ГОСТ Р 55506-2013 ТРАНСПОРТ ВОДНЫЙ ВНУТРЕННИЙ Термины и определения Inland navigation transport. Terms and definitions
ОКС 03.220.40 Дата введения 2014-07-01 ПредисловиеПредисловие
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Техречсервис" (ООО "Техречсервис") и Обществом с ограниченной ответственностью "Аскорус Консалтинг" (ООО "Аскорус Консалтинг") 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 032 "Внутренний водный транспорт" 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 августа 2013 г. N 525-ст 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2020 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
ВведениеВведение
Настоящий стандарт разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта".
Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области внутреннего водного транспорта.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации.
В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.
Помета, указывающая на область применения многозначного термина, приведена в круглых скобках светлым шрифтом после термина. Помета не является частью термина.
Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия.
Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой, - светлым.
1 Область применения1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области внутреннего водного транспорта.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы по данной научно-технической отрасли, входящих в сферу действия работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
Настоящий стандарт должен применяться совместно с ГОСТ Р 55507, ГОСТ 1062, ГОСТ 13641, ГОСТ 18322, ГОСТ 23903, ГОСТ 24166, ГОСТ 26069.
2 Нормативные ссылки2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 1062 Размерения надводных кораблей и судов главные. Термины, определения и буквенные обозначения
ГОСТ 13641 Элементы металлического корпуса надводных кораблей и судов конструктивные. Термины и определения
ГОСТ 18322 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения
ГОСТ 23903 Пути водные внутренние и их навигационное оборудование. Термины и определения
ГОСТ 24166 Система технического обслуживания и ремонта судов. Ремонт судов. Термины и определения
ГОСТ 26069 Механизмы палубные и судовые устройства. Термины и определения
ГОСТ Р 55507 Эксплуатация речных портов. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения3 Термины и определения
Общие понятия 1 внутренний водный транспорт: Один из видов транспорта, представляющий собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях. 2 эксплуатация (объекта внутреннего водного транспорта): Стадия жизненного цикла материального объекта внутреннего водного транспорта, включающая в себя приемку в эксплуатацию, использование его по назначению, определенному изготовителем или проектантом, техническое обслуживание и ремонт объекта без вывода из эксплуатации и вывод его из эксплуатации.
Примечание - К материальным объектам внутреннего водного транспорта относят внутренние водные пути, судоходные гидротехнические сооружения, речные порты, суда.
3 эксплуатант (объекта внутреннего водного транспорта): Юридическое или физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию объекта внутреннего водного транспорта. 4 судовладелец: Юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно в целях судоходства от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании [1]. 5 перевозчик (внутренний водный транспорт): Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить груз, пассажира и его багаж из пункта отправления в пункт назначения [1]. 6 навигационный период; (навигация): Период времени в году, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство. 7 перевозка (внутренний водный транспорт): Перемещение грузов и пассажиров с помощью судов внутреннего плавания. 8 пассажир (внутренний водный транспорт): Лицо, перевозка которого на судне осуществляется по договору перевозки пассажира [1]. 9 пассажир с ограниченной способностью передвижения (внутренний водный транспорт): Пассажир, испытывающий особенные трудности при пользовании объектами внутреннего водного транспорта, в частности инвалид и лицо пожилого возраста.
Внутренние водные пути 10 водораздельное водохранилище: Водохранилище, созданное в водораздельной части судоходного канала для питания водой шлюзов и самого канала водораздельного бьефа. 11 внутренний водный путь: Часть поверхностных водных объектов, ограниченная знаками навигационной обстановки, на которой осуществляется судоходство [1]. 12 бассейн внутренних водных путей: Часть внутренних водных путей, обособленная и имеющая общие судоходные пути, климатические, навигационно-гидрографические условия обеспечения плавания судов и гидрометеорологические условия [1]. 13 разряд водного бассейна: Категория внутренних водных путей, устанавливаемая в зависимости от действующего ветро-волнового режима [2]. 14 судовой ход: Водное пространство на внутреннем водном пути, используемое для движения судов. 15 ось судового хода: Условная линия, проходящая в средней части судового хода. 16 габариты судового хода: Глубина, ширина, надводная высота и радиус закругления судового хода. 17 средства навигационного оборудования: Специальные сооружения, конструкции или устройства, предназначенные для ограждения судовых ходов (навигационных опасностей) и ориентирования судоводителей [2]. 18 бакен: Навигационный знак цилиндрической, конической или другой формы, устанавливаемый на якоре для обозначения границ судового хода на внутренних водных путях. 19 буй: Плавучий навигационный знак цилиндрической, конической или другой формы, устанавливаемый на якоре для обозначения границ судового хода в озерах и водохранилищах. 20 веха: Предостерегающий знак судоходной обстановки в виде шеста, удерживаемый на месте якорем и предназначенный для обозначения точного положения бакена или буя при их возможном перемещении течением или ветром.
