Государственное санитарно-эпидемиологическое
нормирование 2.2. ГИГИЕНА ТРУДА Оценка и прогноз
профессиональной Методические рекомендации МР 2.2.0085-14 Москва 2014 1. Разработаны ФГУН «Нижегородский НИИ гигиены и профессиональной патологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (С.А. Аширова, И.В. Федотова, Т.В. Блинова, В.В. Трошин, А.А. Сапрыгин, П.Н. Морозова, М.А. Бобоха); ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздрава России (И.З. Мустафина). 2. Утверждены врио руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача Российской Федерации А.Ю. Поповой 6 февраля 2014 г. 3. Введены в действие с момента утверждения. 4. Введены впервые. СОДЕРЖАНИЕ Обозначения и сокращения АЛТ - аланинаминотрансфераза ACT - аспартатаминотрансфераза ВСР - вариабельность сердечного ритма дБ - децибел ЖКТ - желудочно-кишечный тракт ИБС - ишемическая болезнь сердца ИУПВ - интегральный уровень профессионального воздействия ЛИАЗ - Ликинский автобусный завод ЛТ - личностная тревога МАЗ - Минский автомобильный завод ПДК - предельно-допустимые концентрации РВГ - реовазография РТ - реактивная тревога СМОЛ - сокращенный многофакторный опросник личности СОЭ - скорость оседания эритроцитов УЗИ - ультразвуковое исследование ФВД - функция внешнего дыхания ЭКГ - электрокардиография ЭНМГ - электронейромиография
2.2. ГИГИЕНА ТРУДА Оценка
и прогноз профессиональной надежности Методические рекомендации МР 2.2.0085-14 1. Область примененияНастоящие методические рекомендации предназначены для специалистов управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации, федеральных бюджетных учреждений здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор за условиями профессиональной деятельности водителей различных автотранспортных средств, и медицинских организаций при проведении профилактических осмотров этой профессиональной группы. 2. ВведениеСреди приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации особое место занимают вопросы обеспечения безопасных условий труда и охраны здоровья трудоспособного населения. Транспорт является важнейшей составной частью производственной инфраструктуры. Экономическое развитие страны сопровождается увеличением парка транспортных средств и ростом численности работающих во всех подразделениях транспортного комплекса. Работники транспортной инфраструктуры в настоящее время составляют значительную часть работающего населения любого современного города. Несмотря на то, что за последние годы произошло некоторое улучшение технических данных автотранспортных средств, эксплуатирующихся на дорогах страны, труд водителя по-прежнему характеризуется воздействием комплекса неблагоприятных производственных факторов. В комплексе производственных факторов, оказывающих влияние на здоровье, функциональное состояние и работоспособность водителей, наибольший вклад приходится на нервно-эмоциональное напряжение, повышенный уровень шума и вибрации, нагревающий микроклимат, загазованность и запыленность. Усугубляют действие факторов рабочей среды внепроизводственные факторы, например, такие, как малоподвижный образ жизни, наличие вредных привычек. Актуальность проблемы обусловлена тем, что обстановка с аварийностью на автомобильном транспорте в последние годы не имеет тенденции к снижению. При этом дорожно-транспортные происшествия наносят экономике страны значительный ущерб. Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения. Следует отметить, что водители автобусов часто оказываются в эпицентре транспортных проблем, поскольку работа по жесткому графику и установленному маршруту не позволяет избежать «пробок». Эта ситуация усугубляется и постоянной ответственностью за безопасность пассажиров. Из-за недостатка времени на осмотр водителей в начале и конце смены снизилось качество предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. Не осуществляется надлежащий контроль условий труда и отдыха водителей. Это приводит к тому, что виновниками дорожно-транспортных происшествий часто являются водители в силу различных обстоятельств, в том числе и в результате нарушений состояния здоровья вследствие неблагоприятных условий труда. Вышеизложенное предъявляет повышенные требования к профессионализму лиц, осуществляющих движение автотранспорта, к надежности и безопасности их труда. Под профессиональной надежностью водителя принято