Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору "Об утверждении Методики разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух" (в редакции, актуальной с 28 августа 2017 г., В соответствии с подпунктом 5.2.2.15 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2006, № 5, ст. 544; № 23, ст. 2527; № 52, ст. 5587; 2008, № 22, ст. 2581; № 46, ст. 5337; 2009, № 6, ст. 738; № 33, ст. 4081; № 49, ст. 5976; 2010, № 9, ст. 960; № 26, ст. 3350; № 38, ст. 4835; 2011, № 6, ст. 888; № 14, ст. 1935; № 41, ст. 5750; № 50, ст. 7385; 2012, № 29, ст. 4123; № 42, ст. 5726), и пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. № 78 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления отдельных полномочий Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 9, ст. 1246; 2012, № 15, ст. 1781) приказываю: утвердить прилагаемую Методику разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух.
Методика разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух (утв. приказом Федеральной службы по экологическому,
технологическому I. Общие положения1. Методика разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух (далее - Методика) разработана в соответствии с: Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст. 133; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 27, ст. 3213; 2008, № 26, ст. 3012; № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 11, ст. 1261; № 52, ст. 6450; 2011, № 1, ст. 54; № 29, ст. 4281; № 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; № 48, ст. 6732; № 50, ст. 7359; 2012, № 26, ст. 3446); Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; 2001, № 29, ст. 2949; 2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 46, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 52, ст. 6450; 2011, № 29, ст. 4281; № 30, ст. 4590, ст. 4596; № 45, ст. 6333; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7025; 2012, № 26, ст. 3446); Федеральным законом от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ст. 2222; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17, ст. 21; № 52, ст. 6450; 2011, № 30, ст. 4590, ст. 4596; № 48, ст. 6732; 2012, № 26, ст. 3446); Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4556; 1998, № 16, ст. 1800; 2004, № 35, ст. 3607; № 52, ст. 5276; 2006, № 1, ст. 10; № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2008, № 20, ст. 2260; № 26, ст. 3015; № 30, ст. 3616, ст. 3618; № 45, ст. 5148; 2009, № 1, ст. 17; № 19, ст. 2283; 2011, № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4591, ст. 4594, ст. 4596; 2012, № 26, ст. 3446; № 31, ст. 4322); Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1, ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27, ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21, ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 40, ст. 4969; 2011, № 1, ст. 6; № 30, ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; № 50, ст. 7359; 2012, № 24, ст. 3069; № 26, ст. 3446); Федеральным законом от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 141; 2004, № 35, ст. 3607; 2008, № 30, ст. 3616; 2011, № 30, ст. 4590, ст. 4596); Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 183 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 11, ст. 1180; 2007, № 17, ст. 2045; 2009, № 18, ст. 2248; 2011, № 9, ст. 1246; 2012, № 37, ст. 5002); подпунктом 5.2.2.15 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2006, № 5, ст. 544; № 23, ст. 2527; № 52, ст. 5587; 2008, № 22, ст. 2581; № 46, ст. 5337; 2009, № 6, ст. 738; № 33, ст. 4081; № 49, ст. 5976; 2010, № 9, ст. 960; № 26, ст. 3350; № 38, ст. 4835; 2011, № 6, ст. 888; № 14, ст. 1935; № 41, ст. 5750; № 50, ст. 7385; 2012, № 29, ст. 4123; № 42, ст. 5726); пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. № 78 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления отдельных полномочий Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 9, ст. 1246; 2012, № 15, ст. 1781); постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 июля 2009 г. № 47 "Об утверждении СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2009 г., регистрационный № 14534; "Российская газета", 2009 г., № 171/1); постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 апреля 2010 г. № 40 "Об утверждении СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 11 августа 2010 г., регистрационный № 18115; "Российская газета", 2010 г., № 210/1); постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 апреля 2003 г. № 69 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.6.1.24-03 "Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций" (СП АС-03)" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 