Министерство внутренних дел Российской Федерации ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ МЕТОДИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Р 78.36.023-2012 Москва 2012 Методические рекомендации разработаны сотрудниками ФКУ НИЦ «Охрана» МВД России Полонниковым В.В., Белоусом В.Н., Воробьевой Т.Н., Задорожной Е.В., под руководством А.Г. Зайцева. Методика предназначена для оказания помощи подразделениям вневедомственной охраны в оценке организации деятельности по выявлению и устранению ложных срабатываний средств охранно-пожарной сигнализации. Методику рекомендуется использовать в системе служебной подготовки сотрудников полиции и обучения персонала. 1. ВВЕДЕНИЕУменьшение количества ложных срабатываний ТСО и связанных с ними выездов групп задержания является одной из практических задач функционирования подразделений вневедомственной охраны. В число показателей эффективности деятельности подразделений в ходе инспекторских, контрольных или целевых проверок входит оценка проведения мероприятий по снижению числа ложных срабатываний технических средств охраны1. ______________ 1 Далее - «ТСО» Настоящая Методика устанавливает критерии оценки проводимой работы, определяет единый порядок учёта и анализа причин ложных срабатываний, сформированных ТСО, установленными на объектах, квартирах и в других местах хранения имущества граждан (МХИГ), с собственниками которых, подразделениями вневедомственной охраны заключены договоры на централизованную охрану2. ______________ 2 Далее - «Объект» 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯПод ложным срабатыванием принято понимать сформированное ТСО извещение о нарушении на объекте при отсутствии явных признаков, характеризующих событие. Ложная тревога - тревожное извещение, переданное для оперативного реагирования группе задержания строевого подразделения полиции, вызванное сбоями (отказами) аппаратуры или другими событиями, не связанными с попытками проникновения на охраняемый объект. Основными причинами ложных срабатываний ТСО являются: - отказ ТСО и шлейфов сигнализации на объекте; - несоблюдение установленных правил проведения монтажа, технического обслуживания, ремонта и замены (по истечении установленного срока службы) ТСО на объекте; - неправильное выполнение (или невыполнение) работ по усилению инженерно-технической укреплённости и соблюдению санитарного состояния объекта; - нарушение собственником порядка сдачи объекта под охрану и снятия его с охраны; - проведение на объекте строительных (ремонтных) работ, затрагивающих непосредственно ТСО, шлейфы сигнализации, линии связи и источники электропитания; - проведение оператором связи (его подрядной организацией) профилактических работ на используемых для централизованной охраны телефонных линиях без предварительного уведомления абонента и сотрудников вневедомственной охраны; - отказ (изменение технических параметров) линий (канала) связи и электропитания, использованных для централизованной охраны объекта. К ложным тревогам также приводят отказы ретрансляционного оборудования систем передачи извещений3, а также ошибки дежурной смены пунктов централизованной охраны4 (центров оперативного управления) из-за неквалифицированной оценки полученных информационных сообщений о состоянии ТСО. ______________ 3 Далее - «СПИ» 4 Далее - «ПЦО» 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО СНИЖЕНИЮ КОЛИЧЕСТВА ЛОЖНЫХ ТРЕВОГ.Работа по снижению количества ложных срабатываний ТСО проводится подразделениями вневедомственной охраны на плановой основе в соответствии с требованиями нормативных документов МВД России. Сокращение ложных тревог достигается за счёт проведения следующих основных организационно-технических мероприятий: - контроля качества проектно-монтажных работ ТСО, соблюдения установленного порядка их выбора и ввода в эксплуатацию; - периодического контроля состояния технической укреплённости и санитарного режима объекта, а также инструктажа лиц, ответственных за приём /сдачу объекта с охраны; - своевременного и квалифицированного технического обслуживания ТСО и вспомогательного оборудования на объекте и ПЦО; - обеспечения бесперебойного энергоснабжения ПЦО, станционных комплектов СПИ на автоматических телефонных станциях, резервирования электропитания ТСО на объектах. - контроля выполнения операторами связи договорных обязательств по подключению и обеспечению заданных параметров использованных для централизованной охраны каналов связи, предупреждению о начале и окончании профилактических и восстановительных работ; - проведения регулярного обучения инженерно-технического состава и инструктажей дежурных смен ПЦО подразделений вневедомственной охраны. 