Государственное санитарно-эпидемиологическое
нормирование 2.1.10.
ГИГИЕНА. КОММУНАЛЬНАЯ ГИГИЕНА. Медико-демографическое Методические рекомендации Москва 2014 1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Г.Г. Онищенко, И.В. Брагина, Т.Ю. Завистяева); Федеральным бюджетным учреждением науки «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» (И.В. Зайцева, И.В. Май, П.З. Шур, В.Б. Алексеев, М.Ю. Цинкер, М.Р. Камалтдинов, В.М. Чигвинцев, Т.Н. Сухарева); ФГБУ «Научно-исследовательский институт питания» РАМН (В.А. Тутельян, С.А. Хотимченко); Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора (А.И. Верещагин, М.В. Калиновская); Управлением по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (А.С. Сбоев, В.А. Хорошавин); Управлением по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (С.В. Кузьмин); Федеральным бюджетным учреждением науки «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора (В.П. Чащин); Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» (П.В. Трусов); Российской медицинской академией последипломного образования Минздрава России (О.В. Митрохин, Л.М. Симкалова). 2. Утверждены врио руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача Российской Федерации А.Ю. Поповой 28 ноября 2013 г. 3. Введены в действие с 28 ноября 2013 г. 4. Введены впервые. СОДЕРЖАНИЕ
Термины и определенияСоциальная структура - это устойчивая связь элементов (индивидов, занимающих определенные позиции и выполняющих определенные социальные функции и объединенных в группы на основе их признаков) в социальной системе. Социальная трансформация - это превращения, происходящие в обществе в-результате определенных социальных изменений, как целенаправленных, так и хаотичных. Макросоциальные факторы риска - факторы социальной природы, провоцирующие или увеличивающие риск ухудшения здоровья человека (развития определенных заболеваний, преждевременной смерти и пр.), проявляющиеся на уровне общества в целом или отдельных его подсистем. К макросоциальным факторам относят социально-политические, социально-экономические и социокультурные факторы риска здоровью. Вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека, либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений. Вредный эффект для здоровья - изменения в морфологии, физиологии, росте, развитии или продолжительности жизни организма, популяции или потомства, проявляющиеся в ухудшении функциональной способности или способности компенсировать дополнительный стресс, или в повышении чувствительности к воздействиям других факторов среды обитания. Кластерный анализ - метод анализа, предназначенный для разбиения совокупности объектов на однородные группы (кластеры или классы). Сокращения и условные обозначенияZi - Z-вклад i-го наблюдения xi - значение i-го наблюдения x̄ - среднее наблюдение S - стандартное отклонение mtр - место (ранг), занимаемое t-м регионом, по р-му показателю от наилучшего значения к наихудшему - среднее значение ранг а для t-й территории n - количество показателей Ik - индекс социально-экономического развития k-го кластера g - количество территорий, входящих в кластер KDij - коэффициент перехода демографического показателя D при переходе из i-го кластера в j-й Di - значение демографического показателя в i-м кластере
2.1.10.
ГИГИЕНА. КОММУНАЛЬНАЯ ГИГИЕНА. Медико-демографическое прогнозирование Методические рекомендации 1. Область применения1.1. Рекомендации предназначены для специалистов отделов социально-гигиенического мониторинга органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, региональных органов исполнительной власти, а также научно-исследовательских и других организаций, занимающихся оценкой медико-демографической ситуации на популяционном уровне. 1.2. Положения методических рекомендаций следует учитывать: - при идентификации основных социально-экономических факторов риска здоровью населения; - при ранжировании территорий по социально-экономической ситуации; - при оценке влияния социальной структуры населения на состояние его здоровья; - при построении медико-демографических прогнозов с учетом влияния социально-экономической ситуации; - при разработке социально-экономических и медико-демографических мер по улучшению состояния здоровья населения на популяционном уровне. 2. Источники информации. Представление информации2.1. Медико-демографические исследования на популяционном уровне основаны на данных, собираемых в рамках социально-гигиенического мониторинга, государственного статистического наблюдения, ведомственного статистического наблюдения, специальных выборочных социологических исследований, носящих официальный характер. 2.2. К исходным данным предъявляются следующие требования: - данные по количеству умерших, численности населения и социально-экономическим показателям должны быть официальными, то есть полученными в государственном комитете Российской Федерации по статистике и подтверждаться соответствующими документами; - если в качестве объекта исследования выбран макрорегион (например, федеральный округ), то данные собираются по всем, входящим в его состав, субъектам Российской Федерации; если регион - по всем муниципальным образованиям, входящим в состав анализируемого региона и т.п.; - данные по количеству умерших и численности населения должны содержать детализацию по полу, возрасту, территории. 