ГОСТ Р 22.3.03-94
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским
институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС)
МЧС России, доработан с участием рабочей группы специалистов Технического
комитета по стандартизации ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация
чрезвычайных ситуаций»
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71
«Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»
2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Постановлением Госстандарта России от 22 декабря 1994 г. № 329
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ГОСТ Р 22.3.03-94
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ
Основные положения
Safety in emergencies.
Protection of population.
Basic principles.
1. ОБЛАСТЬ
ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт устанавливает основные положения и
требования к организации и проведению работ по защите жизни и здоровья
населения в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС), вызванных природными
стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами, и является основой
для разработки и практического применения уполномоченными на то
научно-исследовательскими учреждениями, органами и звеньями представительной и
исполнительной власти РФ нормативной документации и выполнения соответствующих
мероприятий по конкретным направлениям и разделам общей программы обеспечения
безопасности людей в ЧС.
Положения стандарта применяются органами
государственного управления и регулирования, министерствами и ведомствами
Российской Федерации и входящими в ее состав субъектами Федерации, государственными,
кооперативными, общественными, акционерными и частными предприятиями,
объединениями, организациями и учреждениями Российской Федерации и гражданами,
обязанными обеспечивать безопасность персонала и населения на местности,
участвовать в решении задач планирования, регулирования, координации,
руководства и осуществления комплекса работ по обеспечению защиты населения при
ЧС, обусловленных природными стихийными бедствиями, техногенными авариями и
катастрофами, нарушающими нормальные условия жизни и деятельности на объекте
или на определенной территории (акватории) и могущих привести к людским
потерям.
2. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Обеспечение безопасности людей в ЧС,
обусловленных природными стихийными бедствиями, техногенными авариями и
катастрофами, а также применением современного оружия (военные ЧС) является
общегосударственной задачей, обязательной для решения всеми территориальными,
ведомственными и функциональными органами управления и регулирования, службами
и формированиями, а также подсистемами, входящими в Российскую систему
предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).
2.2. Безопасность людей в ЧС должна обеспечиваться:
- снижением вероятности возникновения и уменьшением
возможных масштабов источников природных, техногенных и военных ЧС;
- локализацией, блокированием, подавлением,
сокращением времени существования, масштабов и ослабления действия поражающих
факторов и источников ЧС;
снижением опасности поражения людей в ЧС путем
предъявления и реализации специальных требований к расселению людей,
рациональному размещению потенциально опасных и иных производств, транспортных
и прочих техногенно опасных и жизненно важных объектов и коммуникаций, созданию
объектов с внутренне присущей безопасностью и средствами локализации и
самоподавления аварий, а также путем рациональной планировки и застройки
городов и других населенных пунктов, строительства специфически устойчивых в
конкретных ЧС зданий и сооружений, принятия соответствующих
объемно-планировочных и конструктивных решений;
- повышением устойчивости функционирования систем и
объектов жизнеобеспечения и профилактикой нарушений их работы, могущих создать
угрозу для жизни и здоровья людей;
- организацией и проведением защитных мероприятий в
отношении населения и персонала аварийных и прочих объектов при возникновении,
развитии и распространении поражающих воздействий источников ЧС, а также
осуществлением аварийно-спасательных и других неотложных работ по устранению
непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, восстановлению жизнеобеспечения
населения на территориях, подвергшихся воздействию разрушительных и вредоносных
сил природы и техногенных факторов;
- ликвидацией последствий и реабилитацией населения,
территорий и окружающей среды, подвергшихся воздействию при ЧС.
2.3. Защита населения - комплекс взаимоувязанных по
месту, времени проведения, цели, ресурсам мероприятий РСЧС, направленных на
устранение или снижение на пострадавших территориях до приемлемого уровня
угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в
условиях реализации опасных и вредных факторов стихийных бедствий, техногенных
аварий и катастроф.
Мероприятия по защите людей от источников ЧС должны
планироваться в объемах, гарантирующих непревышение нормативного воздействия на
них возможных поражающих факторов для расчетной ЧС.
В условиях возникновения ЧС мероприятия по защите
должны осуществляться в объемах, обеспечивающих непревышение допустимого
нормативного воздействия на людей реализовавшихся поражающих факторов.
Если в силу складывающихся обстоятельств установленные
нормативы допустимых опасных воздействий могут быть превышены, мероприятия по
защите людей надлежит проводить по направлениям и в масштабах, позволяющих
максимально ослабить это воздействие.
