На главную | База 1 | База 2 | База 3

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
от 17 июля 2013 г. № АА-03-03-36/10037

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования с целью урегулирования вопросов, возникающих при предоставлении территориальными органами Росприроднадзора государственной услуги по согласованию порядка производственного контроля в области обращения с отходами, в дополнение к ранее разосланному письму № ВК-03-03-36/9781 от 25.07.2012 в редакции письма № ВК-03-03-36/17735 от 26.12.2012, сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Росприроднадзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Росприроднадзор согласовывает порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, определяемый юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю (далее - Порядок).

В настоящее время не существует положения по содержанию, структуре порядка производственного контроля, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации либо приказом Минприроды России, поэтому законодательно требования к содержанию порядка производственного контроля отсутствуют.

Вместе с этим, содержание Порядка определяется исходя из требований, установленных природоохранным законодательством Российской Федерации к деятельности в области обращения с отходами, с учетом особенностей и условий осуществляемой юридическими лицами деятельности в области обращения с отходами.

Однако анализ Порядков, поступивших на согласование в Службу за время предоставления указанной услуги, свидетельствует о необходимости дополнительных разъяснений ввиду отсутствия законодательно закрепленных требований в части содержания и структуры Порядка.

В связи с этим Росприроднадзор считает возможным рекомендовать придерживаться структуры и содержания Порядка, представленных ниже. При этом обращаем внимание, что отступление от данной формы не может являть поводом для отказа в предоставлении юридическому лицу государственной услуги по согласованию Порядка.

Титульный лист;

Содержание;

Общие положения;

Нормативно-правовые акты;

Термины и определения;

Цели и задачи производственного контроля;

Организационная структура юридического лица;

Объекты производственного контроля в области обращения с отходами;

Состав производственного контроля в области обращения с отходами;

Контроль лицензионных требований;

Контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами;

Ответственность должностных лиц за ненадлежащую организацию производственного контроля в области обращения с отходами;

Требования к ведению и хранению документации по производственному контролю в области обращения с отходами;

Приложения.

На титульном листе приводится название Порядка с указанием наименования юридического лица, для которого он разработан, а также сведения, кем и когда указанный Порядок был утвержден.

В разделе "Содержание" приводится наименование и последовательность расположения разделов с указанием номеров страниц.

В разделе "Общие положения" раскрывается информация об организации, для которой разработан Порядок, а именно: наименование юридического лица, юридический и фактический адрес, реквизиты, основной профиль хозяйственной деятельности. При наличии филиалов и структурных подразделений в Порядке должно быть указано, что его положения распространяются на все филиалы и структурные подразделения юридического лица. При этом приведение конкретизирующих сведений о филиалах (наименование, фактическое место нахождения, осуществления хозяйственной деятельности) при их большом количестве не обязательно и дается по усмотрению юридического лица, например, в табличном виде.

Также в разделе следует обозначить требования обязательности применения и исполнения Порядка филиалами, структурными подразделениями юридического лица и привлекаемыми сторонними организациями.

Помимо этого, ввиду отсутствия законодательно закрепленного срока действия порядка, фактически документ является бессрочным, а, следовательно, в приведенном разделе следует определить и процедуру внесения и согласования изменений в Порядок, либо установить срок его действия.

Раздел "Нормативно-правовые акты" составляется из перечня нормативных правовых актов, в соответствии с требованиями которых разработан Порядок и на основании которых осуществляется деятельность по обращению с отходами: Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 7-ФЗ, Закон № 89-ФЗ) и т.д.

Раздел "Термины и определения" составляется на основании используемых по тексту Порядка определений и/или сокращений, специфических для юридического лица, а также терминов, приведенных в соответствие с нормативно-правовыми документами.

Термины или определения, приведенные из положений федеральных законов, подзаконных актов, приводятся в полном соответствии с положениями федерального закона, подзаконного акта.

В разделе "Цели и задачи производственного контроля" цели и задачи производственного контроля, должны быть сформулированы с учетом положений ст. 26 Закона № 89-ФЗ и ст. 67 Закона № 7-ФЗ.

В разделе "Организационная структура юридического лица" приводится информация об общей структуре организации, а также о ее структурных подразделениях и должностных лицах, ответственных за организацию и проведение производственного контроля в области обращения с отходами, с указанием возложенных функциональных обязанностей и полномочий персонала. Информация в данном разделе может быть представлена в виде блок-схем или в текстовом варианте (на усмотрение юридического лица).

