Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме контроля за ядерно и радиационно опасными объектами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Во исполнение Федерального закона Российской Федерации от 2 мая 2015 г. № 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 18, ст. 2622) и постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 2, ст. 121; 2005, № 23, ст. 2269; 2006, № 41, ст. 4256; 2008, № 47, ст. 5481; 2009, № 12, ст. 1429, № 29, ст. 3688; 2010, № 37, ст. 4675, № 38, ст. 4825; 2011, № 7, ст. 979, ст. 981, № 14, ст. 1950; 2012, № 1, ст. 145, № 17, ст. 2009, № 37, ст. 5002, № 44, ст. 6026, № 46, ст. 6339, № 48, ст. 6687; 2013, № 24, ст. 2999, № 30, ст. 4114; 2014, № 8, ст. 808; 2015, № 16, ст. 2389) приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Положение о функциональной подсистеме контроля за ядерно и радиационно опасными объектами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 2. Направить настоящий приказ в Министерство юстиции Российской Федерации для государственной регистрации. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А.В. Ферапонтова.
Положение о функциональной подсистеме контроля за ядерно и радиационно опасными объектами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утв. приказом Федеральной службы по экологическому,
технологическому и 1. Настоящее Положение разработано в соответствии с федеральными законами от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; 2001, № 29, ст. 2949; 2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 46, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 52, ст. 6450; 2011, № 29, ст. 4281; № 30, ст. 4590, ст. 4596; № 45, ст. 6333; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7025; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3451), от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3648; 2002, № 44, ст. 4294; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 50, ст. 5284; № 52, ст. 5498; 2007, № 45, ст. 5418; 2009, № 1, ст. 17; № 19, ст. 2274; № 48, ст. 5717; 2010, № 21, ст. 2529; № 31, ст. 4192; 2011, № 1, ст. 24, ст. 54; 2012, № 14, ст. 1549; 2013, № 7, ст. 610; № 27, ст. 3450, ст. 3477; № 52, ст. 6969; 2014, № 30, ст. 4272; № 42, ст. 5615; 2015, № 10, ст. 1408; № 18, ст. 2622) и постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 2, ст. 121; 2005, № 23, ст. 2269; 2006, № 41, ст. 4256; 2008, № 47, ст. 5481; 2009, № 12, ст. 1429; № 29, ст. 3688; 2010, № 37, ст. 4675; № 38, ст. 4825; 2011, № 7, ст. 979; № 7, ст. 981; № 14, ст. 1950; 2012, № 1, ст. 145; № 17, ст. 2009; № 37, ст. 5002; № 44, ст. 6026; № 46, ст. 6339; № 48, ст. 6687; 2013, № 24, ст. 2999; № 30, ст. 4114; 2014, № 8, ст. 808; 2015, № 16, ст. 2389), от 30 июля 2004 г. № 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2006, № 5, ст. 544; № 23, ст. 2527; № 52, ст. 5587; 2008, № 22, ст. 2581; № 46, ст. 5337; 2009, № 6, ст. 738; № 33, ст. 4081; № 49, ст. 5976; 2010, № 9, ст. 960; № 26, ст. 3350; № 38, ст. 4835; 2011, № 6, ст. 888; № 14, ст. 1935; № 41, ст. 5750; № 50, ст. 7385; 2012, № 29, ст. 4123; № 42, ст. 5726; 2013, № 12, ст. 1343; № 45, ст. 5822; 2014, № 2, ст. 108; № 35, ст. 4773; 2015, № 2, ст. 491; № 4, ст. 661), от 8 ноября 2013 г. № 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 46, ст. 5949; 2014, № 44, ст. 6065), от 24 марта 1997 г. № 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 13, ст. 1545; 2012, № 1, ст. 145; 2013, № 37, ст. 4707). 2. Функциональная подсистема контроля за ядерно и радиационно опасными объектами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - подсистема РСЧС) является частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и объединяет силы и средства Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в реализации задач, предусмотренных настоящим Положением. 3. Настоящее Положение определяет порядок организации и деятельности, состав сил и средств подсистемы РСЧС. 4. Деятельность подсистемы РСЧС осуществляется в пределах полномочий, предусмотренных Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2006, № 5, ст. 544; № 23, ст. 2527; № 52, ст. 5587; 2008, № 22, ст. 2581; № 46, ст. 5337; 2009, № 6, ст. 738; № 33, ст. 4081; № 49, ст. 5976; 2010, № 9, ст. 960; № 26, ст. 3350; № 38, ст. 4835; 2011, № 6, ст. 888; № 14, ст. 1935; № 41, ст. 5750; № 50, ст. 7385; 2012, № 29, ст. 4123; № 42, ст. 5726; 2013, № 12, ст. 1343; № 45, ст. 5822; 2014, № 2, ст. 108; № 35, ст. 4773; 2015, № 2, ст. 491; № 4, ст. 661), положениями о межрегиональных территориальных управлениях по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также настоящим Положением. 