На главную | База 1 | База 2 | База 3

Постановление Правительства РФ от 2 мая 2012 г. № 421

"О мерах по совершенствованию подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих не относящиеся к сфере технического регулирования обязательные требования"

(с изменениями от 5 мая 2012 г.)

В целях совершенствования подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих не относящиеся к сфере технического регулирования обязательные требования, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об особенностях подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих не относящиеся к сфере технического регулирования обязательные требования.

2. Установить, что разъяснения о применении Положения, утвержденного настоящим постановлением, дает Министерство экономического развития Российской Федерации.

3. Определить:

адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их публичного обсуждения - regulation.gov.ru (далее - официальный сайт);

Министерство экономического развития Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по ведению официального сайта.

4. Министерству экономического развития Российской Федерации разработать и утвердить не позднее 1 августа 2012 г. порядок регистрации на официальном сайте федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих размещение на официальном сайте информации о разработке проектов нормативных правовых актов и результатах их публичного обсуждения, определяющий в том числе сроки регистрации, состав и порядок размещения на официальном сайте указанной информации, а также порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом.

5. Установить, что с 1 октября 2012 г. федеральные органы исполнительной власти размещают информацию о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их публичного обсуждения на официальном сайте, до 1 октября 2012 г. - на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

 

Председатель Правительства Российской Федерации

В. Путин

 

 

Москва

 

2 мая 2012 г.

 

№ 421

 

 

Положение об особенностях подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих не относящиеся к сфере технического регулирования обязательные требования

(утв. постановлением Правительства РФ от 2 мая 2012 г. № 421)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет особенности подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих не относящиеся к сфере технического регулирования обязательные требования к выполнению работ, оказанию услуг и осуществлению процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - обязательные требования).

2. К нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, содержащим обязательные требования, в отношении которых определяются особенности их подготовки, относятся постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, устанавливающие (утверждающие):

федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности;

требования пожарной безопасности;

требования в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности людей на водных объектах;

требования в области охраны окружающей среды;

требования охраны атмосферного воздуха, в том числе требования к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух;

требования, правила и нормативы, направленные на обеспечение безопасного обращения с отходами;

требования надежности и безопасности систем и объектов электроэнергетики;

государственные нормативные требования в области охраны труда;

требования к газу, предназначенному для поставки потребителям и транспортировки;

санитарно-эпидемиологические требования и гигиенические нормативы;

ветеринарные нормы и правила, ветеринарно-санитарные требования и нормы;

нормы и правила в области обеспечения карантина растений;

требования в области семеноводства;

требования к обороту партий семян лесных растений, используемых в целях воспроизводства лесов и лесоразведения;

требования к проектированию, построению, эксплуатации, управлению сетями связи или нумерации сетей связи, применяемым средствам связи, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сетей связи, защиты сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации, а также к порядку ввода сетей связи в эксплуатацию;

федеральные авиационные правила;

требования по обеспечению транспортной безопасности;

требования, связанные с безопасностью морского судоходства, судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации и торгового мореплавания.

3. Подготовка нормативных правовых актов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, их государственная регистрация и официальное опубликование осуществляются в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Положением.

4. В случае если нормативные правовые акты, которыми признаются утратившими силу нормативные правовые акты, указанные в пункте 2 настоящего Положения, или их отдельные положения, не содержат положений, вводящих административные и иные ограничения, запреты и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности, они могут издаваться федеральными органами исполнительной власти без учета особенностей, предусмотренных настоящим Положением. Об издании таких нормативных правовых актов федеральный орган исполнительной власти в 3-дневный срок уведомляет Министерство экономического развития Российской Федерации.

5. В целях недопущения возникновения кризисных ситуаций и предупреждения террористических актов, а также для ликвидации их последствий федеральные органы исполнительной власти в установленной сфере деятельности могут издавать нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования. Подготовка таких нормативных актов осуществляется только во исполнение поручений Президента Российской Федерации или Председателя Правительства Российской Федерации, содержащих прямое указание на необходимость принятия такого нормативного правового акта и конкретные правовые решения, которые должны быть им предусмотрены, и может осуществляться без учета особенностей, предусмотренных настоящим Положением.

Указанные нормативные правовые акты подлежат применению в течение не более 6 месяцев со дня вступления их в силу. Повторное издание этих нормативных правовых актов не допускается.

Указанные нормативные правовые акты могут быть отменены или изменены в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2011 г. № 633 "Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

6. Подготовка проекта нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, устанавливающего обязательные требования (далее - проект акта), предусматривает следующие этапы:

уведомление о подготовке проекта акта, включая проведение публичного обсуждения;

разработка проекта акта и его рассмотрение, включая проведение публичного обсуждения и экспертную оценку;

направление проекта акта на заключение об оценке регулирующего воздействия.

