Приказ Комитета г. Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов от 19 марта 2015 г. № 36 "Об утверждении Методических рекомендаций по ведению мониторинга цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование" На основании пункта 4.2.5 Положения о Комитете города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2011 г. № 48-ПП приказываю: 1. Утвердить и ввести в действие с 20 марта 2015 г. Методические рекомендации по ведению мониторинга цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование. 2. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Приложение Методические рекомендации по ведению мониторинга цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование Часть I. Мониторинг отпускных цен на строительные материалы, изделия и конструкции1. Общие положения1.1. Методические рекомендации по ведению мониторинга отпускных цен на строительные материалы, изделия и конструкции (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с Положением о Комитете города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов (утверждено постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2011 г. № 48-ПП) и определяют порядок сбора, обработки информации о ценах поставщиков на строительные материалы, изделия и конструкции (далее - строительные материалы), а также принципы формирования текущих средних отпускных цен, применяемых при строительстве, реконструкции, ремонте объектов за счет средств бюджета города Москвы. 1.2. Мониторинг отпускных цен на строительные материалы проводится для обеспечения объективности расчетов за строительные материалы по объектам городского заказа и повышения эффективности использования бюджетных средств, в целях анализа тенденции изменения отпускных цен на строительные материалы на территории города Москвы. Данные мониторинга отпускных цен должны быть использованы при формировании сметных цен строительных материалов. 1.3. Принципами проведения мониторинга являются: актуальность - информация должна отражать действующие на момент проведения мониторинга цены; достоверность - информация, используемая в рамках мониторинга, должна быть официально подтверждена производителем/поставщиком; доступность - информация о результатах мониторинга должна быть доступной для заинтересованных лиц; постоянство - мониторинг должен осуществляться на постоянной основе с ежемесячной периодичностью. 1.4. Термины, используемые в Рекомендациях: мониторинг - систематический сбор и обработка информации о стоимости строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, используемой для принятия решений по обеспечению объективности расчетов за строительные материалы, изделия, конструкции и оборудование; строительные материалы, изделия и конструкции - совокупность определенных видов материалов, изделий и конструкций с конкретными потребительскими свойствами, применяемых при производстве строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ; отпускная цена на строительный материал - цена строительного материала (денежное выражение стоимости) в текущем уровне цен, в рублях, по которой производители и поставщики строительного материала отпускают его потребителям, зафиксированная на основании информации, полученной от производителей и поставщиков; текущий уровень цен - уровень цен месяца, в котором производится сбор информации; производители строительных материалов - организации (предприятия), независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм, осуществляющие производство строительных материалов; поставщики строительных материалов - организации (предприятия), независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм (сбытовые подразделения производителей, торговые дома, дилеры), осуществляющие поставку строительных материалов в городе Москве; дилер - юридическое или физическое лицо, закупающее строительные материалы оптом у производителя строительных материалов и торгующее ими на территории города Москвы оптом, мелким оптом или в розницу; материал-представитель - наиболее часто применяемая марка строительного материала с определенными свойствами в пределах группы однородных материалов; однородная группа материалов - совокупность определенных строительных материалов, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (маркой, толщиной, плотностью, сечением и т.д.), но однородны по своему потребительскому назначению; материальные ресурсы - это материалы, необходимые для выполнения производственной программы предприятия, которые расходуются с изменением формы, состава или состояния, при изготовлении изделий, производстве строительных работ. 