4. КОДИФИКАЦИЯ ПРИЧИН ЛОЖНЫХ СРАБАТЫВАНИЙ ТСО С ОХРАНЯЕМЫХ ОБЪЕКТОВ«1» «Неисправность (неправильный монтаж) магнитоконтактных, ударноконтактных, омических датчиков, нарушение целостности или отклонение от заданных параметров шлейфов сигнализации» К ложным срабатываниям магнитоконтактных извещателей могут привести: - превышение расстояния между модулями извещателя, их разрушение, - нарушение параллельности или соосности, - нежёсткое крепление, - некачественная пайка или замена ее скруткой, - отсутствие гибкого перехода на открывающихся конструкциях. К ложным срабатываниям ударноконтактных извещателей могут привести ненадежное крепление (несоблюдение требований по креплению ДРС на стекло), вибрация (дребезг) стекла, а также некачественная пайка или замена ее скруткой, отсутствие гибкого перехода на открывающихся конструкциях. К ложным срабатываниям вследствие изменения параметров шлейфа сигнализации могут привести нарушение его целостности, нарушение изоляции, сетевые электромагнитные наводки (при прокладке шлейфа сигнализации вблизи силового кабеля). Воздействие этих факторов на работоспособность извещателей и шлейфов сигнализации исключается строгим выполнением требований к монтажу, проведением работ по усилению инженерно-технической укрепленности строительных конструкций, своевременным и качественным техническим обслуживанием. «2» «Неисправность (неправильная установка) извещателей оптикоэлектронного, емкостного, радиоволнового, ультразвукового, акустического, вибрационного принципа действия» К ложным срабатываниям оптикоэлектронных, емкостных, радиоволновых, акустических, ультразвуковых и вибрационных извещателей могут привести: - нарушение правил их установки, - механическое воздействие, - отключение электропитания, - наличие в охраняемом помещении тепловых, световых, звуковых и электромагнитных помех, уровень которых превышает допустимые значения. Кроме того, к ложным срабатываниям радиоволновых и емкостных извещателей могут привести совместная работа в одном помещении извещателей одного принципа действия, движущиеся предметы в охраняемой зоне, движущиеся предметы и люди за некапитальными стенами и деревянными дверями, наличие мелких животных. Воздействие этих факторов на работоспособность извещателей минимизируется строгим выполнением требований к монтажу, проведением работ по усилению инженерно-технической укрепленности строительных конструкций, своевременным техническим обслуживанием, использованием источников бесперебойного электропитания. «3» «Неисправность объектовых оконечных устройств СПИ, приемно-контрольных приборов, концентраторов, источников бесперебойного электропитания (в т.ч. аккумуляторных батарей в них)» К ложным срабатываниям объектовых оконечных устройств СПИ могут привести наличие в линии связи высокочастотных помех, недостаточный уровень выходящего напряжения (особенно на протяженных линиях связи), изменение частоты выходного сигнала. Для минимизации данного вида ложных срабатываний необходимо использовать объектовые оконечные устройства, соответствующие «Единым техническим требованиям к объектовым подсистемам технических средств охраны (ТСО), предназначенным для применения в подразделениях вневедомственной охраны», с подключением к каналу связи в соответствии с эксплуатационной документацией завода - изготовителя. Основными условиями безотказной работы объектовых оконечных устройств и источников бесперебойного электропитания является их своевременное и качественное техническое обслуживание, в ходе которого в обязательном порядке необходимо контролировать уровень и частоту выходного сигнала, а также обеспечение функции перехода на аварийный источник электропитания (аккумуляторную батарею) при отключении основного. Для оперативной замены разряженной аккумуляторной батареи необходимо включить необходимую номенклатуру этих изделий в обменный фонд обслуживающей организации или заблаговременно проинформировать собственника о необходимости их приобретения. «4» «Неисправность линейных модулей ретрансляционного и отказы каналообразующего оборудования» Основными причинами ложных срабатываний являются изменение электрических параметров элементов линейных