На главную | База 1 | База 2 | База 3

Методические рекомендации
по проверке вопросов создания, развития и функционирования
комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе
возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в
субъекте Российской Федерации

(утв. МЧС России 23 октября 2015 г. № 2-4-87-36-11)

Методические рекомендации по проверке вопросов создания, развития и функционирования комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в субъекте Российской Федерации (далее - методические рекомендации) разработаны в рамках выполнения пункта 10 Протокола заседания межведомственной рабочей группы по координации работ по реализации Указа Президента Российской Федерации от 13.11.2012 № 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций" от 26.11.2014 № 11.

При разработке настоящих методических рекомендаций были использованы действующие нормативные правовые акты, а также методические рекомендации по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, утвержденные МЧС России и Минкомсвязью России в 2013 году.

Методические рекомендации предназначены для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, обеспечивающих создание, поддержание и совершенствование комплексных систем экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН), а также МЧС России и его территориальных органов.

Глава 1. Основные сокращения

ДДС

дежурно-диспетчерская служба объекта

ЗИП

запасные части, инструменты, принадлежности

ЕДДС

единая дежурно-диспетчерская служба

КСЭОН

комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций

МЧС

России Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

РСЧС

единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

ЦУКС

центр управления в кризисных ситуациях

ЧС

чрезвычайная ситуация

ПОО

потенциально опасный объект

Глава 2. Общие положения

Методические рекомендации определяют виды, цели, задачи и порядок проведения проверки вопросов создания, развития и функционирования КСЭОН субъекта Российской Федерации.

При проведении проверки вопросов создания, развития и функционирования КСЭОН субъекта Российской Федерации необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

Указом Президента Российской Федерации от 13.11.2012 № 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций";

постановлениями Правительства Российской Федерации:

от 01.03.1993 № 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов";

от 01.03.1993 № 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени";

от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

от 19.02.2015 № 140 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу оповещения и информирования населения";

федеральными законами:

от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности";

от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне";

от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи";

от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

от 02.07.2013 № 158-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оповещения и информирования населения";

от 28 декабря 2013 года № 404-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и федеральный закон "О гражданской обороне";

совместными приказами МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России:

от 25.07.2006 № 422/90/376 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" (зарегистрирован в Минюсте России от 12.09.2006 № 8232);

от 07.12.2005 № 877/138/597 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения" (зарегистрирован в Минюсте России от 03.02.2006 № 7443);

приказами МЧС России:

от 15.11.2013 № 727 "О межведомственной рабочей группе по координации работ при реализации Указа Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 1522";

от 15.01.2014 № 12 "Об утверждении Инструкции по проверке и оценке деятельности территориальных органов МЧС России";

приказом Минкомсвязи России от 09.01.2008 № 1 "Об утверждении требований по защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой посредством их информации", а также:

концепцией создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций, принятой протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации, и обеспечению пожарной безопасности от 18 июня 2013 г. № 4;

методическими рекомендациями по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, Москва, 2013, утвержденными заместителем министра МЧС России А.П. Чуприяном и заместителем министра Минкомсвязи России Д.А. Свердловым.

Глава 3. Объект проверки

На проверку представляется КСЭОН субъекта Российской Федерации в количестве, соответствующем количеству зон экстренного оповещения населения, определенных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Глава 4. Цели и задачи проверки

4.1. Цели:

оценка фактического состояния создания, развития и совершенствования КСЭОН;

определение степени готовности КСЭОН к использованию по назначению;

оценка организации и качества выполнения технического обслуживания и ремонта КСЭОН;

своевременное принятие мер по устранению выявленных недостатков;

определение уровня профессиональной подготовки должностных лиц органов управления РСЧС и специалистов при получении сигналов КСЭОН.

4.2. Задачи:

проверка нормативных, организационно-технических документов по созданию, вводу в эксплуатацию, развитию и функционированию КСЭОН;

проверка наличия технических средств, их технического состояния и соответствия КСЭОН требованиям технического задания и проектной документации;

проверка полноты эксплуатационной документации;

проверка функционирования КСЭОН в штатном режиме;

проверка реагирования КСЭОН на тестовую информацию, в том числе некорректную и аварийную.

