ГОСТ Р ИСО 22301-2014 СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА НЕПРЕРЫВНОСТИ БИЗНЕСА Общие требования Business continuity management systems. Requirements ______________ * По данным официального сайта Росстандарт ОКС 03.100.01, здесь и далее по тексту. -
Дата введения 2015-12-01 ПредисловиеПредисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного перевода англоязычной версии стандарта, указанного в разделе 4 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 "Менеджмент риска" 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2014 г. N 1351-ст 4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 22301:2012* "Социальная безопасность Системы менеджмента непрерывности бизнеса. Требования" (ISO 22301:2012 "Societal security - Business continuity management systems - Requirements", IDT). ________________ * Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов, указанных в библиографии настоящего стандарта, соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА 5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Апрель 2020 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
ВведениеВведение
0.1 Общие положения
Настоящий стандарт устанавливает требования к созданию и управлению эффективной системой менеджмента непрерывности бизнеса (СМНБ).
СМНБ подчеркивает важность
- понимания потребностей организации и необходимости установления политики и целей в области непрерывности бизнеса,
- внедрения средств и показателей управления общей способностью организации противостоять разрушительным инцидентам,
- анализа и мониторинга выполнения и результативности СМНБ,
- непрерывного совершенствования, основанного на объективных измерениях.
Ключевыми элементами СМНБ, как и любой другой системы менеджмента, являются: а) политика; b) люди с установленными обязанностями; c) процессы управления, относящиеся к: 1) политике; 2) планированию; 3) внедрению и функционированию; 4) оценке выполнения; 5) анализу со стороны руководства; 6) совершенствованию; d) документация, обеспечивающая доказательства соответствия; e) все процессы управления непрерывностью бизнеса в организации.
Непрерывность бизнеса способствует устойчивости общества. В процесс восстановления организации после разрушительных инцидентов может быть вовлечено общество и другие организации. 0.2 Модель "Планирование - Выполнение - Проверка - Действие" (PDCA)
Настоящий стандарт использует модель PDCA для планирования, установления, внедрения, функционирования, мониторинга, поддержки и непрерывного совершенствования результативности СМНБ организации.
Стандарт обеспечивает определенную степень соответствия другим стандартам в области систем менеджмента, таким как ИСО 9001:2008 "Система менеджмента качества. Требования", ИСО 14001:2004 "Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению", ИСО/МЭК 27001:2013 "Информационная технология. Методы обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования", ИСО/МЭК 20000-1:2011 "Информационные технологии. Менеджмент услуг. Часть 1. Требования к системе менеджмента услуг", и ИСО 28000:2007 "Системы менеджмента безопасности цепи поставок. Технические условия".
На рисунке 1 показано, как СМНБ, используя на входе заинтересованные стороны и требования к управлению непрерывностью бизнеса и, посредством необходимых действий и процессов, получает результаты (то есть управляемую непрерывность бизнеса), отвечающие этим требованиям.
0.3 Компоненты PDCA в настоящем стандарте
Разделы 4-10 настоящего стандарта посвящены следующим элементам модели "Планирование-Выполнение-Проверка-Действие".
- В разделе 4 (Планирование) приведены требования, необходимые для установления условий СМНБ в организации, а также к ее потребностям, требованиям и области применения.
- В разделе 5 (Планирование) приведены требования к функциям высшего руководства в СМНБ, и описано, как высшее руководство выражает свои ожидания в отношении организации посредством установления политики в области непрерывности бизнеса.
- В разделе 6 (Планирование) приведены требования, относящиеся к установлению стратегических целей и руководящих принципов СМНБ в целом. Содержание раздела 6 отличается от установления возможных вариантов обработки риска, выявляемых при оценке риска, так же как и целей восстановления, выявляемых во время анализа воздействия на бизнес (BIA).
Примечание - Требования к процессу анализа воздействия на бизнес и оценке риска приведены в разделе 8.
- Раздел 7 (Планирование) посвящен функционированию СМНБ в части установления компетентности и обмена информацией с заинтересованными сторонами и включает рекомендации по управлению, поддержке и сохранению требуемой документации.
- В разделе 8 (Выполнение) установлены требования к обеспечению непрерывности бизнеса, порядок разработки процедур управления в условиях инцидента.
- В разделе 9 (Проверка) приведены требования, необходимые для выполнения измерений в области менеджмента непрерывности бизнеса, соответствия СМНБ требованиям настоящего стандарта и ожиданиями руководства, и обратной связи с руководством относительно его ожиданий.
- В разделе 10 (Действие) идентифицированы корректирующие действия по устранению несоответствий СМНБ.
1 Область применения1 Область применения
В настоящем стандарте установлены требования к планированию, созданию, внедрению, функционированию, мониторингу, поддержке в рабочем состоянии и постоянному улучшению документированной системы менеджмента для защиты от инцидентов, снижения вероятности их реализации, подготовки ответных действий и восстановления после инцидентов при их возникновении.
Требования, установленные в настоящем стандарте, являются универсальными и применимы ко всем организациям независимо от типа, размера и других особенностей. Применимость этих требований зависит от производственной среды, структуры и других особенностей организации.
Настоящий стандарт не устанавливает единообразную структуру системы менеджмента непрерывности бизнеса (СМНБ). Стандарт помогает организовать проектирование СМНБ, соответствующей потребностям организации и требованиям заинтересованных сторон. Эти требования формируются в зависимости от юридических, нормативных, организационных и производственных требований, особенностей продукции и услуг, используемых процессов, размера и структуры организации, а также требований заинтересованных сторон.
Настоящий стандарт применим к организациям всех типов и размеров, которые имеют намерения: а) установить, внедрить, поддерживать и улучшать СМНБ; b) обеспечить соответствие деятельности организации установленной политике в области непрерывности бизнеса; c) демонстрировать это соответствие другим сторонам; d) провести сертификацию/регистрацию своей СМНБ независимым аккредитованным органом по сертификации; e) самостоятельно проверять и декларировать соответствие СМНБ требованиям настоящего стандарта.
Настоящий стандарт может быть использован для оценки способности организации удовлетворять ее потребностям и обязательствам в области непрерывности бизнеса.
2 Нормативные ссылки2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте нет ссылок на нормативные документы.
3 Термины и определения3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями. 3.1 деятельность (activity): Процесс или система процессов, осуществляемых организацией с целью производства одного или более видов продукции, оказания услуг или их поддержки.
