МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО МОСКВА 2013 Предисловие 1 РАЗРАБОТАН: Федеральным государственным унитарным предприятием «РОСДОРНИИ» при участии д-ра техн. наук Кулижникова А.М., д-ра экон. наук Дингеса Э.В., канд. техн. наук Немчинова Д.М., инж. Скрипниковой Ю.А. 2 ВНЕСЕН: Управлением проектирования и строительства автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации. 3 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Распоряжением Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации от 06.06. 2013 № 791-р. 4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР. СОДЕРЖАНИЕ ОДМ 218.2.028-2012 ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ Методические рекомендации по технико-экономическому
сравнению 1 Область применения1.1 Отраслевой дорожный методический документ «Методические рекомендации по технико-экономическому сравнению вариантов дорожных одежд» является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве. 1.2 Настоящие рекомендации распространяются на проектирование дорожных одежд федеральных автомобильных дорог Российской Федерации. Рекомендации предназначаются для применения в практической деятельности федеральными управлениями автомобильных магистралей и межрегиональными дирекциями по дорожному строительству автомобильных дорог, проектными и научно-исследовательскими организациями при разработке конструкций дорожных одежд в проектной документации строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения. 2 Нормативные ссылкиВ настоящих Рекомендациях использованы нормативные ссылки на следующие документы: СП 20.13330.2011. Свод правил. Нагрузки и воздействия. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги. СНиП 23-01-99*. Строительная климатология. ГОСТ Р 21.1001-2009. Система проектной документации для строительства. Общие положения. ГОСТ Р 52399-2005. Геометрические элементы автомобильных дорог. ГОСТ Р 52748-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения. Примечание - При пользовании настоящим ОДМ следует проверить действие ссылочных стандартов по указателю «Национальные стандарты» и по соответствующим информационным указателям. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящими рекомендациями следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. 3 Определения и понятияВ настоящих методических рекомендациях приведены следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 дисконтирование: Приведение разновременных значений экономических показателей к их ценности на определенный момент времени. 3.2 норма дисконта (ставка дисконта): Показатель, используемый для приведения разновременных величин затрат, эффектов и результатов к начальному периоду расчета (базовому году). 3.3 операционные социально-экономические потери: Потери пользователей автомобильных дорог в период выполнения капитальных ремонтов и ремонтов автомобильных дорог, имеющие периодический характер, зависящие от принятых методов организации работ и времени их проведения. 3.4 проектный срок службы дорожной одежды: Проектная продолжительность эксплуатации дорожной одежды от сдачи дороги в эксплуатацию до первого капитального ремонта или между капитальными ремонтами, соответствующая утвержденным нормам межремонтных сроков службы дорожных одежд. 3.5 расходы пользователей: Эксплуатационные и операционные социально-экономические потери физических и юридических лиц, использующих автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения. 3.6 срок сравнения вариантов дорожной одежды: Период времени, на который рассчитываются интегрированные дисконтированные затраты при технико-экономическом сравнении вариантов дорожных одежд. 3.7 технико-экономическое сравнение вариантов дорожных одежд: Определение дисконтированных показателей, характеризующих эффективность вложения средств в строительство и эксплуатацию дорожных одежд автомобильных дорог, а также учитывающих затраты (потери) пользователей за срок сравнения вариантов дорожных одежд. 3.8 эксплуатационные социально-экономические потери: Потери пользователей автомобильных дорог, вызванные снижением транспортно-эксплуатационных качеств дорожных конструкций в процессе их эксплуатации. Включают потери, обусловленные увеличением себестоимости перевозок, потерь времени пассажиров, капитальных вложений в автомобильный транспорт, потребности предприятий в оборотных средствах и потерь от ДТП. 4 Основные положения4.1 Методические рекомендации ««Методические рекомендации по технико-экономическому сравнению вариантов дорожных одежд» предназначены для использования Заказчиками (застройщиками), проектными и научными организациями при анализе эффективности конструкций дорожных одежд, подготовке проектной документации для строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог и определяют методику технико-экономического сравнения вариантов дорожных одежд. 4.2 Технико-экономическое сравнение вариантов при проектировании конструкций дорожных одежд федеральных автомобильных дорог осуществляют на основании разработанной и утвержденной методики, изложенной в настоящих рекомендациях. 4.3 Основной принцип, заложенный в методологию данного документа, сравнение общественных затрат (строительные и эксплуатационные, затраты пользователей) за проектный срок службы дорожной одежды (срок сравнения вариантов дорожной одежды) с учетом приведения разновременных затрат к начальному периоду расчета. При технико-экономическом сравнении вариантов учитывается ежегодное изменение состава и интенсивности движения на автомобильной дороге, а также ровность покрытия и скорость движения транспортного потока в течение проектного срока службы дорожной одежды. 5 Методика технико-экономического сравнения вариантов дорожных одежд5.1 Критерии оценки5.1.1 Определение сравнительной общественной эффективности разных вариантов устройства и эксплуатации конструкций дорожных одежд осуществляют путем сравнения общественных (народнохозяйственных) затрат, которые имеют место в течение всего расчетного периода при их строительстве, ремонте и содержании, а также при обеспечении заданных размеров автомобильных перевозок. 5.1.2 Рассматриваемые варианты устройства и эксплуатации конструкций дорожных одежд различают между собой как видом конструкций, так и по стратегиям их эксплуатации в течение расчетного периода. В качестве объектов сравнения принимают следующие возможные их комбинации: - разные виды конструкций дорожной одежды с заданной стратегией ремонтов и содержания каждой из них; - один и тот же вид дорожной конструкции с разными стратегиями ремонта и содержания; - разные виды конструкций дорожной одежды с разными стратегиями их ремонта и содержания. 5.1.3 С учетом действующих нормативно-правовой и нормативно-технической баз (межремонтные сроки, расчет затрат на ремонт и содержание) из перечисленных комбинаций в проектах строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог принимают первую комбинацию: разные виды конструкций дорожных одежд с заданными стратегиями ремонтов и содержания каждой из них. 5.1.4 Оценку эффективности устройства и эксплуатации конструкций дорожных одежд производят в расчете на 1 пог. км с параметрами и условиями функционирования автомобильной дороги определенной категории. 5.1.5 В качестве критерия оценки сравнительной эффективности устройства и эксплуатации дорожных одежд, учитывая необходимость достижения тождественных результатов (т.е., обеспечения пропуска одного того же по размерам, составу и структуре транспортного потока с расчетной скоростью движения), принимают минимальное значение показателя интегральных дисконтированных затрат, которое определяют по следующей формуле:
