ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ (РБ-096-14)
Москва 2014 Руководство по безопасности при использовании атомной энергии «Структура и содержание инструкции по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (РБ-096-14) (далее - Руководство) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (НП-067-11), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 января 2012 г. № 67 (зарегистрированы Минюстом России 29 марта 2012 г., регистрационный № 23652, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012, № 27). Настоящее Руководство содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по процедуре разработки, структуре и содержанию инструкции по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации. Настоящее Руководство распространяется на деятельность по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов при производстве, использовании, хранении, транспортировании радиоактивных веществ, ядерных материалов (кроме ядерных материалов, учет которых производится исключительно в системе государственного учета и контроля ядерных материалов), образовании, переработке, кондиционировании, хранении, захоронении радиоактивных отходов, включая хранение и переработку отработавшего ядерного топлива, а также при выполнении работ и предоставлении услуг организациями. Выпускается впервые1 __________ 1Разработано коллективом авторов в составе: Н.П. Петровский, М.Д. Гареев, Е.П. Субботин, Л.Н. Кушневский, Т.М. Аникина (ФБУ «НТЦ ЯРБ»), СОДЕРЖАНИЕ I. Общие положения1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии «Структура и содержание инструкции по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (РБ-096-14) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (НП-067-11), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 января 2012 г. № 67 (зарегистрированы Минюстом России 29 марта 2012 г., регистрационный № 23652, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012, № 27). 2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по процедуре разработки, структуре и содержанию инструкции по учету и контролю радиоактивных веществ (далее - РВ) и радиоактивных отходов (далее - РАО) в организации. 3. Действие настоящего Руководства по безопасности распространяется на деятельность по учету и контролю РВ и РАО при производстве, использовании, хранении, транспортировании РВ, ядерных материалов (далее - ЯМ) (кроме ЯМ, учет которых производится исключительно в системе государственного учета и контроля ядерных материалов), образовании, переработке, кондиционировании, хранении, захоронении РАО, включая хранение и переработку отработавшего ядерного топлива, а также при выполнении работ и предоставлении услуг организациями. 4. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения организациями, осуществляющими деятельность по обращению с РВ и РАО, независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы. 5. Требования федеральных норм и правил в области использования атомной энергии могут быть выполнены с использованием иных способов (методов), чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности при обоснованности выбранных способов (методов) для обеспечения безопасности. 6. Допускается в организации разрабатывать раздельные инструкции по учету и контролю РВ и РАО в зависимости от структуры организации, объема и характеристик РВ и РАО. II. Общие рекомендации по разработке инструкции по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации7. Разработку инструкции по учету и контролю РВ и РАО в организации (далее - Инструкция) рекомендуется осуществлять централизованной службе, на которую возложены функции по осуществлению учета и контроля РВ и РАО, либо лицу, ответственному за учет и контроль РВ и РАО в организации на основании организационно-распорядительного документа руководителя организации или лица, им уполномоченного. 8. Рекомендуется делать объем Инструкции достаточным для изложения требований и процедур по учету и контролю РВ и РАО. При наличии в организации отдельных нормативных документов, регулирующих вопросы, подлежащие включению в Инструкцию, допускается указание в Инструкции соответствующих ссылок. 9. Текст Инструкции рекомендуется излагать четко и кратко по разделам (внутри которых могут быть подразделы), состоящим из пунктов. 10. В Инструкции рекомендуется применять терминологию, принятую в системе учета и контроля РВ и РАО. При применении иных терминов рекомендуется приводить их определения или пояснения к ним в отдельном разделе. 11. Инструкция утверждается руководителем организации или лицом, им уполномоченным. Инструкцию рекомендуется вводить в действие распорядительным документом организации, в котором указывается срок введения Инструкции в действие. Инструкция регистрируется в установленном в организации порядке. 12. Невыполнение требований Инструкции рассматривается как нарушение требований по учету и контролю РВ и РАО с наложением соответствующих санкций в установленном порядке. 13. Контроль выполнения требований Инструкции рекомендуется возлагать на лицо, ответственное за учет и контроль РВ и РАО в организации, или службу учета и контроля РВ и РАО. 14. Пересмотр Инструкции рекомендуется производить не реже одного раза в 5 лет. Срок действия Инструкции указывается на ее титульном листе. 15. Внеочередной пересмотр Инструкции рекомендуется проводить в следующих случаях: а) при пересмотре нормативных правовых актов и нормативных документов, которые были использованы при её разработке; б) при изменении порядка организации работ по учету и контролю РВ и РАО, а также структуры персонала, занятого учетом и контролем РВ и РАО; в) в иных случаях по решению руководителя организации в пределах его компетенции. 