ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР _______________________________________________________________________ СБОРНИК
В настоящий сборник включены нормы отвода земель для строительства линейных сооружений, утвержденных Госстроем СССР в 1973 - 1975 гг. : Нормы отвода земель для магистральных трубопроводов (СН 452-73). Нормы отвода земель для предприятий рыбного хозяйства (СН 455-73). Нормы отвода земель для магистральных водоводов и канализационных коллекторов (СН 456-73). Нормы отвода земель для аэропортов (СН 457-74). Нормы отвода земель для нефтяных и газовых скважин (СН 459-74). Нормы отвода земель для линий связи (СН 461-74). Нормы отвода земель для сооружения геологоразведочных скважин (СН 462-74). Нормы отвода земель для электрических сетей напряжением 0,4 - 500 кВ (СН 465-74). Нормы отвода земель для автомобильных дорог (СН 467-74). Нормы отвода земель для железных дорог (СН 468-74). Нормы отвода земель для мелиоративных каналов (СН 474-75). Редактор - архит. Ю.В. Полянский (Госстрой СССР) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР НОРМЫ СН 468-74 Утверждены Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 19 декабря 1974 г. Разработаны Гипротранстэи МПС. Редакторы - инженеры И.Д. Демин (Госстрой СССР), М.А. Лехтман (Гипротранстэи МПС).
1. Настоящие нормы устанавливают ширину полос земель, отводимых для железных дорог колеи 1520 мм общей сети Союза ССР и колеи 1520 и 750 мм внешних подъездных путей промышленных, сельскохозяйственных, лесозаготовительных предприятий. Примечания : 1. Полосы земель для железных дорог необходимы для бессрочного (постоянного) пользования, полосы и участки земель для размещения временных сооружений на период строительства дорог - для временного краткосрочного пользования. 2. Полосы земель для железных дорог следует отводить участками в соответствии с очередностью строительства, предусмотренной проектом. 2. При выборе, отводе и использовании земель для железных дорог должны соблюдаться Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основные положения по восстановлению земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых, проведении геологоразведочных, строительных и иных работ, утвержденные ГКНТ, Госстроем СССР, Минсельхозом СССР и Гослесхозом СССР 30 июня 1971 г., и другие соответствующие нормативные акты.
3. Ширину полос земель, отводимых для железных дорог, на перегонах (при отсутствии боковых резервов, кавальеров, укрепительных сооружений, снегозадерживающих лесонасаждений и устройств) надлежит устанавливать по табл. 1 для железных дорог, располагаемых на насыпях, и по табл. 2 для железных дорог, располагаемых в выемках. 4. При необходимости размещения, в исключительных случаях, отдельных участков железных дорог на орошаемых или осушенных землях, пашне, земельных участках, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, земляное полотно следует устраивать без боковых резервов и кавальеров. Устройство боковых резервов может быть допущено при условии, что участки для них предоставляются во временное краткосрочное пользование и по окончании земляных работ будут приведены в состояние, пригодное для использования в сельском или лесном хозяйстве. При размещении железных дорог на указанных землях сельскохозяйственного назначения должны быть разработаны варианты проектных решений (с устройством эстакад, подпорных стенок, водоотводных лотков и др.), обеспечивающих уменьшение ширины полос земель, установленной в табл. 1 и 2. 5. Выбор типа снегозадерживающих устройств в каждом конкретном случае следует производить на основе сравнения технико-экономических показателей различных вариантов, в увязке с мероприятиями по задержанию снега на полях, проводимыми сельскохозяйственными организациями. Запрещается использовать земли под постоянные снегозащитные устройства : при расчетном годовом снегоприносе менее 50 м3 на 1 м пути, расположенного в насыпи на орошаемых или осушенных землях, пашне, земельных участках, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками; при расчетном годовом снегоприносе менее 25 м3 на 1 м пути, расположенного на остальных землях; в выемках глубиной более 8,5 м; в насыпях высотой 0,7 м и более, а на косогорах и сильнозаносимых участках пути (с количеством приносимого снега за зиму более 200 м3 на 1 м пути) - 1,0 м и более. Таблица 1
Таблица 2
Примечания : 1. Ширина полос земель, установленная в табл. 1 и 2, предназначена для размещения однопутного земляного полотна, водоотводных канав (в необходимых случаях) с бермами со стороны подошвы насыпи или бровки выемки и предохранительных полос. Ширина предохранительных полос от подошвы насыпи или бровки выемки установлена 2 м, от бровок водоотводных канав - 1 м. 2. При размещении железных дорог на землях сельскохозяйственного назначения или землях государственного лесного фонда дополнительные полосы и участки земель, необходимые для дальнейшего развития пропускной способности, включая сооружение второго пути железных дорог колеи 1520 мм I и II категорий, выделяются в специальную зону, в пределах которой не допускаются постройка капитальных зданий, сооружений и посадка многолетних культур. При размещении железных дорог колеи 1520 мм I и II категорий на землях несельскохозяйственного назначения или непригодных для сельского хозяйства для устройства второго пути ширину полос земель надлежит устанавливать на 4 м больше норм, приведенных в табл. 1 и 2. 