где v - порядковый номер рассматриваемого варианта конструкции дорожной одежды; V - количество вариантов конструкций дорожных одежд; Kс - стоимость устройства дорожной одежды; Т - продолжительность расчетного периода (срок сравнения вариантов); t - порядковый номер года расчетного периода (t =1, ..., Т); n - количество капитальных ремонтов за расчетный период; i - порядковый номер капитального ремонта (i =1, ..., n); m - количество ремонтов за расчетный период; j - порядковый номер ремонта (j =1, ..., m); ti - год проведения i-гo капитального ремонта; Kкрi - затраты на осуществление i-гo капитального ремонта; tj - год проведения j-гo ремонта; Kpj - затраты на осуществление j-гo ремонта; Ct - затраты на содержание конструкции дорожной одежды в году t; Пt -социально-экономические потери от снижения транспортно-эксплуатационных качеств конструкции дорожной одежды по сравнению с расчетными в году t (в том числе и операционные потери пользователей); Е - безрисковая социальная норма дисконта в относительных единицах измерения. С учетом изменения указанной нормы дисконта во времени в расчетах принимают среднюю ставку дисконтирования долгосрочной доходности Государственных казначейских обязательств по данным Центробанка Российской Федерации на дату выполнения технико-экономического сравнения вариантов дорожных одежд); (1 + Е)t - коэффициент дисконтирования разновременных затрат; ЭТ - эффект последействия (остаточная стоимость конструкции дорожной одежды) на год Т. Все расчеты осуществляются в текущих ценах. 5.2 Возможные схемы расчетов5.2.1 Расчет выполняют, как правило, для комбинации: разные виды конструкций дорожной одежды с заданной стратегий ремонтов и содержания каждой из них. 5.2.2 Сравнивают не менее трех вариантов равнопрочных конструкций дорожных одежд, расчет которых выполняют по прочности и морозоустойчивости [1, 2]. В соответствии с письмом Росавтодора от 21.09.2005 № СП-28/5075-ис [3] предусматривают обязательное сравнение вариантов жестких и нежестких дорожных одежд. 5.2.3 Стратегию ремонта и содержания (межремонтные сроки, расчет затрат на ремонт и содержание) определяют согласно: - Приложение № 3 к приказу Минтранса России от 01 ноября 2007 г. № 157 «Межремонтные сроки проведения капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования федерального значения» [4]; - Постановлению Правительства РФ от 23 августа 2007 г. № 539 «О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета» [5]. 5.2.4 В зависимости от степени детализации поставленной задачи различают схемы расчетов, отличающихся уровнем агрегации рассматриваемых условий эксплуатации конструкций дорожных одежд. Наиболее общая схема предусматривает: - разбиение транспортного потока на шесть групп, находящихся в движении транспортных средств, примерные классификационные характеристики которых приведены в табл. 1; - ежегодную оценку динамики условий движения по автомобильной дороге (по показателям ровности покрытия, интенсивности и скорости движения); - учет особенностей движения транспортных потоков в период проведения ремонтно-восстановительных воздействий на конструкциях дорожных одежд, в том числе: а) с перерывами и б) без перерывов в движении автомобилей при выполнении дорожных работ; - определение пяти видов социально-экономических потерь от снижения транспортно-эксплуатационных качеств конструкций дорожных одежд: - увеличение себестоимости перевозок; - увеличение потерь времени пассажиров; - увеличение капитальных вложений в автомобильный транспорт; - увеличение потребности предприятий в оборотных средствах; - увеличение потерь от ДТП. Таблица 1 - Примерный состав и структура транспортных средств, подлежащих учету при оценке эффективности создаваемых конструкций дорожных одежд
5.2.5 Требуемую степень детализации и соответственно принимаемую схему расчетов устанавливают Заказчики (застройщики) в зависимости от наличия исходных данных и значимости тех или иных условий эксплуатации конструкций дорожных одежд с точки зрения их влияния на интегральный показатель дисконтированных затрат. 5.3 Исходные данные для расчетов5.3.1 Исходные данные для расчета в общем случае включают следующие группы показателей: - строительная стоимость дорожных одежд, а также затраты, необходимые для их ремонтов и содержания в процессе эксплуатации; - срок сравнения вариантов, норма дисконта; - скорость, интенсивность, состав и условия безопасности движения автотранспортных потоков на всем протяжении расчетного периода; - условия проведения ремонтов и капитальных ремонтов (сроки и продолжительность работ, степень перекрытия проезжей части, условия объезда ремонтируемого участка в случае полного перекрытия); - скорость, интенсивность и состав движения автотранспортных потоков в периоды ремонтов; - нормативная база для расчетов всех видов социально-экономических потерь от снижения транспортно-эксплуатационных качеств конструкций дорожных одежд. 5.3.2 Строительную стоимость дорожных одежд по вариантам определяют на 1 пог. км на основе сметного расчета устройства дорожной одежды. 5.3.3 Затраты необходимые для капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог устанавливают согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. № 539 «О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета» [5] через приведенные нормативы и индексы-дефляторы. 5.3.4 Затраты на капитальный ремонт, ремонт и содержание дорожной одежды определяют как соответствующую долю затрат (понижающие коэффициенты) от норматива на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильной дороги по табл. 2 Таблица 2 - Понижающие коэффициенты, учитывающие долю затрат на дорожную одежду от норматива общих затрат на автомобильную дорогу