Примечание - Вехи используются также при изыскательских работах для обозначения направления передвижения земснаряда при дноуглубительных и дноочистительных работах.
21 дноуглубление: Работы по обеспечению необходимых для судоходства глубин внутренних водных путей. 22 рейд: Часть внутренних водных путей, предназначенная для стоянки судов, формирования и расформирования судовых составов, выполнения операций комплексного обслуживания флота, а также для производства перегрузочных работ на плаву. 23 затон: Естественная или искусственная акватория, приспособленная для зимнего отстоя и ремонта судов. 24 внесудовые водоохранные средства: Береговые или плавучие пункты приема загрязнений, образующихся на судах в процессе эксплуатации.
Судоходные гидротехнические сооружения 25 судоходное гидротехническое сооружение: Инженерное гидротехническое сооружение, предназначенное для использования водных ресурсов для целей судоходства.
Примечание - К судоходным гидротехническим сооружениям относят шлюзы, направляющие палы, водосливные плотины, дамбы.
26 водосливная плотина: Плотина без затворов, у которой вода проходит в нижний бьеф через гребень плотины, когда уровень водохранилища превышает уровень гребня. 27 судоходный шлюз: Напорное гидротехническое сооружение на судоходных водных путях для обеспечения перехода судов из верхнего бьефа гидроузла в нижний и обратно. 28 камера шлюза: Камера, соединяющая верхнюю и нижнюю головные части шлюза и имеющая объем, достаточный для приема одного или несколько судов.
Примечание - Ширина и длина камеры определяют полезную поверхность камеры. По числу камер различают шлюзы однокамерные и многокамерные.
29 ворота шлюза: Устройство для закрытия камер шлюза со стороны верхнего и нижнего бьефов.
Примечание - В зависимости от конструкции ворота подразделяются на двустворчатые и одностворчатые, подъемные и отпускные, сегментные и секторные.
Речные порты
30 (речной) порт: Совокупность технологического комплекса и объектов его инфраструктуры, расположенных на земельном участке или земельных участках и акватории внутренних водных путей и предназначенных для обслуживания пассажиров и судов, осуществления операций с грузами, взаимодействия с другими видами транспорта. 31 порт общего пользования: Порт, в котором хотя бы один эксплуатант перегрузочных комплексов или пассажирских терминалов осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица.