модулей (ячеек) ретрансляционного оборудования вследствие выработки ресурса элементной базы, внешних неблагоприятных механических или климатических воздействий, а также скрытые производственные дефекты. Для обеспечения устойчивой работы линейного ретрансляционного оборудования рекомендуется придерживаться следующих правил: - производить своевременную замену СПИ, выработавших установленные сроки эксплуатации; - перед приемом в эксплуатацию ретрансляционного, пультового и объектового оконечного оборудования в обязательном порядке проводить проверку на устойчивость их работы (технологический прогон) в течение 3 - 10 суток; - обеспечить наличие на ПЦО обменного фонда комплектующих станционных и пультовых комплектов СПИ эксплуатируемых типов. «5» «Отклонение от нормы параметров (отключение) абонентских линий связи, используемых для организации централизованной охраны» Значительное сокращение количества ложных срабатываний, возникающих по вине операторов связи, в том числе провайдеров Интернет и операторов сотовой связи, можно достичь за счет усиления контроля за выполнением ими договорных обязательств, в том числе в части: - своевременного предупреждения о начале профилактических и восстановительных работ в кроссе и кабельном хозяйстве АТС, а также об отключении абонентских линий связи собственника за неуплату; - проведения измерений параметров абонентских линий связи, выполненных по заявке подразделения вневедомственной охраны, их передачи при необходимости собственнику для принятия необходимых мер по восстановлению режима функционирования. «6» «Отключение (отклонение параметров от нормы) электроэнергии на объекте» Основными причинами возникновения ложных срабатываний по вине поставщиков электроэнергии являются: - плановые отключения подачи электроэнергии при проведении регламентных работ на объектах поставщиков электроэнергии; - внеплановые отключения подачи электроэнергии для производства ремонтно-восстановительных работ на объектах поставщиков электроэнергии (в том числе по причинам техногенного и природного характера); - изменения параметров линий передачи электроэнергии. Значительное сокращение количества ложных срабатываний, возникающих по вине поставщиков электроэнергии, достигается резервированием электропитания ТСО на объектах. При возможности подключения ТСО на объекте к различным силовым сетям, их рекомендуется подключать к тем, в которых отсутствуют мощные силовые потребители. Наибольшая помехозащищенность ТСО обеспечивается при подключении их электропитания непосредственно к вводно-распределительному устройству объекта. Для электропитания ТСО, установленных на объектах, рекомендуется использовать источники электропитания, приведенные в списке технических средств безопасности, удовлетворяющих «Единым техническим требованиям к системам централизованного наблюдения, предназначенным для применения в подразделениях вневедомственной охраны» и «Единым техническим требованиям к объектовым подсистемам охраны, предназначенным для применения в подразделениях вневедомственной охраны», утвержденным ГУВО МВД России. «7» «Неудовлетворительная инженерно-техническая укрепленность объекта» К основным недостаткам в инженерно-технической укрепленности объекта, приводящим к ложным срабатываниям ТСО, относятся: - неисправность и вибрация строительных конструкций; - воздушные потоки (сквозняки) через щели в строительных конструкциях, открытые или неплотно закрытые (разбитые стёкла, сломанные) окна, форточки, фрамуги, двери, люки и т.п., неисправность их запорных устройств и крепежа. Сокращение количества ложных срабатываний ТСО достигается проведением качественного обследования объекта с отражением в соответствующих актах выявленных недостатков и обеспечением контроля за их устранением. «8» «Вина собственника» Основными причинами ложных срабатываний по вине собственника являются: - несвоевременное уведомление дежурного пульта управления ПЦО о снятии объекта с охраны (при ручной тактике пользования); - ошибочные действия по управлению комплексом охранной сигнализации, повлекшие ложные срабатывания ТСО или не взятие объекта под охрану; - халатность собственника при постановке объекта под охрану (строительный ремонт помещений, не запирание (неплотное закрытие) окон, форточек, дверей, люков, не выключение электронагревательных приборов, систем принудительной вентиляции или кондиционирования помещений, оставление в охраняемом помещении домашних животных и т.