3. Проектом, утвержденным в установленном порядке, определяются : ширина предохранительных полос в районах распространения вечномерзлых грунтов; размеры участков дополнительных земель для дальнейшего развития пропускной способности железных дорог; ширина полос в случаях, требующих индивидуального проектирования земляного полотна (согласно СНиП по проектированию железных дорог), в местах размещения боковых резервов, кавальеров, искусственных, противообвальных и противолавинных сооружений, переездов, специальных приовражных, берегоукрепительных и противоэрозионных лесонасаждений; размеры земельных участков для размещения станций, разъездов, обгонных пунктов, жилых поселков, тяговых подстанций, линейно-путевых зданий, объектов и сооружений, связанных с эксплуатацией железных дорог; ширина полос земель и площади земельных участков, отводимых во временное краткосрочное пользование на период строительства железных дорог, а также в краткосрочное или долгосрочное пользование на период действия лесовозных веток и усов; размеры и местоположение участков земель, предназначенных для обеспечения сохранности или устойчивости сооружений железных дорог. 6. На заносимых участках пути, располагаемых на орошаемых или осушенных землях, пашне, земельных участках, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, защиту от снежных заносов следует предусматривать: постоянными заборами при объеме снегоприноса 50 - 100 м3 на 1 м пути, располагаемого в насыпи высотой менее 0,7 м, и при объеме снегоприноса 25 - 100 м3 на 1 м пути, располагаемого в выемке глубиной менее 8,5 м; снегозадерживающими лесонасаждениями при объеме снегоприноса более 100 м3/1 м пути, ширину полос земель для которых следует принимать с каждой стороны пути по нормам, приведенным в табл. 3. На заносимых участках пути, располагаемых на остальных землях, ширину полос земель с каждой стороны пути для снегозадерживающих лесонасаждений надлежит устанавливать по нормам, приведенным в табл. 3. Таблица 3
Примечание. Ширина полос земель для снегозадерживающих лесонасаждений при снегоприносе более 200 м3/м пути а также для защиты территорий станций, определяется проектом, утвержденным в установленном порядке. 7. Ширина полос лесонасаждений устанавливается для задержания максимального расчетного годового объема снега обеспеченностью: на орошаемых или осушенных землях, пашне, земельных участках, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками один раз в 10 лет; на остальных землях - один раз в 15 лет. 8. Расстояние от оси крайнего пути, расположенного в насыпи, до лесонасаждений следует принимать не менее 15 м. На железных дорогах колеи 1520 мм I категории это расстояние увеличивается до 20 м со стороны возможной пристройки в перспективе второго пути. 9. Расстояние от бровок выемок, а при наличии водоотводных канав от внешних их бровок до лесонасаждений устанавливается не менее 5 м. На железных дорогах колеи 1520 мм I категории это расстояние увеличивается до 10 м со стороны возможной пристройки в перспективе второго пути. При этом во всех случаях расстояние от оси крайнего пути до лесонасаждений должно быть не менее 15 м. Снегозадерживающие лесонасаждения на землях сельскохозяйственного назначения размещаются на минимальных расстояниях, указанных выше. 10. Ширину полос земель с каждой стороны пути для одного ряда снегозадерживающих постоянных заборов на заносимых участках железных дорог следует принимать равной 4 м. Высота и количество рядов постоянных заборов устанавливаются для задержания максимального расчетного годового объема снега обеспеченностью: на железных дорогах колеи 1520 мм I и II категорий - один раз в 15 лет, а в сильно заносимых местностях малонаселенных районов - один раз в 20 лет; на железных дорогах колеи 1520 мм остальных категорий и колеи 750 мм всех категорий - один раз в 10 лет. Постоянные заборы располагаются на расстоянии, равном 12 - 15-кратной высоте забора, от бровки откоса выемки в местах ее наибольшей глубины, а при расположении пути на насыпи - от оси крайнего пути. Второй ряд заборов располагается на расстоянии от первого ряда, равном 22 - 24-кратной высоте забора. При необходимости постоянные заборы следует сооружать с разрывами для проезда транспортных средств и сельскохозяйственной техники в местах, согласованных с землепользователями. 11. Ширина полос земель с каждой стороны пути для кустарниковых насаждений и трав на заносимых подвижными песками участках железных дорог (песчаные районы Казахстана, Средней Азии и юго-востока европейской части Союза ССР) устанавливается проектом, утвержденным в установленном порядке. Дополнительная ширина полос земель с каждой стороны пути, в пределах которой запрещаются действия, способствующие подвижности песков (нарушение почвенного покрова, уничтожение растительности, выпас скота), определяется проектом, утвержденным в установленном порядке.
|