Постановление Правительства РФ от 16 мая 2016 г. № 424 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, а также осуществления контроля за реализацией инвестиционных и производственных программ" (в редакции, актуальной с 26
июля 2018 г., В соответствии со статьей 5 и пунктом 3 статьи 24.13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемые: Правила разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией; Правила разработки, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией; Правила определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.
Правила разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией(утв. постановлением Правительства РФ от 16 мая 2016 г. № 424) I. Общие положения1. Настоящие Правила устанавливают порядок разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - инвестиционные программы), требования к содержанию инвестиционных программ и процедуру рассмотрения разногласий при их утверждении, а также порядок осуществления контроля за их реализацией. Инвестиционные программы утверждаются для операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и осуществляющих строительство, реконструкцию объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов (далее - регулируемая организация), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и осуществляющих строительство, реконструкцию объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов (далее - объекты), в том числе в соответствии с концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, инвестиционным договором (далее - нерегулируемая организация). 2. Проект инвестиционной программы разрабатывается регулируемой организацией и нерегулируемой организацией. Инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган). Если в качестве источника финансирования инвестиционной программы указаны средства, учитываемые при установлении тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом, в полномочия которого не входит установление регулируемых тарифов, то в этом случае инвестиционная программа утверждается с учетом заключения о доступности или недоступности тарифов организации для потребителей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или органа местного самоуправления в случае передачи ему соответствующих полномочий в области государственного регулирования тарифов законом субъекта Российской Федерации. 3. В инвестиционную программу подлежат включению мероприятия по строительству, реконструкции объектов, реализуемые регулируемой организацией или нерегулируемой организацией, предусмотренные территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема обращения с отходами), соглашением между органом государственной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - соглашение с органом государственной власти субъекта Российской Федерации), концессионными соглашениями, соглашением о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, инвестиционным договором (далее - мероприятия инвестиционной программы). Включение в инвестиционную программу мероприятий, а также параметров реализации мероприятий инвестиционной программы, не предусмотренных территориальной схемой обращения с отходами, соглашением с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, концессионными соглашениями, инвестиционными договорами и (или) государственными контрактами, не допускается. 4. Инвестиционная программа разрабатывается на срок, определенный регулируемой организацией или нерегулируемой организацией. Для регулируемой организации срок действия инвестиционной программы не может быть менее чем срок действия тарифов регулируемой организации. II. Требования к содержанию инвестиционной программы5. Инвестиционная программа включает в себя: а) паспорт инвестиционной программы, содержащий следующую информацию: наименование регулируемой организации или нерегулируемой организации, ее местонахождение и контакты ответственных лиц; наименование уполномоченного органа, его местонахождение и контакты ответственных лиц; плановые и фактические значения показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов отдельно на каждый год в течение срока реализации инвестиционной программы, в том числе до начала и после ее реализации; б) перечень мероприятий инвестиционной программы, их описание и обоснование необходимости их проведения, включая: указание регулируемых или нерегулируемых видов деятельности, осуществляемых на объектах; объем финансовых потребностей на реализацию каждого мероприятия инвестиционной программы (в ценах последнего отчетного года, предшествующего году начала реализации инвестиционной программы, и в прогнозных ценах соответствующего года, определенных с использованием индекса потребительских цен на очередной год и плановый период); описание и место расположения (координаты) строящихся, реконструируемых объектов, обеспечивающие однозначную их идентификацию; основные технические характеристики объектов до и после реализации мероприятий инвестиционной программы; перечень мероприятий по подготовке проектной документации для реализации мероприятий инвестиционной программы; в) график реализации мероприятий инвестиционной программы с указанием сроков начала и окончания работ, этапов осуществления работ; г) финансовый план регулируемой или нерегулируемой организации, составленный на период реализации инвестиционной программы, объем финансовых потребностей на реализацию каждого мероприятия инвестиционной программы и источники их финансирования на каждый год действия инвестиционной программы (в ценах последнего отчетного года, предшествующего году начала реализации инвестиционной программы, и в прогнозных ценах соответствующего года, определенных с использованием индекса потребительских цен на очередной год и плановый период. При отсутствии в указанном прогнозе индекса потребительских цен на очередной год применяется индекс за последний год, указанный в прогнозе); д) предварительный расчет тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами; е) результаты технологического и ценового аудита (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации). 