Суда 32 судно: Самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства. 33 судно внутреннего плавания: Судно, предназначенное для эксплуатации преимущественно на внутренних водных путях. 34 судно плавания "река-море": Судно, предназначенное для эксплуатации на внутренних водных путях и пригодное для ограниченной эксплуатации в море [3]*. ________________ * Поз. [3] см. раздел Библиография, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
35 самоходное судно: Судно, для движения которого используются источники энергии, находящиеся на самом судне. 36 несамоходное судно: Судно, перемещающееся только в результате приложения внешней силы. 37 транспортное судно: Судно, осуществляющее перевозки грузов, пассажиров и их багажа, буксировку судов и иных плавучих объектов. 38 катамаран: Судно, имеющее два или три корпуса, соединенные одной палубой. 39 баржа-площадка: Грузовое несамоходное судно, предназначенное для перевозки груза, который размещается непосредственно на палубе. 40 дебаркадер: Судно, устанавливаемое у берега на распорных сваях и предназначенное для швартовки пассажирских и грузовых судов. 41 толкаемый состав: Жесткое соединение несамоходных судов, располагающихся впереди толкача, обеспечивающего движение состава. 42 буксируемый состав: Состав из одного или более несамоходных судов, буксируемый одним или несколькими буксирами. 43 теплоход: Самоходное судно, у которого в качестве главных двигателей установлены двигатели внутреннего сгорания. 44 дизель-электроход: Судно, привод движителя которого осуществляется от электродвигателя. 45 судно на подводных крыльях: Судно, поддерживаемое над водной поверхностью при движении в эксплуатационном режиме гидродинамическими силами, развиваемыми подводными крыльями. 46 судно на воздушной подушке: Судно, у которого вся масса или значительная ее часть на ходу или без хода поддерживается над водой, льдом или сушей силами избыточного давления воздуха, постоянно нагнетаемого под днище в полость воздушной подушки. 47 глиссирующее судно: Судно, основным режимом движения которого является скольжение по поверхности воды (глиссирование), при этом сила поддержания обусловлена реакцией воды, действующей на днище, а роль гидростатических сил незначительна. 48 экраноплан: Многорежимное транспортное средство, которое в своем основном эксплуатационном режиме летит в непосредственной близости от поверхности воды или суши, используя экранный эффект. 49 пассажирское судно: Судно, построенное и оборудованное для перевозки более 12 пассажиров [3]. 50 грузопассажирское судно: Самоходное судно, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов. 51 сухогрузное судно: Самоходное или несамоходное судно, предназначенное для перевозки сухих грузов, а также жидких грузов в таре. 52 наливное судно: Самоходное или несамоходное судно, предназначенное для перевозки жидких грузов, наливаемых в специальные отсеки (танки) корпуса судна или баки. 53 газовоз: Грузовое судно, построенное или приспособленное для перевозки наливом любого сжиженного газа. 54 нефтерудовоз: Судно, предназначенное для перевозки нефтепродуктов или генеральных грузов. 55 цементовоз: Судно, предназначенное для перевозки цемента. 56 буксир: Судно, специально построенное для осуществления буксировочных операций [3]. 57 толкач: Судно, специально построенное для вождения состава методом толкания [3]. 58 рефрижераторное судно: Судно, предназначенное для перевозки скоропортящихся грузов. 59 паром: Судно, предназначенное для регулярной перевозки сухопутных транспортных средств и пассажиров между береговыми пунктами. 60 сухогрузная баржа: Грузовое несамоходное судно, предназначенное для перевозки сухих грузов методом буксировки или толкания. 61 наливная баржа: Грузовое несамоходное судно, предназначенное для перевозки нефтепродуктов наливом методом буксировки или толкания. 62 служебно-вспомогательное судно: Судно, предназначенное для служебных целей. 63 учебное судно: Судно, предназначенное для обучения и прохождения практики учащимися плавательских специальностей средних и высших отраслевых учебных заведений. 64 водолазное судно: Самоходное судно, имеющее установку с водолазным снаряжением для производства различных водолазных работ. 65 ледокол: Самоходное судно, имеющее мощную силовую установку, специальные обводы корпуса прочной конструкции с часто расположенными шпангоутами и толстой обшивкой, позволяющее разбивать лед и проводить транспортные суда к портам в замерзающих бассейнах. 66 землесосный снаряд; (земснаряд): Судно, оборудованное средствами выемки грунта со дна водоемов, действующими по принципу всасывания, и средствами рабочих перемещений, необходимых для разработки грунта. 67 черпаковый снаряд: Судно, предназначенное для выемки грунта со дна водоема с помощью черпаков. 68 штанговый дноуглубительный земснаряд: Несамоходный земснаряд, предназначенный для выемки тяжелых грунтов со дна водоема с помощью ковша.
Примечание - К тяжелым относят каменистые и глинистые грунты.