Пример - Примером подобных процессов являются бухгалтерский учет, обеспечение информационных (ИТ) и телекоммуникационных технологий, производство, сбыт. 3.2 аудит (audit): Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и их объективной сравнительной оценки с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.
Примечание 1 - Термин "независимый" не обязательно означает "сторонний по отношению к организации". В большинстве случаев, особенно в небольших организациях, независимость может означать, что аудитор не отвечает за выполнение той деятельности, которая является предметом аудита.
Примечание 2 - Дополнительные справочные материалы по фактическим данным и критериям аудита см. в ИСО 19011 [3].
3.3 непрерывность бизнеса (business continuity): Стратегическая и тактическая способность организации планировать свою работу в случае инцидента и нарушения ее деятельности, направленная на обеспечение непрерывности деловых операций на установленном приемлемом уровне.
[ИСО 22300] 3.4 менеджмент непрерывности бизнеса (business continuity management): Полный процесс управления, предусматривающий идентификацию потенциальных угроз и их воздействия на деятельность организации, который создает основу для повышения устойчивости организации к инцидентам и направлен на реализацию эффективных ответных мер против, что обеспечивает защиту интересов ключевых причастных сторон, репутации организации, ее бренда и деятельности, добавляющей ценность. 3.5 система менеджмента непрерывности бизнеса (business continuity management system, BCMS) СМНБ: Часть общей системы менеджмента, которая направлена на установление, внедрение, осуществление, управление, мониторинг, анализ, поддержку и постоянное улучшение непрерывности бизнеса.
Примечание - Система менеджмента включает в себя организационную структуру, политики, планирование деятельности, распределение ответственности, процедуры, процессы и ресурсы.
3.6 план непрерывности бизнеса (business continuity plan) ПНБ: Набор документированных процедур и информации, которые разработаны, обобщены и актуализированы с целью их использования в случае возникновения инцидента, и направлены на обеспечение возможности продолжения выполнения организацией критически важных для нее видов деятельности на установленном приемлемом уровне. 3.7 программа непрерывности бизнеса (business continuity programme): Программа действий, направленных на осуществление и поддержку менеджмента непрерывности бизнеса, поддерживаемая и обеспечиваемая высшим руководством и необходимыми ресурсами. 3.8 анализ воздействия на бизнес (business impact analysis): Процесс исследования функционирования бизнеса и последствий воздействия на него разрушающих факторов.
[ИСО 22300] 3.9 компетентность (competence): Способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов. 3.10 соответствие (conformity): Выполнение требований.
[ИСО 22300] 3.11 постоянное улучшение (continual improvement): Непрерывный процесс совершенствования системы менеджмента с целью повышения ее общей эффективности в соответствии с политикой организации в области менеджмента.
[ИСО 22300] 3.12 коррекция (correction): Действие по устранению обнаруженного несоответствия.
[ИСО 22300] 3.13 корректирующее действие (corrective action): Действие по устранению причины обнаруженного несоответствия и предотвращения его повторного возникновения.
Примечание - В настоящем стандарте действия по минимизации и устранению других нежелательных последствий не подпадают под определение "корректирующее действие".
[ИСО 22300] 3.14 документ (document): Информация и ее носитель.
Примечание 1 - В качестве носителя может выступать бумага, магнитные, электронные или оптические компьютерные диски, фотографии или их сочетание.
Примечание 2 - Набор документов, например, спецификации и отчеты, часто называют "документацией".
3.15 документированная информация (documented information): Информация, которую организация должна контролировать и хранить.
Примечание 1 - Документированная информация может иметь любой формат и любой носитель.
Примечание 2 - Документированная информация может относиться к:
- системе менеджмента, включая соответствующие процессы;
- информации, необходимой для работы организации (документация);
- подтверждению достигнутых результатов (отчеты).
3.16 результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
[ИСО 22300] 3.17 событие (event): Возникновение или изменение специфического набора условий.
Примечание 1 - Событие может быть единичным или кратным, и может иметь несколько причин.
Примечание 2 - Событие может быть определенным или неопределенным.
Примечание 3 - Событие может быть названо терминами "инцидент", "опасное событие" или "несчастный случай".
Примечание 4 - Событие без последствий (см. Руководство ИСО 73, 3.6.1.3) может также быть названо терминами "угроза возникновения опасного события", "угроза инцидента", "угроза поражения" или "угроза возникновения аварийной ситуации".
[Руководство ИСО 73] 3.18 учение (exercise): Запланированная репетиция возможного инцидента, разработанная для оценки способности организации справляться с инцидентом, совершенствования ответных мер организации и повышения компетентности вовлеченных сторон.
Примечание 1 - Учения могут быть использованы для валидации политики, планов, процедур, подготовки, оснащения и соглашений между организациями; обучения персонала функциям и обязанностям; улучшения координации действий и обмена информацией; повышения производительности; и идентификации возможностей улучшения.
Примечание 2 - Проверка - это особый тип учения, который направлен на выявление пригодности/непригодности элемента в пределах цели или задач планируемого учения.
[ИСО 22300] 3.19 инцидент (incident): Ситуация, которая может произойти и привести к нарушению деятельности организации, разрушениям, потерям, чрезвычайной ситуации или кризису в бизнесе.
[ИСО 22300] 3.20 инфраструктура (infrastructure): Система средств, оборудования и услуг, необходимая для функционирования организации. 3.21 заинтересованная сторона, причастная сторона (interested party, stakeholder): Лицо или организация, которые могут влиять на решения или деятельность, а также быть затронуты или ощущать себя затронутыми ими.
Примечание - Это может быть человек или группа, которые заинтересованы в определенном решении или виде деятельности организации.
3.22 внутренний аудит (internal audit): Аудит, выполняемый самой организацией или от ее имени для анализа менеджмента и других внутренних целей, который может служить основанием для декларации о соответствии.
Примечание - Во многих случаях, особенно на малых предприятиях, независимость при аудите обеспечивают отсутствием ответственности за деятельность, подвергаемую аудиту.
3.23 активация плана (invocation): Объявление о том, что план обеспечения непрерывности бизнеса организации должен быть введен в действие для продолжения предоставления ключевых услуг или продукции. 3.24 система менеджмента (management system): Система для разработки политики, целей и достижения этих целей.
Примечание 1 - Система менеджмента может иметь отношение к единственному или нескольким направлениям деятельности.
Примечание 2 - Элементами системы являются структура организации, функции и обязанности персонала, планирование, процедуры и т.д.