5.3.5 За срок сравнения вариантов принимают 1,5 × С, где С - наибольший срок службы дорожной одежды до капитального ремонта одного из сравниваемых вариантов. 5.3.6 Безрисковую социальную норму дисконта в относительных единицах измерения принимают равной 0,08 (8 %) согласно рекомендациям Института системного анализа РАН. При изменении указанной нормы дисконта во времени рекомендуют принимать среднюю ставку дисконтирования долгосрочной доходности Государственных казначейских обязательств по данным Центробанка Российской Федерации на дату выполнения технико-экономического сравнения вариантов дорожных одежд; 5.3.7 Изменение средней скорости движения транспортных потоков принимают по табл. 3. Для упрощения расчетов считают, что скорость движения транспортного потока изменяется от начальной до конечной (перед капитальным ремонтом) по линейной зависимости. 5.3.8 Изменение интенсивности движения рассчитывают на срок сравнения вариантов дорожных одежд в соответствии с «Руководством по прогнозированию интенсивности движения на автомобильных дорогах (для опытного применения)». Введено распоряжением Росавтодора от 19.06.2003 г. № ОС-555-р [6]. По результатам расчетов строят график изменения интенсивности движения в течении периода сравнения вариантов дорожной одежды, по которому определяют межремонтные сроки. 5.3.9 Периоды выполнения капитального ремонта и ремонта дорожных одежд принимают согласно Приказу Минтранса России от 01 ноября 2007 г. № 157 «Межремонтные сроки проведения капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них» [4]. При этом, например, для нежестких дорожных одежд с увеличением интенсивности движения в период сравнения вариантом могут изменяться межремонтные сроки от 6 до 3 лет. 5.3.10 При применении в конструкциях дорожных одежд инновационных технологий, а также обязательном наличии нормативно-технических и методических документов, утвержденных Федеральным дорожным агентством (Росавтодором), с указанием конкретных данных по увеличению межремонтных сроков службы, при технико-экономическом сравнении вариантов дорожных одежд учитывают повышенные сроки службы со ссылкой на упомянутые документы. Например, в соответствии с Приказом Минтранса России от 01 ноября 2007 г. № 157 [4] для автомобильных дорог с покрытиями из асфальтобетона типа А на основе полимерно-битумного вяжущего срок службы дорожной одежды до капитального ремонта увеличивают на 8 - 10 %. Другой пример, для верхних слоев дорожного покрытия из асфальтобетона типа А, из щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА), асфальтобетона с полимерными добавками, при устройстве слоев износа срок проведения работ по ремонту автомобильных дорог увеличивают на 40 - 45 % [4]. Таблица 3 - Зависимость начальной и конечной скоростей движения транспортного потока в процессе эксплуатации от категории автомобильной дороги и типа дорожной одежды
5.3.11 Если в одной конструкции дорожной одежды применено два инновационных решения, каждое из которых продлевает сроки службы, например, первое на 3 года, а второе на 2 года, то при технико-экономическом сравнении вариантов дорожной одежды (ТЭСВДО) принимают максимальное продление, в данном случае на 3 года. 5.3.12 При расчете затрат пользователей в период выполнения ремонтных работ продолжительность капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог определяют по календарному графику согласно проекту организации ремонтных работ. 5.4 Методика расчета потерь пользователей от снижения транспортно-эксплуатационных качеств дорожной одежды5.4.1 В общем случае предусматривают определение двух разновидностей социально-экономических потерь: 1) эксплуатационных, возникающих в процессе физического и функционального износа конструкций дорожных одежд, 2) операционных, возникающих в результате стеснения или перекрытия движения транспортных потоков в периоды их ремонта. 5.4.2 Эксплуатационные социально-экономические потери, учитывая снижение транспортно-эксплуатационных качеств дорожных конструкций, рассчитывают во всех случаях вне зависимости от вида рассматриваемых стратегий простого или расширенного воспроизводства. 5.4.3 Операционные социально-экономические потери, как имеющие периодический характер и зависящие от принятых методов организации работ по ремонту сооружений, а также времени их проведения, рассчитывают только при относительной существенности этой разновидности потерь по сравнению с эксплуатационными. Например, не рекомендуют рассчитывать эти потери, если: - ремонтные работы выполняются в ночное время суток; - в период их проведения имеет место небольшая (не более 50 %) по сравнению со среднесуточной (не более 1000 авт/сут), интенсивность движения; - принятая протяженность ремонтируемых участков (не более 50 - 100 м) не оказывает существенного влияния на скорость движения транспортных потоков; - размеры перекрытия проезжей части дороги не приводят к существенному стеснению транспортных потоков; - величина операционных потерь по всем сравниваемым вариантам конструкций дорожных одежд является примерно одинаковой. 5.4.4 Обязательно учитывают операционные социально-экономические потери, если: - ремонтные работы проводятся при высокой интенсивности движения на автомобильной дороге (более 1000 авт/сут) и при коэффициенте загрузки дороги движением более 0,25; - имеет место существенное перекрытие проезжей части дороги (одна полоса движения и более) или ее полное закрытие с переключением движения на объезд; - величины операционных потерь по сравниваемым вариантам конструкций дорожных одежд существенно различаются между собой. 5.4.5 Методика расчета эксплуатационных социально-экономических потерь пользователей 5.4.5.1 Общую величину социально-экономических потерь от снижения транспортно-эксплуатационных качеств конструкций дорожных одежд в году t определяют по формуле
где ΔCat, ΔPt, ΔKat, ΔOt, ΔDt - потери от увеличения соответственно себестоимости перевозок грузов и пассажиров, времени пребывания пассажиров в пути, капитальных вложений в автомобильный транспорт; потребности в оборотных средствах, количества дорожно-транспортных происшествий. 5.4.5.2 Потери от увеличения себестоимости перевозок грузов и пассажиров в году t определяют по формуле
где - затраты на осуществление перевозок грузов и пассажиров по дороге с принятым вариантом конструкции ее дорожной одежды и стратегией ее воспроизводства в фактических и нормативных условиях. 5.4.5.3 Годовые затраты на осуществление перевозок по рассматриваемому участку дороги рассчитывают по формуле:
где Njt - среднегодовая суточная интенсивность движения автомобилей j-гo типа в зоне тяготения к дорожному сооружению (j = 1, ..., m), авт/сут; m - количество принятых к рассмотрению типов автомобилей; L - протяженность участка дороги с принятой конструкцией дорожной одежды, км; Sjt - средняя себестоимость 1 авт.-км пробега автомобилей j-гo типа в зоне тяготения; t3t - среднесуточное время задержки одного автомобиля в местах затрудненного проезда, ч; S'jt - затраты на 1 ч простоя автомобиля j-гo типа. 5.4.5.4 Расчетную величину себестоимости пробега j-гo типа автомобиля на 1 км в конкретных дорожных условиях находят из следующего выражения