5.1. В инвестиционной программе регулируемой организации или нерегулируемой организации, осуществляющей свою деятельность по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты, на которых осуществляются накопление, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, дополнительно содержатся сведения об объеме расходов, финансируемых за счет средств концедента, на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, расходов на использование (эксплуатацию) указанного объекта, по предоставлению концессионеру государственных или муниципальных гарантий, размер принимаемых концедентом на себя расходов, размер платы концедента по концессионному соглашению на каждый год срока действия концессионного соглашения. 5.2. Объем финансовых потребностей на реализацию инвестиционной программы включает в себя все расходы, связанные с выполнением мероприятий инвестиционной программы, в том числе расходы на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером. 6. Мероприятия инвестиционной программы распределяются по следующим группам: а) мероприятия инвестиционной программы в части накопления твердых коммунальных отходов; б) мероприятия инвестиционной программы в части обработки твердых коммунальных отходов; в) мероприятия инвестиционной программы в части утилизации твердых коммунальных отходов; г) мероприятия инвестиционной программы в части обезвреживания твердых коммунальных отходов; д) мероприятия инвестиционной программы в части хранения твердых коммунальных отходов; е) мероприятия инвестиционной программы в части захоронения твердых коммунальных отходов. 6.1. В случае реализации мероприятий, предусмотренных подпунктами "а", "в" и "д" пункта 6 настоящих Правил, инвестиционная программа должна содержать отдельный финансовый план, предусмотренный подпунктом "г" пункта 5 настоящих Правил, при этом инвестиционная программа не включает в себя предварительный расчет тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в отношении таких мероприятий. 7. В случае если на объекте обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов осуществляется несколько регулируемых видов деятельности в области обращения с отходами, расходы на реализацию мероприятий инвестиционной программы учитываются по каждому виду деятельности отдельно. Расходы на реализацию мероприятий инвестиционной программы учитываются по каждому виду деятельности отдельно. 8. В отношении объектов, на которые не утверждена проектная документация, указываются планируемые расходы на реализацию мероприятий инвестиционной программы. После утверждения проектной документации указанные расходы должны быть скорректированы в порядке, предусмотренном для корректировки инвестиционной программы. 9. В отношении каждого объекта захоронения твердых коммунальных отходов должна быть указана его остаточная вместимость для захоронения твердых коммунальных отходов до и после осуществления мероприятия инвестиционной программы. 10. В качестве источников финансирования инвестиционной программы могут быть указаны: а) следующие учтенные при установлении тарифов регулируемой организации средства, направляемые на капитальные вложения: амортизационные отчисления; нормативная прибыль; б) привлеченные средства - займы и кредиты; в) средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе: средства, предусмотренные государственными программами Российской Федерации на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства объектов, на строительство и оснащение объектов, в случае если мероприятия инвестиционной программы включены в региональные программы в области обращения с отходами и территориальные схемы обращения с отходами; расходы концедента на создание и (или) реконструкцию объекта, являющегося предметом концессионного соглашения в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях; г) прочие источники финансирования. 10.1. Подпункт "а" пункта 10 настоящих Правил не применяется при реализации мероприятий, предусмотренных подпунктами "а", "в" и "д" пункта 6 настоящих Правил. III. Порядок разработки и утверждения инвестиционной программы, а также осуществления контроля за ее реализацией11. Регулируемая организация или нерегулируемая организация разрабатывает проект инвестиционной программы на основании территориальной схемы обращения с отходами. 