На главную | База 1 | База 2 | База 3

Письмо Министерства здравоохранения РФ
от 16 апреля 2013 г. № 24-5-2041554

Департамент охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека рассмотрел обращение исполнительного директора Е.В. Довлатова по вопросу содействия в аннулировании гигиенического норматива на кремний в питьевой воде и сообщает.

Присутствие в питьевой воде кремния имеет особое значение для ряда субъектов Российской Федерации, например, Хабаровского края, Республики Калмыкия, Республики Чувашия, г. Ставрополя и др., где концентрации кремния в некоторых водозаборах подземных вод могут значительно превышать уровень ПДК.

В настоящее время в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 (таблица 3) ПДК кремния в питьевой воде составляет 10 мг/л. Указанная величина регламентирует содержание в воде активированной кремниевой кислоты, используемой при водоподготовке, и кремния, поступающего в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека (приложение 2 документа). В отношении кремния природного происхождения разъяснения в санитарно-эпидемиологических требованиях СанПиН 2.1.4.1074-01 отсутствуют. Гигиенический норматив кремния 10 мг/л указан и в гигиеническом нормативе ГН 2.1.5.1315-03, требования которого распространяются на воду подземных и поверхностных водоисточников питьевого водоснабжения населения и на питьевую воду, включая системы горячего водоснабжения. Однако, относительно характеристики кремния (природного, техногенного, используемого в составе реагентов для обработки воды) в ГН 2.1.5.1315-03 также не приводится.

В связи с чем, постоянно дискутируется целесообразность и правомерность использования гигиенического норматива кремния в питьевой воде на уровне 10 мг/л.

По информации, предоставленной ФГБУ "НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина" Минздрава России, проблема кремния питьевой воды весьма неоднозначна.

Кремний поступает в организм человека с пищей, питьевой водой, напитками, может содержаться в пищевых добавках, фармпрепаратах и косметике. При этом кремний обнаруживается в организме человека практически во всех тканях, его биологическая роль остается до конца не выясненной. Однако установлено, что соединения кремния необходимы для нормального развития и функционирования эпителиальных и соединительных тканей. Считается также, что кремний защищает интиму кровеносных сосудов от инфильтрации липидами, способствует биосинтезу коллагена и образованию костной ткани.

Имеющиеся данные о токсичности кремния, поступающего в организм человека с питьевой водой, противоречивы и не позволяют с надежностью судить о безопасных для населения концентрациях элемента в воде.

С одной стороны, существует мнение о низкой токсичности кремния при его энтеральном поступлении в организм. В его основе - изучение действия кремния в острых, подострых и хронических опытах на лабораторных животных. Как одно из наиболее авторитетных исследований с повторным поступлением кремния организм животных в иностранной литературе цитируется работа G.S. Smith et al, 1973 (J. Animal Sc. 36 (2): 271 - 278; OECD SIDS Soluble silicates, 2004). Согласно полученным в ней результатам, в 180-дневном эксперименте на крысах при поступлении с питьевой водой доза кремния 74,2 мг/кг оказалась недействующей. Это соответствует концентрации кремния в питьевой воде на уровне 1484 мг/л.

С другой стороны, обращают на себя внимание материалы эпидемиологических исследований, выполненных как в нашей стране, так и за рубежом. В частности, некоторые отечественные авторы подчеркивают, что избыточное поступление в организм кремния в кремниевых биогеохимических провинциях сопряжено с неблагоприятным влиянием на здоровье - нарушениями функций сердечно-сосудистой системы, дисбалансом фосфорно-кальциевого и липидного обмена, образованием камней в мочевых путях (Авцын А.П. и др. Микроэлементозы человека. 1991; Сусликов В.Л. Геохимическая экология болезней, т. 2. Атомовиты. 2000; БМЭ, т. 11, 1979). Однако в статье В.Т. Мазаева и Т.Г. Шлепниной указывается на методические ошибки этих исследований, ненадежность полученных в них результатов и, как следствие, их непригодность для обоснования ПДК кремния в питьевой воде (ВСТ, 2011, № 7, с. 13 - 20). Очевидно, эти критические замечания должны быть приняты во внимание. Тем не менее, нельзя не отметить, что похожие публикации имеются и в иностранной научной печати. Они касаются Балканской эндемической нефропатии, предположительно связанной с повышенным содержанием кремния в питьевой воде.

В мировой практике регулирования качества питьевой воды, кремний не рассматривается как элемент, приоритетный для контроля в питьевой воде, что вероятно, может быть связано и с незначительными уровнями содержания в водах указанных регионов и государств.

Таким образом, в настоящее время весьма сложно с уверенностью ответить на вопрос о целесообразности аннулирования ПДК кремния в питьевой воде в нормативных документах водно-санитарного законодательства Российской Федерации. Скорее, речь может идти о коррекции норматива с учетом как особенностей действия кремния на организм человека, так и вклада различных его форм (растворенной, коллоидной и взвеси) в итоговую величину ПДК.

Следует также выяснить, необходимость дифференциации норматива кремния в питьевой воде в зависимости от химической формы и от источника поступления в воду (природный, техногенный кремний, или вносимый в воду в составе реагентов при водоподготовке на водопроводных станциях).

Одновременно сообщаем, что согласно изменениям, внесенным от 19.03.2013 № 213 в Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет функции по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

 

Директор Департамента

М.П. Шевырева