26 мая 2003 г., регистрационный № 4593; "Российская газета", 2003 г., № 119/1); постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 мая 2001 г. № 14 "О введении в действие санитарных правил "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест СанПиН 2.1.6.1032-01" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 мая 2001 г., регистрационный № 2711; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2001, № 22; № 31); постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 октября 2003 г. № 158 "О введении в действие санитарных правил СП 2.6.1.45-03 "Обеспечение радиационной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации атомных теплоэлектростанций малой мощности на базе плавучего энергетического блока СП АТЭС-2003" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 17 декабря 2003 г., регистрационный № 5332; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2004, № 6); абзац шестнадцатый пункта 1 утратил силу согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 июня 2017 г. № 233; распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. № 1316-р "Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 29, ст. 4524). 2. Применяемые сокращения и условные обозначения приведены в приложении № 1 к настоящей Методике, основные термины и определения - в приложении № 2 к настоящей Методике. 3. Настоящая Методика распространяется на организации, эксплуатирующие объекты, представляющие собой стационарные и эксплуатируемые в стационарных условиях источники выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух (далее - организации), в том числе эксплуатирующие организации объектов использования атомной энергии (далее - ОИАЭ) и иные организации, эксплуатирующие промышленные объекты, не являющиеся ОИАЭ, но производящие выбросы радиоактивных веществ в атмосферный воздух (далее - промышленные объекты). 4. Настоящая Методика не распространяется на организации, эксплуатирующие ОИАЭ или промышленные объекты, представляющие собой подвижные источники выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух. 5. Настоящая Методика устанавливает порядок и методы разработки нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух (далее - ПДВ) из стационарных и эксплуатируемых в стационарных условиях ОИАЭ (для условий их нормальной эксплуатации) и промышленных объектов (для любых условий их эксплуатации), производящих непрерывные и кратковременно повышенные (но не превышающие 1/100 от полных годовых) выбросы. 6. Величины ПДВ устанавливаются для всех организаций, выбросы радиоактивных веществ в атмосферный воздух из всех стационарных источников которых не удовлетворяют условию: где 7. ПДВ устанавливаются для конкретного
стационарного источника выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух в
форме таблиц ПДВ устанавливаются для каждого источника выбросов организации, суммарный выброс которого создает без учета рассеивания индивидуальную годовую эффективную дозу более 10 мкЗв и для всех радионуклидов, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, суммарный вклад которых в годовую эффективную дозу облучения лиц из критической группы населения, создаваемую выбросом этого источника, составляет не менее 99 %, исходя из условий: 1) непревышения выделенной организации части предела эффективной дозы (или пределов каждой из эквивалентных доз) для лиц из населения (далее - ПД, Зв/год), приведенных в таблице № 3.1 "Основные пределы доз" санитарных правил и нормативов СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 июля 2009 г. № 47 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2009 г., регистрационный № 14534), от всех путей облучения, связанных с выбросами радионуклидов в атмосферный воздух из всех источников выброса организации, установленной для ограничения облучения населения от этой организации (далее - квоты δ от ПД, или квоты δ). Для атомных станций квоты установлены в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.6.1.24-03 "Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций (СП АС-03)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 апреля 2003 г. № 69 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 26 мая 2003 г., регистрационный № 4593) и являются фиксированными; 2) обеспечения сохранения благоприятных условий жизнедеятельности человека и устойчивого функционирования естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, а также сохранения биологического видового разнообразия. 8. Условие, изложенное в подпункте 1) пункта 7 настоящей Методики, выполняется, если соблюдается соотношение: где 9. Условие, изложенное в подпункте 2) пункта 7 настоящей Методики, выполняется, если соблюдается соотношение: где накопление в приповерхностном слое почвы или в донных
