Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ "О рассмотрении запроса" Минприроды России рассмотрело запрос по вопросу обращения с отработанными смазочными материалами, маслами и специальными жидкостями на территории Российской Федерации и сообщает. В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В связи с этим требования Технического регламента Таможенного союза TP ТС 030/2012 "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям", принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 № 59, имеют большую юридическую силу чем национальные или межгосударственные стандарты, утверждаемые и вводимые в действие приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Дополнительно необходимо отметить, что в соответствии со статьями 19 и 29 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды должны быть разработаны, в том числе с учетом международных правил и стандартов. Единственным разработчиком международных стандартов в настоящее время является Международная организация по стандартизации (ISO). В то же время принят Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", которым предусматривается утверждение требований при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности. Такие требования будут утверждаться, в том числе и для отработанных смазочных материалов, масел и специальных жидкостей с учетом требований и руководящих документов, одобренных Конференциями сторон Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением и Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях. Наряду с этим необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 7.1.6.1 ГОСТ Р 55829-2013 "Ресурсосбережение. Наилучшие доступные технологии. Ликвидация отходов, содержащие стойкие органические загрязнители" смешивание отходов, содержащих стойкие органические загрязнители, с другими веществами и материалами в целях получения смеси с концентрацией стойких органических загрязнителей, которая ниже нормативно установленного уровня, экологически не является обоснованным процессом. Таким образом, противоречий между указанными Техническим регламентом Таможенного союза и ГОСТ Р 55829-2013 не усматривается. В отношении требований, которым должен соответствовать пункт сбора отработанных смазочных материалов, масел и специальных жидкостей необходимо отметить, что Минприроды России поддерживает позицию Росприроднадзора о необходимости соблюдения всех установленных законодательством в области обращения с отходами производства и потребления требований при эксплуатации таких инженерно-технических комплексов.
|