69 шаланда: Самоходное или несамоходное судно, предназначенное для отвоза грунта от землечерпательных снарядов и имеющее трюмы с открывающимися в днище люками для выброса грунта в отведенном месте реки. 70 мотозавозня: Самоходное судно, предназначенное для укладки и перемещения оперативных якорей, сборки плавучего грунтопровода. 71 стоечное судно: Несамоходное судно, постоянно эксплуатирующееся у берега или предназначенное для выполнения работ на рейдах. 72 брандвахта: Стоечное судно, предназначенное для размещения экипажа землечерпательных снарядов, водолазных станций и изыскательских партий. 73 нефтемусоросборщик: Самоходное судно, предназначенное для сбора с поверхности водоема различных нефтепродуктов и мусора. 74 специализированное очистное судно: Судно, предназначенное для приема всех или части загрязнений, скапливающихся на судах, и последующей их обработки [2]. 75 обстановочный теплоход: Самоходное судно, предназначенное для наблюдения за состоянием внутренних водных путей и судоходной обстановки, выставления навигационных знаков.
Характеристики судна 76 водоизмещение судна: Количество вытесненной судном воды.
Примечание - Весовое водоизмещение судна выражается в тоннах. Объемное водоизмещение выражается в кубических метрах. Различают водоизмещение судна порожнем и в полном грузу.
77 водоизмещение порожнем: Водоизмещение судна в тоннах без груза, топлива, смазочного масла, балластной, пресной и котельной воды в цистернах, судовых запасов, а также без пассажиров, экипажа и их имущества. 78 водоизмещение в полном грузу: Водоизмещение порожнем плюс перевозимый груз, пассажиры, члены экипажа, топливо и все запасы при наибольшей допустимой осадке. 79 валовая вместимость судна: Полный объем всех помещений судна, определяемый путем обмера.
Примечание - В валовую вместимость не включаются объемы рулевой рубки, камбуза, туалетов, световых люков. Валовая вместимость в регистровых тоннах - это валовая вместимость в кубических метрах, деленная на 2,83.
80 грузовместимость судна: Внутренний объем помещений судна, занимаемых грузами. 81 грузоподъемность судна: Масса груза, выраженная в тоннах, которую может принять судно при погружении до грузовой ватерлинии, соответствующей грузовой марке при нормальных запасах топлива и пресной воды. 82 дедвейт: Разность между водоизмещением судна при осадке по конструктивную ватерлинию, соответствующую назначенному летнему надводному борту, и водоизмещением порожнем. 83 запас плавучести: Весь непроницаемый для воды объем корпуса судна, находящийся между грузовой ватерлинией и верхней палубой. 84 остойчивость (судно): Способность судна, отклоненного от положения равновесия действием внешних сил, возвращаться в первоначальное положение после прекращения действия этих сил. 85 непотопляемость (судно): Способность судна сохранять плавучесть и необходимую остойчивость после затопления одного или нескольких отсеков корпуса. 86 ходкость судна: Способность судна перемещаться с заданной скоростью при наименьших затратах мощности главных двигателей. 87 управляемость (судно): Мореходное качество, характеризующее способность судна двигаться по выбранной судоводителем траектории. 88 поворотливость (судно): Способность судна изменять направление движения при перекладке руля или других средств управления. 89 живучесть судна: Совокупность мореходных, конструктивных и технологических особенностей судна, позволяющих экипажу бороться с последствиями аварии за сохранение судна. 90 грузовая марка (судно): Отметка на борту судна, обозначающая допустимый надводный борт судна, соответствующий осадке с полным грузом.
Примечание - Грузовая марка наносится по обоим бортам судна на носовой, средней и кормовой частях.
91 крен (судно): Положение судна, при котором его диаметральная плоскость отклонена на некоторый угол от вертикали к поверхности воды. 92 дифферент (судно): Разница между осадками судна носом и кормой.
Примечание - Если осадка кормой (носом) больше, чем осадка носом (кормой), то судно имеет дифферент на корму (нос).