где Sперj - расчетное значение переменных затрат на 1 км пробега автомобиля j-гo типа; Sпocтj - расчетное значение постоянных (независящих от пробега) затрат на 1 ч пребывания автомобиля j-гo типа в наряде; dj - часовая заработная плата водителя j-гo типа автомобиля с начислениями; V - средняя скорость движения транспортного потока по участку дороги, км/ч. 5.4.5.5 Расчетную величину затрат на 1 ч простоя автомобилей j-гo типа определяют по формуле:
5.4.5.6 Потери от увеличения времени пребывания в пути пассажиров в году t определяют по формуле где - общественные потери, связанные с затратами времени населения на поездки соответственно в фактических и нормативных условиях. 5.4.5.7 Годовые потери, связанные с затратами времени населения на поездки, рассчитывают по формуле
где - средняя величина потерь народного хозяйства в расчете на 1 чел./ч пребывания в пути пассажиров; - среднегодовая суточная интенсивность движения соответственно легковых автомобилей и автобусов, авт./сут.; Вл, Вавт - среднее количество пассажиров в одном легковом автомобиле и автобусе. 5.4.5.8 Потери от увеличения капитальных вложений в автомобильный транспорт в году t определяют по формуле:
где - капитальные вложения в автомобильный транспорт, необходимые для осуществления перевозок грузов и пассажиров на рассматриваемом участке дороги соответственно в фактических и нормативных условиях. 5.4.5.9 Капитальные вложения в автомобильный транспорт, соответствующие объему перевозок на начало эксплуатации объекта или на какой-либо другой год, рассчитывают по формуле
где Aj - удельные капитальные вложения в автомобильный транспорт на один автомобиль j-гo типа, включая предприятия автомобильного транспорта и подвижной состав; Taj - количество часов работы на линии одного автомобиля в течение года, ч; Njt - среднегодовая суточная интенсивность движения автомобилей j-гo типа на участке, авт/сут.; 5.4.5.10 Ежегодные дополнительные капитальные вложения в автомобильный транспорт, обеспечивающие прирост объемов перевозок в году t, определяют пропорционально этому приросту
5.4.5.11 Потери от увеличения потребности в оборотных средствах в результате увеличения времени пребывания грузов в пути в году t определяют по формуле
где - среднегодовая стоимость оборотных фондов, постоянно находящихся в транспортном процессе соответственно в фактических и нормативных условиях; Qt - количество грузов круглогодичного производства и потребления, перевозимых в год t, т; Цс - средняя цена 1 т перевозимых грузов, определяемая структурой грузооборота; - время пребывания грузов в пути в фактических и нормативных условиях, сут. 5.4.5.12 Количество перевозимых грузов при отсутствии данных о грузообороте рассчитывают по формуле
где Nrt - интенсивность движения грузовых автомобилей r-го типа, авт/сут.; R - количество типов грузовых автомобилей; qr - средняя грузоподъемность автомобилей; γr - коэффициент использования грузоподъемности автомобиля. Потери от увеличения количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в результате ухудшения дорожных условий в году t определяют по формуле
где - потери от ДТП в зоне тяготения к дорожному сооружению соответственно для фактических и нормативных условий. 5.4.5.13 Величину потерь от ДТП в зоне тяготения к дорожному сооружению рассчитывают по формуле
где Z - количество дорожно-транспортных происшествий на 1 млн. авт./км; Псрt - средние потери от одного дорожно-транспортного происшествия в t-м году; MT - итоговый стоимостной коэффициент, учитывающий тяжесть дорожно-транспортных происшествий; Nt - среднегодовая суточная интенсивность движения, авт./сут. 5.4.5.14 Расчет остаточной стоимости конструкции дорожной одежды. Остаточную стоимость конструкции дорожной одежды, прослужившей меньше нормативного срока службы до капитального ремонта tсл, на год φ определяют с учетом необходимости дисконтирования разновременных затрат [7] по формуле
5.4.5.15 Расчет удельной величины потерь от пребывания пассажиров в пути. Средняя величина потерь народного хозяйства на 1 чел./ч пребывания в пути пассажиров рассчитывают согласно рекомендациям [8] по формуле
где ВВП - показатель годового валового внутреннего продукта страны, Ч - численность экономически активного населения страны, чел. Например, по прогнозу Министерства экономического развития РФ валовой внутренний продукта страны в 2010 г составил 40576 млрд. руб., а численность экономически активного населения страны 74,6 млн. чел (на 15.01.2010). Отсюда следует, что на 2010 г.: = 62,1 руб./ч. 5.4.5.16 Алгоритм расчета удельных показателей социально-экономических потерь по группам транспортных средств. Использование при расчетах транспортных потерь от снижения транспортно-эксплуатационных качеств конструкций дорожных одежд всей имеющейся номенклатуры автотранспортных средств встречает существенные вычислительные трудности. Рекомендуют их предварительную группировку в расчетные группы, формируемые по определенным признакам. Такие признаки устанавливают в зависимости от требуемой степени детализации расчетов, категории автомобильных дорог и структуры проходящих по ним транспортных потоков. Самый высокий уровень агрегации транспортных средств предусматривает их деление по видам подвижного состава на легковые автомобили, грузовые автомобили и автобусы. Его применяют в тех случаях, когда точный состав транспортных потоков не известен или его невозможно предсказать. Более детальные уровни агрегации транспортных средств устанавливают в том случае, когда хотя бы по одному виду подвижного состава известна доля разных видов автомобилей, сгруппированных либо по классам (легковые автомобили), типам или грузоподъемности (грузовые автомобили), маркам (автобусы). При этом уровень агрегации транспортных средств по разным видам подвижного состава может быть различным в зависимости от их доли в общей интенсивности движения. Например, если в составе транспортного потока доля легкового транспорта, составляет 70 - 90 % от общей интенсивности движения, необходима более детальная группировка легковых автомобилей, при значительной доле грузового движения в транспортном потоке (40 - 60 %) целесообразно выполнять группировку грузовых автомобилей по грузоподъемности. После определения желаемого уровня агрегации транспортных средств по каждой выделенной их группе устанавливают наиболее репрезентативный автомобиль-представитель, эксплуатационные параметры которого принимаются за основу для расчета социально-экономических потерь для всей группы. Определение каждого вида удельных социально-экономических потерь (Пуд) вне зависимости от уровня агрегации транспортных средств осуществляют на одну средневзвешенную по доле в транспортном потоке единицу интенсивности движения