2. Рекомендации проведения мониторинга за отпускными ценами на строительные материалы2.1. Мониторинг отпускных цен на строительные материалы осуществляется либо проверкой предоставленных производителями строительных материалов расчетных калькуляций отпускных цен, либо прямым наблюдением за отпускными ценами производителей и поставщиков строительных материалов. Для наблюдения используются отпускные цены, указанные в договорах поставки, счетах, каталогах, прайс-листах поставщиков, в том числе размещенных на сайтах или полученных по запросу (официальное письмо, факс, электронная почта), котировки на товарно-сырьевых биржах, а также результаты конкурсов и аукционов. Полученная прямым наблюдением информация о текущих отпускных ценах подвергается анализу на актуальность, достоверность и корректность, приводится к сопоставимому виду, после чего заносится в протоколы проведения мониторинга стоимости строительных материалов в соответствии с п. 2.4.5 настоящих рекомендаций. 2.2. Мониторинг отпускных цен на строительные материалы осуществляется без учета НДС и других налогов, не входящих в себестоимость. 2.3. При проверке предоставленных производителями расчетных калькуляций отпускных цен на строительные материалы необходимо учитывать следующее: 2.3.1. Расчетная калькуляция отпускных цен должна содержать следующие статьи затрат: затраты на приобретение материальных ресурсов, комплектующих и полуфабрикатов и транспортно-заготовительные расходы для них, затраты на оплату труда с учетом страховых взносов, затраты на приобретение энергоресурсов (газ, водоснабжение, теплоэнергия, электроэнергия), амортизация, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и др., а также прибыль. 2.3.2. Затраты на приобретение материальных ресурсов, комплектующих и полуфабрикатов должны учитываться по минимальным ценам города Москвы на момент составления калькуляций. Транспортно-заготовительные расходы должны быть подтверждены фактическими данными на момент составления калькуляций. Для расчета энергоресурсов применяются тарифы, утвержденные Федеральной службой по тарифам РФ (газ, железнодорожные перевозки) и Региональной энергетической комиссией города Москвы (водоснабжение, водоотведение). 2.3.3. Размер средств на оплату труда основных производственных рабочих учитывается исходя из норм времени, действующих на предприятии-изготовителе, с поправкой на среднеотраслевые (ЕНИРы) затраты труда и тарифные ставки на уровне, установленном Департаментом экономической политики и развития города Москвы. Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ определяются на основе действующей редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". 2.3.4. Результаты расчетов калькуляции отпускной цены на единицу измерения материала могут быть оформлены в свободной форме, но должны содержать статьи затрат, указанные в п. 2.3.1 - 2.3.2 настоящих рекомендаций. 2.3.5. Прибыль учитывается как необходимая для дальнейшего воспроизводства в разных отраслях. 2.3.6. Результаты рассмотрения расчетно-калькуляционных материалов предприятий-изготовителей строительных материалов для участников инвестиционно-строительного процесса, финансируемого из бюджета города Москвы заносятся в протокол проведения мониторинга стоимости строительных материалов, изделий и конструкций в соответствии с п. 2.4.6 настоящих рекомендаций. 2.4. Мониторинг прямым наблюдением за отпускными ценами производителей (поставщиков) строительных материалов рекомендуется осуществлять следующим образом: 2.4.1. За основу определения перечня наблюдаемых строительных материалов принимается номенклатура строительных материалов, имеющаяся в действующей редакции ТСН-2001.1 "Средние сметные цены на материалы, изделия и конструкции". Отобранные для наблюдения строительные материалы (по разделам и группам) вносятся в протокол проведения мониторинга стоимости строительных материалов, изделий и конструкций (форма протокола представлена в п. 2.4.5). 2.4.2. Номенклатура наблюдаемых строительных материалов должна расширяться новыми видами материалов, применяемыми в строительстве города Москвы. Новые материалы, согласованные Комитетом города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов, должны включаться в ТСН-2001.1 "Средние сметные цены на материалы, изделия и конструкции". 2.4.3. Мониторинг текущих отпускных цен одного строительного материала рекомендуется проводить не менее, чем по трем поставщикам. В качестве поставщиков рекомендуется выбирать крупные или средние организации производителей или региональных дилеров, осуществляющих прямые поставки в Москве. У выбранных поставщиков строительных материалов должен быть неизменный ассортимент, по которому ведется мониторинг, ассортимент не должен носить разовый или случайный характер. Для мониторинга уникального, специфического (изготовленного по индивидуальному заказу) или выпускаемого только одним предприятием материала (изделия, конструкции), разрешается осуществлять мониторинг менее, чем по трем поставщикам. При данном мониторинге цена принимается по прайс-листу, выставленному счету поставщика или проводится проверка расчетно-калькуляционных материалов, при предоставлении их производителем. Реестр производителей (поставщиков) формируется в начале отчетного года. По всем производителям (поставщикам) в реестре предоставляется информация о наименовании, форме собственности, адресе и контактной информации (сайт, телефон). Реестр оформляется протоколом регистрации организаций по нижеприведенной форме:
В случае если поставщик прекращает поставки строительных материалов на территории города Москвы или на его сайте нет информации о стоимости строительных материалов в текущем месяце, и он отказывается давать информацию о ценах, то он исключается из списка отобранных для мониторинга поставщиков, начиная с текущего месяца, организацией, формирующей реестр. Исключение оформляется протоколом (протокол составляется в свободной форме). 2.4.4. Мониторингу подлежат строительные материалы российского производства, за исключением случаев, когда необходимая продукция не имеет отечественных аналогов или применение продукции зарубежного производства имеет технико-экономическое обоснование. 2.4.5. Полученная информация о текущих ценах вносится в протокол проведения мониторинга стоимости строительных материалов, изделий и конструкций по следующей форме:
2.4.6. Полученные данные в результате проверки расчетно-калькуляционных материалов о текущих ценах заносятся в протокол мониторинга текущих отпускных цен предприятия-изготовителя по следующей форме:
2.4.7. Информация по стоимости строительных материалов для модернизации и строительства Московского метрополитена после рассмотрения предоставленных обосновывающих материалов оформляется письмами Москомэкспертизы. 2.4.8. Текущая отпускная цена строительного материала каждого поставщика определяется на основании прайс-листа за текущий месяц. В случае если на сайте у прайс-листа не указана дата текущего месяца, то данные включаются только после уточняющего запроса организации, ведущей мониторинг (официальное письмо, факс, электронная почта), поставщику о действительности прайс-листа в текущем месяце. Наблюдение за отпускными ценами на строительные материалы производится на единицу измерения, указываемую в прайс-листе производителя (поставщика). Если единица измерения отличается от единицы измерения в ТСН-2001.1 "Средние сметные цены на материалы, изделия и конструкции", то организацией ведущей мониторинг производится расчет приведенной текущей отпускной цены за единицу измерения из ТСН-2001. 2.4.9. Для получения более точной информации о ценах по каждой однородной группе материалов следует выбирать несколько материалов-представителей, по которым будет осуществляться мониторинг цен. 2.4.10. Для формирования сметных цен на строительные материалы берется минимальная цена по данным мониторинга. 2.4.11. Отчет в виде сборника "Информация о ценах на строительные материалы, изделия и конструкции, изготавливаемые предприятиями строительного комплекса города" формируется ежеквартально - в электронном (форматы Excel, PDF) и печатном вариантах. Отчет в виде сборника "Информация по стоимости материалов, изделий и конструкций для модернизации и строительства Московского метрополитена" формируется еженедельно - в электронном (формат PDF) и печатном вариантах. Отчеты в электронном виде о результатах мониторинга цен на строительные материалы размещаются на официальном сайте Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов для свободного доступа всех заинтересованных лиц. Электронный и печатный варианты отчетов хранятся в Комитете города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов. Часть II. Мониторинг отпускных цен на оборудование1. Общие положения1.1. Методические рекомендации проведения мониторинга отпускных цен на оборудование (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с Положением о Комитете города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов (утверждено постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2011 г. № 48-ПП) и определяет порядок сбора и обработки информации о ценах производителей и поставщиков оборудования. 1.2. Мониторинг отпускных цен на оборудование проводится для обеспечения объективности расчетов за оборудование по объектам городского заказа и повышения эффективности использования средств бюджета города Москвы, в целях анализа тенденции изменения отпускных цен на оборудование на территории города Москвы. Данные мониторинга отпускных цен должны быть использованы при формировании сметных цен оборудования. 1.3. Принципами проведения мониторинга являются: актуальность - информация должна отражать действующие на момент проведения мониторинга цены; достоверность - информация, используемая в рамках мониторинга, должна быть официально подтверждена производителем/поставщиком; доступность - информация о результатах мониторинга должна быть доступной для заинтересованных лиц; постоянство - мониторинг должен осуществляться на постоянной основе с ежеквартальной периодичностью. 