Корпус судна 93 палуба судна: Горизонтальное перекрытие корпуса судна, расположенное по всей его длине. 94 днище судна: Нижняя часть обшивки корпуса, расположенная между подворотами у плоскодонного судна и от киля до скулы у судов, имеющих килеватость. 95 бак: Возвышение над палубой в носовой части судна, где устанавливаются механизмы для поднятия якорей. 96 ют: Судовая надстройка в кормовой части, идущая от борта до борта и до кормовой оконечности судна. 97 второе дно судна: Днищевое перекрытие, предназначенное обеспечить непотопляемость судна при получении пробоины в днище. 98 двойной борт судна: Часть корпуса судна, ограниченная снаружи бортовой обшивкой корпуса, а изнутри - продольной переборкой, отстоящей от бортовой обшивки на расстояние 800-1500 мм. 99 переборка корпуса судна: Вертикальная стенка из листов с набором корпуса судна, разделяющая его внутреннюю часть на отсеки. 100 фальшборт (судно): Конструкция из листов с подкрепляющим набором, выполненная как продолжение борта, предназначенная для ограждения открытых частей палуб судна. 101 привальный брус: Конструкция, устанавливаемая вдоль бортов судна для защиты корпуса от повреждений при воздействии ударных нагрузок в процессе швартовки к береговым или плавучим причальным сооружениям и другим судам. 102 набор корпуса (судно): Каркас из продольных и поперечных балок, соединенных между собой, что придает корпусной конструкции судна заданную форму и вместе с обшивкой и настилами обеспечивает необходимую жесткость и прочность.
Судовые помещения 103 судовое помещение: Помещение, которое размещается в корпусе, надстройке или рубке судна. 104 машинное отделение (судно): Помещение, в котором установлены главные и вспомогательные двигатели. 105 насосное отделение танкера: Изолированное помещение на танкере, в котором размещаются перегрузочные насосы. 106 котельное отделение (судно): Помещение, в котором установлен утилизационный котел или котел, работающий на топливе для получения горячей воды. 107 румпельное отделение: Помещение для размещения рулевой машины. 108 грузовой трюм (судно): Судовое помещение, ограниченное носовой и кормовой переборками, открытое или закрытое посредством люковых закрытий, предназначенное для размещения груза. 109 рулевая рубка (судно): Судовое помещение, предназначенное для размещения приборов и аппаратуры для управления судном. 110 камбуз: Судовое помещение, содержащее плиту или иное подобное оборудование для приготовления пищи. 111 пассажирские помещения (судно): Судовые помещения, предназначенные для размещения и отдыха пассажиров [4]. 112 жилые помещения (судно): Судовые помещения, предназначенные для проживания членов экипажа. 113 гальюн: Туалет на судне. 114 общественные помещения (судно): Кают-компании, рестораны, буфеты, бары, салоны для отдыха. 115 служебные помещения (судно): Судовые помещения, предназначенные для выполнения работ по управлению судном, связи, контролю за работой механизмов, оказания услуг пассажирам. 116 центральный пост управления (судно): Системы и устройства контрольно-измерительной и аварийно-предупредительной сигнализации, предназначенные для дистанционного управления главными и вспомогательными элементами силовой энергетической установки судна.
Силовая энергетическая установка 117 главный двигатель судна: Двигатель, предназначенный для приведения в действие движителей и/или другого оборудования, обеспечивающего основное назначение судна. 118 вспомогательный двигатель судна: Двигатель судовых генераторов тока. 119 аварийный дизель-генератор судна: Электрический генератор, служащий источником электроэнергии аварийной электростанции. 120 главный распределительный щит судна: Распределительный щит, который питается непосредственно от основного источника электроэнергии и предназначен для распределения электрической энергии к судовым устройствам и системам. 121 система дистанционного управления двигателями судна: Система совокупных устройств, предназначенных для дистанционного пуска и остановки главных и вспомогательных двигателей, изменения частоты их вращения. 122 вспомогательный судовой котел: Судовой котел, предназначенный для обеспечения горячей водой технологических, общесудовых и хозяйственно-бытовых потребителей.
Судовые устройства и системы 123 судовой движитель: Специальное устройство для преобразования работы главного двигателя или другого источника энергии в полезную тягу, которая обеспечивает поступательное движение судна. 124 винто-рулевая колонка (судно): Судовой агрегат, состоящий из гребного винта, передаточного вала и электродвигателя, предназначенный для создания движущей силы судна и изменения направления его движения. 125 водометный движитель: Судовой агрегат, обеспечивающий движение судна за счет силы потока забортной воды, выталкиваемой из сопла водометного устройства. 126 поворотная насадка (судно): Кольцевая насадка, обеспечивающая изменение направления движения судна. 127 рулевое устройство (судно): Совокупность механизмов и устройств, предназначенных для обеспечения управления судном и изменения направления его движения. 128 рулевая машина (судно): Механизм, предназначенный для приведения руля в движение. 129 баллер руля (судно): Вертикальный вал рулевого устройства, предназначенный для передачи усилия, создаваемого рулевой машиной, на перо руля. 130 перо руля (судно): Элемент рулевого устройства в виде пластины обтекаемой формы, жестко соединенный с баллером, обеспечивающий создание поперечной силы и момента, необходимых для управления судном. 131 шпиль (судно): Механизм с собственным приводом, имеющий на вертикальной оси вращения звездочку и барабан, предназначенные для подъема и отдачи кормовых якорей и для проведения швартовных операций. 132 швартовное устройство: Комплекс механизмов и приспособлений, предназначенных для подтягивания судна к береговым или плавучим причальным сооружениям и надежного крепления его у причала, стенки шлюза или другого судна. 133 швартовный кранец: Изделие, предназначенное для смягчения ударов и восприятия энергии навала судна на причальное сооружение или другое судно в процессе швартовки. 134 буксирная лебедка (судно): Механизм с собственным приводом, предназначенный для травления, выбирания и стопорения буксирного каната. 135 буксирный гак (судно): Устройство, предназначенное для крепления и отдачи буксирного каната. 136 сцепное устройство (судно): Устройство, предназначенное для соединения баржи с толкачем при вождении ее методом толкания. 137 автосцеп (судно): Устройство, предназначенное для автоматического соединения толкача с толкаемым объектом. 138 шлюпочное устройство: Устройство, предназначенное для спуска, подъема и хранения спасательной шлюпки по-походному. 139 спасательная шлюпка: Коллективное спасательное средство, предназначенное для спасения терпящих бедствие пассажиров и членов экипажа [4]. 140 дежурная шлюпка: Спасательное средство, которое находится в постоянной готовности к немедленному использованию для спасения упавших в воду людей, людей с потерпевшего аварию судна, а также для сбора и буксировки спасательных плотов. 141 судовая кранбалка: Механизм, устанавливаемый в машинном отделении и предназначенный для демонтажа главных и вспомогательных двигателей и механизмов при проведении ремонтных работ. 142 судовая радиолокационная установка: Электронное вспомогательное оборудование для судоходства, предназначенное для выявления и отображения на экране окружающей обстановки и условий судоходства. 143 аварийное освещение (судно): Освещение помещений и пространств судна светильниками, получающими питание от аварийного кратковременного источника электрической энергии. 144 судовая система: Сеть трубопроводов с обслуживающими их механизмами, аппаратами и приборами, предназначенными для выполнения на судне определенных функций. 145 балластная система (судно): Судовая система, предназначенная для придания судну необходимых мореходных качеств путем изменения осадки, крена и дифферента за счет приема, перекачивания или откачивания водяного балласта. 146 осушительная система (судно): Судовая система, предназначенная для удаления с помощью эжекторов и насосов из корпуса судна небольших масс воды, появляющихся вследствие конденсации и мойки судовых помещений. 147 водоотливная система (судно): Система, предназначенная для удаления из корпуса судна больших масс воды при аварии. 148 система водоснабжения (судно): Судовая система, состоящая из комплекса различного оборудования, предназначенная для приема, подготовки и подачи воды для питьевых и бытовых целей. 149 фановая система (судно): Судовая система, предназначенная для удаления сточных вод из гальюнов, умывальных, душевых, бань и прачечных. 150 пожарная система (судно): Судовая система, предназначенная для подачи воды, газа или огнегасящей жидкости с целью тушения пожара. 151 система водяного отопления (судно): Судовая система, предназначенная для поддержания определенной температуры в судовых помещениях в холодное время года за счет циркуляции в системе горячей воды. 152 система воздушного отопления (судно): Судовая система, предназначенная для обогрева судовых помещений предварительно подогретым воздухом в специальных теплообменных аппаратах - калориферах. 153 система вентиляции (судно): Судовая система, обеспечивающая постоянную или периодическую смену воздуха в судовых помещениях. 154 газоотводная система (судно): Судовая система, предназначенная для удаления из грузовых танков в атмосферу паров нефтепродуктов и исключающая создание в танках избыточного или разреженного давления. 155 система подогрева вязких нефтепродуктов (судно): Судовая система, предназначенная для снижения вязкости тяжелых нефтепродуктов за счет подогрева и обеспечения их выкачивания из танков грузовыми насосами. 156 система мойки грузовых танков (судно): Судовая система, предназначенная для удаления остатков нефтепродуктов, прилипших к судовому набору и обшивке внутри танков.
Снабжение и дельные вещи 157 изделия для судов: Изделия, которыми укомплектовывается судно и без которых судно не может выполнять предназначенные ему функции.
Примечание - К изделиям для судов относят дельные вещи, мебель, судовые технические средства, оборудование для обеспечения требуемых условий обитания персонала и пассажиров, охраны жизни и здоровья людей на борту судна, материалы для ремонта судна и судовых технических средств (2].
158 дельные вещи (судно): Изготовляемые отдельно литые, кованные и сварные части судна, составляющие часть его оборудования и выполняющие определенное назначение.
Примечание - К дельным вещам относят судовые двери, иллюминаторы, горловины, световые люки, металлические трапы.
159 горловина (судно): Круглое или овальное отверстие в палубе, переборке, настиле двойного дна. закрываемое герметической крышкой, служащее для осмотра отдельных изолированных судовых помещений. 160 световой люк (судно): Специальная конструкция, устанавливаемая над машинным отделением, коридорами, салонами для освещения их естественным светом. 161 коллективное спасательное средство (судно): Спасательные устройства и приборы, предназначенные для поддержания людей на поверхности воды.
Примечание - К коллективным спасательным средствам относят: спасательные шлюпки, спасательные плоты, столы, скамейки.
Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт судов 162 жизненный цикл судна: Совокупность взаимосвязанных процессов последовательного изменения состояния судна от формирования исходных требований к нему до окончания его эксплуатации [2]. 163 техническая эксплуатация судна: Комплекс организационных и технических мер, выполняемых для поддержания судов в исправном состоянии в течение всего срока их эксплуатации [2]. 164 формуляр (судно): Судовой эксплуатационный документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик судна и (или) судового оборудования, отражающие техническое состояние судна и оборудования, сведения об утилизации, а также сведения, которые вносят в период его эксплуатации.
Примечание - В период эксплуатации вносят сведения о длительности и условиях работы, техническом обслуживании, ремонте и другие данные.
165 техническое обслуживание (судно): Комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности судна, судового технического средства, иного технического объекта при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании [2]. 166 швартовные испытания судна: Испытания судна на заводской акватории для проверки качества монтажа и надежности действия всех механизмов, систем, устройств, соответствия их чертежам, схемам, спецификациям и техническим условиям и для установления готовности их к ходовым сдаточным испытаниям. 167 акт технического осмотра (судна): Документ, характеризующий техническое состояние судна или другого плавучего средства. 168 водотечность судна: Проникновение воды в корпус судна из-за повреждений наружной обшивки. 169 выморозка судна: Один из способов частичного обнажения подводной части судна в зимний период путем последовательной околки льда. 170 дегазация (судно): Удаление из танков и судовых помещений остатков взрывоопасных и вредных газов.
Судоходство 171 судоходство: Деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов.
Примечание - К судоходству относится использование судов для перевозки грузов, пассажиров и их багажа, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ.