Глава 5. Планирование проверок

Проверка вопросов создания, развития и функционирования КСЭОН в субъектах Российской Федерации осуществляется:

комиссиями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в ходе комплексных (технических) проверок в плановом порядке или внепланово по решению руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и организации;

комиссиями МЧС России и его территориальными органами в ходе инспектирования, специальных проверок в плановом порядке (в соответствии с комплексными планами основных мероприятий МЧС России или его территориальных органов на год) или внепланово по решению Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководителя территориального органа МЧС России.

Специальные проверки проводятся комиссиями МЧС России и его территориальными органами с целью определения фактического состояния создания, развития и функционирования КСЭОН, системы оповещения населения в целом, в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Комплексные проверки готовности КСЭОН проводятся с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации оповещения до населения, проживающего на данной территории.

Комплексные проверки могут проводиться совместно с проверками состояния готовности систем оповещения населения (региональными, муниципальными, локальными), осуществляемыми комиссиями МЧС России и его территориальных органов.

Технические проверки готовности КСЭОН проводятся оперативными дежурными органов повседневного управления РСЧС субъекта Российской Федерации, дежурно-диспетчерским персоналом муниципального образования и организаций путем ежедневной передачи сигнала (или речевого сообщения) "Техническая проверка" без включения оконечных средств оповещения населения.

Результаты технической проверки ежедневно фиксируются в книге учета технического состояния технических средств оповещения (далее - книга учета) за текущий год. Срок хранения книги учета не менее пяти лет.

Периодичность проведения проверок должна составлять:

комиссиями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций - не реже одного раза в год;

комиссиями МЧС России - один раз в 10 лет;

комиссиями территориальных органов МЧС России - не более одного раза в три года, кроме года проверки комиссией МЧС России.

Глава 6. Перечень документов, представляемых при комплексной проверке

6.1. При осуществлении комплексных и специальных проверок технической готовности КСЭОН проверяются документы по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения в соответствии с приказом МЧС России, Минкомсвязи России, Минкультуры России от 07.12.2005 № 877/138/597 "Об утверждении положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения".

6.2. При проверках фактического состояния создания, развития и функционирования КСЭОН в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченном на решение вопросов создания и развития КСЭОН проверяются:

6.2.1 нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, определяющий количество зон экстренного оповещения населения;

6.2.2 нормативный правовой акт Российской Федерации, определяющий состав межведомственной рабочей группы;

6.2.3 план субъекта Российской Федерации по созданию и развитию КСЭОН;

6.2.4 положение о системе оповещения населения субъекта Российской Федерации, с учетом создания КСЭОН;

6.2.5 проектная документация на создание КСЭОН, согласованная с МЧС России и прошедшая государственную экспертизу;

6.2.6 приказ о проведении испытаний и создании комиссии по приемке КСЭОН в эксплуатацию;

6.2.7 нормативный правовой акт о вводе КСЭОН в эксплуатацию;

6.2.8 документы (приказы, инструкции, функциональные обязанности, регламенты, алгоритмы действий оперативных дежурных) по организации оперативного дежурства разработанные в соответствии с установленными требованиями;

6.2.9 документы по организации допуска оперативных дежурных к несению оперативного дежурства (приказы по организации и приему зачетов, о назначении комиссии по приему зачетов и т.д.), порядок принятия зачетов, вопросы (билеты) по направлениям деятельности оперативных дежурных;

6.2.10 документы, подтверждающие прохождение оперативными дежурными диспансеризации и сдачу зачетов по второй группе электробезопасности;

6.2.11 договор на техническое обслуживание (ремонт) КСЭОН;

6.2.12 паспорта КСЭОН;

6.2.13 планы проверок работоспособности КСЭОН;

6.2.14 акты, проведенных проверок работоспособности КСЭОН за последние 5 лет;

6.2.15 планы устранения недостатков, выявленных в ходе предыдущих проверок работоспособности КСЭОН, а также отчетные документы, подтверждающие устранение недостатков.

