Письмо МЧС России от 4 августа 2015 г. № 29/1-3-1286 В связи с участившимися запросами граждан и организаций по вопросам замены удостоверения на право управления маломерным судном в связи с истечением срока его действия или необходимостью выдачи дубликата удостоверения в связи с его утерей или приходом в негодность Управление безопасности людей на водных объектах МЧС России сообщает. Правила аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденными Приказом МЧС России от 27 мая 2014 года № 262 (далее - Правила), определяют порядок определения уровня знаний, умений и навыков при аттестации для предоставления права управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и подлежащими государственной регистрации в реестре маломерных судов. Общие основания проведения аттестации на право управления маломерными судами (далее - аттестация) определены пунктом 3.1. Правил и включают в себя: проверку документов заявителя, необходимых для аттестации по заявленным типу маломерного судна и району плавания; проверку теоретических знаний заявителя по заявленным типу маломерного судна и району плавания; проверку навыков практического управления маломерным судном заявленного типа в заявленном районе плавания. При положительном результате аттестации пунктом 1.5. Правил предусмотрена выдача удостоверения на право управления маломерным судном (далее - удостоверение), которое удостоверяет право его владельца управлять в указанном районе плавания маломерным судном указанного типа, использующимся в некоммерческих целях. В соответствии с пунктом 3.2. Правил, при необходимости замены имеющегося у заявителя удостоверения в связи с истечением срока его действия или выдачи дубликата удостоверения в связи с его утерей или приходом в негодность применяется специальный порядок проведения аттестации. Согласно пункта 3.13. Правил, замена удостоверения в связи с истечением срока его действия производится без проверки теоретических знаний и практических навыков заявителя. Таким образом аттестация в порядке замены удостоверения в связи с истечением срока его действия производится на основании проверки документов заявителя, необходимых для аттестации по заявленным типу маломерного судна и району плавания. При этом в пункте 3.14. Правил приведен перечень документов необходимых для замены удостоверения в связи с истечением срока его действия: письменное заявление о необходимости замены удостоверения в связи с истечением срока его действия, написанное в произвольной форме; документ, удостоверяющий личность заявителя; личная карточка судоводителя, находящаяся у заявителя; имеющееся удостоверение; медицинская справка. В случае выдачи дубликата удостоверения в связи с его утерей или приходом в негодность в соответствии с пунктом 3.15. Правил, принимается пришедшее в негодность удостоверение или его остатки. Сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых по запросу заявителя о предоставлении государственной услуги по аттестации установлены Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Приказом МЧС России от 27 мая 2014 года № 263 (далее - Административный регламент). Согласно пунктов 22 и 37 Административного регламента действительность документов с ограниченным сроком действия является необходимым условием их приема для предоставления государственной услуги по аттестации, а представление заявителем документов с истекшим сроком действия является основанием для отказа в приеме таких документов. Между тем, представление заявителем неполного комплекта документов, или документов с истекшим сроком действия не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по аттестации поскольку в соответствии с пунктом 38 Административного регламента в случае выявления при представлении входных документов несоответствий заявителю указывается на ошибки и назначается время повторного представления входных документов. Следует отметить, что при получении заявителем государственной услуги по аттестации в порядке замены удостоверения положения пункта 38 Административного регламента не применимы в отношении утраченных удостоверений или с истекшим сроком действия поскольку при выявлении несоответствий в виде его недостачи или истечения срока его действия устранение таких несоответствий заявителем невозможно. Учитывая, что выданное удостоверение подтверждает полученное в результате аттестации право управления маломерными судами, а время действия такого права не ограничивается сроком действия удостоверения, истекший срок действия удостоверения не может являться препятствием для получения заявителем государственной услуги по аттестации в порядке замены удостоверения в связи с истечением срока его действия. По указанному основанию при замене удостоверения не представляется обоснованным и требование о проведении аттестации в полном объеме (с проверкой теоретических знаний и практических навыков заявителя) при представлении заявителем в качестве входного документа удостоверения с истекшим сроком действия. При утере удостоверения, в том числе с истекшим сроком действия, факт ранее имевшегося у заявителя удостоверения может быть подтвержден имеющейся у заявителя личной карточкой судоводителя. В соответствии подпунктом 5 пункта 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 № 835, аттестация и выдача удостоверений возложена на органы Государственной инспекции по маломерным судам (далее - ГИМС) МЧС России. В связи с тем, что до образования ГИМС МЧС России удостоверения выдавались органами и организациями имевшими различный правовой статус в системе органов исполнительной власти, а конструктивные и иные особенности различных типов используемых в настоящее время маломерных судов значительно изменились, аттестация лиц, в порядке замены удостоверения в связи с истечением срока его действия или выдачи дубликата удостоверения в связи с его утерей или приходом в негодность и предъявивших удостоверение или личную карточку судоводителя выданные иными органами и организациями, органами ГИМС МЧС России проводится не может. В связи с изложенным, требую: 1. До внесения изменений в Административный регламент, устраняющих правовую неопределенность действий: - при замене удостоверения, выданного органами ГИМС МЧС России, в связи с истечением срока его действия, в принятии в качестве входного документа удостоверения с истекшим сроком действия заявителю не отказывать; - при наличии личной карточкой судоводителя при выдаче дубликата удостоверения, выданного органами ГИМС МЧС России, в том числе с истекшим сроком действия, в связи с его утерей пришедшее в негодность удостоверение или его остатки от заявителя не требовать. 2. При предоставлении заявителями документов, удостоверяющих право управления маломерными судами, выданных не органами ГИМС МЧС России, аттестацию проводить в соответствии с пунктами 3.3. - 3.7. Правил. 3. Разместить копии указанного письма на интернет-сайте территориальных органов МЧС России, а также на информационных стендах инспекторских подразделений ГИМС МЧС России. 4. Предупредить сотрудников ГИМС МЧС России о личной ответственности за действия, связанные с невыполнением указания.
|