Указанием Министерства гражданской авиации от 23 декабря 1982 года № 767/у срок введения установлен с 1 января 1984 года Настоящий стандарт устанавливает значения освещенностей рабочих мест персонала и рабочих зон эксплуатационных предприятий гражданской авиации, обеспечивающих техническое обслуживание воздушных судов и управление воздушным движением. Определяет общие требования к организации производственного освещения, основные требования безопасности при эксплуатации систем освещения, порядок контроля уровня освещения и основные мероприятия по улучшению освещения рабочих мест. 1. Общие положения1.1. Искусственное освещение в эксплуатационных предприятиях гражданской авиации должно отвечать требованиям настоящего стандарта, а также требованиям СНиП II-4-79, СНиП II-85-80, Правил устройства электроустановок, Инструкции по проектированию силового и осветительного электрооборудования промышленных предприятий и других общесоюзных нормативных документов. 1.2. Рабочее освещение выполняется преимущественно комбинированным. Для общего освещения производственных помещений и наружной территории должны, как правило, предусматриваться газоразрядные источники света. Лампы накаливания следует применять: - для освещения помещений с временным пребыванием людей; - до взрыво- и пожароопасных помещениях и в помещениях с тяжелым условиями среды; - если применение газоразрядных ламп нежелательно по техническим причинам; - для аварийного и эвакуационного освещения открытых площадок; - в помещениях при температуре воздуха в них менее 5 °С; - для местного освещения в случае невозможности или нецелесообразности применения люминесцентного освещения или при использовании для общего освещения ламп ДРЛ и ДРИ. 1.3. Аварийное освещение помещений и открытых площадок следует предусматривать, если отключение рабочего освещения может привести к возникновению взрыва, пожара, гибели людей, нарушению непрерывного технологического процесса, в зоне контроля, месте расположения металлоискателя, в помещениях службы движения, справочного бюро, диспетчера по транзиту, дикторской, фельдсвязи, военного коменданта, милиции, оперативной группы, кроссовой. Освещенность рабочих поверхностей в аварийном режиме должна составлять 5 % от нормируемой при системе общего освещения, но не менее 2 лк в помещениях и 1 лк на территории предприятия. 1.4. Эвакуационное освещение необходимо предусматривать в местах, опасных для прохода людей, в проходах и на лестницах, в помещениях, где продолжает работать производственное оборудование. При эвакуационном освещении освещенность на полу и на ступенях лестниц должна составлять 0,5 лк в помещениях и 0,2 на открытых площадках. 1.5. Охранное освещение должно предусматриваться вдоль границ территории, охраняемой в ночное время. На уровне земли в горизонтальной плоскости освещенность должна быть 1,0 лк. При обеспечении охраны с помощью специальных технических средств освещенность принимается по заданию на проектирование охранного освещения. 1.6. Осветительные приборы для общего и местного освещения должны обеспечивать нормируемые количественные и качественные характеристики осветительных установок. Их выбор следует производить в соответствии с требованиями СНиП II-4-79. Светильники местного освещения в помещениях службы движения должны снабжаться светорегуляторами. 1.7. Для снижения отраженной блескости в помещениях службы движения и создания оптимального распределения яркости в поле зрения диспетчеров, яркость стен и потолка, отраженных в экранах индикаторов в направлении глаз, не должна быть более 40 кд/м2 в неавтоматизированных системах и 10 кд/м2 в автоматизированных системах. 1.8. В производственных помещениях следует предусматривать переносное освещение для ремонтно-наладочных работ. 2. Нормы освещенности2.1. Для производственных помещений на рабочих местах нормируются минимальные значения освещенности рабочих поверхностей, для помещений службы движения нормируются допустимые значения освещенности рабочих поверхностей и для наружной территории средние значения горизонтальной освещенности для газоразрядных ламп. При использовании ламп накаливания норму освещенности рабочих мест и рабочих зон в эксплуатационных предприятиях (кроме диспетчерских пунктов) следует снижать в соответствии с требованиями СНиП II-4-79. Нормы минимальной освещенности приведены в табл. 1, в табл. 2 представлены допустимые значения освещенности, в табл. 3 - средние значения горизонтальной освещенности.
