Разъяснения Федеральной службы по экологическому, "По применению положений Градостроительного кодекса Российской Федерации в части осуществления государственного строительного надзора и постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" В связи с поступающими обращениями в адрес Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о разъяснении положений Градостроительного кодекса Российской Федерации в части осуществления государственного строительного надзора и постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" сообщаем следующее. 1. В соответствии с частью 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. В случае если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности, то в соответствии с частью 3 указанной статьи, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации. Таким образом, отношения в сфере градостроительной деятельности имеют комплексный, межотраслевой характер, а их содержание составляют преимущественно предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, перечисленные в статье 72 Конституции Российской Федерации. К ним относятся, в частности, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры. Несмотря на отсутствие специального указания на законодательство о градостроительной деятельности как обособленную отрасль в статье 72 Конституции Российской Федерации, указанное законодательство в своей основе находится, как и административное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (см. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. № 468-О). Такой вывод подтверждается системой законодательства о градостроительной деятельности, определенной в статье 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с частью 3 которой законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации. Это означает недопустимость введения при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства административных процедур (например, согласований проектной документации), требований о предоставлении документов (например, ордеров и разрешений на производство строительно-монтажных работ) и иных действий, не предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации. 2. Нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации вступают в силу в соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". Положения нормативных правовых актов, принятых с целью реализации Градостроительного кодекса Российской Федерации, вступают в силу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти". Принятые правовые нормы регулирует отношения по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, возникшие после вступления в силу таких норм. Таким образом, в случае, если государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте каких - либо объектов капитального строительства до принятия Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществлялся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но после вступления в силу положений Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежит осуществлению федеральным органом исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не вправе продолжать осуществлять государственный строительный надзор применительно к строительству, реконструкции, капитальному ремонту таких объектов капитального строительства. До вступления в силу норм, подлежащих принятию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, в том числе и в сфере государственного строительного надзора, следует руководствоваться статьей 7 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", согласно которой до приведения в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства и действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Градостроительному кодексу Российской Федерации. После принятия нормативных правовых актов в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации применение указанных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также актов законодательства Союза ССР не допускается. Так, после принятия Правительством Российской Федерации постановления "О порядке консервации объектов капитального строительства" инструктивное письмо Госстроя СССР, Госплана СССР, Минфина СССР, Стройбанка СССР и Госбанка СССР от 18 августа 1986 г. № 61-Д "О порядке проведения работ по консервации строительства объектов" не подлежит применению. Необходимо также отметить, что многие нормативные правовые акты, принятые до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, например, приказ Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 3 июня 1992 г. № 131 "О порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ", не подлежат применению с даты вступления Градостроительного кодекса Российской Федерации в силу, поскольку противоречат статье 51 Градостроительного Кодекс Российской Федерации. 3. Повторно доводим до сведения органов государственного строительного надзора тот факт, что в соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также пунктом 2 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется: а) при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства; б) при капитальном ремонте объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов и проектная документация таких объектов подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо проектная документация таких объектов является типовой проектной документацией или ее модификацией. Таким образом, проведение государственной экспертизы проектной документации является критерием отнесения объектов капитального строительства к государственным надзорным полномочиям только в случае осуществления капитального ремонта таких объектов. Капитальный ремонт объектов капитального строительства следует понимать в контексте части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В настоящее времени критерии характеристик надежности и безопасности законодательно не определены. Объекты капитального строительства при их строительстве и реконструкции подлежат государственному строительному надзору вне зависимости от того обстоятельства, проводится ли в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении проектной документации таких объектов государственная экспертиза или не проводится. Под строительством и реконструкцией объектов капитального строительства понимаются соответственно определения, указанные в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. К отношениям по перепланировке и переоборудованию жилых помещений нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации не применяются. Указанные отношения регулируются Главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации. 4. Под объектами капитального строительства, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте которых в соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется государственный строительный надзор, на основании статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимаются здания, строения, сооружения, а также объекты, строительство которых не завершено, в том числе: - объекты индивидуального жилищного строительства с параметрами, указанными в пункте 1 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, а также комплекс таких объектов капитального строительства (складские, производственные, промышленные комплексы и пр.), - сети инженерно-технического обеспечения, - дороги, мосты, - канализационные насосные станции, - автозаправочные станции, - антенно-мачтовые устройства, станции сотовой связи, - взлетно-посадочные полосы аэропортов и т.