16. Ответственность за своевременные проверку и пересмотр Инструкции рекомендуется возлагать на лицо, ответственное за учет и контроль РВ и РАО в организации, или руководителя службы учета и контроля РВ и РАО. Сведения об ответственном за своевременные проверку и пересмотр Инструкции рекомендуется указать в разделе «Порядок организации работ по учету и контролю РВ и РАО» Инструкции. 17. Пересмотр Инструкции осуществляется в установленном в организации порядке. Внесение дополнений и/или изменений в Инструкцию, продление срока действия Инструкции, введение новой Инструкции рекомендуется оформлять распорядительным документом по организации. При введении в действие новой Инструкции в общих положениях указываются сведения о ранее действовавшей Инструкции. III. Структура и содержание инструкции по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации18. В Инструкцию рекомендуется включать следующие разделы:* а) общие положения; б) перечень подразделений, осуществляющих обращение с РВ и РАО; в) порядок организации работ по учету и контролю РВ и РАО; г) структура и состав персонала, осуществляющего учет и контроль РВ и РАО в целом по организации и в подразделениях; д) порядок постановки на учет и снятия с учета РВ и РАО в организации; е) применяемые методики и средства измерений и контроля наличия РВ и РАО для учета и контроля; ж) порядок применения пломбировочных устройств; з) перечень и формы учетных и отчетных документов; и) порядок административного контроля выполнения требований к учету и контролю РВ и РАО; к) порядок расследования нарушений в учете и контроле РВ и РАО; л) порядок подготовки и допуска персонала к работам по учету и контролю РВ и РАО; м) порядок проведения инвентаризаций РВ и РАО; н) процедуры оценки технологических потерь РВ и РАО (для производств). __________ Пункты 18, 29 Основных правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (НП-067-11), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 января 2012 г. № 67. 19. При необходимости в состав Инструкции включаются и другие разделы, помимо перечисленных в пункте 18 настоящего Руководства по безопасности в зависимости от структуры учета и контроля РВ и РАО в организации. 20. В разделе «Общие положения» рекомендуется отразить следующее: а) область применения Инструкции; б) перечень использованных при разработке Инструкции действующих нормативных правовых актов, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и нормативной технической документации; в) сведения о должностных лицах, на которых распространяются требования Инструкции; 21. В разделе «Перечень подразделений, осуществляющих обращение с РВ и РАО» рекомендуется отразить наименования подразделений организации, осуществляющих обращение с РВ и РАО. 22. В разделе «Порядок организации работ по учету и контролю РВ и РАО» рекомендуется отразить: а) распределение ответственности и обязанностей за учет и контроль РВ и РАО в организации; б) перечень основных категорий РВ и РАО, подлежащих учету и контролю в организации (закрытые радионуклидные источники (далее - ЗРИ); изделия из обедненного урана; открытые радионуклидные источники (далее - ОРИ) в виде отдельных изделий; ОРИ, кроме отдельных изделий; РАО в виде отработавших ЗРИ; РАО, кроме РАО в виде отработавших ЗРИ; территории, загрязненные радионуклидами); в) процедуру установления категории ЗРИ в случае, если ее не установил изготовитель; г) порядок перевода ЗРИ в ОРИ и РВ в РАО; д) порядок приемки и постановки на учет РВ и РАО при передаче от других организаций и внутри организации между подразделениями, порядок подготовки РВ и РАО к передаче в другие организации или в другое подразделение, порядок их снятия с учета после передачи. 23. В разделе «Структура и состав персонала, осуществляющего учет и контроль РВ и РАО в целом по организации и в подразделениях» рекомендуется отразить: а) состав службы учета и контроля РВ и РАО (при наличии такой службы в организации); б) основные обязанности руководителя и лиц, входящих в состав службы учета и контроля РВ и РАО; в) перечень должностей работников, ответственных за учет и контроль в подразделениях; г) основные обязанности работников, ответственных за учет и контроль РВ и РАО в подразделениях. 24. В разделе «Порядок постановки на учет и снятия с учета РВ и РАО в организации» рекомендуется отразить порядок постановки и снятия с учета: а) при завершении технологической операции, связанной с расходованием РВ; б) при истечении назначенного срока службы, срока эксплуатации РВ; в) при утрате РВ и/или РАО; г) при технологических потерях РВ (для производств); д) при снижении активностей РВ до значений ниже минимально значимых; е) при снижении удельной (объемной для газообразных РАО) активности РАО до уровней, при которых они не относятся к РАО в соответствии с критериями отнесения отходов к радиоактивным; ж) при передаче РВ и/или РАО другой организации; з) при получении РВ и/или РАО от другой организации; и) при производстве РВ; к) при образовании РАО; л) при переводе РВ, РАО, ЯМ из одной категории в другую; м) при обнаружении ранее неучтенных РВ и/или РАО; н) при поступлении на склад готовой продукции (только для РВ); о) в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях. 25. В разделе «Применяемые методики и средства измерений и контроля наличия РВ и РАО для учета и контроля» рекомендуется отразить общее описание системы измерений и контроля качества РВ и РАО с учетом программы измерений РВ и РАО и программы контроля качества измерений РВ и РАО. 26. В разделе «Порядок применения пломбировочных устройств» рекомендуется отразить порядок организации применения пломбировочных устройств в системе учета и контроля РВ и РАО, порядок документальной регистрации обращения с пломбировочными устройствами, в том числе их установки, снятия, уничтожения и проверки. 