На главную | База 1 | База 2 | База 3

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ
от 27 августа 2014 г. № 15-1/В-1034

Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращение заместителя Министра экономического развития Республики Коми Ю.Л. Вишневского по вопросам применения Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон) и принятого в развитие его положений приказа Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" (далее - Методика).

Сообщаем, что по вопросу об оценке условий труда по фактору "Световая среда" в отношении рабочих мест в производственных и складских помещениях промышленных предприятий, сообщаем, что для оценки условий труда на указанных рабочих местах полагаем возможным использовать свод правил СП 52.13330.2011 "СНиП 23-05-95*. Естественное и искусственное освещение", утвержденный приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. № 783 и являющийся актуализированной редакцией СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение".

По вопросу заполнения Карты специальной оценки условий труда на рабочем месте, где заняты мужчины и женщины, полагаем, что ввиду различных для них характеристик тяжести и напряженности трудового процесса на указанное рабочее место следует заполнять две Карты специальной оценки условий труда под одним номером, в одну из которых внести характеристики условий труда мужчин, а в другую - женщин.

По вопросу об оценке эффективности выданных работникам средств индивидуальной защиты сообщаем, что нормы Федерального закона в части возможности снижения класса (подкласса) условий труда при применении эффективных средств индивидуальной защиты являются диспозитивными, в связи с чем возможность снижения класса (подкласса) условий труда является правом работодателя, а не его обязанностью.

С учетом изложенного и ввиду того, что предусмотренная частями 6 - 8 статьи 14 Федерального закона Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, в настоящее время не утверждена, до ее вступления в силу возможность снижения класса (подкласса) условий труда не может быть реализована.

В этой связи протокол оценки эффективности средств индивидуальной защиты на рабочем месте, который является частью отчета о проведении специальной оценки условий труда, не заполняется, а в строке 030 Карты специальной оценки условий труда указывается, что эффективность средств индивидуальной защиты не оценивалась.

По вопросу о нормировании факторов "Длительность сосредоточенного наблюдения" и "Нагрузка на слуховой анализатор" информируем, что длительность сосредоточенного наблюдения устанавливается измерением продолжительности во времени указанного процесса, выраженного в % от общей продолжительности рабочего дня (смены), нагрузка на слуховой анализатор может быть оценена по количеству информационных сообщений за единицу времени, отнесенному к общей продолжительности рабочего дня (смены).

При этом факторы "Длительность сосредоточенного наблюдения" и "Нагрузка на слуховой анализатор" идентифицируются как вредные и (или) опасные только при выполнении работ по диспетчеризации производственных процессов, в том числе конвейерного типа, на рабочих местах операторов технологического (производственного) оборудования, при управлении транспортными средствами.

По вопросу применения пункта 46 Методики полагаем, что требования данного пункта в части особенностей оценки локальной вибрации в условиях воздействия охлаждающего микроклимата могут быть распространены и на случаи работы с виброинструментом на открытой территории.

По вопросу о заполнении строки 040 Карты специальной оценки условий труда сообщаем, что в соответствии с Инструкцией по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н, при заполнении строки 040 Карты специальной оценки условий труда должны быть указаны только те гарантии (компенсации), основанием для предоставления которых являются вредные (опасные) условия труда, определенные по результатам проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте, в отношении которого оформляется Карта специальной оценки условий труда.

По вопросу о нормировании в приложении № 17 Методике фактора "Электромагнитные поля" сообщаем, что нормирование данного фактора осуществляется в соответствии с разделом 3.4 "Предельно допустимые уровни электромагнитного поля частотой 50 Гц" Санитарных правил "СанПиН 2.2.4.1191-03. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. Электромагнитные поля в производственных условиях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 февраля 2003 г. № 10, а указанный в Методике фактор "Магнитные поля промышленной частоты 50 Гц" нормируется в разделах 3.3 "Предельно допустимые уровни постоянного магнитного поля" и 3.4 "Предельно допустимые уровни электромагнитного поля частотой 50 Гц" данных Санитарных правил.

По вопросу об исключении рабочих мест из процесса идентификации сообщаем, что исключению из данного процесса подлежат рабочие места, если занятые на них работники, перечислены в документах СССР, содержащих Списки производств профессий и должностей с вредными условиями труда, в том числе в Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденном постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22.

По вопросу об оформлении перечня рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда сообщаем, что указанный перечень утверждается комиссией по проведению специальной оценки условий труда и подписывается участвовавшими в его формировании экспертами, в том числе проводившими идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

В этой связи полагаем, что после подписания данного перечня председателем комиссии по проведению специальной оценки условий труда, членами указанной комиссии, а также экспертами организации, проводящей специальную оценку условий труда, имеющиеся в нем сведения должны использоваться для проведения специальной оценки условий труда.

Одновременно информируем, что по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец сформирована рабочая группа из представителей федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов и объединений работодателей с целью мониторинга правоприменительной практики приказа Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению", по результатам работы которой могут быть внесены отдельные правки в данный приказ Минтруда России, в том числе с учетом поступающих предложений по корректировке Методики.

 

Заместитель директора Департамента условий и охраны труда

П.С. Сергеев