где Пудq - удельные потери в расчете на 1 автомобиль - представитель в q-ой группе транспортных средств (q = 1, 2, .., Q); γq - доля автомобилей q-ой группы в транспортном потоке. 5.4.6 Методика расчета и показатели себестоимости пробега и простоя автотранспортных средств 5.4.6.1 Общие положения. Определение себестоимости пробега (простоя) автотранспортных средств осуществляют прямым счетом в разрезе переменных и постоянных групп затрат [9]. Величину прямых затрат определяют в расчете на 1 км пробега автомобиля как сумму расходов по следующим статьям: топливо, смазочные и другие эксплуатационные материалы, шины, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава. Величину постоянных затрат определяют в расчете на 1 час работы автомобиля как сумма расходов по статьям: амортизация (в процентах от стоимости на год), заработная плата водителя и накладные расходы. 5.4.6.2 Расчет себестоимости 1 авт. - км пробега Себестоимость 1 авт-км пробега автомобиля рассчитывают по следующей формуле:
где: Зтоп - затраты на топливо, руб.; Зсм - затраты на смазочные материалы, руб.; Зш - затраты на восстановление износа шин, руб.; А - амортизационные отчисления, руб.; Зто - затраты на ремонт и техническое обслуживание автомобиля, руб.; ЗП - заработная плата водителя, руб.; НР - величина накладных расходов, % от прямых затрат; Т - среднегодовое время использования автомобиля, ч; Kрег - региональный поправочный коэффициент к затратам на пробег автомобиля. Расчет затрат на топливо Затраты на топливо определяют по следующей формуле:
где: Стоп - стоимость 1 литра горючего, руб.; QH - нормативный расход топлива, л/км или м3/км: для легковых автомобилей и автобусов
где: HS - базовая норма расхода топлива на пробег или простой автомобиля (по данным НИИА), л/100 км или м3/100 км; k - поправочный коэффициент, учитывающий надбавку к расходу топлива в зимний период времени:
где: kзим - количество зимних месяцев в году; N - размер установленной надбавки (по данным НИИАТ), %. для бортовых грузовых автомобилей, тягачей самосвалов и фургонов
где: HS - базовая норма расхода топлива на пробег или простой автомобиля, л/100 км или м3/100 км; Нтоп - норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 км или м3/100 км; G - грузоподъемность транспортного средства, т; k1 - коэффициент использования грузоподъемности; k2 - коэффициент использования пробега автомобиля (с грузом). Расчет затрат на смазочные материалы Затраты на смазочные материалы определяют по следующей формуле:
где QH - нормативный расход топлива на пробег или простой автомобиля, л/км или м3/км; QM - норма расхода моторного масла на 100 л общего расхода топлива, л; СМ - стоимость 1 л моторного масла, руб.; QT - норма расхода трансмиссионного масла на 100 л общего расхода топлива, л; СТ - стоимость 1 л трансмиссионного масла, руб.; QC - норма расхода специального масла на 100 л общего расхода топлива, л; СС - стоимость 1 л специального масла, руб.; QП - норма расхода пластичных смазок на 100 л общего расхода топлива, кг; СП - стоимость 1 кг пластичных смазок, руб. Расчет затрат на восстановление износа шин
где: Нш - норма на восстановление износа и ремонт шин на 1000 км пробега, доли единиц; Сш - стоимость 1 комплекта покрышки, камеры, ободной ленты, руб.; К - количество ходовых шин на автомобиле, шт. Расчет амортизационных отчислений
где: НА АМ - норма амортизационных отчислений на полное восстановление автомобиля, %; СА - стоимость автомобиля (тягача), тыс. руб.; НАП - норма амортизационных отчислений на полное восстановление прицепа, %; СП - стоимость прицепа, тыс. руб. Расчет затрат на техническое обслуживание автомобиля
где: γА и γП - норма затрат на проведение технического обслуживания соответственно автомобиля и прицепа, установленная на 1000 км пробега, %; р - коэффициент к норме затрат, учитывающий дорожные условия: для дорог I категории - 0,84; для дорог II категории - 0,92; для дорог III категории - 1,0; для дорог IV категории - 1,17; для дорог V категории - 1,25; СА - стоимость автомобиля (тягача), тыс. руб.; СП - стоимость прицепа, тыс. руб. Расчет заработной платы водителя
где: Тч - часовая тарифная ставка водителя (по данным «Отраслевого тарифного соглашения по автомобильному транспорту на 2002 - 2004 гг.»), руб.; Ктар - коэффициент к тарифной ставке водителя. 5.4.6.3 Расчет себестоимости 1 авт-ч работы автомобиля Себестоимость 1 авт-ч работы автомобиля рассчитывают по следующей формуле:
5.4.6.4 Расчет себестоимости 1 авт.-ч простоя автомобиля Себестоимость 1 авт.-ч простоя автомобиля с включенным двигателем рассчитывают по следующей формуле:
Формирование нормативной базы расчета удельных показателей потерь от увеличения себестоимости перевозок грузов и пассажиров в ценах 2010 г. выполнено путем перерасчета базовых показателей основных видов переменных и постоянных затрат на перевозки по маркам автомобилей, разработанных на кафедре экономики дорожного хозяйства МАДИ (ГТУ) для условий ценообразования в 2002 г. Рассчитанные значения показателей переменных и постоянных затрат по маркам легковых автомобилей, автобусов и грузовых автомобилей приведены в Приложении А. 5.5 Методика расчета операционных социально-экономических потерь пользователей5.5.1 Расчет затрат пользователей при ремонтных работах с перекрытием полосы движения Во время проведения дорожных ремонтных работ возникают дополнительные операционные социально-экономические потери пользователей автомобильных дорог, связанные с ограничением движения транспортного потока и возникновением из-за этого заторов. Определение операционных социально-экономических потерь в периоды ремонта конструкций дорожных одежд осуществляют по формулам раздела 5.4.6 с некоторой корректировкой: - на продолжительность каждого периода ремонта (которая при сроках ремонтных работ некратных одному году вводится для неполного года в сутках); - на условия организации движения транспорта во время ремонтных работ, которые характеризуются двумя параметрами: величиной сужения проезжей части сооружения (если не имеет место его полное закрытие) и протяженностью зоны ремонтных работ. Исходными данными для расчета указанных видов потерь являются: при частичном перекрытии движения по дороге - протяженность каждой зоны ремонтных работ, км; - средняя скорость движения транспортного потока в зоне ремонта, км/ч; - среднее время простоев автомобилей в случае попеременного их пропуска по одной полосе движения; - продолжительность ремонтных работ, сут. при полном перекрытии движения по дороге - протяженность объезда ремонтируемого участка; - скорость движения транспортного потока на объезде; - продолжительность ремонтных работ, сут. Для выполнения расчетов необходимо иметь определенные данные особенностей организации дорожных работы, чтобы выполнить анализ и получить