п.); - без согласования с подразделением вневедомственной охраны внесение изменений в схему блокировки объекта ТСО, изменение интерьера охраняемых помещений, замена окон, дверей и т.д., а также внесение изменений в схему подключения канала связи объекта с пультом централизованного наблюдения; - неудовлетворительное санитарное состояние объекта (существенно повышенная или пониженная температура воздуха, увеличенная влажность, наличие вредных насекомых, грызунов и т.п.); - отключение за неуплату линии связи объекта с ПЦН. Уменьшение влияния ошибок собственника достигается: - соблюдением инженерно-техническим составом подразделения вневедомственной охраны установленного периода обследований (технических осмотров) охраняемых объектов с отражением в соответствующих актах выявленных недостатков и обеспечением контроля за их устранением; - проведением периодических инструктажей с собственником и его доверенными лицами, обеспечение наличия на объекте инструкции по использованию комплекса охранной сигнализации; - применением установленных договором на охрану санкций в отношении собственника за нарушение им обязательств, повлекших ложный выезд наряда вневедомственной охраны; - автоматизацией процесса «взятия - снятия» с индикацией состояния ТСО «9» «Прочие причины» К прочим причинам ложных срабатываний ТСО следует отнести события (происшествия), обусловленные факторами природного (ураганный ветер, гроза и т.д.) и техногенного характера (строительные, земляные работы и т.д.). 5. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА И АНАЛИЗА ЛОЖНЫХ СРАБАТЫВАНИЙ ТСОПервичный анализ проводится инженерно-техническим персоналом ПЦО, где по информации дежурной смены ПЦО (ЦОУ) и результатам выездов групп задержания полиции заполняются листы-накопители установленного образца или проводится программная обработка поступивших тревожных извещений. Допускается ведение листов-накопителей в электронном виде. Современное программное обеспечение автоматических рабочих мест различных СПИ позволяет использовать существующую компьютерную базу данных охраняемых объектов для учета и анализа причин ложных срабатываний ТСО, определения пультовых номеров, подверженных ложным срабатываниям, комплексной отработке и выявления причин ложных срабатываний. В этом случае ведение листов-накопителей в бумажном и электронном виде не требуется. При поступлении с охраняемого объекта двух и более ложных срабатываний в течение 30 календарных дней собственнику в обязательном порядке предлагается принять меры по выявлению и устранению причин сбоев в работе ТСО. Причина ложных срабатываний считается устраненной, если в течение месяца со времени проведения регламентных работ (Р-2) ложных срабатываний по данному объекту не поступало. В целях организации учета и анализа причин ложных срабатываний ТСО приказом (Приложение 1) начальника подразделения создается комиссия по борьбе с ложными срабатываниями из числа сотрудников инженерно-технического состава подразделения вневедомственной охраны и представителей обслуживающих организаций (по согласованию). По данным первичного анализа постоянно действующей комиссией проводится работа по поиску и устранению причин ложных срабатываний ТСО, результаты работы комиссии и принятые ей решения оформляются протоколом (Приложение 2). Отчетная таблица первичного анализа и учета ложных срабатываний ТСО (Приложение 3) составляется ежемесячно, подписывается начальником ПЦО, утверждается начальником подразделения (или его заместителем) и направляется для учета и контроля в вышестоящее подразделение. При наличии в подразделении нескольких ПЦО допускается обобщение отчетных данных. Обобщение отчётной формы по обслуживаемой территории проводится УВО (ОВО) территориального органа МВД России на региональном уровне, с выработкой управленческих решений по данному направлению служебной деятельности. 6. РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТА ЛОЖНЫХ СРАБАТЫВАНИЙ ТСОПод месячным коэффициентом ложных срабатываний (Клс.мес) следует понимать отношение количества ложных срабатываний ТСО, поступивших на ПЦО подразделения вневедомственной охраны полиции в течение отчётного календарного месяца (Тмес), к задействованной пультовой емкости СПИ в тысячах единиц (Езад), т.е. количество ложных срабатываний в месяц на тысячу номеров задействованной пультовой ёмкости: Клс.мес = Тмес./Езад Под текущим коэффициентом ложных срабатываний (Клс.