Энергосбережение НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Основные положения
Предисловие Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены» Сведения о стандарте 1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ) 2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 24 мая 2012 г. № 41) За принятие проголосовали:
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2012 г. № 1107-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31607-2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г. 5 Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 51387-99 6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ 7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Декабрь 2018 г. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru) Содержание Введение Задачи энергосбережения, определенные законодательством в области энергетической эффективности и энергосбережения, предполагают реализацию правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии. По прогнозам ИСО/МЭК, стандартизация в области энергетических и минеральных ресурсов имеет пятый приоритет из 12 актуальных в период до 2010 г. направлений стандартизации [1]. В поддержку мероприятий по обеспечению энергосбережения на межгосударственном, государственном и региональном уровнях уже принято несколько десятков нормативных актов, нормативных и методических документов. Основное назначение настоящего стандарта - системно упорядочить активно развивающиеся процессы нормативно-методического обеспечения энергосбережения на межгосударственном, государственном, региональном, ведомственном и локальном уровнях с использованием принципов (приложение Б), учитывающих рыночные условия хозяйствования. ГОСТ 31607-2012 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ Энергосбережение НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Основные положения Energy conservation. Norm-method securing. Basic concept Дата введения - 2015-01-01 1 Область примененияНастоящий стандарт устанавливает основные понятия, принципы, цели и субъекты деятельности в области нормативно-методического обеспечения энергосбережения, состав и назначение основополагающих нормативных, методических документов и распространяется на деятельность, связанную с эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР), на энергопотребляющие объекты (установки, оборудование, продукцию производственно-технического и бытового назначения), технологические процессы, работы, услуги (далее - процессы). Стандарт не распространяется на объекты военной техники, ядерные, химические и биологические энергопотребляющие объекты. Положения, установленные в настоящем стандарте, обязательны для применения предприятиями, расположенными на территории государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта, организациями, региональными и другими объединениями (далее - предприятия) независимо от форм собственности и подчинения, а также органами государственного управления, имеющими прямое отношение к использованию ТЭР и энергосбережению. Положения, установленные в настоящем стандарте, применяют в научно-технической, учебной и справочной литературе, при планировании разработок и разработке нормативных, методических документов по энергосбережению и обеспечению эффективного использования ТЭР. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты: ГОСТ 1.2-2015 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению ГОСТ 19431-84 Энергетика и электрификация. Термины и определения ГОСТ 26691-85 Теплоэнергетика. Термины и определения ГОСТ 30166-95 Ресурсосбережение. Основные положения ГОСТ 30167-95 Ресурсосбережение. Порядок установления показателей ресурсосбережения в документации на продукцию ГОСТ 31531-2012 Энергосбережение. Методы подтверждения соответствия показателей энергетической эффективности энергопотребляющей продукции их нормативным значениям. Общие требования Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю «Национальные стандарты», составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом, следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Определения и сокращения3.1 В настоящем стандарте применены термины, приведенные в ГОСТ 19431, [8] - [10], а также основные термины и понятия, приведенные в приложении А. 3.2 В настоящем стандарте применяют следующие сокращения: ВЭР - вторичные топливно-энергетические ресурсы ДСТУ - Государственный стандарт Украины ЕС - Европейское сообщество МТК - Межгосударственный классификатор стандартов ОСТ - отраслевой стандарт РЭК - Региональная энергетическая комиссия СТО - стандарт научно-технического общества СТП - стандарт предприятия ТР - технические рекомендации (по стандартизации) ТЭР - топливно-энергетические ресурсы ТЭК - топливно-энергетический комплекс 4 Основные цели, направления использования и принципы нормативно-методического обеспечения энергосбережения4.1 Энергосбережение осуществляют путем реализации правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование ТЭР и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии. 4.2 Целями нормативно-методического обеспечения энергосбережения являются установление в межгосударственных стандартах, технологических регламентах, технических и методических документах: - требований эффективного использования и сокращения потерь ТЭР при их добыче, производстве, переработке, транспортировании, хранении, потреблении, утилизации; - нормативных значений показателей энергетической эффективности энергопотребляющих объектов и процессов, ограничивающих образование загрязняющих окружающую среду биосферозагрязнителей (твердых отходов, жидких сбросов, газообразных выбросов, шламов, смесей; шумов, полей, излучений), как результат использования ТЭР; - правил проверки соответствия (в т.