Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 23 марта 2015 г. № 87/202/пр "Об утверждении требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства, в том числе требований к ее архитектуре" В соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 30, ст. 4210) приказываем: утвердить прилагаемые требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства, в том числе требования к ее архитектуре.
Требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства, в том числе требования к ее архитектуре (утв. приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и
Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ 1. Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) должна соответствовать следующим требованиям: 1) открытость спецификаций единых форматов для информационного взаимодействия иных информационных систем с системой, в том числе в целях обновления содержащейся в системе информации; 2) модульность, позволяющая осуществлять развитие и увеличение функциональных возможностей системы; 3) масштабируемость, не допускающая снижения функциональности системы в связи с ростом объема хранимой и обрабатываемой в системе информации; 4) адаптивность, соблюдаемая путем обеспечения удобного доступа к системе для всех групп пользователей информации и поставщиков информации с функциональностью, соответствующей задачам, решаемым этими группами пользователей информации и поставщиков информации; 5) функциональное соответствие, основанное на том, что архитектура системы должна отвечать функциональным требованиям к системе; 6) осуществление форматно-логического контроля размещаемых в системе сведений; 7) использование интуитивно понятного интерфейса, предоставляющего возможность использования информации пользователями системы и размещения информации в системе поставщиками информации; 8) обеспечение развитых средств навигации внутри системы, поиска необходимой информации, а также представления результатов поиска в удобной форме. 2. Размещение информации в системе осуществляется на русском языке. Лингвистические средства обеспечения эксплуатации системы должны обеспечивать доступ пользователей информации и поставщиков информации к содержащейся в системе информации на русском языке. Наименования иностранных юридических лиц, российских юридических лиц, имеющих наименование на иностранном языке, имена физических лиц, иностранные официальные и общепринятые технические обозначения, а также наименования приборов учета энергетических ресурсов могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита. 3. В состав лингвистических средств обеспечения эксплуатации системы должна входить подсистема нормативно-справочной информации в сфере жилищно-коммунального хозяйства. 4. Программное обеспечение и технологические средства системы должны обеспечивать доступ пользователей к ознакомлению с общедоступной информацией, размещенной в системе, на основе распространенных веб-обозревателей. При этом не должна предусматриваться обязательная установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра сайтов программных и технологических средств. 5. Программное обеспечение и технологические средства системы должны обеспечивать ввод информации, в том числе путем заполнения экранных форм веб-интерфейса системы, а также возможность прикрепления к размещаемой информации документов в виде отдельных файлов. 6. Система должна функционировать в непрерывном режиме. Оператор обеспечивает: а) бесперебойную круглосуточную работу системы 7 дней в неделю, 365/366 дней в году, а также целостность, устойчивость функционирования и безопасность системы в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации к информационным системам общего пользования; б) быстрое (не более одного часа) восстановление работоспособности системы и ее частей в случае отказа их работы; в) постоянное проведение мониторинга событий и текущего состояния системы и ее частей, позволяющего непрерывно отслеживать доступность программно-аппаратного комплекса системы и текущее состояние использования оборудования, а также незамедлительно формировать уведомления оператору системы об отказе работы системы и ее частей; г) контроль и анализ текущей производительности и других параметров работы системы и ее частей, своевременное выявление угроз, ограничивающих ее производительность и устойчивость; д) резервное копирование программного обеспечения и информации, содержащейся в системе, а также долгосрочное хранение всей информации, размещаемой в системе; е) соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований информационной безопасности и защиту персональных данных, размещенных в системе; ж) ведение электронных журналов учета операций, выполненных с помощью программного обеспечения и технологических средств, позволяющих обеспечивать учет всех действий по размещению, изменению и удалению информации в системе, фиксировать точное время осуществления таких действий, а также информацию о пользователях, об уполномоченном лице поставщика информации, оператора системы, которые осуществили указанные действия в системе. 7. Оператор обязан при изменении единых форматов для передачи данных для информационного взаимодействия иных информационных систем с системой не менее чем за 14 дней до момента начала использования новых единых форматов уведомить всех пользователей системы путем размещения на сайте системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" соответствующего сообщения, с приложением новых единых форматов и указанием даты начала их использования, а также обеспечить возможность приема системой информации из иных информационных систем с использованием новых единых форматов с указанной даты. 8. Система состоит из открытой части, закрытой части и части, предназначенной для организации взаимодействия системы с другими информационными системами. В открытой части системы размещается общедоступная информация. Закрытая часть системы предназначена для ведения личных кабинетов пользователей системы. 9. Основу системы составляют следующие программные компоненты: - портал системы; - функциональные подсистемы (компоненты, реализующие функциональные задачи системы); - обеспечивающие подсистемы. 10. Портал системы предназначен для размещения общедоступной информации о состоянии жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, а также для предоставления возможностей по работе пользователей системы в личных кабинетах. 11. Система должна иметь следующие функциональные подсистемы: а) подсистема ведения реестра программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, предназначенная для консолидации сведений государственных и муниципальных программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства; б) подсистема электронных паспортов многоквартирных и жилых домов, электронных документов о состоянии расположенных на территориях муниципальных образований объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, предназначенная для ведения электронных паспортов многоквартирных и жилых домов, электронных документов о состоянии объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры; в) подсистема ведения сведений о деятельности поставщиков информации, размещающих информацию в системе, предназначенная для ведения реестров указанных поставщиков информации, обеспечения возможности раскрытия ими информации о своей деятельности; г) подсистема управления жилищно-коммунальным хозяйством, предназначенная для обеспечения возможностей по учету поставки ресурсов, выполнения работ, оказания услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе планированию и учету проведения планово-предупредительных работ, учету аварийных работ, учету ограничения или приостановки предоставления коммунальных услуг, передачи показаний приборов учета, размещения информации из реестров, содержащих сведения о лицензиях на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а также голосования собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества собственников жилья, членов жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива при проведении ими собраний с использованием системы; д) подсистема ведения лицевых счетов, обеспечивающая возможности по ведению лицевых счетов потребителей, просмотра и печати платежных документов, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги с использованием системы, а также передачи сведений и документов о внесении соответствующей платы; е) подсистема инспектирования жилищного фонда, предназначенная для планирования и проведения мероприятий, связанных с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, размещения информации о выявленных в ходе проведения лицензионного контроля нарушениях лицензионных требований и о привлечении к ответственности за такие нарушения, а также о предпринятых мерах по пресечению допущенных нарушений; ж) подсистема управления обращениями граждан, предназначенная для обеспечения возможностей формирования и направления гражданами обращений по вопросам жилищно-коммунального хозяйства лицам, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, лицам, осуществляющим поставки ресурсов для оказания коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также для обеспечения возможностей контроля рассмотрения обращений граждан, подготовки и направления на них ответов. 12. Система должна иметь следующие обеспечивающие подсистемы: а) подсистема прикладного администрирования, предназначенная для регистрации и управления правами доступа пользователей и обеспечения возможности настройки и администрирования подсистем системы; б) подсистема информационной безопасности, предназначенная для обеспечения защиты системы от угроз информационной безопасности; в) подсистема взаимодействия с иными информационными системами; г) подсистема анализа и формирования отчетности, предназначенная для формирования аналитических отчетов на основе информации, содержащейся в системе; д) подсистема ведения нормативно-справочной информации, предназначенная для ведения единых классификаторов и справочников. 13. Система может также включать в себя иные функциональные и обеспечивающие подсистемы, не указанные в пунктах 11 и 12 настоящих Требований. 14. Архитектура системы и применяемые технологические решения должны в обязательном Порядке учитывать возможность расширения ее функциональных возможностей.
|