понимать его способность в течение определенного времени работать «без отказов», то есть без ошибок в управлении транспортным средством, без нарушений правил дорожного движения и без дорожно-транспортных происшествий при заданных условиях деятельности. Достижение безошибочного и своевременного выполнения отдельных действий и деятельности в целом является результатом надежного функционирования различных систем организма и психики человека. Условия труда водителя значительно увеличивают риск развития нарушений функции различных органов вследствие перенапряжения регулирующих систем организма (нервной, эндокринной, иммунной), и при увеличении стажа могут стать причиной формирования ряда производственно обусловленных заболеваний (артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, ожирение, патология опорно-двигательного аппарата и желудочно-кишечного тракта). Основные профессиональные заболевания водителей: шейно-плечевая и пояснично-крестцовая радикулопатия, мышечно-тонические синдромы соответствующей локализации, вибрационная болезнь от воздействия общей вибрации. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» дает следующее определение: «Риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан... с учетом тяжести этого вреда» (статья 2). Профессиональный риск - это величина вероятности нарушения (повреждения) здоровья с учетом тяжести последствий в результате неблагоприятного влияния факторов производственной среды и трудового процесса. Оценка риска нарушения здоровья работников от воздействия факторов производственной среды позволяет не только прогнозировать вредные эффекты воздействия, но и определить приоритетные, эффективные, менее затратные управленческие решения, обеспечивающие повышение работоспособности и надежности профессиональной деятельности водителей. Поскольку от работы водителей во многом зависит безопасность дорожного движения, большое значение имеет определение значимости отдельных профессиональных факторов, их экспозиции для оценки риска возникновения того или иного патологического процесса. Для предупреждения нарушений состояния здоровья водителей автотранспортных средств необходимо применение методов ранней, донозологической диагностики. Это послужит основой для первичной профилактики нарушений здоровья. Объективный контроль состояния здоровья является основой для вторичной и третичной профилактики заболеваний при разработке комплекса оздоровительных мероприятий. Настоящий документ предлагает алгоритм оценки и прогноза профессионального риска в группе водителей с использованием значимых профессиональных факторов, изменение которых качественно и количественно соотносится с показателями состояния здоровья и может влиять на профессиональную надежность данной группы работников. В настоящих методических рекомендациях впервые предлагается комплексный клинико-гигиенический подход с применением математических алгоритмов в оценке профессионального риска нарушений здоровья водителей автотранспортных средств с целью обеспечения профессиональной надежности данной группы работников. Внедрение метода позволит дифференцировано определять индивидуальные факторы профессионального риска, выявлять на ранних стадиях нарушения состояния здоровья водителей, целенаправленно планировать профилактические мероприятия, что будет способствовать сохранению их здоровья, высокой работоспособности и профессиональной надежности. 3. Формула методаМетодика оценки и прогноза профессиональной надежности риска развития профессиональной и производственно обусловленной патологии отличается применением комплексного клинико-гигиенического подхода и метода математического моделирования, включающего индивидуальную оценку профессионального риска. 4. Материально-техническое обеспечение4.1. Оборудование: - стандартное оборудование санитарно-химической лаборатории; - стандартное оборудование для проведения измерений физических профессиональных факторов; - стандартное оборудование клинико-диагностической лаборатории; - стандартное оборудование клинико-иммунологической лаборатории; - стандартное оборудование биохимической лаборатории; - стандартное оборудование кабинета функциональной диагностики; - персональный компьютер для программной психодиагностики и статистической обработки материала. 4.2. Стандартные опросники теста СМОЛ, теста Спилбергера, теста Шульте. 