5. Подсистема РСЧС действует на федеральном и региональном уровнях. 6. Задачами подсистемы РСЧС являются: контроль за готовностью ядерно и радиационно опасных объектов к действиям по локализации ядерных и радиационных аварий и ликвидации их последствий; выявление нарушений, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах, их причин и условий и принятие мер по их устранению; обеспечение готовности Ростехнадзора к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах. 7. Деятельность подсистемы РСЧС организуется центральным аппаратом Ростехнадзора и его территориальными органами. 8. Общее руководство деятельностью подсистемы РСЧС осуществляет руководитель Ростехнадзора. Непосредственное руководство подсистемой РСЧС осуществляет заместитель руководителя Ростехнадзора, координирующий деятельность структурных подразделений Ростехнадзора, осуществляющих регулирование безопасности в области использования атомной энергии. 9. В рамках подсистемы РСЧС создаются координационный орган, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства. 10. Координационным органом подсистемы РСЧС является Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - КЧС). Компетенция, задачи, организация и порядок работы КЧС определяются Положением о Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждаемым приказом руководителя Ростехнадзора. 11. Постоянно действующими органами управления подсистемы РСЧС являются: на федеральном уровне - структурные подразделения Ростехнадзора, уполномоченные для решения задач в области контроля и надзора за ядерной и радиационной безопасностью на ядерно и радиационно опасных объектах; на региональном уровне - подразделения межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью, уполномоченные для решения задач в области контроля и надзора за ядерной и радиационной безопасностью на ядерно и радиационно опасных объектах. 12. Органами повседневного управления подсистемы РСЧС являются: на федеральном уровне - отдел оперативно-диспетчерской службы и отдел по организации и обеспечению функционирования системы контроля за объектами использования атомной энергии при возникновении аварий Управления специальной безопасности Ростехнадзора; на региональном уровне - дежурные службы и уполномоченные отделы межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью. 13. Силы и средства подсистемы РСЧС предназначены для предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах и контроля за действиями ядерно и радиационно опасных объектов в случае возникновения на них чрезвычайных ситуаций. 14. К силам подсистемы РСЧС относятся должностные лица Ростехнадзора и его территориальных органов, которые в соответствии со служебными обязанностями осуществляют контроль и надзор: за готовностью предприятий и организаций к ликвидации ядерных и радиационных аварий и их последствий; за ядерной, радиационной, технической безопасностью (на объектах использования атомной энергии); за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия лицензий на осуществление деятельности в области использования атомной энергии и разрешений работникам объектов использования атомной энергии на право ведения работ в области использования атомной энергии. Персональный состав должностных лиц центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций Ростехнадзора, осуществляющих функционирование подсистемы РСЧС, при возникновении чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах назначается приказами руководителя Ростехнадзора и руководителей территориальных органов соответственно. 15. К средствам системы связи, оповещения и информационного обеспечения подсистемы РСЧС относятся: автоматизированные рабочие места Информационно-аналитического центра и отдела оперативно-диспетчерской службы Управления специальной безопасности Ростехнадзора; информационные ресурсы, состоящие из документированной информации на бумажных и машиночитаемых носителях, включая комплекс нормативных и методических документов, реестры выданных лицензий, условия действия лицензий, а также перечни и справочники, содержащие информацию по ядерно и радиационно опасным объектам; телекоммуникационная система, состоящая из локальных вычислительных сетей и технических средств передачи данных. 