д. Перечисленные объекты капитального строительства подлежат государственному строительному надзору, осуществляемому соответствующим органом исполнительной власти в соответствии с частями 3, 4 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Положения части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержат простое перечисление объектов капитального строительства, критерии таких объектов содержатся в других федеральных законах: "Об использовании атомной энергии", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О связи", "О государственной тайне", "Об обороне", "О безопасности" и иных. Отдельные параметры объектов капитального строительства, связанные, например, с определением этажности объектов капитального строительства могут быть заимствованы из подзаконных актов (СНиП 2.08.01-89* "Жилые здания"). Дополнительно сообщает, что в соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Из этого перечисления следует, что критерием, исключающим отнесение того или иного объекта к объектам капитального строительства, является временный характер использования объекта. Неотъемлемым признаком здания, сооружения в соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданским кодексом Российской Федерации как объекта недвижимого имущества является то, что перемещение таких объектов, включая здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Очевидно, что применительно к содержащимся в указанных актах законодательства определениям такие объекты как железобетонные заборы, рекламные конструкции и пр. не могут классифицироваться как объекты капитального строительства, поскольку являются временными постройками и сооружениями, могут быть перемещены и демонтированы без какого-либо ущерба их назначению. 5. В соответствии с пунктом 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик или заказчик должен направить извещение о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства с приложением соответствующих документов, не позднее, чем за семь рабочих дней до начала работ, в орган государственного строительного надзора, если такой надзор предусмотрен статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации. На основании статьи 11 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации органами государственного строительного надзора проводятся проверки как в случае получения извещений, указанных в частях 5, 6 статьи 52 и части 3 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так и в случае обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления. В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под строительством понимает создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства), то есть фактическое выполнение работ независимо от наличия или отсутствия разрешения на строительство, проектной документации. Из этого следует, что при получении сведений из вышеназванных источников о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства орган, осуществляющий государственный строительный надзор, обязан провести проверку этих сведений и, в случае обнаружения осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта приступить к осуществлению такого надзора. Также орган государственного строительного надзора обязан приступить к осуществлению государственного строительного надзора в случае получения в соответствии с частью 15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации копии разрешения на строительство. Одновременно сообщаем, что непредставление в орган государственного строительного надзора извещения образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При обнаружении указанного правонарушения должностное лицо органа государственного строительного надзора обязано составить протокол об административном правонарушении и передать материалы в суд для рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Несоблюдение обязанности застройщиком или заказчиком направить в орган государственного строительного надзора извещения по смыслу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не влечет признания строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства самовольной постройкой. В случае строительства объекта капитального строительства без разрешения, если его получение предусмотрено статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, орган государственного строительного надзора обязан составить протокол и рассмотреть дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.5 Кодекса Российской Федерации. При этом за строительство объекта капитального строительства без разрешения указанной статьей не предусмотрено наложения административного наказания в виде административного приостановления строительства. 6. В соответствии с частью 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти выдает разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент. Перечень таких земельных участков приведен в статье 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 6 статьи 51 Градостроительного Кодекса разрешение на строительство выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков. Перечень объектов, для размещения которых допускается изъятие, в том числе и путем выкупа земельных участков, установлен статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации. К таким объектам относятся: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту государственной границы Российской Федерации; линейные объекты федерального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий. До настоящего времени Правительством Российской Федерации не определен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешений на строительство в отношении перечисленных объектов. Вместе с тем, выдача в отношении таких объектов соответствующих разрешений органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления будет противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации. Пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. Под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований". К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения. Кроме того, критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. К таким сооружениям можно отнести мобильные сборно-разборные и контейнерные здания и склады, гаражи, блокпосты для охраны объектов и другие подобные сооружения. 