минэкономразвития России с участием Банка России |
июль 2017 г. |
- |
снижение рисков предпринимателей, связанных с взаимодействием с кредитными организациями |
Развитие микрофинансирования |
||||||
20. |
Разработка и внедрение механизма секьюритизации портфелей займов микрофинансовых организаций и механизма предоставления банковских кредитов микрофинансовым организациям под поручительства АО "Корпорация "МСП" и гарантии АО "МСП Банк" |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минэкономразвития России с участием АО "Корпорация "МСП" |
ноябрь 2016 г. |
- |
привлечение дополнительных ресурсов на цели предоставления микрозаймов |
Развитие национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства |
||||||
21. |
Установление единых требований к деятельности гарантийных фондов и фондов поручительств по предоставлению гарантий и поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства |
федеральный закон |
Минэкономразвития России, Минфин России с участием АО "Корпорация "МСП" |
июль 2016 г. |
- |
увеличение объемов кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства с привлечением гарантийной поддержки |
22. |
Расширение гарантийной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках деятельности АО "Корпорация "МСП" |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минэкономразвития России с участием АО "Корпорация "МСП" |
ежегодно, с декабря 2016 г. |
- |
доведение объема кредитования малых и средних предприятий с привлечением гарантийной поддержки до 117 млрд. рублей в 2016 году и 156 млрд. рублей в 2017 году |
Развитие долгосрочного финансирования |
||||||
23. |
Развитие синдицированного кредитования: |
|
Минэкономразвития России, Минфин России с участием Банка России, АО "Корпорация "МСП" |
|
- |
расширение возможностей финансирования инвестиционных проектов малых и средних предприятий |
1-й этап - подготовка предложений по развитию синдицированного кредитования, направленных на: определение понятия и особенностей синдицированного кредитования; закрепление права банков на взимание комиссий при корпоративном кредитовании; определение порядка взаимодействия управляющего залогом с Единым государственным реестром прав на недвижимое имущество и сделок с ним, реестром залогов движимого имущества, учетной системой на рынке ценных бумаг; обеспечение возможности субординации залога по синдицированным кредитам |
доклад в Правительство Российской Федерации |
октябрь 2016 г. |
||||
2-й этап - внесение изменений в законодательство Российской Федерации |
федеральный закон |
июнь 2017 г. |
||||
Развитие рынка секьюритизации |
||||||
24. |
Развитие механизмов секьюритизации кредитов, предоставляемых малым и средним предприятиям |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минэкономразвития России, Минфин России с участием Банка России, АО "Корпорация "МСП" |
декабрь 2016 г. |
- |
увеличение объема кредитования малых и средних предприятий |
Развитие лизинга |
||||||
25. |
Улучшение условий лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе: совершенствование бухгалтерского учета лизинговых компаний; развитие механизмов налогового стимулирования лизинговых сделок; субсидирование затрат, связанных с лизингом оборудования; обеспечение государственного учета предметов лизинга, переданных в финансовую аренду |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти с участием АО "Корпорация "МСП" |
ноябрь 2016 г. |
- |
повышение доступности лизинговых услуг для малых и средних предприятий |
26. |
Повышение доступности лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства посредством внесения имущественного взноса Российской Федерации в АО "Корпорация "МСП" |
федеральный закон |
Минэкономразвития России, Минфин России с участием АО "Корпорация "МСП" |
июнь 2017 г. |
10** |
докапитализация региональных лизинговых компаний для расширения льготной программы лизинга оборудования для потенциальных поставщиков государственных компаний и государственных корпораций из числа субъектов малого и среднего предпринимательства |
акты Правительства Российской Федерации |
||||||
Реализация программ субсидирования затрат субъектов малого и среднего предпринимательства |
||||||
27. |
Совершенствование практики реализации мероприятий по субсидированию затрат малых и средних предприятий на основе привлечения финансово-кредитных организаций к экспертизе и оценке заявок на получение субсидий |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минэкономразвития России, Минфин России с участием крупнейших финансово-кредитных организаций |
апрель 2017 г. |
- |
повышение качества отбора проектов для цели оказания государственной поддержки |
V. Предсказуемая фискальная политика |
||||||
28. |
Мониторинг практики применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минэкономразвития России, Минфин России с участием общероссийских объединений предпринимателей |