ч. путем сертификации) энергопотребляющих объектов и процессов нормативным показателям энергетической эффективности; - порядка осуществления надзора за эффективным использованием ТЭР путем проведения энергетических обследований потребителей ТЭР; - требований обеспечения точности и единства измерений при учете ТЭР на стадиях добычи, производства, переработки, транспортирования, хранения и потребления; - правил обеспечения соответствия стандартов, норм и нормативов в области энергосбережения и энергетической эффективности международным, региональным, зарубежным стандартам, признанным МГС; - ограничения и (или) недопущения разработки, производства, закупки и применения энергопотребляющих объектов с расходами энергоресурсов, превышающими установленные стандартами и регламентами уровни. 4.3 Основные направления использования нормативных и методических документов в области энергосбережения: - совершенствование государственного и регионального законодательства по обеспечению энергосбережения; - разработка программ энергосбережения, планирование и реализация энергосберегающих проектов, организация работ по энергосбережению при создании энергопотребляющих объектов и реализации процессов; - разработка и утверждение общетехнических стандартов, иных нормативных и методических документов по энергосбережению в развитие нормативно-правовых актов и программ; - установление нормативных показателей энергетической эффективности для энергоемких объектов и типовых технологических процессов; - проведение энергетических обследований и энергетической паспортизации потребителей ТЭР; - установление порядка и правил оценки соответствия (сертификации), методов испытаний объектов, потребляющих ТЭР, на соответствие нормативным показателям энергетической эффективности; - установление норм точности: методов измерений и обеспечение единства измерений: метрологического контроля и надзора за добычей, производством, переработкой, транспортированием и потреблением ТЭР; - разработка стандартов на возобновляемые, новые источники энергии, вторичные энергоресурсы и альтернативные виды топлива. 4.4 Нормативно-методическое обеспечение энергосбережения базируется на основных принципах (в развитие [2], [3], ГОСТ 30166), представленных в приложении Б. 5 Состав и назначение комплекса нормативных и методических документов по обеспечению энергосбережения5.1 Нормативные и методические документы профиля «Энергосбережение» в совокупности должны реализовать системное единство нормативно-методического обеспечения рационального использования и экономного расходования ТЭР энергопотребляющими объектами и процессами. 5.2 Результатами нормативно-методического обеспечения энергосбережения являются: - нормативные документы в области энергосбережения на межгосударственном (ГОСТ), государственном, отраслевом (ОСТ) уровнях, а также на уровнях стандартов научно-технических обществ (СТО) и предприятий (СТП); - технические регламенты, правила, руководства и другие нормативные документы по энергосбережению, принятые органами исполнительной государственной власти; - методические документы по расчетам экономии энергоносителей и обоснованию экономической эффективности энергосберегающих проектов; - методические документы, в которых изложены полностью или со ссылками на первоисточники рекомендации, методы, способы, схемы, алгоритмы, модели энергосбережения за счет повышения эффективности использования и снижения потерь первичных ТЭР, использования вторичных ТЭР, возобновляемой энергии и альтернативных топлив; - методические документы, регламентирующие требования к точности методов измерений, обеспечение единства измерений, метрологического контроля и надзора при учете ТЭР на стадиях добычи, производства, переработки, транспортирования, хранения и потребления. 5.3 Нормативные и методические документы профиля «Энергосбережение» устанавливают: - основные термины и понятия в области энергосбережения (приложение А); - требования к составу и содержанию нормативных и методических документов по обеспечению энергосбережения, основные принципы и методические основы деятельности в области нормативно-методического обеспечения энергосбережения (приложение Б); - номенклатурный состав и классификацию показателей эффективности использования ТЭР; - порядок выбора и внесения показателей в техническую документацию; - методы расчета энергобалансов потребителей энергоресурсов с последующей их паспортизацией; - порядок проведения обязательной и добровольной сертификации энергопотребляющей продукции (ГОСТ 31531); - методы испытаний и сертификации объектов по требованиям энергосбережения (ГОСТ 31531); - порядок маркирования энергопотребляющей продукции; - методы расчета освещенности и эффективности тепловых режимов, требования к теплоизоляции, контролю поддержания температуры, общих энергобалансов зданий с последующей их паспортизацией; - нормативы расхода топлива и энергии, методы их определения; - требования к энергосберегающим технологиям, методы расчета энергобалансов промышленных технологических процессов; - методы расчета и анализа направлений снижения потерь топлива и энергии при создании продукции и ее эксплуатации; - методы определения экономической эффективности мероприятий по энергосбережению; - направления привлечения инвестиций для реализации проектов и мероприятий по энергосбережению; - требования к метрологическому обеспечению энергосбережения; - требования к использованию вторичных энергетических ресурсов; - требования к нетрадиционным возобновляемым источникам энергии; - методы автоматизированного сбора и обработки данных о расходах топлива и энергии; - требования к информационному обеспечению в области энергосбережения; - требования к системе обучения в обеспечение энергосбережения. 