7. В соответствии с частью 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также пунктом 4 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации в предмет такого надзора входит проверка соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации. В случае отсутствия технических регламентов в предмет государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", пунктом 4 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации входит проверка соответствия выполняемых работ требованиям строительных норм и правил, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, правил безопасности, государственных стандартов, других нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства. Требования, подлежащие обязательному исполнению, должны соответствовать целям, установленным пунктом 1 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании". Согласно разъяснениям Госстроя России (письмо от 22 декабря 2003 г. № ЛБ-8381/9) до вступления в силу соответствующих технических регламентов в области строительства подлежат обязательному исполнению требования действующих нормативных документов в строительстве, принятых до 1 июля 2003 года, направленные на достижение целей технического регулирования и обеспечивающие, в том числе, надежность зданий и сооружений и их инженерных систем в расчетных условиях эксплуатации, прочность и устойчивость строительных конструкций и оснований; устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей в расчетных условиях опасных природных воздействий (в том числе сейсмических) и при пожарах; охрану окружающей среды, экологическую безопасность и соблюдение санитарных правил при осуществлении градостроительной деятельности (в том числе рациональное использование природных ресурсов). Под "иными нормативными правовыми актами", проверку на соответствие которым проходят выполненные работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, понимается законодательство о градостроительной деятельности, определяемое в соответствии со статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В отношении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, применительно к которым осуществление подготовки проектной документации в соответствии с частью 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется, проверка соответствия выполняемых работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства проводится органом государственного строительного надзора с учетом требований технических регламентов, иных нормативных правовых актов. 8. В соответствии с пунктом 6 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Таким образом, предписание, выданное органом государственного строительного надзора, не является документом о приостановлении (запрете) строительства. Приостановление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении физических лиц такое административное наказание не применяется. Вместе с тем, не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков является в соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязанностью лица, осуществляющего строительство, которое в соответствии с частью 2 указанной статьи 52 может быть как физическим, так и юридическим лицом. Указанное лицо должно соблюдать такой запрет в силу вышеназванной правовой нормы, а не предписания об устранении выявленных нарушений. Нарушение такого запрета является составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Из содержания части 6 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что акт составляется только по результатам проведенной органом государственного строительного надзора проверки в случае обнаружения нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации. Указанный акт является основанием для последующей выдачи органом государственного строительного надзора предписания об устранении таких нарушений. В случае отсутствия нарушений, т.е. иные результаты проверки, орган государственного строительного надзора вносит соответствующую запись в общий и (или) специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ. При осуществлении государственного строительного надзора необходимо иметь в виду, что в соответствии с частью 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 9. Выданное органом государственного строительного надзора в соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктом 17 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации заключение о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации означает, что все указанные требования выполнены полностью. В частности, все работы, предусмотренные проектной документацией, включая благоустройство, отделку фасадов и пр., должны быть выполнены до выдачи органом государственного строительного надзора указанного заключения. Дополнительно сообщаем, что в случаях, когда государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства не осуществлялся и невозможно подтвердить соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, оснований для выдачи органом государственного строительного надзора заключения о соответствии не имеется. 10. В соответствии с частью 5 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию находится в компетенции органа, выдавшего разрешение на строительство. Решение о выдаче заявителю разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или отказ в выдаче такого разрешения принимается на основании документов, указанных в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Разрешение на ввод объекта капитального строительства согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Таким образом, выдача разрешений на ввод объекта в эксплуатацию в части отдельных помещений, если разрешение на строительство было выдано применительно ко всему объекту капитального строительства, статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусмотрена. Дополнительно сообщаем, что в случаях, когда согласно части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для осуществления строительства выдача разрешения на строительство не требуется, в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации не выдается также и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Основания для государственной регистрации права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества установлены Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Статья 25.3 указанного федерального закона конкретизирует основания для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство. 11. В соответствии с частью 12 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривается введение Правительством Российской Федерации формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (постановление Правительства Российской Федерацией от 24 ноября 2005 г. № 698). Аналогичные формы вводятся Правительством Российской Федерации применительно к градостроительному плану земельного участка (постановление Правительства Российской Федерацией от 29 декабря 2005 г. № 840), разрешению на строительство (постановление