В разделе "Объекты производственного контроля в области обращения с отходами" указываются виды деятельности по обращению с отходами, осуществляемыми юридическим лицом, в соответствии со ст. 1 Закона № 89-ФЗ.

Также в разделе отражается наличие/отсутствие объектов временного хранения отходов на промышленных площадках (складирования), объектов размещения отходов, систем обезвреживания и уничтожения отходов, находящихся в ведении природопользователя. Информацию в данном разделе целесообразно приводить кратко, без указания каких-либо конкретизирующих качественных или количественных характеристик образующихся отходов и объектов, а также технических характеристик.

Для юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, подлежащих лицензированию, указывается наименование всех видов деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с положениями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон № 99-ФЗ). Также указывается на наличие необходимых для выполнения работ объектов (в том числе объектов размещения отходов), без их конкретизации и перечисления.

В разделе "Состав производственного контроля в области обращения с отходами" указывается, какие виды производственного контроля в области обращения с отходами осуществляются юридическим лицом (инспекционный и/или экоаналитический контроль).

В разделе описывается организация и процедура проведения инспекционного контроля, а также мероприятия производственного контроля и положения нормативных правовых актов, подлежащих контролю. Указанное определяется юридическим лицом, исходя из особенностей и условий осуществления деятельности в области обращения с отходами.

Например, для юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, не подлежащую лицензированию (в соответствии с Законом № 99-ФЗ), приводится наименование конкретных видов деятельности. При этом должно быть указано, что данные виды деятельности по обращению с отходами осуществляются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также иными нормативно-правовыми актами (например, в части транспортировки отходов, приказом Минтранса России от 08.08.1995 № 73, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272 и др.)

При наличии объектов размещения отходов прописывается обязательность соблюдения требований к объектам размещения отходов, определенных ст. 12 Закона № 89-ФЗ, а также правил инвентаризации таких объектов, утвержденных приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49 и т.д.

Также в разделе целесообразно указать наименование службы, проводящей контроль, требования к документарному оформлению результатов проведенного контроля, порядок и сроки устранения выставленных замечаний, условия проведения внепланового контроля.

В случае необходимости проведения экоаналитического контроля (осуществляемого, например, в рамках мониторинга на объектах размещения отходов, при проведении работ по подтверждению классов опасности образующихся отходов, в соответствии с требованиями статьи 11 и 14 Закона № 89-ФЗ) следует указать информацию о лаборатории, силами которой осуществляется данный вид контроля.

Если для проведения экоаналитического контроля привлекается сторонняя организация, то в данном случае необходимо указать на наличие у привлекаемых лабораторий соответствующих документов, подтверждающих право проведения конкретных работ, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Формы документов, составляемых по итогам проведения соответствующих видов контроля, а также формы планов-графиков их проведения приводятся в качестве приложений к Порядку. На каждое приложение в тексте Порядка должны быть соответствующие ссылки. Каждое приложение к Порядку должно быть пронумеровано и озаглавлено.

Раздел "Контроль лицензионных требований" заполняется по аналогии с предыдущим разделом в случае осуществления деятельности по обращению с отходами I - IV класса опасности, подлежащей лицензированию в соответствии с Законом № 99-ФЗ. В противном случае в Порядке следует указать на отсутствие необходимости проводить соответствующий вид контроля в связи с отсутствием объектов такого контроля.

В разделе "Контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами" следует указать, возможно ли возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных с деятельностью по обращению с отходами. В случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций в разделе приводится описание соответствующего вида контроля, например: в рамках общего плана мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В случае, если мероприятия по соблюдению как лицензионных требований, так и требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, учтены в разделе "Состав производственного контроля в области обращения с отходами", разделы "Контроль лицензионных требований" и "Контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами" в состав Порядка не включаются.

В разделе "Ответственность должностных лиц за ненадлежащую организацию производственного контроля в области обращения с отходами" определяются меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение положений нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность юридического лица в области обращения с отходами.

В разделе "Требования к ведению и хранению документации по производственному контролю в области обращения с отходами" следует указать список документации, подлежащей хранению, а также ответственные структуры, сроки и способы хранения документации. Сроки хранения документации юридического лица регламентируются, в частности, ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования".

Учитывая. что Порядок является официальным документом, регламентирующим деятельность юридического лица в области обращения с отходами, он должен быть оформлен в едином стиле, прошит и пронумерован.

 

Временно исполняющий обязанности Руководителя

А.М. Амирханов