оценку затрат пользователей. Необходимые для этого исходные данные: • Планируемый год проведения работ. • Продолжительность выполнения работы (число дней). • Определенные часы каждого дня выполнения работы. • Протяженность зоны ремонтных работ, км. • Пропускная способность при проведении работ (транспортные средства в час по полосе движения). • Ограничение скорости в зоне проведения работ, км/час. • Число открытых полос движения во время ремонтных работ. Помимо данных по особенностям организации дорожных работ необходимо иметь транспортные данные: • Ежегодное среднее ежедневное движение в год строительства (общее количество для обоих направлений). • Состав транспортного потока. • Количество грузовиков без прицепов в составе транспортного потока. • Грузовики с прицепами и тягачи с полуприцепами в составе транспортного потока. • Ежегодный темп роста интенсивности движения. • Ограничение скорости при нормальном эксплуатационном режиме (км/час). • Число полос движения при нормальном режиме движения. • Среднечасовая интенсивность транспортного потока (авт/час) по полосе движения. • Максимальная пропускная способность в условиях затора (способность каждой полосы движения в условиях затора). • Максимальная интенсивность движения (авт/сут). • Максимальная длина очереди (км). • Сельское или городское почасовое транспортное распределение. • Стоимость времени для легковых автомобилей по маркам автомобилей (руб./час). • Стоимость времени для одиночных грузовиков без прицепов по маркам автомобилей (руб./час). • Стоимость времени для грузовиков с прицепами и полуприцепами по маркам автомобилей (руб./час). Расчет потерь при задержке движения автомобилей: Время движения транспортного потока при перекрытии полосы (tпер, час):
где: tз.р. - время движения транспортного потока в зоне производства работ, час:
где: Lз.р. - длина зоны действия проведения дорожных работ, км; Vз.р. - скорость транспортного потока в месте действия проведения дорожных работ, км/ч; tоч - время движения транспортного потока в очереди, час:
где: Lоч - длина очереди (расстояние от переднего бампера первой машины до заднего бампера последней машины стоящих в очереди), км; Vоч - скорость транспортного потока в очереди (скорость машин стоящих в очереди), км; Дополнительное время движения транспортного потока (tдоп, час):
Дополнительная стоимость задержки движения (Сдоп.зад., руб.):
где: tдоп - дополнительное время движения транспортного потока, час; N - количество транспортных средств в день, авт./сут; Т - количество дней ремонта, сут; Цвр - стоимость времени транспортного средства, руб/час. Движение при перекрытии полосы: Полные затраты пользователей при перекрытии полосы (Зп.пер., руб.):
где: N - количество транспортных средств в день, авт./сут; Т - количество дней ремонта, сут; Савт-ч.пр - себестоимость 1 авт-км простоя автомобиля в очереди, руб./км; Савт-ч.пг - себестоимость 1 авт-км пробега автомобиля в зоне проведения работ, км/ч. Полные затраты пользователей при свободном движении (Зп.св, руб.):
где: Lсв - расстояние при свободном движении, км; N - количество транспортных средств в день, авт./сут.; Т - количество дней ремонта, сут; Савт-ч.св - себестоимость 1 авт-км пробега автомобиля при свободном движении, руб./км. Дополнительные затраты пользователей дорог(Зп.доп., руб.):
Полная стоимость движения при перекрытии полосы (Сполн, руб.):
Рисунок 1. Схема движения потока автомобилей: 5.5.2 Расчет затрат пользователей при ремонтных работах с организацией объезда места работ Затраты задержки движения: Время движения транспортного потока при свободном движении (tсв, час):
где: Lсв - расстояние при свободном движении транспортного потока, км;
где: Lоч - длина очереди (расстояние от переднего бампера первой машины до заднего бампера последней машины стоящих в очереди), км; Lз.p. - длина зоны действия проведения дорожных работ, км; Vcв - скорость транспортного потока при свободном движении, км/ч. Общее время движения транспортного потока при объезде (tобщ.об., час):
где: tоб. - время движения при объезде, час:
где: Loб. - длина объезда, км; Voб. - скорость транспортного потока при объезде, км/ч; tоч - время движения транспортного потока в очереди, час:
где: Lоч - длина очереди (расстояние от переднего бампера первой машины до заднего бампера последней машины стоящих в очереди), км; Vоч - скорость транспортного потока в очереди (скорость машин стоящих в очереди), км; Дополнительное время движения транспортного потока (tдоп, час):
Дополнительная стоимость задержки движения (Сдоп.зад., руб.):
где: tдоп - дополнительное время движения транспортного потока, час; N - количество транспортных средств в день, авт./сут; Т - количество дней ремонта, сут; Цвр - стоимость времени транспортного средства, руб./час. Движение при объезде: Полные затраты пользователей при объезде (Зп.пер, руб.):
где: N - количество транспортных средств в день, авт./сут; Т - количество дней ремонта, сут; Савт-ч.оч - себестоимость 1 авт-км простоя автомобиля в очереди, руб./км; Савт-ч.об - себестоимость 1 авт-км пробега автомобиля при объезде, руб/км; Полные затраты пользователей при свободном движении (Зп.св, руб.):
где: Lсв - расстояние при свободном движении, км; N - количество транспортных средств в день, авт./сут.; Т - количество дней ремонта, сут; Савт-ч.св - себестоимость 1 авт-км пробега автомобиля при свободном движении, руб./км. Дополнительные затраты пользователей дорог (Зп.доп., руб.):
Полная стоимость движения (Сполн, руб.):
Рисунок 2. Схема движения транспортного средства при объезде
Приложение АСебестоимость пробега и простоя автомобилей
Приложение БТребуется определить сравнительную общественную эффективность устройства и эксплуатации дорожной одежды с цементобетонным и асфальтобетонным (по двум технологиям: традиционное решение и применение инновационных технологий, продлевающее сроки службы дорожной одежды до капитального ремонта на 2 года) покрытием при строительстве автомобильной дороги II категория во 2 дорожно-климатическая зоне. Ожидаемая начальная интенсивность движения транспортного потока по крайней правой полосе движения в 2010 г. составляет 1500 авт/сут. Из-за отсутствия достоверных прогнозов по организации выполнения работ по капитальному ремонту и ремонтам расчет выполнить без учета операционных социально-экономических потерь пользователей. Состав и структура транспортного потока принимают в соответствии с табл. Б.1. Коэффициент роста интенсивности движения принимают k = 4 % по зависимости Nt = No(1 + k)t, где No - интенсивность движения в год завершения строительства (реконструкции) дорожной одежды (2010 г.), авт/сут. Таблица Б.1 - Состав и структура транспортных средств