27. В разделе «Перечень и формы учетных и отчетных документов» рекомендуется отразить: а) перечень учетных документов, которые ведутся в организации; б) образцы учетных документов, которые ведутся в организации и порядок их оформления (образцы журналов учета приведены в приложениях № 1 - 8 к настоящему Руководству по безопасности); в) перечень и формы отчетных документов, порядок и сроки их представления, установленные Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»; г) порядок внесения изменений и исправлений в учетные и отчетные документы; д) сроки хранения учетных документов. 28. В разделе «Порядок административного контроля выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО» рекомендуется отразить: а) перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административный контроль выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО; б) порядок организации и осуществления административного контроля выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО; в) перечень вопросов, подлежащих административному контролю выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО, в том числе порядок проведения: контроля ведения учетной и отчетной документации; сверки (выборочной сверки) данных учетных и отчетных документов; проверки наличия методик и средств измерений, применяемых для учета и контроля РВ и РАО; проверки процедур и/или методик оценки потерь РВ и РАО (для производств); проверки контроля доступа к РВ и РАО; контроля расследования причин и обстоятельств в случае утраты, хищения, несанкционированного использования, при обнаружении недостачи (излишка) РВ и/или РАО, а также в случае расхождения данных организации-отправителя и организации-получателя в системе государственного учета и контроля РВ и РАО и принятию соответствующих мер; г) порядок документального оформления результатов административного контроля выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО; д) порядок устранения замечаний, выявленных в ходе проведения административного контроля выполнения требований по учету и контролю РВ и РАО; е) ответственность за нарушение правил учета РВ и РАО. 29. В разделе «Порядок расследования нарушений в учете и контроле РВ и РАО» рекомендуется отразить: а) перечень обстоятельств, требующих расследования, в том числе: недостача или излишек РВ и/или РАО; несанкционированное использование и/или незаконное перемещение РВ и/или РАО; ошибки в учетных или отчетных документах; повреждения средств контроля доступа к РВ и/или РАО; несоответствие атрибутивных признаков учетной единицы зарегистрированным данным; нарушения порядка использования и передачи РВ и РАО; б) порядок действий работника, обнаружившего хотя бы одно из вышеперечисленных обстоятельств; в) порядок организации и проведения расследования нарушений в учете и контроле РВ и РАО; г) порядок действий, сроки передачи и содержание информации при обнаружении недостачи (излишка) РВ и/или РАО, в том числе в случае выявления недостачи (излишка) РВ и/или РАО при передачах и при проведении инвентаризации. 30. В разделе «Порядок подготовки и допуска персонала к работам по учету и контролю РВ и РАО» рекомендуется отразить: а) перечень должностных лиц, осуществляющих учет и контроль РВ и РАО в организации, которые должны получать разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии при назначении на должности, предусмотренные Перечнем должностей работников объектов использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 1997 г. № 240; б) организацию процесса обучения, периодического повышения квалификации и проверки знаний должностных лиц и персонала, осуществляющего учет и контроль РВ и РАО; в) организацию переподготовки или повышения квалификации должностных лиц, ответственных за учет и контроль РВ и РАО в организации. 31. В разделе «Порядок проведения инвентаризации РВ и РАО» рекомендуется отразить: а) общие положения по проведению инвентаризации РВ и РАО, в том числе: виды инвентаризаций РВ и РАО; периодичность проведения инвентаризаций РВ и РАО; случаи проведения внеочередной инвентаризации; б) организацию проведения инвентаризации; в) подготовку к проведению инвентаризации; г) порядок проведения инвентаризации; д) порядок оформления результатов инвентаризации. 32. В разделе «Процедуры оценки технологических потерь РВ и РАО» рекомендуется отразить следующее: а) места образования технологических потерь РВ и РАО; б) общие принципы нормирования технологических потерь РВ и РАО; в) порядок оформления и состав обосновывающей документации по технологическим потерям РВ и РАО; г) методики измерений и расчетов для определения технологических потерь РВ и РАО; д) порядок списания технологических потерь РВ и РАО; е) документальное оформление технологических потерь РВ и РАО. Приложение № 1к руководству по
безопасности при использовании
Журнал учета открытых радионуклидных источников
Продолжение таблицы
Приложение № 1 к
руководству по безопасности при использовании Журнал учета открытых радионуклидных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к
руководству по безопасности при использовании Журнал учета отработавшего ядерного топлива
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к
руководству по безопасности при использовании Журнал учета радиоактивных отходом в виде отработавших закрытых радионуклидных источников
Продолжение таблицы
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к
руководству по безопасности при использовании Журнал учета радионуклидов, выбрасываемых в атмосферу
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к
руководству по безопасности при использовании Журнал учета радионуклидов, сбрасываемых со сточными водами
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к
руководству по безопасности при использовании Журнал учета территорий, загрязненных радионуклидами
|