На главную | База 1 | База 2 | База 3
Поддержать проект
Скачать базу одним архивом
Скачать обновления

Письмо Федеральной службы по труду и занятости
от 24 июня 2015 г. № ПГ/32250-3-2

В Федеральной службе по труду и занятости в пределах компетенции рассмотрено обращение по вопросам, связанным с организацией деятельности службы охраны труда, и сообщается следующее.

Согласно пункту 5.5.4 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 324, Роструд осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового права. Мнение Роструда по вопросам, содержащимся в обращения, не является разъяснением к нормативно-правовым актам.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 610, Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности, функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, условий и охраны труда.

На основании части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), если в соответствии с ТК РФ (иными федеральными законами) с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо установлены ограничения, наименования этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС) и Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 года № 787.

Абзац 3 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации № 787 устанавливает, что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.

Пункт 1 раздела I Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 года № 559н (далее - ЕКС) устанавливает, что данный ЕКС предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом, осуществляющим работы в области охраны труда, в организациях любых организационно-правовых форм и форм собственности.

Для работников, осуществляющих работы в области охраны труда, ЕКС устанавливает ограничение, например, по стажу работы или квалификации, поэтому в организациях всех форм собственности должности руководителей, специалистов и служащих, осуществляющих работы в области охраны труда, должны быть приведены в соответствие с ЕКС. В разделе III ЕКС четко указаны наименования должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда и квалификационные требования к ним.

Таким образом, наименования должностей должны указываться в трудовом договоре, штатном расписании и трудовых книжках в строгом соответствии с названными справочниками.

В этой связи, в случае выявления при проведении проверки государственным инспектором труда несоответствий к работодателю могут быть применены меры инспекторского реагирования, в том числе выдано обязательное для исполнения предписание о приведении должностей в соответствие с ЕКС.

Дополнительно информируем, что в соответствии со статьей 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, с учетом изложенного.

При этом, структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций положений постановлений Минтруда России (в редакции приказа Минтруда России от 12 февраля 2014 года № 96) от 22 января 2001 года № 10 "Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях" и от 8 февраля 2000 года № 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации".

Данные о наличии в организации соответствующей трудовому законодательству службы охраны труда также должны быть исследованы в ходе проводимой государственным инспектором труда проверки и в случае выявления нарушений приняты меры инспекторского реагирования.

Информируем также, что на основании постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 года № 787 Единые тарифно-квалификационные справочники устанавливают:

для руководителей, специалистов и служащих - должности;

для рабочих - работы и профессии.

В частности, специалист по охране труда - это должность (приказ Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 года № 559н).

При этом, по нашему мнению, наделение организационно-распорядительными и другими функциями должностного лица руководителя службы охраны труда или специалиста по охране труда в пределах организации должно регулироваться локальным нормативным актом организации, принятый в установленном ТК РФ порядке.

Кроме того, представляется, что наименование должностей работников служб охраны труда, как и исполнение ими должностных обязанностей, должно производиться в соответствии с ЕКС, а дополнительные обязанности и функции должны возлагаться только на основании добровольного решения работника в рамках совмещения или работы по совместительству.

 

Начальник Управления
государственного надзора в сфере труда

Е.Н. Иванов