тек) следует понимать отношение количества ложных срабатываний ТСО (Тобщ.) с начала года к задействованной пультовой емкости СПИ (Езад) в тысячах единиц, поделенных на номер отчетного месяца N (от 1 до 12). Клс.тек = (Тобщ./Езад)/N Соответственно годовой коэффициент ложных срабатываний (Клс.год) рассчитывается по формуле: Клс.год = (Т12мес/Егод)/12, где Т12мес - количество ложных срабатываний за 12 месяцев отчётного года; Егод - задействованная емкость СПИ на 1 января года, следующего за отчётным; Пример: в августе 2012 года на все ПЦО подразделения вневедомственной охраны полиции с задействованной пультовой емкостью 33550 пультовых номеров поступило 1965 ложных сигналов тревога. С начала года на ГЩО поступило 15020 ложных сигналов тревога. Месячный коэффициент ложных срабатываний: Клс.мес = Тмес/Езад = 1965/33,550 = 58,569 Текущий коэффициент ложных срабатываний: Клс.тек = (Тобщ/Езад)/N = (15020/33,550)/8 = 55,961 Оценка инженерно-технической службы подразделения вневедомственной охраны полиции в части организации работы по снижению количества ложных срабатываний ТСО проводится по текущему (Клс.тек) или годовому (Клс.год) коэффициентам ложных срабатываний, а также на основе оценки эффективности работы комиссии по борьбе с ложными срабатываниями (наличия соответствующих материалов). При отрицательной динамике (снижении) Клс.тек (Клс.год) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (с предыдущими годами), а также наличию материалов работы комиссии деятельность технической службы подразделения вневедомственной охраны по снижению количества ложных срабатываний ТСО следует считать удовлетворительной. При выявлении фактов отсутствия или фальсификации количественного учёта и анализа поступивших ложных срабатываний ТСО деятельность подразделения вневедомственной охраны полиции по данному направлению служебной деятельности признаётся неудовлетворительной. Приложение 1
МВД России ПРИКАЗ «____»___________201__ г. №__________ Москва
В соответствии с требованиями приказа МВД России от 16 июля 2012 г. № 689 «Об утверждении инструкции по организации деятельности подразделений вневедомственной охраны территориальных органов МВД России по обеспечению охраны объектов, квартир и МХИГ с помощью технических средств» в целях организации учета и анализа причин ложных срабатываний технических средств охраны - ПРИКАЗЫВАЮ: 1. С целью координации работы по снижению количества ложных срабатываний технических средств охраны создать межведомственную комиссию в составе: председатель комиссии - члены комиссии - секретарь комиссии - 2. Ежемесячно проводить заседание межведомственной комиссии с оформлением протокола и анализом ежемесячной отчётной формы. 3. Председателю межведомственной комиссии ежемесячно справкой докладывать начальнику подразделения результаты анализа работы по снижению количества ложных срабатываний ТСО. 4. Контроль выполнения настоящего приказа оставляю за собой. Начальник подразделения вневедомственной охраны Приложение 2ПРОТОКОЛ №___
Приложение 3
Начальник ПЦО Примечание: При заполнении ежемесячного отчета следует учитывать следующие правила учета ложных срабатываний: - тревожные сообщения о нарушении канала связи, поступившие на ПЦО подразделения вневедомственной охраны с неохраняемых объектов, квартир и МХИГ, ложными тревогами не являются, в отчете не учитываются; - тревожные сообщения, поступившие на ПЦО подразделения вневедомственной охраны с объектов, квартир и МХИГ в одно и то же время по причине массового отключения электроэнергии, учитываются в отчете как одно ложное срабатывание; - тревожные сообщения, поступившие на ПЦО подразделения вневедомственной охраны с объектов, квартир и МХИГ в одно и то же время при массовой потере связи по причине обрыва кабельных коммуникаций или аварий оператора сотовой связи, учитываются в отчете как одно ложное срабатывание; - тревожные сообщения, поступившие на ПЦО подразделения вневедомственной охраны с объектов, квартир и МХИГ в одно и то же время при проведении ремонтно-профилактических работ оператором электросвязи с предварительным уведомлением ОВО, ложными срабатываниями не являются и в отчете не учитываются; - тревожные сообщения, поступившие на ПЦО подразделения вневедомственной охраны при многократных срабатываниях средств ТСО на одном объекте, квартире, МХИГ по одному или нескольким ШС, учитываются в отчете как одно ложное срабатывание. СОДЕРЖАНИЕ
|