Примечания: 1. На рабочих местах, отмеченных индексом «1», предусматриваются розетки для дополнительного местного освещения. 2. В рабочих зонах, отмеченных индексом «2», устанавливается локализованное освещение. 3. Для рабочих мест, отмеченных индексом «3», предусматривается аварийное освещение (для продолжения работы). 4. В помещениях и на рабочих местах, где не указана плоскость нормирования, принимается Г - 0,8. 5. Освещенность вспомогательных и остальных помещений аэровокзала и проектирование эвакуационного освещения должны соответствовать СНиП II-4-79 «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования», СНиП II-85-80 «Вокзалы. Нормы проектирования», «Инструкции по проектированию искусственного освещения предприятий связи».
Примечания: 1. На рабочих местах, отмеченных индексом «I», предусматривается местное освещение. Освещенность от местного освещения на столешнице пульта должна быть не менее 300 лк. 2. На рабочих местах, отмеченных индексом «2» предусматривается местное освещение. Освещенность от местного освещения на столешнице пульта должна быть не менее 750 лк. 3. На рабочих местах, отмеченных индексом «3», предусматривается местное освещение. Рекомендуются лампы накаливания. В рабочей зоне пульта освещенность не должна быть более 100 лк. 4. Для обслуживания оборудования освещенность на его поверхности в горизонтальной плоскости на высоте 0,8 м от пола должна быть не менее 150 лк.
Примечания: 1. Нормирование освещенности на перроне не зависит от источника света. 2. Средняя горизонтальная освещенность на расстоянии 50 м от пассажирских сооружений (аэровокзал, галереи, сателлиты) в аэропортах I класса должна быть 30 лк. 3. Средняя горизонтальная освещенность перрона, МК и площадок специального назначения в зонах, где не производится обслуживание воздушных судов и пассажиров (участки между стоянками, стоянки спецтранспорта и средств механизации, служебные подъездные пути и т.д.) должна быть не менее 50 % от средней освещенности, указанной в табл. 3. 2.2. Для обеспечения качественной передачи цветного телевидения в зонах перрона, проектировать освещение в соответствии с «Требованиями к освещению спортивных сооружений «Олимпиада-80» при проведении цветных телевизионных передач». 2.3. Расположение прожекторных мачт и высота подвеса светильников выбираются на основе «Инструкции по проектированию электрического освещения строительных площадок» СН 81-80. 2.4. При техническом обслуживании воздушных судов на перроне, МС и площадках специального назначения, где освещенность от общего освещения недостаточна, необходимо предусматривать местное освещение от передвижных и переносных осветительных устройств. 2.5. Осветительные мачты не должны ухудшать визуальный обзор перрона с диспетчерских пунктов, расположенных на КДП, не воздавать помех при рулении, установке воздушных судов на стоянку и работе радиосредств. 2.6. Высота установки прожекторов, как правило, должна превышать максимальный уровень глаз экипажа, находящегося на воздушном судне, регулярно эксплуатируемом в аэропорту, не менее чем в 2 раза. Прожекторные установки не должны оказывать слепящего действия на экипажи воздушных судов, совершающих взлет и посадку, и на диспетчерский персонал КДП. При этом показатель ослепленности должен соответствовать транспортным зонам категорий А и Б по СНиП II-4-79. 2.7. Коэффициент запаса при проектировании искусственного освещения следует принимать по таблице приложения 1. 3. Контроль уровня освещенности3.1. В эксплуатационных предприятиях гражданской авиации должен быть обеспечен контроль освещенности рабочих поверхностей на рабочих местах и в рабочих зонах, а также контроль яркости поверхностей стен и потолка, отраженных в экране индикатора в направлении глаз в соответствии с требованиями ОСТ 54 50001-83. Проведение контроля следует возложить на санитарно-эпидемиологическую службу производственных объединений (управлений) гражданской авиации и представителей эксплуатационных предприятий. Измерения необходимо производить в порядке текущего санитарно-гигиенического надзора, не реже 1 раза в год, а также в следующих случаях: - при внесении изменений в конструкцию действующих осветительных установок: - при организации новых рабочих мест и зон обслуживания техники; - после установки дополнительных светильников и светильников местного освещения. 3.2. Администрация производственных предприятий обязана разрабатывать и осуществлять организационные и технические мероприятия по поддержанию нормативных значений освещенности рабочих поверхностей и в рабочих зонах. 3.3. Контроль полноты и качества проводимых мероприятий возлагается на службы охраны труда и профсоюзные организации эксплуатационных предприятий гражданской авиации. 