2.4. Потенциальная угроза жизни и здоровью населения в
ЧС может реализоваться вследствие высвобождения в природную среду обитания
человека больших количеств сконцентрированной энергии, опасных и вредных для
жизни и здоровья людей веществ и агентов при:
- непосредственном воздействии на людей стихийных сил
природы, поражающих факторов техногенных аварий и катастроф, а также применении
современных средств вооруженной борьбы;
- высвобождении в природную среду обитания человека
больших количеств сконцентрированной энергии, опасных и вредных для жизни и
здоровья людей веществ и агентов;
- разрушении энергонасыщенных и других потенциально
опасных объектов, установок и технических систем промышленного,
экспериментально-производственного, исследовательского и складского назначения;
- разрушении и критическом нарушении работы систем или
объектов жизнеобеспечения людей в местах проживания.
2.5. Защите
в ЧС подлежит все население с учетом численности и особенностей составляющих
его основных категорий и групп облей на конкретных территориях: демографических
(возраст, пол), по состоянию здоровья) уровень общей сопротивляемости организма
действию экстремальных факторов и неблагоприятных условий жизни и быта,
физическая и психическая способность к коллективным и самостоятельным защитным
действиям, к пользованию средствами индивидуальной защиты) и т. д. Эти
особенности подлежат учету при выборе эффективных, социально обоснованных и
экономически реальных вариантов защиты, соответствующих специфике защищаемых
контингентов, при разработке планов защиты населения в ЧС на подконтрольных
территориях, а также при организации и проведении всесторонней подготовки к
выполнению намеченного комплекса защитных мероприятий.
2.6.
Мероприятия по подготовке к действиям по защите населения в ЧС следует
планировать и осуществлять дифференцированно по видам и степеням возможной
опасности на конкретных территориях и с учетом насыщенности этих территорий
объектами промышленного назначения, гидросооружениями, объектами и системами
производственной и социальной инфраструктуры; наличия, номенклатуры, мощности и
размещения потенциально опасных объектов; характеристик, в том числе по
стоимости и защитным свойствам в условиях ЧС, имеющихся зданий и сооружений и
их строительных конструкций; особенностей расселения жителей; климатических и
других местных условий.
2.7. Систему защиты населения в ЧС следует формировать
на основе разбивки подконтрольной территории на зоны вероятных ЧС по
результатам:
- анализа вероятности возникновения на данной
территории и на отдельных ее элементах ЧС;
- прогнозирования характера, масштабов и времени
существования вероятных ЧС;
- оценки возможных факторов риска, интенсивности
формирования и проявления поражающих факторов и воздействий источников ЧС;
- оценки особенностей техносферы и населения
подконтрольной территории и ее элементов по показателям и характеристикам
согласно 2.5 и 2.6.
Для выделенных зон опасности и согласно совокупным
характеристикам относящихся к ним территорий, объектов техносферы и населения,
необходимо разрабатывать типовые варианты защиты населения и проводить
мероприятия по заблаговременной подготовке к действиям в экстремальной
обстановке. Типовые варианты защиты должны служить основой для выбора рабочего
плана действий на данной территории при конкретной ЧС.
При необходимости принятый в качестве рабочего план
следует корректировать в соответствии со складывающейся обстановкой.
2.8. Объемы и сроки проведения мероприятий по
заблаговременной подготовке системы защиты населения определяют исходя из
принципа разумной достаточности в обеспечении безопасности населения в условиях
ЧС мирного времени.
Достаточный уровень заблаговременной подготовки системы
защиты населения для военного времени определяют исходя из условия равной
безопасности населения нашей страны и стран возможного противника.
Мероприятия по защите населения в ЧС следует
планировать и проводить при рациональном расходовании материальных и финансовых
ресурсов, максимальном использовании существующих, дооснащаемых и вновь
создаваемых производств, зданий и сооружений и объектов инфраструктуры,
технических защитных и спасательных средств, приспособлений, специальной
оснастки, профилактических и лечебных препаратов и прочего имущества.
3.
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ЧС
И УСЛОВИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
3.1. Для защиты жизни и здоровья населения в ЧС
следует применять следующие основные мероприятия гражданской обороны,
являющиеся составной частью мероприятий РСЧС:
- укрытие людей в приспособленных под нужды защиты
населения помещениях производственных, общественных и жилых зданий, а также в
специальных защитных сооружениях;
- эвакуацию населения из зон ЧС;
- использование средств индивидуальной защиты органов
дыхания и кожных покровов;
- проведение мероприятий медицинской защиты;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных
работ в зонах ЧС.