Правительства Российской Федерацией от 24 ноября 2005 г. № 698). Требования такого рода к документам, предъявляемым заявителем на основании части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, не предусмотрены. В отношении указанных документов следует руководствоваться требованиями к их содержанию, предусмотренными соответствующими актами законодательства Российской Федерации. Так, в отношении акта приемки объекта капитального строительства, в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора, применяются требования гражданского законодательства Российской Федерации, в частности пункта 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации. Применительно к форме КС-11 "Акт приемки законченного строительством объекта", принятой Государственным комитетом Российской Федерации по статистике постановлением от 30 октября 1997 г. № 71а, необходимо отметить, что принятие этой и других форм обусловлено необходимостью реализации положений Федерального закона "О бухгалтерском учете" и постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 835 "О первичных учетных документах", которые не относятся к гражданскому законодательству Российской Федерации или законодательству Российской Федерации о градостроительной деятельности. Очевидно, что акт приемки объекта капитального строительства, в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора, не может рассматриваться как акт комиссии по приемке объекта в эксплуатации, действовавший до принятия Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании постановления Госстроя СССР от 21 апреля 1987 г. № 84 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения". Действующий Градостроительный кодекс Российской Федерации не предусматривает создание комиссий по приемке в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов. 12. При выявлении случаев эксплуатации объекта капитального строительства без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если получение такого разрешения предусмотрено Градостроительным кодексом Российской Федерации, при условии, что органом государственного надзора выдано заключение в соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, орган государственного строительного надзора передает соответствующие материалы в правоохранительные органы, поскольку отношения, связанные с эксплуатацией объектов капитального строительства не входят в предмет деятельности по государственному строительному надзору. В тех случаях, когда указанное заключение органом государственного строительного надзора не выдавалось, то это означает, что строительство, реконструкция или капитальный ремонт не закончены, и орган государственного строительного надзора выдает соответствующие предписания об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальному ремонту и предпринимает необходимые меры по обеспечению их исполнения, включая реализацию административно-юрисдикционных полномочий (статьи 9.4, 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). 13. В соответствии со статьей 58 Градостроительного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанное требование распространяется и на должностных лиц органов государственного строительного надзора, что прямо закреплено пунктом 25 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации. Российская Федерация и субъект Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации несут субсидиарную ответственность с лицами, осуществляющими строительство, за причинение вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате несоответствия построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов, проектной документации в случае ненадлежащего осуществления федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, такого надзора. В проектной документации в соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяются все архитектурные, функционально - технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства. Положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации подтверждает соответствие проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. Таким образом, в случае наличия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, не соответствующей требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, субсидиарную ответственность с лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, несут соответственно Российская Федерация и субъект Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации. 14. Статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации указывает на необходимость предоставления для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию только заключения органа государственного строительного надзора и заключения органа государственного пожарного надзора. Таким образом, для целей получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется получения каких - либо заключений или документов иных надзорных органов. Вместе с тем, действующее законодательство Российской Федерации в настоящее время допускает исполнение другими органами исполнительной власти надзорных полномочий при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, помимо органов государственного строительного надзора. Однако, необходимо отметить, что с 1 января 2007 г. осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства согласно части 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается. Это объясняется содержанием предмета государственного строительного надзора, изложенным в части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку при государственном строительном надзоре осуществляется проверка соблюдения в процессе выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонте объектов капитального строительства всех требований, указанных в проектной документации, и технических регламентах, включая санитарно-эпидемиологические, экологические требования, требования государственной охраны объектов культурного наследия, требования промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также иных нормативных правовых актов. В настоящее время Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении принят законопроект № 317064-4 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым предусматривается создание правовых условий для реализации положений части 6 статьи 49 и части 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также предусмотрено внесений изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие акты законодательства Российской Федерации. 15. Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" установлено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору организует научно-методическое обеспечение государственного строительного надзора в Российской Федерации. В настоящее время разработка нормативных правовых актов и методических рекомендаций в сфере государственного строительного надзора осуществляется в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2006 г. № 310.
|