6.3. При оценке фактического состояния создания, развития и функционирования КСЭОН в органе местного самоуправления, уполномоченного на решение вопросов создания и поддержания в готовности и развития КСЭОН (ЕДДС муниципального образования):

6.3.1 нормативный правовой акт, определяющий количество зон экстренного оповещения населения;

6.3.2 план по созданию и развитию КСЭОН;

6.3.3 положение о системах оповещения населения муниципального образования, с учетом создания КСЭОН;

6.3.4 проектная документация на создание КСЭОН, согласованная с МЧС России и прошедшая государственную экспертизу;

6.3.5 приказ о проведении испытаний и создании комиссии по приемке КСЭОН в эксплуатацию;

6.3.6 нормативный правовой акт о вводе КСЭОН в эксплуатацию;

6.3.7 документы (приказы, инструкции, функциональные обязанности, регламенты, алгоритмы действий оперативных дежурных) по организации оперативного дежурства разработанные в соответствии с установленными требованиями;

6.3.8 документы по организации допуска диспетчеров ЕДДС к несению дежурства (приказы по организации и приему зачетов, о назначении комиссии по приему зачетов и т.д.), порядок принятия зачетов, вопросы (билеты) по направлениям деятельности диспетчеров ЕДДС;

6.3.9 документы, подтверждающие прохождение диспетчерами ЕДДС диспансеризации и сдачу зачетов по второй группе электробезопасности;

6.3.10 договор на техническое обслуживание (ремонт) КСЭОН;

6.3.11 паспорта КСЭОН;

6.3.12 планы проверок работоспособности КСЭОН;

6.3.13 акты, проведенных проверок работоспособности КСЭОН за последние 5 лет;

6.3.14 планы устранения недостатков, выявленных в ходе предыдущих проверок работоспособности КСЭОН, а также отчетные документы, подтверждающие устранение недостатков.

6.4. При проверке КСЭОН созданных в организации (ПОО) проверяются:

6.4.1 план организации, эксплуатирующей ПОО по созданию и развитию КСЭОН;

6.4.2 проектная документация на создание КСЭОН, согласованная с МЧС России и прошедшая государственную экспертизу;

6.4.3 приказ о проведении испытаний и создании комиссии по приемке КСЭОН в эксплуатацию;

6.4.4 нормативный правовой акт о принятии КСЭОН в эксплуатацию;

6.4.5 документы (приказы, инструкции, функциональные обязанности, регламенты, алгоритмы действий дежурных диспетчеров), разработанные в соответствии с установленными требованиями;

6.4.6 документы по организации допуска дежурных диспетчеров к несению дежурства (приказы по организации и приему зачетов, о назначении комиссии по приему зачетов и т.д.), порядок принятия зачетов, вопросы (билеты) по направлениям деятельности дежурных диспетчеров;

6.4.7 документы, подтверждающие прохождение дежурными диспетчерами диспансеризации и сдачу зачетов по второй группе электробезопасности;

6.4.8 договор на техническое обслуживание (ремонт) КСЭОН;

6.4.9 паспорта КСЭОН;

6.4.10 приказ о закреплении технических средств оповещения КСЭОН за должностными лицами;

6.4.11 утвержденные схемы размещения оконечных средств оповещения с указанием адресов и зон озвучивания.

6.5. Документы, перечисленные в п. 6.2 - 6.4 настоящих методических рекомендаций, разрабатывают должностные лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования), организации, уполномоченные на решение вопросов создания поддержания в готовности и развития КСЭОН.

Глава 7. Проверка работоспособности КСЭОН и практических навыков дежурного персонала

7.1. Проверка работоспособности КСЭОН осуществляется в соответствии с приказом МЧС России, Минкомсвязи России, Минкультуры России от 07.12.2005 № 877/138/597 "Об утверждении положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения".

7.2. Практическая проверка работоспособности КСЭОН проводится в соответствии с требованиями, изложенными в эксплуатационных документах и осуществляется:

системами встроенного контроля аппаратуры КСЭОН;

с запуском системы оповещения в ручном (автоматизированном) и автоматическом режимах (при наличии технической возможности).

Проверка доведения до населения проверочных сигналов подразумевает констатацию факта слышимости звуков сирен и разборчивости речи информационных сообщений при любых погодно-климатических условиях и профессиональной пригодности проверяющего.

7.3. При практической проверке работоспособности КСЭОН, проводимой комиссиями МЧС России и его территориальными органами допускается:

проверка 75 % КСЭОН субъекта Российской Федерации, созданных в зонах с наибольшей численностью проживающего населения;

проверка доведения сигналов оповещения до населения в зоне КСЭОН должна осуществляться не менее, чем в 4 координатных точках на территории проверяемой зоны, причем одна точка должна располагаться в центре зоны, три по ее периметру (на границе) максимально удаленно друг от друга.

7.4. При задействовании оконечных средств оповещения в ходе проверки КСЭОН проводится предварительное информирование населения через средства массовой информации (дата, время и место предстоящей проверки КСЭОН).

7.5. Проверка работоспособности КСЭОН и практических навыков дежурного персонала проводятся одновременно.