2.3. Для учета факторов среды обитания используются статистические, информационные и аналитические материалы, формируемые: - Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках проведения социально-гигиенического мониторинга; - территориальными органами Федеральной службы государственной статистики. 3. Общие положения3.1. Настоящие рекомендации представляют собой последовательную технологию обработки и анализа данных статистики. 3.2. Индикаторами здоровья на популяционном уровне служат медико-демографические показатели (смертность, рождаемость, младенческая смертность, естественный прирост и пр.). 3.3. Макросоциальные факторы риска описываются группой социально-экономических показателей. 3.4. Социальные факторы риска представляют собой показатели, формирующие социальный климат и определяют основные причины изменения образа жизни человека. 3.5. Измерение различий в здоровье между социальными группами представляет собой общий подход для оценивания, заключающийся в определении некоторых социальных групп и дальнейшем изучении различий в здоровье между ними. Этот метод предполагает существование значительного социального группирования, которое отражает неравное распределение ресурсов и возможностей. 3.6. Анализ социальной структуры основывается на методах классификации с последующим анализом особенностей состояния здоровья. Процедура классификации основана на применении кластерного анализа и позволяет формировать группы наблюдений по схожести участвующих показателей. 3.7. Зависимость состояния здоровья от макросоциальных факторов исследуется с помощью статистических методов. 3.8. Методика медико-демографических прогнозов учитывает половозрастную структуру населения. Прогнозирование численности населения определяется методом передвижки возрастов. 3.9. Анализ и прогнозирование медико-демографической ситуации выполняется согласно общему алгоритму, представляющему совокупность трех этапов. На первом этапе алгоритма выполняется классификация административно-территориальных единиц по комплексу социально-экономических показателей. Основными выходными данными первого этапа являются: - классификация территорий по комплексу социально-экономических показателей проводится с использованием кластерного анализа; - выделение основных классифицирующих признаков с использованием дисперсионного анализа; - определение социально-экономической ситуации кластера с помощью индекса социально-экономического развития. На втором этапе проводится анализ распределения медико-демографических показателей внутри каждого кластера. Основными выходными данными второго этапа являются: - установление различий в медико-демографических показателях между кластерами определяется с использованием дисперсионного анализа; - определение медико-демографической ситуации кластера с помощью метода ранговых оценок. На третьем этапе определяются зависимости при переходе территорий из одного кластера в другой и построение прогнозов изменения медико-демографической ситуации. Основными выходными данными третьего этапа являются: - составление матриц изменения медико-демографических показателей при переходе территории из одного кластера в другой; - прогноз медико-демографических показателей с учетом различных сценариев развития событий на основе методики передвижки возрастов. 4. Анализ социально-экономической структуры4.1. Задачи, связанные с изучением социальной структуры общества предполагает проведение процедуры классификации с последующим анализом особенностей состояния здоровья. Процедура классификации основана на применении кластерного анализа и позволяет формировать группы (классы, типы, кластеры) наблюдений по схожести участвующих показателей. 4.2. Основная идея проведения кластерного анализа заключается в разбиении анализируемой совокупности наблюдений (территорий, регионов) на непересекающиеся однородные подмножества (кластеры) таким образом, чтобы каждый кластер содержал территории с наиболее схожими социально-экономическими характеристиками, а территории, попавшие в различные кластеры существенно отличались по данным признакам. 4.3. Достоинство кластерного анализа, обусловившее его применение для решения поставленной задачи, заключается в возможности производить классификацию объектов по совокупности признаков. 4.4. Для проведения кластерного анализа рекомендуется использовать пакеты программ по статистическому анализу данных (Statistica, Matlab и пр.). 4.5. При проведении процедуры классификации необходимо учитывать несколько требований: - показатели, по которым проводится группировка, должны быть отнесены к численности населения; - важно, чтобы переменные изменялись в сравнимых шкалах и одном масштабе измерений. 4.6. Для устранения неоднородности измерения исходных данных, все их значения предварительно нормируются. Нормирование исходных данных для кластерного анализа проводится посредством приведения распределения исходных переменных к стандартному нормальному распределению с использованием стандартизованного вклада (Z-вклада). 4.7. Z-вклад показывает, сколько стандартных отклонений отделяет данное наблюдение от среднего значения:
хi - значение данного наблюдения, x̄ - среднее, S - стандартное отклонение. 4.8. Среднее для Z-вкладов является нулевым, и стандартное отклонение равно 1. Стандартизация позволяет сравнивать наблюдения из различных распределений. 4.9. Необходимо отметить, что методы нормирования означают признание всех признаков равноценными с точки зрения выяснения сходства рассматриваемых объектов. 4.10. Для процедуры кластеризации рекомендуется использовать показатели, характеризующие социально-экономическую ситуацию, приведенные в табл. 1. Социально-экономические показатели,
4.11. Наилучшие результаты классификации получаются при разбиении на 7 кластеров. 4.12. Для выделения основных классифицирующих показателей используется дисперсионный анализ. 4.13. Для определения социально-экономической ситуации кластера используется индекс социально-экономического развития, полученный на основе ранговых оценок. 4.14. Регионам, участвовавшим в кластеризации, присваиваются ранги по выбранным для кластеризации показателям: mtр - место, занимаемое t-м регионом, по р-му показателю от наилучшего значения к наихудшему. Число рангов соответствует количеству исследуемых территорий. 4.15. Для каждой территории вычисляется среднее значение ранга среди всех показателей:
- среднее значение ранга для t-й территории, по всем показателям; n - количество показателей. 4.16. Среднее значение ранга среди всех показателей характеризует социально-экономическое положение отдельного субъекта. Для определения социально-экономической ситуации для каждого кластера рассчитывается индекс социально-экономического развития:
Ik - индекс социально-экономического развития k-го кластера; g - количество территорий, входящих в k-й кластер. 4.17. Индекс социально-экономического развития ставится в соответствие каждому кластеру и характеризует социально-экономическое развитие среди групп территорий. 4.18. В табл. 2 приведен пример классификации регионов Российской Федерации по данным одного года с указанием индекса социально-экономического развития. Состав сформированных кластеров и
5. Методика построения медико-демографических прогнозов5.1. Построение прогнозных уровней медико-демографических показателей с учетом изменения социальной структуры на территории проводится на основе изучения зависимостей между результатами классификации и индикаторами здоровья на уровне субъектов Российской Федерации. 5.2. Индикаторами здоровья на популяционном уровне служат медико-демографические показатели (смертность, рождаемость, младенческая смертность, естественный прирост и пр.). 5.3. Для определения зависимости между кластерами, объединенными по социально-экономическим параметрам, и медико-демографическими показателями используется однофакторный дисперсионный анализ. Дисперсионный анализ является стандартным методом вариационной статистики и основан на сравнении межгрупповых и внутригрупповых дисперсий. Результаты дисперсионного анализа приведены в табл. 3. Дисперсионный анализ по демографическим показателям
5.4. Для анализа зависимостей используется метод ранговых оценок, согласно которому для каждого кластера были вычислены средние ранги для медико-демографических показателей (табл. 4). Ранги по социально-экономическим и демографическим показателям
5.5. Существенное изменение социально-экономических условий на уровне субъекта Российской Федерации сопровождается изменением результатов классификации, то есть возможен переход региона из одного класса в другой. Такая трансформация вызывает и изменения в медико-демографических показателях. 5.6. Для учета эффекта социальной трансформации при демографическом прогнозе целесообразно вводить коэффициенты перехода, которые устанавливают закономерности социальных изменений демографических показателей. 5.7. Коэффициенты перехода рассчитываются по формуле:
KDij - коэффициент перехода демографического показателя D при переходе из i-го кластера в j-й; Di - значение демографического показателя в i-м кластере; Dj - значение демографического показателя в j-м кластере. 5.8. Из полученных коэффициентов перехода составляются единичные матрицы изменения демографических показателей при переходе из кластера в кластер (табл. 5 -7). Матрица изменения смертности по классам регионов
Матрица изменения рождаемости по классам регионов
Матрица изменения младенческой смертности по классам регионов
5.9. Программы социально-экономического развития регионов, направленные на улучшение социальных условий жизни населения, позволяют осуществить радикальные преобразования вплоть до смены демографических установок. 5.10. На основании определенных зависимостей изменения демографических показателей при смене социально-экономической ситуации исследуемой территории с использованием коэффициентов изменения рождаемости, общей и младенческой смертности составляются перспективные сценарии изменения показателей. 5.11. Прогноз медико-демографических показателей выполняется на основе методики передвижки возрастов, принятой в демографическом прогнозировании с учетом сценариев развития, обусловленных изменениями социально-экономической ситуации. 6. Нормативные ссылки6.1. Указ Президента Российской Федерации от 9.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». 6.2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». 6.3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». 6.4. Постановление Правительства Российской Федерации от 6.10.94 № 1146 «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге». |