11.1. В случае, указанном в абзаце третьем пункта 2 настоящих Правил, регулируемая организация или нерегулируемая организация направляет разработанный проект инвестиционной программы на рассмотрение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или в орган (органы) местного самоуправления в случае передачи ему соответствующих полномочий в области государственного регулирования тарифов законом субъекта Российской Федерации, в границах муниципального образования (муниципальных образований) которого (которых) расположены или планируется расположить объекты (далее - орган регулирования), до 15 июля года, предшествующего первому году действия инвестиционной программы. В случае, указанном в абзаце третьем пункта 2 настоящих Правил, регулируемая организация или нерегулируемая организация, осуществляющая строительство, реконструкцию объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, хранения, захоронения твердых коммунальных отходов, направляет разработанный проект инвестиционной программы в орган регулирования в течение 30 рабочих дней со дня получения разрешения на строительство такого объекта, а в случае осуществления строительства и реконструкции в соответствии с концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, инвестиционным договором направляет разработанный проект инвестиционной программы в орган регулирования в течение 30 рабочих дней со дня заключения таких соглашений или инвестиционного договора. Орган регулирования в течение 20 рабочих дней со дня представления проекта инвестиционной программы в соответствии с абзацами первым и вторым настоящего пункта проводит оценку доступности тарифов регулируемой организации или нерегулируемой организации для потребителей путем сравнения прогнозного темпа роста платы граждан за коммунальные услуги, обусловленного учетом при установлении тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами расходов на реализацию инвестиционной программы организации, с ограничениями платы граждан за коммунальные услуги, установленными в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом тариф регулируемой организации или нерегулируемой организации, являющейся концессионером, не может быть признан недоступным для потребителей в случае, если это ведет к неисполнению обязательств концессионера по строительству и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения. По итогам проведения оценки доступности тарифов регулируемой организации или нерегулируемой организации для потребителей орган регулирования направляет регулируемой организации или нерегулируемой организации соответственно заключение о доступности или недоступности тарифов организации для потребителей. 11.2. Регулируемая организация или нерегулируемая организация обязана в течение 7 рабочих дней после получения заключения о недоступности тарифов организации для потребителей доработать проект инвестиционной программы и направить на повторное рассмотрение в орган регулирования либо направить на подписание в орган регулирования протокол разногласий к проекту инвестиционной программы, подписанный регулируемой организацией или нерегулируемой организацией. Орган регулирования не позднее 7 рабочих дней со дня получения протокола разногласий к проекту инвестиционной программы обязан его рассмотреть, подписать и направить регулируемой организации или нерегулируемой организации. Регулируемая организация или нерегулируемая организация в течение 3 рабочих дней со дня получения от органа регулирования указанного протокола разногласий обязана направить проект инвестиционной программы с протоколом разногласий к проекту инвестиционной программы в уполномоченный орган. В случае неполучения регулируемой организацией или нерегулируемой организацией протокола разногласий к проекту инвестиционной программы, подписанного руководителем (заместителем руководителя) органа регулирования, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, протокол разногласий к проекту инвестиционной программы считается согласованным и проект инвестиционной программы направляется в уполномоченный орган с протоколом разногласий к проекту инвестиционной программы без подписи руководителя (заместителя руководителя) органа регулирования. 11.3. Орган регулирования обязан рассмотреть доработанный проект инвестиционной программы и направить в адрес регулируемой организации или нерегулируемой организации заключение о доступности или недоступности тарифов организации для потребителей в течение 7 рабочих дней со дня представления проекта инвестиционной программы на повторное согласование. 11.4. В случае повторного направления заключения о недоступности тарифов организации для потребителей дальнейшее рассмотрение проекта инвестиционной программы осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 11.1 - 11.3 настоящих Правил. 12. Регулируемая организация или нерегулируемая организация в течение 3 рабочих дней со дня получения заключения органа регулирования о доступности тарифов организации для потребителей обязана направить вместе с указанным заключением проект инвестиционной программы в уполномоченный орган. 13. Уполномоченный орган рассматривает проект инвестиционной программы, заключение органа регулирования о доступности или недоступности тарифов организации для потребителей и протокол разногласий к проекту инвестиционной программы (при его наличии) в течение 20 рабочих дней со дня их получения. 14. При рассмотрении проекта инвестиционной программы уполномоченный орган осуществляет: а) проверку проекта инвестиционной программы на соответствие требованиям раздела II настоящих Правил; б) проверку проекта инвестиционной программы на соответствие территориальной схеме обращения с отходами; в) проверку обоснованности расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы; г) проверку доступности тарифов регулируемой организации или нерегулируемой организации для потребителей с учетом заключения органа регулирования о доступности или недоступности тарифов организации для потребителей. 