Показатели стоимости работ по устройству дорожных одежд, их капитальному ремонту и ремонтам (с указанием периодичности), а также содержанию приведены в ниже следующей табл. Б.2: Периодичность ремонтов принимают в соответствии с приказом Минтранса России от 1.11.2007 № 157 [4] следующую: 1 вариант, ремонт на 13 год, капитальный ремонт на 26 год. 2 вариант, ремонты на 7, 18, 23, 31, 35 годы; капитальный ремонт на 13 и 26 годы. 3 вариант (с учетом продления срока службы до капитального ремонта на 2 года при внедрении инновационных технологий), ремонты 8, 21, 26, 34, 38 годы; капитальный ремонт 15 и 30 годы. Сроки выполнения ремонтных работ для дорожных одежд нежесткого типа увязаны с изменением интенсивности транспортного потока по крайней правой полосе движения согласно приказу Минтранса России от 1.11.2007 № 157 [4] и приведены на рис. П.Б.1. Рисунок Б.1. Сроки выполнения и затраты на ремонт дорожных
одежд по вариантам Показатели снижения скорости движения по годам эксплуатации дорожных одежд приведены в расчетных таблицах Б.4, Б.5 и Б.6. Решение задачи осуществлялось в системе электронных таблиц Microsoft Excel по разработанной модели. Результаты расчетов при норме дисконта 8 % представлены в табл. Б.4 - Б.6. Интегральные дисконтированные расходы по вариантам: 1 вариант (цементобетонное покрытие) 57,39 млн. руб; 2 вариант (асфальтобетонное покрытие, по традиционной технологии) 63,00 млн. руб; 3 вариант (асфальтобетонное покрытие, по инновационной технологии) 61,16 млн. руб. Таблица Б.2 - Показатели затрат на строительство, ремонты и содержание дорожной одежды
Примечание к табл. Б.2: 1 выполняют через 6 - 3 года в зависимости от интенсивности движения при традиционной технологии; 2 выполняют через 7 - 3 года в зависимости от интенсивности движения при инновационной технологии. Результаты расчета свидетельствуют о том, что более целесообразным в рассматриваемых условиях эксплуатации автомобильной дороги является устройство конструкции дорожной одежды с цементобетонным покрытием, так величина интегральных дисконтированных затрат в этом случае является наименьшей (57,39 млн. руб.) и при этом даже тогда, когда вместо традиционной технологии строительства асфальтобетонного покрытия используется инновационная технология. Внедрение инновационных технологий, увеличивающих строительную стоимость конструкции дорожной одежды на 1,5 млн. руб. (31,5 - 30,0), тем не менее, за счет продления межремонтных сроков дает сокращение интегральных дисконтированных расходов 63,00 - 61,16 = 1,84 млн. руб. > 1,50 млн. руб. Таблица Б.3 - Динамика интенсивности движения на перспективный период
Таблица Б.4 - РАСЧЕТ ДИСКОНТИРОВАННЫХ ЗАТРАТ И ПОТЕРЬ ВО ВАРИАНТАМ КОНСТРУКЦИЙ (Первый вариант)
Таблица Б.5 - РАСЧЕТ ДИСКОНТИРОВАННЫХ ЗАТРАТ И ПОТЕРЬ ВО ВАРИАНТАМ КОНСТРУКЦИЙ (Второй вариант)
Таблица Б.6 - РАСЧЕТ ДИСКОНТИРОВАННЫХ ЗАТРАТ И ПОТЕРЬ ВО ВАРИАНТАМ КОНСТРУКЦИЙ (Третий вариант)
Приложение ВПримеры расчетов операционных затрат пользователей в период выполнения ремонтных работ Пример В.1 Расчет затрат пользователей при капитальном ремонте автомобильной дороги с перекрытием полосы движения Исходные данные: 1. Количество дней ремонта, Т = 150 сут.; 2. Интенсивность движения на 2023 г. на полосу движения, N = 2498 авт/сут.; 3. Расстояние при свободном движении, Lсв = 1 км; 4. Расстояние зоны работ, Lз.р. = 0,5 км; 5. Длина очереди, Lоч = 0,5 км; 6. Скорость транспортного потока при свободном движении, Vcв = 70 км/ч; 7. Скорость при движении в зоне проведения работ, Vз.р. = 30 км/ч; 8. Скорость движения в очереди, Vоч. = 5 км/ч; 9. Стоимость времени транспортного средства, Цвр.пассажирского = 350 руб./час; Цвр.грузового = 560 руб./час; Цвр.автопоезд = 670 руб./час. Таблица В.1.1 - Состав транспортного потока
Таблица В.1.2 - Расчет пробега автомобилей
Таблица В.1.3 - Расчет простоя автомобилей
_____________ * условные обозначения приведены в разделе 5.4.6. Определить полную стоимость затрат пользователей при перекрытии полосы. Затраты при задержке движения. Время движения транспортного потока при свободном движении:
Lсв = Lоч + Lз.р. = 0,5 + 0,5 = 1 км Время движения транспортного потока при перекрытии полосы: tпep = tз.р. + tоч = 0,017 + 0,100 = 0,117 час время движения транспортного потока в зоне производства работ:
время движения транспортного потока в очереди:
Дополнительное время движения транспортного потока: tдоп = tпер - tсв = 0,117 - 0,014 = 0,103 час. Дополнительная стоимость задержки движения: Сдоп.зад.
= tдоп × Т × N × Цвр
= tдоп × Т × ((NBAЗ + NFORD
+ NЛИAЗ) × Цвр.лг + Движение при перекрытии полосы: Полные затраты пользователей при перекрытии полосы: Зп.пер
= (Lоч × Савт-ч.оч + Lз.р.
×Савт-ч.з.р.) × N × T = T × (Lоч
× (Савт-ч.оч.ВАЗ × NВАЗ
+ Расчет себестоимости 1 авт.-км пробега
Расчет себестоимости 1 авт-ч простоя автомобиля
Полные затраты пользователей при свободном движении автомобилей: Зп.св
= Lсв × N × T ×
Савт-ч.св = Lсв × T × (Савт-ч.св.ВАЗ
× NВАЗ + Расчет себестоимости 1 авт.-км пробега
Дополнительные затраты пользователей автомобильных дорог: Зп.доп = Зп.пер - Зп.св = 57253,24 - 7222,72 = 50030,52 тыс. руб. Полная стоимость движения при перекрытии полосы: Сполн = Сдоп.зад. + Зп.доп = 18190,23 + 50030,52 = 68220,75 тыс. руб. Рисунок В.1 - Схема движения потока автомобилей: Пример В.2. Расчет затрат пользователей при ремонте автомобильной дороги с перекрытием полосы движения Исходные данные: 1. Количество дней ремонта, Т = 60 сут.; 2. Интенсивность движения на 2017 г. на полосу движения, N = 1974 авт/сут.; 3. Расстояние при свободном движении, Lсв = 1 км; 4. Расстояние зоны работ, Lз.р = 0,5 км; 5. Длина очереди, Lоч = 0,5 км; 6. Скорость транспортного потока при свободном движении, Vcв = 70 км/ч; 7. Скорость при движении в зоне проведения работ, Vз.р. = 30 км/ч; 8. Скорость движения в очереди, Vоч = 5 км/ч; 9. Стоимость времени транспортного средства, Цвр.пассажирского = 350 руб./час; Цвр.грузового = 560 руб./час; Цвр.автопоезд = 670 руб./час Таблица В.2.1 - Состав транспортного потока
Таблица В.2.2 - Расчет пробега автомобилей
Таблица В.2.3 - Расчет простоя автомобилей
_____________ * условные обозначения приведены в разделе 5.4.6. Определить полную стоимость затрат пользователей при перекрытии полосы. Затраты при задержке движения. Время движения транспортного потока при свободном движении:
Lсв = Lоч + Lз.р. = 0,5 + 0,5 = 1 км Время движения транспортного потока при перекрытии полосы: tпep = tз.р. + tоч = 0,017 + 0,100 = 0,117 час время движения транспортного потока в зоне производства работ:
время движения транспортного потока в очереди:
Дополнительное время движения транспортного потока: tдоп = tпер - tсв = 0,117 - 0,014 = 0,103 час. Дополнительная стоимость задержки: Сдоп.зад.
= tдоп × Т × N × Цвр
= tдоп × Т× ((NBAЗ + NFORD
+ NЛИAЗ) × Цвр.лг + Движение при перекрытии полосы: Полные затраты пользователей при перекрытии полосы: Зп.пер
= (Lоч × Савт-ч.оч + Lз.р.