Примечание 3 - Областью применения системы менеджмента может быть вся организация, установленные и идентифицированные функции организации, установленные и идентифицированные части организации или одна или несколько функций в группе организаций.
3.25 максимально приемлемый простой (maximum acceptable outage, МАО) МПП: Время, по истечении которого неблагоприятные последствия, возникшие в результате необеспечения поставок продукции/услуг или невыполнения деятельности, становятся неприемлемыми.
Примечание - См. также максимально приемлемый период нарушения.
3.26 максимально приемлемый период нарушения (maximum tolerable period of disruption, MTPD) МППН: Время, по истечении которого неблагоприятные последствия, возникшие в результате необеспечения поставок продукции/услуг или невыполнения деятельности, становятся неприемлемыми.
Примечание - См. также максимально приемлемый простой.
3.27 измерение (measurement): Определение значения величины. 3.28 минимальная цель непрерывности бизнеса (minimum business continuity objective, MBCO) МЦНБ: Минимальный уровень услуг и/или поставок продукции, приемлемый для достижения деловых целей организации во время нарушения ее деятельности. 3.29 мониторинг (monitoring): Определение состояния системы, процесса или деятельности.
Примечание - Для определения состояния может возникнуть необходимость проведения проверки, наблюдения или критического отслеживания.
3.30 соглашение о взаимопомощи (mutual aid agreement): Заранее подготовленное обязательство между двумя или более юридическими лицами об оказании помощи друг другу.
[ИСО 22300] 3.31 несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования.
[ИСО 22300] 3.32 цель (objective): Результат, который должен быть достигнут.
Примечание 1 - Цель может быть стратегической, тактической или операционной.
Примечание 2 - Цели могут относиться к различным областям (таким как финансы, здоровье и безопасность, экология) и уровням (например, стратегическому, организации, проекта, продукции и процесса).
Примечание 3 - Цель может быть выражена другими способами, например, в виде ожидаемого результата, замысла или критерия, или при помощи других аналогичных понятий (например, выполнения задачи).
Примечание 4 - В области систем менеджмента социальной безопасности, цели социальной безопасности организация устанавливает в соответствии с политикой социальной безопасности для достижения установленных результатов.
3.33 организация (organization): Группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.
Примечание 1 - Понятие организации охватывает компании, корпорации, фирмы, предприятия, учреждения, благотворительные организации, предприятия розничной торговли, ассоциации, а также их подразделения или комбинации из них.
Примечание 2 - Организация может иметь несколько структурных единиц, при этом отдельная структурная единица может быть рассмотрена как организация.
3.34 аутсорсинг (outsource (verb)): Передача организацией определенных бизнес-процессов или производственных функций для выполнения другой организацией.
Примечание - Сторонняя организация находится вне области применения системы менеджмента, хотя произведенная на стороне функция, продукция или процесс находятся в пределах области применения системы менеджмента организации.
3.35 выполнение (performance): Получение измеримого результата.
Примечание 1 - Выполнение может относиться как к количественным, так и к качественным результатам.
Примечание 2 - Выполнение может относиться к управлению действиями, процессами, продукцией (включая услуги), системами или организациями.
3.36 оценка выполнения (performance evaluation): Процесс определения измеримых результатов. 3.37 персонал (personnel): Люди, работающие в организации и находящиеся под ее управлением.
Примечание - Понятие персонала включает, но не ограничено, постоянный персонал, частично занятый персонал и персонал вспомогательных организаций.
3.38 политика (policy): Намерения и направления деятельности организации, официально сформулированные высшим руководством. 3.39 процедура (procedure): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы. 3.40 процесс (process): Набор действий, направленных на достижение результата. 3.41 продукция и услуги (products and services): Результаты деятельности организации, которые она поставляет своим потребителям, получателям и причастным сторонам, например, промышленные товары, автострахование или медицинское обслуживание. 3.42 приоритетные виды деятельности (prioritized activities): Виды деятельности, которым должно быть отдано предпочтение после инцидента в целях смягчения его последствий.
Примечание - Для описания деятельности в пределах этой группы обычно используют следующие термины: критическая, важная, жизненно важная, срочная и ключевая.
[ИСО 22300] 3.43 запись (record): Документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности. 3.44 целевая точка восстановления данных (recovery point objective; RPO) ЦТВД: Состояние, до которого необходимо восстановить данные, используемые в определенной деятельности, для обеспечения возобновления этой деятельности.
Примечание - Иногда употребляют термин "максимальная потеря данных".
3.45 целевое время восстановления (recovery time objective, RTO) ЦВВ: Период времени, установленный для возобновления поставок продукции или услуг, возобновления деятельности или восполнения ресурсов после инцидента.
Примечание - Для продукции, услуг и деятельности целевое время восстановления должно быть меньше времени, в течение которого неблагоприятные воздействия, возникшие в результате необеспечения поставок продукции/услуг или невыполнения деятельности, станут неприемлемыми.
3.46 требование (requirement): Установленные потребность или ожидание, подразумеваемое или обязательное.
Примечание 1 - "Подразумеваемое" означает, что это требование является общепринятым или обычным для организации и заинтересованных сторон.
Примечание 2 - Установленное требование - это требование, установленное в документации.
3.47 ресурсы (resources): Все активы, персонал, навыки, технологии (включая технологические процессы и оборудование), производственные площади, запасы и информация (на электронном или бумажном носителе), которые должны быть, при необходимости, доступны для использования организацией в текущей деятельности и для достижения поставленных целей. 3.48 риск (risk): Следствие влияния неопределенности на достижение поставленных целей. ___________________ В соответствие с ФЗ "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ "риск - это вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда".
Примечание 1 - Под следствием влияния неопределенности необходимо понимать отклонение от ожидаемого результата или события (положительного и/или отрицательного).
Примечание 2 - Цели могут быть различными по содержанию (в области экономики, здоровья, экологии и т.п.) и назначению (стратегические, общеорганизационные, относящиеся к разработке проекта, конкретной продукции и процессу).
Примечание 3 - Риск часто характеризуют с помощью возможных событий (Руководство ИСО 73, 3.5.1.3) и последствий (Руководство ИСО 73, 3.6.1.3), или их сочетания.
Примечание 4 - Риск часто выражают в виде сочетания последствий события (включая изменения в обстоятельствах) и вероятности их возникновения (Руководство ИСО 73, 3.6.1.1).
