Письмо Федеральной службы по труду и занятости Вопрос: С 2014 года одним из условий трудового договора являются условия труда на рабочем месте. Классы (подклассы) условий труда на рабочих местах устанавливают по результатам проведения специальной оценки условий труда, которую работодатель обязан проводить с 1 января 2014 года. При этом в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 закона № 426-ФЗ (к ним относятся офисные рабочие места), спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года. Кроме того, по ранее действовавшему порядку аттестации рабочих мест можно было не проводить аттестацию на некоторых рабочих местах, связанных с работой на компьютерах. Надо ли записывать условия труда в трудовых договорах с офисными работниками, на рабочих местах которых не проведена ни аттестация, ни спецоценка? Если надо, то как это сделать - написать "условия труда оптимальные", "условия труда безопасные" или как-то иначе? Какие возможны последствия для компании, если в трудовом договоре не будет написано об условиях труда? Ответ: Федеральной службой по труду и занятости рассмотрены обращения. В пределах компетенции сообщаем следующее. 1. В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. Отнесение условий труда на рабочих местах к вредным и (или) опасным условиям труда до 1 января 2014 года осуществлялось на основании аттестации рабочих мест, которая проводилась в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" не реже одного раза в пять лет. С 1 января 2014 года вышеуказанный документ утратил силу в связи с изданием Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ). Таким образом, в настоящее время отнесение условий труда на рабочих местах к вредным и (или) опасным условиям должно осуществляться на основании проведенной специальной оценки условий труда. Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится также не реже чем один раз в пять лет. При этом согласно статье 27 Федерального закона № 426-ФЗ в случае, если до дня вступления закона в силу в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 Федерального закона № 426-ФЗ. Статьей 17 Федерального закона № 426-ФЗ предусмотрена обязанность работодателя, заключающаяся в проведении внеплановой специальной оценки условий труда. Она возникает в следующих случаях: 1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест; 2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований Федерального закона № 426-ФЗ; 3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников; 4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников; 5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников; 6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов; 7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
|