5. Содержание метода5.1. Профессиональный риск и методы его оценки в профессиональной группе водителей автотранспортных средств. 5.2. Первый этап оценки профессионального риска должен включать анализ факторов рабочей среды и трудового процесса. С этой целью следует использовать материалы изучения условий труда водителя, если возможно - в динамике за весь период его работы, в том числе по результатам аттестации рабочих мест. 5.3. Для получения более полной информации о состоянии воздушной среды в кабине водителя при проведении обследований пробы воздуха желательно отбирать непосредственно в зоне дыхания, с использованием персональных дозиметров в соответствии с Государственным стандартом СССР «Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны» (ГОСТ 12.1.005-88 от 29 сентября 1988 г. № 3388). 5.4. На основании анализа уровней загрязнения и данных о токсичности веществ, следует определить приоритетный перечень загрязнителей с учетом следующих показателей: - кратность превышения допустимых регламентов (ПДК) содержания вещества в 1 м3 воздуха рабочей зоны; - отнесение вещества к 1-му и 2-му классам опасности; - наличие отдаленных эффектов воздействия - канцерогенного, мутагенного, эмбриотоксического, тератогенного; - наличие веществ с однонаправленным действием. 5.5. Для организации мониторинга состояния воздушной среды в кабине водителей автобусов и расчета профессионального риска, связанного с их воздействием, приоритетными следует считать следующие ингредиенты, характерные для автомагистралей крупных городов: - взвешенные вещества, оксиды углерода, азота, свинец, концентрации которых могут превышать ПДК; - бенз(а)пирен, свинец, как относящиеся к 1-му классу опасности; - диоксид азота, бензол, формальдегид, марганец, как относящиеся ко 2-му классу опасности; - бенз(а)пирен, бензол, формальдегид, как канцерогенные вещества, относящиеся к 1-му классу по классификации Международного агентства по изучению рака - с достоверно установленной канцерогенной опасностью для человека. 5.6. При оценке уровня воздействия химических веществ и определении риска необходимо учитывать однонаправленное действие ингредиентов, при котором наблюдается суммирование эффекта: - диоксидов азота, взвешенных веществ, формальдегида, углеводородов (С1 - 10), критическими органами при хроническом воздействии которых являются органы дыхания; - свинца, оксида углерода, бензола, действующих на центральную нервную систему; - бензола, оксида углерода, свинца, вызывающих изменения со стороны крови. 5.7. Количественная оценка риска для отдельных веществ проводится на основании расчета коэффициента опасности (HQ):
АС - средняя концентрация, мг/м3 (применительно к профессиональной группе водителей целесообразно определить среднегодовую концентрацию с учетом сменных и сезонных колебаний загрязнения воздуха на рабочем месте водителя); RfC - референтная (безопасная) или предельно допустимая концентрация, мг/м3. Допустимым считается уровень воздействия, если величина HQ ≤ 1. 5.8. Для оценки неканцерогенного риска для водителей, обусловленного комбинированным воздействием смеси химических веществ, присутствующих в кабине водителя и обладающих однонаправленным вредным действием и/или воздействующих на одни и те же органы и системы организма, целесообразно использовать метод расчета индекса опасности (HI):
Допустимым считается воздействие смеси веществ, если величина HI ≤ 1. При превышении HI значения 1, вероятность возникновения вредных биологических эффектов возрастает. 5.9. Расчет канцерогенного риска (CR) от воздействия бензапирена, формальдегида, бензола и других проводится с использованием данных о величине экспозиции и значении факторов канцерогенного потенциала - фактора наклона, единичного риска - в соответствии с руководством по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду (Р 2.1.10.1920-04). Расчет показателей индивидуального канцерогенного риска с использованием фактора канцерогенного потенциала (slope factor - SF) проводится по следующим формулам:
UR - единичный риск при профессиональной экспозиции, мг/м3; SF - фактор наклона или канцерогенного потенциала, мг/кг/день (прилож. 1); 240/365 - доля рабочих дней в году; Т - стаж работы, лет; T/70 - доля продолжительности экспозиции к средней продолжительности жизни; 10/20 - доля легочной вентиляции за смену к суточной в м3.