15. В целях проверки обоснованности расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы уполномоченный орган вправе привлекать экспертов, проводить сравнения с расходами на реализацию аналогичных мероприятий, запрашивать котировки на товары, работы и услуги, закупаемые при реализации мероприятий инвестиционной программы. 16. В случае несоответствия проекта инвестиционной программы требованиям пункта 14 настоящих Правил уполномоченный орган направляет регулируемой организации или нерегулируемой организации уведомление об отказе в утверждении проекта инвестиционной программы с описанием выявленных несоответствий и приложением проекта инвестиционной программы. При наличии замечаний по подпункту "в" пункта 14 настоящих Правил уполномоченный орган вправе истребовать у регулируемой организации или нерегулируемой обосновывающие расчеты. Наличие заключения органа регулирования о недоступности тарифов организации для потребителей является основанием для отказа в утверждении уполномоченным органом проекта инвестиционной программы. 17. Регулируемая организация или нерегулируемая организация обязана в течение 10 рабочих дней после получения уведомления об отказе в утверждении проекта инвестиционной программы доработать его и направить повторно в уполномоченный орган на утверждение или направить в уполномоченный орган проект инвестиционной программы и заявление об урегулировании разногласий. Заявление об урегулировании разногласий рассматривается в порядке, предусмотренном разделом V настоящих Правил. 18. Повторное рассмотрение инвестиционной программы осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня ее представления регулируемой организацией или нерегулируемой организацией в уполномоченный орган. 19. Уполномоченный орган утверждает инвестиционную программу до 30 октября года, предшествующего периоду начала реализации инвестиционной программы. Данные положения не распространяются на регулируемую организацию или нерегулируемую организацию, осуществляющую строительство, реконструкцию объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, в том числе в соответствии с концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, инвестиционным договором, инвестиционные программы которых утверждаются уполномоченным органом в течение 20 рабочих дней со дня их представления в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил. 20. Утвержденная инвестиционная программа подлежит официальному опубликованию в порядке, предусмотренном для официального опубликования актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 20.1. Контроль за реализацией инвестиционной программы осуществляется посредством представления регулируемой организацией или нерегулируемой организацией ежегодной отчетности о реализации инвестиционной программы. Порядок и форма представления отчетности о реализации инвестиционной программы определяются уполномоченным органом. IV. Корректировка инвестиционной программы21. Для осуществления корректировки инвестиционной программы регулируемая организация или нерегулируемая организация представляет в уполномоченный орган проект изменений, которые вносятся в инвестиционную программу и должны содержать предложения о включении (исключении) в инвестиционную программу мероприятий инвестиционной программы, переносе сроков их реализации, сведения об изменении объемов финансирования мероприятий инвестиционной программы, а также материалы и документы, обосновывающие необходимость корректировки инвестиционной программы, предварительно получив в случае, указанном в абзаце третьем пункта 2 настоящих Правил, заключение органа регулирования о доступности или недоступности тарифов организации для потребителей в порядке, предусмотренном пунктами 11.1 - 11.3 настоящих Правил. 22. Внесение изменений в инвестиционную программу, а также отказ в ее корректировке осуществляются в порядке и на основаниях, которые установлены разделом III настоящих Правил. При этом регулируемая организация или нерегулируемая организация вправе обратиться с предложением о внесении корректировок в инвестиционную программу в любое время, а уполномоченный орган обязан принять решение о корректировке или об отказе в корректировке инвестиционной программы в течение 30 рабочих дней со дня поступления проекта изменений, которые вносятся в инвестиционную программу. 23. В случае внесения изменений в территориальную схему обращения с отходами, влекущих изменение инвестиционной программы, регулируемая организация или нерегулируемая организация обязана обратиться в уполномоченный орган для внесения соответствующих изменений в инвестиционную программу. 24. В случае заключения регулируемой организацией или нерегулируемой организацией концессионного соглашения при изменении инвестиционной программы объем инвестиций, которые концессионер обязуется привлечь для финансирования инвестиционной программы, подлежит изменению только в случае изменения объема инвестиции в соответствии с условиями концессионного соглашения. 25. Регулируемая организация или нерегулируемая организация вправе принять решение о перераспределении объемов финансовых потребностей между мероприятиями инвестиционной программы в пределах 10 процентов общего объема финансовых потребностей, предусмотренного на ее реализацию, при условии, что такое перераспределение не повлечет увеличение общего объема финансовых потребностей на реализацию инвестиционной программы. Регулируемая организация вправе принять решение об изменении общего объема финансовых потребностей на реализацию инвестиционной программы в пределах 5 процентов в год в связи с изменением индекса потребительских цен по сравнению с индексом, учтенным при утверждении инвестиционной программы. В течение 7 дней со дня принятия решения о перераспределении и (или) изменении объемов финансовых потребностей на реализацию инвестиционной программы регулируемая организация уведомляет об этом уполномоченный орган с представлением обоснования принятия такого решения. 