отложениях, расположенных в окрестности источника выброса поверхностных
водоемов r-го радионуклида в концентрациях ( накопление r-го радионуклида в продуктах питания, воде источников питьевого водоснабжения и биоте в концентрациях, превышающих установленные допустимые уровни. II. Порядок разработки (определения) и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух10. Проекты нормативов ПДВ разрабатываются организациями для их последующего установления территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для конкретного стационарного источника выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) впервые - до ввода в эксплуатацию ОИАЭ и промышленных объектов, далее - каждый раз, когда по результатам мониторинга радиоактивного загрязнения компонент окружающей среды (радиационной обстановки) в зоне потенциального влияния выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух, производимых ОИАЭ и промышленными объектами организации, будет установлено превышение уровня этого загрязнения по сравнению с прогнозными значениями, но не реже, чем один раз в 5 лет. Организации, эксплуатирующие существующие ОИАЭ и промышленные объекты, должны разработать проекты нормативов ПДВ в соответствии с настоящей Методикой и представить их для установления нормативов ПДВ в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не позднее, чем через 6 месяцев после вступления в силу настоящей Методики. В случае изменения условий, влияющих на радиационную обстановку и на дозы облучения критической группы населения за счет выбросов, а также изменений технологии, необходим внеочередной пересмотр нормативов ПДВ. 11. При разработке нормативов ПДВ организация на первом этапе проводит радиационно-техническое обследование (инвентаризацию) существующих источников выбросов радиоактивных веществ и определяет фактическое радиоактивное загрязнение атмосферного воздуха в контрольных точках. Результаты радиационно-технического обследования документируются в отчете "Радиационно-техническое обследование для оценки влияния существующих выбросов организации на окружающую среду", содержащем: 1) описание используемых технологических процессов и связанных с ними выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух; 2) результаты обследования (инвентаризацию) существующих и вновь создаваемых источников выбросов радиоактивных веществ, включая радионуклидный состав и условия выбросов (геометрические характеристики источников, температура и скорость выбрасываемой газоаэрозольной смеси, размеры близлежащих зданий), дисперсность аэрозольной компоненты и ее физико-химическую форму для установления классов транспортабельности; 3) данные по динамике выбросов по годам (за последние 5 лет) или проектные данные о среднегодовом выбросе, диапазон разброса (дисперсия) его значений, возможные максимальные значения; 4) карту промплощадки (включая санитарно-защитную зону) с указанием всех источников выбросов и характеристик застройки; 5) характеристику существующего на текущий момент времени загрязнения объектов окружающей среды (фонового загрязнения) в зоне потенциального влияния выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух, производимых ОИАЭ и промышленными объектами организации - на промплошадке, в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения - с оценкой вклада в это загрязнение за счет предыдущей деятельности, карту годовых доз фонового излучения на местности (предоставляется при необходимости); 6) прогнозные расчеты годовых доз облучения населения, связанных с планируемым вводом в эксплуатацию новых источников выбросов. 12. На втором этапе на основе результатов прогнозных расчетов годовых доз облучения населения разрабатывается проект нормативов ПДВ, а также производных от них дифференциальных величин (критериев, пределов и показателей), необходимых для практической деятельности по мониторингу и контролю за ограничением фактических выбросов. По результатам работ подготавливается том "Нормативы предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух", содержащий проект нормативов ПДВ для каждого источника и для организации в целом. III. Методы разработки (определения) нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух13. Расчет величин ПДВ необходимо выполнять по соотношению, связывающему выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух Q с дозой облучения населения E, с учетом того, что для каждого отдельного радионуклида, содержащегося в выбрасываемых радиоактивных веществах, в обобщенном виде это соотношение может быть представлено, как: где Е - годовая эффективная или эквивалентная Н