7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, или федеральный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами возложены функции по подготовке нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования (далее - разработчик), при подготовке проекта акта должен исходить из необходимости обеспечения соответствия правового регулирования интересам национальной экономики, решаемым задачам или проблемам, необходимости соблюдения баланса государственных, муниципальных и частных интересов, не допускать создания избыточных административных и иных ограничений, запретов и обязанностей для субъектов предпринимательской и иной деятельности (или условий, способствующих их введению), которые могут послужить препятствием для осуществления предпринимательской и иной деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей регулирования.

II. Уведомление о подготовке проекта акта

8. Разработчик размещает уведомление о подготовке проекта акта на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", созданном для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их публичного обсуждения (далее - официальный сайт).

Уведомление о подготовке проекта акта подписывается руководителем (заместителем руководителя) разработчика и содержит:

вид, наименование и планируемый срок вступления в силу нормативного правового акта, круг лиц, на которых будет распространено его действие, а также необходимость установления переходного периода;

краткое изложение цели регулирования и общую характеристику соответствующих общественных отношений, а также обоснование необходимости подготовки нормативного правового акта;

сведения о разработчике проекта акта;

срок, в течение которого разработчиком принимаются предложения, который не может составлять менее 15 календарных дней с даты размещения уведомления на официальном сайте, и наиболее удобный способ их представления;

иную информацию по решению разработчика, относящуюся к сведениям о подготовке проекта акта.

9. Одновременно с размещением уведомления о подготовке проекта акта на официальном сайте разработчик проводит его публичное обсуждение.

В целях проведения публичного обсуждения разработчик направляет извещение о размещении уведомления о подготовке проекта акта, содержащее сведения о месте его размещения на официальном сайте (полный электронный адрес), в следующие органы и организации:

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти;

экспертно-консультативные и научно-технические советы, иные совещательные органы, созданные при разработчике (в случае их наличия), а также в научно-исследовательские организации (далее - экспертные организации);

организации, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской деятельности (далее - представители предпринимательского сообщества).

10. Разработчик в рамках публичного обсуждения уведомления о подготовке проекта акта может проводить консультации с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, представителями предпринимательского сообщества, экспертными организациями.

11. Разработчик рассматривает все предложения, поступившие в установленный срок в письменной или электронной форме по результатам публичного обсуждения уведомления о подготовке проекта акта, а также предложения, поступившие при проведении консультаций.

12. Разработчик не позднее 2 месяцев со дня окончания срока публичного обсуждения уведомления о подготовке проекта акта размещает на официальном сайте сводку предложений, поступивших в рамках публичного обсуждения уведомления о подготовке проекта акта.

По результатам рассмотрения, предусмотренного пунктом 11 настоящего Положения, разработчик принимает решение о разработке проекта акта или об отказе от разработки проекта акта. В случае принятия решения об отказе от разработки проекта акта разработчик размещает на официальном сайте соответствующее сообщение и сводку предложений, поступивших в рамках публичного обсуждения, с указанием мотивов принятия такого решения.

III. Разработка, рассмотрение, публичное обсуждение и экспертная оценка проекта акта

13. В случае принятия решения о разработке проекта акта разработчик подготавливает текст проекта акта и материалы обоснований к нему. Указанные материалы включают:

а) сводку предложений, поступивших в рамках публичного обсуждения, с указанием позиции разработчика в отношении каждого из них, протоколы консультаций с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, представителями предпринимательского сообщества, экспертными организациями, а также иные материалы по усмотрению разработчика;

б) сводный отчет, в котором указываются:

проблема, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы, и описание способа ее решения;

цели предлагаемого регулирования и их соответствие принципам правового регулирования, программным документам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

новые функции, полномочия, обязанности и права федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления или их изменение, а также порядок их реализации;

оценка соответствующих расходов бюджетной системы Российской Федерации;

основные группы субъектов предпринимательской и иной деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы государственной власти, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, их количественная оценка;

новые обязанности или ограничения для субъектов предпринимательской и иной деятельности или изменение содержания существующих обязанностей и ограничений, а также порядок организации их исполнения;

оценка расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей или ограничений либо с изменением содержания таких обязанностей или ограничений;

риски решения проблемы предложенным способом регулирования и риски негативных последствий;

предполагаемая дата введения нового регулирования, оценка необходимости установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу акта либо необходимость распространения предлагаемого регулирования на ранее возникшие отношения;

анализ международного опыта установления обязательных требований в соответствующих сферах деятельности;

описание методов контроля эффективности избранного способа достижения цели регулирования;

необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия;

индикативные показатели, программы мониторинга и иные способы (методы) оценки достижения заявленных целей регулирования;

иные сведения, которые, по мнению разработчика, позволяют оценить обоснованность предлагаемого регулирования.