25.1. Инвестиционная программа, утвержденная в отношении нерегулируемой организации, подлежит изменению в соответствии с разделом III настоящих Правил в случае, если нерегулируемая организация приступила к осуществлению регулируемых видов деятельности. При этом не должны ухудшаться условия, которые были предусмотрены ранее. 25.2. Решение о внесении изменений в инвестиционную программу подлежит официальному опубликованию в порядке, предусмотренном для официального опубликования актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Уведомление о внесении изменений в инвестиционную программу направляется уполномоченным органом в орган регулирования в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения уполномоченным органом о внесении изменений в инвестиционную программу. Изменение расходов регулируемой организации, возникшее в связи с принятием указанного решения, учитывается при установлении (корректировке) тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами". V. Рассмотрение разногласий при утверждении инвестиционных программ26. Для урегулирования разногласий в процессе утверждения проектов инвестиционных программ в субъекте Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) создается согласительная комиссия, действующая на постоянной основе. 27. В состав согласительной комиссии обязательно включаются представители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, представители территориального органа Федеральной антимонопольной службы, представители научных и экспертных организаций в сфере деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами и в иных смежных сферах. К работе согласительной комиссии приглашаются представители органов местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых планируется реализовать инвестиционную программу, разногласия по которой подлежат рассмотрению. 28. Состав согласительной комиссии и регламент ее работы утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). 29. Поступившие от регулируемых организаций или нерегулируемых организаций заявления об урегулировании разногласий уполномоченный орган обязан передать на рассмотрение согласительной комиссии. 30. Регулируемая организация или нерегулируемая организация прилагает к заявлению об урегулировании разногласий проект инвестиционной программы, описание разногласий и обоснование своей позиции. 31. При рассмотрении разногласий согласительная комиссия вправе запрашивать у регулируемой организации или нерегулируемой организации, уполномоченного органа дополнительные сведения. 32. Рассмотрение разногласий прекращается до вынесения решения в случае: а) ликвидации регулируемой организации; б) отзыва регулируемой организацией заявления об урегулировании разногласий. 33. Рассмотрение разногласий осуществляется на согласительных совещаниях с участием представителей регулируемой организации или нерегулируемой организации, которые должны быть извещены о дате, времени и месте проведения согласительного совещания не позднее чем за 3 рабочих дня до дня его проведения. 34. Ход рассмотрения разногласий отражается в протоколе, в котором указываются: а) дата и место рассмотрения разногласий; б) существо рассматриваемого вопроса; в) сведения о документах, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия лиц, участвующих в рассмотрении разногласий; г) устные заявления лиц, участвующих в рассмотрении разногласий; д) сведения о материалах, которые были исследованы в процессе рассмотрения разногласий; е) иные сведения, явившиеся основанием для принятия решения; ж) принятое решение, содержащее описательную, мотивировочную и резолютивную части. 35. Копия протокола в соответствии с регламентом работы согласительной комиссии в течение 5 рабочих дней со дня подписания протокола согласительного совещания направляется регулируемой организации или нерегулируемой организации. 36. По итогам рассмотрения разногласий должно быть вынесено решение об утверждении инвестиционной программы либо об отказе в ее утверждении. 37. Решение согласительной комиссии, принятое по результатам рассмотрения разногласий, является обязательным для уполномоченного органа и регулируемой организации или нерегулируемой организации и подлежит исполнению в течение 20 рабочих дней со дня его принятия, если в решении не указан иной срок. 38. Решение согласительной комиссии об отказе в утверждении инвестиционной программы, принятое по результатам рассмотрения разногласий, может быть обжаловано в судебном порядке. Правила разработки, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией(утв. постановлением Правительства РФ от 16 мая 2016 г. № 424) I. Общие положения1. Настоящие Правила устанавливают порядок разработки, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - производственные программы) операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - регулируемые организации), требования к содержанию производственных программ, процедуру рассмотрения разногласий при их утверждении, а также порядок осуществления контроля за их реализацией. 2. Проект производственной программы разрабатывается регулируемой организацией и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - уполномоченный орган). 