CR - число дополнительных случаев рака за счет воздействия канцерогенных веществ в экспонируемой группе; С - средняя концентрация за весь период производственной деятельности, мг/м3. 5.10. Канцерогенный риск при комбинированном воздействии нескольких химических соединений рассматривается как аддитивный. Расчет суммарного канцерогенного риска проводится по формуле:
CRкомб - общий канцерогенный риск при ингаляционном поступлении нескольких канцерогенных веществ; CRj - канцерогенный риск для j-го канцерогенного вещества. Индивидуальный риск на уровне более 1×10-4 и менее 1×10-3 считается приемлемым для профессиональных групп. Индивидуальный риск более 1×10-3 не приемлем для профессиональных групп. 5.11. С целью оценки профессионального риска от воздействия других факторов рабочей среды и трудового процесса следует проводить измерения шума, вибрации, микроклимата в кабине автомобиля, освещенности на рабочем месте водителя, тяжести и напряженности труда стандартными методами, применяющимися при гигиенических исследованиях, с определением классов условий труда в соответствии с руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда (Р 2.2.2006-05). 5.12. Измерение факторов рабочей среды следует проводить на протяжении всего маршрута движения автобуса, поскольку на результаты измерения влияют особенности маршрута, интенсивность движения, качество дорожного покрытия, шумовой климат улицы, рельеф местности. 5.13. В качестве приоритетных физических факторов рабочей среды у водителей необходимо рассматривать: - микроклимат в кабине автомобиля, который по степени вредности может оцениваться как вредный первой и второй степени (классы 3.1 - 3.2); - уровни звука и инфразвука (при нормативах соответственно 60 дБА и 110 дБ лин. условия труда могут соответствовать на разных марках автобусов классам 2 - 3.2); - уровни общей и локальной вибрации (виброускорение) (при нормативах соответственно 74 дБ и 109 дБ условия труда в зависимости от вида автотранспорта могу: соответствовать классам 2 - 3.1). 5.14. При оценке тяжести труда следует учитывать рабочую позу, количество стереотипных рабочих движений за смену, статическую нагрузку при приложении усилий, прилагаемых к педалям, рычагу ручного тормоза, рулевому колесу, а также физические нагрузки при выполнении ремонтных работ. 5.15. Напряженность труда оценивается по эмоциональным, интеллектуальным, сенсорным нагрузкам, режиму труда и монотонности нагрузок. 5.16. С целью оценки профессионального риска для каждого представителя профессиональной группы водителей необходимо определить интегральный уровень профессионального воздействия (ИУПВ), который выражается количественно в условных единицах: - для оценки воздействия химических веществ или их смеси, а также пыли - это коэффициент опасности (HQ) или индекс опасности (HI); - для воздействия физических факторов и факторов трудового процесса класс условий труда, оцененный в условных единицах - 2-й класс - 0 усл. ед., классы 3.1 - 1 усл. ед., 3.2 - 2 усл. ед., 3.3. - 3 усл. ед., 3.4 - 4 усл. ед., 4-й класс - 5 усл. ед. 5.17. При расчете ИУПВ необходимо учитывать возрастные коэффициенты (Kвозр), вычисленные на основании данных о распространенности хронических заболеваний в группе водителей в различных возрастных группах. В табл. 1 они приведены для классов болезней, занимающих первые ранговые места, при этом за единицу принята заболеваемость, относящаяся к возрастной группе 40 - 49 лет. Возрастные коэффициенты для расчета риска развития
5.18. Расчет интегрального воздействия вредных факторов производственной среды ведут по формуле:
Kинтегр - коэффициент интегрального воздействия профессиональных факторов на конкретного представителя профессиональной группы водителей, усл. ед.; F1, F2,… Fj - уровень воздействия определенного профессионального фактора, усл. ед.; Kвозвр - возрастной коэффициент; t1, t2,… tj - стаж работы данного представителя профессиональной группы водителей (в годах и его долях). 5.19. В зависимости от необходимости определения степени риска развития патологии того или иного органа или системы организма компоновка профессиональных факторов для получения Kинтегр может осуществляться в соответствии со схемой, представленной на рис. 1. Рис. 1. Критические органы и системы при
