Методика расчета эффективности внедрения мероприятий
по (утв. Департаментом пути и сооружений ОАО "РЖД" 24 февраля 2011 г.) Общие положения1. Бережливое производство - система производственного менеджмента, в которой расходование ресурсов на любые цели, отличные от создания ценности, необходимой для конечного потребителя, рассматривается как их потеря, и которая направлена на устранение таких потерь. Основной целью бережливого производства является снижение непроизводительных потерь. Это должно достигаться за счет: - минимизации потерь от видов деятельности приводящих к непроизводительным расходам; - гарантии качества выполнения работ; - эффективной системы мотивации сотрудников. 2. Непременными условиями внедрения бережливого производства должны быть: - соблюдение технологических процессов; - соблюдение требований охраны труда и выполнение санитарно-гигиенических норм и правил; - непревышение плана эксплуатационных расходов; - мотивация бережливого производства за счет создания системы целевых дополнительных соглашений с работниками подразделений. 3. Настоящая методика распространяется на следующие предприятия: - дистанции пути; - дирекции по ремонту и эксплуатации машин и механизмов. 4. В методике определен по возможности унифицированный перечень показателей с учетом особенностей работы различных подразделений путевого хозяйства, основные принципы и порядок расчетов показателей внедрения мероприятий по бережливому производству. 5. Определение эффективности внедрения мероприятий бережливого производства производится путем сравнения для учетных периодов текущего и прошлого годов конечных результатов выполнения установленных показателей для различных подразделений. Расчет величин показателей по результатам внедрения мероприятий бережливого производства в дистанциях путиА) Действующая структура текущего содержания пути (линейное отделение, линейный участок). 1. Балловая оценка состояния пути (искусственных сооружений). Результат изменения оценки состояния пути может быть выполнен в двух вариантах - выполнение плана балльности за учетный период и сравнение балловой оценки состояния пути текущего и прошедшего периодов. 1.1. Выполнение плана балловой оценки состояния пути (искусственных сооружений) определяется коэффициентом (Кб1) по формуле:
где: Кб - балловая оценка состояния пути, балл; Бп - плановая балльность, балл; Бф - фактическая балльность, балл. 1.2. Сравнение величины балловой оценки за учетный период текущего и прошедшего годов (Кб2).
где: Бфс - данные ПУ-32 прошлого учетного периода, балл; Бфт - данные ПУ-32 текущего учетного периода, балл. 2. Потери от задержек поездов и отказов технических средств, приведших к задержкам поездов (З), определяются в финансовом выражении и равны: где: Ti - время задержек поездов по видам движения (грузовое, пассажирское, пригородное), час.; Sni - стоимость одного поездо-час вида движения (грузового, пассажирского, пригородного), руб. 3. Уровень внутрисменного использования рабочего времени (В) определяется величиной прямых потерь (завышение времени регламентированных технологических перерывов, технологических процессов выполнения работ, нормативных величин подготовительно-заключительных действий, обслуживания рабочего места и физиологических потребностей, нерациональными проходами (проездами) к месту работ, завышенным временем переходов (переездов) от одного места работ к другому и т.д.) и определяется формулой:
где: R - установленная продолжительность рабочего времени, мин; Rn - время прямых потерь, мин. 4. Потери от отказов технических средств определяются формулой 3. 5. Показатель травматизма определяется один раз в квартал в соответствии с требованиями распоряжения ОАО "РЖД" от 25.01.2010 № 129р и отражает финансовые потери (Ф) за учетный период по формуле:
где: Фn - плановые затраты на мероприятия по охране труда, включая аттестацию рабочих мест, подготовку и переподготовку персонала, технические мероприятия по улучшению рабочих мест и т.д., тыс. руб. Фд - дополнительные затраты на исполнение исковых претензий, оплату больничных листов, лечение профессиональных заболеваний и т.п. (кроме выплат по страховым полисам), тыс. руб. 6. Изменение комплексной оценки состояния пути по комплексной оценке (распоряжение ОАО "РЖД" от 14.12.2009 г. № 2536р), определяется сопоставлением результатов весеннего к весеннему и осеннего к осеннему осмотрам текущего и прошлого года. 7. Эффективность выполнения плановых заданий по ресурсосбережению (Sp) определяется двумя критериями - разницей стоимости новых (Sm) и старогодных (Sс) материалов и продлением срока службы объекта. Определение эффективности по разнице стоимости материалов определяется формулой:
где: k - количество одинаковых по номенклатуре материалов, шт.; Тэ - предполагаемый срок продления службы объекта (год, месяц, квартал). Б) Участковая система текущего содержания пути (бригады по осмотру, неотложным работам, укрупненные). Расчет достигнутого уровня показателей балловой и комплексной оценки состояния пути, задержек поездов, отказов технических средств, сокращения внутрисменных потерь рабочего времени, травматизма и ресурсосбережения определяется по соответствующим формулам, приведенным выше. Эффективность выполнения графиков осмотров пути определяется как выполнение или невыполнение (ДА - НЕТ). В) Цех (участок) дефектоскопии. 1. Выполнение графика проверки рельсов по объемам и срокам (точно вовремя) определяется как выполнение (ДА), или невыполнение (НЕТ). 2. Совмещение работ по диагностике рельсов (стрелочных переводов) дефектоскопными средствами и по проверке геометрии пути путеизмерительными тележками приводит к снижению трудоемкости выполнения работ (на 2 сигналиста и одного сопровождающего на один день совмещения) с фондом оплаты труда (ФОТ) в размере, определяемым по формуле:
где: t - снижение трудоемкости работ по осмотру и диагностике за отчетный период, чел.-час.; Зч - средняя часовая заработная плата, руб. 3. Потери от отказов технических средств дефектоскопии и путеизмерения (М) в руб. оцениваются по формуле:
где: Тн - время ремонта технического средства, час.; Г) Диспетчерский аппарат Оценка производится путем установления соответствия рабочего места регламенту (ДА) или его несоответствия (НЕТ). Д) Мастерские дистанции пути 1. Сравнение по показателю "выполнение плана работ по объемам и срокам (точно вовремя)" производится по плановым и фактически исполненным объемам, номенклатуре и срокам выполнения работ и оценивается как ДА или НЕТ. 2. Потери от возврата в ремонт плохо отремонтированного инструмента, механизмов и инвентаря (П) рассчитывается по среднему времени доставки инструмента в мастерские и обратно (Ч), времени ремонта и среднечасовой заработной плате по формуле:
3. Величины потерь от отказов техники, приводящих к передержкам "окон", определяются формулой (3). При отказах от "окон" - его стоимостью. 4. Остальные показатели работы мастерских рассчитываются по соответствующим формулам, приведенным выше. Е) Дирекция по ремонту и эксплуатации машин. Все показатели идентичны принятым для других подразделений и рассчитываются по аналогичным формулам.
СОДЕРЖАНИЕ
|