ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
РУКОВОДСТВО ПО ДОБРОСОВЕСТНОЙ
Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Российский институт потребительских испытаний» (АНО «РИПИ») 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 111 «Защита прав потребителей на основе контроля продукции на стадиях обращения и при оказании услуг» 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. № 1659-ст 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ГОСТ Р 54887-2011 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РУКОВОДСТВО ПО ДОБРОСОВЕСТНОЙ ПРАКТИКЕ Guidelines to diligent practice for
control tests of production Дата введения - 2013-01-01 1 Область применения1.1 Настоящий стандарт распространяется на деятельность лабораторий при проведении испытаний продукции по договору с субъектом потребительского рынка (физическое лицо, коммерческие, некоммерческие, в том числе общественные, организации, средства массовой информации, государственные и муниципальные органы). 1.2 Стандарт устанавливает принципы добросовестной практики, а также требования к документации, предоставляемой лабораториями в ходе контрольных испытаний. 1.3 Стандарт может применяться для иных испытаний продукции, в частности, при определении соответствия продукции ожиданиям потребителей (группы потребителей со специфическими требованиями). 1.4 Настоящий стандарт содержит дополнительные требования к ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий». 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий ГОСТ Р 54884-2011 Добросовестная практика в области защиты прав потребителей. Термины и определения Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины и определения3.1 контрольные испытания потребительской продукции: Испытания для проверки соответствия потребительской продукции, находящейся в обороте, ее заявленным свойствам [1]. 4 Общие положения4.1 Лаборатория разрабатывает и применяет меры, обеспечивающие ее независимость и возможность оценки заказчиком и третьими лицами степени ее независимости при конкретном контрольном испытании в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 (4.15). 4.1.1 Лаборатория периодически выявляет и систематизирует данные о заинтересованности своих сотрудников и юридического лица в целом, то есть о наличии обстоятельств, способных повлиять на достоверность результатов испытаний и заключений с помощью действий этих сотрудников и решений должностных лиц лаборатории. 4.1.2 Лаборатория выявляет наличие заинтересованности заказчика контрольных испытаний в том или ином их результате. В случае установления заинтересованности заказчика следует принимать специальные меры к минимизации возможности его влияния на результат. О применении таких специальных мер необходимо указывать в заключении лаборатории. 4.1.3 Лаборатория может вводить внутреннее кодирование заказов, чтобы сотрудники, проводящие контрольные испытания, не имели информации о заказчике и предмете договора. 4.1.4 Лаборатория может предоставлять заказчику возможности для оценки выполнения заказа лабораторией и контроля хода испытаний. При этом не исключается возможность присутствия заказчика или независимых экспертов во время проведения испытаний, если таковая необходимость имеется и если факт присутствия не повлияет на независимость испытаний. Пример - Если лаборатория является компетентной, но не независимой (например, лаборатория, входящая в состав предприятия-производителя), то присутствие независимого эксперта по согласованию с лабораторией и заказчиком может быть условием независимости проведения испытаний. 4.2 Лаборатория обязана обеспечивать непредвзятость испытаний. 4.2.1 Лаборатория не должна немотивированно отказываться от контрольных испытаний. 4.2.2 Лаборатория по возможности всегда проводит испытания обезличенных образцов. 4.2.3 Лаборатория самостоятельно обезличивает образцы, если заказчик не сделал этого, причем эту работу должны делать сотрудники, не принимающие в дальнейшем участия в контрольных испытаниях. 4.2.4 Лаборатория проводит повторные испытания образцов, которые невозможно обезличить, другими сотрудниками лаборатории для проверки результата. 4.3 Лаборатория обязана точно указывать предмет и погрешности испытания. 4.3.1 Лаборатория указывает источник испытанного образца. Образец может быть получен от заказчика или приобретен лабораторией (уполномоченным ею лицом) самостоятельно. 4.3.2 Лаборатория указывает метод отбора образца. Отбор случайного образца необходимо осуществлять только в присутствии представителя лаборатории, функции которого может выполнять в том числе общественная организация потребителей или саморегулируемая организация. 4.3.3 Лаборатория обязана указывать погрешности результатов испытания. 4.3.4 При возникновении ситуаций, когда контрольные испытания проводятся частично или полностью над теми образцами, над которыми испытания данной лабораторией уже проводились (например, сертификационные испытания по заказу органа по сертификации), лаборатория обязана сообщить об этом заказчику, который принимает решение о дальнейшем проведении испытаний в этой лаборатории. 4.3.5 Лаборатория может указывать вероятность приобретения несоответствующего образца как соотношение выборки образцов испытанной ею продукции ко всему объему данной продукции на рынке (данные статистики). 