5.4 При разработке отраслевых и региональных нормативных и методических документов по энергосбережению необходимо учитывать требования и положения межгосударственных стандартов и методических документов профиля «Энергосбережение» посредством введения соответствующих ссылок. 6 Субъекты деятельности по нормативно-методическому обеспечению энергосбережения6.1 На государственном уровне упорядочение деятельности в области нормативно-методического обеспечения энергосбережения на всех стадиях энергообеспечения осуществляют органы исполнительной власти, ответственные за реализацию энергосберегающей политики и разработку межгосударственных стандартов, других нормативных и методических документов в соответствии с законодательством в области энергетической эффективности и энергосбережения. 6.2 К деятельности по обсуждению и согласованию нормативных и методических документов привлекаются уполномоченные государственные органы исполнительной власти, ответственные за экономическую и финансовую политику, развитие новых технологий и научно-технический прогресс, сохранение природных ресурсов и социальную сферу. 6.3 Уполномоченные государственные органы исполнительной власти обеспечивают: - принятие нормативно-правовых актов, регламентирующих стандарты, нормы и правила эксплуатации, ремонта оборудования и строительства объектов ТЭК, обеспечения промышленной безопасности и охраны труда, методов и средств контроля за их соблюдением; - финансирование разработки и принятия нормативных, технических документов по обеспечению мероприятий по энергосбережению на предприятиях ТЭК. 6.4 Работы по межгосударственной стандартизации по обеспечению энергосбережения в промышленности и строительстве проводят в соответствии с ГОСТ 1.2 и ГОСТ 1.5 на базе организаций национальных органов по стандартизации. 6.5 На региональном уровне деятельность в области нормативно-методического обеспечения энергосбережения осуществляют: - орган исполнительной власти административно обособленных частей государств; - региональные энергетические комиссии (РЭК); - территориальные органы национальных органов по стандартизации; - научно-технические центры и агентства по энергосбережению. 6.6 Разработку энергосберегающих стандартов отраслей, предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций производят в пределах своей компетенции субъекты деятельности. 6.7 При подготовке нормативных правовых актов и при их регистрации необходимо руководствоваться нормативными документами государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта. 6.8 Финансирование работ по стандартизации в области энергосбережения производят за счет финансовых средств государственного бюджета, а также за счет привлекаемых внебюджетных средств субъектов деятельности по нормативно-методическому обеспечению энергосбережения. 6.8.1 Финансированию из государственного бюджета подлежат разработка и издание: - межгосударственных (ГОСТ) и государственных стандартов; - нормативных и методических документов по обеспечению энергосбережения, утвержденных органами исполнительной власти государств. 6.9 Государственный контроль и надзор за рациональным использованием ТЭР осуществляют органы государственного энергетического надзора, а также аккредитованные ими организации, имеющие соответствующие лицензии. 6.9.1 Порядок привлечения организаций к энергетическим обследованиям с использованием действующих нормативных правовых, нормативных и методических документов в обеспечение энергосбережения определяют органы исполнительной власти административно обособленных частей государств. Приложение А
|
баланс топливно-энергетический |
|
использование ТЭР рациональное |
|
коэффициент полезного действия |
|
коэффициент полезного использования энергии |
|
обследование энергетическое |
|
паспорт промышленного потребителя ТЭР энергетический |
|
паспорт гражданского здания энергетический |
|
показатель экономичности энергопотребления изделия |
|
политика энергосберегающая |
|
показатель энергетической эффективности |
|
потеря энергии |
|
расход ТЭР непроизводительный |
|
ресурсы топливно-энергетические |
|
ресурсы топливно-энергетические вторичные |
|
сертификация энергопотребляющей продукции |
|
технология энергосберегающая |
|
топливо |
|
топливно-энергетические ресурсы возобновляемые |
|
экономия ТЭР |
|
энергия первичная |
|
энергия полезная |
|
энергоемкость производства продукции |
|
энергоемкость продукции полная |
|
энергоноситель |
|
энергоноситель природный |
|
энергоноситель произведенный |
|
энергосбережение |
|
энергоустановка |
Основные принципы стандартизации энергосбережения
1 Стандартизация в области энергосбережения базируется на восьми основных принципах, учитываемых в правовых, организационных и нормативно-методических документах [3]:
1.1 Принцип энергетической системности: все виды энергетических объектов имеют тенденцию к объединению во взаимосвязанные системы, служащие для обеспечения хозяйства страны всеми видами энергии, топлива и способные выступать как единое и сложное целое, результат функционирования которого не равен сумме результатов функционирования отдельных объектов системы.