4. Требования безопасности4.1 Искусственное освещение не должно создавать стробоскопического эффекта на неогражденных движущихся частях станков и оборудования. 4.2. Электробезопасность осветительных установок должна обеспечиваться в соответствии с требованиями «Правил устройства электроустановок» и «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» . 4.3. При уничтожении газоразрядных ламп ртуть из колб должна быть извлечена и обезврежена. Содержание паров ртути в воздухе рабочей зоны не должна превышать норм, установленных ГОСТ 12.1.005-76. 4.4. Осветительное электрооборудование в зависимости от класса пожаро- и взрывоопасности помещения должно соответствовать требованиям «Правил устройства электроустановок», ГОСТ 12.1.004-76 и ГОСТ 12.1.005-76. 4.5. Стационарные светильники и штепсельные розетки для переносных ламп, используемые в качестве дополнительного освещения для осмотра и ремонта оборудования, должны подключаться к источнику питания напряжением не выше 42 В. 5. Основные мероприятия по улучшению освещения рабочих местДля улучшения условий труда и повышения производительности труда рекомендуется проводить следующие мероприятия по усовершенствованию освещения рабочих мест. 5.1. При размещении рабочих мест группами по зонам следует применять локализованное общее освещение с возможностью раздельного включения по зонам. 5.2. Для исключения прямой блескости светильники местного освещения должны иметь непросвечивающиеся отражатели и защитный угол не менее 30°. 5.3. В помещениях, где выполняются работы I - IV разрядов, взаимное расположение работающих и светильников рекомендуется устанавливать в соответствии с СНиП II-4-79, и предусмотреть установку светильников местного освещения. 5.4. Для увеличения освещенности рабочих мест и исключения прямой блескости целесообразно снижать высоту подвеса светильников, если это не нарушает технологический процесс и проведение погрузочно-разгрузочных работ. 5.5. Светильники следует располагать с учетом рабочей позы человека, чтобы исключить появление теней на рабочей поверхности» 5.6. При проведении работ в технических отсеках, багажных отделениях, салонах и кабинах экипажа воздушных судов для освещения рабочей зоны следует использовать головные светильники. 5.7. Освещение рабочих зон под плоскостями и фюзеляжем воздушного судна рекомендуется осуществлять переносным светильником направленного действия. 5.8. С целью исключения отраженной блескости в поле зрения персонала административных помещений и других служб аэропортов (кассиров, диспетчеров и др.) поверхности интерьера должны иметь диффузное отражение. 5.9. В процессе эксплуатации осветительных установок следует осуществлять контроль за комплектностью арматуры светильников. 5.10. Для лучшего использования отраженной составляющей света и обеспечения оптимального распределения яркости в поле зрения работающих окраска окружающих поверхностей должна выбираться с коэффициентом отражения от 0,4 до 0,7 по СН 181-70. 5.11. Спецодежда работающих может быть светлой окраски, если отсутствуют специальные требования, обусловленные характером работы. 5.12. Для создания в пассажирских залах и других помещениях аэропорта ощущения комфорта необходимо согласовывать спектральный состав источников света с цветовой отделкой интерьера (СН 181-70). 5.13. Подбором цветового фона окружающих поверхностей следует добиваться равномерного распределения яркости в поле зрения работающего. 5.14. Осуществлять регулярную чистку осветительных приборов и остекление в соответствии с Приложением 1. Приложение 1
|
Место установки светильников |
Примеры цехов, участков, лабораторий |
Газоразрядные лампы |
Лампы накаливания |
Количество чисток светильников в год |
1. Производственные помещения с воздушной средой, содержащей в рабочей зоне: |
- |
|
|
|
а) менее 1 мг/м3 пыли, дыма, копоти |
Ремонт, настройка, поверка спецоборудования, радио, радиосвязного, навигационного оборудования, технические лаборатории, ремонт двигателей, агрегатов и оборудования, приборов и т.д. Служба движения, диспетчерские пункты с неавтоматизированной системой УВД |
1,5 |
1,3 |
4 |
б) от I до 5 мг/м3 пыли, дыма, копоти |
Сварочные, штамповочные, литейные работы, лакокрасочые |
1,8 |
1,5 |
6 |
в) значительные концентрации паров кислот, щелочей, газов |
Аккумулятор зарядные станции, цехи гальванических покрытий, и гальванопластики |
1,9 |
1,5 |
6 |
2. Помещения |
Кабинеты, классы технической учебы, рабочие комнаты конструкторских бюро, залы заседаний, лаборатории, залы ожиданий, кассовые залы и т. п. |
1,5 |
1,3 |
2 |
3. Территории эксплуатационных предприятий ГА |
Перроны аэровок-залов, аэропортов, места стоянок самолетов, спецавтотранспорта, привокзальные площади и т.п. |
1,5 |
1,3 |
2 |
Примечания:
1. Значения коэффициентов запаса могут быть снижены на 0,2 для светильников 5 - 7-й эксплуатационных групп (см. приложение 4 СНиП II-4-79).