(в хрусталике глаза, коже, кистях и стопах) индивидуальная доза, получаемая
критической группой лиц из населения, живущими и работающими в
"окрестности" точки (х,у) местности, Зв/год; Q -
величина годового выброса данного радионуклида в составе выбрасываемых
радиоактивных веществ, Бк/год; 14. В случае выброса из одного источника радиоактивного
вещества, содержащего несколько радионуклидов, для каждого из них должно быть
установлено значение Значения общих где Входящие в формулу (6) условные обозначения определены в приложении № 1 к настоящей Методике. Значения общих где Для установления окончательных значений где индекс k относится к эффективной дозе и
эквивалентным дозам в хрусталике глаза, коже, кистях и стопах соответственно; δk - величины выделенной
квоты по эффективной дозе, по эквивалентным дозам в хрусталике глаза, коже,
кистях и стопах (в случае, если квоты пределов эквивалентных доз не
установлены, их значения принимаются равными 15. При определении общих где 16. Поле доз, рассчитанное по формуле (9), может иметь сложную конфигурацию с несколькими
локальными максимумами, наибольший из которых должен быть принят в качестве
"критической точки местности". Для общего случая нормативы общих 17. Если рассматривается изолированная группа близко
расположенных источников с похожим радионуклидным составом выбросов (типичным
примером такой группы является атомная электростанция, в состав которой входит
несколько блоков с раздельными выбросами радиоактивных веществ в атмосферу), их
можно рассматривать, как один источник (критерием возможности такого рассмотрения
является совпадение для всех источников положения максимумов функционалов 18. Если выброс группы источников не приводит к облучению в дозе свыше 10 мкЗв/год в каждой критической точке местности, допускается обосновывать значения ПДВ, исходя из фактической величины и радионуклидного состава выбросов каждого источника, без выполнения дальнейшей оптимизации. 19. По завершению разработки проекта нормативов ПДВ для всех источников выбросов, имеющихся в организации, должна быть выполнена расчетная проверка корректности их значений. Результат проверки считается положительным, если в поле доз от всех источников организации, одновременно осуществляющих непрерывный выброс на уровне значений ПДВ, со значениями консервативно определенных погрешностей расчетов, добавленными к расчетным значениям доз, не будет ни одного значения, превышающего установленную квоту δ от ПД. 20. При необходимости обеспечения выполнения сохранения
условий устойчивого функционирования естественных экологических систем,
природных и природно-антропогенных объектов по какому-либо конкретному
установленному пределу приемлемого воздействия l-го типа на эти системы
и объекты где - В случае, если полученное значение этого показателя Приложение № 1к Методике разработки и
установления Сокращения и условные обозначения
Приложение № 2к Методике разработки и
установления Основные термины и определения 1. Группа критическая - группа лиц из населения (не менее 10 человек), однородная по одному или нескольким признакам - полу, возрасту, социальным или профессиональным условиям, месту проживания, рациону питания, которая подвергается наибольшему радиационному воздействию по данному пути облучения от данного источника излучения. 2. Источник выброса - сооружение, устройство или установка, эксплуатируемые организацией, хранящиеся на поверхности земли вне каких-либо инженерных сооружений радиоактивно загрязненные вещества, принадлежащие организации, или радиоактивно загрязненные за счет деятельности организации участки территории (вне зависимости от того, на территории организации или за ее пределами эти хранящиеся вещества или участки территории расположены), из которых загрязняющее вещество поступает в атмосферный воздух. 3. Кратковременный повышенный выброс - непродолжительный выброс, который осуществляется во время регламентных работ по обслуживанию установок или устройств (при планово-предупредительных работах, ремонте, газовой продувке контуров, дезактивации оборудования). 4. Критическая точка местности - точка, в которой реализуются максимальные уровни облучения людей от выбросов радиоактивных веществ организации с учетом всех путей облучения. 5. Непрерывный выброс - длительный выброс в атмосферный воздух радиоактивных веществ, осуществляемый в течение всего периода эксплуатации установки или устройства при работе ее на мощности или в ином режиме, предусмотренном регламентом работы. 6. Предельно допустимый выброс - норматив разрешенного для организации выброса радионуклидов в атмосферный воздух за год, рассчитываемый на основе установленной квоты.
|