воздействии неблагоприятных 5.20. Для дальнейшего формирования групп с различным уровнем интегрального воздействия профессиональных факторов с целью выявления корреляционной связи с частотой неблагоприятных последствий для здоровья лиц, подверженных риску, необходимо выполнить следующие этапы: - Распределить показатели Kинтегр от минимального до максимального значения в изучаемой профессиональной группе и выделить в этом интервале эмпирическим путем 3 - 5 и более подгрупп (в зависимости от численности группы) с приблизительно равным их численным составом так, чтобы пограничные его значения в соседних группах различались. Величина Kинтегр ≤ 1 свидетельствует о допустимом уровне профессионального риска. - Расчет среднего Kинтегр в каждой из выделенных подгрупп:
Kj - средний по подгруппе коэффициент интегрального воздействия профессиональных факторов; N - число лиц в группе. - Величину относительного профессионального риска устанавливают обычными статистическими методами сравнения частоты регистрируемых биологических эффектов в экспонированных к исследуемому фактору и неэкспонированных группах лиц, а также в группах с различным уровнем экспозиции (прилож. 2). Риск считается существенно повышенным, если величина изученного показателя состояния здоровья в экспонированной группе статистически достоверно отличается от уровня его в группе сравнения (неэкспонированной или с меньшим уровнем воздействия). Для оценки относительного риска целесообразно использовать градацию, указанную в «Руководстве по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки» (Р 2.2.1766-03). - Заключительным этапом является установление количественных соотношений между величиной экспозиции и выраженностью регистрируемого неблагоприятного эффекта путем применения корреляционно-регрессионного анализа. Полученное уравнение (у = а0 + а1х) при условии подтверждения линейной зависимости величины риска (у) с изменением факториальных признаков (Kинтегр - х) можно использовать для прогноза опасности воздействия профессиональных факторов для здоровья водителей. 6. Состояние здоровья как фактор, влияющий на прогноз
|
Вещество |
CAS |
мг/кг/день |
Бенз(а)пирен |
50-32-8 |
3,100 |
Бензол |
71-42-2 |
0,027 |
Формальдегид |
50-00-0 |
0,046 |
Для расчета индивидуального и профессионального риска были использованы материалы, характеризующие условия труда и состояние здоровья 92 водителей автобусов марок ЛИАЗ и МАЗ (классы условий труда по отдельным производственным факторам, данные клиниколабораторных, функциональных исследований).
Для данной профессиональной группы водителей была проведена оценка (в усл. ед.) воздействующих на них физических факторов и факторов трудового процесса в соответствии с классами условий труда по Р 2.2.2006-05 (табл. 2.1).
Балльная оценка производственных факторов
Производственный фактор |
Класс условий труда |
Оценка в усл. ед. |
Шум |
3.2 |
2 |
Вибрация общая |
3.1 |
1 |
Вибрация локальная |
2 |
0 |
Микроклимат |
3.2 |
2 |
Напряженность труда |
3.2 |
2 |
Тяжесть труда |
3.2 |
2 |
Интегральные уровни профессионального воздействия химических веществ и пыли были определены на основе расчета коэффициента опасности (HQ) (табл. 2.2).
HQ = AC/RfC |
Результаты расчета коэффициента опасности (HQ)
для химических и взвешенных веществ
Показатель |
Концентрация определяемого вещества, мг/м3 |
|||||||
СО |
сумма углеводородов |
бензол |
NO2 |
формальдегид |
Pb |
Mn |
взвеш. в-ва |
|
АС |
2,48 |
1,65 |
0,01 |
0,1 |
0,008 |
0,0002 |
0,00004 |
0,4 |
RfC |
20,0 |
300,0 |
5,0 |
5,0 |
0,5 |
0,05 |
0,5 |
4,0 |
HQ |
0,124 |
0,0055 |
0,002 |
0,02 |
0,016 |
0,004 |
0,00008 |
0,1 |
Для каждого представителя профессиональной группы водителей был определен интегральный уровень воздействия профессиональных факторов (Kj) - формула (7). Полученные данные были занесены в таблицу, в строках которой - список обследованных водителей, в столбцах: стаж работы - t, возраст - V, вредные факторы - Fi, патология - Р (образец табл. 2.3).
Пример. Водитель Н. возраст 36 лет, стаж работы 15 лет. Концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны: оксид углерода - 2,48 мг/м3, сумма углеводородов - 1,65 мг/м3, бензол - 0,01 мг/м3, диоксид азота - 0,1 мг/м3, формальдегид - 0,008 мг/м3, свинец - 0,0002 мг/м3, марганец - 0,00004 мг/м3, взвешенные вещества - 0,4 мг/м3. Классы условий труда по критериям Р 2.2.2006-05 следующие: шум - 3.2 (2 усл. ед.), вибрация общая - 3.1 (1 усл. ед.), вибрация локальная - 2 (0 уcл. ед ), микроклимат - 3.2 (2 усл. ед.), напряженность - 3.2 (2 усл. ед.), тяжесть - 3.2 (2 усл. ед.). Диагноз - артериальная гипертензия II.