Принцип охватывает как уровни иерархии (разукрупнения) систем и объектов, включаемых в энергетическое хозяйство, так и уровни управления этими системами и объектами в рамках действующего законодательства в области энергетической эффективности и энергосбережения, опираясь на прогнозы, планы, программы, стандарты, другие нормативные и методические документы, содержащие конкретные нормативы государственного, регионального, межгосударственного (ГОСТ) или международного происхождения в обеспечение энергосбережения.
1.2 Принцип стадийной комплексности: все виды энергодобывающих, энергопроизводящих, энергопреобразующих, энергоиспользующих и энергосберегающих процессов базируются на создании и эксплуатации энерготехнологического оборудования, установок, приборов и других объектов, являющихся результатом организованной, регулируемой и установленной в нормативно-методической документации последовательности действий определенного рода, охватываемых стандартами и другими нормативно-методическими, технологическими документами.
Принцип предполагает установление в документации по стадиям жизненного цикла объектов (от маркетинга до ликвидации - утилизации или удаления) гибких, информативных, достоверных, качественных и количественных требований и показателей энергосбережения.
1.3 Принцип рациональности стратегических ограничений на использование ТЭР: нормативно-методическое обеспечение процессов производства, преобразования, транспортирования, хранения, использования, утилизации ТЭР должно быть направлено на предотвращение исчерпания природных топливно-энергетических ресурсов с учетом их разведанных запасов, рационализации способов добычи, вовлечения вторичных энергоресурсов, а также с опорной на тенденции развития технологий по обеспечению заданных уровней качества продукции, процессов, работ и услуг в рамках обязательных стратегических ограничений при воздействии дополнительных регуляторов эффективности деятельности по энергообеспечению и энергосбережению.
Принцип является центральным среди других, предполагая охват нормативно-методическим обеспечением четырех обязательных (для реализации и гармонизации деятельности) групп аспектных стратегий: ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных [2]; четырех видов дополнительных факторов-регуляторов: энерготранспортных, финансово-экономических (товарных), нормативно-метрологических, информационно-управляющих (в т.ч. ориентирующих).
1.4 Принцип функциональной взаимосвязанности: стандартизация требований энергосбережения неотделима от общих проблем нормативно-методического обеспечения ресурсопотребления и ресурсосбережения (ГОСТ 30166, ГОСТ 30167), а также от упорядочения (путем стандартизации) усложняющихся энергообъектов, обоснованной регламентации технологических процессов и технических средств энергообеспечения, установления требований энергопаспортизации и энергосбережения, обеспечения совместимости и взаимозаменяемости технических средств, методик контроля, измерений, испытаний, достижения позитивной коммуникативности (взаимопонимания) на уровне субъектов деятельности, экологичности и безопасности (для здоровья и жизни людей) процессов и средств, от необходимости гармонизации отечественных нормативно-методических документов любого уровня с современными международными и региональными требованиями.
Принцип активно проявляется при проектировании (разработке) программ, нормативных и методических документов.