3. Производственная программа разрабатывается на срок действия регулируемых тарифов регулируемой организации. 4. В производственную программу подлежат включению мероприятия, осуществляемые регулируемой организацией в рамках текущей (операционной) деятельности, а также мероприятия, обеспечивающие поддержание объектов обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов (далее соответственно - мероприятия производственной программы, объекты) в состоянии, соответствующем установленным требованиям технических регламентов. В производственную программу не включаются мероприятия по строительству, реконструкции объектов. II. Требования к содержанию производственной программы5. Производственная программа включает в себя: а) паспорт производственной программы, содержащий следующую информацию: наименование регулируемой организации, ее местонахождение и контакты ответственных лиц; наименование уполномоченного органа, его местонахождение и контакты ответственных лиц; период реализации производственной программы; б) перечень мероприятий производственной программы; в) планируемый объем обрабатываемых, обезвреживаемых и захораниваемых твердых коммунальных отходов; г) объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы; д) график реализации мероприятий производственной программы; е) плановые и фактические значения показателей эффективности объектов; ж) отчет об исполнении производственной программы за истекший период регулирования (за истекший год долгосрочного периода регулирования). 6. Мероприятия производственной программы включают в себя: а) текущую эксплуатацию объектов; б) текущий и (или) капитальный ремонт объектов. III. Порядок разработки, утверждения и корректировки производственной программы, а также осуществления контроля за ее реализацией7. Регулируемая организация разрабатывает проект производственной программы, исходя из необходимости обеспечения работы объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации. 8. Регулируемая организация направляет проект производственной программы на утверждение в уполномоченный орган до 1 сентября года, предшествующего году начала периода реализации производственной программы. 9. Уполномоченный орган в течение 20 рабочих дней со дня получения проекта производственной программы проверяет ее на соответствие требованиям раздела II настоящих Правил. В случае несоответствия проекта производственной программы указанным требованиям уполномоченный орган направляет регулируемой организации уведомление об отказе в утверждении проекта производственной программы с описанием выявленных несоответствий и приложением проекта производственной программы. 10. Регулируемая организация обязана в течение 10 рабочих дней после получения уведомления об отказе в утверждении проекта производственной программы доработать его и направить повторно в уполномоченный орган или направить в уполномоченный орган заявление об урегулировании разногласий. Заявление об урегулировании разногласий рассматривается в порядке, предусмотренном разделом IV настоящих Правил. 11. Рассмотрение доработанного проекта производственной программы осуществляется уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней со дня его повторного получения. 12. Уполномоченный орган вправе привлекать к рассмотрению производственной программы независимые организации в целях анализа ее обоснованности. 13. Уполномоченный орган утверждает производственную программу в срок не позднее 1 декабря года, предшествующего году начала реализации производственной программы. 14. Финансовые потребности на реализацию производственной программы учитываются при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. 15. Для осуществления корректировки производственной программы регулируемая организация представляет в уполномоченный орган проект изменений, которые вносятся в производственную программу и должны содержать предложения о включении (исключении) в производственную программу мероприятий производственной программы, переносе сроков их реализации, сведения об изменении объемов финансирования мероприятий производственной программы, а также материалы и документы, обосновывающие необходимость корректировки производственной программы. Предложения о корректировке утвержденной производственной программы вносятся регулируемой организацией в случае изменения условий реализации мероприятий производственной программы, ведущих к росту расходов на их реализацию, в том числе в случае изменения законодательства Российской Федерации, влияющего на условия реализации производственной программы. 16. Рассмотрение и утверждение уполномоченным органом проекта изменений, которые вносятся в производственную программу, осуществляются в порядке, предусмотренном пунктами 10 - 12 настоящих Правил. 17. Утвержденная производственная программа подлежит опубликованию в порядке, предусмотренном для официального опубликования актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 17.1. Контроль за реализацией производственной программы осуществляется посредством ежегодного представления регулируемой организацией отчетности о реализации производственной программы. Порядок и форма представления отчетности о реализации производственной программы определяются уполномоченным органом. IV. Рассмотрение разногласий при утверждении производственных программ18. Форма заявления об урегулировании разногласий и перечень прилагаемых документов определяются уполномоченным органом. 