Нормативные
документы в сфере деятельности
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
___________________
|
Серия
08
Документы по безопасности,
надзорной и разрешительной деятельности
в нефтяной и газовой промышленности
Выпуск 25
РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ
«РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ МАГИСТРАЛЬНЫХ
НЕФТЕПРОВОДОВ И НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ»
Москва
ЗАО
НТЦ ПБ
2015
Руководство по безопасности «Рекомендации по разработке
Планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных
производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов»
включает рекомендации по структуре и содержанию этих планов и предназначено для
организаций, эксплуатирующих указанные объекты, а также для организаций,
участвующих в разработке этих планов.
СОДЕРЖАНИЕ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
(РОСТЕХНАДЗОР)
ПРИКАЗ
Москва
Об утверждении Руководства по безопасности «Рекомендации по
разработке Планов мероприятий по локализации и ликвидации
последствий аварий на опасных производственных объектах магистральных
нефтепроводов и нефтепродуктопроводов»
В целях реализации Федеральных норм и правил в области
промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных
объектов магистральных трубопроводов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 6
ноября 2013 г. № 520,
приказываю:
Утвердить Руководство по
безопасности «Рекомендации по разработке Планов мероприятий по локализации и ликвидации
последствий аварий на опасных производственных объектах магистральных
нефтепроводов и нефтепродуктопроводов».
Руководитель
|
___________________
(подпись)
|
А.В.
Алёшин
|
Приложение
РУКОВОДСТВО
ПО БЕЗОПАСНОСТИ
«Рекомендации по разработке Планов мероприятий
по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных
объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов»*
________
*Опубликовано
на официальном сайте Ростехнадзора (www.gosnadzor.ru). (Примеч. изд.)
1. Руководство по безопасности «Рекомендации по разработке
планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных
производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов»
(далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии с Федеральным
законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Положением о
разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на
опасных производственных объектах, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 августа 2013 г. № 730,
и Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила
безопасности для опасных производственных объектов магистральных
трубопроводов», утвержденными приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2013 г. № 520
(зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2013 г., регистрационный № 30605).
2. Настоящее Руководство по безопасности предусматривает
единый подход и рекомендации к содержанию планов мероприятий по локализации и
ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах
магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (далее - ПМЛЛА).
3. Руководство по безопасности предназначено для
организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты магистральных
нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, а также организаций, участвующих в
разработке ПМЛЛА.
4. Руководство по безопасности рекомендуется распространять
на линейные и площадочные сооружения опасных производственных объектов магистральных
нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.
5. Руководство по безопасности не распространяется на
трубопроводы для транспортирования сжиженных углеводородных газов и их смесей,
конденсата нефтяного газа.
6. В случае организационных, структурных, кадровых
изменений, изменений адресов, номеров телефонов, иных изменений, не являющихся
основанием для пересмотра ПМЛЛА, в соответствии с Положением о разработке
планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных
производственных объектах, утвержденным постановлением Правительства Российской
Федерации от 26 августа 2013 г. № 730,
в ПМЛЛА своевременно вносятся актуальные сведения.
7. Для ПМЛЛА опасных производственных объектов магистральных
нефтепроводов и нефтепродуктопроводов предлагается следующее содержание
разделов:
а) Общая часть:
характеристика объекта, в отношении которого разрабатывается
ПМЛЛА;
возможные источники (места) возникновения аварий;
возможные сценарии возникновения и развития аварий;
характеристики аварийности и травматизма, присущие объекту;
организация управления, связи и оповещения при аварии на
объекте;
организация взаимодействия сил и средств;
система взаимного обмена информацией между организациями -
участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;
состав и дислокация сил и средств, используемых для
локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;
порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к
локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;
организация материально-технического, инженерного и
финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте;
мероприятия, направленные на обеспечение безопасности
населения;
б) Специальная часть:
первоочередные действия при получении сигнала об аварии на
объекте;
действия производственного персонала и аварийно-спасательных
служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций.
8. В разделе «Характеристика объекта» рекомендуется
указывать:
полное и сокращенное наименование организации,
эксплуатирующей опасный производственный объект, ее почтовый адрес и контактные
телефоны;
сведения о местоположении объекта, ситуационную схему
рассматриваемого объекта;
состав объекта (технологические и административные
составляющие);
описание технологических процессов, осуществляемых на
объекте, технологические схемы;
расположение на объекте основного технологического
оборудования с указанием первичных средств пожаротушения, средств связи;
значения величин основных технологических параметров;
краткие характеристики района расположения объекта
(географические, геологические, климатические, гидрологические);
транспортную и инженерную инфраструктуру района расположения
объекта, инженерные коммуникации и объекты, расположенные в охранной зоне
объекта, и организации, их эксплуатирующие;
наименование опасного вещества, обращаемого на опасном
производственном объекте, его характеристики и опасные свойства (температура
кипения, плотность при 20 °С; температура вспышки, самовоспламенения, класс
опасности вещества, запах вещества), информацию о воздействии на человека,
средства защиты, методы перевода вещества в безвредное состояние;
ближайшие населенные пункты, места массового пребывания
людей с указанием расстояния до них.