Интегральный уровень профессионального воздействия, оказывающий влияние на сердечно-сосудистую систему, будет складываться из показателя величины коэффициента опасности HQ оксида углерода, а также оценки в условных единицах параметров шума, вибрации, напряженности труда, микроклимата, умноженных на стаж работы данного представителя профессиональной группы водителей и возрастной коэффициент, учитывающий влияние возраста на частоту нарушений состояния здоровья в соответствии с табл. 1.
Таблица исходных данных для расчета интегрального уровня
воздействия профессиональных факторов (Kj)
|
Ф. И. О. |
Возраст |
Стаж работы водителем |
Вредные факторы |
|
Р |
Ki |
|||||||
Химические вещества |
Пыль |
Шум |
Вибрация |
Микроклимат |
Напряженность |
Тяжесть |
||||||||
Общая |
Локальная |
|||||||||||||
1 |
Н. |
36 |
15 |
0,124 |
- |
2 |
1 |
- |
2 |
2 |
2 |
7,124 |
1 |
48,087 |
Kj = (2,48/20 + 2 + 2 + 2 + 1)⋅0,4⋅15 = 48,087 |
Далее все обследованные водители (1 ≤ j ≤ 92) условно разделены на 5 групп примерно по 18 человек. Проведена сортировка по вычисленному значению интегральной профессиональной нагрузки Kj (по возрастанию) так, чтобы значения Kj в каждой группе не повторялись, для 1-й группы но классу болезней сердечно-сосудистой системы 32,05 ≤ K1 ≤ 70,52; 2-й группы - 121,1 ≤ K2 ≤ 192,34, 3-й группы - 206,59 ≤ K3 ≤ 299,56 и т.д.
В каждой группе из n водителей вычисляется:
- среднее значение интегральной нагрузки
|
- общее число заболеваний
|
и определяется частота (S) патологии: Sгр = Ргр/n.
Полученные значения сведены в таблицу и по ним построен график зависимости частоты заболеваний сердечно-сосудистой системы от средней по группе интегральной профессиональной нагрузки с линейной аппроксимацией (табл. 2.4).
Среднее значение интегральной нагрузки и частота
сердечно-сосудистых
заболеваний в группах водителей
Kгр |
50,37 |
156,39 |
245,51 |
316,57 |
466,9 |
Sгр |
0,23 |
0,4 |
0,46 |
0,76 |
0,8 |
RR |
1,0 |
1,73 |
2,0 |
3,3 |
3,47 |
Результаты, приведенные в табл. 2.4, свидетельствуют о нарастании величины относительного риска в зависимости от уровня интегрального воздействия профессиональных факторов, причем эта зависимость носит линейный характер, что наглядно демонстрирует приведенный график (рис. 2.1). Коэффициент корреляции r = 0,899; ошибка m = 0,089; t-Стьюдента = 5,183 (при 5 %-м уровне значимости - 2,3534).
Рис. 2.1. График линейной
зависимости риска возникновения
сердечно-сосудистой патологии
Коэффициенты а0 = 0,168 и a1 = 0,001 были получены расчетным путем с использованием следующих формул*:
________
*Значительно ускорить расчеты и получить графическое изображение зависимости позволяет использование возможностей компьютерной программы Microsoft Exel.
|
Таким образом, полученное уравнение регрессии позволяет прогнозировать уровень распространенности сердечно-сосудистых заболеваний среди водителей в зависимости от величины интегрального воздействия профессиональных факторов (Kинтегр). Величина интегрального показателя воздействия профессиональных факторов на уровне и выше 135,59 может быть причиной профессиональной обусловленности выявленной патологии (в соответствии с табл. 2.4 и прилож. 3).