19. Рассмотрение разногласий подлежит приостановлению в случае необходимости получения дополнительных сведений. 20. Возобновление рассмотрения разногласий осуществляется после устранения причин, послуживших основанием для приостановления рассмотрения разногласий. Приостановление и возобновление рассмотрения разногласий осуществляются на основании решения уполномоченного органа в форме приказа. Причины приостановления рассмотрения разногласий должны быть указаны в решении уполномоченного органа о приостановлении рассмотрения разногласий. Решение о приостановлении (возобновлении) рассмотрения разногласий принимается в течение 3 рабочих дней со дня возникновения (устранения) указанных обстоятельств. В случае принятия решения о приостановлении рассмотрения разногласий их рассмотрение прекращается со дня принятия указанного решения и продолжается со дня принятия решения о возобновлении рассмотрения разногласий. 21. Рассмотрение разногласий прекращается до вынесения решения в случае: а) ликвидации регулируемой организации; б) отзыва регулируемой организацией заявления об урегулировании разногласий; в) выявления в ходе рассмотрения разногласий (в том числе по результатам проведения экспертизы) обстоятельств, свидетельствующих о том, что рассмотрение вопросов, содержащихся в заявлении об урегулировании разногласий, не относится к компетенции уполномоченного органа. 22. Копия решения уполномоченного органа о приостановлении, возобновлении или прекращении рассмотрения разногласий в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляется регулируемой организации и должно содержать описательную, мотивировочную и резолютивную части. 23. Рассмотрение разногласий осуществляется на согласительных совещаниях с участием представителей уполномоченного органа, органов местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых регулируемая организация реализует производственную программу, независимых организаций с приглашением представителей регулируемой организации. Представители указанных органов и организаций должны быть извещены о дате, времени и месте проведения согласительного совещания не позднее чем за 5 рабочих дней до дня его проведения. 24. Ход рассмотрения разногласий отражается в протоколе, в котором указываются: а) дата и место рассмотрения разногласий; б) существо рассматриваемого вопроса; в) сведения о документах, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия лиц, участвующих в рассмотрении разногласий; г) устные заявления лиц, участвующих в рассмотрении разногласий; д) сведения о материалах, которые были исследованы в процессе рассмотрения разногласий; е) иные сведения, явившиеся основанием для принятия решения; ж) принятое решение, содержащее описательную, мотивировочную и резолютивную части. 25. Копия протокола в течение 5 рабочих дней со дня его подписания направляется регулируемой организации. 26. По итогам рассмотрения разногласий должно быть вынесено решение об утверждении производственной программы либо об отказе в ее утверждении. 27. Решение, принятое по результатам рассмотрения разногласий, является обязательным для уполномоченного органа и регулируемой организации и подлежит исполнению в течение 20 рабочих дней со дня его принятия, если в решении не указан иной срок. 28. Решение об отказе в утверждении производственной программы, принятое по результатам рассмотрения разногласий, может быть обжаловано в судебном порядке. Правила определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов(утв. постановлением Правительства РФ от 16 мая 2016 г. № 424) I. Общие положения1. Настоящие Правила устанавливают перечень показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов (далее - объекты), процедуры определения плановых и фактических значений таких показателей. 2. Периодом расчета плановых и фактических значений показателей эффективности объектов является один календарный год. II. Определение показателей эффективности объектов3. К показателям эффективности объектов для захоронения твердых коммунальных отходов относятся: а) доля проб подземных вод, почвы и воздуха, отобранных по результатам производственного экологического контроля, не соответствующих установленным требованиям, в общем объеме таких проб; б) количество возгораний твердых коммунальных отходов в расчете на единицу площади объекта захоронения твердых коммунальных отходов. 4. Показателем эффективности объектов обработки твердых коммунальных отходов является доля твердых коммунальных отходов, направляемых на утилизацию, в массе твердых коммунальных отходов, принятых на обработку. 5. К показателям эффективности объектов обезвреживания твердых коммунальных отходов относятся: а) показатель снижения класса опасности твердых коммунальных отходов; б) количество выработанной и отпущенной в сеть тепловой и электрической энергии, топлива, полученного из твердых коммунальных отходов, в расчете на 1 тонну твердых коммунальных отходов, поступивших на объект обезвреживания твердых коммунальных отходов; в) доля проб подземных вод, почвы и воздуха, отобранных по результатам производственного экологического контроля, не соответствующих установленным требованиям, в общем объеме таких проб. III. Определение плановых значений показателей эффективности объектов6. Плановые значения показателей эффективности объектов устанавливаются уполномоченным органом на основании предложения оператора, осуществляющего регулируемые виды деятельности в сфере обращения с отходами и эксплуатирующего объекты (далее - регулируемая организация), исходя из: а) фактических