Примечание 5 - Неопределенность - это состояние дефицита информации о событии, его последствиях или вероятности возникновения.
Примечание 6 - Организация устанавливает цели непрерывности бизнеса в соответствии с политикой непрерывности бизнеса.
[Руководство ИСО 73] 3.49 аппетит риска, предпочтительный риск (risk appetite): Общая величина риска, который организация готова принять, перенести или действию которого готова подвергнуться в любой момент времени, и тип риска, предпочтительный для организации. 3.50 оценка риска (risk assessment): Процесс, охватывающий идентификацию риска, анализ риска и сравнительную оценку риска. 3.51 менеджмент риска (risk management): Скоординированные действия по руководству и управлению организацией в области риска. 3.52 тестирование (testing): Процедура оценки; способ определения наличия, качества или достоверности чего-либо.
Примечание 1 - Тестирование иногда называют "испытанием".
Примечание 2 - Тестирование часто применяют в отношении планов поддержки.
[ИСО 22300] 3.53 высшее руководство (top management): Лицо или группа работников, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне.
Примечание 1 - Высшее руководство может делегировать полномочия и распределять ресурсы в пределах организации.
Примечание 2 - Если область применения системы менеджмента охватывает только часть организации, то высшим руководством являются ответственные лица, осуществляющие управление и контроль в этой части организации.
3.54 верификация (verification): Подтверждение, посредством предоставления доказательств, что указанные требования были выполнены. 3.55 производственная среда, рабочая среда (work environment): Совокупность условий, в которых выполняют работу.
Примечание - Условия включают физические, социальные, психологические и экологические факторы (такие как температура, системы поощрения, эргономика и состав атмосферы).
[ИСО 22300]
4 Условия организации4 Условия организации
4.1 Понимание организации и ее условий
Организация должна определить внешние и внутренние факторы, влияющие на выполнение организацией поставленных целей и достижение результатов ее СМНБ.
Эти факторы необходимо учитывать при установлении, внедрении и поддержании СМНБ организации.
Организация должна идентифицировать и документировать следующее: а) виды деятельности, функции, услуги, продукцию, сотрудничество, цепочки поставок, взаимодействия с заинтересованными сторонами, потенциально уязвимые по отношению к разрушительному инциденту; b) взаимосвязь политики в области непрерывности бизнеса с целями и другими политиками организации, включая стратегию управления совокупным риском; c) аппетит риска организации.
При установлении условий организация должна: 1) ясно сформулировать свои цели, включая цели, связанные с непрерывностью бизнеса; 2) определить внешние и внутренние факторы, которые создают неопределенность, вызывающую риск; 3) установить критерии риска с учетом аппетита риска; 4) определить цели в области СМНБ. 4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон 4.2.1 Общие положения
Устанавливая СМНБ, организация должна определить: a) заинтересованные стороны, которые важны для СМНБ; b) требования этих заинтересованных сторон (т.е. их потребности и ожидания, установленные, подразумеваемые или обязательные). 4.2.2 Законодательные и нормативные требования
Организация должна установить, осуществить и поддерживать процедуру(ы), позволяющие идентифицировать, иметь доступ, оценивать применимые законодательные и нормативные требования, относящиеся к непрерывности ее деятельности, поставок продукции и услуг, а также затрагивающие интересы важных заинтересованных сторон.
Организация должна гарантировать, что применимые юридические, нормативные и другие требования приняты во внимание при установлении, внедрении и поддержании ее СМНБ.
Организация должна зарегистрировать эту информацию и сохранять ее актуальной. Новые требования или изменения правовых, нормативных и других требований должны быть доведены до сведения соответствующих работников и других заинтересованных сторон. 4.3 Определение области применения СМНБ 4.3.1 Общие положения
Для установления области применения СМНБ организация должна определить ее границы и применимость.
При определении области применения, организация должна рассмотреть:
- внешние и внутренние факторы, упомянутые в 4.1;
- требования, упомянутые в 4.2.
Должна быть доступна документированная информация по области применения СМНБ. 4.3.2 Область применения СМНБ
Организация должна: a) установить части организации, включенные в СМНБ; b) установить требования СМНБ с учетом предназначения организации, ее целей, внутренних и внешних обязательств (включая связанные с заинтересованными сторонами), а также юридических и нормативных обязанностей; c) идентифицировать продукцию и услуги и все связанные с ними действия в рамках СМНБ; d) принять во внимание потребности, интересы и ожидания заинтересованных сторон, таких как клиенты, инвесторы, акционеры, участники цепочки поставок, а также ожидания и интересы общественности и/или сообщества; e) определить область применения СМНБ в соответствии с размером, характером и структурой организации.
При определении области применения организация должна документировать и обосновать все исключения; такие исключения не должны затрагивать способность и обязанность организации обеспечивать непрерывность бизнеса и выполнение операций в соответствии с требованиями СМНБ, определенными с помощью анализа воздействия на бизнес или оценки риска, и применимых юридических и нормативных требований. 4.4 Система менеджмента непрерывности бизнеса
Организация должна установить, внедрить, поддерживать и постоянно улучшать СМНБ, включая необходимые процессы и их взаимодействия, в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
5 Лидерство5 Лидерство
5.1 Лидерство и заинтересованность
Высшее руководство и руководители на разных уровнях организации должны продемонстрировать свое лидерство по отношению к СМНБ.
Пример - Лидерство и заинтересованность могут быть продемонстрированы с помощью мотивирования людей содействовать результативности СМНБ и предоставления им необходимых полномочий. 5.2 Заинтересованность руководства
Высшее руководство должно продемонстрировать свое лидерство и заинтересованность по отношению к СМНБ посредством:
- установления политики и целей системы менеджмента непрерывности бизнеса и обеспечения их совместимости со стратегическим направлением организации;
- обеспечения интеграции требований системы менеджмента непрерывности бизнеса в бизнес-процессы организации;
- обеспечения доступности ресурсов, необходимых для системы менеджмента непрерывности бизнеса;
- объяснения важности наличия результативной системы менеджмента непрерывности бизнеса и соответствия требованиям СМНБ;
- обеспечения достижения СМНБ ожидаемого результата(ов);
- направления и поддержки людей, способствующих результативности СМНБ;
- содействия непрерывному совершенствованию;
- поддержки других важных руководителей для демонстрации их лидерства и заинтересованности в областях их ответственности.