Оценка степени причинно-следственной связи нарушений
здоровья с работой по величине относительного риска (RR)
(Р
2.2.1766-03)
0 < RR ≤ 1 |
1 < RR≤ 1,5 |
1,5 < RR ≤ 2 |
2 < RR ≤ 3,2 |
3,2 < RR ≤ 5 |
RR > 5 |
Нулевая |
Малая |
Средняя |
Высокая |
Очень высокая |
Почти полная |
Общие заболевания |
Профессионально обусловленные заболевания |
Профессиональные заболевания |
Вредные производственные факторы |
Регламентированные обследования |
||||
периодичность |
осмотры специалистов |
лабораторные |
функциональные |
рентгенография |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Углерода оксид |
1 раз в 2 года |
Терапевт, невролог, уролог* |
Карбоксигемоглобин, ретикулоциты |
- |
- |
Углеводороды предельные и непредельные: алифатические |
|
Терапевт, невролог, дерматовенеролог, оториноларинголог*, офтальмолог*, уролог*, онколог*, психиатр*, нарколог* |
Ретикулоциты, эритроциты с базофильной зернистостью, тромбоциты, билирубин, АЛТ*, ACT, гаммаглютаминтранспептидаза, биомикроскопия сред глаза* |
- |
- |
Кремнийсодержащая пыль |
1 раз в 2 года |
Терапевт, рентгенолог, оториноларинголог, дерматовенеролог, онколог*, аллерголог* |
Количественное содержание a1-антитрипсина |
ФВД |
грудной клетки в 2 проекциях 1 раз в 2 года |
Общая вибрация |
1 раз в 2 года |
Терапевт, невролог, оториноларинголог, офтальмолог, хирург |
- |
Паллестезиометрия, холодовая проба*, РВГ* (УЗИ) периферических сосудов, ЭНМГ*, исследование вестибулярного аппарата*, аудиометрия*, острота зрения с коррекцией* |
- |
Производственный шум |
1 раз в год |
Терапевт, оториноларинголог, невролог, офтальмолог |
- |
Аудиометрия, исследование вестибулярного анализатора*, офтальмоскопия глазного дна* |
- |
Тяжесть труда |
1 раз в год |
Терапевт, невролог, хирург, офтальмолог, рентгенолог* |
- |
Острота зрения с коррекцией, офтальмоскопия глазного дна*, УЗИ периферических сосудов и ЭНМГ по рекомендации невролога*, рентгенография суставов, позвоночника по рекомендации хирурга и невролога* |
грудной клетки 1 раз в 3 года |
________ *Участие в предварительных и периодических осмотрах врачей-специалистов, лабораторные и функциональные исследования, помеченные «звездочкой» (*), осуществляются по рекомендации врачей-специалистов, участвующих в предварительных и периодических осмотрах, и обязательны при проведении предварительных и периодических осмотров работников в условиях специализированной медицинской организации, имеющей право на проведение экспертизы связи заболевания с профессией в соответствии с действующим законодательством |
Шкала самооценки (1) (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин)
Фамилия ________________________________ Дата ________________
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
А - Нет, это не так
В - Пожалуй, так
С - Верно
D - Совершенно верно
Шкала самооценки (2)
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ ОБЫЧНО. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
А - Почти никогда
В - Иногда
С - Часто
D - Почти всегда
Спилбергера-Ханина предназначена для самооценки тревоги. Первая часть опросника (1) выявляет тревогу, как преходящее клиническое состояние, пп. 1 - 20 (реактивная тревожность - РТ); вторая (2) - тревогу, как черту личности, пп. 21 - 40 (личностная тревожность - ЛТ). Каждая часть опросника обсчитывается отдельно. Для этого подсчитывается сумма баллов Е1 для «прямых» пунктов: по субшкале РТ пп. 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; по субшкале ЛТ пп. 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40. Подсчитывается сумма баллов Е2 для «обратных» пунктов: по субшкале РТ пп. 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20; по субшкале ЛТ пп. 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39. Далее из суммы Е1 вычитается сумма Е2 и к полученной сумме прибавляется постоянная величина - для субшкалы РТ + 50, для субшкалы ЛТ + 35.
Таким образом, количество баллов для РТ = E1 - Е2 + 50; для ЛТ = Е1’ - Е2’+ 35.
По каждой из субшкал итоговый бал может варьироваться от 20 до 80. Существуют следующие подходы к интерпретации результатов по каждой из субшкал [Ханин Ю.Л., 1976]: итоговый балл до 30 - низкая тревожность, 31 - 45 - умеренная тревожность, 46 и более - высокая тревожность.