1.4. Термины, используемые в Рекомендациях: мониторинг - систематический сбор и обработка информации о стоимости строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, используемой для принятия решений по обеспечению объективности расчетов за строительные материалы, изделия, конструкции и оборудование; оборудование - станки, установки, аппараты, машины, механизмы, приборы, технологические линии и т.п. устройства, монтируемые и не требующие монтажа, предназначенные для обеспечения функционирования предприятия, здания и сооружения; производители оборудования - организации (предприятия) независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм, осуществляющие производство оборудования; поставщики оборудования - организации (предприятия), независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм (сбытовые подразделения производителей, торговые дома, дилеры), осуществляющие поставку оборудования в городе Москве; дилер - юридическое или физическое лицо, закупающее оборудование оптом и торгующее им на территории города Москвы оптом, мелким оптом или в розницу; отпускная цена на оборудование - цена оборудования (денежное выражение стоимости) в текущем уровне цен, в рублях, по которой производители и поставщики оборудования отпускают его потребителям, зафиксированная на основании информации, полученной от производителей и поставщиков; текущий уровень цен - уровень цен месяца, в котором производится сбор информации. 2. Порядок мониторинга за отпускными ценами на оборудование2.1. Мониторинг отпускных цен на оборудование осуществляется прямым наблюдением за фактически сложившимися отпускными ценами на поставляемую продукцию производителей (перечень цен или предоставление калькуляций) или за ценами дилеров на территории города Москвы. Для наблюдения используются отпускные цены, указанные в договорах поставки (с учетом условий договора), счетах, каталогах, прайс-листах поставщиков, в том числе размещенных на официальных сайтах или полученных по запросу (официальное письмо, факс, электронная почта), а также результаты конкурсов и аукционов. Полученная информация о текущих ценах подвергается анализу на актуальность, достоверность и корректность, приводится к сопоставимому виду, после чего заносится в протокол проведения мониторинга стоимости оборудования в соответствии с п. 2.9.1 настоящих рекомендаций. 2.2. Мониторинг отпускных цен на оборудование осуществляется без учета НДС и других налогов, не входящих в себестоимость. Также не учитываются другие расходы, оплачиваемые отдельно, сверх цены производства. Если стоимость тары входит в стоимость оборудования, то цены на такие виды оборудования рассматриваются, включая затраты на упаковку. 2.3. За основу определения перечня наблюдаемого оборудования принимается номенклатура действующей редакции части 2 ТСН-2001.13-1 "Сборник средних сметных цен на оборудование, мебель, инвентарь и принадлежности". Номенклатура наблюдаемого оборудования может дополняться новыми видами, модификациями, применяемыми в строительстве города Москвы, учитывая правила отнесения к оборудованию, установленные Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 года № 359 и СНиП IV-11-84 "Правила определения сметной стоимости оборудования". Новое оборудование включается в банк данных Комитетом города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов. 2.4. Мониторингу подлежит оборудование российского производства, за исключением случаев, когда оборудование не имеет отечественных аналогов и его применение имеет технико-экономическое обоснование. 2.5. За основу определения перечня наблюдаемого оборудования принимается номенклатура оборудования имеющаяся в действующей редакции части 2 ТСН-2001.13-1 "Сборник средних сметных цен на оборудование, мебель, инвентарь и принадлежности". Отобранное для наблюдения оборудование (по разделам и группам) вносится в протокол проведения мониторинга стоимости оборудования (п. 2.9.1). 2.6. Мониторинг текущих отпускных цен одного вида (наименования) оборудования рекомендуется проводить не менее чем по трем поставщикам. В качестве поставщиков рекомендуется выбирать крупные или средние организации производителей или региональных дилеров, осуществляющих прямые поставки в городе Москве. У выбранных поставщиков оборудования должен быть неизменный ассортимент оборудования, по которому ведется мониторинг, ассортимент не должен носить разовый или случайный характер. Для мониторинга уникального, специфического (изготовленного по индивидуальному заказу) или выпускаемого только одним предприятием оборудования разрешается осуществлять мониторинг менее, чем по трем поставщикам. При данном мониторинге цена принимается по прайс-листу, выставленному счету поставщика или проводится проверка расчетно-калькуляционных материалов, при предоставлении их производителем. 