ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
БЕЗОПАСНОСТЬ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ Термины, определения и основные
Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «Научно-производственная фирма «Центральное конструкторское бюро арматуростроения» (ЗАО «НПФ «ЦКБА») и Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ) 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 039 «Энергосбережение, энергетическая эффективность, энергоменеджмент» 3 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2010 г. № 817-ст 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет Содержание
ГОСТ Р 54123-2010 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕЗОПАСНОСТЬ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ Термины, определения и основные показатели безопасности Safety of machinery and equipment. Дата введения - 2012-06-01 1 Область примененияНастоящий стандарт распространяется на все виды и типы машин и оборудования и устанавливает термины, определения и основные показатели безопасности, которые используются для анализа и оценки риска машин и оборудования. Настоящий стандарт пригоден для целей подтверждения соответствия машин и оборудования. 2 Термины, определения и сокращения2.1 В области безопасности машин и оборудования необходимо применять следующие термины с соответствующими определениями: 2.1.1 безопасность: Отсутствие недопустимого риска [ГОСТ Р 51898-2002, статья 3.1]
безопасность: Состояние защищенности прав граждан, природных объектов, окружающей среды и материальных ценностей от последствий несчастных случаев, аварий и катастроф на промышленных объектах. [ГОСТ Р 12.3.047-98, пункт 3.1.5] 2.1.2 безопасность машин и оборудования: Способность машин и оборудования выполнять требуемую функцию в состоянии, при котором отсутствует недопустимый риск. 2.1.3 безопасность промышленная опасных производственных объектов: Состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий [1]. 2.1.4 опасная ситуация: Любая ситуация, в которой человек подвержен опасности и опасностям. [ГОСТ ЕН 1070-2003, статья 3.9] Примечание - Такое воздействие может приводить к повреждению сразу же или спустя некоторое время. 2.1.5 опасная функция машины: Любая функция машины, которая во время работы вызывает опасность. [ГОСТ ЕН 1070-2003, статья 3.12] 2.1.6 опасное событие: Событие, которое может причинить вред. [ГОСТ ЕН 1070-2003, статья 3.88] 2.1.7 риск: Вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда [2]. риск: Сочетание вероятности нанесения ущерба и тяжести этого ущерба. [ГОСТ Р 51898-2002, статья 3.2]
риск: Комбинация вероятностей и степени тяжести возможных травм или нанесения другого вреда здоровью в опасной ситуации. [ГОСТ ЕН 1070-2003, статья 3.10].
риск: Сочетание вероятности события и его последствий. [ГОСТ Р 51897-2002, статья 3.1.1] 2.1.8 оценка риска: Оценка вероятности и степени тяжести возможного травмирования или нанесения другого вреда здоровью в опасной ситуации с целью выбрать необходимые меры безопасности. [ГОСТ ЕН 1070-2003, статья 3.11] 2.1.9 остаточный риск: Риск, остающийся после принятия защитных мер, направленных на обеспечение безопасности. [ГОСТ ЕН 1070-2003, статья 3.90] 2.1.10 риск допустимый: Риск, который в данной ситуации считают приемлемым при существующих общественных ценностях. [ГОСТ Р 51898-2002, статья 3.7] риск допустимый: Значение риска от применения машины и (или) оборудования, исходя из технических и экономических возможностей производителя, соответствующего уровню безопасности, который должен обеспечиваться на всех стадиях жизненного цикла продукции [3]. 2.1.11 риск индивидуальный: Вероятность (частота) поражения отдельного человека в результате воздействия исследуемых факторов опасности аварий. 2.1.12 риск коллективный: Вероятность (частота) поражения двух и более людей в результате воздействия исследуемых факторов опасности аварий. 2.1.13 риск собственный номинальный: Риск, который характеризуется вероятностью нанесения ущерба при нормальном функционировании объекта и не связан с его критическими отказами [4]. 2.1.14 риск приемлемый: Риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических соображений. Риск эксплуатации объекта является приемлемым, если ради выгоды, получаемой от эксплуатации объекта, общество готово пойти на этот риск [5]. 2.1.15 риск социальный: Зависимость вероятности (частоты) возникновения событий, состоящих в поражении определенного числа людей, подвергшихся поражающим воздействиям пожара и взрыва, от числа этих людей. [ГОСТ Р 12.3.047-98, статья 3.1.14] Примечание - Социальный риск оценивается по поражению не менее десяти человек. 2.1.16 риск экологический: Вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера [6]. 2.1.17 техногенная опасность: Состояние, внутренне присущее технической системе, промышленному или транспортному объекту, реализуемое в виде поражающих воздействий источника техногенной чрезвычайной ситуации на человека и окружающую среду при его возникновении либо в виде прямого или косвенного ущерба для человека и окружающей среды в процессе нормальной эксплуатации этих объектов. 