Примечание 1 - Ссылки на "бизнес" в настоящем стандарте следует широко интерпретировать, так как они обозначают виды деятельности, которые являются ключевыми для существования организации.
Высшее руководство должно представить свидетельства своей заинтересованности в создании, внедрении, эксплуатации, мониторинге, анализе, поддержке и совершенствовании СМНБ посредством:
- установления политики в области непрерывности бизнеса;
- обеспечения установления целей и планов СМНБ;
- установления функций, ответственности и полномочий для управления непрерывностью бизнеса;
- назначение одного или большего количества людей с соответствующим авторитетом и компетентностью, ответственных за внедрение и поддержку СМНБ.
Примечание 2 - Эти люди могут иметь и другие обязанности в организации.
Высшее руководство должно обеспечить распределение обязанностей и полномочий для выполнения важных функций и осведомленность о них в организации посредством:
- определения критериев принятия риска и допустимых уровней риска;
- активного участия в учениях и тестировании;
- обеспечения проведения внутренних аудитов СМНБ;
- проведения анализа СМНБ;
- демонстрации заинтересованности в постоянном улучшении. 5.3 Политика
Высшее руководство должно установить политику непрерывности бизнеса, которая: a) соответствует целям организации; b) обеспечивает основу для установления целей непрерывности бизнеса; c) включает обязательства по выполнению применимых требований; d) включает обязательства по постоянному улучшению СМНБ.
Политика СМНБ должна быть:
- доступна в форме документированной информации;
- доведена до сведения персонала организации;
- при необходимости, доведена до сведения заинтересованных сторон;
- актуализирована через установленные промежутки времени и при значительных изменениях в организации.
Организация должна сохранять документированную политику в области непрерывности бизнеса. 5.4 Функции, обязанности и полномочия в организации
Высшее руководство должно обеспечить распределение ответственности и полномочий для выполнения важных функций и довести их до сведения персонала организации.
Высшее руководство должно распределить ответственность и полномочия для: a) обеспечения соответствия СМНБ требованиям настоящего стандарта; b) создания отчетов о работе СМНБ для высшего руководства.
6 Планирование6 Планирование
6.1 Анализ риска и благоприятных возможностей
При планировании СМНБ организация должна рассмотреть вопросы, упомянутые в 4.1 и 4.2 и определить риски и благоприятные возможности для:
- обеспечения уверенности в том, что СМНБ может достигнуть ожидаемых результатов;
- предотвращения или уменьшения нежелательных последствий;
- обеспечения постоянного улучшения.
Организация должна запланировать: a) действия по анализу риска и благоприятных возможностей, b) действия по 1) их объединению и внедрению в процессы СМНБ (см. 8.1), 2) оценке их результативности (см. 9.1). 6.2 Цели в области непрерывности бизнеса и планы их достижения
Высшее руководство должно обеспечить установление целей в области непрерывности бизнеса и информирование о них на соответствующих уровнях организации.
Цели непрерывности бизнеса должны: a) быть совместимы с политикой непрерывности бизнеса; b) учитывать минимальный уровень продукции и услуг, который является приемлемым для достижения целей организации; c) быть измеримы; d) соответствовать установленным требованиям; e) контролироваться и обновляться по необходимости.
Организация должна сохранять документированные цели в области непрерывности бизнеса.
Для достижения целей в области непрерывности бизнеса, организация должна:
- назначить ответственных;
- определить необходимые действия;
- определить необходимые ресурсы;
- назначить сроки выполнения;
- определить метод оценки результатов.
7 Поддержка7 Поддержка
7.1 Ресурсы
Организация должна определить и выделить ресурсы, необходимые для создания, внедрения, обслуживания и постоянного улучшения СМНБ. 7.2 Компетентность
Организация должна: a) определить необходимую компетентность сотрудников, выполняющих работу, которая влияет на функционирование СМНБ; b) обеспечить компетентность людей посредством обучения, проведения учений и обмена опытом; c) оценивать результативность предпринятых мер; d) сохранять документы, подтверждающие компетентность.
Примечание - Применимые меры могут включать, например: предоставление обучения, наставничество или перевод сотрудников по службе; наем или заключение контракта с компетентными людьми.
7.3 Осведомленность
Персонал, осуществляющий работу под контролем организации, должен знать: a) политику в области непрерывности бизнеса; b) свой вклад в результативность СМНБ, включая выгоды от постоянного улучшения менеджмента непрерывности бизнеса; c) последствия, которые могут возникнуть в случае несоответствия требованиям СМНБ; d) свои функции в случае разрушительных инцидентов. 7.4 Обмен информацией
Организация должна определить потребность во внутреннем и внешнем обмене информацией, относящемся к СМНБ, включая: a) вопросы для обмена информацией; b) ситуации, в которых производится обмен информацией; c) причастные стороны, с которыми производится обмен информацией.
Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы):
- внутреннего обмена информацией между заинтересованными сторонами и сотрудниками организации;
- внешнего обмена информацией с клиентами, партнерскими организациями, местным сообществом, и другими заинтересованными сторонами, включая СМИ;
- приема, документирования и реагирования на сообщения заинтересованных сторон;
- использования национальной и региональной систем предупреждения об угрозах (или аналогичных систем), при необходимости;
- обеспечения доступности средств обмена информацией в условиях разрушительного инцидента;
- связи с властями и обеспечения функциональной совместимости с другими организациями, участвующими в ответных мерах на инцидент и их персоналом, при необходимости;
- тестирования и обеспечения работы резервных средств связи в случае отказа основных средств связи.
Примечание - Дальнейшие требования для обмена информацией в условиях инцидента установлены в 8.4.3.
7.5 Документированная информация 7.5.1 Общие положения
Документация СМНБ организации должна включать в себя:
- документацию в соответствии с требованиями настоящего стандарта;
- документацию, которую организация определила, как необходимую для оценки результативности СМНБ.
Примечание - Степень документирования информации СМНБ может отличаться в разных организациях и зависит от:
- размера организации, видов ее деятельности, процессов, продукции и услуг;
- сложности процессов и их взаимодействий;
- компетентности сотрудников.
7.5.2 Создание и обновление
При создании и обновлении документации, организация должна обеспечить: a) идентификацию и описание документов (например, наименование, дата, автор или номер ссылки); b) формат (например, язык, версию программного обеспечения, графику) и носитель информации (например, бумага, электронный формат), а также способ ее проверки и подтверждения пригодности и достаточности. 7.5.3 Управление документацией
Документация, требуемая СМНБ и настоящим стандартом, должна быть управляемой для обеспечения: a) доступности и пригодности для использования, при необходимости; b) защищенности (например, от потери конфиденциальности, неправильного использования или потери целостности).