2.7. При проверке предоставленных производителями расчетных калькуляций отпускных цен на оборудование необходимо учитывать следующее: 2.7.1. Расчетная калькуляция отпускных цен должна содержать следующие статьи затрат: затраты на приобретение материальных ресурсов, комплектующих и полуфабрикатов и транспортно-заготовительные расходы для них, затраты на оплату труда с учетом страховых взносов, затраты на приобретение энергоресурсов (газ, водоснабжение, теплоэнергия, электроэнергия), амортизация, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и др., а также прибыль. 2.7.2. Затраты на приобретение материальных ресурсов, комплектующих и полуфабрикатов должны учитываться по минимальным ценам города Москвы на момент составления калькуляций. Транспортно-заготовительные расходы должны быть подтверждены фактическими данными на момент составления калькуляций. Для расчета энергоресурсов применяются тарифы, утвержденные Федеральной службой по тарифам РФ (газ, железнодорожные перевозки) и Региональной энергетической комиссией города Москвы (водоснабжение, водоотведение). 2.7.3. Размер средств на оплату труда основных производственных рабочих учитывается исходя из норм времени, действующих на предприятии-изготовителе, с поправкой на среднеотраслевые (ЕНИРы) затраты труда и тарифные ставки на уровне, установленном Департаментом экономической политики и развития города Москвы. Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ определяются на основе действующей редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". 2.7.4. Результаты расчетов калькуляции отпускной цены на единицу измерения оборудования могут быть оформлены в свободной форме, но должны содержать статьи затрат, указанные в п. 2.7.1 - 2.7.2 настоящих рекомендаций. 2.7.5. Прибыль учитывается как необходимая для дальнейшего воспроизводства в разных отраслях. 2.8. Реестр производителей (поставщиков) формируется в начале отчетного года организацией, проводящей мониторинг. По всем производителям (поставщикам) в реестре предоставляется информация о наименовании, форме собственности, адресе и контактной информации (сайт, телефон). Реестр оформляется протоколом регистрации организаций по нижеприведенной форме:
В случае если поставщик прекращает поставки оборудования на территории города Москвы или на его сайте нет информации о стоимости оборудования в текущем месяце и он отказывается давать информацию о ценах, то он исключается из списка отобранных для мониторинга поставщиков, начиная с текущего месяца, организацией, формирующей реестр. Исключение оформляется протоколом (протокол составляется в свободной форме). 2.9. Наблюдение и учет отпускных цен производителей (поставщиков) оборудования рекомендуется осуществлять следующим образом: 2.9.1. Результаты мониторинга вносятся в протокол проведения мониторинга стоимости оборудования по следующей форме:
2.9.2. Информация по стоимости оборудования для модернизации и строительства Московского метрополитена после рассмотрения предоставленных обосновывающих материалов оформляется письмами Москомэкспертизы. 2.9.3. Текущая отпускная цена оборудования каждого производителя (поставщика) определяется на основании его прайс-листа, счетов, возможно калькуляций, полученных по официальному запросу производителю (поставщику) или с его официального сайта. В случае если на сайте у прайс-листа не указана дата текущего месяца, то данные включаются только после уточняющего запроса организации, ведущей мониторинг (официальное письмо, факс, электронная почта), поставщику о действительности прайс-листа в текущем месяце. 2.9.4. Для формирования сметных цен на вид оборудования берется минимальная цена по данным мониторинга. 2.9.5. Отчет в виде сборника "Информация по стоимости материалов, изделий, конструкций и оборудования для модернизации и строительства Московского метрополитена" формируется еженедельно - в электронном (формат PDF) и печатном вариантах. Отчет в электронном виде о результатах мониторинга цен на оборудование размещается на официальном сайте Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов для свободного доступа всех заинтересованных лиц. Электронный и печатный варианты отчета хранятся в Комитете города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов. Часть III. Перечень используемых нормативно-методических документов3.1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. 3.2. МДС 81-35.2004 Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ. 3.3. Территориальные сметные нормативы для Москвы ТСН-2001. Глава 13. Правила определения сметной стоимости оборудования. 3.4. Методологическое руководство по регистрации цен производителей промышленной продукции. Госкомстат России 2002 год. 3.5. Методологические положения по наблюдению за ценами производителей промышленных товаров и расчету индексов цен. Госкомстат России 2008 год. 3.6. Методологические разработки Росстата. Госкомстат России 2010 год. 3.7. Порядок наблюдения за ценами производителей и определение системы индексов цен на промышленную продукцию. Госкомстат России 2010 год. 3.8. Рекомендации по организации наблюдения за уровнем и динамикой цен на материально-технические ресурсы (цен приобретения). Госкомстат России 2010 год.
|