2.1.18 назначенный срок службы: Календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния. [ГОСТ 27.002-89, статья 4.10] 2.1.19 назначенный ресурс: Суммарная наработка, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния. [ГОСТ 27.002-89, статья 4.9] 2.1.20 назначенный срок хранения: Календарная продолжительность хранения, при достижении которой хранение объекта должно быть прекращено независимо от его технического состояния. [ГОСТ 27.002-89, статья 4.11] Примечание к терминам 2.1.18, 2.1.19, 2.1.20 - По истечении назначенного ресурса (срока службы, срока хранения) объект должен быть изъят из эксплуатации (хранения) и должно быть принято решение, предусмотренное документацией, - проверка, направление в ремонт, списание, утилизация, переконсервация, установление нового назначенного срока и т. д. Вероятность безотказной работы по отношению к критическим отказам в пределах назначенных показателей должна быть близка к 1. 2.1.21 предельное состояние: Состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно. [ГОСТ 27.002-89, статья 2.5]. 2.1.22 критическое предельное состояние: Состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима из-за возможности наступления критического отказа. 2.1.23 критерий предельных состояний: Признак или совокупность признаков предельного состояния объекта, установленные нормативной и (или) конструкторской (проектной) документацией. 2.1.24 вероятность безотказной работы: Вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ объекта не возникнет. [ГОСТ 27.002, статья 6.8] 2.1.25 вероятность безотказной работы по отношению к критическим отказам: Вероятность того, что в пределах заданной наработки критический отказ объекта не возникнет. 2.1.26 отказ: Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта. [ГОСТ 27.002-89, статья 3.3]. 2.1.27 критический отказ: Отказ машины и (или) оборудования, возможным последствием которого является причинение вреда жизни или здоровью человека, имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. 2.1.28 критичность отказа: Совокупность признаков, характеризующих последствия отказа. [ГОСТ 27.002-89, статья 3.7] 2.1.29 критическое (опасное) событие: Событие, которое может иметь место при критическом отказе машины (оборудования) и (или) при их критическом воздействии, тяжесть последствий которого признана недопустимой и требует специальных мер по снижению их частоты (уровня воздействия) и/или возможного ущерба, связанного с их возникновением. 2.1.30 критическое воздействие: Воздействие со стороны машины и (или) оборудования, которое может иметь место при нормальном их функционировании, связанное с внутренне присущими им опасными свойствами, тяжесть последствий которого признана недопустимой и требует принятия специальных мер по снижению его вероятности и (или) возможного ущерба, связанного с его возникновением. 2.1.31 опасное вещество: Любой химический или биологический агент, который представляет собой опасность для здоровья человека, например вещества или составы, классифицированные как: - очень токсичные; - токсичные; - вредные; - коррозионные; - раздражающие; - сенсибилизирующие; - канцерогенные; - мутагенные; - тератогенные; - патогенные; - удушающие. [ГОСТ ЕН 1070-2003, статья 3.78] 2.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения: КД -конструкторская документация; НД -нормативная документация; ПМ - программа и методика испытаний; ССБТ - система стандартов безопасности труда; ТУ - технические условия; ЭД - эксплуатационная документация. 3 Основные показатели безопасности3.1 Основные показатели безопасности приведены в таблице 1. Таблица 1 - Основные показатели безопасности
3.2 Основные показатели безопасности машин и оборудования нормируются: - законодательными или нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и органами государственного надзора; - заказчиками машин и оборудования по согласованию с разработчиками. Примечание - Примерами нормирования показателей безопасности, установленных законодательными или нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и органами государственного надзора, являются: - срок обязательного технического осмотра (назначенный срок службы, назначенный ресурс), без проведения которого эксплуатация запрещена; - срок обязательного испытания (освидетельствования), без проведения которого эксплуатация запрещена. 3.3 Номенклатура и количественные значения основных показателей безопасности должны быть приведены в ТУ и ЭД на машины и оборудование. Для отдельных видов машин и оборудования основные показатели безопасности могут быть установлены как на машины и оборудование в целом, так и для отдельных элементов (узлов). 3.4 Количественное значение риска устанавливают и оценивают только для машин и оборудования, имеющих самостоятельное применение. Для остальных машин и оборудования устанавливают другие основные показатели безопасности из приведенных в таблице 1, которые используют при расчете риска объектов, в которых применяют эти машины и оборудование. 