1.5 Принцип неразрывности деятельности: прогнозирование, планирование, реализация, регулирование и оценка (надзор, контроль) результатов нормативно-методического обеспечения требований энергопотребления и энергосбережения должны осуществляться постоянно (в непрерывном или дискретном режимах, обусловленных спецификой функционирования энергоисточников, энергопередатчиков и энергопользователей-потребителей) на стадиях жизненного цикла энергообъектов.
Принцип положен в основу при формировании структуры комплекса документов «Энергосбережение» и может быть использован при стандартизации на региональных, локальных уровнях деятельности.
1.6 Принцип рыночной конъюнктурности: ценовая политика, кредитные и страховые преимущества, налоговые льготы и санкции, другие формы, уровни стимулирования и поддержки энергосберегающих мероприятий должны отражать в совокупности динамичную структуру информационных потоков о запасах ТЭР, возможностях повторного [вторичного] их использования, возможностях получения энергообеспечивающих и энергосберегающих объектов, технологий, нормативно-методических, иных документов из других регионов и стран, о приоритетах развития техники и технологиях энергосбережения, об экологических ограничениях и требованиях безопасности.
Принцип ориентирует на учет при стандартизации стратегических (целеполагающих [таргетинговых], продуктопродвигающих [маркетинговых]) и директивных решений различных уровней, прямо и косвенно стимулирующих процессы энергосбережения в рыночных условиях хозяйствования.
1.7 Принцип обязательности требований: обязательными при нормативно-методическом обеспечении являются стратегические ограничения и положительная динамика уровней, требований, показателей энергосбережения, закладываемых в конструкторско-технологические решения и проявляемых в процессах использования потребляющих ТЭР энергообъектов.
Принцип устанавливает тенденцию развития хозяйства в сторону энергосбережения с учетом того, что статус конкретных показателей энергосбережения определяют в соответствии с действующим техническим законодательством, нормативно-методическими документами, учитываемыми при заключении договоров на поставку, контрактов между производителями (поставщиками) и потребителями ТЭР и энергосберегающего оборудования в условиях действующих рыночных отношений.
1.8 Принцип паритетности: требования и показатели в нормативно-методических документах по энергосбережению не должны предоставлять односторонних преимуществ отдельным субъектам деятельности и объектам государственного, регионального, локального значения независимо от форм собственности, если они связаны внутри страны, региона единой системой добычи, переработки, транспортирования, хранения, производства, распределения, использования, утилизации ТЭР [3, с. 5].
Принцип устанавливает порядок, в соответствии с которым требования и показатели энергосбережения, устанавливаемые в нормативно-методических документах ведомствами, организациями и другими, должны соответствовать основополагающим межгосударственным стандартам комплекса «Энергосбережение».
2 Каждый из выделенных восьми принципов предусматривает внесение обязательных и (или) рекомендуемых требований в стандарты, конструкторскую и технологическую документацию, планы и программы деятельности на любом уровне производства ТЭР и управления энергосбережением.
3 Применительно к конкретным энергопотребляющим, энергосберегающим объектам принципы могут быть развиты и выражены дополнительно в аналитической, табличной, графической и других формах с учетом обеспечения информативности в условиях применения средств и методов вычислительной техники.
[3] ДСТУ 2339-94 «Енергосбереження. Основы положения», Госстандарт Украины. - Киев: 1995.
[4] Пакет нормативных правовых документов, рекомендуемых субъектами Российской Федерации для реализации региональной энергосберегающей политики». - М.: Минтопэнерго РФ. Том 2. 1998
[7] Энергетический терминологический многоязычный глоссарий (Energe Terminology a Multi Linquia Glossary). Раздел 18 «Энергосбережение». - Мировая энергетическая конференция. 1992.
[8] Руководство ИСО/МЭК 2:92 «Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь».
[9] МЭК 50 (601)-85 «Международный электротехнический словарь. Глава 601: Производство, передача и распределение электрической энергии. Общие понятия».
[11] ИСО 8402-94 Качество. Словарь. - М.: Изд-во стандартов, 1994.
Ключевые слова: нормативно-методическое обеспечение, энергопотребление, энергообеспечение, энергосбережение, энергетическая эффективность, нетрадиционные и возобновляемые источники энергии, энергоресурсы, энергетические установки, тепловая энергия, электроэнергия, теплоснабжение, охрана окружающей среды