июнь 2016 г. |
- |
обеспечение стабильных и предсказуемых условий ведения предпринимательской деятельности для предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход |
29. |
Введение налоговых вычетов для субъектов малого и среднего предпринимательства, снижающих затраты на приобретение оборудования, используемого в целях обязательной фиксации данных об объемах производства, оборота и розничной продажи товаров в автоматизированных информационных системах |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минфин России, Минэкономразвития России, Росалкогольрегулирование |
сентябрь 2016 г. |
- |
снижение издержек субъектов малого и среднего предпринимательства в связи с введением требований по использованию автоматизированных информационных систем |
VI. Высокое качество государственного регулирования |
||||||
Сокращение административной нагрузки на малые и средние предприятия |
||||||
30. |
Отмена обязательной подачи деклараций об объеме спиртосодержащей продукции хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство, оборот и розничную продажу алкогольной продукции, при фиксации соответствующей информации в ЕГАИС |
федеральный закон |
Минфин России, Минэкономразвития России, Росалкогольрегулирование |
октябрь 2016 г. |
- |
снижение административной нагрузки, связанной с исключением представления дублирующей информации об объеме производства, оборота и розничной продажи алкогольной продукции |
31. |
Устранение избыточных положений, вводящих обязанность предпринимателей по представлению дополнительных документов для подтверждения статуса субъекта малого или среднего предпринимательства при их участии в программах поддержки |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
июль 2016 г. |
- |
снижение издержек предпринимателей в связи с необходимостью подтверждения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства |
федеральный закон |
сентябрь 2016 г. |
- |
||||
32. |
Разработка дополнительных механизмов обеспечения стабильных условий ("неухудшения условий") реализации инвестиционных проектов малыми и средними предприятиями |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
сентябрь 2016 г. |
- |
снижение рисков при реализации инвестиционных проектов малых и средних предприятий |
Упрощение процедур доступа малых и средних предприятий к использованию объектов недвижимого имущества |
||||||
33. |
Установление основных принципов участия малых и средних предприятий в приватизации государственного и муниципального имущества |
федеральный закон |
Минэкономразвития России, Минфин России с участием АО "Корпорация "МСП" |
ноябрь 2017 г. |
- |
увеличение числа малых и средних предприятий - собственников имущества |
Создание и развитие единой информационно-сервисной инфраструктуры для малых и средних предприятий |
||||||
34. |
Совершенствование системы информационно-консультационной поддержки малого и среднего предпринимательства на основе: создания дополнительных информационных сервисов по вопросам начала и ведения бизнеса с использованием инфраструктуры электронного правительства и информационных систем финансово-кредитных учреждений и иных организаций, оказывающих услуги для бизнеса; организации предоставления государственной поддержки и услуг малым и средним предприятиям в электронной форме |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минэкономразвития России с участием АО "Корпорация "МСП", ПАО "Сбербанк России" |
октябрь 2016 г. |
- |
повышение уровня информированности предпринимателей о мерах и программах поддержки, снижение издержек предпринимателей в связи с поиском информации, необходимой для начала и эффективного ведения бизнеса |
35. |
Создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, ориентированных на предоставление услуг субъектам малого и среднего предпринимательства |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минэкономразвития России с участием АО "Корпорация "МСП", заинтересованных высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации |
декабрь 2016 г. |
- |
снижение издержек малых и средних предприятий в связи с прохождением административных процедур |
36. |
Формирование сводного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минэкономразвития России, Минфин России с участием АО "Корпорация "МСП" |
февраль 2017 г. |
- |
размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сводного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, содержащего сведения о формах, видах и размере оказанной поддержки, сроках оказания поддержки |
федеральный закон |
июнь 2017 г. |
- |
||||
постановление Правительства Российской Федерации |
октябрь 2017 г. |
- |
||||
37. |
Разработка концепции комплексной программы информационной поддержки малого и среднего предпринимательства |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минэкономразвития России с участием АО "Корпорация "МСП", Агентство стратегических инициатив (АСИ) с участием общероссийских объединений предпринимателей |