3.5 При достижении назначенных показателей (назначенного срока службы или назначенного ресурса) эксплуатация машин и оборудования должна быть прекращена независимо от ее технического состояния. Дальнейшая эксплуатация возможна после экспертного обследования состояния и установления новых назначенных показателей в установленном порядке. 3.6 Коэффициент оперативной готовности характеризует вероятность безотказной работы машины и оборудования при каждом необходимом срабатывании или одном единственном срабатывании - для машины и оборудования одноразового действия. 3.7 Назначенный срок хранения устанавливают для машин и оборудования, изменение характеристик (свойств) которых в процессе хранения может привести к критическому отказу при эксплуатации. 3.8 Обоснование основных показателей безопасности 3.8.1 Основные показатели безопасности определяют с учетом технически обоснованных требований заказчика в части всего комплекса условий эксплуатации машин и оборудования (рабочие параметры, места установки, характеристики окружающей среды, режимы эксплуатации, режимы нагружения, цикличность, регламент работы и обслуживания и др.). 3.8.2 Для машин и оборудования, эксплуатация которых может осуществляться в различных режимах, основные показатели безопасности могут быть установлены дифференцированно, применительно к каждому режиму эксплуатации, или с учетом интенсивности воздействия разрушающих факторов. 3.8.3 Вероятность безотказной работы по отношению к критическим отказам и коэффициент оперативной готовности задаются заказчиком машин и оборудования (или проектантом объекта, на котором будут установлены машины и оборудование) на основании анализа возможных опасностей, критических отказов и тяжести их последствий. Эти показатели могут быть установлены по отношению ко всем возможным критическим отказам или по отношению к конкретному критическому отказу (например, «вероятность безотказной работы» по отношению к критическому отказу «невыполнение функции закрытия»). 4 Порядок обеспечения основных показателей безопасности4.1 Обеспечение основных показателей безопасности машин и оборудования должно быть осуществлено разработчиком в следующем порядке: 1) предварительное рассмотрение необходимых требований заказчика (потребителя) к безопасности; 2) анализ информации о характеристиках назначения и предполагаемых условиях эксплуатации; 3) анализ информации о безопасности и условиях эксплуатации лучших отечественных и зарубежных аналогов (прототипов) разрабатываемых машин и оборудования; 4) установление возможных отказов (при необходимости раздельно критических и некритических) и критериев предельных состояний. Перечень возможных отказов и критериев предельных состояний должен быть приведен в ТУ и ЭД; 5) рассмотрение возможных вариантов конструкции и ориентировочная оценка каждого варианта по уровню ожидаемой безопасности (расчет безопасности на этапе проектирования); 6) выбор варианта конструкции, удовлетворяющего предварительным требованиям заказчика (потребителя) по безопасности и не превышающего заданных (объективно существующих) ограничений по затратам; 7) определение показателей по элементам (узлам). Показатели элементов (узлов) должны обеспечивать показатели, устанавливаемые для машин и оборудования в целом; 8) установление необходимого объема информации о безопасности при эксплуатации, а также метода оценки соответствия фактического уровня безопасности нормативным требованиям (расчетного, расчетно-экспериментального, экспериментального). 9) согласование основных показателей безопасности с заказчиком. 4.2 Основные показатели безопасности должны быть записаны в техническом задании, ТУ и ЭД на машины и оборудование. 5 Контроль основных показателей безопасности5.1 Контроль (оценка, подтверждение) основных показателей безопасности проводят: - на этапе разработки - при разработке конструкторской документации; - на этапе постановки на производство: а) при отработке макетов, опытных образцов (в ходе предварительных и приемочных испытаний); б) при выборе (определении) предприятия-изготовителя - путем оценки возможности технологических процессов и системы контроля, применяемых на предприятии-изготовителе для обеспечения требуемой безопасности; в) на этапе технической подготовки производства - при анализе конструкторской и технологической документации и в ходе проведения квалификационных испытаний; - на этапе изготовления: а) для машин и оборудования разовых поставок - при анализе КД, которая должна содержать расчеты нормируемых показателей безопасности; б) для серийно выпускаемых машин и оборудования (в том числе периодически выпускаемых) - в ходе периодических, типовых, квалификационных испытаний и анализа статистики об отказах при испытаниях; - на этапе эксплуатации: а) при техническом обслуживании и ремонте - учетом наработок и проводимых регламентных работ; б) в ходе анализа данных эксплуатационной статистики; в) при экспертной оценке остаточного ресурса, остаточного риска и продления назначаемых показателей. Библиография
Ключевые слова: безопасность, риск, критический отказ, предельное состояние |