×Савт-ч.з.р.) × N × T = T × (Lоч
× (Савт-ч.оч.ВАЗ × NВАЗ
+ Расчет себестоимости 1 авт.-км пробега
Расчет себестоимости 1 авт-ч простоя автомобиля
Полные затраты пользователей при свободном движении: Зп.св
= Lсв × N × T ×
Савт-ч.св = Lсв × T × (Савт-ч.св.ВАЗ
× NВАЗ + Расчет себестоимости 1 авт.-км пробега
Дополнительные затраты пользователей автомобильных дорог: Зп.доп = Зп.пер - Зп.св = 18101,35 - 2284,02 = 15817,37 тыс. руб. Полная стоимость движения при перекрытии полосы: Сполн = Сдоп.зад. + Зп.доп = 5749,78 + 15817,37 = 21567,11 тыс. руб. Рисунок В.2 - Схема движения потока автомобилей: Пример В.3. Расчет затрат пользователей при капитальном ремонте автомобильной дороги с организацией объезда места работ Исходные данные: 1. Количество дней ремонта, Т = 150 сут.; 2. Интенсивность движения на 2023 г., N = 2498 авт/сут.; 3. Расстояние при свободном движении, Lсв = 0,75 км; 4. Расстояние зоны работ, Lз.р. = 0,5 км; 5. Длина очереди, Lоч = 0,25 км; 6. Расстояние объезда, Lоб. = 10 км; 7. Скорость транспортного потока при свободном движении, Vcв = 70 км/ч; 8. Скорость транспортного потока при объезде, Vоб. = 50 км/ч; 9. Скорость движения в очереди, Vоч = 10 км/ч; 10. Стоимость времени транспортного средства, Цвр.пассажирского = 350 руб./час; Цвр.грузового = 560 руб./час; Цвр.автопоезд = 670 руб./час Таблица В.3.1 - Состав транспортного потока
Таблица В.3.2 - Расчет пробега автомобилей
Таблица В.3.3 - Расчет простоя автомобилей
_____________ * условные обозначения приведены в разделе 5.4.6. Определить полную стоимость затрат пользователей при объезде. Затраты задержки движения: Время движения транспортного потока при свободном движении:
Lсв = Lоч + Lз.р. км Общее время движения транспортного потока при объезде: tобщ.об. = tоб. + tоч = 0,20 + 0,025 = 0,225 час время движения при объезде:
время движения транспортного потока в очереди:
Дополнительное время движения транспортного потока: tдоп = tобщ.об. - tсв = 0,225 - 0,011 = 0,214 час. Дополнительная стоимость задержки: Сдоп.зад.
= tдоп × Т × N × Цвр
= tдоп × Т × ((NBAЗ + NFORD
+ NЛИAЗ) × Цвр.лг + Движение при объезде: Полные затраты пользователей при объезде: Зп.оч
= (Lоч × Савт-ч.оч + Lз.р.
×Соб.) × N × T = T × (Lоч
× (Савт-ч.оч.ВАЗ × NВАЗ
+ Расчет себестоимости 1 авт.-км пробега
Расчет себестоимости 1 авт-ч простоя автомобиля
Полные затраты пользователей при свободном движении: Зп.св
= Lсв × N × T ×
Савт-ч.св = Lсв × T × (Савт-ч.св.ВАЗ
× NВАЗ + Расчет себестоимости 1 авт.-км пробега
Дополнительные затраты пользователей автомобильных дорог: Зп.доп = Зп.об - Зп.св = 170939,49 - 5417,04 = 165522,45 тыс. руб. Полная стоимость движения при перекрытии полосы: Сполн = Сдоп.зад. + Зп.доп = 38072,57 + 165522,45 = 203595,02 тыс. руб. Рисунок В.3 - Схема движения транспортного средства при объезде Приложение ГРасчет выполнен с исходными данными, приведенными в Приложении Б. Результаты расчета интегральных дисконтированных затрат дополнены операционными социально-экономическими потерями пользователей. Исходные данные для ремонта: Количество дней ремонта, Т = 60 сут., при длине ремонтируемого участка 15 км; Расстояние при свободном движении, Lсв = 1 км; Расстояние зоны работ, Lз.р. = 0,5 км; Длина очереди, Lоч. = 0,5 км; Скорость движения в очереди, Vоч. = 5 км/ч; Исходные данные для капительного ремонта: Количество дней капитального ремонта, Т = 150 сут., при длине ремонтируемого участка 15 км; Расстояние при свободном движении, Lсв = 1 км; Расстояние зоны работ, Lз.р. = 0,5 км; Длина очереди, Lоч. = 0,5 км; Скорость движения в очереди, Vоч. = 5 км/ч. Результаты расчетов при норме дисконта 8 % представлены в табл. Г.1 - Г.3. Интегральные дисконтированные расходы с учетом эксплуатационных и операционных социально-экономических потерь пользователей по вариантам: 1 вариант (цементобетонное покрытие) 59,09 млн. руб.; 2 вариант (асфальтобетонное покрытие, по традиционной технологии) 68,17 млн. руб.; 3 вариант (асфальтобетонное покрытие, по инновационной технологии) 65,86 млн. руб. Результаты расчета свидетельствуют о том, что более целесообразным в рассматриваемых условиях эксплуатации автомобильной дороги является устройство конструкции дорожной одежды с цементобетонным покрытием, так величина интегральных дисконтированных затрат в этом случае является наименьшей (59,09 млн. руб.) и при этом даже тогда, когда вместо традиционной технологии строительства асфальтобетонного покрытия используется инновационная технология. Внедрение инновационных технологий, увеличивающих строительную стоимость конструкции дорожной одежды на 1,5 млн. руб. (31,5 - 30,0), тем не менее, за счет продления межремонтных сроков дает сокращение интегральных дисконтированных расходов 68,17 - 65,86 = 2,31 млн. руб. > 1,50 млн. руб. Таблица Г.1 - РАСЧЕТ ДИСКОНТИРОВАННЫХ ЗАТРАТ И ПОТЕРЬ ВО ВАРИАНТАМ КОНСТРУКЦИЙ (Первый вариант)
Таблица Г.2 - РАСЧЕТ ДИСКОНТИРОВАННЫХ ЗАТРАТ И ПОТЕРЬ ВО ВАРИАНТАМ КОНСТРУКЦИЙ (Второй вариант)
Таблица Г.3 - РАСЧЕТ ДИСКОНТИРОВАННЫХ ЗАТРАТ И ПОТЕРЬ ВО ВАРИАНТАМ КОНСТРУКЦИЙ (Третий вариант)
Библиография[1] ОДН 218.046-01 Проектирование нежестких дорожных одежд (утв. Распоряжением Минтранса РФ от 20.12.2000 № ОС-35-Р). М.: Государственная служба дорожного хозяйства. 2001. - с. 145. [2] Методические рекомендации по проектированию жестких дорожных одежд (взамен ВСН 197-91). М.: Министерство транспорта РФ. 2004. - с. 135. [3] Письмо Росавтодора от 21.09.2005 № СП-28/5075-ис. [4] Приказ Минтранса России от 01 ноября 2007 г. № 157 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. № 539 «О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета». [5] Постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. № 539 «О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета». [6] «Руководство по прогнозированию интенсивности движения на автомобильных дорогах (для опытного применения)». Введено распоряжением Росавтодора от 19.06.2003 г. № ОС-555-р. [7] Волкова В.И. Методы определения затрат на капитальный ремонт и реконструкцию старого жилого фонда // Вопросы экономики строительства и городского хозяйства: Сб. науч. тр. / ЛИСИ им. Польмиро Тольятти. 1977. [8] Лившиц В.Н., Васильева Е.М. Экономика транспорта. Проблемы эффективности использования ресурсов и научно-технического прогресса. МАДИ. - М., 1982. [9] Руководство по оценке эффективности дорожных проектов. М., Государственная служба дорожного хозяйства. 2003 г. (проект)
|