Для управления документацией организация должна определить следующие действия с документацией:
- распределение и доступ;
- обеспечение сохранности;
- управление изменениями (например, контроль версий программного обеспечения);
- хранение и распоряжение;
- поиск и использование;
- обеспечение четкости текста (т.е. обеспечение возможности разборчивости текста при чтении);
- предотвращение непреднамеренного использования устаревшей документации.
Документация внешнего происхождения, определенная организацией как необходимая для планирования и работы СМНБ, должна быть идентифицированной и управляемой.
При установлении управления документацией организация должна обеспечить для нее подходящую защиту (например, защиту от компрометации, несанкционированного изменения или удаления).
Примечание - Доступ подразумевает принятие решений о разрешении на просмотр или разрешение на просмотр и изменение документации и т.д.
8 Деятельность8 Деятельность
8.1 Планирование и контроль
Организация должна планировать, внедрять и контролировать процессы, необходимые в соответствии с требованиями СМНБ и выполнять действия, определенные в 6.1, в том числе: а) установить необходимые критерии для процессов; b) осуществлять контроль над процессами в соответствии с критериями; с) хранить документацию, подтверждающую, что процессы выполнены в соответствии с запланированными действиями.
Организация должна контролировать изменение запланированных действий и анализировать последствия непреднамеренных изменений, принимая меры по смягчению неблагоприятных воздействий.
Организация должна обеспечить контроль процессов аутсорсинга. 8.2 Анализ воздействия на бизнес и оценка риска 8.2.1 Общие положения
Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии формальный документированный процесс анализа воздействий на бизнес и оценки риска, в котором должны быть: a) установлена область применения оценки риска, определены критерии и способы оценки возможных воздействий инцидента; b) учтены юридические и другие требования, которые должна соблюдать организация; c) предусмотрен систематический анализ, установлены приоритетность обработки риска и необходимые для этого затраты; d) определены выходные данные анализа воздействия на бизнес и оценки риска; e) установлены требования к актуализации и конфиденциальности этой информации.
Примечание - Существуют различные методологии анализа воздействия на бизнес и оценки риска.
8.2.2 Анализ воздействия на бизнес
Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии формальный и документированный процесс определения приоритетов, целей и задач непрерывности бизнеса. Этот процесс должен включать оценку последствий нарушения видов деятельности, которые поддерживают поставку продукции и услуг.
Анализ воздействия на бизнес должен включать: a) идентификацию видов деятельности, которые поддерживают поставку продукции и услуг; b) оценку последствий невыполнения этих видов деятельности; c) установление приоритетных сроков возобновления деятельности на установленном минимальном приемлемом уровне с учетом времени, в течение которого неблагоприятные воздействия, возникшие в результате необеспечения поставок продукции/услуг или невыполнения деятельности, приводят к неприемлемым результатам; d) идентификацию зависимостей и ресурсов для поддержания этих видов деятельности, включая поставщиков, партнеров по аутсортингу и других важных заинтересованных сторон. 8.2.3 Оценка риска
Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии формальный документированный процесс оценки риска для систематической идентификации, анализа и оценки риска разрушительных инцидентов для организации.
Примечание - Этот процесс может быть разработан в соответствии с ИСО 31000.
Организация должна: a) идентифицировать риск нарушений в приоритетных видах деятельности организации, а также процессах, системах, информации, человеческих активах, аутсорсинге и ресурсах, которые их поддерживают; b) систематически анализировать риск; c) оценивать необходимость обработки; d) определить методы обработки, соответствующие целям в области непрерывности бизнеса и аппетиту риска организации.
Примечание - Организация должна быть осведомлена, что определенные финансовые или установленные государством обязательства требуют предоставления отчета о таких видах риска с разной степенью детализации. Кроме того, некоторые потребности общества также могут служить основанием для предоставления отчета с соответствующей степенью детализации.
8.3 Стратегия непрерывности бизнеса 8.3.1 Определение и выбор
Определение и выбор стратегии должны быть основаны на результатах анализа воздействия на бизнес и оценки риска.
Организация должна определить подходящую стратегию непрерывности бизнеса для: a) защиты приоритетных видов деятельности; b) стабилизации, продолжения, возобновления и восстановления приоритетных видов деятельности и их обеспечения ресурсами; c) смягчения последствий, разработки ответных мер и управления ими.
Определение стратегии должно включать в себя установление приоритетных сроков возобновления действий. Организация должна провести оценку способности к обеспечению непрерывности бизнеса своих поставщиков. 8.3.2 Установление требований к ресурсам
Организация должна определить требования к ресурсам для выполнения выбранных стратегий. Рассматриваемые ресурсы должны включать в себя, но не ограничиваться, следующими: а) персонал; b) информация и данные; c) здания, рабочая среда и связанные с ними коммуникации; d) оборудование и расходные материалы; e) системы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); f) транспорт; g) финансы; h) партнеры и поставщики. 8.3.3 Защита и снижение риска
Для идентифицированных рисков, требующих обработки, организация должна разработать меры, обеспечивающие: a) снижение вероятности разрушений (нарушений); b) сокращение продолжительности разрушений (нарушений); c) снижение последствий разрушений (нарушений) для ключевой продукции и услуг организации.
Организация должна выбрать и провести необходимую обработку риска в соответствии с аппетитом риска. 8.4 Установление и внедрение процедур непрерывности бизнеса 8.4.1 Общие положения
Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры управления и продолжения своей деятельности в условиях действия инцидента на основе целей восстановления, идентифицированных в ходе анализа воздействия на бизнес.
Организация должна документировать процедуры (включая необходимые ответные меры) для обеспечения непрерывности деятельности и управления в условиях инцидента.
Процедуры должны: a) устанавливать соответствующий порядок внутреннего и внешнего обмена информацией; b) быть конкретными в отношении неотложных действий, которые должны быть выполнены в условиях разрушения (нарушения) деятельности; c) быть гибкими для реагирования на непредвиденные угрозы и меняющиеся внутренние и внешние условия; d) быть сфокусированы на последствиях событий, которые могут нарушить работу; e) быть разработаны на основе установленных предположений и анализа взаимозависимостей; f) результативно минимизировать последствия путем осуществления стратегий смягчения последствий инцидента. 8.4.2 Структура ответных мер на инцидент
Организация должна установить, документировать и внедрить процедуры и структуру управления действиями при возникновении разрушительного инцидента с использованием персонала, обладающего необходимой ответственностью, полномочиями и компетентностью.
