На главную | База 1 | База 2 | База 3

Методика расчета эффективности внедрения мероприятий по
бережливому производству в предприятиях путевого хозяйства

(утв. Департаментом пути и сооружений ОАО "РЖД" 24 февраля 2011 г.)

Общие положения

1. Бережливое производство - система производственного менеджмента, в которой расходование ресурсов на любые цели, отличные от создания ценности, необходимой для конечного потребителя, рассматривается как их потеря, и которая направлена на устранение таких потерь. Основной целью бережливого производства является снижение непроизводительных потерь. Это должно достигаться за счет:

- минимизации потерь от видов деятельности приводящих к непроизводительным расходам;

- гарантии качества выполнения работ;

- эффективной системы мотивации сотрудников.

2. Непременными условиями внедрения бережливого производства должны быть:

- соблюдение технологических процессов;

- соблюдение требований охраны труда и выполнение санитарно-гигиенических норм и правил;

- непревышение плана эксплуатационных расходов;

- мотивация бережливого производства за счет создания системы целевых дополнительных соглашений с работниками подразделений.

3. Настоящая методика распространяется на следующие предприятия:

- дистанции пути;

- дирекции по ремонту и эксплуатации машин и механизмов.

4. В методике определен по возможности унифицированный перечень показателей с учетом особенностей работы различных подразделений путевого хозяйства, основные принципы и порядок расчетов показателей внедрения мероприятий по бережливому производству.

5. Определение эффективности внедрения мероприятий бережливого производства производится путем сравнения для учетных периодов текущего и прошлого годов конечных результатов выполнения установленных показателей для различных подразделений.

Расчет величин показателей по результатам внедрения мероприятий бережливого производства в дистанциях пути

А) Действующая структура текущего содержания пути (линейное отделение, линейный участок).

1. Балловая оценка состояния пути (искусственных сооружений).

Результат изменения оценки состояния пути может быть выполнен в двух вариантах - выполнение плана балльности за учетный период и сравнение балловой оценки состояния пути текущего и прошедшего периодов.

1.1. Выполнение плана балловой оценки состояния пути (искусственных сооружений) определяется коэффициентом (Кб1) по формуле:

(1)

где: Кб - балловая оценка состояния пути, балл;

Бп - плановая балльность, балл;

Бф - фактическая балльность, балл.

1.2. Сравнение величины балловой оценки за учетный период текущего и прошедшего годов (Кб2).

(2)

где: Бфс - данные ПУ-32 прошлого учетного периода, балл;

Бфт - данные ПУ-32 текущего учетного периода, балл.

2. Потери от задержек поездов и отказов технических средств, приведших к задержкам поездов (З), определяются в финансовом выражении и равны:

(3)

где: Ti - время задержек поездов по видам движения (грузовое, пассажирское, пригородное), час.;

Sni - стоимость одного поездо-час вида движения (грузового, пассажирского, пригородного), руб.

3. Уровень внутрисменного использования рабочего времени (В) определяется величиной прямых потерь (завышение времени регламентированных технологических перерывов, технологических процессов выполнения работ, нормативных величин подготовительно-заключительных действий, обслуживания рабочего места и физиологических потребностей, нерациональными проходами (проездами) к месту работ, завышенным временем переходов (переездов) от одного места работ к другому и т.д.) и определяется формулой:

(4)

где: R - установленная продолжительность рабочего времени, мин;

Rn - время прямых потерь, мин.

4. Потери от отказов технических средств определяются формулой 3.

5. Показатель травматизма определяется один раз в квартал в соответствии с требованиями распоряжения ОАО "РЖД" от 25.01.2010 № 129р и отражает финансовые потери (Ф) за учетный период по формуле:

(5)

где: Фn - плановые затраты на мероприятия по охране труда, включая аттестацию рабочих мест, подготовку и переподготовку персонала, технические мероприятия по улучшению рабочих мест и т.д., тыс. руб.

Фд - дополнительные затраты на исполнение исковых претензий, оплату больничных листов, лечение профессиональных заболеваний и т.п. (кроме выплат по страховым полисам), тыс. руб.

6. Изменение комплексной оценки состояния пути по комплексной оценке (распоряжение ОАО "РЖД" от 14.12.2009 г. № 2536р), определяется сопоставлением результатов весеннего к весеннему и осеннего к осеннему осмотрам текущего и прошлого года.

7. Эффективность выполнения плановых заданий по ресурсосбережению (Sp) определяется двумя критериями - разницей стоимости новых (Sm) и старогодных (Sс) материалов и продлением срока службы объекта. Определение эффективности по разнице стоимости материалов определяется формулой:

(6)

где: k - количество одинаковых по номенклатуре материалов, шт.;

Тэ - предполагаемый срок продления службы объекта (год, месяц, квартал).

Б) Участковая система текущего содержания пути (бригады по осмотру, неотложным работам, укрупненные).

Расчет достигнутого уровня показателей балловой и комплексной оценки состояния пути, задержек поездов, отказов технических средств, сокращения внутрисменных потерь рабочего времени, травматизма и ресурсосбережения определяется по соответствующим формулам, приведенным выше.

Эффективность выполнения графиков осмотров пути определяется как выполнение или невыполнение (ДА - НЕТ).

В) Цех (участок) дефектоскопии.

1. Выполнение графика проверки рельсов по объемам и срокам (точно вовремя) определяется как выполнение (ДА), или невыполнение (НЕТ).

2. Совмещение работ по диагностике рельсов (стрелочных переводов) дефектоскопными средствами и по проверке геометрии пути путеизмерительными тележками приводит к снижению трудоемкости выполнения работ (на 2 сигналиста и одного сопровождающего на один день совмещения) с фондом оплаты труда (ФОТ) в размере, определяемым по формуле:

(7)

где: t - снижение трудоемкости работ по осмотру и диагностике за отчетный период, чел.-час.;

Зч - средняя часовая заработная плата, руб.

3. Потери от отказов технических средств дефектоскопии и путеизмерения (М) в руб. оцениваются по формуле:

М = Тн × Зч,

(8)

где: Тн - время ремонта технического средства, час.;

Г) Диспетчерский аппарат

Оценка производится путем установления соответствия рабочего места регламенту (ДА) или его несоответствия (НЕТ).

Д) Мастерские дистанции пути

1. Сравнение по показателю "выполнение плана работ по объемам и срокам (точно вовремя)" производится по плановым и фактически исполненным объемам, номенклатуре и срокам выполнения работ и оценивается как ДА или НЕТ.

2. Потери от возврата в ремонт плохо отремонтированного инструмента, механизмов и инвентаря (П) рассчитывается по среднему времени доставки инструмента в мастерские и обратно (Ч), времени ремонта и среднечасовой заработной плате по формуле:

П = (Ч + Тн) × Зч,

(9)

3. Величины потерь от отказов техники, приводящих к передержкам "окон", определяются формулой (3). При отказах от "окон" - его стоимостью.

4. Остальные показатели работы мастерских рассчитываются по соответствующим формулам, приведенным выше.

Е) Дирекция по ремонту и эксплуатации машин.

Все показатели идентичны принятым для других подразделений и рассчитываются по аналогичным формулам.

Директор ПТКБ ЦП

С.А. Рабчук

Главный инженер
Департамента пути и сооружений

В.М. Ермаков

СОДЕРЖАНИЕ