9. В разделе «Возможные источники (места) возникновения
аварий» рекомендуется указывать:
характерные причины возможных аварий на объекте;
характерное технологическое оборудование объекта, являющееся
источником возможных аварий на объекте.
10. В разделе «Возможные сценарии возникновения и развития
аварий» рекомендуется указывать:
характерные возможные сценарии возникновения и развития
аварий на объекте, поражающие факторы, их сопровождающие;
сведения об объемах и площадях разливов нефти и
нефтепродуктов, зонах действия поражающих факторов для характерных возможных
сценариев возникновения и развития аварий на объекте.
11. В разделе «Характеристики аварийности и травматизма,
присущие объекту» приводятся краткие сведения о произошедших авариях на
аналогичных объектах, их причинах и последствиях, о травматизме, его причинах и
последствиях.
12. В разделе «Первоочередные действия при получении сигнала
об аварии на объекте» для различных характерных сценариев возникновения и
развития аварий указываются:
порядок получения и передачи информации о возникновении
аварии на объекте;
первоочередные действия при получении сигнала об аварии на
объекте, в том числе по оповещению о возникновении аварии, выводу персонала из
опасной зоны, предотвращению развития аварии и ее локализации.
13. В разделе «Действия производственного персонала и
аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации
аварийных ситуаций» указываются для различных характерных сценариев
возникновения и развития аварий:
хронологический порядок действий производственных
подразделений, аварийно-спасательных служб (формирований), диспетчерских
(оперативных) служб, действий ответственных лиц и персонала по локализации и
ликвидации аварий и их последствий;
состав задействованных сил и средств, используемых для
локализации и ликвидации аварий и их последствий на объекте (далее - силы и
средства);
маршруты следования сил и средств к местам возникновения
аварий;
описание основных применяемых методов локализации и
ликвидации аварий и их последствий.
14. В разделе «Организация управления, связи и оповещения
при аварии на объекте» рекомендуется указывать:
порядок и схему оповещения при возникновении аварии на
объекте, с указанием контактных данных и ответственных лиц;
структуру и организацию управления при возникновении аварии
на объекте, в том числе порядок передачи управления вышестоящим органам;
порядок обеспечения связи при возникновении аварии на
объекте.
15. В разделе «Организация взаимодействия сил и средств»
указываются:
зоны ответственности и уровни реагирования
аварийно-спасательных служб (формирований);
организация взаимодействия производственных подразделений и
аварийно-спасательных служб (формирований), в том числе со сторонними
организациями, аварийно-спасательными службами (формированиями) сторонних
организаций, органами исполнительной власти;
распределение обязанностей между производственными
подразделениями и аварийно-спасательными службами (формированиями), а также
ответственными лицами;
организации, взаимодействующие и участвующие в локализации и
ликвидации аварии, с указанием их наименований и телефонов.
16. В разделе «Система взаимного обмена информацией между
организациями - участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте»
приводятся порядок и условия взаимодействия с организациями, привлекаемыми к
локализации и ликвидации аварий и их последствий на объекте.
17. В разделе «Состав и дислокация сил и средств,
используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте»
указываются:
состав и дислокация сил и средств;
оценка соответствия и достаточности имеющихся на объекте и
привлекаемых сил и средств (в том числе профессиональных аварийно-спасательных
формирований), с учетом их дислокации, задач по локализации и ликвидации аварий
и их последствий, возможных сценариев аварии;
время следования и прибытия аварийно-спасательных служб к
местам возникновения аварий;
необходимость, возможность и порядок привлечения к действиям
по локализации и ликвидации аварий и их последствий аварийно-спасательных служб
или аварийно-спасательных формирований, созданных в соответствии с Федеральным
законом от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ
«Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
18. В разделе «Порядок обеспечения готовности сил и средств
к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте» приводятся порядок и мероприятия
по обеспечению готовности сил и средств к локализации и ликвидации аварий и их
последствий на объекте с указанием организаций и лиц, ответственных за
поддержание этих сил и средств в готовности.
19. В разделе «Организация материально-технического,
инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации
аварий на объекте» указываются:
организация материально-технического обеспечения операций по
локализации и ликвидации аварий и их последствий на объекте;
организация инженерного обеспечения операций по локализации
и ликвидации аварий и их последствий на объекте;
организация финансового обеспечения операций по локализации
и ликвидации аварий и их последствий на объекте;
противопожарное обеспечение;
транспортное обеспечение;
медицинское обеспечение.
20. В разделе «Мероприятия, направленные на обеспечение
безопасности населения» указываются:
порядок взаимодействия с органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в случае возникновения
аварии;
мероприятия по защите населенных пунктов от аварий на
объекте и их последствий;
мероприятия по спасению людей и материальных ценностей от
аварий на объекте и их последствий;
мероприятия по оказанию медицинской помощи.