На главную | База 1 | База 2 | База 3

Постановление Правительства РФ от 1 марта 2013 г. № 173

"Об утверждении Положения об особенностях стандартизации продукции (работ, услуг), для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции"

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона "О техническом регулировании" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение об особенностях стандартизации продукции (работ, услуг), для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции.

 

Председатель Правительства Российской Федерации

Д. Медведев

 

Положение об особенностях стандартизации продукции (работ, услуг), для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции

(утв. постановлением Правительства РФ от 1 марта 2013 г. № 173)

1. Настоящее Положение устанавливает особенности стандартизации продукции (работ, услуг), для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии (далее - продукция (работы, услуги), а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции (далее - процессы).

2. Используемые в настоящем Положении понятия означают следующее:

"головная организация по стандартизации" - организация, уполномоченная осуществлять научно-методическую поддержку деятельности по стандартизации продукции (работ, услуг) и (или) процессов, экспертизу разрабатываемых документов по стандартизации, а также информационное обеспечение в области стандартизации;

"информационное обеспечение" - предоставление информации о составе документов по стандартизации продукции (работ, услуг) и (или) процессов, об изменении состава или содержания таких документов (части документов), а также распространение документов (части документов) по стандартизации продукции (работ, услуг) и (или) процессов;

"монтаж" - этап технологического процесса производства, характеризующийся совокупностью операций по сборке и установке сооружений, конструкций и технологического оборудования из готовых частей (узлов, элементов);

"наладка" - этап технологического процесса производства, характеризующийся совокупностью операций по подготовке, оснастке и регулированию продукции, направленный на обеспечение ее работы в заданных условиях в соответствии с обязательными требованиями;

"национальный стандарт ограниченного распространения" - стандарт, утвержденный национальным органом по стандартизации, устанавливающий требования к продукции (работам, услугам) и (или) процессам, сведения о которых составляют государственную тайну, и содержащий сведения, составляющие государственную тайну и (или) относимые к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа;

"объект стандартизации" - продукция (работы, услуги) и (или) процессы, подлежащие или подвергнувшиеся стандартизации;

"продукция" - результат деятельности, который представлен в материально-вещественной форме, предназначен для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях на объектах использования атомной энергии, для которого устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, который проектируется (включая изыскания), производится, эксплуатируется, хранится, перевозится, реализуется, утилизируется и захоранивается в соответствии с установленными требованиями;

"сводный перечень документов по стандартизации" - документ, разрабатываемый для информационного обеспечения изготовителей (поставщиков, приобретателей) продукции (работ, услуг), а также для отнесения документов (части документов) по стандартизации, включенных в указанный сводный перечень, к документам, которые применяются на обязательной основе;

"технические условия" - документ, содержащий технические требования (совокупность всех показателей, норм, правил и положений) к изделию, контролю, приемке и поставке, принятый изготовителем;

"требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии" - требования к продукции (работам, услугам) и (или) процессам, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии, о техническом регулировании и об обеспечении единства измерений, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими такие требования, и (или) государственным контрактом (договором);

"утилизация" - использование продукции после окончания срока эксплуатации путем промышленной переработки и (или) вторичного использования сырья, веществ и материалов от такой продукции;

"хранение" - размещение не используемой по назначению продукции в специально отведенном месте для обеспечения ее сохраняемости в заданном состоянии в течение установленного срока;

"эксплуатация" - совокупность работ по вводу продукции в эксплуатацию, приведению в установленную степень готовности к использованию по назначению, поддержанию в установленной степени готовности к этому использованию, использованию по назначению, хранению и перевозке, снятию с эксплуатации и списанию.

3. Документы по стандартизации продукции (работ, услуг) и (или) процессов (далее - документы по стандартизации), включенные в сводный перечень документов по стандартизации, образуют фонд документов по стандартизации, который является федеральным информационным ресурсом.

Порядок создания и ведения фонда документов по стандартизации, применяемых на обязательной основе, в том числе порядок предоставления информации и копий документов, определяется национальными стандартами, правилами и рекомендациями по стандартизации.

4. Документы по стандартизации, разработанные за счет средств федерального бюджета, являются федеральной собственностью.

5. Особенности стандартизации продукции (работ, услуг) и (или) процессов заключаются:

а) в применении на обязательной основе документов (части документов) по стандартизации, включенных в сводный перечень документов по стандартизации;

б) в требованиях к объектам стандартизации, а также в механизме применения документов по стандартизации;

в) в особом порядке планирования и разработки документов по стандартизации ограниченного распространения, их согласования, утверждения, издания, внедрения, распространения, а также внесения в них изменений;

г) в недопустимости противоречия документов по стандартизации федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии.