16. Деятельность подсистемы РСЧС осуществляется в соответствии с ежегодным Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в части ядерно и радиационно опасных объектов), планами КЧС по предупреждению чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планами проведения противоаварийных тренировок и планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах. 17. Финансовое обеспечение функционирования подсистемы РСЧС и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Ростехнадзору в соответствии с действующим законодательством. 18. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах органы управления и силы подсистемы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности. 19. Решением руководителя Ростехнадзора для соответствующих органов управления и сил подсистемы РСЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования: а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций; б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 20. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами подсистемы РСЧС, являются: а) в режиме повседневной деятельности: проведение плановых и внеплановых проверок на ядерно и радиационно опасных объектах на территории Российской Федерации; сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией о состоянии ядерной и радиационной безопасности на ядерно и радиационно опасных объектах на территории Российской Федерации; ведение учета чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах, участие в расследовании причин аварий; планирование действий органов управления и сил подсистемы РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности; совершенствование подготовки органов управления Ростехнадзора к действиям при чрезвычайных ситуациях на ядерно и радиационно опасных объектах, организация обучения работников Ростехнадзора способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях; б) в режиме повышенной готовности: перевод отдела оперативно-диспетчерской службы и отдела по организации и обеспечению функционирования системы контроля за объектами использования атомной энергии при возникновении аварий Управления специальной безопасности Ростехнадзора на усиленный режим работы; введение при необходимости круглосуточного дежурства в штатном или сокращенном составе руководителей и должностных лиц органов управления и сил подсистемы РСЧС; проведение работ по подготовке Информационно-аналитического центра Ростехнадзора и групп аварийного реагирования межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью к функционированию в режиме аварийного реагирования; усиление контроля за состоянием безопасности на ядерно и радиационно опасных объектах и прогнозированием эксплуатирующей организацией возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий; непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам подсистемы РСЧС данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование работников Ростехнадзора о приемах и способах защиты от них; уточнение планов действий (взаимодействия) и иных документов подсистемы РСЧС при возможном развитии чрезвычайной ситуации; выработка мер по обеспечению безопасности работников Ростехнадзора (непосредственно находящихся на ядерно и радиационно опасных объектах) и их устойчивой деятельности; в) в режиме чрезвычайной ситуации: оповещение руководителя Ростехнадзора о возникших чрезвычайных ситуациях; организация работы в режиме аварийного реагирования Информационно-аналитического центра в центральном аппарате Ростехнадзора и групп аварийного реагирования в межрегиональных территориальных управлениях по надзору за ядерной и радиационной безопасностью; организация работ по всестороннему обеспечению действий сил и средств подсистемы РСЧС; непрерывный сбор и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации; организация непрерывного контроля за реализацией эксплуатирующей организацией в полном объеме мероприятий по локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, а также по своевременному введению в действие и надлежащему выполнению плана по защите персонала; поддержание взаимодействия органов управления и сил всех уровней подсистемы РСЧС с органами МЧС России и другими заинтересованными органами и организациями; контроль за выполнением мер по проведению мероприятий по обеспечению безопасности работников Ростехнадзора в районе чрезвычайной ситуации. 21. При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 23, ст. 2277; 2003, № 27, ст. 2697; 2005, № 10, ст. 753; 2014, № 11, ст. 1088), для органов управления и сил подсистемы РСЧС устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи, - режим чрезвычайной ситуации. 22. В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы подсистемы РСЧС функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
|