7.6. При проверке состояния готовности и практических навыков дежурного персонала органа повседневного управления РСЧС субъекта Российской Федерации, ЕДДС муниципального образования и ДДС организации к применению технических средств КСЭОН осуществляется контроль:

прохождения медицинского осмотра оперативными дежурными перед заступлением на оперативное дежурство;

наличия в помещениях дежурного персонала аптечек первой помощи и первичных средств пожаротушения;

укомплектованности дежурных смен личным составом, оргтехникой, средствами связи (должна составлять не менее 90 %);

организации и несения оперативного дежурства соответствуют установленным требованиям;

наличия резервных источников энергоснабжения в исправном состоянии;

знания и исполнения функциональных обязанностей, изложенных в документах (приказы, инструкции, регламенты, алгоритмы действий оперативных дежурных) по организации оперативного дежурства;

наличия перечня текстовых сообщений;

наличия схем организации оповещения;

наличия схем зон экстренного оповещения.

Глава 8. Результаты проверки вопросов создания, развития и функционирования КСЭОН

8.1. По результатам комплексной проверки готовности КСЭОН составляется акт. Акт составляется в произвольной форме и должен содержать:

время, место и вид проверки;

результаты проверки;

рекомендации по повышению готовности КСЭОН;

вывод.

Акт проведения проверки подписывается председателем и членами комиссии, после чего представляется для утверждения руководителю, принявшему решение о проведении проверки. Копия акта направляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления и руководителю организации в течение 10 дней с даты утверждения.

8.2 Готовность КСЭОН к использованию по предназначению в чрезвычайных ситуациях оценивается по следующим критериям:

- готова к выполнению задач, если:

КСЭОН создана в строгом соответствии с техническим заданием и проектной документацией, находится в работоспособном состоянии с автоматическим/автоматизированным сопряжением с системами мониторинга, локальными и региональными системами оповещения в зонах экстренного оповещения с охватом 100 % населения;

должностные лица ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, ЕДДС муниципального образования и ДДС ПОО имеют глубокие знания по всем вопросам их деятельности в соответствии с утвержденными нормативными документами;

разработаны и утверждены документы оперативной дежурной службы;

Планы субъектов по созданию КСЭОН разработаны и выполнены на 100 % (на момент проверки);

проектные документации на создание КСЭОН, согласованы с МЧС России и прошли государственную экспертизу;

акты приемки КСЭОН в эксплуатацию в наличии;

договоры на техническое обслуживание (ремонт) КСЭОН в наличии;

паспорта КСЭОН в наличии;

книга учета заполняется своевременно;

при контрольных тренировках и тестовых запусках КСЭОН проверяемые действовали уверенно, выполнили поставленные задачи в установленные сроки;

не более 5 % оконечных устройств оповещения (электрических и электронных сирен, уличных громкоговорителей) находятся в неработоспособном состоянии.

- ограниченно готова, если:

КСЭОН создана в соответствии с техническим заданием и проектной документацией, находится в работоспособном состоянии с автоматическим/автоматизированным сопряжением с системами мониторинга, локальными и региональными системами оповещения в зонах экстренного оповещения с охватом не менее 90 % населения;

должностные лица ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, ЕДДС муниципального образования и ДДС ПОО имеют знания по всем вопросам их деятельности в соответствии с утвержденными нормативными документами;

разработаны и утверждены документы оперативной дежурной службы с незначительными отклонениями от требований;

при проверке действий оперативно-дежурных служб выявлены отдельные недостатки, но в целом поставленные задачи в установленный срок;

Планы субъектов по созданию КСЭОН разработаны и выполнены на 90 % (на момент проверки);

проектные документации на создание КСЭОН, прошли государственную экспертизу, но не согласованы с МЧС России;

акты приемки КСЭОН в эксплуатацию в наличии;

договоры на техническое обслуживание (ремонт) КСЭОН в наличии;

паспорта КСЭОН в наличии;

книга учета заполняется своевременно;

не более 10 % оконечных устройств оповещения (электрических и электронных сирен) находятся в неработоспособном состоянии;

резервные источники энергоснабжения в исправном состоянии и время включения их в работу не превышает 5 минут.

- не готова к выполнению задач, если:

не выполнены требования по критериям "готова" и "ограничено готова".

Заместитель Министра Российской
Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
генерал-полковник

В.В. Степанов

СОДЕРЖАНИЕ