6. Стандартизация продукции (работ, услуг) и (или) процессов направлена на обеспечение:

а) единой технической политики в области стандартизации продукции (работ, услуг) и (или) процессов;

б) необходимого уровня безопасности продукции (работ, услуг) и (или) процессов, качества и конкурентоспособности продукции;

в) сокращения затрат на разработку, производство, эксплуатацию и утилизацию продукции, а также сроков ее разработки;

г) унификации продукции, совместимости и взаимозаменяемости ее составных частей, комплектующих изделий и материалов, а также оптимизации ее номенклатуры;

д) энергетической эффективности технологий и материалов;

е) сопоставимости результатов исследований (испытаний) и единства измерений;

ж) ввода в обращение инновационной продукции (работ, услуг) и технологий;

з) гармонизации документов по стандартизации с международными стандартами и рекомендациями международных организаций в области использования атомной энергии, а также со стандартами иностранных государств - основных торговых партнеров Российской Федерации;

и) использования единой терминологии, единых правил идентификации продукции (работ, услуг) и (или) процессов, единых систем классификации и кодирования;

к) доступности документов по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.

7. В качестве документов по стандартизации, устанавливающих требования к продукции (работам, услугам) и (или) процессам, применяются:

а) национальные стандарты;

б) своды правил;

в) отраслевые стандарты до их отмены в связи с принятием соответствующих национальных стандартов (предварительных национальных стандартов);

г) стандарты организаций;

д) международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

е) предварительные национальные стандарты;

ж) национальные стандарты (предварительные национальные стандарты) ограниченного распространения;

з) технические условия.

8. Актуализация фонда документов по стандартизации осуществляется за счет разработки документов по стандартизации, предусмотренных пунктом 7 настоящего Положения, внесения в них изменений, а также включения таких документов в сводный перечень документов по стандартизации.

9. Сводный перечень документов по стандартизации содержит перечни документов (части документов) по стандартизации, которые применяются на обязательной основе.

Принятие решения о включении документов по стандартизации в сводный перечень документов по стандартизации осуществляется:

а) в отношении документов, указанных в подпунктах "а", "в", "д" - "ж" пункта 7 настоящего Положения, - Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (в соответствии с установленной компетенцией по обеспечению соблюдения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии) по согласованию с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом";

б) в отношении документов, указанных в подпунктах "а", "в" - "з" пункта 7 настоящего Положения, - Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (в рамках установленных полномочий по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также полномочий и функций по обеспечению безопасности при использовании атомной энергии) по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;

в) в отношении документов, указанных в подпунктах "а" - "в", "д" - "з" пункта 7 настоящего Положения, - Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (в соответствии с установленной компетенцией по государственному регулированию пожарной безопасности при использовании атомной энергии) по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом";

г) в отношении документов, указанных в подпунктах "а" - "в", "д" - "з" пункта 7 настоящего Положения, - Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (в соответствии с установленной компетенцией по государственному регулированию безопасности при использовании атомной энергии в сфере охраны окружающей среды) по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом".

10. Уполномоченные в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" органы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и органы государственного управления использованием атомной энергии с учетом требований пункта 9 настоящего Положения вправе представлять обоснованные предложения о включении документов по стандартизации в сводный перечень документов по стандартизации.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" принимают в соответствии с установленной компетенцией решения о включении документов по стандартизации в сводный перечень документов по стандартизации в течение 30 дней со дня поступления указанных предложений.

Включение документов по стандартизации в сводный перечень документов по стандартизации производится в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. О принятом решении заинтересованные органы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и органы государственного управления использованием атомной энергии информируются в установленном порядке.

11. Формирование, ведение и актуализация сводного перечня документов по стандартизации осуществляются Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом".

Документы, указанные в подпункте "г" пункта 7 настоящего Положения, включаются в сводный перечень документов по стандартизации при условии согласования с организацией, утвердившей такие документы.

Применение этих документов осуществляется с учетом законодательства Российской Федерации в области защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Официальное издание и распространение документов, указанных в подпункте "г" пункта 7 настоящего Положения, осуществляются Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" по согласованию с организацией, утвердившей такие документы.

Актуализация сводного перечня документов по стандартизации осуществляется Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" не реже 1 раза в 5 лет.

