Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2012 г. № 1185 "Об определении порядка и сроков создания единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами" (в редакции, актуальной с 22 сентября 2017 г., В соответствии со статьей 11 Федерального закона "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение об определении порядка и сроков создания единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами. 2. Принять предложение Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", согласованное с Министерством финансов Российской Федерации, о реализации мероприятий по созданию единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами за счет средств фонда финансирования расходов на захоронение радиоактивных отходов органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами и средств субъектов, указанных в пункте 2 Положения, утвержденного настоящим постановлением, а также с привлечением в установленном порядке средств федерального бюджета.
Положение об определении порядка и сроков создания единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами (утв. постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2012 г. № 1185) 1. Настоящее Положение определяет порядок и сроки создания единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами. 2. Создание единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами предусматривает взаимодействие следующих субъектов, осуществляющих деятельность в области обращения с радиоактивными отходами: орган государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами; федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление использованием атомной энергии в пределах своих полномочий; федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии в пределах своих полномочий; федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью при обращении с радиоактивными отходами, образующимися в результате осуществления видов деятельности, связанных с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения; национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами - юридическое лицо, уполномоченное в соответствии с Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществлять деятельность по захоронению радиоактивных отходов и иные виды деятельности по обращению с радиоактивными отходами; специализированные организации по обращению с радиоактивными отходами - юридические лица, выполняющие работы и предоставляющие услуги по сбору, сортировке, переработке, кондиционированию, перевозке, хранению радиоактивных отходов, эксплуатации, выводу из эксплуатации или закрытию пунктов хранения радиоактивных отходов; организации, в результате осуществления деятельности которых образуются радиоактивные отходы. 3. Научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение создания единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами осуществляется Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом". 4. Создание единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами осуществляется в 3 этапа. На первом этапе (до 1 января 2015 г.) создаются нормативные и организационные основы единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами, включая проведение в установленном порядке первичной регистрации радиоактивных отходов и мест их размещения, в том числе: устанавливаются критерии отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критерии отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам, критерии классификации удаляемых радиоактивных отходов; определяется порядок передачи радиоактивных отходов на захоронение, в том числе радиоактивных отходов, образовавшихся при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия, ядерных энергетических установок военного назначения; разрабатываются и утверждаются в установленном порядке федеральные нормы, правила и организационно-распорядительные документы, необходимые для создания единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами; проводится в установленном порядке первичная регистрация радиоактивных отходов и мест их размещения; составляется прогноз образования радиоактивных отходов; определяются собственники радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов, являющихся бесхозяйными (объекты проведения мирных ядерных взрывов, затопленные объекты и др.); утверждаются схемы территориального планирования размещения пунктов захоронения радиоактивных отходов; утверждается перечень организаций, в результате осуществления деятельности которых по добыче и переработке урановых руд образуются радиоактивные отходы, и организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты и осуществляющих деятельность, в результате которой образуются очень низкоактивные радиоактивные отходы, а также осуществляющих захоронение указанных отходов в пунктах захоронения радиоактивных отходов, размещаемых на используемых такими организациями земельных участках; устанавливается размер тарифов на захоронение радиоактивных отходов. На втором этапе (до 1 января 2018 г.) создается система захоронения низкоактивных и среднеактивных радиоактивных отходов, в том числе: принимается решение о сооружении пунктов хранения, находящихся в федеральной собственности либо имеющих федеральное или межрегиональное значение, о выводе пунктов хранения из эксплуатации, а также о последующем хранении радиоактивных отходов в соответствии с утвержденной на первом этапе схемой территориального планирования размещения пунктов захоронения радиоактивных отходов; проектируются, строятся и вводятся в эксплуатацию первоочередные пункты захоронения низкоактивных и среднеактивных радиоактивных отходов. На третьем этапе (до 1 января 2025 г.) создается система захоронения высокоактивных радиоактивных отходов, осуществляется перевод пунктов размещения особых радиоактивных отходов в пункты консервации особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов в пункты захоронения радиоактивных отходов, в том числе: вводятся в эксплуатацию объекты подземной исследовательской лаборатории для проведения исследований с целью подтверждения безопасности создания пункта глубинного захоронения высокоактивных радиоактивных отходов; вводятся в эксплуатацию пункты захоронения низкоактивных и среднеактивных радиоактивных отходов и осуществляется захоронение этих отходов объемом до 200000 куб. метров; выполняются работы по проектированию пунктов размещения особых радиоактивных отходов в целях преобразования их в пункты консервации особых радиоактивных отходов; проводятся мероприятия по переводу пунктов размещения особых радиоактивных отходов в пункты консервации особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов в пункты захоронения радиоактивных отходов. 5. Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" с участием субъектов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, в рамках установленных полномочий и функций разрабатывает единые методические материалы и план мероприятий по реализации второго и третьего этапов создания единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами и представляет их на рассмотрение в Правительство Российской Федерации за 2 месяца до начала очередного этапа. План мероприятий по реализации первого этапа единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами представляется в Правительство Российской Федерации в I квартале 2013 г.
|