172 система управления безопасностью судов: Совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды, действий работников судовладельцев, включая членов экипажей судов, в случае возникновения связанных с судами опасностей, аварийных ситуаций. 173 временное задержание судна: Задержание судна до устранения выявленных нарушений обязательных требований, создающих угрозу его безопасной эксплуатации. 174 авария судна: Повреждение корпуса, механизмов, устройств или систем судна, препятствующее нормальной эксплуатации судна. 175 система отображения электронных карт и информации; (СОЭНКИ): Унифицированная система отображения электронных карт внутренних водных путей и связанной с ними информации, способствующая обеспечению безопасности судоходства. 176 вахтенный журнал (судно): Книга, в которую вахтенный начальник самоходного судна в хронологическом порядке записывает: состояние принятой вахты, происшествия во время вахты, глубины наиболее затруднительных перекатов, изменения знаков обстановки, состояние погоды.
Примечание - Записи в вахтенном журнале имеют официальный характер и силу юридического доказательства.
177 аварийное расписание (судно): Распределение обязанностей судового экипажа на случай аварии судна для немедленного, после подачи сигнала тревоги включения всего экипажа в борьбу за сохранение судна. 178 водяная тревога: Судовой сигнал, подаваемый свистком или колоколом, если в корпусе судна обнаружена пробоина. 179 дрейф (судно): Отклонение движущегося судна с линии его курса под влиянием ветра. 180 запас воды под днищем: Разность между глубиной водоема и осадкой судна. 181 паузка: Выгрузка части груза из судна на берег или другие суда для уменьшения осадки судна.
Экологическая безопасность судоходства 182 экологическая безопасность судна: Свойство судна. обеспечивающее минимальное негативное воздействие его на окружающую среду в процессе эксплуатации и обслуживания. 183 пункт приема загрязнений (внутренний водный транспорт): Место на внутреннем водном пути, где сосредоточены внесудовые водоохранные технические средства, принимающие все или часть загрязнений, скапливающихся на судах. 184 внесудовые водоохранные технические средства: Суда - сборщики загрязнений; береговые пункты для приема нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора; специализированные очистные суда для приема и обработки части или всех загрязнений, скапливающихся на судах. 185 выброс вредных веществ (судно): Количество вредного вещества, поступающего в атмосферу с выпускными газами от судовой энергетической установки, в единицу времени. 186 сброс (судно): Сброс с судна вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества, какими бы причинами он ни вызывался, включая любую утечку, слив, удаление, разлив, протекание, откачку, выделение или опорожнение. 187 изолированный балласт (судно): Балластная вода, принятая в судовые отсеки, которые полностью отделены от грузовых и топливных и предназначены только для перевозки балласта. 188 чистый балласт (судно): Балластная вода, принятая в судовой отсек, который после последней перевозки в нем нефтепродуктов очищается так, что сброс балласта из этого танка, произведенный с неподвижного судна в чистую спокойную воду при ясной погоде, не приводит к появлению видимых следов нефти на поверхности воды или прилегающем побережье либо к образованию нефтяных осадков или эмульсии на дне водоема или на прилегающем побережье. 189 нефтяные осадки (судно): Часть нефтепродуктов, которая из-за своей консистенции не поддается обычной откачке и требует особых приемов или приспособлений для ее удаления из судовых танков. 190 судовые нефтесодержащие воды: Смесь воды с любым содержанием нефти. 191 судовые сточные воды: Отходы из всех видов санитарно-технического оборудования, камбуза и других помещений пищеблока. 192 судовой мусор: Все виды пищевых, бытовых и эксплуатационных отходов, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и которые подлежат постоянному или периодическому удалению. 193 судовые эксплуатационные отходы: Отходы, образующиеся в результате выполнения различных производственных и ремонтных работ, а также все отходы, образующиеся в результате эксплуатации энергетической установки и прочего оборудования судна. 194 станция очистки и обеззараживания сточных вод (судно): Судовое оборудование, в котором сточные воды подвергаются очистке и обеззараживанию. 195 установка очистки нефтесодержащих вод (судно): Судовое оборудование, в котором нефтесодержащие воды подвергаются очистке до нормативных значений допустимого содержания нефти в сбросе. 196 судовой комплект по борьбе с разливами нефти: Набор оборудования и материалов, находящихся на борту судна и предназначенных для локализации и сбора пролитых в воду нефтепродуктов.
Алфавитный указатель терминовАлфавитный указатель терминов
БиблиографияБиблиография
________________ * Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
|