МИНИСТЕРСТВО
ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ «ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЩЕНИЯ С РБ-049-09 Введено в действие с 1 сентября 2009 г. Москва 2009 I. Назначение и область применения1. Настоящее руководство по безопасности носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом. 2. Руководство по безопасности содержит рекомендации по реализации требований, федеральных норм и правил, определяющих критерии и принципы обеспечения безопасности при обращении с радиоактивными отходами (далее - РАО) в части представления информации для оценки безопасности обращения с РАО Теченского каскада водоемов при их переработке и хранении. II. Обращение с радиоактивными отходами Теченского каскада водоемов3. Теченский каскад водоемов (далее - ТКВ) представляет собой совокупность объектов, включающих специальные промышленные водоемы (В-3, В-4, В-10, В-11, их гидротехнические сооружения, правобережный и левобережный обводные каналы), расположенные в границах санитарно-защитной зоны организации, эксплуатирующей ТКВ. 4. К РАО ТКВ относятся РАО, содержащиеся в воде и в донных отложениях, а также жидкие технологические отходы, образующиеся в результате текущей производственной деятельности предприятия, и жидкие нетехнологические отходы, образующиеся в результате взаимодействия поверхностных и подземных вод с радиоактивным загрязнением территории промышленной площадки, технологических участков, коммуникаций, сформировавшихся в первые годы работы предприятия. 5. Обращение с РАО ТКВ в настоящее время включает: ▪ организованное и контролируемое размещение жидких РАО в ТКВ (прием РАО) и содержание РАО в ТКВ при поддержании условий обеспечения безопасности (хранение РАО); ▪ проведение работ по стабилизации уровня воды в ТКВ; ▪ проведение всего цикла работ, от опытных до промышленного внедрения технологии переработки жидких низкоактивных отходов, с целью прекращения приема РАО в ТКВ; ▪ проведение работ по снижению фильтрационных поступлений радиоактивных веществ за счет естественных фильтрационных процессов из ТКВ в открытую гидрографическую сеть (река Теча); ▪ проведение технического контроля состояния водоемов Теченского каскада и гидротехнических сооружений; ▪ проведение радиационного контроля при обращении с РАО ТКВ; ▪ проведение мониторинга окружающей среды; ▪ проведение мероприятий по экологической реабилитации территорий, прилегающих к ТКВ. 6. С целью определения необходимости реализации технических решений и организационных мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности при обращении с РАО ТКВ, рекомендуется не реже одного раза в год или чаще проводить анализ текущего уровня безопасности ТКВ, а также, в случае существенных изменений природных условий, состояния и характеристик ТКВ, актуализировать прогнозный расчет для оценки безопасности ТКВ. III. Обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами Теченского каскада водоемов7. Безопасность при обращении с РАО ТКВ следует обеспечивать с учетом следующих принципов: ▪ предотвращение облучения персонала и населения выше уровней, установленных нормами радиационной безопасности; ▪ ограничение количества РАО, поступающих в ТКВ, на минимальном, практически достижимом уровне; ▪ поэтапное сокращение и полное прекращение приема РАО в ТКВ; ▪ обеспечение защиты персонала и населения в случае возникновения аварий при обращении с РАО ТКВ; ▪ осуществление мониторинга состояния ТКВ и окружающей среды. 8. С целью обеспечения безопасности при обращении с РАО ТКВ рекомендуется разрабатывать и проводить технические и организационные мероприятия, направленные на: ▪ соблюдение требований эксплуатационной документации при обращении с РАО ТКВ; ▪ осуществление радиационного контроля при обращении с РАО ТКВ; ▪ соблюдение требований разрешительной и производственной документации при эксплуатации гидротехнических сооружений ТКВ; ▪ соблюдение требований санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии порядка обращения с РАО требованиям санитарных правил; ▪ непревышение установленных эксплуатирующей организацией нормативов приема РАО в ТКВ; ▪ снижение фильтрационных поступлений и поддержание стабилизации уровня водоемов ТКВ на обоснованном в проекте оптимальном уровне; ▪ вывод из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей водоемы ТКВ; ▪ соблюдение требований документации по защите персонала и населения в случае возникновения аварийных и нештатных ситуаций при обращении с РАО ТКВ. 9. С целью ограничения образования РАО, поступающих в ТКВ на минимальном практически достижимом уровне, и поэтапного сокращения приема РАО в ТКВ рекомендуется ежегодно пересматривать и обосновывать нормативы поступления РАО в ТКВ. 10. В состав документации, обосновывающей безопасность при обращении с РАО ТКВ, рекомендуется включать: ▪ характеристику поступающих РАО: а) объем поступающих отходов; б) химический состав; в) значение суммарной активности; г) радионуклидный состав, значения удельной альфа- и бета-активности; радионуклидный и химический состав воды и донных отложений водоемов ТКВ; ▪ параметры состояния водоемов ТКВ, включающие: а) уровень воды в водоемах; б) результаты анализа проб воды из водоемов; в) результаты анализа проб воды из каналов; г) расход воды на водосбросах водоемов; д) расход воды в каналах; е) результаты осмотра гидротехнических сооружений; ж) уровень воды в пьезометрах; ▪ периодичность технического контроля состояния водоемов ТКВ; ▪ виды радиационного контроля при обращении с РАО, контролируемые параметры; ▪ периодичность радиационного контроля при обращении с РАО; ▪ технические средства обеспечения радиационного контроля при обращении с РАО. 11. С целью получения необходимой информации для достоверной оценки и прогнозирования изменения уровня безопасности при обращении с РАО рекомендуется осуществлять регулярный мониторинг состояния ТКВ и окружающей среды. 12. Мониторинг следует проводить в соответствии с разработанной программой мониторинга состояния ТКВ и окружающей среды, включающей: ▪ объекты контроля (вода и донные отложения водоемов ТКВ; вода обводных каналов ТКВ; поверхностные воды, подземные воды, атмосферный воздух, почва, снег и биота в районе расположения ТКВ); ▪ виды контроля (измерение мощности дозы гамма-излучения и плотности потока бета-частиц на поверхности почвы; определение удельных и объемных активностей радионуклидов в почве, атмосферном воздухе, воде и донных отложениях водоемов ТКВ; определение гидрологических и метеорологических параметров); ▪ периодичность контроля; ▪ контролируемые параметры; ▪ технические средства контроля. 13. Контроль за гидродинамическим и гидрохимическим состоянием подземных вод следует осуществлять посредством стационарных режимных наблюдений за уровнем подземных вод и регулярного отбора и анализа проб из водоносного горизонта через систему наблюдательных скважин. Режимную сеть контрольных скважин следует формировать с учетом следующих принципов: ▪ равномерная и достаточная плотность скважин в районе влияния источников загрязнения; ▪ наличие скважин за границами развития ореолов загрязнения, в пределах «фоновых» территорий, характеризующихся ненарушенными гидродинамическим и гидрохимическим режимами подземных вод; ▪ выделение и создание участков детализации (сгущение скважин режимной сети) на периферии ореолов, где происходит формирование отдельных потоков загрязненных подземных вод по тектонически ослабленным зонам; ▪ включение в режимную сеть скважин, техническое состояние и конструкция которых позволяют проводить опробование по всей мощности водоносного горизонта до относительного водоупора. IV. Вывод из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с радиоактивными отходами, включающей Теченский каскад водоемов15. Выводу из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей ТКВ, предшествует полное прекращение приема РАО в водоемы и стабилизация водного баланса, проведение комплексного инженерного и радиационного обследования и разработка: ▪ концепции вывода из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей ТКВ; ▪ программы вывода из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей ТКВ; ▪ проекта вывода из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей ТКВ; ▪ отчета по обоснованию безопасности вывода из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей ТКВ. СОДЕРЖАНИЕ
|