Постановление Госстроя РФ от 21 мая 1999 г. № 39 "Об утверждении Порядка проведения финансовых и технологических экспертиз тарифов на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" В целях реализации Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. № 425 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 18, ст. 2131), и решений Правительства Российской Федерации (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1999 г. № 17), а также в соответствии с Генеральным соглашением о взаимодействии Госстроя России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, Госстрой России постановляет: 1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения финансовых и технологических экспертиз тарифов на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации. 2. Управлению реформирования жилищно-коммунального хозяйства (Дронов А.А.) обеспечить в 1999 году издание и доведение указанного Порядка до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления и оказание содействия регионам в вопросах проведения экспертизы тарифов на жилищно-коммунальные услуги. 3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в целях создания единого методологического подхода экспертиз тарифов и повышения их эффективности довести Порядок до предприятий и организаций ЖКХ. 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Госстроя России Чернышова Л.Н.
Порядок проведения финансовых и технологических экспертиз тарифов на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации (утв. постановлением Госстроя РФ от 21 мая 1999 г. № 39) I. Общие положения1.1. Настоящий Порядок проведения финансовых и технологических экспертиз тарифов на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации определяет проведение финансовой и технологической экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, с целью повышения эффективности и качества соответствующих проверок хозяйствующих субъектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства. 1.2. Порядок разработан в развитие действующих отраслевых нормативно-правовых актов: - Положения о проведении экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Госстроя России от 11.11.98 № 13; - Порядка аккредитации при Госстрое России экспертных организаций для проведения независимой экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Госстроя России от 15.04.99 № 24; - Методики проведения финансового аудита тарифов в организациях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, утвержденной приказом Госстроя России от 29.12.97 № 17-142. 1.3. Основные понятия, использованные в настоящем Порядке, идентичны основным понятиям, определенным Положением о проведении экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Госстроя России от 11.11.98 № 13. II. Порядок проведения экспертизы тарифов2.1. Экспертиза тарифов на жилищно-коммунальные услуги может проводиться по инициативе хозяйствующих субъектов и по инициативе органов, осуществляющих регулирование тарифов. 2.2. Финансирование работ по экспертизе тарифов на жилищно-коммунальные услуги может осуществляться за счет бюджетных средств или за счет хозяйствующих субъектов. Возможна смешанная форма оплаты с указанием порядка оплаты из разных источников. Конкретный источник финансирования определяется заказчиком. 2.3. Регулирующий орган самостоятельно определяют процедуру проведения экспертизы. С целью создания единого методологического подхода экспертиз тарифов и повышения их эффективности регулирующие органы в процедуре проведения экспертизы должны определить: - перечень тарифов, подлежащих экспертизе; - перечень хозяйствующих субъектов, представляющих в регулирующие органы расчеты и обоснования на утверждение тарифов; - основные направления финансовых и технологических экспертиз тарифов; - назначения и особенности проведения экспертизы по каждому виду тарифов; - объем требуемой экспертизы по ее назначениям; - сроки и периодичность проведения экспертизы тарифов; - источник и порядок оплаты. 2.4. Условия, при наличии которых проводится экспертиза тарифов на жилищно-коммунальные услуги, устанавливаются регулирующим органом. В дополнение к п.6 "Положения о проведении экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг" от 11.11.98 № 13 такими условиями могут быть: - изменение величины уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги; - включение в Реестр (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.96 № 154) хозяйствующих субъектов, участвующих на рынках услуг тепло-, электро-, водо-, газоснабжения и др. и по своим признакам относящихся к естественным и локальным естественным монополиям; - инициативное обращение хозяйствующих субъектов в регулирующие органы об изменении тарифов в течение регулируемого периода; - окончание регулируемого периода, в течение которого действуют тарифы на жилищно-коммунальные услуги. 2.5. При проведении экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, экспертные организации и хозяйствующие субъекты должны руководствоваться федеральными законами, законами и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, определяющими порядок регулирования ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также положениями, инструкциями, правилами и нормами технической эксплуатации объектов ЖКХ и настоящим Порядком. 2.6. Заключение экспертной организации, проводящей проверку обоснованности уровня тарифов на жилищно-коммунальные услуги, должно содержать выводы и практические рекомендации, позволяющие: - установить достоверность финансово-экономической и производственно-технологической информации по обоснованию уровня тарифов на жилищно-коммунальные услуги; - оценить соблюдение хозяйствующими субъектами установленного нормативными актами порядка ценообразования; - выявить неэффективные и необоснованные затраты, включаемые в расчеты тарифов; - определить мероприятия по снижению себестоимости производства и поставки потребителю услуги; - выявить внутренние резервы предприятия или организации в целях повышения эффективности производства и обеспечения энергоресурсосбережения; - определить обоснованность расчетов с потребителями коммунальных услуг, включая население (по приборам учета и контроля, по нормативам потребления). 2.7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляя в соответствии с Концепцией ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, одобренной Правительственной комиссией по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации (протокол № 1 от 22 января 1999 года, раздел I), контроль за величиной тарифов в муниципальных образованиях, вправе запросить данные о величинах тарифов по регулируемым видам деятельности, сведения о проведении экспертизы тарифов и заключение экспертной организации. 2.8. Проведение экспертизы экономического обоснования тарифов на жилищно-коммунальные услуги может быть осуществлено, как самим хозяйствующим субъектом (внутренняя экспертиза), так и независимой экспертной организацией (внешняя экспертиза). 2.9. Для экономического обоснования тарифов на жилищно-коммунальные услуги экспертными организациями в соответствии с целями проверок могут проводиться и финансовые, и технологические экспертизы. 2.10. Проверка экономически обоснованной величины тарифа на жилищно-коммунальные услуги должна охватывать следующие основные аспекты ценообразования на различные виды жилищно-коммунальных услуг: по финансовой экспертизе: - организационно-правовой статус хозяйствующего субъекта, его основные функции и права; - образование финансовых потоков; - экономическая стратегия; - ценообразование и регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов: - социально-экономические аспекты установления показателей уровня оплаты ЖКУ населением; - наличие дифференцированных тарифов; - покрытие затрат хозяйствующего субъекта действующими тарифами (по группам потребителей); - наличие и влияние перекрестного субсидирования и динамики его изменения; - анализ финансово-хозяйственной и производственной деятельности предприятия, организации; - обоснованность расчетов прибыли и рентабельности, включаемых в тарифы на жилищно-коммунальные услуги. по технологической экспертизе: - наличие механизма начисления штрафных санкций в договорных отношениях при нарушении качества энергоресурсов, поставляемых потребителям; - анализ обоснованности расчетов: - объемных показателей выработки, расходов на собственные нужды, подачи в сеть, отпуска и потребления энергоресурсов; - потерь энергоресурсов; - формирование системы ППР предприятия, организации и контроль выполнения; - информационно-нормативная база производственно-технических служб предприятия, организации; - оценка работы оперативно-диспетчерских служб хозяйствующего субъекта; - анализ плана технического вооружения и развития предприятия, источников его финансирования; - наличие приборного учета энергоресурсов, автоматизированных систем диспетчерского оборудования, анализ использования данных приборного учета в прямых расчетах с потребителями. 2.11. Реестр аккредитованных экспертных организаций ведется Госстроем России в соответствии с "Порядком аккредитации при Госстрое России экспертных организаций для проведения независимой экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг", утвержденным постановлением Госстроя России от 15.04.99 № 24. При необходимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и руководители хозяйствующих субъектов различных форм собственности могут получить информацию об аккредитованной экспертной организации в Комиссии по аккредитации экспертных организаций для проведения экспертизы тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг Госстроя России.
|