14. Форма сводного отчета, предусмотренного подпунктом "б" пункта 13 настоящего Положения, устанавливается Министерством экономического развития Российской Федерации.

15. Разработчик проводит публичное обсуждение и экспертную оценку проекта акта.

В этих целях разработчик одновременно размещает проект акта и материалы обоснований к нему на официальном сайте и направляет извещение, содержащее сведения о месте размещения проекта акта на официальном сайте (полный электронный адрес), в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, экспертные организации, представителям предпринимательского сообщества и в иные организации.

16. Срок проведения публичного обсуждения и экспертной оценки проекта акта определяется разработчиком, но не может составлять менее 30 календарных дней с даты размещения проекта акта и материалов обоснований к нему на официальном сайте.

Срок проведения публичного обсуждения и рассмотрения проекта акта может быть продлен по решению разработчика, который размещает информацию об основаниях и сроке такого продления на официальном сайте.

Разработчик в рамках публичного обсуждения и экспертной оценки проекта акта может проводить консультации с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, экспертными организациями и представителями предпринимательского сообщества.

Разработчик обязан рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок в письменной или электронной форме по результатам публичного обсуждения и экспертной оценки проекта акта, а также предложения, поступившие при проведении консультаций.

17. По результатам публичного обсуждения и экспертной оценки проекта акта, а также согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработчик дорабатывает проект акта и материалы обоснований к нему.

При этом в указанные материалы включаются:

копии предложений, поступивших в рамках публичного обсуждения и экспертной оценки проекта акта;

сведения о позициях заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, их учете или мотивированное обоснование их отклонения;

протокол проведения публичного обсуждения и экспертной оценки проекта акта, в котором указываются сведения о соблюдении разработчиком требований настоящего Положения, сформированный с использованием программных средств официального сайта.

IV. Заключение об оценке регулирующего воздействия

18. Проект акта и материалы обоснований направляются разработчиком в Министерство экономического развития Российской Федерации на заключение об оценке регулирующего воздействия.

В указанном заключении дается оценка соблюдения разработчиком особенностей подготовки проекта акта, предусмотренных настоящим Положением, достаточности обоснований установления в проекте акта положений, вводящих административные и иные ограничения, запреты и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетной системы Российской Федерации, а также оценка возможности достижения прогнозируемого положительного эффекта.

19. Заключение об оценке регулирующего воздействия подготавливается в течение 15 календарных дней с даты поступления проекта акта и материалов обоснований к нему.

20. Проект акта возвращается разработчику в случае, если в заключении об оценке регулирующего воздействия сделан вывод о том, что разработчиком при подготовке проекта акта не выполнены следующие процедуры:

на официальном сайте не размещено уведомление о подготовке проекта акта;

представители предпринимательского сообщества не извещены о размещении на официальном сайте уведомления о подготовке проекта акта;

срок проведения публичного обсуждения и экспертной оценки уведомления о подготовке проекта акта составил менее 15 календарных дней с даты размещения указанного уведомления на официальном сайте;

на официальном сайте не размещен разработанный проект акта и материалы обоснований к нему;

представители предпринимательского сообщества не извещены о размещении на официальном сайте разработанного проекта акта и материалов обоснований к нему;

срок проведения публичного обсуждения и экспертной оценки проекта акта составил менее 30 календарных дней с даты размещения проекта акта и материалов обоснований к нему на официальном сайте;

не составлена сводка всех поступивших и рассмотренных в рамках публичного обсуждения и экспертной оценки предложений.

21. В случае возвращения проекта акта разработчик проводит все процедуры, предусмотренные пунктом 20 настоящего Положения, начиная с невыполненной, и дорабатывает проект акта по их результатам, после чего повторно направляет проект акта и материалы обоснований в Министерство экономического развития Российской Федерации на заключение об оценке регулирующего воздействия.

22. В случае если в заключении об оценке регулирующего воздействия сделан вывод о недостаточном обосновании установления в проекте акта положений, вводящих административные и иные ограничения, запреты и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетной системы Российской Федерации, либо вывод о невозможности достижения прогнозируемого положительного эффекта, разработчик организует согласительное совещание с Министерством экономического развития Российской Федерации по обсуждению проекта акта. Результаты согласительного совещания оформляются протоколом, который в течение 5 рабочих дней подписывается руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти или по указанию руководителей их заместителями.

23. По результатам рассмотрения заключения об оценке регулирующего воздействия и по итогам согласительного совещания, предусмотренного пунктом 22 настоящего Положения, руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, принимает решение о завершении подготовки проекта акта, его подписании (утверждении) и направлении на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

В случае если разработчиком является федеральный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами возложены функции по подготовке нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, его руководитель принимает решение о завершении подготовки проекта акта и направлении его в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

24. Сведения о завершении разработки проекта акта размещаются на официальном сайте не позднее 3 календарных дней с даты направления нормативного правового акта на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.