август 2016 г. |
- |
обеспечение координации деятельности органов власти при освещении предпринимательской тематики в медийном пространстве |
VII. Территориальное развитие |
||||||
38. |
Стимулирование создания новых малых и средних предприятий и рабочих мест, в том числе путем создания и развития центров компетенции в инновационной сфере, гарантийных и микрофинансовых фондов, оказания поддержки монопрофильным муниципальным образованиям, предоставления субсидий на модернизацию производства субъектов малого и среднего предпринимательства, создания и развития частных промышленных парков, предоставления грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства за счет увеличения объемов финансирования программы поддержки малого и среднего предпринимательства |
федеральный закон |
Минэкономразвития России, Минфин России, Минпромторг России |
июнь 2016 г. |
-* |
оказание поддержки не менее чем 5 процентам общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства, ежегодно |
федеральный закон |
апрель 2017 г. |
10** |
||||
39. |
Обеспечение финансирования мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства в монопрофильных муниципальных образованиях |
постановление Правительства Российской Федерации |
Минэкономразвития России, Минфин России, заинтересованные высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации |
декабрь 2016 г. |
- |
увеличение объема ассигнований, направляемых на поддержку малого и среднего предпринимательства в монопрофильных муниципальных образованиях, до 10 процентов общего размера средств программы поддержки, реализуемой Минэкономразвития России |
40. |
Совершенствование системы показателей и методологии оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере развития малого и среднего предпринимательства с учетом: практики оценивания действий должностных лиц; подходов к формированию национального рейтинга инвестиционного климата в регионах России; результатов работы по тиражированию лучших практик поддержки малого и среднего предпринимательства |
акты Президента Российской Федерации, акты Правительства Российской Федерации |
Минэкономразвития России, Минфин России с участием Агентства стратегических инициатив (АСИ), АО "Корпорация "МСП", заинтересованные высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации |
июнь 2017 г. |
- |
унификация требований к оценке деятельности должностных лиц, реализующих меры поддержки малого и среднего предпринимательства |
41. |
Создание системы тиражирования лучших практик поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минэкономразвития России с участием Агентства стратегических инициатив (АСИ), АО "Корпорация "МСП", общероссийских объединений предпринимателей |
декабрь 2016 г. |
- |
вовлечение в деятельность по тиражированию лучших практик представителей 100 процентов субъектов Российской Федерации |
VIII. Квалифицированные кадры |
||||||
42. |
Создание единой системы обучения и консультирования субъектов малого и среднего предпринимательства: |
|
АО "Корпорация "МСП", Минэкономразвития России, заинтересованные высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации |
|
- |
внедрение обучающих программ в организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в субъектах Российской Федерации |
1-й этап - разработка обучающих программ "Азбука предпринимателя" (создание бизнеса с нуля) и "Школа предпринимательства" (развитие бизнеса) |
доклад в Правительство Российской Федерации |
октябрь 2016 г. |
||||
2-й этап - обеспечение присоединения к системе обучения субъектов Российской Федерации |
доклад в Правительство Российской Федерации |
декабрь 2017 г. |
||||
43. |
Создание единого образовательного портала для субъектов малого и среднего предпринимательства |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти с участием АО "Корпорация "МСП", ПАО "Сбербанк России" |
декабрь 2017 г. |
- |
повышение доступности образовательных услуг для начинающих и действующих предпринимателей |
44. |
Создание системы вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Росмолодежь, Минэкономразвития России |
ноябрь 2016 г. |
- |
организация поддержки молодежного предпринимательства в не менее чем 30 процентах субъектов Российской Федерации |
45. |
Организационное обеспечение проведения Года предпринимательства в 2018 году |
акты Правительства Российской Федерации |
Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти с участием АО "Корпорация "МСП", общероссийских объединений предпринимателей |
октябрь 2017 г. |
- |
популяризация предпринимательской деятельности |
_______________
* Объем и источник финансирования будут определены по итогам работы в первом полугодии 2016 г.
** Указан объем дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета.