На главную | База 1 | База 2 | База 3

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказом

Федеральной службы

по экологическому,

технологическому

и атомному надзору

от 7 августа 2009 г.

№ 690

РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ

«ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЩЕНИЯ С
РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ ТЕЧЕНСКОГО
КАСКАДА ВОДОЕМОВ ПРИ
ИХ ПЕРЕРАБОТКЕ И ХРАНЕНИИ»

РБ-049-09

Введено в действие

с 1 сентября 2009 г.

Москва 2009

I. Назначение и область применения

1. Настоящее руководство по безопасности носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом.

2. Руководство по безопасности содержит рекомендации по реализации требований, федеральных норм и правил, определяющих критерии и принципы обеспечения безопасности при обращении с радиоактивными отходами (далее - РАО) в части представления информации для оценки безопасности обращения с РАО Теченского каскада водоемов при их переработке и хранении.

II. Обращение с радиоактивными отходами Теченского каскада водоемов

3. Теченский каскад водоемов (далее - ТКВ) представляет собой совокупность объектов, включающих специальные промышленные водоемы (В-3, В-4, В-10, В-11, их гидротехнические сооружения, правобережный и левобережный обводные каналы), расположенные в границах санитарно-защитной зоны организации, эксплуатирующей ТКВ.

4. К РАО ТКВ относятся РАО, содержащиеся в воде и в донных отложениях, а также жидкие технологические отходы, образующиеся в результате текущей производственной деятельности предприятия, и жидкие нетехнологические отходы, образующиеся в результате взаимодействия поверхностных и подземных вод с радиоактивным загрязнением территории промышленной площадки, технологических участков, коммуникаций, сформировавшихся в первые годы работы предприятия.

5. Обращение с РАО ТКВ в настоящее время включает:

▪ организованное и контролируемое размещение жидких РАО в ТКВ (прием РАО) и содержание РАО в ТКВ при поддержании условий обеспечения безопасности (хранение РАО);

▪ проведение работ по стабилизации уровня воды в ТКВ;

▪ проведение всего цикла работ, от опытных до промышленного внедрения технологии переработки жидких низкоактивных отходов, с целью прекращения приема РАО в ТКВ;

▪ проведение работ по снижению фильтрационных поступлений радиоактивных веществ за счет естественных фильтрационных процессов из ТКВ в открытую гидрографическую сеть (река Теча);

▪ проведение технического контроля состояния водоемов Теченского каскада и гидротехнических сооружений;

▪ проведение радиационного контроля при обращении с РАО ТКВ;

▪ проведение мониторинга окружающей среды;

▪ проведение мероприятий по экологической реабилитации территорий, прилегающих к ТКВ.

6. С целью определения необходимости реализации технических решений и организационных мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности при обращении с РАО ТКВ, рекомендуется не реже одного раза в год или чаще проводить анализ текущего уровня безопасности ТКВ, а также, в случае существенных изменений природных условий, состояния и характеристик ТКВ, актуализировать прогнозный расчет для оценки безопасности ТКВ.

III. Обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами Теченского каскада водоемов

7. Безопасность при обращении с РАО ТКВ следует обеспечивать с учетом следующих принципов:

▪ предотвращение облучения персонала и населения выше уровней, установленных нормами радиационной безопасности;

▪ ограничение количества РАО, поступающих в ТКВ, на минимальном, практически достижимом уровне;

▪ поэтапное сокращение и полное прекращение приема РАО в ТКВ;

▪ обеспечение защиты персонала и населения в случае возникновения аварий при обращении с РАО ТКВ;

▪ осуществление мониторинга состояния ТКВ и окружающей среды.

8. С целью обеспечения безопасности при обращении с РАО ТКВ рекомендуется разрабатывать и проводить технические и организационные мероприятия, направленные на:

▪ соблюдение требований эксплуатационной документации при обращении с РАО ТКВ;

▪ осуществление радиационного контроля при обращении с РАО ТКВ;

▪ соблюдение требований разрешительной и производственной документации при эксплуатации гидротехнических сооружений ТКВ;

▪ соблюдение требований санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии порядка обращения с РАО требованиям санитарных правил;

▪ непревышение установленных эксплуатирующей организацией нормативов приема РАО в ТКВ;

▪ снижение фильтрационных поступлений и поддержание стабилизации уровня водоемов ТКВ на обоснованном в проекте оптимальном уровне;

▪ вывод из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей водоемы ТКВ;

▪ соблюдение требований документации по защите персонала и населения в случае возникновения аварийных и нештатных ситуаций при обращении с РАО ТКВ.