Структура ответных мер должна: a) определять пороги воздействия, за пределами которых инициируют выполнение ответных мер; b) оценивать характер и степень разрушительного инцидента и его возможных последствий; c) приводить в действие соответствующие ответные меры, предусмотренные СМНБ; d) иметь в наличии процессы и процедуры активации, функционирования, координации ответных мер и информирования о них; e) иметь в наличии ресурсы для поддержки процессов и процедур управления в условиях разрушительного инцидента для минимизации его последствий; f) активизировать связь с заинтересованными сторонами и властями, а также средствами массовой информации.
Организация должна определить, руководствуясь безопасностью жизни как важнейшим приоритетом, после консультаций с важными заинтересованными сторонами, необходимость сообщения внешним сторонам о наличии существенного риска и его последствиях для организации и документировать это сообщение. Если принято решение о направлении такого сообщения, то организация должна установить и внедрить процедуры обмена информацией с внешними сторонами, объявления тревоги и предупреждений, включая сообщения в СМИ. 8.4.3 Предупреждение и коммуникации
Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры для: a) обнаружения инцидента; b) мониторинга инцидента; c) обмена информацией в пределах организации, а также получения, документирования и реагирования на сообщения заинтересованных сторон; d) получения, документирования и реагирования на информацию национальной или региональной системы предупреждения о рисках; e) обеспечения доступности средств связи в условиях разрушительного инцидента; f) упрощенного обмена информацией с аварийно-спасательными службами; g) записи жизненно важной информации об инциденте, предпринятых действиях и принятых решениях. Кроме того, должно быть рассмотрено следующее:
- оповещение заинтересованных сторон о возможном воздействии на них фактического или возможного инцидента;
- обеспечение взаимодействия нескольких организаций, реагирующих на инцидент, и их персонала;
- работа средств связи.
Процедуры обмена информацией и предупреждения необходимо регулярно проверять. 8.4.4 Планы непрерывности бизнеса
Организация должна установить документированные процедуры реагирования на разрушительный инцидент, а также работы и восстановления деятельности в течение заранее определенного периода времени. Такие процедуры должны устанавливать требования к тем, кто будет их осуществлять.
Планы непрерывности бизнеса должны содержать: a) определенные функции и ответственность сотрудников и команд, обладающих полномочиями в течение и после инцидента; b) процесс инициирования ответных мер; c) информацию о незамедлительных действиях по устранению последствий разрушительного инцидента, в которой уделено особое внимание: 1) благополучию людей, 2) стратегическим, тактическим и оперативным вариантам реагирования на разрушения (нарушения), 3) предотвращению дальнейшей потери или недоступности приоритетных видов деятельности; d) способы поддержки связи с персоналом, их родственниками, ключевыми заинтересованными сторонами и аварийными службами и условия их применения; е) способы продолжения или восстановления организацией приоритетных видов деятельности в рамках заранее установленного периода времени; f) информацию по взаимодействию со СМИ после инцидента, в том числе: 1) стратегию обмена информацией, 2) предпочтительные виды связи со СМИ, 3) руководство или шаблон написания заявлений для СМИ, 4) информацию о представителях организации для связей со СМИ; g) процесс сворачивания ответных мер после окончания инцидента.
Каждый план непрерывности бизнеса должен определять:
- назначение и область применения;
- цели;
- критерии и процедуры инициирования ответных мер;
- процедуры выполнения ответных мер;
- функции, ответственность и полномочия;
- требования и процедуры обмена информацией;
- внутренние и внешние взаимозависимости и взаимодействия;
- потребности в ресурсах;
- процессы управления информационным потоком и документирования. 8.4.5 Восстановление
Организация должна иметь документированные процедуры по восстановлению и возвращению к нормальному режиму работы после инцидента. 8.5 Учения и проверки
Организация должна проводить учения и проверки своих процедур непрерывности бизнеса для уверенности в том, что они соответствуют целям в области непрерывности бизнеса.
Организация должна проводить учения и тестирование для проверки того, что процедуры: a) соответствуют области применения и целям СМНБ; b) основаны на проработанных спланированных сценариях с четко определенными целями и задачами; c) совместно обеспечивают валидацию мер непрерывности бизнеса с привлечением заинтересованных сторон; d) обеспечивают риск нарушения деятельности на минимальном уровне; e) предоставляют информацию для формирования отчетов по результатам учений с приведением данных рекомендаций и мер по постоянному улучшению СМНБ, f) содействуют постоянному улучшению; g) проверяются через запланированные интервалы времени и в случае существенных изменений в организации или среде, в которой она осуществляет деятельность.
9 Оценка выполнения9 Оценка выполнения
9.1 Мониторинг, измерение, анализ и оценка 9.1.1 Общие положения
Организация должна определить: a) контролируемые с помощью мониторинга и измерений параметры и объекты; b) методы мониторинга, измерения, анализа и оценки для обеспечения достоверных результатов; c) сроки и периодичность проведения мониторинга и измерений; d) сроки анализа и оценки результатов мониторинга и измерений.
Организация должна сохранить соответствующую документацию в качестве свидетельства результатов функционирования СМНБ.
Организация должна оценить СМНБ и ее результативность.
Дополнительно, организация должна:
- принять меры по устранению неблагоприятных тенденций или результатов до возникновения несоответствия;
- сохранять соответствующую документацию в качестве свидетельства результатов СМНБ.
Процедуры мониторинга функционирования СМНБ должны предусматривать:
- установление показателей, соответствующих потребностям организации;
- мониторинг выполнения политики, целей и задач организации в области непрерывности бизнеса;
- мониторинг выполнения процессов, процедур и функций, которые защищают приоритетные виды деятельности;
- мониторинг соответствия требованиям настоящего стандарта и целям в области непрерывности бизнеса;
- мониторинг хронологии свидетельств несовершенства функционирования СМНБ;
- запись данных и результатов мониторинга и измерений для разработки последующих корректирующих действий.
Примечание - Несовершенство выполнения МНБ может включать в себя несоответствие, промахи, ложные тревоги и фактические инциденты.