2. Для диспетчерских пунктов с автоматизированной системой УВД коэффициент запаса принимается 1,3, количество чисток светильников в год - 4.
СОГЛАСОВАНО Секретарь
ЦК Профсоюза _____________ В.И. Катков «13» декабря 1982 г. |
УТВЕРЖДАЮ Заместитель
министра _____________ И.Е. Машкивский «20» декабря 1982 г. |
СИСТЕМА
СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
ОСВЕЩЕНИЕ ИСКУССТВЕННОЕ В ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ
ПРЕДПШЯТИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
НОРМЫ И ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ОСТ 5472003-82
Проректор РКИИ ГА по научной работе |
___________ (подпись) |
В.Я. Макеев |
Руководитель темы |
|
|
Зав. кафедрой охраны труда |
___________ (подпись) |
В.Г. Ененков |
Ответственный исполнитель |
|
|
Доцент кафедры охраны труда |
___________ (подпись) |
Н.А. Демидов |
Соисполнители: |
|
|
Первый заместитель начальника НЭЦ АУБД |
|
|
Руководители темы: |
|
|
Начальник 14 отдела |
___________ (подпись) |
В.Ф. Карлов |
Начальник сектора 14 отдела |
___________ (подпись) |
В.М. Сарычев |
Ответственный исполнитель |
|
|
Старший научный сотрудник |
___________ (подпись) |
Е.И. Ковалев |
Директор ВЦНИИОТ ВЦСПС |
___________ (подпись) |
М.Е. Цуцков |
Руководители темы: |
|
|
Руководитель лаборатории промышленного освещения |
___________ (подпись) |
Е.А. Никитина |
Старший научный сотрудник |
___________ (подпись) |
И.Г. Коваленко |
Исполнитель |
|
|
Старший научный сотрудник |
___________ (подпись) |
Д.Д. Смагдов |
Старший научный сотрудник |
___________ (подпись) |
И.В. Белицкий |
СОГЛАСОВАНО: |
|
|
Зав. ООТ ЦК профсоюза авиаработников |
___________ (подпись) |
Е.А. Ефремов |
Начальник ГлавУРЭО МГА |
___________ (подпись) |
Т.Г. Анодина |
Начальник ГлавНТУ МГА |
___________ (подпись) |
П.Д. Жильцов |
Начальник МСУ МГА |
___________ (подпись) |
В.Ф. Токарев |
Начальник УНС МГА |
___________ (подпись) |
В.С. Соколов |
Начальник ОТТ МГА |
___________ (подпись) |
В.П. Ермаков |
Начальник Метрологического отдела |
___________ (подпись) |
И.С. Борисов |
Начальник Гос НИИ ГА |
___________ (подпись) |
Р.В. Сакач |
Начальник ГПИ И НИИ «АЭРОПРОЕКТ» |
___________ (подпись) |
В.Н. Иванов |
Начальник отраслевого отдела по стандартизации |
___________ (подпись) |
А.И. Соболев |
СОДЕРЖАНИЕ