3.2. Укрытие населения в приспособленных помещениях и
в специальных защитных сооружениях следует проводить по месту постоянного
проживания или временного нахождения людей непосредственно во время действия
поражающих факторов источников ЧС, а также при угрозе их возникновения.
3.3. Эвакуация
населения из зон ЧС
3.3.1. Эвакуацию следует проводить в случае угрозы
возникновения или появления реальной опасности формирования в этих зонах под
влиянием разрушительных и вредоносных сил природы, техногенных факторов и
применения современного оружия критических условий для безопасного нахождения
людей, а также при невозможности удовлетворить в отношении жителей пострадавших
территорий минимально необходимые требования и нормативы жизнеобеспечения.
3.3.2. Эвакуацию следует осуществлять путем
организованного вывода и (или) вывоза населения в близлежащие безопасные места,
заранее подготовленные по планам экономического и социального развития
соответствующих регионов, городов и населенных пунктов и оборудованные в
соответствии с требованиями и нормативами временного размещения, обеспечения
жизни и быта людей.
3.4. Использование
средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов
3.4.1. Средства индивидуальной защиты органов дыхания
и кожи (СИЗ) в системе защитных мероприятий в зонах ЧС должны предотвращать
сверхнормативные воздействия на людей опасных и вредных аэрозолей, газов и
паров, попавших в окружающую среду при разрушении оборудования и коммуникаций
соответствующих объектов, а также снижать нежелательные эффекты действия на
человека светового, теплового и ионизирующего излучений.
3.4.2. В качестве средств индивидуальной защиты
органов дыхания следует использовать общевойсковые, гражданские и промышленные
противогазы, выпускаемые промышленностью респираторы (в том числе выпускаемые
для производственных целей), простейшие и подручные средства (противопыльные
тканевые маски и повязки).
В качестве средств индивидуальной защиты кожи надлежит
использовать общевойсковые защитные комплекты, различные защитные костюмы
промышленного изготовления и простейшие средства защиты кожи (производственная
и повседневная одежда, при необходимости пропитанная специальными растворами).
3.4.3. Выпускаемые промышленностью СИЗ должны быть
направлены преимущественно для обеспечения личного состава формирований,
подготавливаемых для проведения спасательных и других неотложных работ в очагах
поражения. Остальное население должно использовать простейшие и подручные
средства.
3.5. Проведение
мероприятий медицинской защиты
3.5.1. Мероприятия медицинской защиты населения при ЧС
следует проводить с целью предотвращения или снижения тяжести поражений, ущерба
для жизни и здоровья людей под воздействием опасных и вредных факторов
стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также для обеспечения эпидемического
благополучия в районах ЧС и в местах дислокации эвакуированных. Эти цели должны
достигаться применением профилактических медицинских препаратов-антидотов,
протекторов, стимуляторов резистентности, своевременным оказанием
квалифицированной медицинской помощи пораженным и их специализированным
стационарным лечением до определившегося исхода, иммунопрофилактикой среди
категорий лиц повышенного риска инфицирования и проведением других
противоэпидемических мероприятий.
3.5.2. Мероприятия медицинской защиты в природных и
техногенных ЧС следует планировать и осуществлять с использованием наличных сил
и средств министерств и ведомств Российской Федерации, непосредственно решающих
задачи защиты жизни и здоровья людей, а также специализированных функциональных
подсистем РСЧС: экстренной медицинской помощи, санитарно-эпидемиологического
надзора, защиты и жизнеобеспечения населения в ЧС, экологической безопасности и
других, с их наращиванием путем создания и развертывания необходимого
количества медицинских формирований и учреждений.
3.5.3. Первую медицинскую помощь пострадавшим до их
эвакуации в лечебные учреждения оказывают непосредственно в очагах поражения в
ходе спасательных и других неотложных работ. Оказание этой помощи следует
осуществлять с участием заранее формируемых для такой цели из самого населения
санитарных постов и санитарных дружин, в состав которых надлежит включать лиц,
специально обученных общим приемам оказания само- и взаимопомощи и способных
организовать практическое выполнение населением этих приемов в экстремальных
условиях.
3.5.4. В рамках подготовки к выполнению мероприятий
медицинской защиты населения в ЧС следует заблаговременно создавать также
специальные медицинские формирования и учреждения; вести подготовку
медицинского персонала; накапливать медицинские средства защиты, медицинского и
специального имущества и техники для оснащения медицинских формирований и
учреждений; проводить профилактические мероприятия и прививки населению;
подготавливать к развертыванию дополнительную коечную сеть; разрабатывать
режимы поведения и действия населения в ЧС.