значений показателей эффективности за предыдущие 3 года, определенных в порядке, установленном разделом IV настоящих Правил; б) требований к объектам размещения твердых коммунальных отходов, утверждаемых Правительством Российской Федерации (для объектов захоронения твердых коммунальных отходов); в) сравнения плановых значений показателей эффективности с показателями аналогичных объектов, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, или сравнения технологий, применяемых на объекте с наилучшими доступными технологиями в соответствии с информационно-техническими справочниками по наилучшим доступным технологиям, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; г) утвержденных территориальных схем по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; д) обязательств регулируемой организации, предусмотренных концессионными соглашениями, соглашением о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, инвестиционным договором, соглашением между органом государственной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. 7. Плановые значения показателей эффективности объектов определяются исходя из мероприятий, включенных в инвестиционную и производственную программы регулируемой организации. 8. Плановые значения показателей эффективности объектов подлежат корректировке в случае внесения изменений в инвестиционную и (или) производственную программы регулируемой организации в соответствии с вносимыми изменениями. 9. Плановые значения показателей эффективности регулируемой организации, осуществляющей деятельность на основе концессионного соглашения, устанавливаются в соответствии с концессионным соглашением, если значения таких показателей устанавливались в концессионном соглашении. 10. В случае если в отношении объекта не предусматриваются мероприятия по реконструкции, капитальному или текущему ремонту в соответствующем году, плановые значения показателей эффективности объекта определяются на уровне, который не ниже фактических значений показателей. 11. Плановые значения показателей эффективности объектов определяются в отношении каждого объекта. 12. Плановые значения показателей эффективности объекта устанавливаются на каждый год в течение срока действия производственной программы регулируемой организации в соответствии с инвестиционной программой. IV. Определение фактических значений показателей эффективности объектов13. Фактические показатели эффективности объекта определяются в отношении каждого объекта. 14. Доля проб подземных вод, почвы и воздуха, отобранных по результатам производственного экологического контроля, не соответствующих установленным требованиям, в общем объеме проб на объекте обезвреживания или захоронения твердых коммунальных отходов в году t (Дэкt), процентов, определяется по формуле 1: , где: - количество проб подземных вод, почвы и воздуха, отобранных по результатам производственного экологического контроля, не соответствующих установленным требованиям, в году t; Кэкt - общее количество проб подземных вод, почвы и воздуха, отобранных по результатам производственного экологического контроля в году t. 15. Количество возгораний твердых коммунальных отходов на объекте захоронения отходов в расчете на площадь объекта в году t (Двзt), штук на гектар, определяется по формуле 2: , где: Квзt - количество возгораний твердых коммунальных отходов, зафиксированное на объекте захоронения твердых коммунальных отходов, в году t. Количество возгораний твердых коммунальных отходов фиксируется в актах, которые составляет регулируемая организация. В случае обнаружения факта возгорания, не задокументированного регулируемой организацией, такое возгорание учитывается с коэффициентом 10; St - площадь объекта в году t (гектаров). Площадь объекта захоронения твердых коммунальных отходов определяется в соответствии с проектной документацией. 16. Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в массе твердых коммунальных отходов, принятых на обработку (Добt), процентов, определяется по формуле 3: , где: Мутt - масса вторичных ресурсов, полученных в результате утилизации твердых коммунальных отходов в году t, тонн; Мроt - масса твердых коммунальных отходов, поступившая на объект обработки твердых коммунальных отходов, в году t, тонн. 17. Показатель снижения класса опасности твердых коммунальных отходов (Добt), процентов, рассчитывается по формуле 4: , где: i - класс опасности отходов (1 - 5); Мроt - масса твердых коммунальных отходов класса опасности i, поступивших на объект в году t, тонн; Мобt - масса твердых коммунальных отходов класса опасности i после обезвреживания в году t, тонн. 18. Количество выработанной и отпущенной в сеть тепловой и электрической энергии, топлива, полученного из твердых коммунальных отходов, в расчете на 1 тонну твердых коммунальных отходов, поступивших на объект обезвреживания твердых коммунальных отходов, в году t (Эудt), Дж/кг, рассчитывается по формуле 5: , где: Ээt - количество выработанной электрической энергии, отпущенной в электрическую сеть в году t, Дж; Тэt - количество выработанной тепловой энергии, отпущенной в тепловую сеть в году t, Дж; Утt - удельная теплота сгорания топлива, произведенного из твердых коммунальных отходов в году t, Дж/кг; Тt - масса топлива, произведенного из твердых коммунальных отходов в году t, кг; Мэt - масса твердых коммунальных отходов, использованных для выработки тепловой и электрической энергии, производства топлива на объекте обезвреживания твердых коммунальных отходов, в году t, кг.
|