9.1.2 Оценка процедур непрерывности бизнеса а) Организация должна периодически проводить оценку процедур и благоприятных возможностей СМНБ для обеспечения их пригодности, адекватности и результативности. b) Такая оценка может быть осуществлена посредством периодического анализа, учений, проверок, анализа отчетов об инцидентах и оценки функционирования СМНБ. Существенные изменения должны быть своевременно отражены в процедуре(ах). c) Организация должна периодически оценивать соответствие действующим юридическим и нормативным требованиям, передовому опыту, а также собственной политике и целям в области непрерывности бизнеса. d) Организация должна проводить оценку через запланированные интервалы времени и при наличии существенных изменений.
При возникновении разрушительного инцидента, после инцидента организация должна провести анализ и записать результаты выполненных действий в соответствии с СМНБ. 9.2 Внутренний аудит
Организация должна проводить внутренний аудит через запланированные интервалы времени для предоставления информации о: a) соответствии СМНБ 1) собственным требованиям организации; 2) требованиям настоящего стандарта; b) результативности функционирования и поддержания в рабочем состоянии СМНБ.
Организация должна:
- запланировать, установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии программу(ы) аудита, которая должна включать частоту проведения аудита, его методы, распределение ответственности, требования к планированию и отчетам. Программа(ы) аудита должна учитывать важность проверяемых процессов и результаты предыдущих аудитов;
- для каждого аудита определить критерии и область применения;
- назначить аудиторов и обеспечить объективность и беспристрастность процесса аудита;
- обеспечить информирование руководства о результатах аудита;
- сохранять записи как свидетельство выполнения программы аудита и результаты аудита.
Программа аудита, в том числе все графики работы, должна быть основана на результатах оценки риска для видов деятельности организации, а также результатах предыдущих аудитов. Процедуры аудита должны охватывать область применения, частоту проведения, методологию и компетентность, а также распределение ответственности и требования к проведению аудита и отчетам.
Руководство, ответственное за проверяемые области деятельности, должно обеспечить выполнение всех необходимых исправлений и корректирующих действий без излишней отсрочки для устранения обнаруженных несоответствий и их причин. Последующие действия должны включать верификацию предпринятых мер и отчет о результатах верификации. 9.3 Анализ со стороны руководства
Высшее руководство должно проводить анализ СМНБ организации через запланированные интервалы времени для обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и результативности.
Анализ со стороны руководства должен включать рассмотрение: a) состояния выполнения действий по результатам предыдущих анализов; b) изменения внешних и внутренних факторов, влияющих на систему менеджмента непрерывности бизнеса; c) информации о функционировании СМНБ, в том числе о 1) несоответствиях и корректирующих действиях; 2) результатах оценки мониторинга и измерений; 3) результатах аудита; d) возможностей для постоянного улучшения.
Анализ со стороны руководства должен рассматривать функционирование организации, включая:
- действия, рекомендованные по результатам предыдущих анализов;
- необходимость изменений СМНБ, включая политику и цели;
- возможности для постоянного улучшения;
- результаты аудитов и анализов СМНБ, в том числе ключевых поставщиков и партнеров в соответствующих случаях;
- методы, продукцию или процедуры, которые могут быть использованы в организации для постоянного улучшения функционирования и результативности СМНБ;
- состояние корректирующих действий;
- результаты учений и тестирований;
- риски или проблемы, которые не были должным образом рассмотрены во время предыдущих оценок риска;
- все изменения, которые могут повлиять на СМНБ, как внутренние, так и внешние по отношению к области применения СМНБ;
- адекватность политики;
- рекомендации по постоянному улучшению;
- полученный опыт и действия, связанные с разрушительным инцидентом;
- современные надлежащую практику и рекомендации.
Результаты анализа со стороны руководства должны включать в себя решения, связанные с возможностями постоянного улучшения и необходимостью изменений в СМНБ, в том числе относящиеся к: a) изменениям в области применения СМНБ; b) постоянному улучшению результативности СМНБ; c) обновлению оценки риска, анализа воздействия на бизнес, планов непрерывности бизнеса и связанных с ними процедур; d) изменению процедур, методов и средств управления для реагирования на внутренние и внешние события, которые могут оказать влияние на СМНБ, включая изменения: 1) требований к бизнесу и работе; 2) требований к снижению риска и безопасности; 3) условий работы и процессов; 4) юридических и нормативных требований; 5) договорных обязательств; 6) уровней риска и/или критериев принятия риска; 7) потребностей в ресурсах; 8) финансовых и бюджетных требований; e) способам измерений результативности методов и средств управления.
Организация должна сохранять документацию в качестве свидетельств результатов анализа со стороны руководства.
Организация должна:
- сообщать результаты анализа со стороны руководства важным заинтересованным сторонам;
- выполнять необходимые действия в соответствии с этими результатами.
10 Постоянное улучшение10 Постоянное улучшение
10.1 Несоответствие и корректирующие действия
При возникновении несоответствий, организация должна: a) идентифицировать несоответствия; b) реагировать на несоответствия и, в зависимости от ситуации: 1) применять контроль и исправление несоответствия, 2) устранять последствия несоответствий; c) оценивать необходимость действий по устранению причин несоответствия, для того, чтобы оно не повторялось и не происходило в другом месте, посредством 1) анализа несоответствия, 2) определения причин возникновения несоответствий, 3) определения наличия возможности возникновения похожих несоответствий, 4) определения необходимости принятия корректирующих действий для предотвращения возникновения несоответствий в другом месте, 5) определения и осуществления необходимых корректирующих действий, 6) анализа эффективности принятых корректирующих мер, 7) внесения изменений в СМНБ при необходимости; d) осуществить все необходимые действия; e) проанализировать результативность принятых корректирующих действий; f) при необходимости внести изменения в СМНБ.
Корректирующие действия должны соответствовать последствиям выявленных несоответствий.
Организация должна сохранять документацию о
- характере несоответствий и всех предпринятых действиях,
- результатах корректирующих действий. 10.2 Постоянное улучшение
Организация должна постоянно улучшать пригодность, адекватность и результативность СМНБ.
Примечание - Организация может использовать процессы СМНБ, такие как лидерство, планирование и оценку функционирования в качестве основы для постоянного улучшения.
Приложение ДА (справочное). Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов, указанных в библиографии настоящего стандарта национальным стандартамПриложение ДА Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов, указанных в библиографии настоящего стандарта национальным стандартам
Таблица ДА.1
________________ * Отменен.
** Отменен.
*** Заменен на ISO Guide 73:2009.
БиблиографияБиблиография
|