3.6. Проведение
аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС
3.6.1. Аварийно-спасательные и другие неотложные
работы в зонах ЧС следует проводить с целью срочного оказания помощи населению,
которое подверглось непосредственного или косвенному воздействию разрушительных
и вредоносных сил природы, техногенных аварий и катастроф, а также для
ограничения масштабов, локализации или ликвидации возникших при этом ЧС.
3.6.2. Комплексом аварийно-спасательных работ
необходимо обеспечить поиск и удаление людей за пределы зон действия опасных и
вредных для их жизни и здоровья факторов, оказание неотложной медицинской
помощи пострадавшим и их эвакуацию в лечебные учреждения, создание для
спасенных необходимых условий физиологически нормального существования человеческого
организма.
3.6.3. Неотложные работы должны обеспечивать
блокирование, локализацию или нейтрализацию источников опасности, снижение
интенсивности, ограничение распространения и устранение действия на людей
поражающих факторов в зоне бедствия, аварии или катастрофы до уровней,
позволяющих эффективно применить другие мероприятия защиты.
3.6.4. Аварийно-спасательные и другие неотложные
работы следует планировать и осуществлять с использованием сил и средств
министерств и ведомств, межотраслевых государственных консорциумов, корпораций,
концернов и ассоциаций РФ, а также территориальных, функциональных и
ведомственных подсистем РСЧС по принадлежности подконтрольных им территорий и
объектов, располагающих необходимыми специалистами (здравоохранения, охраны
правопорядка, материально-технического снабжения, социального обеспечения и
др.) и техническими средствами, которые пригодны для использования в очагах
поражения в целях перевозки людей, в ом числе с травмами и повреждениями,
производства демонтажных, монтажных, дорожных, погрузочно-разгрузочных и
земляных работ, проведение дегазации, дезактивации, дезинфекции и прочих
специальных работ.
3.6.5. В зонах поражения необходимо организовать
жизнеобеспечение населения и личного состава формирований, привлекаемых к
участию в спасательных и других неотложных работах.
3.7. Заблаговременная подготовка и ввод в действие
планов защиты населения в ЧС, обусловленных природными стихийными бедствиями,
техногенными авариями, катастрофами, а также применением современного оружия,
должны предусматривать проведение согласованных по времени, целям и средствам
работ по планированию и осуществлению комплекса организационных,
инженерно-технических и специальных мероприятий гражданской обороны, а также по
формированию необходимых для этого сил и средств.
3.8. Планирование, организация исполнения и
непосредственное руководство проведением мероприятий по защите населения в ЧС
находятся в компетенции органов исполнительной власти на местах, постоянно
действующих территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям, соответствующих
территориальных, функциональных и ведомственных звеньев РСЧС,
специализированных органов управления, сил и формирований ГО, диспетчерских
(дежурных) служб предприятий и других объектов.
При необходимости к проведению указанных работ могут
привлекаться союзы, ассоциации спасательных формирований, добровольные общества
спасателей и другие объединения. В исключительных обстоятельствах, связанных с
необходимостью экстренного проведения спасательных и других неотложных работ,
допустима мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан
для проведения указанных работ при обязательном обеспечении безопасности труда.
3.9. Применение комплекса мероприятий по защите
населения в ЧС в рамках РСЧС должно обеспечиваться:
- организацией и осуществлением непрерывного
наблюдения, контроля и прогнозирования состояния природной Среды, возникновения
и развития опасных для населения природных явлений, техногенных аварий и
катастроф с учетом особенностей подконтрольных территорий;
- своевременным оповещением инстанций, органов
руководства и управления, а также должностных лиц об угрозе возникновения ЧС и
их развитии, а также доведением до населения установленных сигналов и порядка
действий в конкретно складывающейся обстановке;
- обучением населения действиям в ЧС и его
психологической подготовкой;
- разработкой и осуществлением мер по жизнеобеспечению
населения на случай природных и техногенных ЧС.
Порядок, силы и средства осуществления указанных
обеспечивающих мероприятий, их согласованность в различных звеньях управления и
исполнения при решении задач достижения безопасности населения в ЧС должны
регламентироваться самостоятельными нормативными документами.
Ключевые слова: безопасность, защита, чрезвычайная
ситуация, мероприятия, эвакуация, укрытие, средства индивидуальной защиты,
медицинская защита, аварийно-спасательные работы