9. С целью ограничения образования РАО, поступающих в ТКВ на минимальном практически достижимом уровне, и поэтапного сокращения приема РАО в ТКВ рекомендуется ежегодно пересматривать и обосновывать нормативы поступления РАО в ТКВ.

10. В состав документации, обосновывающей безопасность при обращении с РАО ТКВ, рекомендуется включать:

▪ характеристику поступающих РАО:

а) объем поступающих отходов;

б) химический состав;

в) значение суммарной активности;

г) радионуклидный состав, значения удельной альфа- и бета-активности;

радионуклидный и химический состав воды и донных отложений водоемов ТКВ;

▪ параметры состояния водоемов ТКВ, включающие:

а) уровень воды в водоемах;

б) результаты анализа проб воды из водоемов;

в) результаты анализа проб воды из каналов;

г) расход воды на водосбросах водоемов;

д) расход воды в каналах;

е) результаты осмотра гидротехнических сооружений;

ж) уровень воды в пьезометрах;

▪ периодичность технического контроля состояния водоемов ТКВ;

▪ виды радиационного контроля при обращении с РАО, контролируемые параметры;

▪ периодичность радиационного контроля при обращении с РАО;

▪ технические средства обеспечения радиационного контроля при обращении с РАО.

11. С целью получения необходимой информации для достоверной оценки и прогнозирования изменения уровня безопасности при обращении с РАО рекомендуется осуществлять регулярный мониторинг состояния ТКВ и окружающей среды.

12. Мониторинг следует проводить в соответствии с разработанной программой мониторинга состояния ТКВ и окружающей среды, включающей:

▪ объекты контроля (вода и донные отложения водоемов ТКВ; вода обводных каналов ТКВ; поверхностные воды, подземные воды, атмосферный воздух, почва, снег и биота в районе расположения ТКВ);

▪ виды контроля (измерение мощности дозы гамма-излучения и плотности потока бета-частиц на поверхности почвы; определение удельных и объемных активностей радионуклидов в почве, атмосферном воздухе, воде и донных отложениях водоемов ТКВ; определение гидрологических и метеорологических параметров);

▪ периодичность контроля;

▪ контролируемые параметры;

▪ технические средства контроля.

13. Контроль за гидродинамическим и гидрохимическим состоянием подземных вод следует осуществлять посредством стационарных режимных наблюдений за уровнем подземных вод и регулярного отбора и анализа проб из водоносного горизонта через систему наблюдательных скважин.

Режимную сеть контрольных скважин следует формировать с учетом следующих принципов:

▪ равномерная и достаточная плотность скважин в районе влияния источников загрязнения;

▪ наличие скважин за границами развития ореолов загрязнения, в пределах «фоновых» территорий, характеризующихся ненарушенными гидродинамическим и гидрохимическим режимами подземных вод;

▪ выделение и создание участков детализации (сгущение скважин режимной сети) на периферии ореолов, где происходит формирование отдельных потоков загрязненных подземных вод по тектонически ослабленным зонам;

▪ включение в режимную сеть скважин, техническое состояние и конструкция которых позволяют проводить опробование по всей мощности водоносного горизонта до относительного водоупора.

IV. Вывод из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с радиоактивными отходами, включающей Теченский каскад водоемов

15. Выводу из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей ТКВ, предшествует полное прекращение приема РАО в водоемы и стабилизация водного баланса, проведение комплексного инженерного и радиационного обследования и разработка:

▪ концепции вывода из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей ТКВ;

▪ программы вывода из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей ТКВ;

▪ проекта вывода из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей ТКВ;

▪ отчета по обоснованию безопасности вывода из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей ТКВ.

СОДЕРЖАНИЕ