На главную | База 1 | База 2 | База 3

Письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору от 29 января 2016 г. № 09-01-04/523

"О видах работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"

Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело обращение и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Из вышеуказанного следует, что письмо Минрегиона России от 27.09.2010 № 33838-КК/08 "О перечне видов работ, которые по своему содержанию могут выполняться только на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства" носит рекомендательный характер в силу отсутствия прямой нормы закона.

Также стоит отметить, что перечень особо опасных и технически сложных объектов, установленный частью 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации; в настоящее время существенно отличается от перечня, речь о котором идет в указанном письме Минрегиона России.

При разработке требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Требования), перечень которых утвержден приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 (далее - Перечень видов работ), саморегулируемая организация должна руководствоваться положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

При разработке саморегулируемой организацией Требований в отношении особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства, перечень которых установлен частью 1 статьи 48.1 Кодекса, также необходимо руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2011 № 207 "О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов".

Помимо вышеуказанных нормативных правовых актов, при разработке Требований необходимо также учитывать требования специальных законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. К ним относятся, в том числе, Воздушный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ), Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ "О безопасности использования атомной энергии" (далее - Федеральный закон № 170-ФЗ), Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗпромышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ), Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"" (далее - Перечень национальных стандартов) и другие нормативные правовые акты, устанавливающие требования к проектированию и строительству соответствующих объектов капитального строительства.

Так, например, вид работ № 6.1 "Работы по подготовке технологических решений жилых зданий и их комплексов" раздела II Перечня видов работ по своему содержанию может выполняться только в отношении объектов капитального строительства, не отнесенных частью 1 статьи 48.1 Кодекса к категории особо опасных и технически сложных.

При этом согласно пункту 3.1 раздела 3 "Общие требования" ГОСТ 27751-2014. "Межгосударственный стандарт. Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения" (далее - ГОСТ 27751-2014), отдельные разделы которого (включая указанный) включены в Перечень национальных стандартов, для каждого сооружения необходимо установить класс сооружения (КС-1, КС-2 или КС-3) в соответствии с Приложением "А" к ГОСТ 27751-2014, в зависимости от его назначения, а также социальных, экологических и экономических последствий их повреждений и разрушений. При этом согласно таблице 2 ГОСТ 27751-2014 класс сооружений КС-3 устанавливается к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности, которыми в соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона № 384-ФЗ являются здания и сооружения, отнесенные частью 1 статьи 48.1 Кодекса к особо опасным, технически сложным объектам капитального строительства или уникальным объектам капитального строительства, параметры уникальности которых установлены частью 2 статьи 48.1 Кодекса.

Таким образом, в отношении объектов капитального строительства жилищного назначения может быть установлен класс КС-3 по иным признакам, указанным в Приложении А к ГОСТ 27751-2014, кроме отнесения этих объектов к особо опасным и технически сложным.

В отношении вида работ № 6.2 "Работы по подготовке технологических решений общественных зданий и сооружений и их комплексов" раздела II Перечня видов работ необходимо учитывать, что данный вид работ по своему содержанию выполняется только в отношении объектов капитального строительства, не отнесенных частью 1 статьи 48.1 Кодекса к категории особо опасных и технически сложных, поскольку приложением "В" к СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (указанное приложение включено в Перечень национальных стандартов) установлены основные функционально-типологические группы зданий, и сооружений, а также помещений общественного назначения, которые не включают в себя здания и сооружения, в отношении которых может быть установлен класс КС-3 по основаниям отнесения их к особоопасным и технически сложным объектам капитального строительства.

В отношении вида работ № 7.3 "Разработка декларации по промышленной безопасности опасных производственных объектов" раздела II Перечня видов работ стоит отметить, что статьей 14 Федерального закона № 116-ФЗ установлена обязательность разработки декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов только I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в Приложении 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ. Такие опасные производственные объекты отнесены частью 1 статьи 48.1 Кодекса к особо опасным и технически сложным объектам капитального строительства.

Пунктом 32 Положения о составе проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, установлена необходимость наличия в разделе "Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами" проектной документации объекта капитального строительства перечня мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для объектов использования атомной энергии, перечень которых установлен статьей 3 Федерального закона № 170-ФЗ, следовательно, вид работ № 7.5 "Разработка обоснования радиационной и ядерной защиты" раздела II Перечня видов работ по своему содержанию выполняется только в отношении объектов использования атомной энергии.

Иные виды работ раздела II Перечня видов работ могут выполняться в отношении любых объектов капитального строительства, вне зависимости от их класса сооружения.

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 55.5 Кодекса документы саморегулируемой организации не должны противоречить требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе требованиям технических регламентов, полагаем целесообразным обратить внимание саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации объектов капитального строительства, на необходимость более детальной проработки разрабатываемых документов, а также своевременной их актуализации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

Начальник Управления
государственного строительного надзора

М.А. Климова