4.4 Лаборатории обеспечивают раскрытие информации о своей деятельности. Раскрытие информации может быть произведено путем размещения информации в сети Интернет и публикации в средствах массовой информации или предоставления информации о своей деятельности всем заинтересованным лицам. 4.4.1 Обязательные сведения: - сведения об организационно-правовой форме лаборатории, ее учредителях, дате и месте государственной регистрации; - отчеты об использовании имущества, если публикация таких отчетов обязательна для данной организационно-правовой формы; - информация об области аккредитации; - информация о количестве сличительных испытаний, в которых лаборатория принимала участие; - информация об уровне квалификации сотрудников лаборатории. 4.4.2 Дополнительные сведения: - информация об аккредитации в международных системах; - информация о квалификации (награды, участие в конкурсах и т. п., наличие рекомендаций). 4.5 Лаборатории необходимо обеспечить конфиденциальность информации. 4.5.1 Информация о ходе и о результатах испытаний является конфиденциальной и передается только заказчику, если ее раскрытие не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации или в соответствии с 7.1 и 7.2. 4.5.2 Обнародование или передача третьим лицам результатов испытаний лабораторией возможны только с согласия заказчика испытаний. 5 Требования к протоколу испытаний5.1 Протокол испытаний должен содержать необходимые сведения о применяемых методах, средствах и условиях испытаний. Результаты испытаний, изложенные в протоколе, должны быть четкими, ясными, не допускающими разночтения и неверной трактовки, а также содержать ссылки на нормативные документы, в соответствии с которыми проводились испытания. 6 Хранение и возврат образцов6.1 Целесообразно запрашивать у заказчика для испытаний не менее трех образцов для каждого вида потребительской продукции: - один или более для проведения самих испытаний (образец в процессе испытаний может быть разрушен (исчерпан); - один для контрольного хранения в лаборатории и для возможного последующего испытания; - один или более для контрольного хранения у заказчика для возможного последующего испытания. 6.2 Единичный экземпляр образца для испытаний, предоставленный заказчиком, согласно предварительной договоренности может быть передан ему после испытаний. Лаборатории при этом целесообразно принять меры для защиты своих результатов испытаний (маркировка образца, взятие частицы образца, голографическая съемка и т. п.). Если во время испытания образец был частично разрушен, то заказчику по предварительной с ним договоренности могут быть возвращены все уцелевшие фрагменты образца вместе с актом о характере разрушений. Если образец в ходе испытаний был полностью разрушен (исчерпан), то об этом по предварительной договоренности с заказчиком может быть выдан соответствующий акт. 7 Действия лаборатории при выявлении опасной продукцииПример - Форма письма в государственный орган, информирующего об опасности продукции.
8 Случаи недостоверности результатов испытаний8.1 Каждый случай недостоверности результатов испытаний должен быть расследован самой лабораторией с целью выявления его причин и принятия корректирующих действий [2]. 8.2 Заказчик, уже получивший недостоверную информацию, должен быть проинформирован лабораторией в кратчайший срок о наличии случая недостоверности результатов испытаний, и ему должна быть направлена достоверная информация, если она имеется, или предложено повторить испытания. 8.3 Лаборатория обязана провести за свой счет перепроверку результатов для устранения недостоверных результатов с оформлением нового протокола испытаний, результатов испытаний и заключений. 8.4 Лаборатория обязана согласовать с заказчиком совместные действия по отработке последствий, возникших в результате распространения информации, содержащей недостоверные результаты испытаний. 8.5 Лаборатория должна разработать предупреждающие действия для снижения вероятности случаев недостоверных результатов в будущем [2], в том числе рассмотреть вопрос о целесообразности регулярной внешней проверки квалификации лаборатории [3]. 9 Способность защищать полученные результаты9.1 Лаборатории необходимо предусмотреть меры по защите результатов испытаний. 9.2 Необходимо проводить испытания в соответствии с нормативными документами, протоколируя весь ход испытаний. 9.3 Оформление результатов испытаний, заключений, актов и другой выходной документации по результатам испытаний необходимо проводить в соответствии с существующими нормами. 9.4 К проведению испытаний и обработке их результатов не допускаются лица, не имеющие соответствующей квалификации. 9.5 В случаях очевидного или возможного конфликта интересов во время испытаний и/или обработки результатов испытаний лаборатория привлекает третью сторону (независимые эксперты, наблюдатели и т. п.). 9.6 Возможно фиксирование процесса испытаний и/или обработки результатов испытаний с помощью средств аудиовизуального контроля. Библиография
Ключевые слова: добросовестная практика, контрольные испытания, испытательные лаборатории, испытательные центры, потребительская продукция, непредвзятость, независимость, опасная продукция
|