12. Документы по стандартизации, включенные в сводный перечень документов по стандартизации, применяются до их пересмотра или отмены.

13. Сводный перечень документов по стандартизации подлежит опубликованию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", за исключением информации о документах по стандартизации ограниченного распространения.

14. Планирование, разработка, информационное обеспечение, издание, распространение и отмена документов, указанных в подпунктах "а", "б", "е" и "ж" пункта 7 настоящего Положения, а также их изменение осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.

В отношении продукции (работ, услуг) и (или) процессов могут разрабатываться национальные стандарты (предварительные национальные стандарты) на основе стандартов организаций, которыми устанавливаются требования безопасности в области использования атомной энергии.

15. Документы по стандартизации, содержащие сведения ограниченного доступа, включаются в указатель документов по стандартизации продукции (работ, услуг) ограниченного распространения, который разрабатывается для обеспечения заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, имеющих право на получение документов по стандартизации ограниченного распространения, информацией о стандартах ограниченного распространения, принятых в установленном порядке.

Разработка указателя документов по стандартизации продукции (работ, услуг) ограниченного распространения и его направление в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации осуществляются Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

Информация о принятии (утверждении), об изменении и отмене документов, включенных в указатель документов по стандартизации продукции (работ, услуг) ограниченного распространения, рассылается не реже 1 раза в 5 лет.

Планирование и разработка документов по стандартизации ограниченного распространения, их согласование, утверждение, издание, внедрение, распространение, а также внесение в них изменений осуществляются в соответствии с национальными стандартами ограниченного распространения.

16. Информационное обеспечение заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций в отношении документов, указанных в пункте 7 настоящего Положения, осуществляется Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии с учетом положений пункта 17 настоящего Положения.

17. Для реализации настоящего Положения в пределах своих полномочий:

а) Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом":

осуществляет перспективное и текущее планирование разработки (внесения изменений) документов по стандартизации;

утверждает программы стандартизации и годовой план разработки стандартов на продукцию (работы, услуги) и (или) процессы, контролирует их исполнение в рамках национальной системы стандартизации;

готовит предложения о разработке национальных стандартов и внесении изменений в программу разработки национальных стандартов;

осуществляет функции заказчика работ по стандартизации продукции (работ, услуг) и (или) процессов;

осуществляет информационное обеспечение заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций в отношении документов, указанных в подпунктах "в", "г" и "з" пункта 7 настоящего Положения;

осуществляет методическое обеспечение деятельности по стандартизации продукции (работ, услуг) и (или) процессов;

разрабатывает типовое положение о головных организациях по стандартизации в области использования атомной энергии (по группам однородной продукции и (или) видам работ (услуг);

участвует в установленном порядке в работе технических комитетов по стандартизации;

б) Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии:

осуществляет согласование годового плана разработки стандартов на продукцию (работы, услуги) и (или) процессы в части разработки национальных стандартов, региональных стандартов, национальных документов по стандартизации ограниченного распространения;

осуществляет взаимодействие с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" по вопросам стандартизации;

осуществляет подготовку к принятию, принятие, учет, пересмотр и отмену документов, указанных в подпунктах "а", "е" и "ж" пункта 7 настоящего Положения, а также внесение в них изменений;

осуществляет введение в действие и прекращение применения на территории Российской Федерации региональных стандартов, устанавливающих общие требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии;

осуществляет информационное обеспечение, а также издание и хранение подлинников документов, указанных в подпунктах "а", "б", "д" и "ж" пункта 7 настоящего Положения;

в) организации, исполняющие функции головных организаций по стандартизации в области использования атомной энергии (по группам однородной продукции (работ, услуг) и (или) видам работ (услуг):

осуществляют научно-методическую поддержку деятельности по стандартизации продукции (работ, услуг) и (или) процессов, а также экспертизу проектов документов по стандартизации;

участвуют в информационном обеспечении деятельности по стандартизации продукции (работ, услуг) и (или) процессов;

представляют в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" предложения о разработке документов по стандартизации, включаемых в программу стандартизации и годовой план разработки стандартов на продукцию (работы, услуги) и (или) процессы, а также в программу разработки национальных стандартов, о внесении изменений в сводный перечень документов по стандартизации и указатель документов по стандартизации продукции (работ, услуг) ограниченного распространения;

участвуют в установленном порядке в работе технических комитетов по стандартизации.

18. Деятельность по стандартизации продукции (работ, услуг) и (или) процессов осуществляется с учетом ограничений, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.